Исход 1 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Ταῦτα Эти 5023 D-NPN
τὰ   3588 T-NPN
ὀνόματα имена 3686 N-NPN
τῶν   3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
τῶν   3588 T-GPM
εἰσπεπορευμένων входящих 1531 V-RPPGP
εἰς в 1519 PREP
Αἴγυπτον Египет 125 N-ASF
ἅμα одновременно 260 ADV
Ιακωβ Иакову 2384 N-PRI
τῷ   3588 T-DSM
πατρὶ отцу 3962 N-DSM
αὐτῶν их 846 D-GPM
ἕκαστος каждый 1538 A-NSM
πανοικίᾳ дом   N-NSF
αὐτῶν их 846 D-GPM
εἰσήλθοσαν· вошедший: 1525 V-AAI-3P
2
Ρουβην, Рувин, 4502 N-PRI
Συμεων, Симеон, 4826 N-PRI
Λευι, Левий, 3017 N-PRI
Ιουδας, Иуда, 2455 N-PRI
3
Ισσαχαρ, Иссахар, 2466 N-PRI
Ζαβουλων Завулон 2194 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Βενιαμιν, Вениамин, 958 N-PRI
4
Δαν Дан 1154 N
καὶ и 2532 CONJ
Νεφθαλι, Неффалим,   N-ASM
Γαδ Гад 1045 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Ασηρ. Асир. 768 N-PRI
5
Ιωσηφ Иосиф 2501 N-PRI
δὲ же 1161 CONJ
ἦν был 3739 V-IAI-3S
ἐν в 1722 PREP
Αἰγύπτῳ. Египте. 125 N-DSF
ἦσαν Были 1510 V-IAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
πᾶσαι все 3956 A-NPF
ψυχαὶ ду́ши 5590 N-NPF
ἐξ от 1537 PREP
Ιακωβ Иакова 2384 N-PRI
πέντε пять 4002 A-NUI
καὶ и 2532 CONJ
ἑβδομήκοντα. семьдесят. 1440 A-NUI
6
ἐτελεύτησεν Скончался 5053 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
Ιωσηφ Иосиф 2501 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ   3588 T-NPM
ἀδελφοὶ братья 80 N-NPM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
καὶ и 2532 CONJ
πᾶσα всё 3956 A-NSF
  1510 T-NSF
γενεὰ поколение 1074 N-NSF
ἐκείνη. то. 1565 D-NSF
7
οἱ   3588 T-NPM
δὲ Же 1161 CONJ
υἱοὶ сыновья́ 5207 N-NPM
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
ηὐξήθησαν возросли 837 V-API-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐπληθύνθησαν были умножены 4129 V-API-3P
καὶ и 2532 CONJ
χυδαῖοι многие   A-NPM
ἐγένοντο сделались 1096 V-2ADI-3P
καὶ и 2532 CONJ
κατίσχυον укреплялись 2729 V-IAI-3P
σφόδρα очень 4970 ADV
σφόδρα, очень, 4970 ADV
ἐπλήθυνεν умножила 4129 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
  1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
αὐτούς. их. 846 P-APM
8
Ἀνέστη Встал 450 V-2AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
ἕτερος другой 2087 A-NSM
ἐπ᾽ над 1909 PREP
Αἴγυπτον, Египтом, 125 N-ASF
ὃς который 3739 R-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ᾔδει знал 1492 V-2LAI-3S
τὸν   3588 T-ASM
Ιωσηφ. Иосифа. 2501 N-PRI
9
εἶπεν Сказал 2036 V-2AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
τῷ   3588 T-DSN
ἔθνει народу 1484 N-DSN
αὐτοῦ его: 846 D-GSM
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
τὸ   3588 T-NSN
γένος род 1085 N-NSN
τῶν   3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
μέγα великое 3173 A-NSN
πλῆθος множество 4128 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
ἰσχύει имеет силу 2480 V-PAI-3S
ὑπὲρ более 5228 PREP
ἡμᾶς· нас; 2248 P-1AP
10
δεῦτε идите 1205 V-PAM-2P
οὖν итак 3767 CONJ
κατασοφισώμεθα перехитрим 2686 V-AAS-1P
αὐτούς, их, 846 P-APM
μήποτε чтобы не 3379 ADV-N
πληθυνθῇ были размножены 4129 V-APS-3S
καί, и, 2532 CONJ
ἡνίκα когда 2259 ADV
ἂν если 302 PRT
συμβῇ случится 4819 V-AAS-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
πόλεμος, война, 4171 N-NSM
προστεθήσονται добавятся 4369 V-FPI-3P
καὶ и 2532 CONJ
οὗτοι эти 3778 D-NPM
