2 Коринфянам 10 глава

Второе послание к Коринфянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкование Далласской семинарии

Подстрочник Винокурова

1
Αὐτὸς Сам 846 P-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἐγὼ я 1473 P-1NS
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
παρακαλῶ прошу 3870 V-PAI-1S
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
πραΰτητος кротость 4240 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιεικείας снисходительность 1932 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
ὃς который [я] 3739 R-NSM
κατὰ по 2596 PREP
πρόσωπον лицу 4383 N-ASN
μὲν ведь 3303 PRT
ταπεινὸς смиренный 5011 A-NSM
ἐν у 1722 PREP
ὑμῖν, вас, 5213 P-2DP
ἀπὼν отсутствующий 548 V-PAP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
θαρρῶ имею мужество 2292 V-PAI-1S
εἰς на 1519 PREP
ὑμᾶς· вас; 5209 P-2AP
2
δέομαι молю 1189 V-PNI-1S
δὲ же 1161 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
μὴ не 3361 PRT-N
παρὼν присутствующий 3918 V-PAP-NSM
θαρρῆσαι [чтобы] обрести мужество 2292 V-AAN
τῇ  3588 T-DSF
πεποιθήσει убеждённостью 4006 N-DSF
которой 1510 R-DSF
λογίζομαι считаю 3049 V-PNI-1S
τολμῆσαι осмелиться 5111 V-AAN
ἐπί на 1909 PREP
τινας некоторых 5100 X-APM
τοὺς  3588 T-APM
λογιζομένους считающих 3049 V-PNP-APM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ὡς как 5613 ADV
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα плоти 4561 N-ASF
περιπατοῦντας. ходящих. 4043 V-PAP-APM
3
ἐν В 1722 PREP
σαρκὶ плоти 4561 N-DSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
περιπατοῦντες ходящие 4043 V-PAP-NPM
οὐ не 3739 PRT-N
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα плоти 4561 N-ASF
στρατευόμεθα, воюем, 4754 V-PMI-1P
4
τὰ  3588 T-NPN
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅπλα оружие 3696 N-NPN
τῆς  3588 T-GSF
στρατείας войны́ 4752 N-GSF
ἡμῶν нашей 2257 P-1GP
οὐ не 3739 PRT-N
σαρκικὰ плотское 4559 A-NPN
ἀλλὰ но 235 CONJ
δυνατὰ сильное 1415 A-NPN
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Бога 2316 N-DSM
πρὸς к 4314 PREP
καθαίρεσιν разрушению 2506 N-ASF
ὀχυρωμάτων, укреплений, 3794 N-GPN
λογισμοὺς расчёты 3053 N-APM
καθαιροῦντες разрушающие 2507 V-PAP-NPM
5
καὶ и 2532 CONJ
πᾶν всякую 3956 A-ASN
ὕψωμα высоту 5313 N-ASN
ἐπαιρόμενον поднимающуюся 1869 V-PMP-ASN
κατὰ против 2596 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γνώσεως знания 1108 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
αἰχμαλωτίζοντες пленяющие 163 V-PAP-NPM
πᾶν всякую 3956 A-ASN
νόημα мысль 3540 N-ASN
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ὑπακοὴν послушание 5218 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
6
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ἑτοίμῳ готовом 2092 A-DSN
ἔχοντες имеющие 2192 V-PAP-NPM
ἐκδικῆσαι наказать 1556 V-AAN
πᾶσαν всякое 3956 A-ASF
παρακοήν, ослушание, 3876 N-ASF
ὅταν когда 3752 CONJ
πληρωθῇ было исполнено 4137 V-APS-3S
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
 1510 T-NSF
ὑπακοή. послушание. 5218 N-NSF
7
Τὰ  3588 T-APN
κατὰ По 2596 PREP
πρόσωπον лицу 4383 N-ASN
βλέπετε. смотри́те. 991 V-PAI-2P
εἴ Если 1536 COND
τις кто-нибудь 1536 X-NSM
πέποιθεν убеждён 3982 V-2RAI-3S
ἑαυτῷ [в] себе самом 1438 F-3DSM
Χριστοῦ Христовым 5547 N-GSM
εἶναι, быть, 1510 V-PAN
τοῦτο это 5124 D-ASN
λογιζέσθω пусть считает 3049 V-PNM-3S
πάλιν опять 3825 ADV
ἐφ᾽ по 1909 PREP
ἑαυτοῦ себе самому 1438 F-3GSM
ὅτι что 3754 CONJ
καθὼς как 2531 ADV
αὐτὸς он 846 P-NSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
οὕτως так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς. мы. 2249 P-1NP
8
ἐάν Если 1437 COND
[τε]  5037 PRT
γὰρ ведь 1063 CONJ
περισσότερόν бо́льшим 4053 A-ASN-C
τι чем-нибудь 5100 X-ASN
καυχήσωμαι похвастаюсь 2744 V-ADS-1S
περὶ о 4012 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐξουσίας власти 1849 N-GSF
ἡμῶν, нашей, 2257 P-1GP
ἧς которую 3739 R-GSF
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
εἰς на 1519 PREP
οἰκοδομὴν построение 3619 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰς на 1519 PREP
καθαίρεσιν разрушение 2506 N-ASF
ὑμῶν, ваше, 5216 P-2GP
οὐκ не 3756 PRT-N
αἰσχυνθήσομαι, буду пристыжён, 153 V-FPI-1S
9
ἵνα чтобы 2443 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
δόξω показался я 1380 V-AAS-1S
ὡς как 5613 ADV
ἂν  302 PRT
ἐκφοβεῖν устрашающий 1629 V-PAN
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
διὰ через 1223 PREP
