2 Петра 3 глава

Второе соборное послание апостола Петра
Подстрочник Винокурова → Учебной Библии МакАртура

Подстрочник Винокурова

1
Ταύτην Это 3778 D-ASF
ἤδη, уже́, 2235 ADV
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
δευτέραν второе 1208 A-ASF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
γράφω пишу 1125 V-PAI-1S
ἐπιστολήν, послание, 1992 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
αἷς котором 3739 R-DPF
διεγείρω пробуждаю 1326 V-PAI-1S
ὑμῶν ваш 5216 P-2GP
ἐν в 1722 PREP
ὑπομνήσει напоминании 5280 N-DSF
τὴν  3588 T-ASF
εἰλικρινῆ чистый 1506 A-ASF
διάνοιαν, разум, 1271 N-ASF
2
μνησθῆναι вспомнить 3415 V-APN
τῶν  3588 T-GPM
προειρημένων прежде сказанные 4280 V-RPP-GPM
ῥημάτων слова́ 4487 N-GPN
ὑπὸ  5259 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἁγίων святых 40 A-GPM
προφητῶν пророков 4396 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τῆς  3588 T-GSF
τῶν  3588 T-GPM
ἀποστόλων апостолов 652 N-GPM
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
ἐντολῆς заповеди 1785 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
σωτῆρος· Спасителя; 4990 N-GSM
3
τοῦτο это 5124 D-ASN
πρῶτον сначала 4412 ADV-S
γινώσκοντες, знающие, 1097 V-PAP-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐλεύσονται придут 2064 V-FDI-3P
ἐπ᾽ в 1909 PREP
ἐσχάτων последние 2078 A-GPF-S
τῶν  3588 T-GPF
ἡμερῶν дни 2250 N-GPF
[ἐν] в 1722 PREP
ἐμπαιγμονῇ глумлении 1701 N-DSF
ἐμπαῖκται глумители 1703 N-NPM
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἰδίας собственным 2398 A-APF
ἐπιθυμίας желаниям 1939 N-APF
αὐτῶν их 846 P-GPM
πορευόμενοι идущие 4198 V-PNP-NPM
4
καὶ и 2532 CONJ
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Ποῦ Где 4226 ADV-I
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἐπαγγελία обещание 1860 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
παρουσίας пришествия 3952 N-GSF
αὐτοῦ; Его? 846 P-GSM
ἀφ᾽ От 575 PREP
ἧς которого [времени] 3739 R-GSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
πατέρες отцы 3962 N-NPM
ἐκοιμήθησαν, почили, 2837 V-API-3P
πάντα всё 3956 A-NPN
οὕτως так 3779 ADV
διαμένει остаётся 1265 V-PAI-3S
ἀπ᾽ от 575 PREP
ἀρχῆς нача́ла 746 N-GSF
κτίσεως. создания. 2937 N-GSF
5
λανθάνει Скрывается 2990 V-PAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτοὺς [от] них 846 P-APM
τοῦτο это 5124 D-NSN
θέλοντας, хотящих, 2309 V-PAP-APM
ὅτι что 3754 CONJ
οὐρανοὶ небеса 3772 N-NPM
ἦσαν были 1510 V-IAI-3P
ἔκπαλαι издавна 1597 ADV
καὶ и 2532 CONJ
γῆ земля 1093 N-NSF
ἐξ из 1537 PREP
ὕδατος воды́ 5204 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
δι᾽ через 1223 PREP
ὕδατος воду 5204 N-GSN
συνεστῶσα состоящая 4921 V-RAP-NSF
τῷ  3588 T-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
λόγῳ, словом, 3056 N-DSM
6
δι᾽ через 1223 PREP
ὧν что 3739 R-GPN
 3588 T-NSM
τότε тогда 5119 ADV
κόσμος мир 2889 N-NSM
ὕδατι водой 5204 N-DSN
κατακλυσθεὶς потопленный 2626 V-APP-NSM
ἀπώλετο· погиб; 622 V-2AMI-3S
7
οἱ  3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
νῦν ныне 3568 ADV
οὐρανοὶ небеса 3772 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
τῷ  3588 T-DSM
αὐτῷ Его 846 P-DSM