πρὸς у 4314 PREP
τοὺς   3588 T-APM
ὑπεναντίους противников 5227 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκπολεμήσαντες пойдя войной [на]   V-AAP-NPM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐξελεύσονται выйдут 1831 V-FDI-3P
ἐκ из 1537 PREP
τῆς   3588 T-GSF
γῆς. земли́. 1093 N-GSF
11
καὶ И 2532 CONJ
ἐπέστησεν поставил 2186 V-AAI-3S
αὐτοῖς им 846 D-DPM
ἐπιστάτας надзирателей 1988 N-APM
τῶν   3588 T-GPN
ἔργων, дел, 2041 N-GPN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
κακώσωσιν притесняли 2559 V-AAS-3P
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐν в 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPN
ἔργοις· делах; 2041 N-DPN
καὶ и 2532 CONJ
ᾠκοδόμησαν устроили 3618 V-AAI-3P
πόλεις города́ 4172 N-APF
ὀχυρὰς укреплённые   A-APF
τῷ   3588 T-DSM
Φαραω, фараону, 5328 N-PRI
τήν   3588 T-ASF
τε   5037 PRT
Πιθωμ Пифом   N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
Ραμεσση Рамесси   NSF
καὶ и 2532 CONJ
Ων, Он, 3739 N-PRI
который 1510 R-NSF
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
Ἡλίου Илии 2246 N-GSM
πόλις. город. 4172 N-NSF
12
καθότι Так, как 2530 ADV
δὲ же 1161 CONJ
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐταπείνουν, умаляли, 5013 V-IAI-3P
τοσούτῳ стольким 5118 A-DSM
πλείους более многочисленные 4119 A-NPMC
ἐγίνοντο делались 1096 V-IMI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἴσχυον усиливались 2480 V-IAI-3P
σφόδρα очень 4970 ADV
σφόδρα· очень; 4970 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐβδελύσσοντο возненавидели 948 V-IMI-3P
οἱ   3588 T-NPM
Αἰγύπτιοι египтяне 124 A-NPM
ἀπὸ из 575 PREP
τῶν   3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
Ισραηλ. Израиля. 2474 N-PRI
13
καὶ И 2532 CONJ
κατεδυνάστευον притесняли 2616 V-IAI-3P
οἱ   3588 T-NPM
Αἰγύπτιοι египтяне 124 A-NPM
τοὺς   3588 T-APM
υἱοὺς сыновей 5207 N-APM
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
βίᾳ с силой 970 N-DSF
14
καὶ и 2532 CONJ
κατωδύνων делали болезненной   V-IAI-3P
αὐτῶν их 846 D-GPM
τὴν   3588 T-ASF
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPN
ἔργοις делах 2041 N-DPN
τοῖς   3588 T-DPN
σκληροῖς, суровых, 4642 A-DPN
τῷ   3588 T-DSM
πηλῷ глине 4081 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
τῇ   3588 T-DSF
πλινθείᾳ кирпичах   N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
πᾶσι всех 3956 A-DPN
τοῖς   3588 T-DPN
ἔργοις делах 2041 N-DPN
τοῖς   3588 T-DPN
ἐν на 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPN
πεδίοις, полях,   N-DPN
κατὰ согласно 2596 PREP
πάντα всем 3956 A-APN
τὰ   3588 T-APN
ἔργα, делам, 2041 N-APN
ὧν которым 3739 R-GPN
κατεδουλοῦντο порабощали 2615 V-IMI-3P
αὐτοὺς их 846 P-APM
μετὰ с 3326 PREP
βίας. силой. 970 N-GSF
15
Καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
τῶν   3588 T-GPM
Αἰγυπτίων египтян 124 A-GPM
ταῖς   3588 T-DPF
μαίαις повивальным бабкам   N-DPF
τῶν   3588 T-GPM
Εβραίων, евреев, 1445 N-GPM
τῇ   3588 T-DSF
μιᾷ одной 1520 A-DSF
αὐτῶν, [из] них, 846 D-GPM
которой 1510 R-DSF
ὄνομα имя 3686 N-NSN
Σεπφωρα, Сепфора,   N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
τὸ   3588 T-NSN
ὄνομα имя 3686 N-NSN
τῆς   3588 T-GSF
δευτέρας второй 1208 A-GSF
Φουα, Фуа,   N-NSM
16
καὶ и 2532 CONJ
εἶπεν сказал: 2036 V-2AAI-3S
Ὅταν Когда 3752 CONJ
μαιοῦσθε принимаете роды   V-PAI-2P