τῶν  3588 T-GPF
ἐπιστολῶν· послания; 1992 N-GPF
10
ὅτι, потому что, 3754 CONJ
Αἱ  3588 T-NPF
ἐπιστολαὶ послания 1992 N-NPF
μέν, ведь, 3303 PRT
φησίν, говорят, 5346 V-PAI-3S
βαρεῖαι тяжелы 926 A-NPF
καὶ и 2532 CONJ
ἰσχυραί, сильны, 2478 A-NPF
 1510 T-NSF
δὲ же 1161 CONJ
παρουσία присутствие 3952 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
ἀσθενὴς слабо 772 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
ἐξουθενημένος. уничиженное. 1848 V-RPP-NSM
11
τοῦτο Так 5124 D-ASN
λογιζέσθω пусть считает 3049 V-PNM-3S
 3588 T-NSM
τοιοῦτος, таковой, 5108 D-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
οἷοί каковы 3634 K-NPM
ἐσμεν мы есть 1510 V-PAI-1P
τῷ  3588 T-DSM
λόγῳ словом 3056 N-DSM
δι᾽ через 1223 PREP
ἐπιστολῶν послания 1992 N-GPF
ἀπόντες, отсутствующие, 548 V-PAP-NPM
τοιοῦτοι таковы 5108 D-NPM
καὶ и 2532 CONJ
παρόντες присутствующие 3918 V-PAP-NPM
τῷ  3588 T-DSN
ἔργῳ. делом. 2041 N-DSN
12
Οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
τολμῶμεν осмеливаемся 5111 V-PAI-1P
ἐγκρῖναι отличить 1469 V-AAN
или 1510 PRT
συγκρῖναι сличить 4793 V-AAN
ἑαυτούς себя самих 1438 F-3APM
τισιν [с] некоторыми 5100 X-DPM
τῶν  3588 T-GPM
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-3APM
συνιστανόντων· представляющих; 4921 V-PAP-GPM
ἀλλὰ но 235 CONJ
αὐτοὶ они 846 P-NPM
ἐν в 1722 PREP
ἑαυτοῖς сами себе 1438 F-3DPM
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-3APM
μετροῦντες мерящие 3354 V-PAP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
συγκρίνοντες сличающие 4793 V-PAP-NPM
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-3APM
ἑαυτοῖς с самими собой 1438 F-3DPM
οὐ не 3739 PRT-N
συνιᾶσιν. понимают. 4920 V-PAI-3P
13
ἡμεῖς Мы 2249 P-1NP
δὲ же 1161 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἄμετρα безмерное 280 A-APN
καυχησόμεθα, будем хвастаться, 2744 V-FDI-1P
ἀλλὰ но 235 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
μέτρον мере 3358 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
κανόνος нормы 2583 N-GSM
οὗ которую 3739 R-GSM
ἐμέρισεν отмерил 3307 V-AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
μέτρου, мерой, 3358 N-GSN
ἐφικέσθαι дойти 2185 V-2ADN
ἄχρι до 891 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ὑμῶν. вас. 5216 P-2GP
14
οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὡς как 5613 ADV
μὴ не 3361 PRT-N
ἐφικνούμενοι доходящие 2185 V-PNP-NPM
εἰς в 1519 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ὑπερεκτείνομεν растягиваем 5239 V-PAI-1P
ἑαυτούς, себя самих, 1438 F-1APM
ἄχρι до 891 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
ἐφθάσαμεν мы успели 5348 V-AAI-1P
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
εὐαγγελίῳ благовозвещении 2098 N-DSN
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ· Христа; 5547 N-GSM
15
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἄμετρα безмерное 280 A-APN
καυχώμενοι хвастающиеся 2744 V-PNP-NPM
ἐν в 1722 PREP
ἀλλοτρίοις чужих 245 A-DPM
κόποις, трудах, 2873 N-DPM
ἐλπίδα надежду 1680 N-ASF
δὲ же 1161 CONJ
ἔχοντες имеющие 2192 V-PAP-NPM
αὐξανομένης растущей 837 V-PPP-GSF
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веры 4102 N-GSF
ὑμῶν вашей 5216 P-2GP
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν вас 5213 P-2DP
μεγαλυνθῆναι быть возвеличенными 3170 V-APN
κατὰ по 2596 PREP
τὸν  3588 T-ASM
κανόνα норме 2583 N-ASM
ἡμῶν нашей 2257 P-1GP
εἰς в 1519 PREP
περισσείαν, изобилие, 4050 N-ASF
16
εἰς в 1519 PREP
τὰ которое 3588 T-APN
ὑπερέκεινα по ту сторону 5238 ADV
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
εὐαγγελίσασθαι, благовозвестить, 2097 V-AMN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐν в 1722 PREP
ἀλλοτρίῳ чужой 245 A-DSM
κανόνι норме 2583 N-DSM
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἕτοιμα готовом 2092 A-APN
καυχήσασθαι. похвастаться. 2744 V-ADN
17
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
καυχώμενος хвастающийся 2744 V-PNP-NSM
ἐν в 1722 PREP
κυρίῳ Господе 2962 N-DSM
καυχάσθω· пусть хвастается; 2744 V-PNM-3S
18
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
ἑαυτὸν самого себя 1438 F-3ASM
συνιστάνων, представляющий, 4921 V-PAP-NSM
ἐκεῖνός тот 1565 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
δόκιμος, пригодный, 1384 A-NSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
ὃν которого 3739 R-ASM
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
συνίστησιν. представляет. 4921 V-PAI-3S

