Откровение 2 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Толковая Библия Лопухина

Подстрочник Винокурова

1
Τῷ  3588 T-DSM
ἀγγέλῳ Вестнику 32 N-DSM
τῆς  3588 T-GSF
ἐν в 1722 PREP
Ἐφέσῳ Ефесе 2181 N-DSF
ἐκκλησίας церкви 1577 N-GSF
γράψον· напиши; 1125 V-AAM-2S
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
κρατῶν Держащий 2902 V-PAP-NSM
τοὺς  3588 T-APM
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
ἀστέρας звёзд 792 N-APM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
δεξιᾷ правой [руке] 1188 A-DSF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
 3588 T-NSM
περιπατῶν Ходящий 4043 V-PAP-NSM
ἐν по 1722 PREP
μέσῳ середине 3319 A-DSN
τῶν  3588 T-GPF
ἑπτὰ семи 2033 A-NUI
λυχνιῶν подсвечников 3087 N-GPF
τῶν  3588 T-GPF
χρυσῶν· золотых; 5552 A-GPF
2
Οἶδα Знаю 1492 V-RAI-1S
τὰ  3588 T-APN
ἔργα дела́ 2041 N-APN
σου твои 4675 P-2GS
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
κόπον труд 2873 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ὑπομονήν стойкость 5281 N-ASF
σου, твою, 4675 P-2GS
καὶ и 2532 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
δύνῃ можешь 1410 V-PNI-2S
βαστάσαι перенести 941 V-AAN
κακούς, плохих, 2556 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐπείρασας ты испытал 3985 V-AAI-2S
τοὺς  3588 T-APM
λέγοντας называющих 3004 V-PAP-APM
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-3APM
ἀποστόλους апостолами 652 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰσίν, есть, 1510 V-PAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
εὗρες ты нашёл 2147 V-2AAI-2S
αὐτοὺς их 846 P-APM
ψευδεῖς· лжецов; 5571 A-APM
3
καὶ и 2532 CONJ
ὑπομονὴν стойкость 5281 N-ASF
ἔχεις, имеешь, 2192 V-PAI-2S
καὶ и 2532 CONJ
ἐβάστασας ты перенёс 941 V-AAI-2S
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ὄνομά имени 3686 N-ASN
μου, Моего, 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
κεκοπίακες. утрудился ты. 2872 V-RAI-2S
4
ἀλλὰ Но 235 CONJ
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
κατὰ против 2596 PREP
σοῦ тебя 4675 P-2GS
ὅτι потому что 3754 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἀγάπην любовь 26 N-ASF
σου твою 4675 P-2GS
τὴν  3588 T-ASF
πρώτην первую 4413 A-ASF-S
ἀφῆκες. ты оставил. 863 V-AAI-2S
5
μνημόνευε Помни 3421 V-PAM-2S
οὖν итак 3767 CONJ
πόθεν откуда 4159 ADV-I
πέπτωκας, ты пал, 4098 V-RAI-2S
καὶ и 2532 CONJ
μετανόησον покайся 3340 V-AAM-2S
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-APN
πρῶτα первые 4413 A-APN-S
ἔργα дела́ 2041 N-APN
ποίησον· сделай; 4160 V-AAM-2S
εἰ если 1490 COND
δὲ же 1490 CONJ
μή, нет, 1490 PRT-N
ἔρχομαί приду 2064 V-PNI-1S
σοι [к] тебе 4671 P-2DS
καὶ и 2532 CONJ
κινήσω сдвину 2795 V-FAI-1S
τὴν  3588 T-ASF
λυχνίαν подсвечник 3087 N-ASF
σου твой 4675 P-2GS
ἐκ с 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
τόπου ме́ста 5117 N-GSM
αὐτῆς, его, 846 P-GSF
ἐὰν если 3362 COND
μὴ не 3362 PRT-N
μετανοήσῃς. покаешься. 3340 V-AAS-2S
6
ἀλλὰ Но 235 CONJ
τοῦτο это 5124 D-ASN
ἔχεις, имеешь, 2192 V-PAI-2S
ὅτι что 3754 CONJ
μισεῖς ненавидишь 3404 V-PAI-2S
τὰ  3588 T-APN
ἔργα дела́ 2041 N-APN
τῶν  3588 T-GPM
Νικολαϊτῶν, Николаитов, 3531 N-GPM
которое 3739 R-APN
κἀγὼ и Я 2504 P-1NS-K
μισῶ. ненавижу. 3404 V-PAI-1S
7
 3588 T-NSM
ἔχων Имеющий 2192 V-PAP-NSM
οὖς ухо 3775 N-ASN
