Колоссянам 1 глава

Послание к Колоссянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкование Далласской семинарии

Подстрочник Винокурова

1
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
ἀπόστολος апостол 652 N-NSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
διὰ через 1223 PREP
θελήματος волю 2307 N-GSN
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Τιμόθεος Тимофей 5095 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
2
τοῖς  3588 T-DPM
ἐν в 1722 PREP
Κολοσσαῖς Колоссах 2857 N-DPF
ἁγίοις святым 40 A-DPM
καὶ и 2532 CONJ
πιστοῖς верным 4103 A-DPM
ἀδελφοῖς братьям 80 N-DPM
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ· Христе; 5547 N-DSM
χάρις благодать 5485 N-NSF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
ἀπὸ от 575 PREP
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πατρὸς Отца 3962 N-GSM
ἡμῶν. нашего. 2257 P-1GP
3
Εὐχαριστοῦμεν Благодарим 2168 V-PAI-1P
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Бога 2316 N-DSM
πατρὶ Отца 3962 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
πάντοτε всегда 3842 ADV
περὶ за 4012 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
προσευχόμενοι, молящиеся, 4336 V-PNP-NPM
4
ἀκούσαντες услышавшие 191 V-AAP-NPM
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν веру 4102 N-ASF
ὑμῶν вашу 5216 P-2GP
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἀγάπην любовь 26 N-ASF
ἣν которую 3739 R-ASF
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
εἰς ко 1519 PREP
πάντας всем 3956 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἁγίους святым 40 A-APM
5
διὰ из-за 1223 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἐλπίδα надежды 1680 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἀποκειμένην отложенной 606 V-PNP-ASF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
οὐρανοῖς, небесах, 3772 N-DPM
ἣν [о] которой 3739 R-ASF
προηκούσατε вы прежде услышали 4257 V-AAI-2P
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
λόγῳ слове 3056 N-DSM
τῆς  3588 T-GSF
ἀληθείας истины 225 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSN
εὐαγγελίου благовестия 2098 N-GSN
6
τοῦ  3588 T-GSN
παρόντος присутствующего 3918 V-PAP-GSN
εἰς у 1519 PREP
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
καθὼς как 2531 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐν во 1722 PREP
παντὶ всём 3956 A-DSM
τῷ  3588 T-DSM
κόσμῳ мире 2889 N-DSM
ἐστὶν оно есть 1510 V-PAI-3S
καρποφορούμενον плодоносящее 2592 V-PMP-NSN
καὶ и 2532 CONJ
αὐξανόμενον растущее 837 V-PPP-NSN
καθὼς как 2531 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν, вас, 5213 P-2DP
ἀφ᾽ от 575 PREP
ἧς которого 3739 R-GSF
ἡμέρας дня 2250 N-GSF
ἠκούσατε вы услышали 191 V-AAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
ἐπέγνωτε вы познали 1921 V-2AAI-2P
τὴν  3588 T-ASF
χάριν благодать 5485 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἀληθείᾳ· истине; 225 N-DSF
7
καθὼς как 2531 ADV
ἐμάθετε вы научились 3129 V-2AAI-2P
ἀπὸ от 575 PREP
Ἐπαφρᾶ Эпафра 1889 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀγαπητοῦ любимого 27 A-GSM
συνδούλου раба [вместе] с 4889 N-GSM
ἡμῶν, нами, 2257 P-1GP
ὅς который 3739 R-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
πιστὸς верный 4103 A-NSM
ὑπὲρ ради 5228 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
διάκονος слуга 1249 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
8
 3588 T-NSM
καὶ и 2532 CONJ
δηλώσας объявивший 1213 V-AAP-NSM
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
τὴν  3588 T-ASF
ὑμῶν [о] вашей 5216 P-2GP
ἀγάπην любви 26 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι. духе. 4151 N-DSN
9
Διὰ Через 1223 PREP
τοῦτο это 5124 D-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς, мы, 2249 P-1NP
ἀφ᾽ от 575 PREP
ἧς которого 3739 R-GSF
ἡμέρας дня 2250 N-GSF
ἠκούσαμεν, услышали, 191 V-AAI-1P
οὐ не 3739 PRT-N
παυόμεθα прекращаем 3973 V-PMI-1P
ὑπὲρ за 5228 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
προσευχόμενοι молящиеся 4336 V-PNP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
αἰτούμενοι просящие 154 V-PMP-NPM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
πληρωθῆτε вы были наполнены 4137 V-APS-2P
τὴν  3588 T-ASF
ἐπίγνωσιν познанием 1922 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
θελήματος воли 2307 N-GSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всей 3956 A-DSF
σοφίᾳ мудрости 4678 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
συνέσει понимании 4907 N-DSF
πνευματικῇ, духовном, 4152 A-DSF
10
περιπατῆσαι [чтобы] пройти 4043 V-AAN
ἀξίως достойно 516 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
εἰς при 1519 PREP
πᾶσαν всяком 3956 A-ASF
ἀρεσκείαν, угождении, 699 N-ASF
ἐν во 1722 PREP
παντὶ всяком 3956 A-DSN
ἔργῳ деле 2041 N-DSN
ἀγαθῷ до́бром 18 A-DSN
καρποφοροῦντες плодоносящие 2592 V-PAP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
αὐξανόμενοι растущие 837 V-PPP-NPM
τῇ  3588 T-DSF
ἐπιγνώσει [в] познании 1922 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
11
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всей 3956 A-DSF
δυνάμει силе 1411 N-DSF
δυναμούμενοι усиливающиеся 1412 V-PPP-NPM
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
κράτος силе 2904 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
εἰς на 1519 PREP
πᾶσαν всякую 3956 A-ASF
ὑπομονὴν стойкость 5281 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
μακροθυμίαν, долготерпение, 3115 N-ASF
μετὰ с 3326 PREP
χαρᾶς радостью 5479 N-GSF
12
εὐχαριστοῦντες благодарящие 2168 V-PAP-NPM
τῷ  3588 T-DSM
πατρὶ Отца 3962 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
ἱκανώσαντι сделавшего достаточными 2427 V-AAP-DSM
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
μερίδα доле 3310 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
κλήρου жребия 2819 N-GSM
τῶν  3588 T-GPM
ἁγίων святых 40 A-GPM
ἐν во 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
φωτί· свете; 5457 N-DSN
13
ὃς Который 3739 R-NSM
ἐρρύσατο избавил 4506 V-ANI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐκ от 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐξουσίας власти 1849 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSN
σκότους тьмы 4655 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
μετέστησεν переставил 3179 V-AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
βασιλείαν Царство 932 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
ἀγάπης любви 26 N-GSF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
14
ἐν в 1722 PREP
котором 3739 R-DSM
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
τὴν  3588 T-ASF
ἀπολύτρωσιν, выкуп, 629 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἄφεσιν прощение 859 N-ASF
τῶν  3588 T-GPF
ἁμαρτιῶν· грехов; 266 N-GPF
15
ὅς который 3739 R-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
εἰκὼν изображение 1504 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀοράτου, невидимого, 517 A-GSM
πρωτότοκος первенец 4416 A-NSM-S
πάσης всякого 3956 A-GSF
κτίσεως, создания, 2937 N-GSF
16
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ Нём 846 P-DSM
ἐκτίσθη было создано 2936 V-API-3S
τὰ  3588 T-NPN
πάντα всё 3956 A-NPN
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
οὐρανοῖς небесах 3772 N-DPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γῆς, земле, 1093 N-GSF
τὰ  3588 T-NPN
ὁρατὰ видимое 3707 A-NPN
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
ἀόρατα, невидимое, 517 A-NPN
εἴτε и если 1535 CONJ
