Римлянам 8 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Οὐδὲν Никакое 3762 A-NSN-N
ἄρα итак 686 PRT
νῦν теперь 3568 ADV
κατάκριμα осуждение 2631 N-NSN
τοῖς которым 3588 T-DPM
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ· Иисусе; 2424 N-DSM
2
 3588 T-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
νόμος закон 3551 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς жизни 2222 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
ἠλευθέρωσέν освободил 1659 V-AAI-3S
σε тебя 4571 P-2AS
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου закона 3551 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
ἁμαρτίας греха 266 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου. смерти. 2288 N-GSM
3
τὸ  3588 T-NSN
γὰρ Ведь 1063 CONJ
ἀδύνατον бессильное 102 A-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου, закона, 3551 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
котором 3739 R-DSN
ἠσθένει он имел слабость 770 V-IAI-3S
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
σαρκός, плоть, 4561 N-GSF
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
τὸν  3588 T-ASM
ἑαυτοῦ Своего 1438 F-3GSM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
πέμψας пославший 3992 V-AAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
ὁμοιώματι подобии 3667 N-DSN
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
ἁμαρτίας греха 266 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
περὶ о 4012 PREP
ἁμαρτίας грехе 266 N-GSF
κατέκρινεν осудил 2632 V-AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
ἁμαρτίαν грех 266 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
σαρκί, плоти, 4561 N-DSF
4
ἵνα чтобы 2443 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
δικαίωμα требование 1345 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου закона 3551 N-GSM
πληρωθῇ было исполнено 4137 V-APS-3S
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν нас 2254 P-1DP
τοῖς  3588 T-DPM
μὴ не 3361 PRT-N
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα плоти 4561 N-ASF
περιπατοῦσιν ходящих 4043 V-PAP-DPM
ἀλλὰ но 235 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
πνεῦμα. духу. 4151 N-ASN
5
οἱ  3588 T-NPM
γὰρ Ведь 1063 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα плоти 4561 N-ASF
ὄντες сущие 1510 V-PAP-NPM
τὰ  3588 T-APN
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς [о] плоти 4561 N-GSF
φρονοῦσιν, думают, 5426 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
πνεῦμα духу 4151 N-ASN
τὰ [о] котором 3588 T-APN
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος. духа. 4151 N-GSN
6
τὸ  3588 T-NSN
γὰρ Ведь 1063 CONJ
φρόνημα дума 5427 N-NSN
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
θάνατος, смерть, 2288 N-NSM
τὸ  3588 T-NSN
δὲ же 1161 CONJ
φρόνημα дума 5427 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος духа 4151 N-GSN
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη· мир; 1515 N-NSF
7
διότι потому что 1360 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
φρόνημα дума 5427 N-NSN
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
ἔχθρα вражда 2189 N-NSF
εἰς на 1519 PREP
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
τῷ  3588 T-DSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
νόμῳ Закону 3551 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ὑποτάσσεται, подчиняется, 5293 V-PPI-3S
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
δύναται· может; 1410 V-PNI-3S
8
οἱ  3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐν в 1722 PREP
σαρκὶ плоти 4561 N-DSF
ὄντες сущие 1510 V-PAP-NPM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
ἀρέσαι угодить 700 V-AAN
οὐ не 3739 PRT-N
δύνανται. могут. 1410 V-PNI-3P
9
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δὲ же 1161 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐστὲ есть 1510 V-PAI-2P
ἐν в 1722 PREP
σαρκὶ плоти 4561 N-DSF
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι, духе, 4151 N-DSN
εἴπερ если только 1512 COND
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οἰκεῖ живёт 3611 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν. вас. 5213 P-2DP
εἰ Если 1487 COND
δέ же 1161 CONJ
τις кто-либо 5100 X-NSM
πνεῦμα Духа 4151 N-ASN
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχει, имеет, 2192 V-PAI-3S
οὗτος этот 3778 D-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
10
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν, вас, 5213 P-2DP
τὸ  3588 T-NSN
μὲν ведь 3303 PRT
σῶμα тело 4983 N-NSN
νεκρὸν мертво 3498 A-NSN
διὰ из-за 1223 PREP
ἁμαρτίαν, греха, 266 N-ASF
τὸ  3588 T-NSN
δὲ же 1161 CONJ
πνεῦμα дух 4151 N-NSN
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
διὰ из-за 1223 PREP
δικαιοσύνην. праведности. 1343 N-ASF
11
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
ἐγείραντος Воскресившего 1453 V-AAP-GSM
τὸν  3588 T-ASM
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
οἰκεῖ живёт 3611 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν, вас, 5213 P-2DP
 3588 T-NSM
ἐγείρας Воскресивший 1453 V-AAP-NSM
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
ζῳοποιήσει будет оживлять 2227 V-FAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-APN
θνητὰ смертные 2349 A-APN
σώματα тела́ 4983 N-APN
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
ἐνοικοῦντος обитающего 1774 V-PAP-GSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν. вас. 5213 P-2DP
12
Ἄρα Тогда 686 PRT
οὖν, итак, 3767 CONJ
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
ὀφειλέται должники 3781 N-NPM
ἐσμέν, мы есть, 1510 V-PAI-1P
οὐ не 3739 PRT-N
τῇ  3588 T-DSF
σαρκὶ плоти 4561 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα плоти 4561 N-ASF
ζῆν· [чтобы] жить; 2198 V-PAN
13
εἰ если 1487 COND
γὰρ ведь 1063 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα плоти 4561 N-ASF
ζῆτε живёте 2198 V-PAI-2P
