Откровение 20 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Толковая Библия Лопухина

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
ἄγγελον ангела 32 N-ASM
καταβαίνοντα сходящего 2597 V-PAP-ASM
ἐκ с 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
οὐρανοῦ, неба, 3772 N-GSM
ἔχοντα имеющего 2192 V-PAP-ASM
τὴν  3588 T-ASF
κλεῖν ключ 2807 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
ἀβύσσου бездны 12 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἅλυσιν цепь 254 N-ASF
μεγάλην большу́ю 3173 A-ASF
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
χεῖρα руке 5495 N-ASF
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
2
καὶ И 2532 CONJ
ἐκράτησεν он схватил 2902 V-AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
δράκοντα, дракона, 1404 N-ASM
 3588 T-NSM
ὄφις зме́я 3789 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀρχαῖος, древнего, 744 A-NSM
ὅς который 3739 R-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
Διάβολος Дьявол 1228 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Σατανᾶς, Сатана, 4567 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔδησεν связал 1210 V-AAI-3S
αὐτὸν его 846 P-ASM
χίλια [на] тысячу 5507 A-APN
ἔτη, лет, 2094 N-APN
3
καὶ и 2532 CONJ
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
αὐτὸν его 846 P-ASM
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἄβυσσον бездну 12 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἔκλεισεν закрыл 2808 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐσφράγισεν запечатал 4972 V-AAI-3S
ἐπάνω наверху 1883 ADV
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
πλανήσῃ обманул 4105 V-AAS-3S
ἔτι уже́ 2089 ADV
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη народы 1484 N-APN
ἄχρι до [тех пор пока не] 891 ADV
τελεσθῇ будет закончена 5055 V-APS-3S
τὰ  3588 T-NPN
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη· лет; 2094 N-NPN
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα этого 5023 D-APN
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
λυθῆναι быть развязанным 3089 V-APN
αὐτὸν ему 846 P-ASM
μικρὸν [на] малое 3397 A-ASM
χρόνον. время. 5550 N-ASM
4
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
θρόνους, престолы, 2362 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκάθισαν сели 2523 V-AAI-3P
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτούς, них, 846 P-APM
καὶ и 2532 CONJ
κρίμα суд 2917 N-NSN
ἐδόθη дан 1325 V-API-3S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
ψυχὰς ду́ши 5590 N-APF
τῶν  3588 T-GPM
πεπελεκισμένων обезглавленных 3990 V-RPP-GPM
διὰ из-за 1223 PREP
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельства 3141 N-ASF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
διὰ из-за 1223 PREP
τὸν  3588 T-ASM
λόγον сло́ва 3056 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
οἵτινες которые 3748 R-NPM
οὐ не 3739 PRT-N
προσεκύνησαν поклонились 4352 V-AAI-3P
τὸ  3588 T-ASN
θηρίον зверю 2342 N-ASN
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
τὴν  3588 T-ASF
εἰκόνα образу 1504 N-ASF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔλαβον приняли 2983 V-2AAI-3P
τὸ  3588 T-ASN
χάραγμα клеймо 5480 N-ASN
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
μέτωπον лоб 3359 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
χεῖρα руку 5495 N-ASF
αὐτῶν· их; 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἔζησαν они ожили 2198 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐβασίλευσαν они воцарились 936 V-AAI-3P
μετὰ с 3326 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христом 5547 N-GSM
χίλια [на] тысячу 5507 A-APN
ἔτη. лет. 2094 N-APN
5
οἱ  3588 T-NPM
λοιποὶ Остальные 3062 A-NPM
τῶν  3588 T-GPM
