Откровение 12 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Толковая Библия Лопухина

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
σημεῖον знамение 4592 N-NSN
μέγα великое 3173 A-NSN
ὤφθη было сделано видимо 3700 V-API-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
γυνὴ женщина 1135 N-NSF
περιβεβλημένη одетая 4016 V-RPP-NSF
τὸν  3588 T-ASM
ἥλιον, [в] солнце, 2246 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
σελήνη луна 4582 N-NSF
ὑποκάτω под 5270 ADV
τῶν  3588 T-GPM
ποδῶν ногами 4228 N-GPM
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
κεφαλῆς голове 2776 N-GSF
αὐτῆς её 846 P-GSF
στέφανος венок 4735 N-NSM
ἀστέρων звёзд 792 N-GPM
δώδεκα, двенадцати, 1427 A-NUI
2
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
γαστρὶ утробе 1064 N-DSF
ἔχουσα, имеющая, 2192 V-PAP-NSF
καὶ и 2532 CONJ
κράζει кричит 2896 V-PAI-3S
ὠδίνουσα испытывающая боль 5605 V-PAP-NSF
καὶ и 2532 CONJ
βασανιζομένη мучащаяся 928 V-PPP-NSF
τεκεῖν. [чтобы] родить. 5088 V-2AAN
3
καὶ И 2532 CONJ
ὤφθη было сделано видимо 3700 V-API-3S
ἄλλο другое 243 A-NSN
σημεῖον знамение 4592 N-NSN
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
δράκων дракон 1404 N-NSM
μέγας большой 3173 A-NSM
πυρρός, огненный, 4450 A-NSM
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
κεφαλὰς голов 2776 N-APF
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
καὶ и 2532 CONJ
κέρατα рогов 2768 N-APN
δέκα десять 1176 A-NUI
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὰς  3588 T-APF
κεφαλὰς головах 2776 N-APF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
διαδήματα, диадем, 1238 N-APN
4
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
οὐρὰ хвост 3769 N-NSF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
σύρει волочит 4951 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-ASN
τρίτον треть 5154 A-ASN
τῶν  3588 T-GPM
ἀστέρων звёзд 792 N-GPM
τοῦ  3588 T-GSM
οὐρανοῦ неба 3772 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
εἰς на 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
γῆν. землю. 1093 N-ASF
καὶ И 2532 CONJ
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἕστηκεν стои́т 2476 V-IAI-3S
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τῆς  3588 T-GSF
γυναικὸς женой 1135 N-GSF
τῆς  3588 T-GSF
μελλούσης готовящейся 3195 V-PAP-GSF
τεκεῖν, родить, 5088 V-2AAN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ὅταν когда 3752 CONJ
τέκῃ родит 5088 V-2AAS-3S
τὸ  3588 T-ASN
τέκνον дитя 5043 N-ASN
αὐτῆς её 846 P-GSF
καταφάγῃ. он съел. 2719 V-2AAS-3S
5
καὶ И 2532 CONJ
ἔτεκεν родила 5088 V-2AAI-3S
υἱόν, сына, 5207 N-ASM
ἄρσεν, мужчину, 730 A-ASN
ὃς который 3739 R-NSM
μέλλει готовится 3195 V-PAI-3S
ποιμαίνειν пасти́ 4165 V-PAN
πάντα все 3956 A-APN
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη народы 1484 N-APN
ἐν в 1722 PREP
ῥάβδῳ посохе 4464 N-DSF
σιδηρᾷ· железном; 4603 A-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἡρπάσθη был похищен 726 V-API-3S
τὸ  3588 T-NSN
τέκνον ребёнок 5043 N-NSN
αὐτῆς её 846 P-GSF
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Богу 2316 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θρόνον престолу 2362 N-ASM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
6
καὶ И 2532 CONJ
 1510 T-NSF
γυνὴ женщина 1135 N-NSF
ἔφυγεν убежала 5343 V-2AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἔρημον, пустыню, 2048 A-ASF
ὅπου где 3699 ADV
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
ἐκεῖ там 1563 ADV
τόπον место 5117 N-ASM
ἡτοιμασμένον приготовленное 2090 V-RPP-ASM
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐκεῖ там 1563 ADV
τρέφωσιν питали 5142 V-PAS-3P
αὐτὴν её 846 P-ASF
ἡμέρας дней 2250 N-APF
χιλίας тысячу 5507 A-APF
διακοσίας двести 1250 A-APF
ἑξήκοντα. шестьдесят. 1835 A-NUI
7