μέλλετε готовитесь 3195 V-PAI-2P
ἀποθνῄσκειν, умирать, 599 V-PAN
εἰ если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
πνεύματι духом 4151 N-DSN
τὰς  3588 T-APF
πράξεις действия 4234 N-APF
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
θανατοῦτε умертвляете 2289 V-PAI-2P
ζήσεσθε. будете жить. 2198 V-FDI-2P
14
ὅσοι Сколькие 3745 K-NPM
γὰρ ведь 1063 CONJ
πνεύματι Духом 4151 N-DSN
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἄγονται, ведутся, 71 V-PPI-3P
οὗτοι эти 3778 D-NPM
υἱοὶ сыновья́ 5207 N-NPM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
εἰσιν. есть. 1510 V-PAI-3P
15
οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐλάβετε взяли 2983 V-2AAI-2P
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
δουλείας рабства 1397 N-GSF
πάλιν опять 3825 ADV
εἰς в 1519 PREP
φόβον, страх, 5401 N-ASM
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἐλάβετε взяли 2983 V-2AAI-2P
πνεῦμα Духа 4151 N-ASN
υἱοθεσίας, усыновления, 5206 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
котором 3739 R-DSN
κράζομεν, кричим, 2896 V-PAI-1P
Ἀββα Авва 5 N-PRI
 3588 T-NSM
πατήρ· Отец; 3962 N-NSM
16
αὐτὸ сам 846 P-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
συμμαρτυρεῖ сосвидетельствует 4828 V-PAI-3S
τῷ  3588 T-DSN
πνεύματι духу 4151 N-DSN
ἡμῶν нашему 2257 P-1GP
ὅτι что 3754 CONJ
ἐσμὲν мы есть 1510 V-PAI-1P
τέκνα дети 5043 N-NPN
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
17
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
τέκνα, дети, 5043 N-NPN
καὶ и 2532 CONJ
κληρονόμοι· наследники; 2818 N-NPM
κληρονόμοι наследники 2818 N-NPM
μὲν ведь 3303 PRT
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
συγκληρονόμοι сонаследники 4789 A-NPM
δὲ же 1161 CONJ
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
εἴπερ если только 1512 COND
συμπάσχομεν претерпеваем страдания вместе 4841 V-PAI-1P
ἵνα чтобы 2443 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
συνδοξασθῶμεν. мы были прославлены вместе. 4888 V-APS-1P
18
Λογίζομαι Считаю 3049 V-PNI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἄξια достойны 514 A-NPN
τὰ  3588 T-NPN
παθήματα страдания 3804 N-NPN
τοῦ  3588 T-GSM
νῦν нынешнего 3568 ADV
καιροῦ времени 2540 N-GSM
πρὸς против 4314 PREP
τὴν  3588 T-ASF
μέλλουσαν готовящейся 3195 V-PAP-ASF
δόξαν славы 1391 N-ASF
ἀποκαλυφθῆναι быть открытой 601 V-APN
εἰς в 1519 PREP
ἡμᾶς. нас. 2248 P-1AP
19
 1510 T-NSF
γὰρ Ведь 1063 CONJ
ἀποκαραδοκία упование 603 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
κτίσεως создания 2937 N-GSF
τὴν  3588 T-ASF
ἀποκάλυψιν открытие 602 N-ASF
τῶν  3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἀπεκδέχεται· ожидает; 553 V-PNI-3S
20
τῇ  3588 T-DSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
ματαιότητι суете 3153 N-DSF
 1510 T-NSF
κτίσις создание 2937 N-NSF
ὑπετάγη, было подчинено, 5293 V-2API-3S
οὐχ не 3756 PRT-N
ἑκοῦσα добровольное 1635 A-NSF
ἀλλὰ но 235 CONJ
διὰ из-за 1223 PREP
τὸν  3588 T-ASM
ὑποτάξαντα, подчинившего, 5293 V-AAP-ASM
ἐφ᾽ при 1909 PREP
ἑλπίδι надежде 1680 N-DSF
21
ὅτι что 3754 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὴ само 846 P-NSF
 1510 T-NSF
κτίσις создание 2937 N-NSF
ἐλευθερωθήσεται будет освобождено 1659 V-FPI-3S
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
δουλείας рабства 1397 N-GSF
τῆς  3588 T-GSF
φθορᾶς растления 5356 N-GSF
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἐλευθερίαν свободу 1657 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
τῶν  3588 T-GPN
τέκνων детей 5043 N-GPN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
22
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
πᾶσα всё 3956 A-NSF
 1510 T-NSF
κτίσις создание 2937 N-NSF
συστενάζει стонет вместе 4959 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
συνωδίνει мучается болями вместе 4944 V-PAI-3S
ἄχρι до 891 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
νῦν· ныне; 3568 ADV
23
οὐ не 3739 PRT-N
μόνον только 3440 ADV
δέ, же, 1161 CONJ
ἀλλὰ но 235 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
αὐτοὶ сами 846 P-NPM
τὴν  3588 T-ASF
ἀπαρχὴν начаток 536 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος духа 4151 N-GSN
ἔχοντες имеющие 2192 V-PAP-NPM
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
καὶ и 2532 CONJ
αὐτοὶ сами 846 P-NPM
ἐν в 1722 PREP
ἑαυτοῖς самих себе 1438 F-1DPM
στενάζομεν стонем 4727 V-PAI-1P
υἱοθεσίαν усыновления 5206 N-ASF
ἀπεκδεχόμενοι, ожидающие, 553 V-PNP-NPM
τὴν  3588 T-ASF
ἀπολύτρωσιν выкуп 629 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
ἡμῶν. нашего. 2257 P-1GP
24
τῇ  3588 T-DSF
γὰρ Ведь 1063 CONJ
ἐλπίδι [в] надежде 1680 N-DSF
ἐσώθημεν· мы были спасены; 4982 V-API-1P
ἐλπὶς надежда 1680 N-NSF
δὲ же 1161 CONJ
βλεπομένη видимая 991 V-PPP-NSF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐλπίς· надежда; 1680 N-NSF
[на] которое 3588 R-ASN
γὰρ ведь 1063 CONJ
βλέπει видит 991 V-PAI-3S
τίς кто 5100 I-NSM
ἐλπίζει; надеется? 1679 V-PAI-3S
25
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
[на] которое 3588 R-ASN
οὐ не 3739 PRT-N
βλέπομεν видим 991 V-PAI-1P
ἐλπίζομεν, надеемся, 1679 V-PAI-1P
δι᾽ через 1223 PREP
ὑπομονῆς стойкость 5281 N-GSF
ἀπεκδεχόμεθα. ожидаем. 553 V-PNI-1P
26
Ὡσαύτως Так же 5615 ADV
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
συναντιλαμβάνεται сотрудничает 4878 V-PNI-3S
τῇ  3588 T-DSF
ἀσθενείᾳ [со] слабостью 769 N-DSF
ἡμῶν· нашей; 2257 P-1GP
τὸ  3588 T-ASN
γὰρ ведь 1063 CONJ
τί [о] чём 5100 I-ASN
προσευξώμεθα мы помолились бы 4336 V-ADS-1P
καθὸ как 2526 ADV
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
οὐκ не 3756 PRT-N
οἴδαμεν, знаем, 1492 V-RAI-1P
ἀλλὰ но 235 CONJ
αὐτὸ Сам 846 P-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
ὑπερεντυγχάνει заступается 5241 V-PAI-3S
στεναγμοῖς стонами 4726 N-DPM
ἀλαλήτοις· несказанными; 215 A-DPM
27
 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἐραυνῶν Исследующий 2045 V-PAP-NSM
