Ефесянам 1 глава

Послание к Ефесянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии Давида Стерна

Подстрочник Винокурова

1
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
ἀπόστολος апостол 652 N-NSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
διὰ через 1223 PREP
θελήματος волю 2307 N-GSN
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῖς  3588 T-DPM
ἁγίοις святым 40 A-DPM
τοῖς  3588 T-DPM
οὖσιν сущим 1510 V-PAP-DPM
[ἐν в 1722 PREP
Ἐφέσῳ] Ефесе 2181 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
πιστοῖς верным 4103 A-DPM
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ· Иисусе; 2424 N-DSM
2
χάρις благодать 5485 N-NSF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
ἀπὸ от 575 PREP
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πατρὸς Отца 3962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
3
Εὐλογητὸς Благословен 2128 A-NSM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
πατὴρ Отец 3962 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
 3588 T-NSM
εὐλογήσας благословивший 2127 V-AAP-NSM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всяком 3956 A-DSF
εὐλογίᾳ благословении 2129 N-DSF
πνευματικῇ духовном 4152 A-DSF
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
ἐπουρανίοις небесном 2032 A-DPN
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ, Христе, 5547 N-DSM
4
καθὼς как 2531 ADV
ἐξελέξατο выбрал 1586 V-AMI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ Нём 846 P-DSM
πρὸ прежде 4253 PREP
καταβολῆς основания 2602 N-GSF
κόσμου, мира, 2889 N-GSM
εἶναι быть 1510 V-PAN
ἡμᾶς нам 2248 P-1AP
ἁγίους святыми 40 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἀμώμους безупречными 299 A-APM
κατενώπιον перед 2714 ADV
αὐτοῦ Ним 846 P-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἀγάπῃ, любви, 26 N-DSF
5
προορίσας предопределивший 4309 V-AAP-NSM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
εἰς для 1519 PREP
υἱοθεσίαν усыновления 5206 N-ASF
διὰ через 1223 PREP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
εἰς в 1519 PREP
αὐτόν, Него, 846 P-ASM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
εὐδοκίαν доброму намерению 2107 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
θελήματος воли 2307 N-GSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
6
εἰς для 1519 PREP
ἔπαινον похвалы 1868 N-ASM
δόξης славы 1391 N-GSF
τῆς  3588 T-GSF
χάριτος благодати 5485 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἧς которой 3739 R-GSF
ἐχαρίτωσεν Он облагодатствовал 5487 V-AAI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἠγαπημένῳ, Возлюбленном, 25 V-RPP-DSM
7
ἐν в 1722 PREP
Котором 3739 R-DSM
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
τὴν  3588 T-ASF
ἀπολύτρωσιν выкуп 629 N-ASF
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
αἵματος кровь 129 N-GSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
τὴν  3588 T-ASF
ἄφεσιν прощение 859 N-ASF
τῶν  3588 T-GPN
παραπτωμάτων, преступлений, 3900 N-GPN
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
πλοῦτος богатству 4149 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
χάριτος благодати 5485 N-GSF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
8
ἧς которая 3739 R-GSF
ἐπερίσσευσεν явилась в изобилии 4052 V-AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всякой 3956 A-DSF
σοφίᾳ мудрости 4678 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
φρονήσει мышлении 5428 N-DSF
9
γνωρίσας давший познать 1107 V-AAP-NSM
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
τὸ  3588 T-ASN
μυστήριον тайну 3466 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSN
θελήματος воли 2307 N-GSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
