Титу 3 глава

Послание к Титу апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Ὑπομίμνῃσκε Напоминай 5279 V-PAM-2S
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἀρχαῖς начальствам 746 N-DPF
ἐξουσίαις властям 1849 N-DPF
ὑποτάσσεσθαι, подчиняться, 5293 V-PMN
πειθαρχεῖν, покоряться, 3980 V-PAN
πρὸς на 4314 PREP
πᾶν всякое 3956 A-ASN
ἔργον дело 2041 N-ASN
ἀγαθὸν доброе 18 A-ASN
ἑτοίμους готовым 2092 A-APM
εἶναι, быть, 1510 V-PAN
2
μηδένα никого 3367 A-ASM-N
βλασφημεῖν, хулить, 987 V-PAN
ἀμάχους несварливыми 269 A-APM
εἶναι, быть, 1510 V-PAN
ἐπιεικεῖς, доброжелательными, 1933 A-APM
πᾶσαν всякую 3956 A-ASF
ἐνδεικνυμένους показывающими 1731 V-PMP-APM
πραΰτητα кротость 4240 N-ASF
πρὸς ко 4314 PREP
πάντας всем 3956 A-APM
ἀνθρώπους. людям. 444 N-APM
3
Ἦμεν Были 1510 V-IAI-1P
γάρ ведь 1063 CONJ
ποτε когда-то 4218 PRT
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ἀνόητοι, неразумные, 453 A-NPM
ἀπειθεῖς, непокорные, 545 A-NPM
πλανώμενοι, блуждающие, 4105 V-PPP-NPM
δουλεύοντες служащие 1398 V-PAP-NPM
ἐπιθυμίαις желаниям 1939 N-DPF
καὶ и 2532 CONJ
ἡδοναῖς наслаждениям 2237 N-DPF
ποικίλαις, различным, 4164 A-DPF
ἐν в 1722 PREP
κακίᾳ беде 2549 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
φθόνῳ зависти 5355 N-DSM
διάγοντες, пребывающие, 1236 V-PAP-NPM
στυγητοί, отвратительные, 4767 A-NPM
μισοῦντες ненавидящие 3404 V-PAP-NPM
ἀλλήλους. друг друга. 240 C-APM
4
ὅτε Когда 3753 ADV
δὲ же 1161 CONJ
 1510 T-NSF
χρηστότης доброта 5544 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
φιλανθρωπία человеколюбие 5363 N-NSF
ἐπεφάνη была явлена 2014 V-2API-3S
τοῦ  3588 T-GSM
σωτῆρος Спасителя 4990 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
5
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐξ из 1537 PREP
ἔργων дел 2041 N-GPN
τῶν  3588 T-GPN
ἐν в 1722 PREP
δικαιοσύνῃ праведности 1343 N-DSF
которые 3739 R-APN
ἐποιήσαμεν сделали 4160 V-AAI-1P
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ἀλλὰ но 235 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἔλεος милости 1656 N-ASN
ἔσωσεν спас 4982 V-AAI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
διὰ через 1223 PREP
λουτροῦ омовение 3067 N-GSN
παλιγγενεσίας возрождения 3824 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀνακαινώσεως обновления 342 N-GSF
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
ἁγίου, Святого, 40 A-GSN
6
οὗ Которого 3739 R-GSN
ἐξέχεεν Он излил 1632 V-AAI-3S
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
πλουσίως обильно 4146 ADV
διὰ через 1223 PREP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
σωτῆρος Спасителя 4990 N-GSM
ἡμῶν, Нашего, 2257 P-1GP
7
ἵνα чтобы 2443 CONJ
δικαιωθέντες оправданные 1344 V-APP-NPM
τῇ  3588 T-DSF
ἐκείνου Того 1565 D-GSM
χάριτι благодатью 5485 N-DSF
κληρονόμοι наследниками 2818 N-NPM
γενηθῶμεν мы были сделаны 1096 V-AOS-1P
κατ᾽ в 2596 PREP
ἐλπίδα надежде 1680 N-ASF
ζωῆς жизни 2222 N-GSF
αἰωνίου. вечной. 166 A-GSF
8
Πιστὸς Верно 4103 A-NSM
это 3588 T-NSM
λόγος, слово, 3056 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
περὶ об 4012 PREP
τούτων этом 5130 D-GPN
βούλομαί хочу 1014 V-PNI-1S
σε тебе 4571 P-2AS