θρόνοι престолы 2362 N-NPM
εἴτε и если 1535 CONJ
κυριότητες господства 2963 N-NPF
εἴτε и если 1535 CONJ
ἀρχαὶ нача́ла 746 N-NPF
εἴτε и если 1535 CONJ
ἐξουσίαι· власти; 1849 N-NPF
τὰ  3588 T-NPN
πάντα всё 3956 A-NPN
δι᾽ через 1223 PREP
αὐτοῦ Него 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
αὐτὸν Нём 846 P-ASM
ἔκτισται, создано, 2936 V-RPI-3S
17
καὶ и 2532 CONJ
αὐτός Он 846 P-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
πρὸ прежде 4253 PREP
πάντων всех 3956 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
πάντα всё 3956 A-NPN
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ Нём 846 P-DSM
συνέστηκεν. состоит. 4921 V-RAI-3S
18
καὶ И 2532 CONJ
αὐτός Он 846 P-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
κεφαλὴ голова 2776 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος, те́ла, 4983 N-GSN
τῆς  3588 T-GSF
ἐκκλησίας· Церкви; 1577 N-GSF
ὅς Который 3739 R-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἀρχή, нача́ло, 746 N-NSF
πρωτότοκος первенец 4416 A-NSM-S
ἐκ из 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPM
νεκρῶν, мёртвых, 3498 A-GPM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
γένηται сделался 1096 V-2ADS-3S
ἐν во 1722 PREP
πᾶσιν всём 3956 A-DPN
αὐτὸς Он 846 P-NSM
πρωτεύων, первенствующий, 4409 V-PAP-NSM
19
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ Нём 846 P-DSM
εὐδόκησεν Он счёл за благо 2106 V-AAI-3S
πᾶν всей 3956 A-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πλήρωμα полноте 4138 N-NSN
κατοικῆσαι поселиться 2730 V-AAN
20
καὶ и 2532 CONJ
δι᾽ через 1223 PREP
αὐτοῦ Него 846 P-GSM
ἀποκαταλλάξαι вновь примирить 604 V-AAN
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
εἰς в 1519 PREP
αὐτόν, Нём, 846 P-ASM
εἰρηνοποιήσας сделавший умиротворение 1517 V-AAP-NSM
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
αἵματος кровь 129 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSM
σταυροῦ креста 4716 N-GSM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
[δι᾽ через 1223 PREP
αὐτοῦ] Него 846 P-GSM
εἴτε и если 1535 CONJ
τὰ  3588 T-APN
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γῆς земле 1093 N-GSF
εἴτε и если 1535 CONJ
τὰ  3588 T-APN
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
οὐρανοῖς. небесах. 3772 N-DPM
21
Καὶ И 2532 CONJ
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ποτε когда-то 4218 PRT
ὄντας сущих 1510 V-PAP-APM
ἀπηλλοτριωμένους отчуждённых 526 V-RPP-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐχθροὺς врагов 2190 A-APM
τῇ  3588 T-DSF
διανοίᾳ разума 1271 N-DSF
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
ἔργοις делах 2041 N-DPN
τοῖς  3588 T-DPN
πονηροῖς, злых, 4190 A-DPN
22
νυνὶ теперь 3570 ADV
δὲ же 1161 CONJ
ἀποκατήλλαξεν Он вновь примирил 604 V-AAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
σώματι теле 4983 N-DSN
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου, смерть, 2288 N-GSM
παραστῆσαι [чтобы] представить 3936 V-AAN
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἁγίους святыми 40 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἀμώμους безупречными 299 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἀνεγκλήτους безукоризненными 410 A-APM
κατενώπιον перед 2714 ADV
αὐτοῦ, Ним, 846 P-GSM
23
εἴ если 1487 COND
γε конечно 1065 PRT
ἐπιμένετε остаётесь 1961 V-PAI-2P
τῇ  3588 T-DSF
πίστει [на] вере 4102 N-DSF
τεθεμελιωμένοι основанные 2311 V-RPP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ἑδραῖοι усидчивые 1476 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
μετακινούμενοι передвигающиеся 3334 V-PPP-NPM
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐλπίδος надежды 1680 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSN
εὐαγγελίου благовестия 2098 N-GSN
οὗ которое 3739 R-GSN
ἠκούσατε, вы услышали, 191 V-AAI-2P
τοῦ  3588 T-GSN
κηρυχθέντος возвещённого 2784 V-APP-GSN
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всяком 3956 A-DSF
κτίσει создании 2937 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
ὑπὸ под 5259 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανόν, небом, 3772 N-ASM
οὗ которого 3739 R-GSN
ἐγενόμην оказался 1096 V-2ADI-1S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
διάκονος. слуга. 1249 N-NSM
24
Νῦν Ныне 3568 ADV
χαίρω радуюсь 5463 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
παθήμασιν страданиях 3804 N-DPN
ὑπὲρ ради 5228 PREP
ὑμῶν, вас, 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
ἀνταναπληρῶ восполняю 466 V-PAI-1S
τὰ  3588 T-APN
ὑστερήματα недостатки 5303 N-APN
τῶν  3588 T-GPF
θλίψεων тягот 2347 N-GPF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
σαρκί плоти 4561 N-DSF
μου моей 3450 P-1GS
ὑπὲρ ради 5228 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
которое 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἐκκλησία, Церковь, 1577 N-NSF
25
ἧς которой 3739 R-GSF
ἐγενόμην оказался 1096 V-2ADI-1S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
διάκονος слуга 1249 N-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
οἰκονομίαν управлению 3622 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τὴν  3588 T-ASF
δοθεῖσάν данному 1325 V-APP-ASF
μοι мне 3427 P-1DS
εἰς в 1519 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
πληρῶσαι исполнить 4137 V-AAN
τὸν  3588 T-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
26
τὸ  3588 T-ASN
μυστήριον тайна 3466 N-ASN
τὸ  3588 T-ASN
ἀποκεκρυμμένον скрытая 613 V-RPP-ASN
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων веков 165 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPF
γενεῶν-- поколений-- 1074 N-GPF
νῦν ныне 3568 ADV
δὲ же 1161 CONJ
ἐφανερώθη явленная 5319 V-API-3S
τοῖς  3588 T-DPM
ἁγίοις святым 40 A-DPM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
27
οἷς которым 3739 R-DPM
ἠθέλησεν пожелал 2309 V-AAI-3S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
γνωρίσαι дать познать 1107 V-AAN
τί что 5100 I-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πλοῦτος богатство 4149 N-NSN
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSN
μυστηρίου тайны 3466 N-GSN
τούτου этой 5127 D-GSN
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
ἔθνεσιν, народах, 1484 N-DPN
которое 3588 T-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν, вас, 5213 P-2DP
 1510 T-NSF
ἐλπὶς надежда 1680 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
δόξης· славы; 1391 N-GSF
28
ὃν Которого 3739 R-ASM
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
καταγγέλλομεν возвещаем 2605 V-PAI-1P
νουθετοῦντες вразумляющие 3560 V-PAP-NPM
πάντα всякого 3956 A-ASM
ἄνθρωπον человека 444 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
διδάσκοντες учащие 1321 V-PAP-NPM
πάντα всякого 3956 A-ASM
ἄνθρωπον человека 444 N-ASM
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всей 3956 A-DSF
σοφίᾳ, мудрости, 4678 N-DSF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
παραστήσωμεν мы представили 3936 V-AAS-1P
πάντα всякого 3956 A-ASM
ἄνθρωπον человека 444 N-ASM
τέλειον совершенным 5046 A-ASM
ἐν во 1722 PREP
Χριστῷ· Христе; 5547 N-DSM
29
εἰς для 1519 PREP
чего 3588 R-ASN
καὶ и 2532 CONJ
κοπιῶ тружусь 2872 V-PAI-1S
ἀγωνιζόμενος борющийся 75 V-PNP-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἐνέργειαν действию 1753 N-ASF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τὴν  3588 T-ASF
ἐνεργουμένην действующему 1754 V-PMP-ASF
ἐν во 1722 PREP
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
ἐν в 1722 PREP
δυνάμει. силе. 1411 N-DSF