τὰς   3588 T-APF
Εβραίας евреек   N-APF
καὶ и 2532 CONJ
ὦσιν будут 1510 V-PAS-3P
πρὸς чтобы 4314 PREP
τῷ   3588 T-DSN
τίκτειν, рожать, 5088 V-PAN
ἐὰν если 1437 COND
μὲν ведь 3303 PRT
ἄρσεν ребёнок мужского пола 730 N-NASN
ᾖ, будет, 1510 V-PAS-3S
ἀποκτείνατε убьёте 615 V-AAD-2P
αὐτό, его, 846 D-ASN
ἐὰν если 1437 COND
δὲ же 1161 CONJ
θῆλυ, ребёнок женского пола, 2338 A-NSN
περιποιεῖσθε сохраните   V-PMPD-2P
αὐτό. его. 846 D-ASN
17
ἐφοβήθησαν Устрашились 5399 V-AOI-3P
δὲ же 1161 CONJ
αἱ   3588 T-NPF
μαῖαι повивальные бабки   N-NPF
τὸν   3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐποίησαν сделали 4160 V-AAI-3P
καθότι так, как 2530 ADV
συνέταξεν приказал 4929 V-AAI-3S
αὐταῖς им 846 P-DPF
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
Αἰγύπτου, Египта, 125 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐζωογόνουν рождались 2225 V-IAI-3P
τὰ   3588 T-APN
ἄρσενα. мужского пола. 730 A-ASM
18
ἐκάλεσεν Призвал 2564 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
Αἰγύπτου Египта 125 N-GSF
τὰς   3588 T-APF
μαίας повивальных бабок   N-APF
καὶ и 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐταῖς им: 846 P-DPF
Τί Что́ [есть] 5100 I-ASN
ὅτι что 3754 CONJ
ἐποιήσατε вы сделали 4160 V-AAI-2P
τὸ   3588 T-ASN
πρᾶγμα дело 4229 N-ASN
τοῦτο это 5124 D-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ἐζωογονεῖτε рождаются 2225 V-IAI-2P
τὰ   3588 T-APN
ἄρσενα мужского пола? 730 A-ASM
19
εἶπαν Сказали 3004 V-2AAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
αἱ   3588 T-NPF
μαῖαι повивальные бабки   N-NPF
τῷ   3588 T-DSM
Φαραω фараону: 5328 N-PRI
Οὐχ Не 3756 PRT-N
ὡς как 5613 ADV
γυναῖκες женщины 1135 N-NPF
Αἰγύπτου Египта 125 N-GSF
αἱ   3588 T-NPF
Εβραῖαι, еврейки,   N-NPF
τίκτουσιν рождают 5088 V-PAI-3P
γὰρ ведь 1063 CONJ
πρὶν прежде 4250 ADV
чем 1510 PRT
εἰσελθεῖν войти 1525 V-2AAN
πρὸς к 4314 PREP
αὐτὰς ним 846 P-APF
τὰς   3588 T-APF
μαίας· повивальным бабкам;   N-APF
καὶ и 2532 CONJ
ἔτικτον. рождались. 5088 V-IAI-3P
20
εὖ Доброе 2095 ADV
δὲ же 1161 CONJ
ἐποίει делал 4160 V-IAI-3S
  3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ταῖς   3588 T-DPF
μαίαις, повивальным бабкам,   N-DPF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπλήθυνεν умножался 4129 V-AAI-3S
  3588 T-NSM
λαὸς народ 2992 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἴσχυεν усиливался 2480 V-IAI-3S
σφόδρα. очень. 4970 ADV
21
ἐπειδὴ Так как 1894 CONJ
ἐφοβοῦντο боялись 5399 V-INI-3P
αἱ   3588 T-NPF
μαῖαι повивальные бабки   N-NPF
τὸν   3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
ἐποίησαν они сделали 4160 V-AAI-3P
ἑαυταῖς себе 1438 F-2DPF
οἰκίας. дома́. 3614 N-APF
22
συνέταξεν Приказал 4929 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
Φαραω фараон 5328 N-PRI
παντὶ всему 3956 A-DSM
τῷ   3588 T-DSM
λαῷ народу 2992 N-DSM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
λέγων говорящий: 3004 V-PAP-NSM
Πᾶν Всякого 3956 A-NSM
ἄρσεν, ребёнка мужского пола, 730 N-NASN
который 3588 R-NSN
ἐὰν если 1437 COND
τεχθῇ родится 5088 V-APS-3S
τοῖς   3588 T-DPM
Εβραίοις, евреям, 1445 N-DPM
εἰς в 1519 PREP
τὸν   3588 T-ASM
ποταμὸν реку 4215 N-ASM
ῥίψατε· бросайте; 4496 V-AAD-2P
καὶ а 2532 CONJ
πᾶν всякого 3956 A-ASN
θῆλυ, ребёнка женского пола, 2338 A-ASN
ζωογονεῖτε сохраняйте в живых 2225 V-PAI-2P
αὐτό. его. 846 D-ASN