διαβεβαιοῦσθαι, [чтобы] утверждать, 1226 V-PNN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
φροντίζωσιν заботились 5431 V-PAS-3P
καλῶν хорошие 2570 A-GPN
ἔργων дела́ 2041 N-GPN
προΐστασθαι возглавлять 4291 V-PMN
οἱ  3588 T-NPM
πεπιστευκότες поверившие 4100 V-RAP-NPM
θεῷ. Богу. 2316 N-DSM
ταῦτά Это 5023 D-NPN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
καλὰ хорошо 2570 A-NPN
καὶ и 2532 CONJ
ὠφέλιμα полезно 5624 A-NPN
τοῖς  3588 T-DPM
ἀνθρώποις· людям; 444 N-DPM
9
μωρὰς глупых 3474 A-APF
δὲ же 1161 CONJ
ζητήσεις поисков 2214 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
γενεαλογίας родословий 1076 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
ἔρεις ссор 2054 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
μάχας сражений 3163 N-APF
νομικὰς законнических 3544 A-APF
περιΐστασο, отступай, 4026 V-PMM-2S
εἰσὶν есть 1510 V-PAI-3P
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀνωφελεῖς бесполезны 512 A-NPF
καὶ и 2532 CONJ
μάταιοι. суетны. 3152 A-NPF
10
αἱρετικὸν Еретического 141 A-ASM
ἄνθρωπον человека 444 N-ASM
μετὰ после 3326 PREP
μίαν одного 1520 A-ASF
καὶ и 2532 CONJ
δευτέραν второго 1208 A-ASF
νουθεσίαν вразумления 3559 N-ASF
παραιτοῦ, отвращайся, 3868 V-PNM-2S
11
εἰδὼς знающий 1492 V-RAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐξέστραπται извращён 1612 V-RPI-3S
 3588 T-NSM
τοιοῦτος таковой 5108 D-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἁμαρτάνει, грешит, 264 V-PAI-3S
ὢν будучи 1510 V-PAP-NSM
αὐτοκατάκριτος. самоподсудный. 843 A-NSM
12
Ὅταν Когда 3752 CONJ
πέμψω пошлю 3992 V-FAI-1S
Ἀρτεμᾶν Артему 734 N-ASM
πρὸς к 4314 PREP
σὲ тебе 4571 P-2AS
или 1510 PRT
Τυχικόν, Тихика, 5190 N-ASM
σπούδασον поспеши 4704 V-AAM-2S
ἐλθεῖν прийти 2064 V-2AAN
πρός ко 4314 PREP
με мне 3165 P-1AS
εἰς в 1519 PREP
Νικόπολιν, Никополь, 3533 N-ASF
ἐκεῖ там 1563 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
κέκρικα я решил 2919 V-RAI-1S
παραχειμάσαι. перезимовать. 3914 V-AAN
13
Ζηνᾶν Зину 2211 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
νομικὸν законника 3544 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
Ἀπολλῶν Аполла 625 N-ASM
σπουδαίως поспешно 4709 ADV
πρόπεμψον, вышли вперёд, 4311 V-AAM-2S
ἵνα чтобы 2443 CONJ
μηδὲν ничего 3367 A-ASN-N
αὐτοῖς им 846 P-DPM
λείπῃ. недоставало. 3007 V-PAS-3S
14
μανθανέτωσαν Пусть учатся 3129 V-PAM-3P
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἡμέτεροι наши 2251 S-1PNPM
καλῶν хорошие 2570 A-GPN
ἔργων дела́ 2041 N-GPN
προΐστασθαι возглавлять 4291 V-PMN
εἰς в 1519 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἀναγκαίας необходимых 316 A-APF
χρείας, нуждах, 5532 N-APF
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
ὦσιν были они 1510 V-PAS-3P
ἄκαρποι. бесплодны. 175 A-NPM
15
Ἀσπάζονταί Приветствуют 782 V-PNI-3P
σε тебя 4571 P-2AS
οἱ которые 3588 T-NPM
μετ᾽ со 3326 PREP
ἐμοῦ мной 1700 P-1GS
πάντες. все. 3956 A-NPM
Ἄσπασαι Поприветствуй 782 V-ADM-2S
τοὺς  3588 T-APM
φιλοῦντας любящих 5368 V-PAP-APM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐν в 1722 PREP
πίστει. вере. 4102 N-DSF
 1510 T-NSF
χάρις Благодать 5485 N-NSF
μετὰ со 3326 PREP
πάντων всеми 3956 A-GPM
ὑμῶν. вами. 5216 P-2GP

