Римлянам 9 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Ἀλήθειαν Истину 225 N-ASF
λέγω говорю 3004 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ, Христе, 5547 N-DSM
οὐ не 3739 PRT-N
ψεύδομαι, лгу, 5574 V-PNI-1S
συμμαρτυρούσης сосвидетельствующей 4828 V-PAP-GSF
μοι мне 3427 P-1DS
τῆς  3588 T-GSF
συνειδήσεώς совести 4893 N-GSF
μου моей 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι Духе 4151 N-DSN
ἁγίῳ, Святом, 40 A-DSN
2
ὅτι что 3754 CONJ
λύπη печаль 3077 N-NSF
μοί мне 3427 P-1DS
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
μεγάλη великая 3173 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀδιάλειπτος непрестанная 88 A-NSF
ὀδύνη боль 3601 N-NSF
τῇ  3588 T-DSF
καρδίᾳ [в] сердце 2588 N-DSF
μου. моём. 3450 P-1GS
3
ηὐχόμην Я молился 2172 V-INI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀνάθεμα [чтобы] анафемой 331 N-NSN
εἶναι был 1510 V-PAN
αὐτὸς сам 846 P-NSM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἀδελφῶν братьев 80 N-GPM
μου моих 3450 P-1GS
τῶν  3588 T-GPM
συγγενῶν родственников 4773 A-GPM
μου моих 3450 P-1GS
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα, плоти, 4561 N-ASF
4
οἵτινές которые 3748 R-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
Ἰσραηλῖται, Израильтяне, 2475 N-NPM
ὧν которых 3739 R-GPM
 1510 T-NSF
υἱοθεσία усыновление 5206 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
διαθῆκαι заветы 1242 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
νομοθεσία законодательство 3548 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
λατρεία служение 2999 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
ἐπαγγελίαι, обещания, 1860 N-NPF
5
ὧν которых 3739 R-GPM
οἱ  3588 T-NPM
πατέρες, отцы, 3962 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
ὧν которых 3739 R-GPM
 3588 T-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
τὸ  3588 T-ASN
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα· плоти; 4561 N-ASF
 3801 T-NSM
ὢν сущий 3801 V-PAP-NSM
ἐπὶ над 1909 PREP
πάντων всеми 3956 A-GPN
θεὸς Бог 2316 N-NSM
εὐλογητὸς благословенный 2128 A-NSM
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας, века́, 165 N-APM
ἀμήν. аминь. 281 HEB
6
Οὐχ Не 3756 PRT-N
οἷον каковое 3634 K-NSN
δὲ же 1161 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκπέπτωκεν выпало 1601 V-RAI-3S
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ которые 3588 T-NPM
ἐξ из 1537 PREP
Ἰσραήλ, Израиля, 2474 N-PRI
οὗτοι эти 3778 D-NPM
Ἰσραήλ· Израиль; 2474 N-PRI
7
οὐδ᾽ и не 3761 CONJ-N
ὅτι потому что 3754 CONJ
εἰσὶν они есть 1510 V-PAI-3P
σπέρμα семя 4690 N-NSN
Ἀβραάμ, Авраама, 11 N-PRI
πάντες все 3956 A-NPM
τέκνα, дети, 5043 N-NPN
ἀλλ᾽, но, 235 CONJ
Ἐν В 1722 PREP
Ἰσαὰκ Исааке 2464 N-PRI
κληθήσεταί будет названо 2564 V-FPI-3S
σοι тебе 4671 P-2DS
σπέρμα. семя. 4690 N-NSN
8
τοῦτ᾽ Это 5124 D-NSN
ἔστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
οὐ не 3739 PRT-N
τὰ  3588 T-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
ταῦτα это 5023 D-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τῆς  3588 T-GSF
ἐπαγγελίας обещания 1860 N-GSF
λογίζεται засчитываются 3049 V-PNI-3S
εἰς в 1519 PREP
σπέρμα· семя; 4690 N-ASN
9
ἐπαγγελίας обещания 1860 N-GSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
οὗτος, это, 3778 D-NSM
Κατὰ Во 2596 PREP
τὸν  3588 T-ASM
καιρὸν время 2540 N-ASM
τοῦτον это 5126 D-ASM
ἐλεύσομαι приду 2064 V-FDI-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
τῇ  3588 T-DSF
Σάρρᾳ [у] Сарры 4564 N-DSF
υἱός. сын. 5207 N-NSM
10
οὐ Не 3739 PRT-N
μόνον только 3440 ADV
δέ, же, 1161 CONJ
ἀλλὰ но 235 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
Ῥεβέκκα Ревекка 4479 N-NSF
ἐξ из 1537 PREP
ἑνὸς одного 1520 A-GSM
κοίτην ложе 2845 N-ASF
ἔχουσα, имеющая, 2192 V-PAP-NSF
Ἰσαὰκ Исаака 2464 N-PRI
τοῦ  3588 T-GSM
πατρὸς отца 3962 N-GSM
ἡμῶν· нашего; 2257 P-1GP
11
μήπω ещё не 3380 ADV-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
γεννηθέντων рождённых 1080 V-APP-GPM
μηδὲ и не 3366 CONJ-N
πραξάντων сделавших 4238 V-AAP-GPM
τι что-нибудь 5100 X-ASN
ἀγαθὸν доброе 18 A-ASN
или 1510 PRT
φαῦλον, дурное, 5337 A-ASN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
 1510 T-NSF
κατ᾽ по 2596 PREP
ἐκλογὴν избранию 1589 N-ASF
πρόθεσις предустановление 4286 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
μένῃ, оставалось, 3306 V-PAS-3S
12
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐξ из 1537 PREP
ἔργων дел 2041 N-GPN
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
καλοῦντος, Призывающего, 2564 V-PAP-GSM
ἐρρέθη было сказано 4483 V-API-3S