Толкование Мэтью Генри

Здесь говорится:

(I) О благоволении к Израилю Бога, весьма умножившего народ (ст. 1−9).

(II) О злости на Израиля египтян, (1) угнетавших и поработивших народ (ст. 8−14):

(2) Убивавших его детей (ст. 15−22). Таким образом, тех, кого небесный двор благословил, страна Египет по этой же причине прокляла.

Стихи 1−7. В данных стихах (1) перечисляются имена двенадцати патриархов в том порядке, как они названы в Книге Деяния 7:8. Их имена часто повторяются в Писании, чтобы они не казались нам неблагозвучными, как другие сложные имена, но благодаря своему столь частому появлению стали знакомыми, чтобы показать, как дорог Господу духовный Израиль и как сильно Он радуется в нем. Когда семья Иакова пришла в Египет, велось исчисление ее членов; тогда их было всего семьдесят душ (ст. 5) согласно подсчетам, имеющимся в нашем распоряжении (Быт 46:27). Именно таким было число народов, населивших землю, согласно написанному (Быт 10 гл.). Как отмечает Моисей, когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор 32:8). Здесь обращается внимание на то, что умножение народа в Египте могло казаться еще большим чудом. Следует заметить, что тому, кто в конечном счете весьма умножился, весьма полезно вспомнить, каким малым он был в начале (Иов 8:7).

(2) Описывается смерть Иосифа (ст. 6). Весь род их постепенно уходил. Может быть, все сыны Иакова умерли примерно в одно время, ибо разница в возрасте составляла не более семидесяти лет между самым старшим и самым младшим, за исключением Вениамина. Когда смерть приходит в семью, подчас она доводит свое дело до полного конца в короткое время. Когда Иосиф опора семьи умер, остальные тоже вскоре почили. Следует заметить, что нам надлежит считать себя, своих братьев и всех, с кем мы общаемся, умирающими и спешно покидающими этот мир. Этот род уходит, как и тот, что ушел до него.

(3) Говорится о дивном умножении Израиля в Египте (ст. 7). Дабы выразить сие, здесь употреблены четыре слова: расплодились и размножились, как рыбы или насекомые, и так возросли и, будучи в целом крепкими и здоровыми, усилились чрезвычайно, что чуть не превзошли числом уроженцев той земли, ибо она повсеместно была заполнена потомками Израиля, по крайней мере Гесем их собственный удел. Обратите внимание:

[1] Хотя, вне всякого сомнения, они еще раньше значительно умножились, похоже, только после смерти Иосифа заметили, что умножение сие было чрезвычайным. Поэтому, когда народ лишился преимуществ покровительства Иосифа, Бог сделал так, что защитой потомкам Израиля стала их численность, и народ обрел способность лучше, чем прежде, стоять за себя. Если Бог сохраняет нам наших друзей и родственников, когда мы более всего в них нуждаемся, и забирает их в лучшие времена, воздадим должное Его мудрости и не будем сетовать на Его строгость к нам. После смерти Христа, нашего Иосифа, Его евангельский Израиль стал заметно увеличиваться: Его смерть повлияла на сей рост, она была подобна сеянию пшеничного зерна, которое, если умрет, принесет много плода (Ин 12:24).