Комментарии Баркли

ХРИСТИАНИН КАК ГРАЖДАНИН (Тит 3:1−2)

Здесь Павел говорит об общественном долге христианина; и его совет был особенно уместен для жителей острова Крит. Критяне были известны своей буйностью, сварливостью и нетерпимым отношением ко всякой власти. Греческий историк Полибий говорил о них, что они вечно были «вовлечены в мятежи, убийства и междоусобные войны». В этом отрывке приведены шесть качеств хорошего гражданина.

Хороший гражданин повинуется закону. Он понимает, что если законы не будет соблюдаться, жизнь превратится в хаос. Он уважает начальство и повинуется данным ему распоряжениям. Нет, христианство не настаивает на том, чтобы человек забыл свою индивидуальность, но оно настаивает на том, чтобы он не забыл, что является членом общества. «Человек, — сказал Аристотель, — животное политическое». А это значит, что индивидуальность, личность человека лучше всего проявляется не в изолированном индивидуализме, а в пределах группы, он должен быть готовым на всякое доброе дело. Он готов выполнить любую работу, если она на благо. Скука — специфическая современная болезнь; а скука — прямой результат эгоизма. Человек, живущий по принципу: «А почему я должен делать это? Пусть это сделает кто-нибудь другой», необходимо будет скучать. Интерес жизни — в смирении.

Хороший гражданин не злословит, тщательно выбирает слова. Он не должен порочить кого-либо. Человек не должен говорить о других ничего такого, чего бы не хотел слышать о себе сам. Хороший гражданин также осторожен в своих словах как и в своих делах.

Хороший гражданин не сварлив, терпим. Он не агрессивен в своем поведении. В греческом Павел употребляет слово амахос, что значит без борьбы. Это вовсе не значит, что хороший гражданин не должен отстаивать принципы, которые он считает правильными, но он никогда не должен считать, что лишь он прав. Он признает у других людей также право иметь свои убеждения, которое он требует и для себя.

Хороший гражданин тихий [у Баркли: добрый]. В греческом это епиеикес, которым характеризуют человека, не настаивающего на букве закона. Аристотель говорил, что это слово обозначает «снисходительное отношение к человеческим недостаткам и слабостям» и «способность видеть не только букву закона, но также образ мыслей и намерения законодателя». Человек, характеризуемый как епиеикес, всегда готов избежать несправедливость, связанной с буквальным соблюдением закона.

Хороший гражданин кроток, в греческом это праус, которым характеризуют человека, всегда владеющего своими чувствами и нравом. Он знает, когда надо быть гневным и когда не надо быть гневным. Он терпеливо выносит причиняемое ему зло, но всегда готов по-рыцарски прийти на помощь обижаемым людям.

Такие качества свойственны лишь людям, сердцем которых повелевает Христос. Благо каждой общины зависит от того, что христиане принимают на себя обязательство показывать миру благородство христианства.

ДВОЙНОЕ РАЗВИТИЕ (Тит 3:3−7)

Христианин развивается в двух направлениях. Сперва христианин осознает, что обращенные сами когда-то были не лучше окружавших их языческих соседей. Христианская добродетель не будит в человеке гордыни, а пробуждает в нем высшую благодарность. Он смотрит на других, живущих как язычники, не с презрением, а говорит вместе с Уайтфилдом, смотревшим на шедших на виселицу преступников: «Ведь если бы не милосердие Божие, и я мог бы идти здесь сейчас». И все это происходит от осознания всего того, что Бог сделал для людей через Иисуса Христа. Может быть в Новом Завете нет больше такого места, где так сжато и, тем не менее так полно показаны свершения Христа для блага людей. Здесь приведены семь моментов Его свершения:

1) Он установил новые отношения между людьми и Богом. Прежде Бог был царем, перед Которым люди испытывали благоговейный трепет, судией, перед Которым люди съеживались от ужаса, Властелином, на Которого они могли взирать лишь со страхом. Иисус же пришел рассказать людям об Отце, сердце Которого открыто, а руки распростерты с любовью. Он пришел, чтобы рассказать людям не о суде, который осудит их навечно, а о любви, которая никогда не оставит их.