νεκρῶν [из] мёртвых 3498 A-GPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔζησαν ожили 2198 V-AAI-3P
ἄχρι до [тех пор пока не] 891 ADV
τελεσθῇ будет закончена 5055 V-APS-3S
τὰ  3588 T-NPN
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη. лет. 2094 N-NPN
αὕτη Это 846 D-NSF
 1510 T-NSF
ἀνάστασις воскресение 386 N-NSF
 1510 T-NSF
πρώτη. первое. 4413 A-NSF-S
6
μακάριος Блажен 3107 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἅγιος свят 40 A-NSM
 3588 T-NSM
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
μέρος долю 3313 N-ASN
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀναστάσει воскресении 386 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
πρώτῃ· первом; 4413 A-DSF-S
ἐπὶ над 1909 PREP
τούτων этими 5130 D-GPM
 3588 T-NSM
δεύτερος вторая 1208 A-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
ἐξουσίαν, власть, 1849 N-ASF
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ἔσονται будут 1510 V-FDI-3P
ἱερεῖς священники 2409 N-NPM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
βασιλεύσουσιν будут царствовать 936 V-FAI-3P
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτοῦ Ним 846 P-GSM
[τὰ]  3588 T-APN
χίλια тысячу 5507 A-APN
ἔτη. лет. 2094 N-APN
7
Καὶ И 2532 CONJ
ὅταν когда 3752 CONJ
τελεσθῇ будет закончена 5055 V-APS-3S
τὰ  3588 T-NPN
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη, лет, 2094 N-NPN
λυθήσεται будет освобождён 3089 V-FPI-3S
 3588 T-NSM
Σατανᾶς Сатана 4567 N-NSM
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
φυλακῆς тюрьмы́ 5438 N-GSF
αὐτοῦ, его, 846 P-GSM
8
καὶ и 2532 CONJ
ἐξελεύσεται выйдет 1831 V-FDI-3S
πλανῆσαι обмануть 4105 V-AAN
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη народы 1484 N-APN
τὰ  3588 T-APN
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
τέσσαρσιν четырёх 5064 A-DPF
γωνίαις углах 1137 N-DPF
τῆς  3588 T-GSF
γῆς, земли́, 1093 N-GSF
τὸν  3588 T-ASM
Γὼγ Гога 1136 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Μαγώγ, Магога, 3098 N-PRI
συναγαγεῖν [чтобы] собрать 4863 V-2AAN
αὐτοὺς их 846 P-APM
εἰς на 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
πόλεμον, войну, 4171 N-ASM
ὧν которых 3739 R-GPM
 3588 T-NSM
ἀριθμὸς число 706 N-NSM
αὐτῶν их 846 P-GPM
ὡς как 5613 ADV
 1510 T-NSF
ἄμμος песок 285 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
θαλάσσης. мо́ря. 2281 N-GSF
9
καὶ И 2532 CONJ
ἀνέβησαν они взошли 305 V-2AAI-3P
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
πλάτος ширину 4114 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
γῆς земли́ 1093 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐκύκλευσαν они окружили 2944 V-AAI-3P
τὴν  3588 T-ASF
παρεμβολὴν лагерь 3925 N-ASF
τῶν  3588 T-GPM
ἁγίων святых 40 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
πόλιν город 4172 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἠγαπημένην. возлюбленный. 25 V-RPP-ASF
καὶ И 2532 CONJ
κατέβη сошёл 2597 V-2AAI-3S
πῦρ огонь 4442 N-NSN
ἐκ с 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
οὐρανοῦ неба 3772 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
κατέφαγεν пожрал 2719 V-2AAI-3S
αὐτούς· их; 846 P-APM
10
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
διάβολος дьявол 1228 A-NSM
 3588 T-NSM
πλανῶν обманывающий 4105 V-PAP-NSM
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
λίμνην озеро 3041 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρὸς огня 4442 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
θείου, серы, 2303 N-GSN
ὅπου где 3699 ADV
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
θηρίον зверь 2342 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ψευδοπροφήτης, лжепророк, 5578 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
βασανισθήσονται будут мучимы 928 V-FPI-3P
