Откровение 4 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Толковая Библия Лопухина

Подстрочник Винокурова

1
Μετὰ После 3326 PREP
ταῦτα этого 5023 D-APN
εἶδον, я увидел, 1492 V-2AAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
θύρα дверь 2374 N-NSF
ἠνεῳγμένη открытая 455 V-RPP-NSF
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
φωνὴ голос 5456 N-NSF
 1510 T-NSF
πρώτη первый 4413 A-NSF-S
ἣν который 3739 R-ASF
ἤκουσα я услышал 191 V-AAI-1S
ὡς как 5613 ADV
σάλπιγγος трубой 4536 N-GSF
λαλούσης говорящей 2980 V-PAP-GSF
μετ᾽ со 3326 PREP
ἐμοῦ мной 1700 P-1GS
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Ἀνάβα Взойди 305 V-2AAM-2S
ὧδε, сюда, 5602 ADV
καὶ и 2532 CONJ
δείξω покажу 1166 V-FAI-1S
σοι тебе 4671 P-2DS
которому 3739 R-APN
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
γενέσθαι случиться 1096 V-2ADN
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα. этого. 5023 D-APN
2
εὐθέως Тотчас 2112 ADV
ἐγενόμην оказался 1096 V-2ADI-1S
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι· духе; 4151 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
θρόνος престол 2362 N-NSM
ἔκειτο располагался 2749 V-INI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θρόνον престоле 2362 N-ASM
καθήμενος, Сидящий, 2521 V-PNP-NSM
3
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
καθήμενος Сидящий 2521 V-PNP-NSM
ὅμοιος подобен 3664 A-NSM
ὁράσει видом 3706 N-DSF
λίθῳ камню 3037 N-DSM
ἰάσπιδι яшме 2393 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
σαρδίῳ, сердолику, 4556 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
ἶρις радуга 2463 N-NSF
κυκλόθεν вокруг 2943 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престола 2362 N-GSM
ὅμοιος подобна 3664 A-NSM
ὁράσει видом 3706 N-DSF
σμαραγδίνῳ. изумрудной. 4664 A-DSM
4
καὶ И 2532 CONJ
κυκλόθεν вокруг 2943 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престола 2362 N-GSM
θρόνους престолов 2362 N-APM
εἴκοσι двадцать 1501 A-NUI
τέσσαρες, четыре, 5064 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τοὺς  3588 T-APM
θρόνους престолах 2362 N-APM
εἴκοσι двадцать 1501 A-NUI
τέσσαρας четыре 5064 A-APM
πρεσβυτέρους старца 4245 A-APM-C
καθημένους сидящих 2521 V-PNP-APM
περιβεβλημένους одетых 4016 V-RPP-APM
ἐν в 1722 PREP
ἱματίοις одежды 2440 N-DPN
λευκοῖς, белые, 3022 A-DPN
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὰς  3588 T-APF
κεφαλὰς головах 2776 N-APF
αὐτῶν их 846 P-GPM
στεφάνους венки 4735 N-APM
χρυσοῦς. золотые. 5552 A-APM
5
καὶ И 2532 CONJ
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престола 2362 N-GSM
ἐκπορεύονται выходят 1607 V-PNI-3P
ἀστραπαὶ молнии 796 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
φωναὶ голоса́ 5456 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
βρονταί· громы; 1027 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
λαμπάδες светильников 2985 N-NPF
πυρὸς огня 4442 N-GSN
καιόμεναι горящих 2545 V-PPP-NPF
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου, престолом, 2362 N-GSM
которые 3739 R-NPN
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
τὰ  3588 T-NPN
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
πνεύματα ду́хов 4151 N-NPN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
6
καὶ и 2532 CONJ
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престолом 2362 N-GSM
ὡς как 5613 ADV
θάλασσα море 2281 N-NSF
ὑαλίνη стеклянное 5193 A-NSF
ὁμοία подобное 3664 A-NSF
κρυστάλλῳ. кристаллу. 2930 N-DSM
Καὶ И 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
μέσῳ середине 3319 A-DSN
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престола 2362 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
κύκλῳ вокруг 2945 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престола 2362 N-GSM
τέσσαρα четыре 5064 A-NPN
ζῷα животные 2226 N-NPN
γέμοντα полнящиеся 1073 V-PAP-NPN
ὀφθαλμῶν глазами 3788 N-GPM
ἔμπροσθεν спереди 1715 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ὄπισθεν· сзади; 3693 ADV
7
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