Толкование Далласской семинарии

I. Доктринальная часть: все глубже укореняться во Христе (1:1 — 2:7)

А. Приветствие (1:1−3а)

Кол 1:1−3а. В начале всех своих посланий, за исключением двух самых ранних (1 и 2Фес.) и своего личного письма филиппийцам, Павел всегда представлялся как апостол. Он не был одним из 12 апостолов (Деян 1:21−26), которые ходили с Христом с самого начала Его земного служения (Деян 1:22; Лк 1:2; Ин 15:27). Однако он видел воскресшего Христа (1Кор 9:1; 1Кор 15:8−9) и получил от Него особую чудотворную силу — в знак истинности своего апостольства (2Кор 12, сравните Евр 2:3−4).

Тимофей и в этом случае находился рядом с Павлом, как это нередко бывало (2Кор 1:1; Флп 1:1; 2Фес 1:1). Отцом Тимофея был язычник (грек — Деян 16:1), но мать и бабушка его были богобоязненными еврейками (2Тим 1:5), и под их руководством он с самого детства изучал Ветхий Завет (2Тим 3:15). Познакомившись с Тимофеем в городе Листре, во время своего второго миссионерского путешествия, Павел взял с собою этого ученика, о котором благожелательно «свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» (Деян 16:2). Павел посвятил Тимофею много времени, уча и наставляя его; известны два послания апостола к нему.

Павел обращается к верующим в Колоссах как к святым и верным братиям во Христе Иисусе. Они были «святые», так как Бог отделил их для Своих целей. Это обращение созвучно с обращением к Ефесянам: «святым и верным во Христе Иисусе» (Еф 1:1). Слова, которыми апостол приветствует колоссян: благодать и мир — характерны для Павла. Заметим, что если первое из этих слов — «благодать» («харис») было составной частью обычного греческого приветствия, то второе — «мир» было обычным приветствием у евреев. Павел этаким образом желал своим читателям как милостей Божиих (благодати Его), так и благополучной жизни (мира).

Б. Благодарение (1:3−8)

Кол 1:3б−4. Для Павла было характерно, вознося молитву, — постоянно благодарить Бога (Рим 1:8; 1Кор 1:14; Еф 1:6 и т. д.); правда, в послании к Галатам и во 2-м Коринфянам слова хвалы и благодарности опущены им. Здесь Павел говорит о Боге как об источнике всяческого благополучия для Его народа. Павел благодарит Бога за верующих в Него, всегда молясь о них.

В данном случае причиной благодарности было то, что апостол услышал (от Епафраса — Кол 1:7, сравните с 4:12) о вере (колоссян) во Христа Иисуса и о любви (их) ко всем святым. Так что здесь молитва представляется неким расширенным актом поклонения Богу, включавшим вознесение Ему благодарности и ходатайство перед Ним о Его святых (Мф 6:7; Деян 16:23).

Кол 1:5. Павел благодарил Бога за их веру и любовь, источником которых была надежда. Эти три духовные добродетели — вера, любовь и надежда (упование) были особенно дороги Павлу (1Кор 13:13; 1Фес 1:3) и Петру (1Пет 1:3, 5, 22). Вера соответствует состоянию души, чей взор устремлен ввысь, к Богу; любовь смотрит вокруг себя — на других; а надежда — вперед, на будущее. Вера покоится на подвиге Христа, совершенном в прошлом; любовь действует ныне, а надежда предвосхищает будущее.

И хотя «без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11:6), и «надежда не постыжает» (Рим 5:5), все же «любовь из них больше» (1Кор 13:13). Любовь колоссян простиралась на «всех святых» (Кол 1:4), т. е. на всех верующих, по-видимому, — не на тех только, которые жили в Колоссах (сравните со сказанным в 1Фес 1:7−8).