[2] Это дивное увеличение было исполнением обетования, данного отцам народа намного раньше. От момента призвания Авраама, когда Бог впервые сказал, что произведет от него великий народ, до освобождения его потомства из Египта прошло 430 лет; в течение первых 215 из них народ увеличился только до семидесяти, тогда как во время второй половины эти семьдесят умножились до 6100 воинов. Следует заметить:

(а) Подчас Божий промысел может долгое время казаться далеким от обетований Всевышнего и противоречащим таковым, дабы испытать веру Его народа и возвеличить силу Господа.

(б) Хотя порою исполнение Божьих обетований медленно, оно всегда верно; говорит о конце и не обманет (Авв 2:3).

Стихи 8−14. В конечном счете земля Египта становится здесь для Израиля домом рабства, несмотря на то, что до сих пор была для народа удачным пристанищем и местом обитания. Следует заметить: место нашего блаженства вскоре может стать местом нашей скорби, а самым тяжким крестом оказаться то, о чем мы говорили: «он утешит нас…» Нашими заклятыми врагами могут стать те, чьи родители были нам верными друзьями; более того, те, кто любил нас, могут нас и возненавидеть; поэтому перестаньте надеяться на человека и ни о каком месте по эту сторону неба не говорите: «это покой мой навеки». Здесь обратите внимание:

I. Какие обязательства были возложены на народ Израиля после забвения о высоком положении Иосифа: и восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (ст. 8); это случилось после того, как на престоле побывало несколько царей во времена Иосифа, которого любили все знавшие его и ради него были добры к его родственникам. Но вскоре после смерти Иосиф был забыт, и памяти о его заслугах либо не сохранили, либо не приняли во внимание; таковые уже не имели веса на советах египтян. Следует заметить, что самое лучшее, самое полезное и достойное служение для людей вспоминается редко, когда речь идет о том, чтобы вознаградить совершившего, помнить о нем или о потомках после его смерти (Еккл 9:5, 15). Поэтому наибольшей нашей заботой должно быть служение Богу, стремление угодить Тому, в ком нет неправедности, чтобы (в отличие от людей) забыть дело наше и труд любви (Евр 6:10). Если мы работаем только для людей, наши дела впоследствии умрут вместе с нами, а если работаем для Бога, то дела наши последуют за нами (Откр 14:13). Этот царь Египта не знал Иосифа; и после него восстал еще один, который имел дерзость заявить: «Я не знаю Господа…» (Исх 5:2). Следует заметить: тот, кто не помнит прочих своих благодетелей, рискует забыть Верховного Благодетеля (1Ин 4:20).

II. Защитой каких государственных интересов объяснялось ужесточение обращения с народом Израиля (ст. 9−10).

1. Народ Израиля представлен более многочисленным и сильным, чем египтяне; конечно, это было не так, но царь Египта, вознамерившись угнетать этот народ, внушил такую мысль, дабы в народе сем увидели некого великана.

2. Поэтому пришли к выводу, что, если не позаботиться о том, чтобы держать потомков Израиля под контролем, они станут опасными для правительства и во время войны объединятся с врагами и восстанут за независимость от египетских властей. Следует заметить, что такова типичная политика гонителей представить Израиль Божий опасным народом, вредным для царей и областей, не достойным доверия, более того, не заслуживающим терпимого отношения, дабы у гонителей был предлог для варварского обращения с Божьим народом (Езд 4:12 и далее; Есф 3:8). Обратите внимание, что гонители боялись, как бы народ не вышел из земли, возможно, услышав разговоры о данном его отцам обетовании о том, что народ поселится в Ханаане. Следует заметить, что происки врагов Церкви направлены на поражение Божьих обетований Церкви; но тщетно, ибо Божья воля непоколебима.

3. Поэтому здесь предложена стратегия, направленная на предотвращение дальнейшего увеличения Израиля: перехитрим же его, чтобы он не размножался. Следует заметить:

(1) Умножение Израиля главная скорбь Египта, на борьбу с которой направлены все силы и хитрости ада.

(2) Поступая нечестиво, люди склонны думать, что действуют мудро. Но в конечном счете перед всеми людьми откроется безумие греха.

III. К каким мерам угнетения Израиля и контроля над его ростом прибегли египтяне (ст. 11, 13−14). Израильтяне настолько миролюбиво и безобидно себя вели, что египтянам было трудно найти какой-либо повод развязать против них войну и тем самым ослабить их, поэтому (1) они позаботились о том, чтобы держать потомков Израиля в нужде, ставя перед ними тяжелые задания, которые (существует такое мнение) и составляли часть тяжких работ, которыми их изнуряли.