τὰς  3588 T-APF
καρδίας сердца́ 2588 N-APF
οἶδεν знает 1492 V-RAI-3S
τί какая 5100 I-NSN
τὸ  3588 T-NSN
φρόνημα мысль 5427 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος, Духа, 4151 N-GSN
ὅτι потому что 3754 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
θεὸν Богу 2316 N-ASM
ἐντυγχάνει вступается 1793 V-PAI-3S
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἁγίων. святых. 40 A-GPM
28
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
δὲ же 1161 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
τοῖς  3588 T-DPM
ἀγαπῶσιν любящим 25 V-PAP-DPM
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
πάντα всё 3956 A-APN
συνεργεῖ содействует 4903 V-PAI-3S
εἰς в 1519 PREP
ἀγαθόν, добро, 18 A-ASN
τοῖς которым 3588 T-DPM
κατὰ по 2596 PREP
πρόθεσιν предустановлению 4286 N-ASF
κλητοῖς званым 2822 A-DPM
οὖσιν. сущим. 1510 V-PAP-DPM
29
ὅτι Потому что 3754 CONJ
οὓς которых 3775 R-APM
προέγνω, Он предузнал, 4267 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
προώρισεν Он предопределил 4309 V-AAI-3S
συμμόρφους сходными 4832 A-APM
τῆς  3588 T-GSF
εἰκόνος изображения 1504 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
εἰς для [того, чтобы] 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
εἶναι быть 1510 V-PAN
αὐτὸν Ему 846 P-ASM
πρωτότοκον первенцем 4416 A-ASM-S
ἐν во 1722 PREP
πολλοῖς многих 4183 A-DPM
ἀδελφοῖς· братьях; 80 N-DPM
30
οὓς которых 3775 R-APM
δὲ же 1161 CONJ
προώρισεν, предопределил, 4309 V-AAI-3S
τούτους этих 5128 D-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκάλεσεν· призвал; 2564 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
οὓς которых 3775 R-APM
ἐκάλεσεν, призвал, 2564 V-AAI-3S
τούτους этих 5128 D-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐδικαίωσεν· оправдал; 1344 V-AAI-3S
οὓς которых 3775 R-APM
δὲ же 1161 CONJ
ἐδικαίωσεν, оправдал, 1344 V-AAI-3S
τούτους этих 5128 D-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐδόξασεν. прославил. 1392 V-AAI-3S
31
Τί Что 5100 I-ASN
οὖν итак 3767 CONJ
ἐροῦμεν скажем 2046 V-FAI-1P
πρὸς к 4314 PREP
ταῦτα; этому? 5023 D-APN
εἰ Если 1487 COND
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἡμῶν, нас, 2257 P-1GP
τίς кто 5100 I-NSM
καθ᾽ против 2596 PREP
ἡμῶν; нас? 2257 P-1GP
32
ὅς Который 3739 R-NSM
γε даже 1065 PRT
τοῦ  3588 T-GSM
ἰδίου собственного 2398 A-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐφείσατο, пощадил, 5339 V-ADI-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἡμῶν нас 2257 P-1GP
πάντων всех 3956 A-GPM
παρέδωκεν предал 3860 V-AAI-3S
αὐτόν, Его, 846 P-ASM
πῶς как 4459 ADV-I
οὐχὶ не 3780 PRT-I
καὶ и 2532 CONJ
σὺν с 4862 PREP
αὐτῷ Ним 846 P-DSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
χαρίσεται; дарует? 5483 V-FDI-3S
33
τίς Кто 5100 I-NSM
ἐγκαλέσει выдвинет обвинение 1458 V-FAI-3S
κατὰ против 2596 PREP
ἐκλεκτῶν выбранных 1588 A-GPM
θεοῦ; Бога? 2316 N-GSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
 3588 T-NSM
δικαιῶν· оправдывающий; 1342 V-PAP-NSM
34
τίς кто 5100 I-NSM
 3588 T-NSM
κατακρινῶν; осуждающий? 2632 V-FAP-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
[Ἰησοῦς] Иисус 2424 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀποθανών, умерший, 599 V-2AAP-NSM
μᾶλλον более 3123 ADV
δὲ же 1161 CONJ
ἐγερθείς, воскрешённый, 1453 V-APP-NSM
ὃς Который 3739 R-NSM
καί и 2532 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐν по 1722 PREP
δεξιᾷ правую [руку] 1188 A-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, [от] Бога, 2316 N-GSM
ὃς Который 3739 R-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐντυγχάνει вступается 1793 V-PAI-3S
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἡμῶν. нас. 2257 P-1GP
35
τίς Кто 5100 I-NSM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
χωρίσει отделит 5563 V-FAI-3S
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἀγάπης любви 26 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ; Христа? 5547 N-GSM
θλῖψις Бедствие 2347 N-NSF
или 1510 PRT
στενοχωρία притеснение 4730 N-NSF
или 1510 PRT
διωγμὸς гонение 1375 N-NSM
или 1510 PRT
λιμὸς голод 3042 N-NSM
или 1510 PRT
γυμνότης нагота 1132 N-NSF
или 1510 PRT
κίνδυνος опасность 2794 N-NSM
или 1510 PRT
μάχαιρα; меч? 3162 N-NSF
36
καθὼς Как 2531 ADV
γέγραπται написано 1125 V-RPI-3S
ὅτι что 3754 CONJ
Ἕνεκεν Ради 1752 PREP
σοῦ Тебя 4675 P-2GS
θανατούμεθα умерщвляемся 2289 V-PPI-1P
ὅλην весь 3650 A-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἡμέραν, день, 2250 N-ASF
ἐλογίσθημεν мы были сочтены 3049 V-API-1P
ὡς как 5613 ADV
πρόβατα о́вцы 4263 N-NPN
σφαγῆς. заклания. 4967 N-GSF
37
ἀλλ᾽ Но 235 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τούτοις этом 5125 D-DPN
πᾶσιν всём 3956 A-DPN
ὑπερνικῶμεν сверхпобеждаем 5245 V-PAI-1P
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
ἀγαπήσαντος Полюбившего 25 V-AAP-GSM
ἡμᾶς. нас. 2248 P-1AP
38
πέπεισμαι Я убеждён 3982 V-RPI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
οὔτε и не 3777 CONJ-N
θάνατος смерть 2288 N-NSM
οὔτε и не 3777 CONJ-N
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
οὔτε и не 3777 CONJ-N
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
οὔτε и не 3777 CONJ-N
ἀρχαὶ нача́ла 746 N-NPF
οὔτε и не 3777 CONJ-N
ἐνεστῶτα настоящее 1764 V-RAP-NPN
οὔτε и не 3777 CONJ-N
μέλλοντα готовящееся 3195 V-PAP-NPN
οὔτε и не 3777 CONJ-N
δυνάμεις силы 1411 N-NPF
39
οὔτε и не 3777 CONJ-N
ὕψωμα высота 5313 N-NSN
οὔτε и не 3777 CONJ-N
βάθος глубина 899 N-NSN
οὔτε и не 3777 CONJ-N
τις какое-либо 5100 X-NSF
κτίσις создание 2937 N-NSF
ἑτέρα другое 2087 A-NSF
δυνήσεται сможет 1410 V-FDI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
χωρίσαι отделить 5563 V-AAN
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἀγάπης любви 26 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
κυρίῳ Господе 2962 N-DSM
ἡμῶν. нашем. 2257 P-1GP