Толкование Далласской семинарии

А. Призыв к послушанию (10:1−6)

Все, что говорил апостол о добровольных пожертвованиях (главы 8−9) само по себе соответствовало мягкой просьбе, ненавязчивому призыву к действию. В главе 10, однако, и звучание темы, и тон призыва к коринфянам нарастают. Павел считал, что люди, отворачивающиеся от него и от его благовестия, представляли собой серьезную опасность. Призывая коринфян к покорности, он испытывает их верность себе и доверие, о которых сообщил ему Тит (7:16).

2Кор 10:1−2. Павел неохотно прибегал к строгости, но в данном случае обстоятельства требовали этого. Примером апостолу служил Христос. Кротость Спасителя (Мф 11:29) в сущности свидетельствовала о силе Его духа, которая давала Ему спокойно сносить обиды и оскорбления в свой адрес (Мф 27:12−14), воздавая по заслугам тем, кто причинял вред другим (Ин 2:15−16). Кротость воплощает в себе силу, источник которой в большей любви к другим, чем к себе.

Снисхождение (епиейкейас; встречается в Новом Завете только здесь и в Деян 24:4) — прямое следствие кроткого духа. А именно в этом духе и совершал свое служение Павел; но в миру его часто принимают за проявление слабости и робости. Таким, т. е. слабым и робким, и считали Павла лжеапостолы. В письмах (1Кор 4:19) и со слов своих помощников — таких, как Тит, Павел казался смелым. Но, утверждали его оппоненты, для того, чтобы «укусить», ему не хватало зубов. Полагая так, они руководствовались мирскими мерками.

2Кор 10:3−5. Не по плоти воинствуем — значит «не мирским оружием пользуемся». Оно, это оружие, — в мудрствовании, в опоре на личное влияние и в умении преподнести себя (1Кор 1:26), в способности красиво говорить (1Кор 2:1) и в тому подобном. Всего этого Павел не ценил и ни к чему такому не прибегал (Флп 3:4−8).

Его оружием было провозглашение Слова Божия и молитва (Еф 6:17−18), т. е. то, что заключало в себе Божию силу. При уповании пользующегося им на Бога (1Кор 2:4−5) это оружие, кажущееся недейственным с мирской точки зрения, способно «ниспровергать» любые аргументы и всяческие претензии (стихи 4−5) врагов Евангелия.