αὐτῇ ей 846 P-DSF
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
μείζων Больший 3187 A-NSM-C
δουλεύσει будет служить 1398 V-FAI-3S
τῷ  3588 T-DSM
ἐλάσσονι· меньшему; 1640 A-DSM
13
καθὼς как 2531 ADV
γέγραπται, написано, 1125 V-RPI-3S
Τὸν  3588 T-ASM
Ἰακὼβ Иакова 2384 N-PRI
ἠγάπησα, Я полюбил, 25 V-AAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
δὲ же 1161 CONJ
Ἠσαῦ Исава 2269 N-PRI
ἐμίσησα. Я возненавидел. 3404 V-AAI-1S
14
Τί Что́ 5100 I-ASN
οὖν итак 3767 CONJ
ἐροῦμεν; скажем? 2046 V-FAI-1P
μὴ Не 3361 PRT-N
ἀδικία неправедность 93 N-NSF
παρὰ у 3844 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ; Бога? 2316 N-DSM
μὴ Не 3361 PRT-N
γένοιτο· пусть осуществится; 1096 V-2ADO-3S
15
τῷ  3588 T-DSM
Μωϋσεῖ Моисею 3475 N-DSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Ἐλεήσω Помилую 1653 V-FAI-1S
ὃν которого 3739 R-ASM
ἂν  302 PRT
ἐλεῶ, буду миловать, 1653 V-PAS-1S
καὶ и 2532 CONJ
οἰκτιρήσω пожалею 3627 V-FAI-1S
ὃν которого 3739 R-ASM
ἂν  302 PRT
οἰκτίρω. буду жалеть. 3627 V-PAS-1S
16
ἄρα То 686 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
τοῦ  3588 T-GSM
θέλοντος хотящего 2309 V-PAP-GSM
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
τοῦ  3588 T-GSM
τρέχοντος, бегущего, 5143 V-PAP-GSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
τοῦ  3588 T-GSM
ἐλεῶντος милующего 1653 V-PAP-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
17
λέγει Говорит 3004 V-PAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
 1510 T-NSF
γραφὴ Писание 1124 N-NSF
τῷ  3588 T-DSM
Φαραὼ фараону 5328 N-PRI
ὅτι что 3754 CONJ
Εἰς На 1519 PREP
αὐτὸ самое 846 P-ASN
τοῦτο это 5124 D-ASN
ἐξήγειρά Я поднял 1825 V-AAI-1S
σε тебя 4571 P-2AS
ὅπως чтобы 3704 ADV
ἐνδείξωμαι Я показал 1731 V-AMS-1S
ἐν в 1722 PREP
σοὶ тебе 4671 P-2DS
τὴν  3588 T-ASF
δύναμίν силу 1411 N-ASF
μου, Мою, 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
ὅπως чтобы 3704 ADV
διαγγελῇ было возвещено 1229 V-2APS-3S
τὸ  3588 T-NSN
ὄνομά имя 3686 N-NSN
μου Моё 3450 P-1GS
ἐν по 1722 PREP
πάσῃ всей 3956 A-DSF
τῇ  3588 T-DSF
γῇ. земле. 1093 N-DSF
18
ἄρα То 686 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
ὃν которого 3739 R-ASM
θέλει желает 2309 V-PAI-3S
ἐλεεῖ, милует, 1656 V-PAI-3S
ὃν которого 3739 R-ASM
δὲ же 1161 CONJ
θέλει желает 2309 V-PAI-3S
σκληρύνει. ожесточает. 4645 V-PAI-3S
19
Ἐρεῖς Скажешь 2054 V-FAI-2S
μοι мне 3427 P-1DS
οὖν, итак, 3767 CONJ
Τί Что 5100 I-ASN
[οὖν] итак 3767 CONJ
ἔτι ещё 2089 ADV
μέμφεται; упрекает? 3201 V-PNI-3S
τῷ  3588 T-DSN
γὰρ Ведь 1063 CONJ
βουλήματι воле 1013 N-DSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τίς кто 5100 I-NSM
ἀνθέστηκεν; противостоит? 436 V-RAI-3S
20
О 3739 INJ
ἄνθρωπε, человек, 444 N-VSM
μενοῦνγε на самом-то деле 3304 PRT
σὺ ты 4771 P-2NS
τίς кто 5100 I-NSM
εἶ есть 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
ἀνταποκρινόμενος возражающий 470 V-PNP-NSM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ; Богу? 2316 N-DSM
μὴ Не 3361 PRT-N
ἐρεῖ скажет 2046 V-FAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
πλάσμα лепнина 4110 N-NSN
τῷ  3588 T-DSM
πλάσαντι, слепившему, 4111 V-AAP-DSM
Τί Что 5100 I-ASN
με меня 3165 P-1AS
ἐποίησας ты сделал 4160 V-AAI-2S
οὕτως; так? 3779 ADV
21
Или 1510 PRT
οὐκ [разве] не 3756 PRT-N
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
ἐξουσίαν власть 1849 N-ASF
 3588 T-NSM
κεραμεὺς горшечник 2763 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
πηλοῦ [над] глиной 4081 N-GSM
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
αὐτοῦ той же 846 P-GSN
φυράματος массы 5445 N-GSN
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
которое 3588 R-ASN
μὲν ведь 3303 PRT
εἰς в 1519 PREP
τιμὴν чести 5092 N-ASF
σκεῦος, сосудом, 4632 N-ASN
которое 3588 R-ASN
δὲ же 1161 CONJ
εἰς в 1519 PREP
ἀτιμίαν; непочтение? 819 N-ASF
22
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
θέλων желающий 2309 V-PAP-NSM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἐνδείξασθαι показать 1731 V-AMN
τὴν  3588 T-ASF
ὀργὴν гнев 3709 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
γνωρίσαι дать познать 1107 V-AAN
τὸ  3588 T-ASN
δυνατὸν сильное 1415 A-ASN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἤνεγκεν перенёс 5342 V-AAI-3S
ἐν во 1722 PREP
πολλῇ многом 4183 A-DSF
μακροθυμίᾳ долготерпении 3115 N-DSF
σκεύη сосуды 4632 N-APN
ὀργῆς гнева 3709 N-GSF
κατηρτισμένα налаженные 2675 V-RPP-APN
εἰς в 1519 PREP
ἀπώλειαν, гибель, 684 N-ASF
23
καὶ и 2532 CONJ
ἵνα чтобы 2443 CONJ
γνωρίσῃ Он дал познать 1107 V-AAS-3S
τὸν  3588 T-ASM