Комментарии Баркли

ОСВОБОЖДЕНИЕ НАШЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ (Рим 8:1−4)

Это очень трудный отрывок вследствие того, что он написан в чрезвычайно сжатой форме, потому что на протяжении всего отрывка Павел ссылается на то, о чём он говорил раньше.

Два слова употребляет Павел неоднократно в этой главе: плоть (саркс) и дух (пневма). Мы не сможем понять этот отрывок, если сперва не поймём в каком смысле Павел употребляет эти слова:

1) Саркс в буквальном смысле слова значит плоть. Уже самое беглое чтение писем Павла показывает, насколько часто и как он употребляет это слово в специфическом для него одного смысле. Собственно говоря, он употребляет его в трёх различных смыслах:

а) в буквальном смысле он говорит о физическом обрезании, то есть «во плоти» (Рим 2:28);

б) он снова и снова употребляет словосочетание ката сарка, буквально по плоти, в соответствии с плотью, что чаще всего означает с человеческой точки зрения; Он говорит, например, что Авраам является нашим прародителем ката сарка, то есть с человеческой точки зрения, что Иисус является сыном Давида ката сарка, (Рим 1:3), то есть по своей человеческой линии; что иудеи являются его родственниками ката сарка (Рим 9:3), то есть с точки зрения человеческих отношений. Когда Павел употребляет словосочетание ката сарка, оно всегда означает, что он смотрит на вещи с человеческой точки зрения.

в) однако, слово саркс выражает специфическое значение встречающееся только у Павла. Говоря о христианах, Павел говорит о днях, когда мы были во плоти (эн сарки) (Рим 1:5). Он говорит о живущих по плоти, в противоположность тем, кто ведёт христианский образ жизни (Рим 8:4−5). Он говорит, что живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим 8:8); что помышления плотские суть смерть (Рим 8:6, 8). Павел говорит о жизни по плоти (Рим 8:12) своим друзьям христианам. «Но вы не по плоти живёте» (Рим 8:9).

Ясно, особенно из последнего примера, что Павел употребляет слово плоть не просто в смысле тела, как это мы говорим о плоти и крови. Как же он тогда употребляет его? Он, собственно, имеет в виду, человеческую природу со всеми её слабостями и её уязвимости к греху. Он имеет в виду ту часть человека, через которую грех подчиняет себе человека, то есть грешную человеческую природу, без Христа; всё то, что связывает человека с мирским, а не с Богом. Жить по плоти — это значит жить жизнью, в которой преобладают веления и желания грешной человеческой природы вместо велений и любви к Богу. Плоть — это низкое в человеческой натуре.

Однако следует подчеркнуть, что когда Павел говорит об образе жизни человека, в котором преобладает плотское, саркс, он не имеет в виду одни только физические и половые грехи. Когда он приводит в Гал 5:19−21 перечень дел плоти, он включает в него не только физические и половые грехи, но также идолослужение, ненависть, гнев, вражду, ереси, зависть, убийство. В его понимании плоть — не чисто физическое, но и духовное понятие; она человеческая природа во всей своей греховности и слабости; то есть, чем является человек, не имеющий ни Бога, ни Христа.

2) Дух. Это слово употребляется в этой главе не менее двадцати раз. В Ветхом Завете оно имеет определённое значение. В древнееврейском языке руах имело два значения: а) оно значило не только Дух, но и ветер. В этом слове всегда заключалась идея мощи, присущей сильному быстрому ветру, б) в Ветхом Завете в этом слове всегда содержится значение чего-то большего, чем просто человеческое. Дух, по мысли Павла, представлял собой, божественную мощь.

Итак, Павел говорит в этом отрывке о времени, когда христианин всецело находился во власти своей греховной человеческой натуры. В этом состоянии закон просто-напросто вёл человека к греху, и тщетный разрушенный человек становился всё хуже и хуже. Но когда он становился христианином, в его жизнь вселялась всё возрастающая мощь Духа Божия, и в результате этого он вступал в победоносную жизнь.

Во второй части отрывка Павел говорит о воздействии, оказываемом на нас деяниями Иисуса. Оно сложно и это трудно доступно пониманию; но Павел хочет сказать вот что: вспомним, что в начале он заявил, что все люди согрешили в Адаме. Мы видим, что иудейская концепция солидарности позволила Павлу утверждать, что все люди были, в буквальном смысле слова, причастны к греху Адама и, следовательно, — к смертной участи. Но эта картина имеет и другую сторону: в этот мир явился Иисус в совершенном подобии человеческой природы; и Он принёс Богу жизнь абсолютного послушания и совершенного исполнения закона Божия. Иисус был совершенным человеком, и точно так же как мы были едины с Адамом, так же мы едины теперь с Ним; как мы были вовлечены, в грех Адама, мы теперь являемся соучастниками совершенства Христова! В Нём человечество принесло Богу совершенное послушание, точно так же как в Адаме человечество проявило к Богу роковое непослушание. Люди спасены, потому что они были соучастниками Адамова греха, а теперь являются соучастниками добродетели Христовой. Это был довод Павла; и для него, и для тех, кто слышал его, он был совершенно убедительным, как ни трудно нам понять его. Через то, что совершил Иисус, для христиан открылась жизнь, в которой господствует не плоть, Дух Божий, наполняющий человека великою неземною силою. Наказание за прошедшее снято, и силы для его грядущего обеспечены.

ДВА ПРИНЦИПА ЖИЗНИ (Рим 8:5−11)

Павел проводит чёткое различие между двумя образами жизни:

1) Жизнь, в которой господствует греховное человеческое начало; центром и средоточием жизни таких людей являются они сами, их собственная персона; их единственным законом — их желания, которые они удовлетворяют, где и когда хотят. Эта жизнь выражается у разных людей по-разному; сдержанная страсть, похоть, гордость, честолюбие и другие. Характерным для такой жизни является полная поглощённость вещами и делами, которым отдаётся всем сердцем человеческая природа, не имеющая Христа.

2) Жизнь, в которой царствует Дух Божий. Человек живёт во Христе как в воздухе, никогда не разлучаясь с Ним. Так же как он вдыхает воздух и воздух наполняет его лёгкие так и Христос наполняет существо его. У него нет своего собственного разума: его разум — Христос. У него нет своих собственных желаний; воля Христа — его единственный закон. Им управляют Дух и Христос; сосредоточием его жизни является Бог.