λόγῳ словом 3056 N-DSM
τεθησαυρισμένοι накоплены 2343 V-RPP-NPM
εἰσὶν есть 1510 V-PAI-3P
πυρί, огню, 4442 N-DSN
τηρούμενοι сохраняемые 5083 V-PPP-NPM
εἰς на 1519 PREP
ἡμέραν день 2250 N-ASF
κρίσεως суда 2920 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπωλείας гибели 684 N-GSF
τῶν  3588 T-GPM
ἀσεβῶν нечестивых 765 A-GPM
ἀνθρώπων. людей. 444 N-GPM
8
Ἓν Одно 1722 A-NSN
δὲ же 1161 CONJ
τοῦτο это 5124 D-NSN
μὴ не 3361 PRT-N
λανθανέτω пусть скрывается 2990 V-PAM-3S
ὑμᾶς, [от] вас, 5209 P-2AP
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
ὅτι что 3754 CONJ
μία один 1520 A-NSF
ἡμέρα день 2250 N-NSF
παρὰ у 3844 PREP
κυρίῳ Го́спода 2962 N-DSM
ὡς как 5613 ADV
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη лет 2094 N-NPN
καὶ и 2532 CONJ
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη лет 2094 N-NPN
ὡς как 5613 ADV
ἡμέρα день 2250 N-NSF
μία. один. 1520 A-NSF
9
οὐ Не 3739 PRT-N
βραδύνει медлит 1019 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
τῆς  3588 T-GSF
ἐπαγγελίας, [с] обещанием, 1860 N-GSF
ὥς как 5613 ADV
τινες некоторые 5100 X-NPM
βραδύτητα промедлением 1022 N-ASF
ἡγοῦνται, считают, 2233 V-PNI-3P
ἀλλὰ но 235 CONJ
μακροθυμεῖ долго терпит 3114 V-PAI-3S
εἰς для 1519 PREP
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
μὴ не 3361 PRT-N
βουλόμενός хотящий 1014 V-PNP-NSM
τινας некоторым 5100 X-APM
ἀπολέσθαι погибнуть 622 V-2AMN
ἀλλὰ но 235 CONJ
πάντας [чтобы] все 3956 A-APM
εἰς в 1519 PREP
μετάνοιαν покаяние 3341 N-ASF
χωρῆσαι. пришли. 5562 V-AAN
10
Ἥξει Придёт 2240 V-FAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
ἡμέρα день 2250 N-NSF
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ὡς как 5613 ADV
κλέπτης, вор, 2812 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
который 1510 R-DSF
οἱ  3588 T-NPM
οὐρανοὶ небеса 3772 N-NPM
ῥοιζηδὸν шумно 4500 ADV
παρελεύσονται, пройдут, 3928 V-FDI-3P
στοιχεῖα частицы 4747 N-NPN
δὲ же 1161 CONJ
καυσούμενα палимые 2741 V-PPP-NPN
λυθήσεται, будут разрушены, 3089 V-FPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
γῆ земля 1093 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
ἐν на 1722 PREP
αὐτῇ ней 846 P-DSF
ἔργα дела́ 2041 N-NPN
εὑρεθήσεται. будут найдены. 2147 V-FPI-3S
11
τούτων Этих 5130 D-GPN
οὕτως так 3779 ADV
πάντων всех 3956 A-GPN
λυομένων разрушаемых 3089 V-PPP-GPN
ποταποὺς каковым 4217 A-APM
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
ὑπάρχειν пребывать 5225 V-PAN
[ὑμᾶς] вам 5209 P-2AP
ἐν в 1722 PREP
ἁγίαις святых 40 A-DPF
ἀναστροφαῖς поведениях 391 N-DPF
καὶ и 2532 CONJ
εὐσεβείαις, благочестиях, 2150 N-DPF
12
προσδοκῶντας ожидающих 4328 V-PAP-APM
καὶ и 2532 CONJ
σπεύδοντας торопящих 4692 V-PAP-APM
τὴν  3588 T-ASF
παρουσίαν пришествие 3952 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἡμέρας, дня, 2250 N-GSF
δι᾽ через 1223 PREP
ἣν который 3739 R-ASF
οὐρανοὶ небеса 3772 N-NPM
πυρούμενοι воспламеняемые 4448 V-PPP-NPM
λυθήσονται будут разрушены 3089 V-FPI-3P
καὶ и 2532 CONJ
στοιχεῖα частицы 4747 N-NPN
καυσούμενα палимые 2741 V-PPP-NPN
τήκεται. расплавятся. 5080 V-PPI-3S
13
καινοὺς Новые 2537 A-APM
δὲ же 1161 CONJ
οὐρανοὺς небеса 3772 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