πλοῦτον богатство 4149 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐπὶ над 1909 PREP
σκεύη сосудами 4632 N-APN
ἐλέους, милости, 1656 N-GSN
которые 3739 R-APN
προητοίμασεν предуготовил 4282 V-AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
δόξαν, славу, 1391 N-ASF
24
οὓς которых 3775 R-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκάλεσεν призвал 2564 V-AAI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
οὐ не 3739 PRT-N
μόνον только 3440 ADV
ἐξ из 1537 PREP
Ἰουδαίων Иудеев 2453 A-GPM
ἀλλὰ но 235 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
ἐθνῶν; язычников? 1484 N-GPN
25
ὡς Как 5613 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Ὡσηὲ Осии 5617 N-PRI
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Καλέσω Назову 2564 V-FAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
οὐ не 3739 PRT-N
λαόν народ 2992 N-ASM
μου Мой 3450 P-1GS
λαόν народ 2992 N-ASM
μου Мой 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἠγαπημένην возлюбленную 25 V-RPP-ASF
ἠγαπημένην· возлюбленную; 25 V-RPP-ASF
26
καὶ и 2532 CONJ
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
τόπῳ месте 5117 N-DSM
οὗ где 3739 R-GSM
ἐρρέθη было сказано 4483 V-API-3S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
Οὐ Не 3739 PRT-N
λαός народ 2992 N-NSM
μου Мой 3450 P-1GS
ὑμεῖς, вы, 5210 P-2NP
ἐκεῖ там 1563 ADV
κληθήσονται будут названы 2564 V-FPI-3P
υἱοὶ сыновья́ 5207 N-NPM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ζῶντος. живущего. 2198 V-PAP-GSM
27
Ἠσαΐας Исаия 2268 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
κράζει кричит 2896 V-PAI-3S
ὑπὲρ за 5228 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Ἰσραήλ, Израиль, 2474 N-PRI
Ἐὰν Если 1437 COND
будет 1510 V-PAS-3S
 3588 T-NSM
ἀριθμὸς число 706 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
Ἰσραὴλ Израиля 2474 N-PRI
ὡς как 5613 ADV
 1510 T-NSF
ἄμμος песок 285 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
θαλάσσης, мо́ря, 2281 N-GSF
τὸ  3588 T-NSN
ὑπόλειμμα остаток 3005 N-NSN
σωθήσεται· будет спасён; 4982 V-FPI-3S
28
λόγον слово 3056 N-ASM
γὰρ ведь 1063 CONJ
συντελῶν оканчивающий 4931 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
συντέμνων отрезающий 4932 V-PAP-NSM
ποιήσει сделает 4160 V-FAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γῆς. земле. 1093 N-GSF
29
καὶ И 2532 CONJ
καθὼς как 2531 ADV
προείρηκεν прежде сказал 4280 V-RAI-3S
Ἠσαΐας, Исаия, 2268 N-NSM
Εἰ Если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
κύριος Господь 2962 N-NSM
Σαβαὼθ Саваоф 4519 HEB
ἐγκατέλιπεν оставил [бы] 1459 V-2AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
σπέρμα, семя, 4690 N-ASN
ὡς как 5613 ADV
Σόδομα Содом 4670 N-NPN
ἂν  302 PRT
ἐγενήθημεν мы были сделаны 1096 V-AOI-1P
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
Γόμορρα Гоморра 1116 N-NSF
ἂν  302 PRT
ὡμοιώθημεν. мы были [бы] уподоблены. 3666 V-API-1P
30
Τί Что́ 5100 I-ASN
οὖν итак 3767 CONJ
ἐροῦμεν; скажем? 2046 V-FAI-1P
ὅτι Что 3754 CONJ
ἔθνη народы 1484 N-NPN
τὰ  3588 T-NPN
μὴ не 3361 PRT-N
διώκοντα гонящиеся 1377 V-PAP-NPN
δικαιοσύνην [за] праведностью 1343 N-ASF
κατέλαβεν получили 2638 V-2AAI-3S
δικαιοσύνην, праведность, 1343 N-ASF
δικαιοσύνην праведность 1343 N-ASF
δὲ же 1161 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἐκ от 1537 PREP
πίστεως· веры; 4102 N-GSF
31
Ἰσραὴλ Израиль 2474 N-PRI
δὲ же 1161 CONJ
διώκων преследующий 1377 V-PAP-NSM
νόμον Закон 3551 N-ASM
δικαιοσύνης праведности 1343 N-GSF
εἰς в 1519 PREP
νόμον Закон 3551 N-ASM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔφθασεν. успел. 5348 V-AAI-3S
32
διὰ Из-за 1223 PREP
τί; чего? 5100 I-ASN
ὅτι Потому что 3754 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐκ из 1537 PREP
πίστεως веры 4102 N-GSF
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἐξ от 1537 PREP
ἔργων· дел; 2041 N-GPN
προσέκοψαν они споткнулись 4350 V-AAI-3P
τῷ  3588 T-DSM
λίθῳ [о] камень 3037 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSN
προσκόμματος, спотыкания, 4348 N-GSN
33
καθὼς как 2531 ADV
γέγραπται, написано, 1125 V-RPI-3S
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
τίθημι кладу 5087 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
Σιὼν Сионе 4622 N-PRI
λίθον камень 3037 N-ASM
προσκόμματος спотыкания 4348 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
πέτραν скалу 4073 N-ASF
σκανδάλου, падения, 4625 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
πιστεύων верящий 4100 V-PAP-NSM
ἐπ᾽ в 1909 PREP
αὐτῷ Него 846 P-DSM
οὐ не 3739 PRT-N
καταισχυνθήσεται. будет пристыжён. 2617 V-FPI-3S