Эти два пути ведут в диаметрально противоположные направления. Жизнь, в которой доминируют желания и дела грешного человеческого существа, ведёт к смерти. В самом буквальном смысле слова, у неё нет будущего, потому что она уводит всё дальше и дальше от Бога. Позволить мирским делам полностью господствовать в своей жизни — самоуничтожение, духовное самоубийство.

Живущий такой жизнью человек совершенно теряет право предстать перед Богом. Он враждебен к Богу, возмущён Его законом и руководством. Бог не является его другом, а его врагом, и ни один человек никогда не выиграл последний бой против Него.

Жизнь, которую направляет Дух, центром которой является Христос и средоточием которой Бог, с каждым днём приближается к жизни небесной, даже когда она находится ещё на земле. Эта жизнь представляет собой непрерывное движение к Богу, так что конечный переход к смерти представляет собой естественный и неизбежный этап на этом пути. Она подобна Еноху, который ходил перед Богом и Бог взял его. Ребёнок сказал об этом так: «Енох был человеком, который ходил гулять с Богом, и однажды он не вернулся».

Как только Павел произнёс это, как его осенило неотвратимое возражение. Ему могут возразить: «Ты говоришь, что человек, направляемый Духом, идёт по пути жизни; но, в действительности, каждый человек должен умереть. Что ты хочешь сказать?» Павел отвечает на это так: «Все люди умирают, потому что они в одинаковом положении: в мир пришёл грех, и вместе с ним пришла смерть как следствие этого греха. Неизбежно поэтому все люди умирают; но человек, которым управляет Дух, в сердце которого — Христос, умирает лишь для того, чтобы воскреснуть. Важная основополагающая мысль Павла заключается в том, что христианин нерасторжимо един с Христом. Христос умер и вновь воскрес, и человек нераздельно единый со Христом — с Тем, Кто победил смерть и разделяет с Ним Его победу. Человек, управляемый Духом и одержимый Христом, находится на пути жизни; смерть представляет собой лишь неизбежный промежуток, который нужно пройти на этом пути.

УСЫНОВЛЕНИЕ В СЕМЬЮ БОЖИЮ (Рим 8:12−17)

В этом отрывке Павел вводит другую важную метафору, которой он описывает новые отношения между христианином и Богом. Он говорит об усыновлении христиан в семью Бога. Значение этого отрывка можно понять только после того, как мы уясним себе, каким сложным шагом в Римском государстве являлось усыновление.

Римское усыновление всегда проводилось очень серьёзно и сложно вследствие большого значения, придававшегося отцовской власти — патрия потестас. Отеческая власть управляла семьёй: власть абсолютная, власть над жизнью и смертью, как это было в раннюю эпоху Рима. По отношению к своему отцу римлянин никогда не был совершеннолетним. Сколько бы лет ему ни было, он находился всецело в отцовской власти, в полном распоряжении и абсолютно под руководством отца. Само собой разумеется, что такое положение делало принятие в другую семью — усыновление — чрезвычайно трудным и серьёзным шагом. При усыновлении человек переходил из-под одной отцовской власти под другую.

Это усыновление происходило в два этапа. Первый из них назывался манципацио, и осуществлялся в форме символической продажи, при этом использовались медные деньги и весы. Символический акт продажи проводился три раза. Отец дважды символически продавал своего сына и дважды выкупал его назад. Но после третьего раза он более не выкупал его, и действие отцовской власти считалось прекращённым, далее следовала церемония, носившая название виндикацио. Приёмный отец шёл к претору, должностному римскому лицу, и возбуждал юридический процесс о передаче усыновленного лица под его отцовскую власть — патрия потестас. По завершении всей этой процедуры усыновление считалось совершённым. Ясно, что этот шаг был серьёзным и впечатляющим.

Но самым важным в нарисованной Павлом картине являются те последствия, которые вытекали из акта усыновления. Акт усыновления влёк за собой четыре главных последствия:

1) Усыновлённое лицо теряло все свои права в своей прежней семье и получало все права законного сына в новой. Важней всего, в юридическом смысле он обретал нового отца.

2) Из этого вытекало, что он становился наследником имения своего нового отца, даже если у приёмного отца позже рождались другие сыновья, это не оказывало никакого влияния на его права. Он неизменно оставался сонаследником совместно с ними.

3) Юридически вся прежняя жизнь усыновлённого лица зачёркивалась начисто; так, например, все его долги аннулировались. На него смотрели как на нового человека, входящего в новую жизнь, с которой прошлое не имело ничего общего.

4) Юридически он всецело являлся сыном своего нового отца. Римская история даёт выдающийся пример того, что это было именно так. Император Клавдий усыновил Нерона, чтобы он мог наследовать его трон; между ними не было никакого кровного родства. У Клавдия уже была дочь Октавия, для скрепления уз родства, Нерон захотел жениться на ней. Нерон и Октавия не состояли ни в каком кровном родстве, но по закону они являлись братом и сестрой, и, прежде чем они смогли пожениться, сенат должен был принять специальный закон.

Именно об этом думал Павел, когда он использовал ещё одну метафору из римской жизни, картину усыновления и введения в семью. Павел говорит, что дух Божий свидетельствует нашему духу, что мы действительно являемся детьми Божиими. Церемония усыновления проводилась в присутствии семи свидетелей. Предположим, что приёмный отец умер и возник спор о правах наследования приёмного сына; тогда выступали один или несколько свидетелей и клятвенно заверяли истинность акта усыновления. Таким образом, гарантировалось право приёмного лица, и оно получало наследство. Так, Павел говорит, сам дух Святой является свидетелем того, что мы приняты в семью Божию.

Таким образом мы видели, что, когда Павел описывал нам картину нашего усыновления в семью Божию, он вложил в эту короткую метафору всё значение, содержавшееся в каждом этапе процедуры римского усыновления. Когда-то мы находились полностью во власти нашей собственной грешной человеческой натуры; но Бог, в своём милосердии, принял нас в своё абсолютное обладание. Прежняя жизнь не имеет более прав на нас; Бог же имеет абсолютное право. Прошлое наше вычеркнуто начисто и долги наши утеряли силу; мы начинаем новую жизнь с Богом и становимся наследниками всех его сокровищ. Если это так, то мы становимся сонаследниками Иисуса Христа, Сына Божия. Мы наследуем то же, что наследует и Христос. Если Христу пришлось страдать, то мы тоже наследуем страдание; но если Христос был вознесён к жизни и славе, то мы тоже наследуем эту жизнь и славу.