ἀκουσάτω пусть услышит 191 V-AAM-3S
τί что 5100 I-ASN
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
ταῖς  3588 T-DPF
ἐκκλησίαις. церквам. 1577 N-DPF
τῷ  3588 T-DSM
νικῶντι Побеждающему 3528 V-PAP-DSM
δώσω дам 1325 V-FAI-1S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
φαγεῖν съесть 5315 V-2AAN
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
ξύλου дерева 3586 N-GSN
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς, жизни, 2222 N-GSF
которое 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
παραδείσῳ раю 3857 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
8
Καὶ И 2532 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
ἀγγέλῳ вестнику 32 N-DSM
τῆς  3588 T-GSF
ἐν в 1722 PREP
Σμύρνῃ Смирне 4667 N-DSF
ἐκκλησίας церкви 1577 N-GSF
γράψον· напиши; 1125 V-AAM-2S
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
πρῶτος Первый 4413 A-NSM-S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἔσχατος, Последний, 2078 A-NSM-S
ὃς Который 3739 R-NSM
ἐγένετο сделался 1096 V-2ADI-3S
νεκρὸς мёртвый 3498 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔζησεν· ожил; 2198 V-AAI-3S
9
Οἶδά Знаю 1492 V-RAI-1S
σου твои 4675 P-2GS
τὴν  3588 T-ASF
θλῖψιν угнетение 2347 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
πτωχείαν, нищету, 4432 N-ASF
ἀλλὰ но 235 CONJ
πλούσιος богатый 4145 A-NSM
εἶ, ты есть, 1499 V-PAI-2S
καὶ и 1499 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
βλασφημίαν хулу 988 N-ASF
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPM
λεγόντων называющих 3004 V-PAP-GPM
Ἰουδαίους Иудеями 2453 A-APM
εἶναι быть 1510 V-PAN
ἑαυτούς, себя самих, 1438 F-3APM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰσὶν есть 1510 V-PAI-3P
ἀλλὰ но 235 CONJ
συναγωγὴ сборище 4864 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
Σατανᾶ. Сатаны. 4567 N-GSM
10
μηδὲν Ничто 3367 A-ASN-N
φοβοῦ бойся 5401 V-PNM-2S
которое 3739 R-APN
μέλλεις готовишься 3195 V-PAI-2S
πάσχειν. претерпевать. 3958 V-PAN
ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
μέλλει готовится 3195 V-PAI-3S
βάλλειν бросать 906 V-PAN
 3588 T-NSM
διάβολος дьявол 1228 A-NSM
ἐξ из 1537 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
εἰς в 1519 PREP
φυλακὴν тюрьму 5438 N-ASF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
πειρασθῆτε, вы были испытаны, 3985 V-APS-2P
καὶ и 2532 CONJ
ἕξετε будете иметь 2192 V-FAI-2P
θλῖψιν угнетение 2347 N-ASF
ἡμερῶν дней 2250 N-GPF
δέκα. десять. 1176 A-NUI
γίνου Делайся 1096 V-PNM-2S
πιστὸς верный 4103 A-NSM
ἄχρι до 891 ADV
θανάτου, смерти, 2288 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
δώσω дам 1325 V-FAI-1S
σοι тебе 4671 P-2DS
τὸν  3588 T-ASM
στέφανον венок 4735 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς. жизни. 2222 N-GSF
11
 3588 T-NSM
ἔχων Имеющий 2192 V-PAP-NSM
οὖς ухо 3775 N-ASN
ἀκουσάτω пусть услышит 191 V-AAM-3S
τί что 5100 I-ASN
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
ταῖς  3588 T-DPF
ἐκκλησίαις. церквам. 1577 N-DPF
 3588 T-NSM
νικῶν Побеждающий 3528 V-PAP-NSM
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
ἀδικηθῇ будет повержен 91 V-APS-3S
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου смерти 2288 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
δευτέρου. второй. 1208 A-GSM
12