Вера и любовь проистекают из надежды на то, что Бог уготовил для христиан в будущем. Эта надежда, основанная на доверии, ведет к постоянному возрастанию веры в Него и ко все более глубокой любви к другим людям. Уверенное ожидание возвращения Христа, которое Павел называет в послании к Титу «блаженным упованием» (Тит 2:13), несомненно воздействует на образ жизни верующих (1Фес 4:13−18; 1Ин 3:3).

Надежда их устремлена к небесам, потому что Христос, подавший и дающий ее, находится там. Если бы Он не вознесся на небо (Деян 1:10−11) и не ходатайствовал бы там постоянно за верующих (Евр 7:25; 1Ин 2:1), то не имели бы они надежды (1Кор 15:16−19). Всем этим и определяется содержание истинного слова благовествования (Еф 1:13; 2Тим 2:15; Иак 1:18), как неизменно (в том числе и здесь) определяет «слово надежды» апостол Павел (сравните 1Кор 15:1−3; Рим 10:9−10).

Кол 1:6. Павел благодарит Бога за то, что Евангелие проповедуется во всем мире. Здесь явная гипербола, как и в стихе 23, где сказано, что Евангелие было «возвещено всей твари поднебесной» (сравните Рим 1:8). Посредством гиперболы он хотел подчеркнуть универсальность Благой Божией вести, но также и практический характер ее подчеркивает Павел, говоря: и приносит плод и возрастает.

Как дерево, приносящее плоды, одновременно увеличивается в своих размерах, так и Евангелие производит духовный «плод» в жизни верующих («плод Духа» в Гал 5:22−23; и «плод праведности» в Флп 1:11) и как бы разрастается, распространяясь все далее по миру, оказывая влияние на все новых и новых людей (о «принесении плода» и «возрастании» говорится и в Кол 1:10). Ереси, как та, что возникла в Колоссах, появляются в отдельных местах и наносят вред; истина же — универсальна и полезна.

Один из безошибочных признаков подлинного Евангелия — в том, что оно возвещает благодать Божию во всей ее истинности. Именно так надо читать окончание 6 стиха. Всегда находятся люди, проповедующие «иное благовествование», которое на деле благовествованием не является (Гал 1:6−7). Не является потому, что к Божией благодати они «подключают» те или иные человеческие дела, либо объявляют, что за счет этих дел возрастает действенность веры. В основе же истинного благовествования — лишь Божия благодать, и только она (Рим 11:6; Еф 2:8−9; Тит 3:5−7).

Кол 1:7. Колоссяне научились Евангелию от Епафраса, который, по-видимому, основал церковь в их городе (4:12). Павел называет его возлюбленным сотрудником и верным (у колоссян) служителем Христовым, — явно противопоставляя его тем, кто в этой и в других церквах в сущности подрывали веру в детях Божиих (2Кор 11:15; 2Пет 2:1−3, 12−19). Схоже называл Павел и Тихика: «верным служителем и сотрудником в Господе» (Кол 4:7).

Епафрас одно время находился вместе с Павлом в Риме, судя по тому, что в письме к Филимону апостол называет его «узник вместе со мною» (Флм 1:23). Собственно, «Епафрас» — это краткая форма от Епафродита; ссылки на «Епафродита» находим в Флп 2:25 и 4:18. Речь в обоих посланиях могла идти как об одном и том же человеке, так и о разных лицах, т. к. обе формы этого имени имели тогда широкое распространение.

Епафрас, по словам Павла, служил «для колоссян» (для вас), вероятно, как сотрудник и представитель апостола (сравните Флп 2:25; Флп 4:18). Сам Павел в Колоссах, насколько известно, не бывал (Кол 2:1). Но если Епафрас и был послан в этот город Павлом, служителем он был в первую очередь Христовым.

Кол 1:8. Епафрас не только донес до колоссян благую весть о Христе, но и явился к бывшему тогда в заключении Павлу с добрым известием об их любви в духе ко Христу. Те колоссяне, которые, узнав о Христе, уверовали в Него, полюбили Его «в духе». Ибо верующие постоянно находятся в Духе, а Дух — в них (Рим 8:9). Значит, и источником любви колоссян ко всем святым (Кол 1:4 сравните со стих 5) был живший в них Святой Дух.

В. Прошение о колоссянах (1:9−14)

Кол 1:9. Посему, т. е. по той причине, что Павел услышал от Епафраса хорошие новости о колоссянах, не переставал апостол молиться о них. Выражение «непрестанная молитва» (мы… не перестаем молиться о вас — сравните 1Фес 5:17) не следует, конечно, понимать буквально; Павел, в частности, имел в виду, что в своих повседневных молитвах никогда не забывал и о колоссянах (сравните Деян 20:31; Еф 1:16). «Молитва» («молиться») соответствует понятию более общему, а под «прошением» («просить») подразумевается какая-то конкретная просьба.

Так, главной просьбой Павла относительно колоссян было, чтобы (они) исполнились познанием воли Его. В этой фразе два ключевых слова: «исполнились» (пяероо) и «познание» (епигносис) — употреблено также в стихе 10 и в 3:10). Первое слово подразумевает предельное наполнение, а второе — полное, глубокое понимание. Такое познание воли Божией не может быть от плотского разума (который «надмевает», 1Кор 8:1), оно дается лишь Духом Святым, Который просвещает в верующем внутреннего его человека (1Кор 2:5−6, 13), и Словом Божиим.

Воля Божия, как открыта она в Библии, постигается верующими благодаря служению Святого Духа, обучающего их. Апостол просил в своих молитвах, чтобы колоссяне «исполнились познанием» во всякой премудрости (София — встречается в этом послании шесть раз: 1:9, 28; 2:3, 23; 3:16; 4:5; в последнем случае это слово переведено как «благоразумно»), т. е. чтобы им давалась от Бога способность — Иак 1:5; 3:15 — реализовывать это познание в практической жизни и разумении (синесеи — слово встречается также в Кол 2:2) духовном; тут речь идет об умении четко анализировать и принимать решения, применяя полученные познания в различных обстоятельствах.

В противоположность этому, лжеучители манили верующих тем, что имело лишь «вид мудрости» (2:23), а на деле опутывало их разум и самую жизнь сетью законнических установлений. Тогда как истинно духовные мудрость и разумение дают человеку, как чувство освобождения, так и чувство уверенности (Еф 4:14). «Познание» — как термин, выражающий понимание, разумение, обладание сведениями, и — «мудрость» часто встречаются в Священном Писании друг подле друга (Исх 31:3; Втор 4:6; Ис 11:2; 1Кор 1:19). А истоком, началом того и другого, является страх Господень (Притч 1:7; Притч 9:10).