γῆν землю 1093 N-ASF
καινὴν новую 2537 A-ASF
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἐπάγγελμα обещанию 1862 N-ASN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
προσδοκῶμεν, ожидаем, 4328 V-PAI-1P
ἐν в 1722 PREP
οἷς которых 3739 R-DPM
δικαιοσύνη праведность 1343 N-NSF
κατοικεῖ. обитает. 2730 V-PAI-3S
14
Διό, Потому, 1352 CONJ
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
ταῦτα это 5023 D-APN
προσδοκῶντες ожидающие 4328 V-PAP-NPM
σπουδάσατε постарайтесь 4704 V-AAM-2P
ἄσπιλοι незапятнанные 784 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ἀμώμητοι безупречные 298 A-NPM
αὐτῷ Им 846 P-DSM
εὑρεθῆναι быть найденными 2147 V-APN
ἐν в 1722 PREP
εἰρήνῃ, мире, 1515 N-DSF
15
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
μακροθυμίαν долготерпение 3115 N-ASF
σωτηρίαν спасением 4991 N-ASF
ἡγεῖσθε, считайте, 2233 V-PNM-2P
καθὼς как 2531 ADV
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἀγαπητὸς любимый 27 A-NSM
ἡμῶν наш 2257 P-1GP
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
δοθεῖσαν данной 1325 V-APP-ASF
αὐτῷ ему 846 P-DSM
σοφίαν мудрости 4678 N-ASF
ἔγραψεν написал 1125 V-AAI-3S
ὑμῖν, вам, 5213 P-2DP
16
ὡς как 5613 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐν во 1722 PREP
πάσαις всех 3956 A-DPF
ἐπιστολαῖς посланиях 1992 N-DPF
λαλῶν говорящий 2980 V-PAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
αὐταῖς них 846 P-DPF
περὶ об 4012 PREP
τούτων, этом, 5130 D-GPN
ἐν в 1722 PREP
αἷς которых 3739 R-DPF
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
δυσνόητά неудобопонятное 1425 A-NPN
τινα, некоторое, 5100 X-NPN
которое 3739 R-APN
οἱ  3588 T-NPM
ἀμαθεῖς несведущие 261 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ἀστήρικτοι нетвёрдые 793 A-NPM
στρεβλοῦσιν выворачивают 4761 V-PAI-3P
ὡς как 5613 ADV
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
λοιπὰς остальные 3062 A-APF
γραφὰς писания 1124 N-APF
πρὸς к 4314 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἰδίαν собственной 2398 A-ASF
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἀπώλειαν. гибели. 684 N-ASF
17
Ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
οὖν, итак, 3767 CONJ
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
προγινώσκοντες прежде знающие 4267 V-PAP-NPM
φυλάσσεσθε берегитесь 5442 V-PMM-2P
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
τῇ  3588 T-DSF
τῶν  3588 T-GPM
ἀθέσμων бесчестных 113 A-GPM
πλάνῃ обманом 4106 N-DSF
συναπαχθέντες вместе уведённые 4879 V-APP-NPM
ἐκπέσητε выпали вы 1601 V-2AAS-2P
τοῦ  3588 T-GSM
ἰδίου [из] собственной 2398 A-GSM
στηριγμοῦ, твердыни, 4740 N-GSM
18
αὐξάνετε растите 837 V-PAM-2P
δὲ же 1161 CONJ
ἐν в 1722 PREP
χάριτι благодати 5485 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
γνώσει знании 1108 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
σωτῆρος Спасителя 4990 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
 1510 T-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
νῦν ныне 3568 ADV
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
ἡμέραν день 2250 N-ASF
αἰῶνος. ве́ка. 165 N-GSM
[ἀμήν.] аминь. 281 HEB