Καὶ И 2532 CONJ
ἐγένετο сделалась 1096 V-2ADI-3S
πόλεμος война 4171 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
 3588 T-NSM
Μιχαὴλ Михаил 3413 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
αὐτοῦ его 846 P-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
πολεμῆσαι воевали 4170 V-AAN
μετὰ с 3326 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
δράκοντος. драконом. 1404 N-GSM
καὶ И 2532 CONJ
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἐπολέμησεν воевал 4170 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
αὐτοῦ, его, 846 P-GSM
8
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἴσχυσεν, смог он, 2480 V-AAI-3S
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
τόπος место 5117 N-NSM
εὑρέθη найдено 2147 V-API-3S
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἔτι уже́ 2089 ADV
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ. небе. 3772 N-DSM
9
καὶ И 2532 CONJ
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
 3588 T-NSM
μέγας, великий, 3173 A-NSM
 3588 T-NSM
ὄφις змей 3789 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀρχαῖος, древний, 744 A-NSM
 3588 T-NSM
καλούμενος называемый 2564 V-PPP-NSM
Διάβολος Дьявол 1228 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Σατανᾶς, Сатана, 4567 N-NSM
 3588 T-NSM
πλανῶν обманывающий 4105 V-PAP-NSM
τὴν  3588 T-ASF
οἰκουμένην обитаемую [землю] 3625 N-ASF
ὅλην, всю, 3650 A-ASF
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς на 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
γῆν, землю, 1093 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
αὐτοῦ его 846 P-GSM
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτοῦ ним 846 P-GSM
ἐβλήθησαν. были брошены. 906 V-API-3P
10
καὶ И 2532 CONJ
ἤκουσα я услышал 191 V-AAI-1S
φωνὴν голос 5456 N-ASF
μεγάλην сильный 3173 A-ASF
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ небе 3772 N-DSM
λέγουσαν, говорящий, 3004 V-PAP-ASF
Ἄρτι Ныне 737 ADV
ἐγένετο сделалось 1096 V-2ADI-3S
 1510 T-NSF
σωτηρία спасение 4991 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
δύναμις сила 1411 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
βασιλεία царство 932 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ἐξουσία власть 1849 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
 3588 T-NSM
κατήγωρ обвинитель 2725 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
ἀδελφῶν братьев 80 N-GPM
ἡμῶν, наших, 2257 P-1GP
 3588 T-NSM
κατηγορῶν обвиняющий 2723 V-PAP-NSM
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Богом 2316 N-GSM
ἡμῶν нашим 2257 P-1GP
ἡμέρας днём 2250 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
νυκτός. ночью. 3571 N-GSF
11
καὶ И 2532 CONJ
αὐτοὶ они 846 P-NPM
ἐνίκησαν победили 3528 V-AAI-3P
αὐτὸν его 846 P-ASM
διὰ через 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
αἷμα кровь 129 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSN
ἀρνίου Агнца 721 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
διὰ через 1223 PREP
τὸν  3588 T-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
μαρτυρίας свидетельства 3141 N-GSF
αὐτῶν, их, 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἠγάπησαν полюбили 25 V-AAI-3P
τὴν  3588 T-ASF
ψυχὴν душу 5590 N-ASF
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἄχρι до 891 ADV
θανάτου. смерти. 2288 N-GSM
12
διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
εὐφραίνεσθε, веселитесь, 2165 V-PPM-2P
[οἱ]  3588 T-NPM
οὐρανοὶ небеса 3772 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς них 846 P-DPM
σκηνοῦντες· обитающие; 4637 V-PAP-NPM
οὐαὶ го́ре 3759 INJ
τὴν  3588 T-ASF
γῆν земле 1093 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
θάλασσαν, морю, 2281 N-ASF
ὅτι потому что 3754 CONJ
κατέβη сошёл 2597 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