εὐδοκίαν благому намерению 2107 N-ASF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἣν которое 3739 R-ASF
προέθετο Он предустановил 4388 V-2AMI-3S
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ Нём 846 P-DSM
10
εἰς для 1519 PREP
οἰκονομίαν управления 3622 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πληρώματος полноты 4138 N-GSN
τῶν  3588 T-GPM
καιρῶν, времён, 2540 N-GPM
ἀνακεφαλαιώσασθαι [чтобы] возглавилось 346 V-ADN
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Χριστῷ, Христе, 5547 N-DSM
τὰ которое 3588 T-APN
ἐπὶ на 1909 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
οὐρανοῖς небесах 3772 N-DPM
καὶ и 2532 CONJ
τὰ которое 3588 T-APN
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γῆς· земле; 1093 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ, Нём, 846 P-DSM
11
ἐν в 1722 PREP
Котором 3739 R-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκληρώθημεν мы были избраны по жребию 2820 V-API-1P
προορισθέντες предопределённые 4309 V-APP-NPM
κατὰ по 2596 PREP
πρόθεσιν предустановлению 4286 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
ἐνεργοῦντος Производящего действием 1754 V-PAP-GSM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
βουλὴν решению 1012 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
θελήματος воли 2307 N-GSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
12
εἰς чтобы 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
εἶναι быть 1510 V-PAN
ἡμᾶς нам 2248 P-1AP
εἰς для 1519 PREP
ἔπαινον похвалы 1868 N-ASM
δόξης славы 1391 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τοὺς  3588 T-APM
προηλπικότας заранее возложившие надежду 4276 V-RAP-APM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Χριστῷ· Христе; 5547 N-DSM
13
ἐν в 1722 PREP
Котором 3739 R-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ὑμεῖς вы 5210 P-2NP
ἀκούσαντες услышавшие 191 V-AAP-NPM
τὸν  3588 T-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
ἀληθείας, истины, 225 N-GSF
τὸ  3588 T-ASN
εὐαγγέλιον благовестие 2098 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
σωτηρίας спасения 4991 N-GSF
ὑμῶν, вашего, 5216 P-2GP
ἐν в 1722 PREP
Котором 3739 R-DSM
καὶ и 2532 CONJ
πιστεύσαντες поверившие 4100 V-AAP-NPM
ἐσφραγίσθητε вы были отмечены печатью 4972 V-API-2P
τῷ  3588 T-DSN
πνεύματι Духом 4151 N-DSN
τῆς  3588 T-GSF
ἐπαγγελίας обещания 1860 N-GSF
τῷ  3588 T-DSN
ἁγίῳ, Святым, 40 A-DSN
14
Который 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἀρραβὼν задаток 728 N-NSM
τῆς  3588 T-GSF
κληρονομίας наследства 2817 N-GSF
ἡμῶν, нашего, 2257 P-1GP
εἰς для 1519 PREP
ἀπολύτρωσιν выкупа 629 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
περιποιήσεως, достояния, 4047 N-GSF
εἰς для 1519 PREP
ἔπαινον похвалы 1868 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
15
Διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
κἀγώ, и я, 2504 P-1NS-K
ἀκούσας услышавший 191 V-AAP-NSM
τὴν [о] которой 3588 T-ASF
καθ᾽ у 2596 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
πίστιν вере 4102 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
κυρίῳ Го́споде 2962 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἀγάπην любви 26 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
εἰς ко 1519 PREP
πάντας всем 3956 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἁγίους, святым, 40 A-APM
16
οὐ не 3739 PRT-N
παύομαι прекращаю 3973 V-PMI-1S
εὐχαριστῶν благодарящий 2168 V-PAP-NSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
μνείαν упоминание 3417 N-ASF
ποιούμενος делающий 4160 V-PMP-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῶν  3588 T-GPF
προσευχῶν молитвах 4335 N-GPF