Именно такую картину нарисовал нам Павел, что когда человек становится христианином, он входит в семью Божию. Человек ничего не делает для того, чтобы заслужить это; Бог-Отец, в своей изумительной любви и милосердии принял потерянного, беспомощного, бедного, погрязшего в долгах грешника в Свою семью, так что теперь все грехи его погашены, и он наследует славу.

СЛАВНАЯ НАДЕЖДА (Рим 8:18−25)

Павел только что говорил о славе, данной усыновлением христианина в семью Божию; и вот он вновь возвращается к заботам мира сего. С проницательностью большого поэта рисует он эту картину. Он видит всю природу в ожидании грядущей славы. Вокруг себя он видит, что все творения земли обречены на гибель.
Померкнет всё земное и пройдёт.

Он видит умирающий мир, в котором увядает красота, а очарование подвержено тлению; но мир ждёт своего освобождения от этой ужасной участи и природа свободы славы Божией.

Рисуя эту картину, Павел использовал идеи, известные и понятные каждому иудею. Он говорит о современном ему мире и о грядущей славе. Иудейское мышление делило время на две части — век нынешний и век грядущий. Век нынешний был, по мнению иудеев, совсем плохим, подвластным греху, смерти и упадку. Однажды грянет день Господень, день Страшного суда, когда земля будет поколеблена до основания; и из старого мира возникнет мир новый. Обновление мира было одно из великих мыслей иудаизма. В Ветхом Завете об этом говорится без всяких подробностей и уточнений. «Ибо вот Я творю новое небо и новую землю». (Ис 65:17). Но во времена между Ветхим и Новым Заветом, и когда иудеи были угнетены, порабощены и подвергались гонениям, они лелеяли свою мечту об этой новой земле и об этом обновлённом мире.

Мечта об обновленном мире была дорога иудеям. Павел знал это, и наделяет творения Божий сознанием. Он думает о природе, жаждущей прихода того дня, когда власть греха будет побеждена, смерть и тление уйдут навсегда и придёт слава Божия. С образной проницательностью говорит Павел, что природа находится даже в более ужасном состоянии, чем человек. Человек согрешил умышленно, а природа — непроизвольно. Природа была вовлечена невольно в греховное падение человека. «Проклята земля за тебя», сказал Бог Адаму после грехопадения (Быт 3:17). Таким образом, в поэтическом видении представляется Павлу природа, ждущая своего освобождения от смерти и тления, принесённые в мир грехопадением человека.

Если это верно для природы, то вернее для человека. Поэтому Павел говорит далее о страстных устремлениях человеческих. В восприятии Святого Духа человечество видит предвестника грядущей славы; теперь оно страстно желает в полной мере осуществить то, что даёт усыновление в семью Господа Бога. Это окончательное усыновление явится искуплением для их тел. Павел не представлял себе человека бесплотным духом в состоянии славы Божией. В этом мире человек является единством тела и духа; в мире славы также обретёт спасение весь человек: и его душа, и тело. Но тело его более не будет жертвой тлена и орудием греха; это будет духовное тело, пригодное для жизни духовного человека.

После этого следует важная фраза: «Мы спасены в надежде». Жизнь Павла озаряла светлая истина: положение человеческой жизни не безнадёжно. Павел не был пессимистом. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс сказал однажды: «Человек, начавший (жизнь) в пещере; окончит (её) в кишащих болезнями развалинах трущоб». Но Павел не таков. Он видел грех человека и состояние, в котором находился мир; но он видел также искупляющую силу Бога и выход из всего этого. Он видел в надежде. Именно поэтому жизнь была для Павла не отчаянным ожиданием конца опутанного грехом, смертью и тленом мира; она для него стала страстным ожиданием освобождения, обновления и воссоздания, которые осуществит слава и сила Господа.

В 19 стихе Павел использует чудесное слово апокарадокия — надежда. Греческое слово обозначает позу человека с вытянутой вперёд головой пристально разглядывающего горизонт и жадно ищущего признаки восхода зари славы. Жизнь для Павла не усталое изматывающее ожидание, а живое трепетное предвкушение. Христианин связан с общечеловеческой ситуацией; в которой он вынужден вести борьбу со своей собственной злой человеческой природой, и жить в мире смерти и тлена. Тем не менее, христианин живёт не только в этом мире; он живёт также и во Христе. Он видит не только этот мир, но больше: он видит Бога. Он видит не только последствия человеческого грехопадения, но и силу благодати Божией и Его любви. Поэтому, основным значением жизни христианина является надежда, а не отчаяние. Христианин ждёт не смерти, а жизни.

ВСЁ ОТ БОГА (Рим 8:26−30)

Первые два стиха представляют собой один из самых важных отрывков Нового Завета, затрагивающих тему молитвы. Павел говорит, что вследствие нашей слабости мы не знаем, о чём нам следует молиться, но все молитвы, которые мы должны возносить, возносятся Святым Духом. Додд определяет молитву следующим образом: «Молитва — это божественное, находящееся внутри нас и взывающее к Божественному, находящемуся выше нас». Существуют две очевидные причины, почему мы не можем сами правильно молиться. Во-первых, мы не можем правильно молиться потому, что не можем предвидеть будущее. Мы не можем видеть на год и даже на час вперёд; мы можем, поэтому, молиться во спасение от того, что, быть может, принесло бы нам только добро, и напротив, молить Бога о том, что, быть может, принесёт нам крайний вред. Во-вторых, мы не можем правильно молиться ещё и потому, что в каждой данной ситуации мы не знаем, что было бы для нас лучше. Мы часто оказываемся в положении ребёнка, который хочет вещь, которая обязательно причинит ему боль; и Бог оказывается в положении родителя, который должен отказать своему ребёнку в выполнении его просьбы или побудить его сделать то, чего он не хочет делать, потому что Он намного лучше знает, что будет на пользу ребёнку, нежели сам ребёнок.

Даже греки знали это. Пифагор запрещал своим ученикам молиться за себя, потому что, говорил он, вследствие своего невежества они не могли знать, что целесообразно для них. Ксенофан сообщает нам, что Сократ учил своих учеников просто молиться о хороших вещах и не пытаться определять их точно, а оставить это на усмотрение Бога, что есть хорошее. Додд излагает это так: мы не можем знать своих собственных реальных нужд; нашим конечным разумом мы не можем знать планов Божиих; в конечном счёте, мы можем довести до Бога лишь невысказанный вздох, который Дух Святой переведёт за нас Богу.

По представлению Павла, молитва, как и всё прочее — от Бога. Павел знал, что своими усилиями человек не может оправдаться перед Богом; и что своим разумом он не может знать, о чём ему следует молиться. В конечном счёте правильная молитва выглядит просто: «Отче, в руки Твои предаю дух мой. Не моя воля, но Твоя да будет».