διάβολος дьявол 1228 A-NSM
πρὸς к 4314 PREP
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
θυμὸν ярость 2372 N-ASM
μέγαν, большу́ю, 3173 A-ASM
εἰδὼς знающий 1492 V-RAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ὀλίγον немного 3641 A-ASM
καιρὸν времени 2540 N-ASM
ἔχει. имеет. 2192 V-PAI-3S
13
Καὶ И 2532 CONJ
ὅτε когда 3753 ADV
εἶδεν увидел 1492 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς на 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
γῆν, землю, 1093 N-ASF
ἐδίωξεν подверг преследованиям 1377 V-AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
γυναῖκα женщину 1135 N-ASF
ἥτις ту, которая 3748 R-NSF
ἔτεκεν родила 5088 V-2AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
ἄρσενα. мужчину. 730 A-ASM
14
καὶ И 2532 CONJ
ἐδόθησαν были даны 1325 V-API-3P
τῇ  3588 T-DSF
γυναικὶ женщине 1135 N-DSF
αἱ  3588 T-NPF
δύο два 1417 A-NUI
πτέρυγες крыла 4420 N-NPF
τοῦ  3588 T-GSM
ἀετοῦ орла 105 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
μεγάλου, великого, 3173 A-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
πέτηται она летела 4072 V-PNS-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἔρημον пустыню 2048 A-ASF
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
τόπον место 5117 N-ASM
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
ὅπου где 3699 ADV
τρέφεται питается 5142 V-PPI-3S
ἐκεῖ там 1563 ADV
καιρὸν срок 2540 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
καιροὺς сроки 2540 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἥμισυ половину 2255 A-ASN
καιροῦ срока 2540 N-GSM
ἀπὸ от 575 PREP
προσώπου лица́ 4383 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSM
ὄφεως. зме́я. 3789 N-GSM
15
καὶ И 2532 CONJ
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
ὄφις змей 3789 N-NSM
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στόματος уст 4750 N-GSN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ὀπίσω за 3694 ADV
τῆς  3588 T-GSF
γυναικὸς женой 1135 N-GSF
ὕδωρ воду 5204 N-ASN
ὡς как 5613 ADV
ποταμόν, реку, 4215 N-ASM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
αὐτὴν её 846 P-ASF
ποταμοφόρητον унесённую рекой 4216 A-ASF
ποιήσῃ. сделать. 4160 V-AAS-3S
16
καὶ И 2532 CONJ
ἐβοήθησεν помогла 997 V-AAI-3S
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
τῇ  3588 T-DSF
γυναικί, женщине, 1135 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἤνοιξεν открыла 455 V-AAI-3S
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
τὸ  3588 T-ASN
στόμα уста 4750 N-ASN
αὐτῆς её 846 P-GSF
καὶ и 2532 CONJ
κατέπιεν выпила 2666 V-2AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
ποταμὸν реку 4215 N-ASM
ὃν которую 3739 R-ASM
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στόματος уст 4750 N-GSN
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
17
καὶ И 2532 CONJ
ὠργίσθη разгневался 3710 V-API-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῇ  3588 T-DSF
γυναικί, женщину, 1135 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπῆλθεν ушёл 565 V-2AAI-3S
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
πόλεμον войну 4171 N-ASM
μετὰ с 3326 PREP
τῶν  3588 T-GPM
λοιπῶν остальными 3062 A-GPM
τοῦ  3588 T-GSN
σπέρματος [от] семени 4690 N-GSN
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
τῶν  3588 T-GPM
τηρούντων [из] соблюдающих 5083 V-PAP-GPM
τὰς  3588 T-APF
ἐντολὰς заповеди 1785 N-APF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐχόντων имеющими 2192 V-PAP-GPM
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
Ἰησοῦ· Иисуса; 2424 N-GSM
18
καὶ и 2532 CONJ
ἐστάθη он был поставлен 2476 V-API-1S
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἄμμον песке 285 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
θαλάσσης. мо́ря. 2281 N-GSF