μου, моих, 3450 P-1GS
17
ἵνα чтобы 2443 CONJ
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
 3588 T-NSM
πατὴρ Отец 3962 N-NSM
τῆς  3588 T-GSF
δόξης, славы, 1391 N-GSF
δώῃ дал 1325 V-2AAO-3S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
σοφίας мудрости 4678 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀποκαλύψεως открытия 602 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
ἐπιγνώσει познании 1922 N-DSF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
18
πεφωτισμένους осветившиеся 5461 V-RPP-APM
τοὺς  3588 T-APM
ὀφθαλμοὺς глаза́ 3788 N-APM
τῆς  3588 T-GSF
καρδίας се́рдца 2588 N-GSF
[ὑμῶν] вашего 5216 P-2GP
εἰς чтобы 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
εἰδέναι знать 1492 V-RAN
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
τίς что́ 5100 I-NSF
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἐλπὶς надежда 1680 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
κλήσεως призыва 2821 N-GSF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
τίς что́ 5100 I-NSM
 3588 T-NSM
πλοῦτος богатство 4149 N-NSM
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
τῆς  3588 T-GSF
κληρονομίας наследства 2817 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
ἁγίοις, святых, 40 A-DPM
19
καὶ и 2532 CONJ
τί что́ 5100 I-NSN
τὸ  3588 T-NSN
ὑπερβάλλον преобладающая 5235 V-PAP-NSN
μέγεθος величина 3174 N-NSN
τῆς  3588 T-GSF
δυνάμεως силы 1411 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
εἰς в 1519 PREP
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
τοὺς  3588 T-APM
πιστεύοντας верящих 4100 V-PAP-APM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἐνέργειαν действию 1753 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
κράτους владычества 2904 N-GSN
τῆς  3588 T-GSF
ἰσχύος силы 2479 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
20
ἣν которую 3739 R-ASF
ἐνήργησεν Он произвёл действием 1754 V-AAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
ἐγείρας воскресивший 1453 V-AAP-NSM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν, мёртвых, 3498 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
καθίσας посадивший 2523 V-AAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
δεξιᾷ правой [стороне] 1188 A-DSF
αὐτοῦ [от] Него 846 P-GSM
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
ἐπουρανίοις небесном 2032 A-DPN
21
ὑπεράνω превыше 5231 ADV
πάσης всякого 3956 A-GSF
ἀρχῆς нача́ла 746 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐξουσίας власти 1849 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
δυνάμεως силы 1411 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
κυριότητος господства 2963 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
παντὸς всякого 3956 A-GSN
ὀνόματος имени 3686 N-GSN
ὀνομαζομένου именующегося 3687 V-PPP-GSN
οὐ не 3739 PRT-N
μόνον только 3440 ADV
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
αἰῶνι веке 165 N-DSM
τούτῳ этом 5129 D-DSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
μέλλοντι· будущем; 3195 V-PAP-DSM
22
καὶ и 2532 CONJ
πάντα всё 3956 A-APN
ὑπέταξεν Он подчинил 5293 V-AAI-3S
ὑπὸ под 5259 PREP
τοὺς  3588 T-APM
πόδας но́ги 4228 N-APM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἔδωκεν Он дал 1325 V-AAI-3S
κεφαλὴν головой 2776 N-ASF
ὑπὲρ сверх 5228 PREP
πάντα всего 3956 A-APN
τῇ  3588 T-DSF
ἐκκλησίᾳ, Церкви, 1577 N-DSF
23
ἥτις той, которая 3748 R-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
σῶμα тело 4983 N-NSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
τὸ  3588 T-NSN
πλήρωμα полнота 4138 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
ἐν во 1722 PREP
πᾶσιν всём 3956 A-DPN
πληρουμένου. Наполняющего. 4137 V-PMP-GSM