Καὶ И 2532 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
ἀγγέλῳ вестнику 32 N-DSM
τῆς  3588 T-GSF
ἐν в 1722 PREP
Περγάμῳ Пергаме 4010 N-DSF
ἐκκλησίας церкви 1577 N-GSF
γράψον· напиши; 1125 V-AAM-2S
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
τὴν  3588 T-ASF
ῥομφαίαν меч 4501 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
δίστομον двойной 1366 A-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ὀξεῖαν· острый; 3691 A-ASF
13
Οἶδα Знаю 1492 V-RAI-1S
ποῦ где 4226 ADV-I
κατοικεῖς, обитаешь, 2730 V-PAI-2S
ὅπου где 3699 ADV
 3588 T-NSM
θρόνος престол 2362 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
Σατανᾶ, Сатаны, 4567 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
κρατεῖς держишь 2902 V-PAI-2S
τὸ  3588 T-ASN
ὄνομά имя 3686 N-ASN
μου, Моё, 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἠρνήσω отказался ты 720 V-ADI-2S
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν веры 4102 N-ASF
μου Моей 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις дни 2250 N-DPF
Ἀντιπᾶς Антипы 493 N-NSM
 3588 T-NSM
μάρτυς свидетеля 3144 N-NSM
μου Моего 3450 P-1GS
 3588 T-NSM
πιστός верного 4103 A-NSM
μου, Моего, 3450 P-1GS
ὃς который 3739 R-NSM
ἀπεκτάνθη был убит 615 V-API-3S
παρ᾽ у 3844 PREP
ὑμῖν, вас, 5213 P-2DP
ὅπου где 3699 ADV
 3588 T-NSM
Σατανᾶς Сатана 4567 N-NSM
κατοικεῖ. обитает. 2730 V-PAI-3S
14
ἀλλ᾽ Но 235 CONJ
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
κατὰ против 2596 PREP
σοῦ тебя 4675 P-2GS
ὀλίγα, немногое, 3641 A-APN
ὅτι что 3754 CONJ
ἔχεις имеешь 2192 V-PAI-2S
ἐκεῖ там 1563 ADV
κρατοῦντας держащих 2902 V-PAP-APM
τὴν  3588 T-ASF
διδαχὴν учение 1322 N-ASF
Βαλαάμ, Валаама, 903 N-PRI
ὃς который 3739 R-NSM
ἐδίδασκεν учил 1321 V-IAI-3S
τῷ  3588 T-DSM
Βαλὰκ Валака 904 N-PRI
βαλεῖν бросить 906 V-2AAN
σκάνδαλον совращение 4625 N-ASN
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τῶν  3588 T-GPM
υἱῶν сыновьями 5207 N-GPM
Ἰσραήλ, Израиля, 2474 N-PRI
φαγεῖν съесть 5315 V-2AAN
εἰδωλόθυτα жертвы идолам 1494 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
πορνεῦσαι· предаться разврату; 4203 V-AAN
15
οὕτως так 3779 ADV
ἔχεις имеешь 2192 V-PAI-2S
καὶ и 2532 CONJ
σὺ ты 4771 P-2NS
κρατοῦντας держащих 2902 V-PAP-APM
τὴν  3588 T-ASF
διδαχὴν учение 1322 N-ASF
[τῶν]  3588 T-GPM
Νικολαϊτῶν Николаитов 3531 N-GPM
ὁμοίως. подобно. 3668 ADV
16
μετανόησον Покайся 3340 V-AAM-2S
οὖν· итак; 3767 CONJ
εἰ если 1490 COND
δὲ же 1490 CONJ
μή, нет, 1490 PRT-N
ἔρχομαί приду 2064 V-PNI-1S
σοι [к] тебе 4671 P-2DS
ταχύ, быстро, 5035 ADV
καὶ и 2532 CONJ
πολεμήσω буду воевать 4170 V-FAI-1S
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτῶν ними 846 P-GPM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ῥομφαίᾳ мече 4501 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSN
στόματός уст 4750 N-GSN
μου. Моих. 3450 P-1GS
17
 3588 T-NSM
ἔχων Имеющий 2192 V-PAP-NSM
οὖς ухо 3775 N-ASN
ἀκουσάτω пусть услышит 191 V-AAM-3S
τί что 5100 I-ASN
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
ταῖς  3588 T-DPF
ἐκκλησίαις. церквам. 1577 N-DPF
τῷ  3588 T-DSM
νικῶντι Побеждающему 3528 V-PAP-DSM
δώσω дам 1325 V-FAI-1S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
τοῦ  3588 T-GSN
μάννα манны 3131 HEB
τοῦ  3588 T-GSN
κεκρυμμένου, скрытой, 2928 V-RPP-GSN
καὶ и 2532 CONJ