Толковая Библия Лопухина

Видение жены, облеченной в солнце и луну, украшенной венцом из 12 звезд и кричавшей от мук рождения (1−2 ст.); явление дракона с семью головами и десятью рогами (3−4), рождение младенца и бегство жены в пустыню на 1260 дней (5−6). Борьба добрых Ангелов со злыми, низвержение последних с неба и небесная радость по этому поводу (7−11). Предостережение живущим на земле от диавола, начавшего преследовать жену, которую спасла земля (12−16); преследование христиан драконом (17 ст).

Откр 12:1. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.

Пред глазами тайнозрителя явилось на небе великое знамение. «Явилось» употреблено в смысле «оказалось пред глазами», «внезапно стало видимым». Знамение есть такой символ, такое символическое явление, которое имеет знамение не только в отношении к цели, с которою оно употреблено, но и само по себе и в себе (2 Кор.12:12). Знамение — небесного происхождения, и должно быть понимаемо и принимаемо как особенный способ откровения Бож. воли. Знамение это есть жена. — Самым справедливым мнением может быть признано то, которое принимается большинством толкователей и которое состоит в понимании под образом жены Христианской Церкви и притом на всем протяжении ее истории, от первых дней апостолов и кончая временем господства антихриста. Жена — это именно святая и славная Христова Церковь, какою она была с самого своего начала и какою она должна остаться до конца мира, — Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение неверующих, но и через таинства крещения и покаяния. — Одеяние жены в солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены — Церкви. Луна при жене — с тою же целью, т. е. для придания ей большего света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающие голову жены в виде (не короны) венца, говорящий о том, что ее слава есть следствие её победы, её личного достоинства. А то, что венец этот состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова украшается двенадцатью апостолами.

Откр 12:2. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.

Откр 12:3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.

Откр 12:4. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

Жена имела во чреве и кричала, так как наступило время ее родов. Эти мучения — муки и труды Христианской Церкви, которые испытывает она при рождении — приобретении каждого нового члена, при обращении заблуждающихся, при раскаянии грешника, и относятся вообще по всему времени существования Христ. Церкви. Знамение дракона Иоанн также видит на небе, что означает лишь то, что его образ был замечен на небесном своде, где явился и образ жены.

Дракон, будучи морским чудовищем (Ис 27:1), обратился в символ изображения земной силы, владыки мира. Поэтому диавол, как князь мира сего, является в Апокалипсисе под образом дракона. Это подтверждается и Откр 12:9, где великий дракон прямо называется своим именем, как диавол и сатана. И дальнейшие черты, которыми Иоанн описывает дракона, могут быть приложимы только лишь к диаволу и к его борьбе с Христианской Церковью. — Красный , огненный цвет дракона указывает главным образом на то, что диавол есть общий виновник гнева и зла на земле и останется таковым до конца; цвет огня означает также и силу истребительного и губительного свойства диавольской природы. — Головы диавола — дракона означают его диавольскую мудрость, мудрость века сего, а десять рогов — его могущество, как властителя всего мира. На это же самое указывают и диадемы, как царское головное украшение.

— Хвост диавола — это обнаружение его существа и греховной воли, пример его греховного поступка. Поэтому небесные звезды суть небесное воинство, надземные создания, ангелы, которых увлек диавол своим примером, и не только сам по своей греховности и неповиновению отпадает от Бога, но к тому же побуждает и других Ангелов. Они, последуя ему, оставляют свое небесное жилище, свою нравственную близость к Господу Богу и все свои силы употребляют на распространения зла и греха на земле среди людей. Упоминание же о третьей части говорит не о точном математическом числе, но о числе достаточно большом, хотя и меньшем, чем то, которое осталось верным Господу. — Если под женою нужно разуметь Христианскую Церковь в ее идеале, то положение диавола перед нею нужно рассматривать как приготовление его вступить с нею в открытую борьбу; и его намерение пожрать будущего младенца можно понимать в смысле причинить развращение и нравственную гибель.

Откр 12:5. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

Под рождением младенца разумеется рождение Христа в сердцах верующих. Церкви всегда присущи родовые муки при воспитании и созидании святых. Церковь рождает, приобретает того или другого верующего; она воспитывает сердце верующего и руководит им. Эти верные чада Церкви всегда были и будут, и Церковь всегда трудилась и как бы мучилась родами, созидая их. Но эти чада будут более совершенными в конце мира, во время антихриста. Тогда эти совершенные члены (чада) Церкви будут пользоваться преимущественным Божественным покровительством в их борьбе с диаволом-драконом. Господь будет восхищать их к Своему трону, т. е. будет приближать их к Своей благодати и милости и помогать им не только самим оставаться на нравственной высоте, но и влиять чрез нее и на других людей. Нравственная сила таких святых людей как теперь, так особенно в последнее время, будет столь велика, что может быть уподоблена железному жезлу пастыря, пасущему народы. И теперь, в наше время, Церковь рождает сынов — мужей, но они при среднем уровне благочестия не так заметны. В последнее же время при возрастании нечестия, при усилении антихристианства они должны будут выделиться не только пред нечестивыми, но и пред благочестивыми, и вследствие усиленной борьбы особенно усовершатся и прославятся в добродетелях. Естественно, тогда и сила нечестия обрушится на Церковь, стремясь прекратить развитие и даже самое существование христианской религии чрез извращение ее догматов и дисциплины посредством лести, обмана и насилия.