Комментарии Баркли

ПРОБЛЕМА ИУДЕЕВ

В главах 9−11 Павел пытается рассмотреть одну из наиболее сложных и запутанных проблем, которую Должна была решить Церковь — проблему иудеев. Иудеи были избранным Богом народом; им было предназначено исключительное место в предназначениях Бога; и всё же, когда в мир явился Сын Божий, они отвергли Его и распяли Его. Как это могло произойти? Как объяснить такой парадокс? Именно эту проблему пытается решить Павел в этих последующих главах. Это сложные и трудные главы, и, поэтому, прежде чем мы приступим к их детальному изучению, будет уместно изложить сперва главные черты даваемого Павлом решения. Прежде чем приступить к пониманию мыслей Павла, важно отметить, что главы эти были написаны не в гневе, а с болью в сердце. Он никогда не мог забыть, что сам был иудеем, и с радостью отдал бы свою жизнь, если бы смог привести этим своих братьев к Иисусу Христу.

Павел никогда не отрицает, что Израиль был избранным народом. Бог усыновил иудеев как своих собственных детей; Он дал им завет, службы в храме и закон; Он придал им свет Своей славы; Он дал им патриархов. Но превыше всего этого: ведь и Иисус был иудеем. Павел принимал как аксиому и отправную точку то особое место, которое иудеи занимали в осуществлении Его системы спасения.

Павел делает одно важное утверждение неоспоримо, что иудеи, как народ, отвергли и распяли Иисуса; но также верно и то, что не все иудеи отвергли Его; некоторые приняли Его и верили Ему, ибо все первые последователи Христа были иудеями.

Затем Павел оглядывается назад на историю и приходит к заключению, что лишь одно расовое происхождение от Авраама ещё не является основанием считать себя иудеем. В истории Израиля ясно видно, что вновь и вновь на него обращался промысел Божий — Павел называет это предопределением; вследствие этого Бог избирал одних из расовых потомков Авраама, но отвергал других. Так, например, из непосредственных потомков Авраама, сын его Исаак, родившийся по обещанию Господа, был избран, а Измаил, происшедшего от обычного врождённого желания, был отвергнут. Так и у Исаака: сын его Иаков был избран, а единоутробный его брат — близнец Исав, отвергнут был. Такой отбор производился не по их добродетелям; это избрание явилось исключительно плодом особой мудрости Бога и Его власти.

Далее, действительно избранными никогда не был весь народ — ими являются лишь его праведная часть, те немногие, которые были верны Богу, когда все остальные отвернулись от Него. Так было во времена Илии, когда семь тысяч иудеев оставались верными Богу, после того, как остальная часть народа Израиля ушла за Ваалом. Это составляло существенную часть учения Исайи, сказавшего: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Ис 10:22; Рим 9:27). Первым пунктом Павла является его утверждение, что никогда не было такого, чтобы весь народ был избранным народом. Всегда был отбор по предопределению Бога.

Справедлив ли Бог, избирая одних и отвергая других? И если одни избираются, а другие отвергаются, без всяких заслуг или ошибок с их стороны, то разве можно их винить в том, что они отвергают Христа, и как не можно возносить хвалу тем, кто принимает Его? Довод, который здесь приводит Павел, может ошеломить нас и вызвать у нас сомнение. Короче говоря, Бог волен делать, что Он пожелает, и человек не может и не имеет права подвергать сомнению Его решения, какими бы непостижимыми они ему не показались. Глина не даёт наставлений горшечнику. Мастер может сделать два сосуда: один — в качестве украшения, а другой — для каждодневного употребления, но самим сосудам до этого нет никакого дела. Именно так может Бог поступать с людьми. Павел приводит в пример египетского фараона, и говорит (Рим 9:17), что он был именно для того поставлен на сцену истории, чтобы быть орудием, через которое Бог покажет свою карающую мощь. В любом случае народ Израиля был предупреждён о предопределении для язычников, и о том, что он, народ Израиля, будет отвергнут. Ведь писал же пророк Осия: «и там, где говорили им: вы не мой народ; будут говорить им: вы сыны Бога живого (Ос 1:10; Рим 9:25).

Однако такое отвержение народа Израиля не было бессердечным и случайным. Врата были закрыты для иудеев для того, чтобы открыть их для язычников. Бог ожесточил сердца Израиля и ослепил их глаза с единственной целью: открыть путь к вере для язычников. Это странный и страшный аргумент; если отбросить всё несущественное, то это значит, что Бог может сделать всё, что Он захочет с любым человеком или народом, и что Он умышленно затмил разум и глаза Израиля для того, чтобы могли войти язычники.

В чём же заключалась фундаментальная ошибка иудеев? В свете того, что мы только что сказали, этот вопрос может прозвучать крайне странно. Но, как это ни парадоксально, Павел считает, что, хотя отвержение Израиля и явилось деянием Господа, это совершенно не обязательно должно было произойти. Павел не может избавиться от извечного парадокса (и он не хочет совершенно отбросить его), что всё от Бога, и, в то же время, человек обладает свободой воли. Фундаментальная ошибка иудеев заключалась в том, что они хотели своими собственными усилиями и деяниями вступить в истинные отношения с Богом. Они старались заслужить спасение, в то время как язычники просто в своей вере принимали предложенное им Богом спасение. Иудеям следовало знать, что единственным путём к Богу является путь веры, а человеческие свершения никуда не ведут. Ведь сказал же Исайя: «верующий в Него не постыдится» (Ис 28:16; Рим 10:11). А разве Иоиль не сказал: «Всякий, кто призовёт имя Господне спасётся» (Иоиль 2:32; Рим 10:13). Конечно правда, что никто не может обрести веру до тех пор, пока не услышит предложения Господа. Но ведь Израилю это предложение было сделано. Они же цеплялись за путь человеческих деяний, соблюдая закон, абсолютно полагаясь на закон и свои деяния; но они должны были знать, что путь к Богу — это путь веры, ибо пророки говорили им это.

Следует ещё раз подчеркнуть, что всё это деяние Господа и свершено было это для того, чтобы позволить язычникам войти во врата веры. И Павел обращается поэтому к язычникам. Он наставляет их оставить гордыню. Они как дикие ветви маслины, привитые к садовому дереву. Они не более иудеев достигли своего спасения; в действительности, они находятся в зависимости от иудеев: они лишь привитые ветви, а корень и ствол дерева всё ещё составляет избранный народ. Факт их собственного предопределения и отвержение иудеев не должен разбудить гордыни в сердцах язычников. Если же это произойдёт, то отвержение может постигнуть и их, и это, несомненно, и произойдёт, как оно произошло с иудеями.