Ни бог века сего (2Кор 4:4), ни его служители не могут с успехом противостать тому высшему знанию, которым располагает Бог, и на которое уповал Павел. Не существует «замыслов» или умыслов (2:11), включая и таковые его противников, которые были бы скрыты от Того, Кто «уловляет мудрых в лукавстве их» и знает, что «совет хитрых» тщетен (1Кор 3:19−20; сравните Иов 5:13; Пс 93:11).

Целью Павлова «воинствования» было привести людей к послушанию Христу. Подчинять их себе или какому-то другому человеку — на мирской лад — не входило в его расчеты (2Кор 1:24; 2Кор 11:20; Лк 22:25).

2Кор 10:6. Подход апостола к ожидавшему его столкновению в Коринфе как бы распадался на две части, из коих вторая обусловливалась первой. Прежде всего было необходимо, чтобы коринфяне продемонстрировали свою приверженность Христу в преданности Его посланнику — Павлу (5:20; сравните 7:15). Тогда и послушание их оказалось бы полным — именно так надо понимать его слова: когда ваше послушание исполнится.

Затем, убедившись, что коринфяне отвергли его противников (сравните 6:14−18), Павел мог бы пойти на прямую конфронтацию с лжеапостолами, пользуясь поддержкой церкви. Он готов был наказать их непослушание Христу. Греческое слово екдикезаи, переданное здесь как «наказать», можно было бы перевести и более сильно — как «покарать» (1Кор 3:17). Мы находим его в Ветхом Завете при описании гнева Божия, изливаемого на врагов Его народа (Чис 31:2; Втор 32:43), где оно переведено в значении «мстить». В Откр 19:2 оно же переведено как «взыскать».

Б. Вызов лжеапостолам (10:7 — 11:15)

Хотя Павел и прежде уже опровергал обвинения своих оппонентов (3:1, 7−18; 4:2−4; 5:12, 16; 6:14), в фокусе его внимания они до сих пор не были. А теперь он вступает в прямую конфронтацию с ними. Кто были эти оппоненты, можно только догадываться. По-видимому, они были иудеями (11:22), но откуда они пришли, неизвестно. Они считали себя апостолами Христа (10:7; 11:23), но Павел эту их претензию отвергает (11:13). Они имели с собой рекомендательные письма (3:1) и не останавливались перед тем, чтобы восхвалять себя (10:18), они даже отождествляли себя с так называемыми «высшими апостолами» (сравните 11:15).

Возможно, лжеапостолов послали в Коринф те, кто на иерусалимском соборе настаивали на необходимости обрезания для верующих из язычников и соблюдения ими закона Моисеева (Деян 15:5). Известно, что у большинства апостолов и пресвитеров этот их призыв не нашел отклика (Деян 15:23−29). Лжеапостолы говорили, будто ратуют за достижение праведности (2Кор 11:14), но Павел то, что они проповедовали, называл «иным» (а, значит, лже-) благовестием (11:4).

Возможно, праведностью те провозглашали внешнее следование положениям и установлениям Моисеева закона (3:7−15). На деле же искали своей выгоды, думая нажиться за счет коринфян (2:17), и, может быть, даже участвовали в греховных оргиях (12:21). Законничество и эгоцентризм — это две стороны одной медали (Мф 6:2, 15−16; Мф 23:5−7), и в конечном счете они ведут к самоублажению и к самоправедности (Мф 23:25; сравните Флп 3:2).

2Кор 10:7−8. Растерянности коринфян перед необходимостью выбора в пользу истинного апостольского авторитета сильно содействовала их способность видеть лишь то, что находилось на поверхности (так надо понимать первую строку 7-го стиха). В своем восприятии вещей они ориентировались на внешнее, показное. Они увлекались мирскою мудростью (1Кор 3:1). А потому лжеапостолам нетрудно было уловить их в свои сети.

С целью восстановить порядок в этой сбитой с толку церкви Павел вынужден был прибегнуть к тому, что вызывало у него такое неприятие, — а именно к самовосхвалению. Однако делал он это не ради возвышения себя, а в интересах коринфян. Именно поэтому и ссылался он на свою власть как апостола Христа. Он «хвалился» ею подчеркнуто, не испытывая при этом ложного стыда (в русском тексте это выражено в сослагательном наклонении: «если бы я и более стал хвалиться не остался бы в стыде»). Павел поверг «твердыни», отмел аргументы («замыслы») и всяческие претензии («всякое превозношение») своих оппонентов (2Кор 10:4−5) и, что главное, — укрепил духовно коринфских верующих.

2Кор 10:9−11. Павел сознает, что его слова о данной ему апостольской власти (стих 8), как и вообще его послания, могли напугать коринфян. Предвидел он и то, что слова его, написанные перед этим, могли вызвать у лжеапостолов насмешливую улыбку и пренебрежительные замечания вроде того, что Павел более «страшен» на словах, чем на деле.