Откр 12:6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.

От судьбы сына Иоанн обращается к судьбе матери — жены. Её бегство в пустыню также должно быть понимаемо в переносном смысле. Пустыня в соответствие символическому образу жены, изображающей христианскую идеальную Церковь, может быть символом отсутствия благоприятных жизненных духовных и физических условий. Христианская Церковь есть небесное чадо; на земле она имеет только временное пребывание, и ее отечество — на небе. Однако же она обречена жить на земле. А так как земные условия не соответствуют ее существу и не могут удовлетворить ее потребностей, то, естественно, она должна жить среди них как бы в пустыне: она должна искать себе небесной манны и чудесной воды. Церковь, если хочет остаться святою и славною, должна отречься от соблазнов и бежать от диавола, бежать в пустыню, т. е. отрекшись от чисто земных удовольствий и славы, жить в этом мире как бы в пустыне. Христианская Церковь живет и как бы не живет на земле: она живет как бы в пустыне, ибо поддерживает свое существование не единым хлебом, но и глаголом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4). В таком положении Христианская Церковь, питаемая и поддерживаемая Богом, должна пробыть 1260 дней. Это число может быть рассматриваемо и как указание на Бож. определение, и как указание на дни господства aнтихриста, когда Христианской Церкви в особенности придётся быть гонимой; тогда для нее наступят особенно тяжелые времена.

Откр 12:7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,

Откр 12:8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

Непосредственно за восхищением сына — мужа к Бож. престолу между разгневанным неудачею драконом и небесными силами произошла борьба. Она представлялась Иоанну происходившею на небесном своде и имела образ сражения между Михаилом и Ангелами с одной стороны и между драконом и его ангелами — с другой. Михаил есть Ангел, один из тварных духов, приближенных к Господу Богу (Дан 10:13, 21; 12:1; Иуд 1:9). Михаил, как архистратиг небесных сил (ср. Нав 5:13−16), как их руководитель, во главе их является защитником добра, и правды, и блага всего человечества, в особенности же христиан как духовного Израиля, народа Божия по преимуществу. Таким образом, борьба представляется происходящею между небесными силами добрыми и злыми. Она кончилась тем, что злые ангелы вместе с их начальником драконом — диаволом были побеждены, и для них уже не нашлось места на небе. Так как только искупительные заслуги Христа Спасителя положили конец прежнему доступу диавола на небо и некоторому равноправному положению среди добрых Ангелов, то и борьбу эту, и победу нужно отнести к тому времени, когда совершилось пролитие Христовой крови, — ко времени установления Нового Завета. Ангелы на небе первее всего воспользовались плодами этой жертвы и окончательно изгнали из своей среды диавола, а вслед за ними и вместе с ними так поступали и поступают эти истинные христиане (1Ин 5:4).

Откр 12:9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Откр 12:10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

Дракон назван древним змеем в смысле указания на первый человеческий грех, виновником которого был злой дух, вошедший в змея и соблазнивший Еву. Дальнейшие названия его — диавол и сатана — суть синонимы и значат — клеветник и противник. Прежде дракон-диавол, пользуясь свободным доступом к небесному престолу, клеветал на всех людей и обольщал всю вселенную. Теперь он низвержен с неба вместе со своими ангелами и, значит, лишился одного своего прежнего преимущества. Но у него по-прежнему осталась возможность обольщать всю вселенную. — Громкий голос — не единичный голос, но как бы соединенный хор; и в этом общем прославлении Бога принимали участие и Ангелы, и старцы, и прославленные люди. Они прославляют Бога за спасение, как дело милосердия Божия, за водворение Царства Божия и власти Иисуса Христа как искупителя и Богочеловека. Побуждение к славословию — низвержение клеветника, т. е. диавола, когда он уже не имеет прежнего доступа к Господу и когда сами люди почувствовали в себе силы, необходимые в борьбе с ним.