Это всё? Ничуть. Цель Господа заключалась в том, чтобы вызвать у иудеев ревность к отношениям, достигнутыми язычниками с Богом и побудить их обратиться к Нему и просить Его, чтобы и они были допущены к этим отношениям с Богом. Разве Моисей не сказал: «Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их»? (Втор 32:21; Рим 10:19). В конечном результате язычники станут орудием, которым будут спасены иудеи. «И так весь Израиль спасётся» (Рим 11:26).

Так заканчивает Павел свой довод. Мы можем подвести следующие итоги:

1) Израиль является избранным народом.

2) Быть иудеем это нечто большее, чем расовое происхождение. Внутри народа всегда происходил отбор, и оставшаяся часть всегда оставалась верной Богу.

3) Такой отбор и не представляет собой ничего несправедливого, ибо Бог волен делать то, что он хочет.

4) Бог ожесточил сердца иудеев, но лишь для того, чтобы открыть врата язычникам.

5) Ошибка Израиля заключалась в том, что он упорно цеплялся за веру в человеческие деяния, основанные на законе; надлежащий же путь к Богу идёт через совершенно доверчивое сердце.

6) Язычники не должны гордиться, ибо они являются лишь дикими ветвями маслины, привитыми к подлинной маслине. Они должны помнить об этом.

7) Но это ещё не всё: особое положение, которое получили язычники, вызовет такую зависть у иудеев, что, в конце концов, язычники введут и их во врата веры.

8) Итак, в результате, будут спасены все — и иудеи, и язычники. Завершением довода Павла является слава. Он сказал вначале, что одни были избраны, другие отвергнуты. Заканчивает он тем, что воля Божия заключается в том, чтобы все были бы спасены.

ТРАГИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (Рим 9:1−5)

Павел делает попытку объяснить, почему же иудеи отвергли Иисуса Христа. Он начинает это не с гневом, а с печалью. Здесь нет ни бурного гнева, ни взрыва яростного проклятия; здесь только горькое сожаление разбитого сердца. Павел подобен Богу, которого он любил и которому он служил: он ненавидел грех, но любил грешников.

Никто не начнёт спасать людей, сперва не полюбив их. Павел смотрит на иудеев не как на народ, который нужно гневно бичевать, но который достоин страстной любви и сожаления.

Павел охотно отдал бы свою жизнь, если бы он смог этим привести их ко Христу. Возможно, он вспоминал один из величайших эпизодов истории народа Израиля: когда Моисей подымался на гору, чтобы получить закон из рук Господа; народ, оставшийся внизу, согрешил, сотворив золотого тельца и поклонясь ему. Это вызвало гнев Божий на них, и тогда Моисей обратился к Богу с великою молитвою: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх 32:32).

Ради братьев своих он согласен сам быть проклятым, если этим можно изгладить их грех. Павел употребляет ужасное греческое слово «анафема». То, что было предано анафеме, было проклято, посвящалось Богу и было обречено на полное оставление. Если брали языческий город, то всё в нём было обречено на полное уничтожение, ибо всё было осквернено (Втор 3:6; Втор 2:4; Нав 6:17; Нав 7:1−26). Если человек пытался отвратить Израиля от поклонения истинному Богу, его беспощадно предавали полному уничтожению (Втор 13:8−11). Самым дорогим в жизни Павла было как раз то, что ничто не могло отлучить его от любви Бога в Иисусе Христе. Но если бы это могло помочь спасению его братьев по плоти, он согласился бы даже быть отвергнутым, отлученным от Бога. Здесь мы снова встречаемся с великой истиной, что лишь тот может спасти грешника, кто любит его. Когда сын или дочь поступили где-то нехорошо и навлекли на себя наказание, многие отцы и матери предпочли бы сами вынести это наказание. Как это говорит Павел у Майера в его поэме Святой Павел:

И трепет — страстное желанье
пронзает тело, словно звук трубы:
Спасти их! отдать жизнь свою за их спасенье,
их жизни вечной ради умереть,
пожертвовать собой за всех.

Вот так чувствует Бог. Так чувствовал Павел. Также должны чувствовать и мы.

Павел ни на минуту не отрицал то особое место, которое занимают иудеи в плане Божием. И он перечисляет их привилегии:

1) В особенном смысле того слова они были детьми Божьими, специально избранными, специально усыновлёнными в семью Бога. «Вы сыны Господа, Бога нашего» (Втор 14:1). «Не он ли Отец твой, который усвоил тебя, создал тебя?» (Втор 32:6). «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх 4:22). «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос 11:1). Библия заполнена такими и подобными мыслями об особых сыновних отношениях Израиля и об отказе его принять эти отношения в полном смысле этого слова. Борэм где-то рассказывает о том, как он в детстве был в гостях в доме друга. В одну комнату этого дома было запрещено входить. И вот однажды, когда Борэм находился как раз напротив двери в эту комнату, дверь эта отворилась и он увидел в комнате мальчика своего возраста, но в ужасном состоянии — в состоянии животного идиотизма. Он видел, как к мальчику подошла его мать. Она увидела здорового Борэма и после этого посмотрела на своего сына и это поразительное различие, должно быть, пронзило ей сердце. Он увидел, как она опустилась на колени около мальчика-идиота и услышал крик полный муки: «Я кормила тебя, одевала, и любила тебя — а ты никогда не узнавал меня». Именно это, может быть, сказал Бог Израилю, только в том случае оно носило худший характер, так как отвержение Израиля было сознательным и преднамеренным. Разбить Божье сердце — ужасное дело.

2) У Израиля была слава. Выражения шекина или кабоф снова и снова упоминаются в его истории. То божественное сияние света, которое опускалось, когда Господь посещал Свой народ (Исх 16:10; Исх 24:16−17; Исх 29:43; Исх 33:18−22). Израиль видел славу Божию и всё-таки отверг Его. Нам дано увидеть славу любви Господа и Его благодати в лице Иисуса Христа; ужасно, если мы после этого избираем земные пути.