ζῷον животное 2226 N-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πρῶτον первое 4412 A-NSN-S
ὅμοιον подобно 3664 A-NSN
λέοντι, льву, 3023 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
δεύτερον второе 1208 A-NSN
ζῷον животное 2226 N-NSN
ὅμοιον подобно 3664 A-NSN
μόσχῳ, телёнку, 3448 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
τρίτον третье 5154 A-NSN
ζῷον животное 2226 N-NSN
ἔχων имеющее 2192 V-PAP-NSM
τὸ  3588 T-ASN
πρόσωπον лицо 4383 N-ASN
ὡς как 5613 ADV
ἀνθρώπου, человека, 444 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
τέταρτον четвёртое 5067 A-NSN
ζῷον животное 2226 N-NSN
ὅμοιον подобно 3664 A-NSN
ἀετῷ орлу 105 N-DSM
πετομένῳ. летящему. 4072 V-PNP-DSM
8
καὶ И 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
τέσσαρα четыре 5064 A-NPN
ζῷα, животных, 2226 N-NPN
ἓν один 1722 A-NSN
καθ᾽ против 2596 PREP
ἓν одного 1722 A-ASN
αὐτῶν их 846 P-GPN
ἔχων имеющие 2192 V-PAP-NSM
ἀνὰ по 303 PREP
πτέρυγας крыльев 4420 N-APF
ἕξ, шести, 1803 A-NUI
κυκλόθεν вокруг [них] 2943 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἔσωθεν внутри 2081 ADV
γέμουσιν изобилуют 1073 V-PAI-3P
ὀφθαλμῶν· глазами; 3788 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἀνάπαυσιν покоя 372 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχουσιν имеют 2192 V-PAI-3P
ἡμέρας днём 2250 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
νυκτὸς ночью 3571 N-GSF
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Ἅγιος Свят 40 A-NSM
ἅγιος свят 40 A-NSM
ἅγιος свят 40 A-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
 3588 T-NSM
παντοκράτωρ, Вседержитель, 3841 N-NSM
 3588 T-NSM
ἦν Бывший 3739 V-IAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3801 T-NSM
ὢν Сущий 3801 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἐρχόμενος. Приходящий. 2064 V-PNP-NSM
9
καὶ И 2532 CONJ
ὅταν когда 3752 CONJ
δώσουσιν воздадут 1325 V-FAI-3P
τὰ  3588 T-NPN
ζῷα животные 2226 N-NPN
δόξαν славу 1391 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τιμὴν честь 5092 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
εὐχαριστίαν благодарение 2169 N-ASF
τῷ  3588 T-DSM
καθημένῳ Сидящему 2521 V-PNP-DSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θρόνῳ, престоле, 2362 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
ζῶντι Живущему 2198 V-PAP-DSM
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας века́ 165 N-APM
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων, веков, 165 N-GPM
10
πεσοῦνται падут 4098 V-FNI-3P
οἱ  3588 T-NPM
εἴκοσι двадцать 1501 A-NUI
τέσσαρες четыре 5064 A-NPM
πρεσβύτεροι старца 4245 A-NPM-C
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
καθημένου Сидящим 2521 V-PNP-GSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престоле 2362 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
προσκυνήσουσιν поклонятся 4352 V-FAI-3P
τῷ  3588 T-DSM
ζῶντι Живущему 2198 V-PAP-DSM
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας века́ 165 N-APM
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων, веков, 165 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
βαλοῦσιν бросят 906 V-FAI-3P
τοὺς  3588 T-APM
στεφάνους венки 4735 N-APM
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престолом 2362 N-GSM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
11
Ἄξιος Достоин 514 A-NSM
εἶ, есть, 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἡμῶν, наш, 2257 P-1GP
λαβεῖν принять 2983 V-2AAN
τὴν  3588 T-ASF
δόξαν славу 1391 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
τιμὴν честь 5092 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
δύναμιν, силу, 1411 N-ASF
ὅτι потому что 3754 CONJ
σὺ Ты 4771 P-2NS
ἔκτισας создал 2936 V-AAI-2S
τὰ  3588 T-APN
πάντα, всё, 3956 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
διὰ через 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
θέλημά волю 2307 N-ASN
σου Твою 4675 P-2GS
ἦσαν было 1510 V-IAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐκτίσθησαν. создано. 2936 V-API-3P