δώσω дам 1325 V-FAI-1S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ψῆφον камень 5586 N-ASF
λευκὴν белый 3022 A-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ψῆφον камне 5586 N-ASF
ὄνομα имя 3686 N-NSN
καινὸν новое 2537 A-NSN
γεγραμμένον написанное 1125 V-RPP-NSN
которое 3588 R-ASN
οὐδεὶς никто 3762 A-NSM-N
οἶδεν знает 1492 V-RAI-3S
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
 3588 T-NSM
λαμβάνων. принимающий. 2983 V-PAP-NSM
18
Καὶ И 2532 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
ἀγγέλῳ вестнику 32 N-DSM
τῆς  3588 T-GSF
ἐν в 1722 PREP
Θυατείροις Фиатирах 2363 N-DPN
ἐκκλησίας церкви 1577 N-GSF
γράψον· напиши; 1125 V-AAM-2S
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
 3588 T-NSM
ἔχων Имеющий 2192 V-PAP-NSM
τοὺς  3588 T-APM
ὀφθαλμοὺς глаза́ 3788 N-APM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὡς как 5613 ADV
φλόγα пламя 5395 N-ASF
πυρός, огня, 4442 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
πόδες но́ги 4228 N-NPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὅμοιοι подобны 3664 A-NPM
χαλκολιβάνῳ· ливанской меди; 5474 N-DSN
19
Οἶδά Знаю 1492 V-RAI-1S
σου твои 4675 P-2GS
τὰ  3588 T-APN
ἔργα дела́ 2041 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἀγάπην любовь 26 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν веру 4102 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
διακονίαν служение 1248 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ὑπομονήν стойкость 5281 N-ASF
σου, твои, 4675 P-2GS
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-APN
ἔργα дела́ 2041 N-APN
σου твои 4675 P-2GS
τὰ  3588 T-APN
ἔσχατα последние 2078 A-APN-S
πλείονα бо́льшие 4119 A-APN-C
τῶν  3588 T-GPN
πρώτων. первых. 4413 A-GPN-S
20
ἀλλὰ Но 235 CONJ
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
κατὰ против 2596 PREP
σοῦ тебя 4675 P-2GS
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἀφεῖς оставил 863 V-PAI-2S
τὴν  3588 T-ASF
γυναῖκα женщину 1135 N-ASF
Ἰεζάβελ, Иезавель, 2403 N-PRI
которая 1510 T-NSF
λέγουσα называет 3004 V-PAP-NSF
ἑαυτὴν себя саму 1438 F-3ASF
προφῆτιν, пророчицей, 4398 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
διδάσκει учит 1321 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
πλανᾷ обманывает 4105 V-PAI-3S
τοὺς  3588 T-APM
ἐμοὺς Моих 1699 S-1SAPM
δούλους рабов 1401 N-APM
πορνεῦσαι предаться разврату 4203 V-AAN
καὶ и 2532 CONJ
φαγεῖν съесть 5315 V-2AAN
εἰδωλόθυτα. жертвы идолам. 1494 A-APN
21
καὶ И 2532 CONJ
ἔδωκα Я дал 1325 V-AAI-1S
αὐτῇ ей 846 P-DSF
χρόνον время 5550 N-ASM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
μετανοήσῃ, она покаялась, 3340 V-AAS-3S
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
θέλει желает 2309 V-PAI-3S
μετανοῆσαι покаяться 3340 V-AAN
ἐκ от 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
πορνείας блуда 4202 N-GSF
αὐτῆς. её. 846 P-GSF
22
ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
βάλλω бросаю 906 V-PAI-1S
αὐτὴν её 846 P-ASF
εἰς на 1519 PREP
κλίνην, ложе, 2825 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
μοιχεύοντας прелюбодействующих 3431 V-PAP-APM
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτῆς ней 846 P-GSF
εἰς в 1519 PREP
θλῖψιν угнетение 2347 N-ASF
μεγάλην, большое, 3173 A-ASF
ἐὰν если 3362 COND
μὴ не 3362 PRT-N