ἡμέρας днём 2250 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
νυκτὸς ночью 3571 N-GSF
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας века́ 165 N-APM
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων. веков. 165 N-GPM
11
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
θρόνον престол 2362 N-ASM
μέγαν большой 3173 A-ASM
λευκὸν белый 3022 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
καθήμενον Сидящего 2521 V-PNP-ASM
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτόν, нём, 846 P-ASM
οὗ Которого 3739 R-GSM
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
προσώπου лица́ 4383 N-GSN
ἔφυγεν убежала 5343 V-2AAI-3S
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
οὐρανός, небо, 3772 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
τόπος место 5117 N-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
εὑρέθη было найдено 2147 V-API-3S
αὐτοῖς. им. 846 P-DPM
12
καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
τοὺς  3588 T-APM
νεκρούς, мёртвых, 3498 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
μεγάλους больши́х 3173 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
μικρούς, малых, 3398 A-APM
ἑστῶτας стоящих 2476 V-RAP-APM
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου, престолом, 2362 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
βιβλία книги 975 N-NPN
ἠνοίχθησαν· сделались открыты; 455 V-API-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἄλλο иная 243 A-NSN
βιβλίον книга 975 N-NSN
ἠνοίχθη, сделалась открыта, 455 V-API-3S
которая 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς· жизни; 2222 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐκρίθησαν сделались судимы 2919 V-API-3P
οἱ  3588 T-NPM
νεκροὶ мёртвые 3498 A-NPM
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPN
γεγραμμένων написанных 1125 V-RPP-GPN
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
βιβλίοις книгах 975 N-DPN
κατὰ по 2596 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἔργα делам 2041 N-APN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
13
καὶ И 2532 CONJ
ἔδωκεν дало 1325 V-AAI-3S
 1510 T-NSF
θάλασσα море 2281 N-NSF
τοὺς  3588 T-APM
νεκροὺς мёртвых 3498 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ, нём, 846 P-DSF
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ᾅδης ад 86 N-NSM
ἔδωκαν да́ли 1325 V-AAI-3P
τοὺς  3588 T-APM
νεκροὺς мёртвых 3498 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς, них, 846 P-DPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκρίθησαν сделались судимы 2919 V-API-3P
ἕκαστος каждый 1538 A-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἔργα делам 2041 N-APN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
14
καὶ И 2532 CONJ
 3588 T-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ᾅδης ад 86 N-NSM
ἐβλήθησαν были брошены 906 V-API-3P
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
λίμνην озеро 3041 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρός. огня. 4442 N-GSN
οὗτος Это 3778 D-NSM
 3588 T-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
 3588 T-NSM
δεύτερός вторая 1208 A-NSM
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
λίμνη озеро 3041 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρός. огня. 4442 N-GSN
15
καὶ И 2532 CONJ
εἴ если 1536 COND
τις кто 1536 X-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
εὑρέθη был найден 2147 V-API-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
βίβλῳ книге 976 N-DSF
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς жизни 2222 N-GSF
γεγραμμένος записанный 1125 V-RPP-NSM
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
λίμνην озеро 3041 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρός. огня. 4442 N-GSN