Толковая Библия Лопухина

Видение небесного престола, его внешняя обстановка, окружающие его 24 старца и четыре животных с четырьмя лицами: льва, тельца, человека и орла. Постоянное славословие и благодарение (1−11).

Откр 4:1. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

Начиная с 4 гл. и до Откр 22 идёт вторая часть Апокалипсиса, откровение которой получено частью при открытых вратах неба, а частью при открытом небе. Эта часть содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которые картинно и символически изображают эсхатологию мира и церкви.

Выражение «после сего» может быть рассматриваемо как обычный переход Апокалипсиса к дальнейшему и представляет собою неопределенное указание времени. — «Взглянул» указывает на неожиданность появления предмета и на отсутствие связи с предыдущим полем зрения и может быть передано: я был в состоянии видения. Ев. Иоанну в его состоянии возбужденности представилось небо с открытою дверью, с открытым для его взора (и духа) доступом на небо, взойти куда его приглашал таинственный голос. Слышен голос «прежний»; поэтому под говорящим здесь естественно подразумевать Того же Иисуса Христа (Откр 1:10−15) как преподателя откровения. Звук голоса, говорившего по своей силе, был подобен звуку трубы. Голос повелевает Иоанну взойти сюда. Сравнивая это выражение с Откр 11, необходимо приходится согласиться с мнением, по которому Иоанн действительно был восхищен духовно на небо.

Откр 4:2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

Откр 4:3. и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

Выражение же: «и тотчас я был в духе» поясняет предыдущее, давая понять, что здесь было не телесное восхождение, но духовное, высшее состояние экстаза. Сидящий на престоле не называется по имени, потому что cв. Иоанн хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца в Его отличии от Иисуса Христа (Откр 5:6) и от Св. Духа (Откр 4:5). Предполагая неописуемость и непостижимость Божества, cв. Иоанн изображает Сидящего по виду подобным камню яспису и сардису. Под радугою же вокруг престола разумеется не дождевая радуга, так как состояла не из семи цветов, но из одного — смарагдового; она была круговым преломлением лучей блеска ясписа и сардоника и имела зеленоватый цвет (смарагдовый).

Откр 4:4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

Кто были старцы, окружавшие престол, — толкователями решается неодинаково. На основании того, что эти старцы, сидящие на престолах, были одеты в белые одежды как знак их святости и непорочности (Откр 3:4; 7:13), а на головах их были золотые венцы, служащие символом победной награды (Откр 2:10), должно придти к тому выводу, что под 24 старцами нужно разуметь не какие-либо определенные классы личностей (хотя бы патриархов и апостолов), но и действительных представителей всего прославленного человечества, сколько ветхозаветного, столько же и новозаветного. Эти старцы действительные личности, они избранники из среды прославленных (Откр 5:9), чтобы быть выразителями служения людей Богу и любви Бога к людям.

Откр 4:5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

Под голосами здесь вернее разуметь не звукораздельные человеческие голоса, но вообще звуки, вообще шум как обнаружение постоянного движения, постоянной жизни. Под седьмью светильниками, так же как и в Откр 1:4, содержится указание на третью Ипостась Св. Троицы — Св. Духа, Который действует в мире как раздаятель благодатных даров.