3) Израиль имел заветы. Завет — это отношение, в которое вступали между собой два человека, сделка к обоюдной выгоде, соглашение к взаимной дружбе. Вновь и вновь обращался Господь к народу Израиля и вступал с ним в особые отношения. Он поступил так с Авраамом, с Исааком, с Иаковом, и на горе Синай, когда он дал Израилю закон.

Ириней Лионский выделяет четыре великих повода, по которым Бог вступал в соглашения с людьми. Первым был завет с Ноем после потопа; символом его была радуга, которая являлась знаком Господа о том, что потоп не повторится. Вторым был завет, положенный между Богом и Авраамом и его символом было обрезание. Третьим был завет, поставленный Господом между Ним и народом Израиля на горе Синай, и в основу его был положен закон. Четвёртый — это Новый Завет в Иисусе Христе.

Изумительно, что Господь обращался к людям и вступал с ними в отношения, основанные на взаимных гарантиях. Бог никогда не оставлял людей на произвол судьбы. Он не раз обращался к ним, чтобы затем покидать их. Он много раз обращался к людям и Он продолжает вновь и вновь обращаться к отдельным людям, к душам отдельных людей. Он стоит у дверей и стучит, и в этом та страшная ответственность, которую может взять на себя человек, если он решит не открывать дверь.

4) У них был закон. Израиль никогда не мог ссылаться на незнание воли Божией; Господь сказал ему, что делать. Если иудеи грешили, то они грешили сознательно, а не по незнанию; а грех сознательный — грех против света, то есть, самый ужасный грех.

5) Они имели Богослужение в храме. Богослужение, в сущности, представляет собой приближение души к Богу. И Господь дал иудеям через богослужение в храме особый подход в обращении к Нему. Если же врата к Богу были закрыты, то они сами закрывали их.

6) У них были обетования. Израиль никогда не мог сказать, что он не знал своей судьбы. Господь говорил ему о задачах, которые Он намерен возложить на него, и какие Он намеревался дать ему привилегии. Иудеи знали, что им предстоит свершить великие деяния в божественном промысле.

7) У них были отцы. Они имели традиции и историю; и остаётся только пожалеть таких людей, которые могут изменить своим традициям и стыдиться своего происхождения.

8) И вот главное. От них Христос по плоти. Всё остальное было лишь подготовкой к этому; и всё же, когда Он пришёл, они отвергли Его. Самое большое огорчение, которое можно причинить человеку, предоставившему своему ребёнку трудом и жертвами все возможности для достижения успеха: жертв экономившего и труд — это потом увидеть, что из-за непослушания, бунтарства или потворствования своим слабостям, он не воспользовался своими возможностями. В этом трагедия, так как она демонстрирует впустую растраченные усилия любящего сердца и крушение его мечты. Трагедия Израиля состоит в том, что Господь готовил его ко дню пришествия Своего Сына, но все эти приготовления оказались тщетными. Не только закон Божий нарушил Израиль, он и оттолкнул с презрением любовь Божию. Слова Павла изливают не гнев — в них излито разбитое сердце Бога.

ИЗБРАНИЕ БОЖИЕ (Рим 9:6−13)

Если израильтяне отвергли и распяли Иисуса, Сына Божия, значит ли это, что цели Господа были расстроены и план Его потерпел крушение? Чтобы опровергнуть это, Павел приводит странный довод: не все израильтяне отвергли Иисуса; некоторые из них приняли Его, ибо все первые Его последователи были, как и Павел, иудеями. Если, говорит Павел, обратиться к истории Израиля, мы снова и снова увидим, как происходил процесс отбора. Мы неоднократно увидим, что в божественный замысел входили не все израильтяне. Некоторые входили, а другие нет. Его планы и взаимоотношения не распространялись на весь народ, и никогда не входили в Его замысел все те, кто мог претендовать на происхождение от Авраама. На фоне Его плана принималось во внимание не только просто физическое происхождение, но непрерывно действовал также принцип отбора, избрание Божие.

Для доказательства своего довода Павел приводит два примера из истории Израиля и подкрепляет их цитатами. У Авраама было два сына: Измаил, сын рабыни Агари и Исаак, сын его жены Сарры. Оба они были прямыми кровными потомками Авраама; Сарра родила сына будучи настолько старой, что, говоря по-человечески, было невозможно. Когда Исаак вырастал, Измаил однажды посмеялся над ним; это возмутило Сарру и она потребовала, чтобы Измаил и Агарь были изгнаны и чтобы Исаак остался единственным наследником. Аврааму очень не хотелось прогонять их, но Бог приказал ему сделать это «ибо в Исааке наречётся тебе семя» (Быт 21:12). Ведь Измаил был плодом обычного человеческого влечения; Исаак же был Сыном Божьего обетования (Быт 18:10−14). Настоящая наследственная линия должна была считаться лишь по ребёнку, родившемуся по обетованию. Вот первое доказательство того, что не все физические потомки Авраама могли считаться принадлежащими к избранному народу. Внутри народа продолжал действовать процесс отбора и избрания Божия.

Далее, Павел цитирует другой пример. Когда Ревекка была беременна, Бог сказал ей, что в чреве её два сына которые явятся отцами двух народов, но что в будущем старший из них будет служить и подчиняться младшему (Быт 25:23). И вот родились близнецы Исав и Иаков. Исав был старшим, и всё же выбор Бога пал на Иакова, и именно по линии Иакова должна была осуществляться воля Божия. Чтобы окончательно разрешить спор и закрепить свои доводы, Павел цитирует Мал 1:2−3, где Бог говорит пророку: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел».