Толковая Библия Лопухина

Заключение дракона в бездну (1−3); тысячелетнее царство сидящих на престоле (4−6). Окончательное осуждение диавола на вечные мучения и уничтожение народов Гога и Магога огнем небесным (7−10). Видение последнего суда после всеобщего воскресения, уничтожение смерти и ада и начало вечных мучений (11−16).

Откр 20:1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Видения двадцатой главы нужно рассматривать не в связи с предыдущею главою, но в связи с общим содержанием Апокалипсиса как откровения истории Церкви до начала вечного царства. В двадцатой главе откровение возвращается снова к началу истории Христианской Церкви на земле. Мы снова встречаемся с диаволом, снова видим его в его отношении к Христианской Церкви, хотя и в отношении, рассматриваемом с другой стороны, — со стороны победоносной борьбы христиан против их исконного врага.

Некоторые толкователи под Ангелом, сходящим с неба, видят Самого Иисуса Христа, но большинство считает его за обыкновенного Ангела, как вестника и исполнителя Бож. воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких атрибутов славы и величия. Этому Ангелу в исполнении его миссии предоставляется только связать диавола и заключить его в темницу, бездну.

Откр 20:2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

Откр 20:3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Дракон — это тот самый древний змей, диавол и сатана, о котором была уже речь (в Откр 12:3−4, 7−9, 13−17). Теперь побежденный диавол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна (Откр 9:1; 11:7) это есть особенное, свойственное злым духам cостояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям. Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет. Собственно, смерть Иисуса Христа и Его воскресение нужно считать тем моментом, когда диавол, лишенный своей прежней власти над уже искупленным человечеством, был, так сказать, связан Иисусом Христом и осужден на бесплодность (сравнительную) своей деятельности. К этому времени нужно относить символическое действие Ангела связания сатаны и заключения его в бездну, как бы в некоторую темницу. Он не только был связан, не только заключен в бездну, но еще и запечатан. Печать означает твердость охраны и указывает на то, что запечатанное его не может быть вскрыто без воли и желания того, кто положил ее.

Но как долго продолжится эта связанность сатаны? По отношению к отдельным людям диавол связан лишь тогда, когда они пользуются именем Христовым, но он свободен по отношению к христианам, колеблющимся и слабым в вере. На точное и определенное время диавол связан лишь по отношению к «народам земли» как общий обольститель, как виновник общего идолопоклонства и богопротивления, как миродержатель тьмы века сего. Как таковой он связан Богом на тысячу лет . Только по прошествии этого Богом определенного и предназначенного времени диавол снова будет освобожден и снова явится не только как развратитель отдельных личностей, но и как общий обольститель мира. Он тогда явится как Ангел бездны (Откр 9:11), как зверь из бездны (Откр 11:7). Как понимать это тысячелетие? Одни толкователи годы этого тысячелетия считают за определённое Богом число лет, которое должно пройти от времени второго пришествия Господа до времени всеобщего воскресения и всеобщего суда. Но такое толкование противоречит учению Православной Церкви, основывающемуся на свящ. Писании, что второе пришествие Господа будет одновременно с общим воскресением и непосредственно будет предшествовать страшному суду, не оставляя никакого промежутка.

Иначе решают этот вопрос другие толкователи, чуждые предвзятых мыслей. — Теперь, со времени смерти Христа Спасителя и с распространением христианства, диавол связан в своей деятельности общего развратителя народов и руководителя земными идолопоклонническими царствами, каковых было шесть до времени Иоанна. Седьмое царство хотя также не свободно от воздействия диавола, но сравнительно в очень слабой степени, на что намекает нарочитое замечание апокалиптического текста, что седьмому царю не долго быть (Откр 17:10). Но восьмое царство будет полным торжеством диавола. Тогда, освобождённый волею Божиею, он снова явится как мировой властитель и в лице антихриста проявит в высшей степени свою вредоносную деятельность. Но эта свобода ему будет дана только на малое время (Откр 20:3), и царство его представителя антихриста в антихристианское время будет непродолжительно. В тесной связи с описанным явлением связания сатаны стоит последующее видение тысячелетнего царствования со Христом Его святых и мучеников.

Откр 20:4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Иоанн видит престолы и сидящих на них. Сидящие на престолах суда суть первее всего апостолы, как первые проповедники христианской истины, Бож. слова. После апостолов в числе сидящих на престолах нужно видеть их ближайших сотрудников и других христиан, прославившихся на ниве христианской проповеди. Впрочем, ни личности сидящих, ни их числа точно определить нельзя. Апостолы первее всего и по преимуществу своею проповедью способствовали связанию сатаны в его безбожной деятельности. Суду (суждению, рассуждению) сидящих на престолах подлежит самое дело распространения христианской проповеди: они созерцают ее успехи; и, видя, принимают участие в подавлении зла и в торжестве христианства и добродетели. Пользуются прославлением, далее, и души обезглавленных. Это означает то, что победа Иисуса Христа должна служить утешением и для обезглавленных, которые в нем нуждаются по преимуществу. Души всех обезглавленных, а равно и всех тех, которым пришлось и придется в будущем потерпеть от диавола, от его слуг и, особенно, от зверя-антихриста и его лжепророка (не поклонившиеся зверю), — все они не потеряют своей награды: они будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет.