Учебной Библии МакАртура

3:1 возлюбленные Обращение к читателям показывает пастырскую заботу Петра (ср. 1Пет 5:1−4). второе послание Т. е.
второе после 1 Петра (см. во Вступлении).
ваш чистый смысл Похвала, которая показывает, что Петр верил, что его читатели были истинными христианами. «Чистый» означает «неоскверненный», «не смешанный с соблазнами мира, плоти и сатаны». Насколько же отличаются истинные верующие от извращенного отступничества лжеучителей (2:10−22)! Петр старался напомнить своим читателям истину, которую они уже знали — что их освященный разум и духовная проницательность помогут им определить и опровергнуть лжеучителей.

3:2 святыми пророками Имеются в виду ветхозаветные пророки, которые были святы в отличие от нечестивых лжеучителей. Слово Божие было записано этими пророками в Писании (см. пояснения к 1:19−21). В частности, эти пророки предупреждали о грядущем суде (например, Пс 49:1−6; Ис 13:10−13; Ис 24:19−23; Мих 1:4; Мал 4:1−2) и даже о Пришествии Господа (Зах 14:1−9).
заповедь Петр имеет в виду предупреждения о суде, которые делали он и другие апостолы (Иуд 1:17).
Апостолами вашими В 260 главах книг Нового Завета апостолы (см. пояснения к Рим 1:1; Еф 4:11) Христа 300 раз ссылаются на Второе пришествие. Откровение Нового Завета о том, что, придя, Христос соберет Своих, предупреждает об эсхатологическом суде, сообщает об установлении Его царства, учит, что Бог приведет нас к вечной праведности и является неоспоримым доказательством Второго пришествия Христа и суда над нечестивыми.

3:3 Прежде всего знайте «Прежде всего» указывает на первостепенную важность, а не на начало списка. Основная задача Петра в этой части послания — предупредить христиан, что лжеучителя будут пытаться отрицать последний суд и украсть надежду верующих.
явятся наглые ругатели Когда лжеучителя оспаривали истинность Второго пришествия Христа или любого другого учения Писания, они делали это с насмешками (ср. Ис 5:19; Иуд 1:18).
в последние дни Относится к периоду между первым и Вторым пришествиями Христа (ср. Деян 2:17; Гал 4:4; 2Тим 3:1; Евр 1:2; 1Пет 1:20; 1Ин 2:18−19; Иак 5:3; Иуд 1:18). Этот период будет отмечен выступлениями против христианской истины и особенно против надежды на возвращение Христа.
поступающие по собственным своим похотям «Поступать» означает способ поведения, образ жизни. Петр снова выступает против образа жизни лжеучителей, которые отличались блудными похотями (ср. 2:2, 10, 13, 14, 18) и пренебрежением к браку. Лжеучителя, которые не знали истины и не знали Бога, были не в состоянии сдержать свои похоти. Они насмехались над утверждением о Втором пришествии Иисуса Христа, потому что хотели безнаказанно предаваться нечистым блудным удовольствиям. Они желали эсхатологии, которая одобряла бы их поведение (ср. 1Ин 2:28−29; 1Ин 3:2−3).

3:4 где обетования пришествия Его Ранняя Церковь верила, что Иисус скоро вернется (1Кор 15:51; 1Фес 1:10; 2:19; 1Фес 4:15−18; 1Фес 5:1−2). Ругатели выдвигали против близости Пришествия Иисуса эмоциональные доводы, но не библейские доказательства. Они иронизировали над обманутыми надеждами.
отцы Это ветхозаветные патриархи — Авраам, Исаак и Иаков (ср. Рим 9:5; Евр 1:1).
все остается так же Этот довод против Второго пришествия Христа основывался на теории примитивного деизма, который утверждал, что все природные явления происходят по одним и тем же законам от начала времен. Лжеучителя также считали, что Бог не вмешивается в земные дела. Они учили: «История не закончится катаклизмом последнего суда, потому что это противоречит законам вселенной. Такого суда никогда не было в прошлом, поэтому мы не должны ожидать его и в будущем. Напротив, вселенная является стабильной, замкнутой, постоянной системой, которая управляется неизменными законами и принципами развития. В прошлом не было никаких катастроф, поэтому никаких катастроф не будет и в будущем. Не следует ожидать Божьего вмешательства и сверхъестественного суда над человечеством».