Откр 12:11. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.

Теперь все люди, правильнее сказать, все христиане могут побеждать диавола. Орудием победы служит для них кровь Агнца. Но христиане побеждают диавола и словом свидетельства , т. е. последованием учению Иисуса Христа, жизнью, в которой ясно выражается их вера в Него; они пренебрегают даже самою своею земною жизнью (душою), предпочитая лучше умереть, чем отказаться от веры.

Откр 12:12. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

Такая перемена в отношениях людей к клеветнику диаволу наполнила радостью весь мир; и поэтому небесное славословие приглашает возрадоваться и возвеселиться небеса и живущих на них, т. е. небожителей и истинных христиан, живущих небесными, а не земными интересами. Живущим же на земле исключительно земными интересами возвещается горе. Это горе заключается в том, что диавол, изгнанный с неба, теперь будет неистовствовать с особенною силою, ибо, по знамениям времени, сообразит о краткости срока, оставшегося для его преступной деятельности.

Откр 12:13. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.

Откр 12:14. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

Описавши небесное поражение дракона-диавола и небесную радость по поводу этого события, Иоанн (13 ст.) снова возвращается к бегству жены (Откр 12:6) и дополняет его описание некоторыми новыми чертами. Жена спасается в пустыню при посредстве двух крыльев великого орла. Эти крылья, нужные жене для быстрого бегства от дракона, так же имеют символическое значение, как и сама жена. Господь Бог берет (ср. Исх 19:4; Втор 32:11) под Свое покровительство Свою Церковь и дает ей два крыла Своего всемогущества и благости. Христианская Церковь, пользуясь ветхозаветным законом и новозаветною благодатью, может достигать совершенства своих членов. И в пустыне мира среди жизненных условий, даже во времена антихриста, христиане могут и должны удаляться от соблазнов мира и стремиться к небесному.

Значит, Церковь (христиане) убегает в пустыню в свое место не столько для того, чтобы обезопасить себя от преследования дракона, сколько для того, чтобы питаться в продолжение 3 12 лет, жить возвышенною жизнью, пользуясь учением и таинствами, данными от Господа Бога. Срок 3 12 года (ср. Дан 7:25; 12:7) ближе всего относится к последнему времени антихриста, времени проповеднической деятельности двух свидетелей (Откр 11:3), хотя бегство жены в пустыню обозначает ее постоянное отношение к жизненным земным условиям. Так можно рассуждать потому, что антихристианское время 3 12 года должно быть принимаемо как типичное, когда особенно будет заметно то, что в большем размере совершается всегда.

Откр 12:15. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.

Видя улетавшую жену, дракон, чтобы погубить ее, пустил вслед ей из своей пасти воду. Образ взят из природы: змей, ужаливая, испускает яд. Под водою нужно разуметь и вообще военную силу, войска, а также всякое насилие и всякую лесть и хитрость, которые когда-либо были и будут употребляемы врагами Церкви против нее.

Откр 12:16. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.

Жене помогло не небо, а земля, поглотившая воду. Это указывает на то, что история Христианской Церкви, несмотря на все усилия врага ее диавола, будет идти своим путем, начертанным ей от Бога. Сами жизненные условия, в которых она будет находиться в то или другое время, те или другие государственные и общественные перевороты естественно и верно будут спасать Церковь от крайностей бедствий, стеснения и насилий. Христианская Церковь была и будет недоступна для диавола, как апокалиптическая жена, убежавшая в пустыню, недоступна для дракона.

Откр 12:17. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

Остальные, упоминаемые Апокалипсисом, будучи семенем жены, суть, следовательно, также дети Христианской Церкви, но отличные от тех чад ее, которые разумеются под образом сына-мужа, и суть избранные и совершенные, эти же обыкновенные ее чада, простые верующие, люди мира и мирской деятельности. Они могут падать и грешить, но могут каяться и получать прощение грехов. Иоанну открывается (3Цар 19:18), что такие верующие существуют, что их знает не только Бог и Церковь, но знает их и диавол, не оставлявший их в покое и устраивающий против них свои козни (Еф 5:15). И Церковь, будучи общею матерью, одинаково должна думать и о них; и если она сама как бы поддерживается своими совершенными членами в своей чистоте, то не должна забывать и несовершенных, которые нуждаются в ее поддержке, ибо против них также направлена диавольская злоба.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.