Комментарии Давида Стерна

1 От: Шауля, по воле Бога посланника Мессии Йешуа. Кому: Божьему народу в Эфесе, то есть всем тем, кто верит Мессии Йе­шуа:

От раби Шауля из Тарса, то есть Павла (Деят. 13:9 и ком.).
Посланника, греч. апостолос, «посланный», обычно переводится как «апостол» (ком. к Мат. 10:2).
Божьему народу, буквально «святым». В некоторых рукописях нет слов «в Эфесе».

2 Благодать вам и шалом от Бога, Отца нашего, и Господа Мессии Йешуа.

Шалом. См. ком. к Мат. 10:12.

3 Да будет превознесён Адонай, Отец нашего Господа Мессии Йешуа, Который в Мессии благословил нас всяким духовным благословением в небесах.

Адонай. Греческое теос, означающее «Бог», использовано здесь при переводе личного имени Бога, ЙГВГ (йуд-гей-вав-гей, «Яхве» или «Иегова» в русском варианте), которое вслух произносится как Адонай (см. ком. к Мат. 1:20). В Септуагинте ЙГВГ переводится как теос более чем в 250-ти случаях.

4 В Мессии Он избрал нас любовью прежде сотворения вселенной, чтобы мы были святы и непорочны в Его присутствии.

Он избрал нас... прежде сотворения вселенной. О проблеме предопределения и свободной воли см. Рим. 9:19−21 и ком., Фил. 2:12−13 и ком.

5 Он предопределил, согласно Своему желанию и замыслу, что через Мессию Йешуа мы станем Его сыновьями,

Мы станем Его сыновьями. Ср. Рим. 8:15, 29; Гал. 4:5.

6 чтобы мы могли восхвалить Его в ответ на славную благодать, которую Он дал нам через Возлюбленного.

Благодать, греч. харис (от которого произошло русское слово «харизматический») обычно соответствует в иврите слову хен («благосклонность», «расположение», «милость»), которое часто встречается в Taнaxe, и иногда соответствует слову хесед («любящая доброта»).

7 В союзе с ним, благодаря тому, что он пролил свою кровь, мы спасены — наши грехи прощены, в полном согласии с богатством благодати,

Благодаря тому, что он пролил свою кровь, мы спасены. Одно из еврейских слов, соответствующих греческому лутросис («искупление», «выкуп») — это падут, формой которого является пидьон (как в выражении пидьон-габен, выкуп первородного сына, см. Лук. 2:22−24 и ком.). Моше Бен-Меир (1904−1978), один из первых израильских мессианских евреев, объяснял связь между выкупом и кровью в своём кратком комментарии на книгу Ефесянам:

'Пидьон несёт в себе идею обмена, замещения. В Торе Закон о выкупе приведён в Книге Исход 13:13, 34:20. Каждый первенец мужского пола и первородный ослёнок должен быть выкуплен. В 3-й главе Книги Чисел описывается, как 22000 левитов заменили собой 22000 первенцев Израиля, а оставшиеся 273 человека, для которых не нашлось левитов, были выкуплены за 1, 365 шекелей. В 1-й книге Царств, гл. 14, Ионафану угрожала смертная кара за то, что он преступил публичную клятву, которую его отец дал в его отсутствие. Хотя царь Саул осудил его на смерть, приговор не был приведён в исполнение, поскольку народ не был согласен с подобным решением. Однако закон остаётся законом, и его нельзя проигнорировать. Поэтому народ выкупил Ионафана и, таким образом, законным образом избавил его от смертной казни.

Мы, подобно Ионафану, также подлежим смерти. Ионафан был осуждён несмотря на то, что он не знал о клятве, данной царём Саулом, и о его приказе. Мы же осуждены на смерть, несмотря на то, что не грешили в том, в чём согрешил первый Адам (см. Рим. 5:12−14). Подобно Ионафану, мы должны либо погибнуть, либо быть выкупленными. Ионафан и первенцы Израиля были выкуплены за деньги. Деньги тождественны крови. Один из еврейских терминов, обозначающих деньги, — дамим, множественное от дам, кровь, что отражает тяжкий труд человека. Это мишнаитский термин.

Однако деньги не могут избавить нас от вечной смерти. У человека нет ничего такого, что могло бы выкупить его самого или окружающих (Псалом 48:8−9); Бог Сам должен искупить его от власти преисподней (Псалом 48:16). Но сказано о Боге: «Я нашёл умилостивление» (Иов 33:24); и это кровь Мессии.'

(Адаптировано из книги Моше Бен-Меира «Как еврей трактует Послание к Ефесянам» (Netivyah, P.O. Box 8043, Jerusalem 91080, 1978, pp. 23−25.)

8 в избытке дарованной нам. Во всей Своей мудрости и проницательности 9 Он раскрыл нам Свой тайный изначальный замысел, связанный с Мессией, соответствующий Его воле,

Он раскрыл нам Свой тайный замысел (см. 3:3−9). Греческое мюстерион означает «нечто, что было сокрыто прежде, но раскрыто теперь». Отсюда ударение на предопределённой цели Бога (ст. 4−5, настоящий стих, ст. 11, а также 3:9, 11). См. также ком. к Рим. 11:25.