μετανοήσωσιν покаются 3340 V-AAS-3P
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἔργων дел 2041 N-GPN
αὐτῆς· её; 846 P-GSF
23
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-APN
τέκνα детей 5043 N-APN
αὐτῆς её 846 P-GSF
ἀποκτενῶ убью 615 V-FAI-1S
ἐν в 1722 PREP
θανάτῳ· смерти; 2288 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
γνώσονται узна́ют 1097 V-FDI-3P
πᾶσαι все 3956 A-NPF
αἱ  3588 T-NPF
ἐκκλησίαι церкви 1577 N-NPF
ὅτι что 3754 CONJ
ἐγώ Я 1473 P-1NS
εἰμι есть 1510 V-PAI-1S
 3588 T-NSM
ἐραυνῶν Исследующий 2045 V-PAP-NSM
νεφροὺς почки 3510 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
καρδίας, сердца́, 2588 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
δώσω дам 1325 V-FAI-1S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
ἑκάστῳ каждому 1538 A-DSM
κατὰ по 2596 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἔργα делам 2041 N-APN
ὑμῶν. вашим. 5216 P-2GP
24
ὑμῖν Вам 5213 P-2DP
δὲ же 1161 CONJ
λέγω говорю 3004 V-PAI-1S
τοῖς  3588 T-DPM
λοιποῖς остальным 3062 A-DPM
τοῖς  3588 T-DPM
ἐν в 1722 PREP
Θυατείροις, Фиатирах, 2363 N-DPN
ὅσοι сколькие 3745 K-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχουσιν имеют 2192 V-PAI-3P
τὴν  3588 T-ASF
διδαχὴν учение 1322 N-ASF
ταύτην, это, 3778 D-ASF
οἵτινες тем, которые 3748 R-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔγνωσαν узнали 1097 V-2AAI-3P
τὰ  3588 T-APN
βαθέα глубинное 901 A-APN
τοῦ  3588 T-GSM
Σατανᾶ, Сатаны, 4567 N-GSM
ὡς как 5613 ADV
λέγουσιν, говорят, 3004 V-PAI-3P
οὐ не 3739 PRT-N
βάλλω бросаю 906 V-PAI-1S
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἄλλο другую 243 A-ASN
βάρος· тяжесть; 922 N-ASN
25
πλὴν однако 4133 ADV
которое 3588 R-ASN
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
κρατήσατε удержи́те 2902 V-AAM-2P
ἄχρι[ς] до 891 PREP
οὗ [пока] не 3739 R-GSM
ἂν  302 PRT
ἥξω. приду. 2240 V-AAS-1S
26
καὶ И 2532 CONJ
 3588 T-NSM
νικῶν побеждающему 3528 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
τηρῶν соблюдающему 5083 V-PAP-NSM
ἄχρι до 891 ADV
τέλους конца 5056 N-GSN
τὰ  3588 T-APN
ἔργα дела́ 2041 N-APN
μου, Мои, 3450 P-1GS
δώσω дам 1325 V-FAI-1S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ἐξουσίαν власть 1849 N-ASF
ἐπὶ над 1909 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἐθνῶν, народами, 1484 N-GPN
27
καὶ и 2532 CONJ
ποιμανεῖ будет пасти́ 4165 V-FAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐν в 1722 PREP
ῥάβδῳ посохе 4464 N-DSF
σιδηρᾷ, железном, 4603 A-DSF
ὡς как 5613 ADV
τὰ  3588 T-NPN
σκεύη сосуды 4632 N-NPN
τὰ  3588 T-NPN
κεραμικὰ глиняные 2764 A-NPN
συντρίβεται, разбиваются, 4937 V-PPI-3S
28
ὡς как 5613 ADV
κἀγὼ и Я 2504 P-1NS-K
εἴληφα получил 2983 V-2RAI-1S
παρὰ у 3844 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
πατρός отца 3962 N-GSM
μου, Моего, 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
δώσω дам 1325 V-FAI-1S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
τὸν  3588 T-ASM
ἀστέρα звезду 792 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
πρωϊνόν. утреннюю. 4407 A-ASM
29
 3588 T-NSM
ἔχων Имеющий 2192 V-PAP-NSM
οὖς ухо 3775 N-ASN
ἀκουσάτω пусть услышит 191 V-AAM-3S
τί что 5100 I-ASN
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
ταῖς  3588 T-DPF
ἐκκλησίαις. церквам. 1577 N-DPF