Апостол не отрицал, что, встречаясь с людьми (а личном присутствии) не производит на них сильного впечатления (стих 1). Он не умел говорить гладко и красиво (11:6) — как по воле Божией, так и по причине личных своих особенностей (сравните 1Кор 2:1−5). Но если бы лжеапостолы попытались противопоставить свое красноречие той силе, которую дал Павлу Бог, как Своему посланнику, то попали бы в незавидное положение.

Ведь это верно, что письма Павла содержали и такие повеления, которые не могли не вызвать страха — например, о предании согрешивших «сатане во измождение плоти» (1Кор 5:5; сравните Деян 13:11; 1Тим 1:20). Но повеления его не были пустыми словами, и действия его свидетельствовали о том, что он делал так, как говорил.

2Кор 10:12. Оппоненты Павла (и те, которые их поддерживали) заслуживали порицания с разных точек зрения. И прежде всего потому, что руководствовались неверными критериями в оценке самих себя. Ибо они равнялись не на авторитет Христа, а на других людей, т. е. пользовались человеческими мерками. Поступающие так, сколько бы не превозносились, по словам Павла, своей человеческой мудростью, лишь свидетельствовали о своем неразумии (сравните 1Кор 1:20).

2Кор 10:13−14. Лжеапостолы заслуживали осуждения и по другой причине. Если бы даже Павел вдруг признал их законными апостолами, то все равно ведь не они, а он послан был проповедовать язычникам (Гал 2:8) — в такую «меру удела» (т. е. (географических границ), какую назначил ему Бог, чтобы достигнуть тех же коринфян).

Сам Бог удостоверил истинность Павлова служения, дав ему пожать плоды в Коринфе — мы достигли и до вас благовествованием Христовым (сравните 1Кор 3:6). Стих 14а надо понимать в том смысле, что Павел не нуждался в безмерных рекомендациях себя, как если бы коринфяне не знали его лично. Это лжеапостолам ничего не оставалось, как «хвалиться безмерно» (сравните 2Кор 10:15), «напрягая себя», а не Павлу.

2Кор 10:15−16. Павел выдвигает затем третье обвинение в адрес лжеапостолов. Они «хвалились без меры», преувеличивая заодно свои достижения. Между тем, церковь в Коринфе возникла не их трудами, а трудами Павла. Не в пример им апостол не хвалился чужими трудами. У коринфян было много так называемых наставников, но только один духовный «отец» — Павел (1Кор 4:15). И только ему им следовало подражать (1Кор 4:16).

По мере возрастания их в вере и духовного становления Павел мог расширять масштабы своей евангелизационной работы (стих 156), достигая язычников и на других территориях, вплоть до Испании (Рим 15:23−24). Своими молитвами коринфяне могли бы помогать ему в этой работе (Еф 6:19−20) и поддерживать ее материально (1Кор 16:6; Флп 4:15−17). Но прежде всего они нуждались в наведении порядка в их собственном доме (2Кор 10:6).

2Кор 10:17 — 11:1. «Хвалиться» людьми — это значит в конечном счете обворовывать самого себя (1Кор 3:21). Сколь бы правомочными и необходимыми ни были разоблачения Павлом его оппонентов и высокая по справедливости оценка собственной его работы, он и то и другое считал занятиями неразумными. В письме, написанном ранее, апостол уже напоминал об этом коринфянам (1Кор 1:31), ссылаясь, как и теперь, на книгу пророка Иеремии (9:24).

Но коринфяне продолжали восхищаться «человеческим» (что является одной из форм самообольщения), тогда как их духовное благополучие зависело исключительно от Божией благодати (1Кор 1:30; 1Кор 3:7). Павел же, конечно, не искал восхвалений с их стороны и тем более не желал хвалить сам себя. Он сознавал, что однажды предстанет пред судилище Христово (2Кор 5:10). И что только похвала Господа будет иметь тогда значение (Лк 19:17).

А самовосхваление, как и людские похвалы (Мф 6:2, 6, 16), обернутся лишь пустым звуком (Рим 2:29; 1Кор 4:5). Пусть же не заблуждаются на этот счет коринфяне: давая отпор своим противникам, и оценивая собственный труд Павел не преследовал своей выгоды. Он заставил себя заниматься «неразумным» делом из любви к коринфянам, ради их нужды (2Кор 12:11). Да, он настолько любил их, что добровольно согласился бы стать глупцом в их глазах — только бы это помогло им понять истину.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.