Павел утверждает, что быть иудеем — нечто больше, чем простое происхождение от Авраама; избранным народом являются не просто все потомки Авраама, но что внутри семьи и народа Израиля во всей истории шёл непрерывный процесс отбора. Такой аргумент любой иудей поймёт и примет. Арабы являются потомками Измаила, сына Авраама по плоти и крови, но иудеям никогда бы и в голову не пришло, что арабы являются избранным народом. Едомиты были потомками Исава, что в действительности подразумевает Малахия. А ведь Исав был кровным сыном Исаака, да и братом-близнецом Иакова, но ни один иудей никогда не сказал бы, что едомиты каким-то образом причастны к избранному народу. С точки зрения иудеев Павел доказал своё утверждение: внутри семьи кровных потомков Авраама действительно происходил процесс избрания.

Павел приводит следующее утверждение: выбор производился вовсе не по деяниям и добродетелям. В доказательство Павел приводит тот факт, что выбран был Иаков, а Исав отвергнут когда они ещё не родились. Выбор был сделан, когда они находились ещё в утробе матери. Наш ум опять же может ошеломить такой аргумент. Перед нами опять встаёт образ Бога, который совершенно произвольно выбирает одного и отвергает другого. Для нас этот аргумент не является обоснованным, потому что он возлагает на Бога вину за действия, которые этически кажутся неоправданными. Но факт остаётся фактом: этот аргумент убедительный для иудея. И даже для нас в самой сути этого довода остаётся одна великая истина: всё от Бога; за всем стоит Его деяние; даже то, что кажется на первый взгляд произвольным и случайным, исходит от Него. Ничто в этом мире не идёт бесцельным путём.

ВЫСШАЯ ВОЛЯ БОЖИЯ (Рим 9:14−18)

Павел начинает отвечать на те вопросы и возражения, которые возникают в нашем уме. Он утверждал, что на протяжении всей истории Израиля продолжался процесс отбора и выбора; он подчеркнул, что этот выбор не основывался на особых достоинствах людей, но исключительно на воле Божией. На это оппонент спрашивает: «Разве это справедливо? Разве справедливо поступает Бог, пользуясь методом произвольного отбора?» На это Павел отвечает, что Бог может делать, что Ему угодно. В страшные времена Римской империи, когда ничья жизнь не была в безопасности и любой человек мог умереть по прихоти подозрительного и ни перед кем не ответственного императора. Гальба, став императором, сказал, что он может теперь сделать всё, что захочет и с кем захочет. Именно это Павел и говорит о Боге в этом отрывке.

Для доказательства своего утверждения он приводит два примера и подкрепляет их цитатами из Священного Писания. Первый — из Исх 33:19. Моисей умоляет Бога, дать ему какое-нибудь реальное доказательство того, что Он действительно с народом Израиля. Бог отвечает на это, что Он помилует того, кого Он выберет для этого. Его отношение любящего милосердия к народу зависит исключительно от Него самого. Другой пример взят из истории борьбы Израиля за освобождение из египетского плена и из-под власти фараона. Когда Моисей впервые явился к фараону и просил его об освобождении Израиля из плена, он предупредил фараона, что Бог для того и поставил фараона на сцену истории, чтобы показать всем божественную силу Свою, и чтобы он, фараон, послужил всем людям примером того, что произойдёт с человеком, который противится ей (Исх 9:16).

И опять наш разум отказывается принять этот довод. Конечно, будет неверно утверждать, что Бог может делать всё, что угодно. Он не может сделать ничего такого, что противоречило бы Его природе. Он не может быть ответственным за любое несправедливое деяние, которое, в сущности, нарушает Его собственные законы. Нам трудно и даже невозможно представить себе Бога, безответственно оделяющего милосердием одних, а не других, и возводящего на престол короля, которому предназначена лишь роль куклы или манекена для демонстрации Его собственной мстительной силы. Но для иудея этот довод был бы обоснованным и убедительным, ибо, опять-таки, он означает, что за всем стоит Бог.

Опять же в основании этого довода лежит великая истина. Невозможно судить об отношениях между Богом и людьми в категории справедливости. Человек вообще не может требовать от Бога чего-либо. Творение не имеет никаких прав требовать чего-то от Творца. Но как только в рамках этих отношений ставится вопрос о справедливости, тут же получаем ответ: перед Богом человек не имеет никаких заслуг и не может требовать чего-либо от Него. В отношениях Бога с людьми существенными элементами являются Его воля и Его милосердие.

ГОРШЕЧНИК И ГЛИНА. (Рим 9:19−29)

В предыдущем абзаце Павел показал, что на протяжении всей истории Израиля шёл непрерывный процесс отбора и выбора Богом. Встаёт совершенно естественное возражение: если за всем этим процессом отбора и выбора, осуществляемы самим Богом, то как же, собственно, может Бог порицать людей, которые отвергли Его? Следовательно, в этом вовсе не может быть их вины, но вина Бога. Ответ Павла резок, почти груб. Он говорит, что ни один человек не имеет права спорить с Богом. Когда горшечник делает сосуд, то последний не может возражать горшечнику, он имеет абсолютную власть над горшком. Из одного куска глины он может сделать сосуд для торжественных целей, а из другого — горшок для будничного употребления, а сама глина не может возразить против этого и не имеет никакого права протестовать. Собственно говоря, Павел взял эту картину у Иеремии (Иер 18:1−6). В связи с этим можно обратить внимание на два обстоятельства:

1) На наш взгляд это плохая аналогия. Один крупный комментатор Нового Завета сказал, что это один из тех немногих отрывков, который лучше бы и не был написан Павлом. Существует принципиальное различие между человеческим существом и куском глины. Человеческое существо — это личность, а кусок глины — вещь. Может быть, вы и можете сделать всё, что захотите с вещью, но вы не можете делать всё, что вам угодно с личностью. У глины не может возникнуть желание возразить или задать вопрос; она не может чувствовать и думать, смущаться и мучаться. Человеку, пережившему ужасное горе, не станет легче, если ему скажут, что у него нет никакого права жаловаться, потому что Бог может делать, что Ему угодно. Это признак тирана, а не любящего Отца. Лейтмотивом Евангелия как раз и является мысль, что Бог не обращается с людьми так, как гончар с куском глины; Он обращается с ними, как любящий отец со своим ребёнком.