Толковая Библия Лопухина

Послания к церквям: Ефесской (1−7), Смирнской (8−11), Пергамской (12−17) и Фиатирской (18−29), состоящие из обращения, похвалы и порицания увещания, и обещания награды.

Откр 2:1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

Откр 2:2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Откр 2:3.  ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Со второй главы начинается изложение тех самых посланий, которые св. Иоанн должен был написать и послать малоазийским церквам. Все семь посланий по своей внешней форме весьма похожи одно на другое и одинаково состоят из надписания, вступления, главной части, воззвания и награды. В надписании указывается наименовение церкви; во вступлении изображается явившийся Иоанну Господь с атрибутом, соответствующим состоянию данной церкви; в главной части говорится о ее достоинствах и недостатках; в воззвании — призыв к совершенной жизни, награда же является возмездием за эту жизнь.

На первом месте среди семи церквей поставлена церковь Ефесская, как ближайшая к о. Патмосу. Ефес — славный старинный город на берегу Икарийского моря между Смирной и Милетом. — К предстоятелю (Ангелу) Ефесской церкви Господь обращается, указывая на Свои атрибуты: семь светильников и семь звезд, и говорит: знаю дела твои, т. е. всю твою жизнь, как обнаружение души твоей; знаю твои усилия, чтобы стоять на высоте нравственного совершенства; знаю и твое терпение, с которым ты переносишь от язычников все преследования и стеснения. В похвалу ефесянам поставляется их отношение к развратным, т. е. к людям дурной нравственности, и тем непризванным и злонамеренным проповедникам. И Ефессянам при их, очевидно, не вполне ясном христианском догматическом знании нужно было много любви и преданности — Ап. Павлу и Иоанну, чтобы остаться при своем прежнем христианском учении и не изменить ему.

Откр 2:4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Откр 2:5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Очевидно, прежде их любовь, проявлявшаяся в делах милосердия, была несравненна сильнее, чем теперь. А так как ничто не может заменить любви, то ефесянам советуется оставить гордость своего христианского ведения и трудничества, покаяться в теперешний своей холодности и возвратиться к прежним делам любви. В 5 ст. Господь грозит ефесянам Своим карающим посещением, грозит лишением Своей спасительной благодати. Светильник, о котором здесь идет речь, есть церковь с ее архипастырями и благодатными дарами. Все это Господь грозит отнять у ефесян, перенести на другое место. — Теперь на месте древнего великолепного Ефеса из-за кучи развалин возвышается небольшая деревня Аиа-Солук, где стоит мечеть, построенная из прежней церкви И. Богослова. Так сдвинут со своего места этот светильник первобытного христианства.

Откр 2:6. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Но утешая и ободряя ефесян, Господь высказывает им похвалу за их нерасположенность к ереси николаитов, происходивших от антиохийского прозелита Николая, одного из семи диаконов иерусалимской церкви. В Ефесе николаиты были ненавидимы и изгнаны, так как представляли в своем учении распущенности совершенную противоположность благоразумной сдержанности Ефесских христиан, вообще не терпевших развратных.

Откр 2:7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви, есть обычный в Свящ. Писании призыв к внимательности (Мф 11:15; Лк 8:8). На вид выставляется не Иисус Христос, а Св.Дух, потому что Св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения. — Награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств Ефесских христиан. За их строгую воздержность и ненависть к невоздержным николаитам им в награду обещается вкушение плодов древа жизни. Применительно к Откр 12 это древо жизни можно принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни (Быт 2:9).

Откр 2:8. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

Город Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года. Смирна и по сие время удерживает достоинство митрополии и во внешнем своем состоянии превосходит все древние христианские города этого края. К епископу этой церкви, может быть, к св. Поликарпу Господь обращается со Своим откровением. В Его словах заключается указание на Иисуса Христа как Вседержителя, который в Самом Себе указывает цель существования. Воскресение же Иисуса Христа уверяет христиан и возможности получения вечного блаженства после всеобщего воскресения и суда.