3:5 Думающие так Лжеучителя в своем стремлении избежать доктрины суда умышленно игнорировали два предыдущих сверхъестественных катаклизма — творение и потоп.
вначале словом Божиим… составлены Бог из ничего создал вселенную, но не по естественным законам, а мгновенно, в шесть дней. Все шло не в согласии с постоянным неизменным законом развития, но в шесть дней, каждый из которых равен 24 часам, была создана вся совершенная вселенная (см. пояснения к Быт 1:2).
земля составлена из воды и водою Земля была сотворена между двумя видами вод. В самом начале творения Бог отделил верхние воды, из которых образовал небо (твердь) вокруг всей земли, от нижних вод, которые покрывали землю и образовали источники, реки, озера и моря. См. пояснения к Быт 1:2−9.

3:6 Потому Т. е. из-за воды. Бог, создав верхние и нижние воды, создал внутри творения средство его разрушения.
тогдашний мир Относится к миру, существовавшему до потопа. Этот мир был окружен небесным водами с одной стороны и земными источниками, реками, озерами и морями с другой стороны, между которыми был небесный свод. Мир до потопа был защищен от разрушительных солнечных ультрафиолетовых лучей, имел мягкий климат без дождей, бурь и ветров и характеризовался большой продолжительностью жизни людей (Быт 5), обильным плодородием земли.
погиб, быв потоплен водою Второй великий сверхъестественный катаклизм, который наносит удар теории примитивного деизма — всемирный потоп, который распространился по всей земле и уничтожил первоначально созданный мировой порядок. Согласно Быт 7:11, потоп произошел из двух источников: во-первых, «разверзлись все источники великой бездны» и извергли из себя газ, пыль, воду, пламя; во-вторых, «окна небесные отворились» и вода обрушилась на землю. Всемирный потоп был катаклизмом, от которого погибло все живое на земле, кроме 8 человек и пары представителей от каждого вида животных (см. пояснения к Быт 7:11−24). Из этих двух великих событий очевидно, что мир существует не по законам примитивного деизма.

3:7 нынешние Человечество со времен потопа живет в другой мировой системе. Одним из доказательств различий между двумя мировыми системами является разница в продолжительности человеческой жизни: в настоящее время она составляет 70 лет, а не 900, что для людей до потопа было обычным возрастом. Петр указывает на третий вид мировой системы, который возникнет после будущего катаклизма.
содержимое тем же Словом Современная мировая система сохраняется для будущего суда, который придет через Слово Божие, так же как творение и потоп. Бог снова Словом сотворит все, после того как существующий порядок будет разрушен.
сберегаются огню Бог поставил радугу на небе как завет того, что Он никогда больше не разрушит мира водой (Быт 9:13). В будущем Бог разрушит небеса и землю огнем (ср. Ис 66:15; Дан 7:9−10; Мих 1:4; Мал 4:1; Мф 3:11−12; 2Фес 1:7−8). В настоящей вселенной небеса полны звезд, комет и астероидов. Ядро земли также представляет собой жидкое озеро огня, температура которого 12 400 градусов по Фаренгейту. Человечество отделено от раскаленного земного ядра только десятками километров земной коры. Более того, творению угрожают атомные взрывы. Как человек создал разрушительные бомбы, взрыв которых приводит к смерти, так Бог может разрушить всю вселенную взрывом атомной энергии (см. пояснения к ст. 10−12).
на день суда… нечестивых человеков Земля ожидает дня суда и погибели нечестивых людей. Благочестивых уже не будет на земле, когда Бог пошлет на нее огонь суда (ср. 1Фес 1:10; 1Фес 5:9).

3:8 один день, как тысяча лет Божие представление о времени очень отличается от человеческого. С человеческой точки зрения, Второе пришествие Христа кажется очень нескорым (ср. Пс 89:5). С точки зрения Бога это не так долго. Помимо этой общей ссылки, в этой фразе, возможно, содержится особое указание на то, что между первой фазой Дня Господня в конце великой скорби (Откр 6:17) и последней фазой в тысячу лет спустя в конце Тысячелетнего Царства, когда Господь создаст новое небо и новую землю (см. пояснения к ст. 10, 13; Откр 20:1 — 21:1), на самом деле пройдет одна тысяча лет.