Кол 1:10. Цель упомянутой просьбы Павла была чисто практической: чтобы (колоссяне) поступали достойно Бога. Подлинное познание Христа проявляет себя в изменении характера (Еф 4:1; 1Фес 2:12), в обретении человеком «Христоподобия». Слово аксиос, переведенное как «достойно», буквально означает «в том же весе», и здесь оно употреблено в смысле «равнозначности», «тождественности». То есть христиане должны соответствовать Божиим стандартам, или быть святыми «по примеру призвавшего их Святого» (1Пет 1:15).

Всем своим достойным поведением они должны угождать Ему, другими словами, провидя Его желания, исполнять их во всех случаях своей жизни (Еф 5:10). Стремление угождать людям несовместимо со служением Иисусу Христу (Гал 1:10; Еф 6:6; Кол 3:22; 1Фес 2:4). Что касается апостола Павла, то мечтой его и главным его стремлением было угождение Богу (2Кор 5:9).

Такое стремление дает четыре результата (они выражены тут в форме деепричастий): «принесение плода» и «возрастание» (Кол 1:10), «укрепление силой» (стих 11) и «благодарение» (стих 12). Первые два взаимосвязаны: принося плод и возрастая в познании Бога. По мере того, как христианин «являет плод веры» (Мф 7:16; Гал 5:22−23), он возрастает в вере (Еф 4:13). Иначе — приходит к более глубокому познанию (эпигносис. сравните Кол 1:9) Бога. Как сказал некогда блаженный Августин: «Вера — это шаг к пониманию, а понимание — награда за веру».

Кол 1:11. Духовное укрепление — это третий результат познания Божией воли и угождения Ему. Фраза укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его включает три слова, подразумевающие «силу» в том или ином ее проявлении: «укрепляясь» (в значении «усиления» — динамауменои), «силою» (буквально — «духовной энергией» — динамеи), «по могуществу» — кратос, т. е. «сила, преодолевающая сопротивление»; в Новом Завете это слово употребляется только по отношению к Богу. Сила, даваемая человеку свыше, производит в нем всякое терпение и великодушнее.

В греческом тексте два последние слова звучат скорее как «стойкость» («выносливость») и «терпение». Примером первой из этих добродетелей стал Иов (Иак 5:11). Что касается «терпения» (соотвествующее греческое слово передано по-русски как «великодушие»), то в оригинале оно ассоциируется с мягкостью и благостью (как в 1Кор 13:4).

Стойкость и терпение в этом смысле часто дополняют друг друга (2Кор 6:4, 6; 2Тим 3:10; Иак 5:10−11). Греч, хипомоне, понимаемое как «стойкость» и буквально означающее «пребывание под», подразумевает, что, страдая, человек не падает духом, а макросимия (по-русски — «великодушие») — это (букв.) «долготерпение», и именно так это слово переведено в Кол 3:12; под ним подразумевается умение обуздывать свои чувства, сдерживаться и, значит, не воздавать в горячности злом за зло. При отсутствии стойкости человек нередко падает духом, а при отсутствии терпения или «долготерпения» — впадает в ярость, поддается желанию мстить (Притч 15:18; Притч 16:32).

Духовной силой христианин «укрепляется» по могуществу славы Божией (в других переводах — «по славному могуществу Его»). «Слава» — это термин, выражающий совершенство. В славе Божией выражается вовне то, что присуще природе или характеру Бога, составляет внутреннюю суть Его. В Еф 1:19−20 Павел пишет о «безмерном могуществе» (по-гречески в этом месте — динамис) Бога и о «действии (енергейан) державной (кратоус) силы Его», которою Он воскресил Христа из мертвых.

Кол 1:12−13. Такая действующая в христианах сила, которая дает им терпение, не может не вызывать в них и радостного (стих 11) чувства благодарности к Богу и Отцу, от Которого исходит все доброе и совершенное (Иак 1:17). Итак, благодарение — это четвертый результат угождения Богу и вместе — один из ключевых моментов в духовной жизни верующего. Павел и в других местах призывал христиан: «За все благодарите» (1Фес 5:18); «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом» (Флп 4:6).

Еще четырежды в этом Послании (что явственнее следует из англ. перевода Библии) призывает Павел верующих благодарить Бога (3:15−17; 4:2). Радость — это тоже плод Духа Святого (Гал 5:22), доставляемый благовестием (Ис 29:19; Ин 16:20; Деян 13:52). Здесь же Павел связывает благодарение Богу с тем, что Он призвал нас к участию в наследии святых (буквально — «дал нам способность»; сравните 2Кор 3:6) — участвовать в этом наследии, т. е. в разделении тех духовных богатств Царства Божия, которые принадлежат верующим.

Хотя верующие сами по себе и не достойны этого, Бог делает их достойными вечного наследия со всеми святыми. Это «наследие» (дословно — «участок земли, полученный по жребию») напоминает о методе, каким разбивалась на племенные наделы обетованная земля при Иисусе Навине (Нав 14:2). Наследие, о котором идет речь, находится во свете (2Кор 4:6; 1Пет 2:9), то есть в некоей духовной сфере, в которую взяты верующие, избавленные от власти тьмы (Лк 22:53; Деян 26:18; Еф 6:12).

Благодаря Христу они изымаются из восставшего против Бога царства тьмы (Ин 3:19−20) и отдаются под власть их праведного Царя. Христос здесь назван возлюбленным Сыном Божиим (дословно — «Сыном Его любви» — 1Ин 4:8, 16). По мнению богослова Дж. Б. Лайтфута, это означает, что Сын воплощает в Себе любовь Небесного Отца и являет ее миру. Но другой богослов — X. С. Моуль понимает это иначе, а именно, что «Сын является благословенным Объектом Божией любви… Возлюбленным Им более других». Такая точка зрения представляется более обоснованной (Еф 1:6).

Кол 1:14. Через Христа, «Возлюбленного Богом», христиане имеют искупление Кровью Его и прощение грехов (сравните с местом, параллельным этому в Еф 1:7). Греч, аполитросин, переведенное как «искупление», буквально означает «освобождение, посредством выкупа»; как «прощение» переведено греческое слово «апхесин», дословно означающее «отпущение грехов» (подразумевается — Искупителем).

Радостью по поводу этого величайшего освобождения верующие обязаны Христу, уплатившему за них огромную цену на голгофском кресте (Рим 3:24−26).