Откр 2:9. знаю твои дела, и скорбь, и нищету [впрочем ты богат], и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Словами 9 ст. Господь возводит смирнян к мысли о Своем промыслительном всеведении. Он видит человеческие скорби и материальную нищету; но ценит и терпеливую христианскую надежду, и преданность Богу, которые здесь названы христианским богатством. Апокалипсис называет иудеев сборищем сатанинским, давая этим самым понять, что он имеет ввиду иудеев, ставших в решительную вражду по отношению к христианству. А синагогальное управление их делало иудеев особенно сильными и вредными в этом случае (Иак 2:6−7).

Откр 2:10. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Смирнянам в недалеком будущем предстояло подвергнуться великим скорбям, особым несчастиям и гонениям. Но теперь смирняне слышат, что Господь Вседержитель смотрит на них Своим всевидящим оком. Утешение и ободрение здесь главным образом в том, что указывается главный виновник этих страданий, их цель и их продолжительность. Гонения на христиан и заключение многих из них в темницы произойдут по наущению диавола (1Пет 4:12). Но Бог, попустивший диаволу в ближайшее время воздвигнуть гонение против смирнских христиан, ограничит его деятельность непродолжительным временем. Для христиан не должна быть страшна и самая смерть, которая и будет уделом некоторых из них во время гонений. — Эта смерть будет лишь переходом в новую блаженную и вечную жизнь: венец есть символ награды и прославления (2Тим 4:8; 1Пет 5:4).

Откр 2:11. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

После обычного воззвания к внимательности смирнским христианам сообщается обещание награды: избавление от второй смерти. Вторая смерть — это именно геенна (Мф 5:29−30; Лк 12:5). Она есть смерть и вторая и иная (особенная). Она наступает только для тех, которые подвергнутся действию первой смерти, т. е. разлучению души и тела, и состоит в окончательном лишении человека божественной благодати. Освобождение от этой вечной смерти, другими словами, от вечных мучений, и обещает Господь смирнским христианам, гонимым за их веру.

Откр 2:12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

Пергам, к Ангелу церкви которого Господь обращается в 12 ст., в древности был главным городом Мидии и некоторое время даже столицей Пергамского царства. Христианская церковь в Пергаме хотя и была окружена мраком суеверия, однако не затмила своей веры; и этот светильник древнего христианства сияет и ныне чистым светом христианского учения. В выражении обращений Господа к пергамскому епископу указывается на особенное свойство Божественного слова, которое проявляется во вразумлении, в предостережении и в призыве человека к покаянию и самоисправлению.

Откр 2:13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

В словах: «престол сатаны» имеется ввиду особое положение Пергама в распространении языческой религии. В Пергаме при храме Эскулапа было образовано обширное учено-религиозное общество — учреждение, где жрецы являлись исключительными врачами всех болезней. Змей, будучи священным символом пергамского бога и обыкновенно содержавшийся живым в его храме, был для христиан предметом отвращения, как символ князя тьмы, виновника язычества. Так что самый город Пергам и может быть назван по преимуществу престолом сатаны. Господь восхваляет пергамских христиан за то, что они, несмотря на свое неблагоприятное положение среди самого грубого и фанатического языческого населения, оставались истинными христианами. Указание частного исторического факта мученичества Антипы является наглядным подтверждением твердости веры пергамских христиан. — Антипа, занимавший место пергамского епископа, был замучен около 93 года, будучи сожжен во внутренности раскаленного быка.

Откр 2:14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

Откр 2:15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

К похвале за достоинства присоединяется порицание, состоящее в упреке пергамских христиан за их снисходительное отношение к николаитам, уподобляемым Валааму по их распущенности. Николаиты собственно не принадлежали к пергамскому христианскому обществу; они были, очевидно, отлучены от него, хотя и жили в том же самом городе.

Откр 2:16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

Предостережение, призыв к более строгому отношению к николаитам имеет ввиду только верных христиан. По отношению к еретикам произносится более строгая угроза. Если они не покаются, то Господь посетит Пергам Своею карающею десницею и поразит еретиков мечом уст Своих. Под этим мечом можно разуметь необычайное действие промысла Божия, поражающего иногда нечестивых по одному изречению Его всемогущего слова.