Последнее выражение иногда принимается толкователями за основание учения хилиастов о тысячелетнем царстве Иисуса Христа с праведными людьми; но совершенно неправильно. Если хилиастическое учение и было основано на Свящ. Писании, то не на новозаветном, а на ветхозаветном. Возникновение этого учения относится к первому времени христианства. Еще еретик Керинф ожидал, что Христос, когда устроит Свое тысячелетнее Царство, восстановит во всей красе Иерусалим, и счастье участников в этом царстве будет состоять во всевозможных удовольствиях. Но хилиастических воззрений как частного мнения придерживались и некоторые христианские отцы и учители. Так, Палий, по словам Евсевия Кесар., говорил о том, что по воскресении мертвых наступит Царство Христово на этой самой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет. Об этом же учил и св. Иустин-философ. Более подробно о вопросе тысячелетнего царства рассуждает св. Ириней. Но и он, и другие не ищут доказательства своего мнения в Апокалипсисе и не ссылаются на наше место (Откр 20:4−5), а ищут их в пророчествах Ветхого Завета и ссылаются на Ис 26:19; Иер 23:7−8; Иез 37:12−14 и др. По мнению некоторых новейших толкователей тысячелетнее царство также будет состоять главным образом в предварительном прославлении святых христиан, которое будет предшествовать общему воскресению. Учение о тысячелетнем царстве и как учение еретиков, и как мнение отцов находится в противоречии с другими местами Свящ. Писания. Так мы находим ясные указания на то, что, во-первых, будет только одно общее воскресение мертвых в последний день (Мф 13:37−50; Ин 5:28), во-вторых, будет только ещё одно пришествие Господа и притом с прямою целью непосредственного суда над всеми людьми без исключения (Мф 25:31−33) и в-третьих, что есть только два царства, настоящее царство благодати (1Кор 15:23−26) и будущее вечное царство славы (Лк 1:33); среднего между этими царствами ни по времени, ни по содержанию не существует. Поэтому хилиазм, учение о тысячелетнем царстве, осудил и второй вселенский собор.

Кроме этого, и самый текст 4 ст., взятый сам по себе, не говорит ничего о земном тысячелетнем царстве. Мы читаем здесь: обезглавленные жили — собственно были живыми на глазах тайнозрителя. На земле они умерли, здесь же, на небе, в видении Иоанн видит их живыми. Именно, в утешение всем гонимым за веру Христову говорится, что их смерть ограничивается только землею и телом, души же их живут, и притом живут на небе пред престолом Божьим. Они вместе с Иисусом Христом будут царствовать, т. е. могут являться руководителями и помощниками подвизающихся на земле христиан и в этом находить для себя новый источник радости и блаженства. Это их блаженное царствование будет продолжаться тысячу лет. Тысяча лет — это та тысяча, на время которой был связан сатана в своей деятельности (Откр 20:3). Поэтому блаженное царствование кончится тогда, когда после кратковременного господства на земле антихриста наступит день второго пришествия Господа, день общего воскресения. После этого настанет новое вечное царство, когда блаженство праведников усугубится тем, что в нем примут участие и их прославленные тела. Что же касается того, почему употреблено число тысяча, то в ответ на это нужно указать на другие места Свящ. Писания, где это же число употреблено для обозначения многочисленности и полноты (Втор 5:10; Иер 32:18; Пс 89:5; 2Пет 3:8).

Откр 20:5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.

Прочие из умерших — это, очевидно, те, которые не входят в состав поименованных в Откр 20:4; их не коснется первое воскресение, которым Иоанн называет свое видение живых душ. Причем это воскресение — не воссоединение умерших людей с их телами, но воскресение как бы первое, особенное. Под первым воскресением нужно разуметь то состояние душ умерших, которое созерцал тайнозритель. Оно может быть рассматриваемо как переход (восстание) благочестивых от земной жизни к жизни на небе, от унижения и страданий к славе пред престолом Божиим. Это воскресение называется первым, ибо оно предваряет и предуказывает на воскресение общее, за которым последует блаженная жизнь праведников и в телах. Такая участь принадлежит не всем; многие (прочие из умерших) христиане и нехристиане не удостоятся прославления после своей земной жизни и, разлучившись с телом, будут пребывать вдали от Бож. престола своею душою. Поэтому-то Иоанн и не видит их живыми (ожившими) пред Бож. престолом и вблизи сидящих на престолах.