Г. Превознесение Христа (1:15−20)

От молитвы о том, чтобы колоссяне в полной мере могли познать действие искупительной силы Божией в их жизни, апостол совершает естественный переход к тому, на чем делает в этом послании главное ударение, — к несравненности Христа, превосходящего все и потому достойного всяческого превознесения. В этом разделе (стихи 15−20) Павел приводит семь определений, присущих только Христу, которыми и обусловлено Его первенство (стих 18).

Христос является: 1) образом Бога, 2) рожденным прежде всякой твари, 3) Создателем вселенной, 4) Главою Церкви, 5) Первенцем из мертвых, 6) Выразителем полноты Божией, 7) Примирителем. Нигде в другом месте Писаний не приводится одновременно столько определений Христа и Его Божественности, Христа как верховного Владыки Вселенной!

Кол 1:15. Итак, во-первых, Христос является образом Бога невидимого. То же говорится о Нем и в 2Кор 4:4. Помимо того, что это означает подобие, понятие «образа» предполагает, что кто-то или что-то представлено или явлено им. Как голова правителя, оттиснутая на монете, являет собою образ его, так и Христос есть «образ ипостаси» Отца (Евр 1:3). Сам Иисус выразил это так: «Всякий видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9). Следовательно, всякий, кто видел Христа, воспринимаемый зрением образ Бога невидимого, опосредствованно (не прямо) «видел» Бога. Ибо, как написал Иоанн, «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).

И Павел писал о «невидимом» Боге (1Тим 1:17); но Христос в Себе, видимом, дал совершенное представление об этом Боге. Хотя слово «образ» (ейкон) не всегда предполагает совершенство отображения (сравните 1Кор 11:7), данный контекст требует именно такого его понимания. Упомянутое ейкон подразумевает отражение или воплощение самой сути чего-то или кого-то.

В Евр 10:1 о законе сказано как о «тени» (будущих благ), а не как о «самом образе» (вещей); «тень» противопоставляется «образу», который есть Христос (сравните Кол 2:17). Итак, превосходство Христа (Его первенство) прежде всего видно из Его особых взаимоотношений с Богом Отцом. Сын является Его совершенным подобием, дающим о Нем полное представление.

Во-вторых, превосходство Христа явствует из Его взаимоотношений с творением. Христос рожден прежде всякой твари. Хотя с грамматической точки зрения это место можно было бы перевести и как «первенец в творении», с точки зрения контекста такой перевод невозможен — по пяти причинам:

1) Цель всего этого раздела, да и книги, — показать превосходство Христа над всем. 2) Имеющиеся в разделе другие определения Христа — как Создателя всего сущего (1:16), Которым «все стоит» (1:17), и т. д., явно говорят о Его первенстве и превосходстве над творением. 3) «Первородный», Который «создал все», не мог быть частью творения, так как нельзя сотворить самого себя. («Свидетели Иеговы» в своем переводе Библии шесть раз дописали в этом тексте слово «другие» — с тем, чтобы показать, что Христос создал «все другое» творение после того, как был создан Сам! Однако в греческом тексте слова «другие» нет.) 4) Сказано, что «Первородному» поклонятся все ангелы (Евр 1:6), но ведь поклонение «твари» запрещено Богом (Исх 20:4−5). 5) Как «рожденный прежде всякой твари» переведено греческое слово «Прототакос», но если бы Христос был «первосотворенным», то здесь стояло бы слово «протоктисис».

Понятие «первородный» свидетельствует о двух вещах в отношении Христа: Он уже существовал до начала творения, и Он стоит над ним как его Властелин.

В Ветхом Завете перворожденный обладал особыми правами и привилегиями, вытекавшими из приоритета его рождения (Исх 13:2−15; Втор 21:17). В уста Иисуса, заявляющего о Себе, что Он есть «первый» (Откр 1:17), вложено слово, означающее по-гречески «абсолютное первенство». В Пс 88:28 читаем: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли».

Хотя это сказано о Давиде, но относится также и к Мессии, как это видно из Откр 1:5, где Христос назван «первенцем из мертвых» (сравните с Кол 1:18) и одновременно — «владыкою царей земных». Итак, фраза «рожденный прежде всякой твари» говорит как о приоритете Христа над всем творением (во времени), так и о Его владычестве над ним (по положению).

Кол 1:16−17. Третье определение Христа в том, что Им создано все. Все Им (греческая фраза «ди аутоу» говорит о том, что Он явился причиной творения, послужив орудием его) и для Него (ейз аутон — в Нем же и конечная цель творения) создано и Им (ен ауто) все стоит (т. е. Христос является и причиною сохранения всего сущего). Он Тот, через Которого все сущее не только обрело бытие, но и продолжает «быть».

В Новом Завете есть еще два места, параллельные этому по смыслу: «Все чрез Него начало быть» (Ин 1:3) и «чрез Которого и веки (миры) сотворил» (Евр 1:2). Отец, таким образом, является Первопричиной (Первоисточником) вселенной, а Сын — тем фактором, посредством которого она начала быть. Другими словами, Сын явился главным действующим фактором творения, и в этом смысле — «началом создания Божия» (Откр 3:14).

Сыном — Творцом создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое, т. е. вся вселенная — как материальная, так и нематериальная. Ангельская иерархия, как раскрывается она здесь, — престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — свидетельствует о высокой организованности духовного мира; и в эту-то неведомую им сферу были «втянуты» колоссяне через поклонение ангелам (Кол 2:18), тогда как царит над нею Христос, и только Он достоин поклонения (Еф 1:21; Еф 3:10; Еф 6:12; Флп 2:9−10; Кол 2:10, 15).

Кол 1:18. Четвертое определение: Он есть глава тела Церкви — помимо того, что является Господом вселенной (сравните Еф 1:22−23; 5:23). Здесь речь идет о невидимой вселенской Церкви, составляемой всеми уверовавшими во Христа, которые в момент своего уверования были крещены Духом Святым (1Кор 12:13).

Эта работа Духа началась в день Пятидесятницы (Деян 1:5; Деян 2:1−2; Деян 11:15−16). В «теле» Христовом нет «ни иудея, ни еллина» (Гал 3:28), но все, составляющее его, есть новая тварь в Боге (Еф 2:15). Церковь — «это тайна… которая не была возвещена прежним поколениям» (Еф 3:4−5 сравните с Рим 16:25−26; Кол 1:26).

Пятое определение: Христос есть начаток, первенец из мертвых (сравните Откр 1:5).