2) Любовь и благодать Божии — дары, который ни один человек не может заслужить; он может лишь принять их с совершенным доверием и с пробужденной любовью. Бог предлагает людям свою любовь исключительно из чувства великой благодати Своего сердца и христианин никогда не помышляет о том, что он заслужил, а лишь о том, что Бог дал ему. Ведущим моментом христианской жизни всегда должны быть изумление и смиренная благодарность, а не гордое самоудовлетворение. Весь этот процесс базируется на двух великих качествах Бога. На благодати Божией. В греческом это слово хрестотес и значит доброта. Оно означает дух человека столь доброго, что он всегда с радостью готов дать любой необходимый дар. Хрестотес — это всеобъемлющая доброта, которая выражается не только в теплых чувствах, но и в щедрых деяниях в любой момент.

Этот процесс базируется также на человеколюбии Божием. В греческом это филантропия и определяет как любить человека как человека. Греки много думали об этом прекрасном слове. Они называли этим словом доброту хорошего человека, проявленную им по отношению к своему равному; милосердие царя по отношению к своим подданным; активное сочувствие щедрого человека нуждающимся людям, и в особенности сочувствие, побуждающее человека выкупить попавшего в плен земляка. Но в основе всего этого лежит не какая-то заслуга человека, а исключительно милосердная доброта и всеобъемлющая любовь сердца Божия.

3) Любовь и благодать Божии являлись людям через церковь. Люди причащаются им в таинстве крещения. Это, однако, не значит, что они не могут быть даны человеку каким-либо иным образом, потому что Бог не ограничен Своими таинствами; но доступ к любви и благодати Божией всегда открыт людям через Церковь. Думая о крещении в эпоху раннехристианской Церкви, надо помнить, что это было крещение взрослых людей, приходивших непосредственно от язычества. Это был сознательный переход от одного образа жизни к другому. В послании к Коринфянам Павел пишет: «Но (вы) омылись, но (вы) освятились, но (вы) оправдались...» (1Кор 6:11). В послании к Ефессянам Павел говорит о том, что Иисус Христос возлюбил церковь, «чтобы освятить ее, очистив банею водного, посредством слова» (Еф 5:26). В крещении человек обретает очистительную возрождающую силу Божию.

Павел употребляет в связи с этим два слова. Он говорит о возрождении, в греческом палиггенезия. Это слово вызывает много ассоциаций. Прозелита, обращенного в иудаизм, после крещения считали ребенком и обращались с ним подобным же образом. Он как бы был рожден заново и жизнь для него начиналась сначала. Это же слово часто употребляли пифагорейцы. Они верили в перевоплощение и в то, что люди рождаются в жизнь во многих формах до тех пор, пока они не обретут способность вовсе получить освобождение. Каждое такое рождение, каждый такой возврат в жизнь считалось возрождением. Стоики употребляли это слово. Они верили, что через каждые три тысячи лет мир погибает в грандиозном пожаре и после этого возрождается вновь. Приобщавшихся религией-мистерией, говорили, что они «возрождаются для вечности». Все дело в том, что когда человек принимает Христа как Спасителя и Господа, жизнь его начинается заново. В жизнь его приходит новизна, которую можно сравнить лишь с новым рождением.

Павел говорит также об обновлении. Жизнь как бы оказывается изношенной и когда человек находит Христа, совершается акт обновления, но не мгновенно, раз и навсегда, а оно повторяется каждый день.

ПРИЧИНА И РЕЗУЛЬТАТ (Тит 3:3−7 (продолжение))

4) Благодать и любовь Божии люди получают через церковь, но за всем этим — сила Святого Духа. Вся работа церкви, все слова церкви и все таинства церкви пусты и безрезультатны, если они не наполнены силою Святого Духа. Какой бы высокоорганизованной церковь ни была, какими блестящими ни были бы ее церемонии, какими красивыми ни были бы ее строения — все бесполезно без этой силы Святого Духа. Из этого совершенно очевидно, что возрождение в церкви это не результат усовершенствования и повышения ее организации, оно происходит от Бога. Это не значит, что не нужно стремиться к повышению этой эффективности, но никакая организация и никакая эффективность сами по себе не вдохнут жизнь в тело, которое покинул Дух.

5) Это оказывает тройное воздействие. Оно дает прощение прошлых грехов. В Своем милосердии Бог не припоминает человеку совершенные им грехи. Однажды некто мрачно плакал Августину о своих грехах. «Послушай, — сказал на это Августин, — отврати взор свой от твоих грехов и обрати его к Богу». Это вовсе не значит, что человек не должен всю жизнь сожалеть о совершенных им грехах, но память о грехах должна вызывать у человека изумление перед всепрощающим милосердием Бога.

6) Оно оказывает воздействие на жизнь человека. Христианство предлагает человеку не только блаженство в будущем. Оно предлагает человеку уже здесь и сейчас вести жизнь, какую он не знал прежде. Человек лишь тогда начинает жить, когда в его жизнь входит Христос.