Но Павел идёт дальше. Он говорит, что любящим Бога, призванным по Его изволению, хорошо известно, что Бог устраивает все дела к их благу. Жизненный опыт христиан показал им, что, в конечном результате, всё придёт к лучшему. Не обязательно быть очень старым, чтобы оглянуться назад и увидеть, что то, что мы считали бедствием, несчастием, в конечном счете, содействовало к нашему благу; то, что казалось крайне разочаровывающим, стало значительным благословением.

Но следует отметить, что такой опыт приходит только к любящим Бога. У стоиков была замечательная идея, которую Павел возможно припоминал, когда он писал этот отрывок. Одной из важных концепций стоицизма является понятие логоса Божия, Божественного разума. Стоики верили, что мир проникнут этим логосом. Логос придавал смысл всему. Логос удерживает звёзды и планеты на предназначенных орбитах, регулирует установленный порядок чередования дня и ночи, лета и зимы, весны и осени. Логос — это Ум и Разум Божий, во вселенной, создающий порядок и устраняющий хаос.

Стоики шли ещё дальше. Они верили, что логос не только создаёт порядок во вселенной, но имеет также план и цель жизни для каждого человека. Другими словами, стоики верили, что с человеком не может произойти ничего, что не шло бы непосредственно от Бога и, что не входило бы в план, имевшийся для этого человека у Бога. Эпиктет пишет: «Имей смелость взглянуть к Богу и сказать: «Поступай со мной отныне, как ты хочешь. Я един с Тобой, я Твой; я ни от чего не уклоняюсь, коль скоро Ты думаешь, что это хорошо. Веди меня, куда хочешь, одень меня во что хочешь. Хочешь Ты, чтобы я занял какую-то должность, или уклонился от неё, оставался здесь или бежал, был богатым или бедным? За всё это буду защищать Тебя пред людьми». Стоики учили, что доля каждого человека состоит в принятии предназначенной ему доли. Человек, принимающий посланное ему Богом, живёт в мире; тот же, кто сопротивляется, борется бессмысленно против неотвратимых намерений и целей Бога.

Павел думал точно так же. Он говорил, что всё, в конечном счёте, содействует ко благу, но только для тех, кто любит Бога. Если человек любит и принимает Бога и верует в Него; если человек убеждён в том, что Бог — премудрый и вселюбящий Отец, — Он может смиренно принять всё, что Он посылает ему. Человек может пойти к врачу, который пропишет ему курс лечения, который может быть неприятным и даже болезненным, но если он верит в мудрость и знания врача, он следует его наставлениям. Так же поступаем и мы, если мы любим Бога. Но кто не любит Бога и не верит в Него, он легко может возмущаться против того, что с ним происходит и даже бороться против Божией воли. Лишь для человека, любящего Бога и верящего Ему, всё, в конечном счёте, содействует ко благу, ибо всё идёт от Отца, который в своей мудрости, любви и власти ведёт всё к благу.

Павел идёт дальше этого; он говорит о духовном опыте каждого христианина. В Синодальном издании перевода Библии это изложено так: «Кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобным образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого он предопределил, тех и призвал; а кого и призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». В толковании этого отрывка имелись серьёзные неточности. Чтобы правильно понять его, нужно знать, что Павел никогда не рассматривал его как изложение своей теологии или философии; это — нечто вроде лирического выражения чувств опыта христианина. Если взять этот отрывок как изложение теологии и философии и применить к его толкованию сухую логику, то получится, что Бог избрал одних, но не избрал других. Но Павел вовсе не хотел сказать этого.

Подумаем о жизненном опыте христианина. Чем больше христианин думает о своём опыте, тем больше он убеждается в том, что в нём нет ничего, что бы он сделал сам, но что всё от Бога. Иисус Христос пришёл в этот мир; Он жил; Он пошёл на распятие; Он воскрес из мёртвых. Мы не сделали ничего, чтобы свершить всё это: это деяние Бога. Мы слышали благую весть об этой чудесной любви. Мы не сочинили, а лишь получили её. Любовь пробудилась в наших сердцах, пришло признание греха и с этим пришло переживание прощения и спасение. Мы этого не достигли сами: все от Бога. Вот о чём Павел в этом отрывке думает.

В Ветхом Завете мы встречаем слово знать в образном употреблении: «Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей». (Ос 13:5). «Только вас признал Я из всех племён земли». (Ам 3:2). Когда Библия говорит, что Бог признал (знал) кого-нибудь, это всегда означает, что у Него определённая цель, план и задание для этого человека. И если мы опять же оглянемся назад на наш христианский опыт, то можем только сказать: «Я не сделал этого; я бы никогда не мог сделать этого, всё сделал Бог». И мы хорошо знаем, что мы не лишены при этом свободы воли.

Бог признал Израиля, но настал день, когда Израиль отрёкся от судьбы, предназначенной для него Богом. Невидимая рука Господа ведёт нас в нашей жизни, но до конца каждого дня мы можем отвергнуть направляющую руку и пойти своим собственным путём.

Каждый христианин глубоко убеждён, что всё от Бога, что сам он не сделал ничего, но что всё сделал Бог. Это и имеет здесь в виду Павел. Это значит, что с самого начала Бог предопределил нас для спасения; что в надлежащий час он призвал нас; но гордыня человеческого сердца может разбить план Господа, и неповиновение человека может отвергнуть Его призыв.

ЛЮБОВЬ, ОТ КОТОРОЙ НАС НИЧТО НЕ МОЖЕТ ОТЛУЧИТЬ (Рим 8:31−39)

Это один из самых лирических отрывков Павла. В стихе 32 находим мы прекрасное напоминание, которое должно быть знакомо каждому иудею, если он хорошо знает Ветхий Завет. Павел фактически говорит: «Бог для нас не пожалел Своего собственного Сына: это, действительно окончательная гарантия в том, что Он любит нас настолько, что может дать нам всё, что нужно». Павел определяет Бога теми же словами, которыми сам Бог определил Авраама, когда он доказал Ему свою крайнюю верность, выразив готовность пожертвовать своего сына Исаака по приказу Бога. Бог сказал Аврааму: «не пожалел сына твоего, единственного твоего, для меня» (Быт 22:12). Павел, по-видимому, хочет сказать: «Подумайте о величайшем примере преданности человека Богу; верность Бога к вам такова же». Именно потому что Авраам был столь предан Богу, что он был готов пожертвовать своё самое дорогое, Бог столь же верен людям, что Он пожертвовал Своего единственного Сына за них. Воистину, в такую преданность мы можем верить полностью.