Иоанн участников первого воскресения называет не только блаженными, но и святыми, т. е. совершенными. Совершенство, будучи условием блаженства христиан после их земной смерти, после разлучения души и тела, послужит для них вместе с тем и основанием освобождения от второй смерти. Вторая смерть, как это видно из Откр 2:11, 20, есть вечные мучения, которые наступают для каждого человека после его осуждения на страшном суде. Телесная смерть есть отделение души от тела, и ее не избегает ни один человек. Но есть еще смерть духовная, она состоит в лишении человека Бож. благодати, оживляющей его душу. Праведники же, благодаря своей святости и чистоте, находятся и после своей телесной смерти в самом тесном общении с Богом. Они становятся священниками Бога и Христа (ср. Откр 1:6), т. е. лицами весьма близкими к Богу, делаются некоторыми посредниками между Ним и земными людьми. И как теперь они царствуют со Христом тысячу лет, т. е. до всеобщего воскресения, так будут царствовать и после этого воскресения, вечно, так как ничто не может лишить их благодати и чрез это подвергнуть второй вечной смерти, вечным мучениям.

Откр 20:6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Откр 20:7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Отдел XX гл. с 7−10 ст. сообщается Иоанном не в форме видения, но в форме пророчества. Пророческому взору Иоанна было открыто, что по прошествии тысячи лет, на которые сатана (диавол) был заключен в бездну, он снова будет освобожден из этой темницы, из своего состояния связанности в его деятельности. Диавол назван здесь сатаною, каковое название характеризует его со стороны его боговраждебности, со стороны его постоянного стремления препятствовать людям воспринимать Бож. благодать. Этот эсхатологический момент освобождения сатаны из бездны нужно рассматривать (ср. Откр 9:1−11; 11:7) как ту самую деятельность диавола, которую он проявит пред концом мира, когда он для большего успеха воспользуется личностью антихриста и его лжепророка. Сатана выходит, т. е. открыто проявляет себя обольстителем земных народов (ср. Откр 9:11; 13:1).

В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. С именами Гога и Магога мы встречаемся и в Свящ. Писании, и в Свящ. Писании Ветхого Завета. Магог — это имя одного из сыновей Иафета (Быт 10:2) и страны (Иез 39:6), царем которой был Гог (Иез 38:15−16). Имена Гога и Магога нужно рассматривать как указание на представителей народов, бывших орудием Бож. казни, и должны говорить нам о воинственности и жестокости этих народов. Они изображаются находящимися на четырех углах земли; это, значит, все народы вселенной, которыми будет пользоваться диавол чрез антихриста в своей боговраждебной деятельности. Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые диаволом и руководимые антихристом, соберутся на брань против святых (стана) и против возлюбленного города. Стан святых — это Церковь Христова, общество истинно верующих христиан последнего времени в их противоположности последователям антихриста. Точно также и возлюбленный город есть та же самая Церковь, общество верующих гонимое, но твердое и славное Бож. помощью, верою в Бога, Который обитает среди них как бы в своем возлюбленном городе.

Откр 20:8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

Откр 20:9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

Христиане должны будут составить как бы военный лагерь и в этом смысле всегда воевать и быть готовыми на брань с диаволом; но, по выражению Апокалипсиса, огонь ниспадет с неба и уничтожит все боговраждебное воинство. Этот огонь будет, несомненно, послан от Бога как очевидное доказательство и выражение Бож. помощи для святых и Бож. гнева по отношению к грешникам (ср. Быт 19:24). Это падение огня с неба указывает на тот же эсхатологический момент, о котором говорит Откр 19(ср. 2 Сол.2:8) и который утверждает истину, что все люди пред страшным судом должны претерпеть изменение своего тела — мучительное для нечестивых, как бы предначатие вечных мучений. Для диавола, прельщавшего народы, вечные мучения наступят ранее общего суда и без суда. Его беззакония и его боговраждебность вполне очевидны, и потому суд над ним, как и над антихристом и лжепророком, излишен (Откр 19:21). Для диавола, как осужденного издревле, от века была назначена огненная геенна (Мф 25:41).