2) Но, сказав это, мы должны помнить ещё одно: Павел написал это с болью в сердце. Он был потрясён тем фактом, что избранный Богом народ, его соплеменники, отвергли и распяли Сына Божия. Не то чтобы Павел жаждал сказать всё это: он был к этому вынужден. Он мог найти этому лишь одно объяснение: для своих собственных целей Бог каким-то образом ослепил свой народ.

Во всяком случае, Павел не ставит здесь точку. Он говорит далее, что отвержение иудеями Сына Божия должно было произойти, чтобы язычники могли войти во врата веры. Но этот довод, по-нашему не может быть назван удовлетворяющим. Одно дело предполагать, что Бог воспользовался создавшимся трагическим положением, чтобы извлечь из него какое-то добро; но совсем другое сказать, что Он дал эту трагическую ситуацию, чтобы извлечь из неё пользу. Павел говорит, что Бог умышленно затуманил разум, ослепил глаза и ожесточил сердца большей части народа Израиля, чтобы открыть врата язычникам. Следует, конечно, помнить, что этот довод привёл не богослов, спокойно сидящий в своём кабинете и создающий теории. Это довод человека, отчаянно ищущего всей своей душой объяснение непостижимому факту. В конце концов Павел смог найти лишь один ответ: Бог сам сделал это. Опять же следует помнить, что Павел спорил с Иудеями, и он знал, что может привести лишь одно обоснование своего довода: цитаты из их же собственных священных книг. И для доказательства того, что отвержение иудеев и принятие язычников были Предсказаны в писаниях пророков, Павел продолжает Цитировать пророков. Осия говорит, что Бог сказал, что он сделает своим народом народ, который не был Его народом (Ос 2:23), и будет говорить им: «Вы сыны Бога живого» (Ос 1:10). Павел показал, что Исайя предвидел, что будет уничтожен весь народ Израиля, кроме небольшой его части (Ис 10:22−23; Ис 37:32). Павел утверждает, что Израиль мог бы предвидеть свою судьбу, если бы только понял пророков. Нетрудно критиковать Павла, изучая этот отрывок, но следует помнить, что Павел, отчаянно страдая за свой народ, цеплялся за мысль, что так или иначе — всё от Бога, всё дело рук Божиих. Кроме этого ему ничего иного, не оставалось сказать.

ОШИБКА ИУДЕЕВ (Рим 9:30−33)

Здесь Павел сопоставляет два образа чувств к Богу. С одной стороны имелся иудейский образ чувств. Иудеи ставили своей целью достижение праведности в глазах Бога и эту праведность они думали заслужить. Можно выразить это иначе и тогда будет видно, что же это значит. В основе своей иудейская мысль состояла в том, что человек, строго выполняющий требования послушания, может обеспечить себе, так сказать, положительный баланс. В результате этого Господь останется у него в долгу и должен будет дать ему спасение. Но было ясно, что это значило идти на верный проигрыш, ибо человеческое несовершенство никогда не удовлетворит совершенство Бога; что бы человек ни сделал — это всё же не смогло бы компенсировать и части того, что Бог сделал для него.

Именно к такому выводу пришёл Павел. Как он иудей тратил всю свою жизнь в поисках закона, выполнение которого обеспечило бы ему праведность в глазах Бога, но никогда не смог найти его, потому что такого закона вообще нет. Язычник же никогда и не приступал к этим поискам, но когда он сталкивался внезапно с непостижимой любовью Божией в Иисусе Христе, он просто отдавался на волю этой любви в истинной вере. Это было так, как будто язычник увидел распятие и сказал: «Если Бог меня так любит, я могу доверить Ему свою жизнь и душу».

Иудеи пытались сделать Бога своим должником; язычники были согласны быть в долгу у Бога. Иудеи верили, что они могут получить спасение, делая что-то для Бога; язычники же были поражены тем, что Бог сделал для них. Иудеи искали путь к Богу на стезях деяний, язычники же пришли к Нему стезями веры.

Я не мог соблюсти закон
И был к смерти осуждён.
Грех преследовал меня
Сердце жёг сильней огня,
И я мог найти покой
Лишь в скале Христа святой!

На это Павел сказал бы «Аминь».

Камень представляет собой одну из характерных отсылок, встречающихся у ранних христианских авторов. В Ветхом Завете встречается несколько довольно загадочных упоминаний о камне. В книге пророка Исайи 8:14 сказано, что Бог будет «камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля»... В той же книге 28:16 Бог говорит: «Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый». В книге пророка Даниила 2:34, 35, 44−45 также имеется упоминание о таинственном камне. В Псалме 117:22 записано: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла».

Когда христиане начали искать в Ветхом Завете предсказания о пришествии Христа, они пришли посредством этих упоминаний к чудесному камню, отождествляя Иисуса с ним. Основанием для этого стала евангельская история, в которой Иисус сам цитирует (Пс 117:22) о себе (Мф 21:42). Этот камень, являющийся надёжным основанием, краеугольным, связывающим все строение, камень, сначала отвергнутый строителями, а потом ставший самым важным камнем из всех камней — христиане принимали за аллегорический образ самого Христа.

Приведённая здесь Павлом цитата представляет собой комбинацию Ис 8:14 и Ис 28:16. Христиане, включая Павла, понимали эту цитату так: Бог предназначил Своего Сына стать основой жизни каждого человека; однако, когда Он пришёл, иудеи отвергли Его, и потому этот дар Божий, предназначенный для спасения иудеев, стал причиной их проклятия. Эта картина камня восхищала христиан. Мы встречаем её вновь и вновь в Новом Завете (Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:4−6).

В сущности, за всем этим стоит следующая вечная истина: Иисус был послан в этот мир, чтобы быть Спасителем человечества; но Он одновременно является и пробным камнем, мерилом, по которому будет судим каждый человек. Если сердце человека исходит любовью и покорностью к Нему, то Иисус явится для него спасением. Если же сердце человека останется неподвижным и злобно-бунтарским, то Иисус явится для него проклятием. Иисус пришёл в мир для нашего спасения, но, в соответствии с отношением к Нему, человеку может быть дано или спасение или же осуждение на проклятие.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.