Трудно, однако, знать точно, что же хотел Павел сказать в стихах 33−35. Эти стихи можно понять двояко, и каждый из этих вариантов содержит в себе превосходный смысл и драгоценную истину:

1) Мы можем рассматривать эти стихи как два утверждения, за которыми следуют два вопроса, представляющие собой два заключения, вытекающие из этих утверждений: а) Бог оправдывает людей — это утверждение. Если это так, то кто же может осудить людей? Если человек оправдан Богом, то он спасён от всех осуждений; б) наша вера во Христе, Который умер и воскрес и Который будет жить вечно — это утверждение. Если это так, то есть ли что-нибудь в этом или ином мире, что могло бы отлучить нас от нашего воскресшего Господа?

Если мы прочтём стихи так, то мы уясним для себя две важные истины: а) Бог оправдал нас; и поэтому никто не может осудить нас; б) Христос воскрес; и поэтому ничто никогда не может разлучить нас с Ним.

2) Но можно прочитать эти стихи и иначе. Бог оправдал нас. Кто тогда может осудить нас? Ответ таков, что судия всех людей — Иисус Христос. Он один имеет право осудить, но Он далёк от того, чтобы осуждать нас, ибо Он сидит одесную Бога и ходатайствует за нас, и поэтому мы спасены.

Но может быть и так, что в стихе 34 Павел приходит к чудесным откровениям. Он говорит о четырёх деяниях Иисуса: 1) Он умер; 2) Он воскрес; 3) Он сидит одесную Бога; 4) Он ходатайствует за нас. Вероисповедание ранней Церкви, которое и ныне является самым существенным из всех христианских убеждений, гласит: «Он был распят, мёртв и погребён; на третий день Он воскрес из мёртвых и усажен одесную Бога; откуда Он придёт, чтобы судить живых и мёртвых». Три элемента в утверждении Павла идентичны символу веры раннего христианства: что Иисус умер, воскрес и находится по правую руку Бога. Но четвёртый элемент отличен. Согласно символу веры раннего христианства Иисус придёт, чтобы быть судией живых и мёртвых. У Павла же сказано, что Христос находится одесную Бога для того, чтобы ходатайствовать за нас. Павел как бы говорит: «Вы думаете об Иисусе как о судии, который находится там, чтобы осуждать; и Он вполне мог бы делать это, ибо Он заслужил это право. Но вы ошибаетесь: Он находится там не для того, чтобы быть обвинителем, но защитником, ходатайствующим за нас».

Я думаю, что правильнее будет, если мы возьмём второй вышеизложенный вариант. Одним громадным прыжком мысли Павел узрел Христа не как судью, а как любящего человеческие души .

В любовном восторге и в поэтическом пылу воспевает Павел далее мысль о том, что ничто не может отлучить нас от любви Божией в нашем воскресшем Господе, Иисусе Христе.

1) Ни скорбь, ни теснота, ни опасность не могут отлучить нас (стих 35). Земные несчастия не могут разлучить человека с Богом.

2) В стихах 38−39 Павел приводит список ужасов. Ни жизнь, ни смерть не могут отлучить нас от Христа. В жизни мы живём со Христом; в смерти мы умираем с Ним; и, потому что мы умираем с Ним, мы также и воскреснем с Ним. Смерть вовсе не разлучает со Христом;она лишь на шаг ближе к Нему; она не конец, но «врата на горизонте», ведущие в присутствие Иисуса Христа.

Ангелы силы не могут отлучить нас от Него. В это время иудеи имели уже высоко развитую веру в ангелов. Всё имело своего ангела. Был ангел ветра, туч, снега, града и изморози, грома и молнии, жары и холода, времён года. Раввины говорили, что на свете всё, даже травинка, имеет своего ангела. Согласно теории раввинов, имелось три чина ангелов. В первый чин входили ангелы тронов, херувимы и серафимы; во второй — ангелы могущества королевской власти и князей; в третий — ангелы, архангелы и начала. Об этих ангелах Павел говорит неоднократно (Еф 1:21; Еф 3:10; Еф 6:12; Кол 2:10, 15; 1Кор 15:24). Раввины также полагали, а Павел когда-то тоже был раввином, что ангелы были враждебны человеку. Иудеи полагали, что сотворение Богом человека вызвало недовольство ангелов. Как будто бы они не желали делить Бога ещё с чем-то, и место, занимаемое теперь им в сердце Бога, вызывало их зависть и недовольство. У раввинов была легенда о том, что, когда Бог явился Моисею на Синае и дал ему и людям закон, Его сопровождали сонмы ангелов, которые позавидовали Израилю, когда ему был дан закон; и они нападали на Моисея, когда он подымался на гору, и якобы, оставили бы его, если бы не вмешался Бог. Павел, мысливший в категориях своего времени, говорит: «Даже завистливые, ревнивые ангелы не могут отлучить нас от любви Бога, как бы сильно они этого не хотели».

Никакие времена не могут разлучить нас со Христом. Павел говорит о настоящем и будущем (стих 38). Мы уже знаем, что иудеи делили время на век нынешний и век грядущий. Павел в этой фразе говорит: «В этом мире нас ничто не может отлучить от Бога в Иисусе Христе; придёт день, когда этот мир сотрясётся и взойдёт заря нового века. Но это ничего не изменит для христиан; даже тогда, когда этот мир погибнет и грядёт новый мир, связи со Христом пребудут неизменными».

Никакие пагубные силы не разлучат нас от Христа. Павел говорит о высотах и глубинах, и употребляет эти понятия здесь как астрологические термины. Древний мир преследовала мысль о господстве звёзд над человеком. Они верили, что человек рождается под определённой звездой, и этим определяется его судьба. Некоторые люди ещё и сегодня верят в это; но древний мир действительно преследовала эта мысль. Высота (гупсома) — было время, когда звезда находилась в своём зените и оказывала наибольшее влияние; глубина (гатос) время, когда звезда находилась в самой низкой точке, в ожидании взойти и оказать влияние на судьбу человека. Именно этих преследуемых людей своего времени Павел уверял: «Звёзды не могут повредить вам. Когда они восходят, они бессильны отлучить вас от любви Божией».

Никакой другой мир (стих 39 — никакая иная тварь) не может отлучить нас от Бога. Для выражения понятия другой Павел употребляет греческое слово (геторос), которое фактически означает иной. Павел говорит: «Допустим, при каком-нибудь диком полёте фантазии, возник бы мир отличный от нашего, но даже тогда вы всё же будете спасены: вы всё ещё будете погружены в любовь Божию». Здесь перед нами видение, которое должно избавить всех от одиночества и страха. Павел говорит: «Вы можете предоставить себе любые события этого или иного мира, но ничто из них не в состоянии отлучить христианина от любви Божией в Иисусе Христе, Господа всех ужасов и Властелина всех миров. Чего же нам тогда ещё бояться?»



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.