3:9 Не медлит Т. е. «не мешкает», «не опаздывает» (ср. Гал 4:4; Тит 1:6; Евр 6:18; Евр 10:23, 37; Откр 19:11).
долготерпит нас «Нас» означает спасенных, народ Божий. Он ожидает, чтобы они спаслись. Бог проявляет безмерное терпение, прежде чем производит суд (ср. ст. 15; Иоиль 2:13; Лк 15:20; Рим 9:22; 1Пет 3:15). Бог переносит бесконечную хулу против Своего имени, вместе с бунтом, убийствами, продолжающимися нарушениями Его заповедей, терпеливо ожидая, пока Свои откликнутся на призыв к искуплению. Не слабость или медлительность откладывают последний суд, а терпение.
не желая, чтобы кто погиб «Кто» должно относиться к тем, кого Господь избрал и призовет к полному искуплению, т. е. «нас». Так как все место неоднократно упоминает о наказании Богом нечестивых, Его терпение говорит не о том, что Он спасет всех, но что Он ждет всех Своих избранных. Он знает, что не все спасутся, поскольку написано, что Он уничтожит мир и нечестивых с теми, кто подвергнется наказанию и пойдет в преисподнюю. Это произойдет потому, что они развращены и достойны только адского пламени и отвергли единственный путь к спасению через Иисуса Христа, а не потому, что они были сотворены для геенны и предназначены пойти туда. Путь проклятия есть путь нераскаявшегося сердца, это путь того, кто отвергает Личность и жертву Иисуса Христа и продолжает грешить (ср. Ис 55:1; Иер 13:17; Иез 18:32; Мф 11:28; Мф 13:37; Лк 13:3; Ин 3:16; Ин 8:21, 24; 1Тим 2:3−4; Откр 22:17).
чтобы все пришли к покаянию «Все» (ср. «нас», «кто») относится к верующим, которые придут ко Христу и составят народ Божий. Причина того, что Второе пришествие Христа и суд откладываются, не в том, что Господь медлит исполнить Свое обещание, и не в том, что Он хочет осудить как можно больше нечестивых, и не в том, что Он слаб перед лицом зла, но в том, что Он откладывает Свое пришествие, потому что Он терпелив и желает дать людям время для покаяния.

3:10 день Господень См. во Вступлении к Иоилю: Исторические и теологические темы; см. пояснения к 1Фес 5:2. «День Господень» — специальное выражение, указывающее на особое вмешательство Бога в человеческую историю для совершения суда. Относится к будущему суду над нечестивой землей и прекращению существования современной мировой системы. Ветхозаветные пророки представляли последний день Господень как кромешную тьму и проклятие, когда Господь изольет Свой гнев, чтобы отстоять Свое имя, поразить Своих врагов, явить Свою славу, установить Свое царство и уничтожить мир (ср. Ис 2:10−21; Ис 13:6−22; Иез 13:30; Иоиль 1:2; Ам 5; Ав 15; Зах 14; Мал 4; 2Фес 1:7; 2Фес 2:2). Это произойдет в конце периода скорби на земле (Откр 6:17) и повторится 1000 лет спустя в конце Тысячелетнего Царства, перед созданием нового неба и новой земли (ст. 13; Откр 20:1 — 21:1).
как тать ночью День Господень придет внезапно и сокрушительно для неготовых (см. пояснение к 1Фес 5:2).
небеса с шумом прейдут «Небеса» здесь означают физическую вселенную, «шум» говорит о грохоте и треске, которые происходят при пожаре. Бог испепелит вселенную, вероятно, атомной реакцией, которая уничтожит всю известную нам материю (ст. 7, 11, 12, 13).
стихии же, разгоревшись, разрушатся «Стихии» — это составные части атома, на которые в конечном счете делится вещество и которые составляют всю созданную материю. Петр имеет в виду, что атомы, нейтроны, протоны и электроны разрушатся (ст. 11).
земля и все дела Вся физическая материальная земля, существующая сейчас, и вся вселенная будут поглощены огнем. Ср. Ис 24:19−20; Ис 34:4.

3:11 какими должно быть… вам Это скорее утверждение, чем вопрос, и говорит о том, какими совершенными мы должны быть. Это прямой призыв к христианам следовать в своей жизни Божьим стандартам в свете реальности грядущего суда и вечности (ср. 1Кор 4:15; 2Кор 5:9).
святой жизни и благочестии «Святой жизни» относится к образу жизни христиан, в котором они должны отделить себя от греха. «Благочестие» относится к духу благоговения, который покрывает христианские отношения и управляет сердцем.