7) И, наконец, оно дает ему надежду на еще более грандиозное будущее. Для христианина лучшее всегда еще впереди, он знает: как ни удивительна и чудесна жизнь на земле с Христом, жизнь грядущая озарена еще большим величием. Христианину знакомо чувство изумления перед прощенными прошлыми грехами, трепет настоящей жизни с Христом и надежда на великолепную жизнь в грядущем.

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ И ОПАСНОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ (Тит 3:8−11)

Здесь Павел подчеркивает, что христиане должны действовать и одновременно указывает на опасность некоторых дискуссий.

Выражение быть прилежным к добрым делам выражено греческим словом проистафай, что в буквальном смысле значит стоять перед и означало лавочника, стоящего перед своей лавкой, выкрикивая свои товары. Фраза эта может иметь одно из двух значений. Это может быть повеление христианам заниматься лишь солидными и полезными ремеслами. Совершенно естественно, что церковь требовала, чтобы человек оставил некоторые профессии, прежде чем он даже выскажет желание стать ее членом. Однако более вероятно, что фраза имеет более широкое значение — христианин должен делать добрые дела, приносящие пользу людям.

Потом Павел предостерегает против бесполезных дискуссий. Греческие философы проводили время обсуждениями искусных и хитросплетенных проблем. Иудейские раввины проводили время построениями воображаемых родословных действующих лиц Ветхого Завета. Иудейские книжники проводили бесконечные часы в рассуждениях о том, что можно делать в субботу и чего делать нельзя, что чисто и что нечисто. Кто-то сказал, что человек может подумать, что он религиозен, только потому, что он обсуждает религиозные вопросы, нежели быть добрым, внимательным к другим у себя дома и оказывать людям помощь, либо же быть старательным и честным на работе. Нет ничего похвального в том, чтобы рассиживаться, обсуждая глубокие религиозные и теологические проблемы, когда еще не сделаны и ждут своей очереди самые простые дела христианской жизни. Такие дискуссии могут быть ничем иным, как стремление уклониться от христианских обязательств. Апостол Павел был уверен в том, что подлинная задача христианина лежит в христианских делах. Это, однако, вовсе не значит, что христианские дискуссии вовсе не должны иметь места, но дискуссия, за которой не следует деяние, по большей части — напрасно потерянное время.

И, посему Павел советует избегать любителей споров и распрей. В Библии речь идет о еретике, в греческом хайретикос. Греческий глагол хайрейн значит выбирать; а хайресис значит партия, школа, секта. Вначале слово не имело никакого отрицательного значения. Но когда человек начинает возводить свое личное мнение против всего учения, взаимного согласия и традиции церкви, вот тогда слово приобретает негативное звучание. Еретик — это человек, решивший, что он прав, а все остальные ошибаются. Павел предостерегает от людей, делающих свое личное мнение критерием истины. Человек всегда должен быть очень осторожным в высказываниях, изолирующих его от собратьев по вере. Вера не разделяет людей, она объединяет их.

ПОСЛЕДНИЕ ПРИВЕТСТВИЯ (Тит 3:12−15)

Павел, как всегда, заканчивает послание личными просьбами, указаниями и приветствиями. Об Артеме нам совершенно ничего не известно. Тихик был одним из самых доверенных посланников Павла. Он принес послания церквам в Колоссах и в Ефесе (Кол 4:7; Еф 6:21). Никополь находился в Эпире; был самым удобным местом для работы в римской провинции Долмации. Интересно отметить, что именно там позже находилась школа Эпиктета, крупного философа — стоика. Аполлос — широко известный учитель веры (Деян 18:24). О Зине законнике нам также совершенно ничего не известно. Он назван здесь законником, в греческом номикос, что может значить две вещи. Номикос обычно употреблялось для обозначения законника и, потому, Зина мог быть обращенным иудейским раввином. Но это же слово в греческом употреблялось обычно для обозначения адвоката, и если Павел имел это в виду, то Зина — примечательное лицо, потому что это единственное в Новом Завете упоминание об адвокате, юристе.

И последний совет Павла христианам — упражняться в добрых делах, с тем чтобы быть самостоятельными самим и иметь возможность помогать другим нуждающимся людям. Христианин — труженик работает не только для того, чтобы обеспечить себя всем необходимым, но чтобы у него было что-нибудь и для других людей.

Далее идут последние приветствия и потом, как и в каждом послании Павла, слова благодати.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.