(2) Таким образом они выбрали действенную стратегию, направленную на порабощение этого народа. Похоже, израильтяне были по сравнению с египтянами намного более трудолюбивым и работоспособным народом, поэтому фараон позаботился, чтобы они были заняты как в строительстве (возводили ему города для запасов), так и в сельском хозяйстве, вплоть до всякой работы полевой; и этого требовали от них крайне строго и жестоко. Употребленные здесь слова и фразы, описывающие положение Божьего народа, не могут оставить нас равнодушными. Над людьми были поставлены начальники работ, у которых было указание не только загрузить, но и изнурять их тяжкими работами и придумывать, как заставить их скорбеть. Сынов Израилевых не только принуждали служить, чего было бы вполне достаточно для блага фараона, но и с жестокостью принуждали к работам, чтобы жизнь для них стала горька, стараясь тем самым [1] сломить дух народа, лишить его всякой искренности и великодушия.

[2] Нанести вред здоровью людей, сократить их дни, уменьшить численность.

[3] Отбить у них желание вступать в брак, иначе их дети будут рождаться для рабства.

[4] Заставить их отказаться от осознания себя евреями и смешаться с египтянами. Таким образом фараон надеялся стереть из памяти имя Израиля. И следует опасаться того, что угнетение, которому был подвергнут народ, имело для него печальные последствия: многие из израильтян примкнули к египтянам в поклонении идолам, ибо мы читаем, что они служили в Египте иным богам (Нав 24:14); и хотя здесь это не упоминается, мы находим в другом месте Библии (Иез 20:8), что Господь угрожал покарать их за идолослужение, когда они были еще в земле египетской. Однако народ сохранил свою индивидуальность, не смешался с египтянами и благодаря своим обычаям отделился от таковых, что было от Господа, и дивно в очах наших.

IV. Дивное увеличение израильтян, невзирая на угнетение, под которым они стенали (ст. 12): но чем более изнуряли его, тем более он умножался, к великому сожалению и досаде египтян. Следует заметить, (1) что времена скорби зачастую становятся временами роста Церкви: Sub pondere crecsit — под гнетом растет. Более всего христианство распространялось, когда было гонимо: кровь мучеников была зерном Церкви.

(2) Те, кто совещается против Господа и Его Израиля, замышляют тщетное (Пс 2:1) и делают сие к тем большей своей досаде: земля и ад не способны умалить того, кого возвеличит небо.

Стихи 15−22. Негодование египтян по поводу увеличения Израиля, несмотря на все возложенные на него тяготы, подтолкнуло их в конечном счете к наиболее варварским и бесчеловечным мерам угнетения умерщвлению его детей. Странно, что вместо того, чтобы возбудить конфликт со взрослыми, для которого они могли бы найти повод, египтяне выбрали кровавую расправу над младенцами, чья невиновность не подвергалась сомнению; и это был грех, который им пришлось скрывать. Следует заметить:

(1) В растленном человеческом сердце жестокости больше, чем это можно себе представить (Рим 3:15−16). Вражда против семени жены, заложенная в семени змея, отторгает от людей саму человечность и заставляет их забыть всякую жалость. Трудно поверить, что человек вообще способен на такое варварство и кровожадность, которые были присущи гонителям Божьего народа (Откр 17:6).

(2) Даже признание невиновным не служит защитой против старой вражды. Какая вина на крови новорожденного младенца? Тем не менее ее проливают расточительно, как воду, и с наслаждением высасывают, как будто это молоко или мед. Фараон и Ирод привели достаточно доказательств, что являются деятелями от имени большого красного дракона, который стал, чтобы пожрать младенца (Откр 12:3−4). Пилат отдал Христа на распятие после того, как признал, что не нашел в Нем никакой вины. Хорошо еще, что убийство тела это все, на что способен человек. Здесь фараон подписывает два кровавых указа на уничтожение всех младенцев мужского пола, рожденных у евреев.