Он был первым, Кто воскрес в бессмертном теле (1Кор 15:20), и на этом основании возглавил, как Родоначальник ее, совершенно новую группу в человечестве, принципиально иного, так сказать, ранга и звания. Кроме того, воскресение Христа ознаменовало Его победу над смертью (Евр 2:14; 1Ин 3:8). Он сделался «первенцем из умерших» в том смысле, что воскрес, чтобы (в отличие от других) никогда более не умирать. «И открылся Сыном Божиим в силе… чрез воскресение из мертвых» (Рим 1:4). То есть явил в Себе эту «силу жизни не престающей» (Евр 7:16), действием которой живет вечно.

Цель всего этого в том, чтобы иметь Ему во всем первенство. Христос поставлен над творением. Он превосходит все. Тот самый вечный логос — «Слово» (Ин 1:1), которое «стало плотию» (Ин 1:14), и «смирило Себя» (Флп 2:8), было затем превознесено Отцом «превыше всего», и дано Ему имя «выше всякого имени» (Флп 2:9).

Кол 1:19. Шестым признаком, определяющим превосходство Христа, является то, что в Нем обитает всякая полнота. Позже Павел скажет: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (2:9). Этот же стих (Кол 1:19) содержит одну из самых исчерпывающих в Новом Завете характеристик Божественности Иисуса Христа (сравните Евр 1:8). «Полнота» (плерома) — одно из ключевых слов в послании к Колоссянам — употреблено апостолом в 1:19 и в 2:9 (однокорневой глагол плероо встречаем в 1:9, 25; 2:10 и 4:17). В Новом Завете понятие «полноты» применяется к целому ряду вещей, включая и самое бытие Бога (Еф 3:19), а также время (Гал 4:4) и благодать во Христе (Ин 1:16). О совершенной полноте Божества здесь сказано, что Отцу было угодно, чтобы она обитала (катоикесаи — «неизменно пребывала») во Христе.

Кол 1:20. Седьмое определение превосходства Христа состоит в том, что Он есть Примиритель. Бог пожелал посредством Его примирить с Собою все. Под словом «Все» подразумеваются добрые ангелы и не искупленные люди, поскольку тут сказано только о земном и небесном. Находящийся же в «преисподней» (Флп 2:10) примирению не подлежат. Относительно восстановления Богом природы комментарий на Рим 8:19−21, а относительно примирения с Ним грешников — комментарий на Рим 5:10−11 и на 2Кор 5:17−20. Важно отметить, что Бог примиряет людей с Собою, а не Сам примиряется с людьми.

Ибо человечество по своему выбору оставило Бога и нуждается в возвращении к Нему. Заметим, что во 2Кор 5:19 говорится о примирении в юридическом смысле слова, в каковом «мир» и получает возможность спасения через смерть Христа. В другом месте Павел писал о «многих» (т. е. о тех, кто удостоятся обильной Божией благодати), которые сделаются праведными благодаря крестной смерти Христа (Рим 5:19). Умиротворив… Кровью креста Его означает, что кровь Господня, пролитая на кресте, побудит бывших врагов Божиих (Рим 5:10; Кол 1:21) стать по вере Его друзьями и Его детьми (Еф 2:11−19).

Д. Примирение во Христе (1:21−23)

Кол 1:21. Сказав о седьмой «ипостаси» Христа как Примирителя, Павел разрабатывает эту тему. Необходимость в примирении возникла по причине отчуждения или отпадения людей от Бога, Который есть Источник жизни (Еф 2:12; Еф 4:18). До своего обращения и колоссяне были врагами Богу по своей наклонности (расположению) к злым делам, что проявлялось и в поведении их, т. е. внешне (сравните Гал 5:19), а не только было «внутренним» признаком их. Не по причине своего греховного поведения люди противятся Богу — они грешат потому, что в сердце Своем враждебны Ему.

Кол 1:22. Примирение грешников с Богом происходит в теле плоти (т. е. в физическом теле) Христа, смертью Его. Те колоссяне, которые впали в ересь и держались гностической тенденции с уклоном в учение древнегреческого философа Платона, не признавали за Христом ни истинно человеческого, ни подлинно Божественного начала. Между тем, как объяснял апостол Иоанн, исповедовать «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1Ин 4:2) было необходимо.

Ибо духи не умирают, а «без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22). Для того, чтобы искупить людей, Христос Сам должен был стать истинным Человеком (1Тим 2:5; Евр 2:17). Другими словами, непременными факторами их спасения были реальное физическое тело Христа и Его реальная смерть (сравните Рим 7:4; Евр 10:10).

Итак, цель смерти Христа носила искупительный характер и состояла в том, чтобы представить вас святыми… Тут может подразумеваться как полная юридическая «неподсудность» уверовавшего человека, так и его внутреннее совершенство. В конечном счете Божие предвидение в отношении как верующих, так и смерти Христа, заключалось в том, что эта смерть станет основанием для юридического оправдания верующих (Рим 3:21−26), их поступательного освящения (Рим 6−7) и в конце-концов — прославления (Рим 8). Как писал Павел в Послании к Ефесянам: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтоб мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф 1:4).

Христиане — непорочны (амомоус; сравните Еф 1:4 и Флп 2:15; сравните с Еф 5:27, где сказано: «без порока») во Христе, и, кроме того, — неповинны (в смысле — «освобождены от вины»). Это последнее слово (аненклетоус) встречается в греческом тексте Нового Завета пять раз и только в посланиях апостола Павла (здесь, а также в 1Кор 1:8; 1Тим 3:10; Тит 1:6−7; правда, в русском тексте оно в трех последних случаях переведено как «беспорочны» и «непорочен»).

Под этими словами апостол понимает тех, кого не в чем обвинить. Сатана, как известно, «клеветник братий наших» (Откр 12:10), т. е. он постоянно выдвигает обвинения против верующих, однако, Христос является их «Ходатаем» (1Ин 2:1) или Защитником перед Отцом Небесным. Таким образом благодаря Христу верующие подлежат освобождению от вины (Рим 8:33). Виновные становятся в Нем невиновными, и осужденные получают освобождение.

Кол 1:23. Такое примирение во Христе становится возможным только по твердой вере — если только пребываете в вере. Вера колоссян была построена (подобно зданию) на твердом основании (сравните 1Кор 7:37; 1Кор 15:58), а потому Павел не сомневался, что они не ослабеют в ней. Смысловое ударение в этой фразе скорее стоит на надежде благовествования — да «не отпадают» колоссяне от уверенного ожидания исполнения того, что обещано в этом Евангелии примирения не только им, но и всему миру — всей твари поднебесной.