Откр 2:17. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну; и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Сопоставление двух наград — сокровенной манны и белого камня — с полной очевидностью говорит о том, что эти предметы награды являются лишь символами. Под сокровенною манною можно разуметь тело и кровь Иисуса Христа, которые вкушают верующие в таинстве евхаристии. Так что награда эта относится не только к будущей жизни, но и к настоящей, состоя в преподании таинственной Божественной благодати. — Белый камень с надписью должен напомнить читателям Апокалипсиса тот камешек, который выдавался как на суде для обозначения оправдания или обвинения, так и во время состязания на играх как выражение награды. И под ним символически изображается приговор Божьего суда над каждым христианином, по каковому приговору он получает или наказание, или награду. Здесь, на земле, и там, на небе, эта награда — особая для каждого (никто не знает, кроме того, кто получает), как блаженное состояние его духа.

Откр 2:18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

Фиатира, куда назначается четвертое послание Господа небольшой лидийский городок Малой Азии, и был македонской колонией. В настоящее время это мусульманский городок; число православных христиан немногочисленно, и единственная их церковь стоит посреди кладбища и почти совсем вросла в землю. В обращении к фиатирским христианам своим эпитетом Господь указывает на свойства Своей Божественной природы: огонь совмещает в свече и благодетельное свойство согревания и животворности (благость Божию), и свойство очищения и уничтожения (Правосудие Божие).

Откр 2:19. знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Господь восхваляет фиатирцев 1) за их милосердие и любовь к ближним; 2) за сознательное усвоение догматов христианской веры; 3) за терпеливое перенесение земных несчастий и скорбей и 4) за христианское стремление к большему совершенству в добродетелях.

Откр 2:20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Для фиатирцев при их чистой христианской жизни снисходительность к жене Иезавели представляла собою нравственную опасность. Под этой женой можно видеть и образное обозначение николаитской ереси, и историческую личность, известную женщину Иезавель, которая, ложно выдавая себя за пророчицу. склоняла христиан к поступкам, противным христианской нравственности, к ереси николаитов. Обладая авторитетом пророчицы, она тем сильнее, смелее и успешнее склоняла многих христиан к развратной жизни и к пренебрежению христианской дисциплиной (есть идоложертвенное).

Откр 2:21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Откр 2:22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

Откр 2:23. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

Господь давал время покаяться и для Иезавели, и для фиатирцев, но напрасно. Покаяния не последовало, и потому в 22 ст. высказывается угроза уже наступающего Божия суда. Суд и казнь начинаются с Иезавели как виновницы нечестия; она поражается болезнью, приковывающей ее к постели. Тем же, которые любодействовали с нею, и по ее научению содержат еретическое учение, Господь грозит великою скорбью.

Откр 2:24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

Откр 2:25. только то, что имеете, держите, пока приду.

Речь к верным Фиатирской церкви. — Здесь под прочими разумеются христиане, еще не увлекшиеся лжеучением и соблазнами секты Иезавели. Их Господь характеризует как чуждающихся учения этой лжепророчицы и не знающих так называемых глубин сатанинских. Под глубинами сатаны здесь нужно разуметь самую философскую систему ереси гностицизма, которая должна быть названа глубиною сатаны, высшим проявлением действий диавола. Гностики хвалились своей системой философии и считали жалкими невеждами всех непричастных к ней. Но Господь замечает, что Фиатирцы не должны смущаться, ибо для их спасения достаточно и того закона Божия, Божия откровения, следуя которому они уже достигли значительного нравственного совершенства.

Откр 2:26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

Откр 2:27. и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

Награды удостоится только тот, кто остается победителем в перенесении страданий и трудов до конца своего земного поприща. Власть над язычниками, как награда фиатирцам, выразится в пасении их жезлом железным и в сокрушении их как глиняных сосудов. Железный жезл — символ твердой власти, глиняные сосуды — символ слабости и ничтожества. Под язычниками нужно разуметь вообще людей, не принадлежащих к Царствию Божию. Под властью над язычниками (собственно наградами) разумеется высокое положение праведников пред всеми другими людьми как еще здесь на земле (в смысле авторитета их нравственной силы), так особенно после смерти, когда они как прославленные действуют на живущих своими молитвами и предстательством пред престолом Всевышнего.

Откр 2:28. и дам ему звезду утреннюю.

Откр 2:29. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам.

Под утреннею звездою нужно понимать Самого Иисуса Христа, Который есть свет просвещающий всякого человека (Ин 1:9). Именно свет Христова учения и просвещения, усваиваемый праведниками и проявляющийся в их жизни, может быть и бывает и для других путеводною звездою и влечет их к подражанию и усовершенствованию.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.