3:12 ожидающим и желающим Одним из мотивов для святой жизни и благочестия является ожидание. «Желающим» означает «страстно ждущим какого-либо события». Христиане не должны бояться будущего дня Господня, но ожидать его с нетерпением (ср. 1Кор 1:7; 1Кор 16:22; 1Ин 2:28; 1Ин 3:3).
дня Божия «День Божий» это не то же самое, что «день Господень». «День Божий» относится к вечному состоянию, когда прежние небо и земля будут разрушены огнем, а новые созданы. Вероятно, Петр употребляет это выражение, потому что Павел подразумевал в 1Кор 15:28 вечную славу нового творения, когда Бог будет все во всем. Когда день Божий наступит, человеческий «день» закончится. Развращение вселенной человеком и сатаной прекратится и будет осуждено окончательно и навсегда.
небеса разрушатся См. пояснения к ст. 7, 10−11. Новый мир, в котором пребывает праведность (ст. 13), требует, чтобы Господь вначале разрушил старую вселенную, находящуюся под проклятием греха (ср. Рим 8:19−22).

3:13 нового неба и новой земли «Обетование» новой вселенной берет свое начало в Ветхом Завете (например, Пс 101:26; Ис 65:17; Ис 66:22). Слово «новый» означает качественно новый, т. е. отличный от предыдущего, а не хронологически новый.
обитает правда Вселенная будет качественно новой, потому что праведность будет постоянно пребывать в ней (ср. Ис 60:19−22; Откр 21:1−7).

3:14. неоскверненными и непорочными Христиане должны иметь благочестивый характер и непорочную репутацию. Эти качества прямо противоположны качествам лжеучителей (ср. 2:13), но подобны качествам Христа (1Пет 1:18).
в мире Когда вернется Христос, каждый христианин обретет радость мира во Христе, когда верующий не будет бояться наступления дня Господня или Христова суда (ср. Флп 4:6−7). Иметь этот мир означает иметь твердую уверенность в своем спасении и жить в послушании Христу (ср. 1Ин 4:17).

3:15 долготерпение Господа нашего… спасением. В дополнение к тому, что он уже объяснял в стихе 9 о терпении Господа, и о причинах, по которым Он откладывает Свой суд, Петр говорит о том, что в отпущенное время христиане обязаны спасать души.

3:15б−16 неудобовразумительное Так как Павел (до Петра) написал все свои послания и умер, читатели 2-го Петра могли уже получить все послания о будущих событиях от Павла. Некоторые объяснения Павла были хотя и возможны, но трудны для истолкования. Тем не менее, Петр использовал письма Павла для подтверждения своего наставления.

3:16 невежды и неутвержденные… превращают В дни Петра (как и сегодня) существовало невежественное и вредное искажение апостольского учения о будущем (ср. ст. 3−4; 2Фес 2:1−5; 2Фес 3:6−12).
к собственной своей погибели Тот факт, что извращение посланий Павла вело к вечному осуждению, доказывает, что послания Павла были богодухновенны.
прочие Писания Одно из наиболее очевидных утверждений в Библии, подтверждающее, что послания Павла являются Писанием. Петр свидетельствовал о том, что Павел написал Писание, но лжеучителя отвергали этот факт. Новозаветные апостолы были уверены, что они говорили и писали Слово Божие (1Фес 2:13), как это делали и ветхозаветные пророки. Петр сознавал, что новозаветные авторы принесли Божью истину, которая завершила Библию (1Пет 1:10−12).

3:17 будучи предварены о сем Так как христиане предупреждены о появлении лжеучителей, которые будут извращать и искажать Писание, они должны быть более бдительны.
берегитесь, чтобы вам не увлечься Всякий раз, когда верующий внимательно слушает лжеучителя, он подвержен риску сбиться с пути (ср. 2Тим 2:14−18; Тит 1:10−16).

3:18 возрастайте в благодати и познании Петр заканчивает свое послание заключительным утверждением наставления, с которого начал (1:2−11). Стремление христиан к духовной зрелости и глубокому познанию Господа Иисуса Христа приведет их к твердости в учении и сохранит христиан на верном пути.
Ему слава Призыв к прославлению Христа показывает, что Петр признавал Божью природу Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом (ср. 1:1; Ин 5:23).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.