Здесь, конечно, образное выражение, указывающее на универсальность Евангелия (благовествования), и не предполагающее, что каждый человек на Земле слышал благовестие Павла. Подобный же речевой прием находим в Деян 2:5, где подразумеваются многочисленные люди из разных стран; очевидно, что там не было, к примеру, никого из Южной или Северной Америки (сравните Быт 41:57; Рим 1:8).

Е. Откровение тайны Христовой (1:24−27)

Кол 1:24. Примирение во Христе иудеев и язычников, соединенных в одном теле, — тайна, открываемая только в Сыне Божием. Павел радовался тому, что мог пострадать за них и тем восполнить недостаточность собственных скорбей, по сравнению со скорбями Христовыми. Апостол не имел, конечно, в виду, что Христос недостаточно пострадал на кресте (Рим 3:21−26; Евр 10:10−14). И речь тут не идет о спасении, но — о служении. Спасение дается лишь страданиями Христа (1Пет 1:11; 1Пет 5:1; Евр 2:9).

Однако возможность пострадать за Спасителя — привилегия верующих (2Тим 3:11; 1Пет 3:13−14; 1Пет 5:9; Евр 10:32). Слово флипсис, переведенное как «скорбей» — и нигде не употребляемое в Новом Завете по отношению к смерти Христа — означает «переживания», «трудные обстоятельства» или «несчастья» всего этого было немало в жизни Павла; 2Кор 11:23−29.

То есть это слово применялось обычно к житейским переживаниям, а не к страданиям, сопутствующим смерти. Христос и сегодня скорбит, когда христиане страдают за Него. Некогда Он обратился с вопросом к Савлу (ставшему впоследствии Павлом): «Что ты гонишь Меня?» (Деян 9:4). Поскольку Церковь — тело Христа, то Он страдает, когда страдает она. И вот ради тела Христова Павел добровольно и с радостью принимал страдания (Флп 1:29).

Кол 1:25−26. Он был посланным Богом служителем истины, т. е. слова Божия. Лжеучители, проповедовавшие ересь в Колоссах, хвалились тем, что получили «полноту» познания в результате своих мистических переживаний. Но Павел заявляет, что полнота тайны — только во Христе. Под «тайной» он понимает то, что ранее было сокрыто, и теперь колосские еретики считали ею некое тайное учение, могущее стать достоянием лишь избранных и остающееся недоступным людской массе.

Тайна, хранившаяся до времени во Христе, т. е. Церковь, в ветхозаветное время не была известна, будучи сокрытою от веков и родов. И только ныне, пишет Павел, открылась она святым Его. В дни Ветхого Завета тайна не могла быть открыта потому, что Церковь есть тело Христово, возникающее в результате Его смерти на кресте. Сам Иисус, будучи на земле, еще говорил о Церкви в будущем времени (Мф 16:16−18).

А поскольку она как тело Его соединяется воедино посредством крещения Духом Святым (1Кор 12:13), то днем ее рождения стал день, когда это крещение свершилось (Деян 1:5; 2). Вскоре после этого осознал и Савл, что Церковь, это мистическое тело Христа, уже существует, а он — ее гонитель (Деян 9:4; сравните Гал 1:13).

«Тайна» Церкви не означала, однако, что до прихода Христа на землю спасение и благословение язычников не было предусмотрено (Лк 2:29−32; Ам 9:11−12). Нет, она заключалась не в том, что язычники будут спасены, а в том, каким образом они могут стать «сонаследниками» (Еф 3:6) иудеев, обладающими такими же, как те, правами, и как будет уничтожена разделявшая их преграда (Еф 2:12−14).

В Ветхом Завете язычники, уверовавшие в Бога и принявшие иудаизм, все-таки оставались людьми «второго сорта», по сравнению с евреями. Тот особый союз между людьми, в котором нет «ни иудея, ни еллина» (3:28), не мог возникнуть прежде, чем умер Христос и Дух Святой сошел на землю для крещения верующих в одно «новое тело».

Кол 1:27. Бог благоволил показать, т. е. открыть тайну новозаветным святым — открыть им свою извечную цель во всем богатстве славы (т. е. Божественном сиянии). Удивительно, что на этот раз откровение было дано язычникам — тогда как в прежние времена особых Божиих откровений удостаивались лишь евреи (Рим 2:17; 3:1−2; 9:4). Теперь же те, которые были «некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф 2:13).

Тем, которые ранее «не имели надежды и были погибающими», твердая надежда — Сам Христос, Который в них (Христос в вас, т. е. в язычниках — Кол 1:27). По богатству Божией славы Он Колоссянам 1:28 — 2:7 поселяется во всех верующих, подавая им надежду на будущую славу (упование славы). Верующие, таким образом, во Христе (2Кор 5:17; Еф 1:4), а Христос — в них (сравните Рим 8:10; 2Кор 13:5). И разделение славы с Ним — это то, что ожидает их в грядущем (Кол 3:4; Рим 5:2; Рим 8:18, 30; 2Кор 4:17; Гал 5:5; 1Пет 5:10, сравните также с Рим 8:24).

Ж. Совершенствование во Христе (1:28−29)

Кол 1:28−29. Проповедуя этого Христа, ныне обитающего и в верующих язычниках, апостол вразумлял всякого человека в научал всякой премудрости (сравните 3:16). Необходимость в этом несомненно возникла и по причине еретического учения о Христе, распространявшегося в Колоссах. «Вразумлять» в этих условиях надо было, соблюдая мудрость (сравните 4:5−6), — ведь Павел не хотел, чтобы кто-нибудь из колоссян запутался в сетях еретиков, но стремился каждого из них представить совершенным во Христе Иисусе (сравните Иак 1:4).

То есть не хотел и того, чтобы они оставались духовными младенцами (1Кор 3:1−2), а желал видеть их духовно зрелыми (Евр 5:11−14). И в других случаях молился апостол о полном освящении верующих (1Фес 5:23). Благовестие, полученное им, он тоже проповедовал во всей его «полноте», движимый желанием, чтобы христиане достигли «полноты» жизни, обещанной им Христом «жизни с избытком» (Ин 10:10). Для чего и трудился Павел со всею силою, которую давал ему Бог. Изнурительным был этот труд (1Кор 15:10, 58; Гал 4:11; 1Фес 1:3) — добиваться духовной зрелости верующих, и только благодаря могущественно действовавшей в апостоле силе Христовой был он успешен в нем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.