Откр 4:6. и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

В общем описании Божественного престола стеклянное море нужно отнести к обстановке этого последнего. Оно должно составлять существенную черту общей характеристики и есть явление, подобное радуге, так же необходимое, как и эта последняя. Это — среда, не такая, как наш воздух, и не такая, как море. Но, несомненно, нечто совершенно реальное, каким был и самый престол, и вся его обстановка. — «Посреди» нельзя понимать буквально, в том смысле, что животные помещались на самом троне: трон был занят Сидящим. Необходимо понятие «посреди» сблизить с понятием «вокруг». Нужно представлять так, что животные находясь между тронами старцев и троном Сидящего, одни были за и пред престолом (посреди), другие же — по его сторонам. Кто были животные ? — Oни называются животными (не зверями), т. е. живыми существами, и это может сближено с понятием человек, который есть тоже живое существо. Во всяком случае это суть самостоятельные живые существа, личности. Животные эти исполнены очей спереди и сзади, т. е. нужно допустить что св. Иоанн видел их имеющими множество очей и спереди, и сзади. Это указывает на чистоту и возвышенность их природы.

Откр 4:7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Животные, виденные Иоанном, хотя и напоминают животных прор. Иезекииля (Иез 1:4−8, 10), но разнятся с ним в самом существенном. Хотя их также четыре, но там каждое было совмещением четырех, здесь — каждое самостоятельно. Поэтому можно считать, что апокалиптическое видение не было заимствованым или переделкою видения прор. Иезекииля, но было совершенно самостоятельным. Так как о самых фигурах животных Иоанн умалчивает и, вероятно, потому, что он сам не разглядел эти фигуры, то нужно думать, что фигуры в видении и не имеют особенного значения, а важно лишь их подобие четырем классам живых существ — созданий Божиих. Эти создания, первое — лев — есть выражение силы второе — телец (вол) — питания, третье — человек — разумности и четвертое — орел — возвышенности.

Откр 4:8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

В видениии Иезекииля животные имеют по четыре крыла, и поэтому шестикрылые животные Апокалипсиса более подобны серафимам, виденным прор. Исаиею (Ис 6:2), у которых было по шести крыл. Животные прикрывали себя своими крыльями, прикрывали совершенно, так что их фигуры, кроме их голов, были невидимы для тайнозрителя, и назначение крыльев, таким образом, состояло в сокрытии фигур животных. — Слову «внутри» нужно придать смысл указания на то обстоятельство, что Иоанн видел глаза и под крыльями, прикрывавшими тела животных. Значит, животные Апокалипсиса, так же, как и животные прор. Иезекииля, имели глаза не только на своих лицах спереди и сзади, но и все тело их было снабжено глазами: они были многоочитыми. Назначение животных было таково же, какое было и для серафимов в видении пророка Исаии (Ис 6:3). Они поют почти то же самое, и различие в содержании их славословия заключается в его большей пространности. Животные Апокалипсиса постоянно восхваляют не только святость Господа, как всемогущего мироправителя, но и как Вседержителя. — Эпитет: «Который был, есть и грядет» говорит не о троичности Божества, но о том, что Господь, явивши Себя в Ветхом (который был) и Новом (есть) Заветах, явит Себя как мздовоздателя при кончине мира (и грядет). Таким образом, в этих четырех животных можно и должно видеть бесплотные силы, которые окружают престол Божий. Это совершенно особые (не серафимы и не херувимы) небесные силы, которых видел только св. Иоанн и для которых он не дал никакого другого названия, кроме животных, живых существ по преимуществу, — первых созданий Господа Бога.

Откр 4:9. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

Откр 4:10. тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

Откр 4:11. достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

Слова: «когда воздают» равносильны: всякий раз как животные воздают, и указывают на повторяемость действий. Песнь ангельского славословия вечному снова и снова повторялась. И всякий раз, как она оканчивалась, 24 старца, сидевшие на своих престолах, вставали. Они снимали свои венцы и полагали их вблизи себя, пред престолом Божиим и сами поклонялись Сидящему. Их поклонение было выражением сознания созерцаемого Божия величия. И в своем песнопении они говорят, что Господь достоин принять не только славу и честь, которые воздают Ему и бесплотные силы, но и силу, т. е. прославление Божия всемогущества.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.