10 который Он осуществит, когда наступит время, — чтобы подчинить главенству Мессии всё, что находится в небесах и на земле. 11 Кроме того, будучи в союзе с Мессией, мы стали наследниками, мы, избранные заранее согласно замыслу Того, Кто всё совершает в соответствии со Своим волеизъявлением, 12 чтобы мы, ранее возложившие свои надежды на Мессию, воздали Ему хвалу в ответ на Его славу. 13 Потом и вы, слышавшие послание истины, Добрую Весть, предлагающую вам спасение, и доверившиеся Мессии, были скреплены печатью обещанного Руах ГаКодеш, 14 который является залогом нашего наследия до тех пор, пока мы не вступим во владение им и тем самым воздадим Ему хвалу в ответ на Его славу.

Стихи 3−14. Настоящие четыре абзаца в греческом тексте являются одним предложением, и это отражено в некоторых переводах. По форме они соответствуют еврейской брахе (благословению; больше см. в 2 Кор. 1:3−7 и ком., 1 Кеф. 1:3−4 и ком,) — об этом свидетельствуют первые слова: «Да будет превознесён Адонай, Отец нашего Господа Мессии Йешуа», созвучные началу молитвы Амида, центральной молитвы синагогальной литургии, читаемой трижды в день:

Барух ата, Адонай, Элогейну вэЭлогей-авотейну, Элогей-Аврагам, Элогей-Йицхак, вэЭлогей-Яаков...

(«Благословен Ты, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова...»).

Многие другие выражения также напоминают синагогальные молитвы. Два примера: слова «Он избрал нас любовью» (ст. 4) схожи с концовкой благословения Агава, предшествующего чтению Шма: «Благословен Ты, Адонай избравший народ Свой Израиль в любви». Фраза «Во всей Своей мудрости и проницательности Он раскрыл нам...» (ст. 8−9) схожа с четвёртым благословением Амиды:

Ты даруешь человеку разум и обучаешь смертных пониманию. Удели же нам от Своего знания, понимания и разума. Благословен Ты, Адонай, дарующий разум!

Кроме того, рефрен в ст. 6: «чтобы мы могли восхвалить Его в ответ на славную благодать, которую Он дал нам» (буквально «в похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас»), а также его укороченные варианты в ст. 12 и 14 разделяют отрывок на три самостоятельные части. Эту же функцию исполняют слова "Барух ата, Адонай", завершающие каждое из девятнадцати брахот молитвы Амида.

Стихи 11−14. Мы, евреи (ст. 11−12). здесь противопоставляется слову «вы», язычники (ст. 13−14). См. ком. к 2:3.

Наследия (ст. 11, 14, 18; 5:5). Моше Бен-Меир обращает внимание читателей на употребление необычного древнееврейского слова для обозначения важной концепции наследства, мораша, в двух местах Танаха: Второзаконие 33:4, «Тору дал нам Моше, наследие обществу Израиля»; и Исход 6:8, «И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврагаму, Ицхаку и Яакову, и дам вам её в наследие. Я Адонай». Он писал:

'Мы, мессианские евреи, по-прежнему претендуем на мораша и не отказываемся ни от Торы, ни от своих прав на Эрец-Исраэль (Землю Израиля). Мы остаёмся неотъемлемой частью избранного народа.' («Как еврей трактует Послание к Ефесянам». с. 31−33)

Стих 11 говорит о тех евреях, чье наследие является как духовным (Тора), так и физическим (Земля). Тора ведёт непосредственно к Йешуа (Рим. 10:4 и ком), благодаря которому язычники получают долю в духовном наследии (ст. 13−14). Также, благодаря Йешуа, еврейский народ получает Землю в вечное пользование (2 Кор. 1:20 и ком.).

15 По этой причине я, с тех пор, как услышал о вашей вере в Господа Йешуа и любви ко всему Божьему народу, 16 непрестанно благодарю за вас. В своих молитвах я постоянно прошу 17 Бога нашего Господа Мессии Йешуа, прославленного Отца, даровать вам дух мудрости и откровения, чтобы вы познали Его глубину.