Откр 20:10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Откр 20:11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

Доведя до конца изображение судьбы антихриста, лжепророка и самого диавола, преданным вечным мучениям, откровение обращается к изображению суда над человеческим миром (Откр 20:11−15), а после этого рисует картину будущего обновленного мира, на котором будет жить новое обновлённое человечество. Иоанн видит великий престол, который назван белым для указания на святость и неподкупность сидящего на нём Судии (ср. Мф 28:3; Дан 7:9). Сидящий на престоле несомненно Сам Иисус Христос, Который говорил о Себе, что Отец весь суд отдал Сыну (Ин 5:22). Пред Ним как всемогущим Господом и Владыкою лежало небо и земля. Небо и земля исчезнут, когда наступит конечный мировой переворот, после которого должна начаться новая жизнь обновленного мира. Обновление мира и обновление твари должно произойти одновременно с обновлением человека, с изменением оставшихся в живых и с воскресением умерших. И только после переворота, среди новой обстановки, все люди предстанут пред престолом Судии.

Откр 20:12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Иоанн называет их мертвыми, но, очевидно, вместо «умершими»: они воскрешены действием всемогущества Божия и призваны для суда и отчета во всей своей земной жизни. Здесь обходятся молчанием те, которые останутся живыми до суда (1Кор 15:52−53). Но это молчание не есть отрицание факта суда и над оставшимися в живых. Всеобщий суд — а здесь речь несомненно идет о нем — будет судом над всеми людьми без исключения, как дожившими до второго пришествия Господа, так и умершими к этому времени, как праведными, так и грешными (Мф 25:31; 2Кор 5:10). Все люди без исключения должны предстать пред престолом Судии: и великие и малые, без всякого различия по их бывшему положению среди земного общества. Апокалипсис самый суд изображает под видом судебного разбирательства: будут раскрыты книги и книга жизни. Понимать этот символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности. После этого, как бы после процесса судопроизводства, каждый увидит другую книгу, общую для многих, — книгу жизни. Эта книга есть предвидение Божье, утешительное для всех труждающих и обремененных в жизни.

Откр 20:13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

Дополняя прежнее и объясняя, откровение говорит далее и о том, кто были и откуда пришли те мертвые, которые предстали пред престолом Судии. Они суть те, которых отдали море, смерть и ад. Море — место смерти многих людей; смерть — гибель людей на земле безвестным образом; ад — не место мучения, но в смысле внутренности земли, подземного мира — все погребенные, зарытые в землю. Значит, все умершие, без всякого исключения, где бы и как бы они ни умерли, независимо от того, во что было обращено их смертное тело, все они воскреснут и в своих обновленных телах предстанут на суд.

Откр 20:14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

Смерть и ад употреблены здесь как олицетворения (Ср. 1Кор 15:26). Смерть — прекращение земной жизни тленного человеческого тела, ад — состояние душ людей, ожидающих времени страшного суда. Но когда суд уже совершился, тогда и смерть уже неуместна, излишня. Смерть первая есть (кроме смерти телесной) первое (не окончательное) отчуждение человеческой души от Бож. благодати; смерть вторая есть окончательное и бесповоротное суждение человека после страшного суда, когда он совершенно лишается надежды на всякое улучшение своего состояния: он ввергается в озеро огненное как место его вечных мучений.

Откр 20:15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

«Кто не был записан в книгу жизни», т. е. все, которые, по предведению Божию, оказались достойными осуждения, которые не признаны достойными вечного блаженства в Христовом Царстве, все они были брошены в озеро огненное.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.