I. Повивальным бабкам приказали умерщвлять их. Обратите внимание (1) на отданные им приказы (ст. 15−16). Жестокость задуманной казни усугублялась тем, что палачами становились именно повивальные бабки; ибо сие значило обязать их предать доверие и уничтожить тех, кого они брались спасать и кому должны были помогать, что стало бы не только пролитием крови, но и вероломством. Подумал ли фараон о том, способна ли женщина на такую жестокость и позволит ли себе такое низкое коварство представительница этого ремесла? Следует заметить: кто сам жесток, тот подозревает в жестокости или наделяет этим качеством других. В планы фараона входило тайно привлечь повивальных бабок к удушению младенцев мужского пола сразу после их рождения, объясняя смерть трудными родами или каким-либо типичным в этой ситуации несчастным случаем (Иов 3:11). Здесь названы имена двух повивальных бабок, которых фараон привлекал данным приказом к участию в заговоре; и, возможно, в то время, то есть более чем за восемьдесят лет до выхода евреев из Египта, этих двоих было достаточно для всех еврейских женщин, по крайней мере для тех, что проживали близ царского двора, а таковых было много, как видно из Исх 2:5−6, и они более всего беспокоили фараона. Писание говорит о повивальных бабках Евреянок, возможно, не потому, что они сами были еврейками (ибо, несомненно, что фараон вряд ли бы ждал от них такой жестокости по отношению к своим же соплеменникам), но потому, что они обычно оказывали помощь еврейкам; и поскольку сами были египтянками, то фараон надеялся их убедить.

(2) На благочестивое неподчинение этому нечестивому приказу (ст. 17). Повивальные бабки боялись Бога, почитали Его закон и страшились Божьего гнева более, чем гнева фараона, и поэтому оставили в живых многих младенцев мужского пола. Следует заметить, что, если приказы людей каким-то образом противоречат повелениям Господа, мы должны повиноваться Богу, а не людям (Деян 4:19, 29). Никакая власть на земле не является для нас основанием, а тем паче не может обязать нас грешить против Бога нашего главного Господина. Кроме того, там, где Божий страх владычествует в сердце, он убережет это сердце от сетей, расставленных чрезмерным страхом пред людьми.

(3) Как они оправдывают свое неподчинение, когда им вменяют таковое в преступление (ст. 18). Они приводят причину, которую, похоже, им дает благодатное обетование Божье, якобы приходят слишком поздно для исполнения приказа дети вообще успевают родиться до их прихода (ст. 19). Я не вижу причины для сомнения в истинности сего; очевидно, тогда евреи пребывали под необычным благословением умножения, которое вполне могло иметь и такое следствие, что роды у женщин протекали быстро и легко, и что матери и младенцы были бодрыми и редко нуждались в помощи повивальных бабок, которые это заметили и приписали персту Божьему, а посему осмелились ослушаться царя ради тех, кому так благоволит небо, и тем же оправдались перед фараоном, когда тот призвал их к ответу. Некоторые из древних иудеев объясняют это следующим образом: перед приходом повивальных бабок они молились своему Небесному Отцу, и Он отвечал им, и они рожали. Следует заметить, что Бог скорее, чем другие помощники, приходит поддержать Свой народ в бедствии и часто ожидает их с благословениями по благости Своей; такие избавления от Всевышнего возлагают на Его народ особо сильные обязательства.

(4) На воздаяние Божье повивальным бабкам за их чуткое отношение к Его народу: «За сие Бог делал добро повивальным бабкам» (ст. 20). Следует заметить, что Господь не замедлит вознаградить кого-либо за любое доброе дело для Его народа, принимая таковое как доброе дело для Себя. В частности, Он устроял домы повивальных бабок (ст. 21), созидал их семьи, благословлял их детей, давал им успех во всех делах. Следует заметить, что за служение на пользу Божьего Израиля часто воздается добром. Повивальные бабки поддержали дома израильтян, и в награду за это Господь устроял домы их. Примите во внимание, что это вознаграждение связано с принципом, которым они руководствовались: и так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. Следует заметить, что религия и благочестие добрые друзья материального благополучия: страх Божий в доме будет способствовать его устроению и утверждению. Доктор Лайтфут понимает это так: за свое благочестие они вышли замуж за израильтян и способствовали устроению еврейских семей.

II. Когда замысел фараона не возымел действия, тот дал всеобщий указ всему своему народу топить всех младенцев мужского пола у евреев (ст. 22). Мы можем предположить, что существовало суровое наказание для любого, кто знал о рождении сына у израильтян, но не сообщил тем, на кого была возложена обязанность бросить мальчика в реку. Следует заметить, что враги Церкви и по сей день отличаются неутомимостью в своих стараниях угнетать святых Всевышнего (Дан 7:25). Но Живущий на небесах посмеется над ними (см. Пс 2:4).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.