Бога нашего Господа Мессии Йешуа, прославленного Отца. Здесь Шауль подчеркивает различие между Богом и Йешуа, что не противоречит его мнению о том, что в Йешуа «телесно, обитает полнота всего того, что свойственно Богу» (Кол. 2:9 и ком.).

18 Я молюсь, чтобы Он просветил взор ваших сердец, чтобы вы могли понять, для какой надежды Он призвал вас, какое богатство славы присутствует в том наследии, которое Он обещал Своему народу, 19 и как безмерно велико Его могущество, действующее в нас, доверяющих Ему. 20 Оно действует той же великой силой, которой Он воскресил Мессию из мёртвых и посадил по правую руку от Себя на небесах, 21 гораздо выше любого правителя, власти, силы, господства и любого имени, которое можно найти и в олам газе, и в олам габа. 22 Кроме того, Он всё положил к его ногам и сделал его главой всего в Мессианской Общине, 23 которая является его телом, полным отображением Того, Кто наполняет Собой всё творение.

Стихи 20−23. Настоящие стихи открывают тему духовной брани, которая будет продолжена в 2:2, 3:9−10 и 4:26−27, а особенно подробно будет рассматриваться в 6:10−18.

Стих 20 — это ссылка на Псалом 109:1, часто цитируемый в Новом Завете (см. ком. к Мат. 22:44): Сказал Адонай Господу моему: «Сиди по правую руку от Меня, пока Я не положу врагов твоих у твоих ног».

Стих 22, беря за основу последнюю фразу, цитирует Псалом 8:7 «Всё положил к его ногам» (см. Евр. 2:6−10 и ком. о том, как Псалом 8 применим к Йешуа).

Соматические образы продолжаются, и Йешуа назван главой (ст. 22; ср. ст. 10, 1 Кор. 11:3), а Мессианская Община — его телом (как и в 2:16; 4:4, 12, 16; 5:30; Рим. 12:5, 1 Кор. 10:17; Кол. 1:24, 2:19; дальнейшие детали сравнения приводятся в 1 Кор. 6:15−17, 12:11−27). В письме ефесянам Мессианская Община (греч. экклесиа, обычно переводится как «церковь»; см. ком. к Мат. 16:18) названа также зданием (2:20−22, 1 Кор. 3:16−17) и сравнивается с женой (5:25−33, Отк. 19:7−9).

Стих 23. Полным отображением Того, Кто наполняет Собой всё творение, буквально «полнотой (греч. плерома) Его (Бога), наполняющего всё всем». Плерома — специальный термин, использовавшийся гностиками и означавший совокупность ангелов или «эонов», которая якобы исполняет посредническую функцию между Богом и человечеством. Гностицизм представлял собой философскую систему самосовершенствования посредством знания и предлагал дешёвый заменитель как иудаизма, так и христианства, дешёвый в том смысле, что он, как и движение «Новый Век» и ему подобные, обходит или сводит к минимуму проблему греха.

В Посланиях к Ефесянам и Колоссянам Шауль противостоит ереси гностицизма, используя в своей речи некоторые специальные термины гностицизма, чтобы выразить с их помощью библейскую истину. Из этих писем мы узнаём, что Шауль молится о том, чтобы верующие Эфеса могли «наполниться всей полнотой (плерома) Бога» (3:19); а также, что «Богу было угодно, чтобы Его плерома обитала в Сыне» (Кол. 1:19 и ком.); что «в нём [Мессии], телесно, обитает плерома всего того, что свойственно Богу» (Кол. 2:9); и что верующие в целом, Мессианская Община, составляют тело Мессии, и, таким образом, являются полнотой (плерома) Того, Кто наполняет Собой всё творение (настоящий стих). Однако в отличие от гностиков Шауль в следующем же стихе переходит к обсуждению греха. Следовательно, целью для верующих должно быть достижение «зрелости, эталоном которой является плерома Мессии» (4:13).

Шауль выбивает почву из-под ног гностиков, утверждая, что, хотя достижение плерома является правильной целью, она не может быть достигнута подобными средствами, и что только библейский путь, а именно присоединение к Телу Мессии посредством доверия и верности Йешуа, может привести нас к нужному результату.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.