Исаия 1 глава

Книга пророка Исаии
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Ὅρασις, Виде́ние, 3706 N-NSF
ἣν которое 3739 R-ASF
εἶδεν увидел 1492 V-2AAI-3S
Ησαιας Исаия 2268 N-PRI
υἱὸς сын 5207 N-NSM
Αμως, Амоса, 301 N-PRI
ἣν которое 3739 R-ASF
εἶδεν увидел 1492 V-2AAI-3S
κατὰ против 2596 PREP
τῆς   3588 T-GSF
Ιουδαίας Иудеи 2449 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
κατὰ против 2596 PREP
Ιερουσαλημ Иерусалима 2419 N-PRI
ἐν при 1722 PREP
βασιλείᾳ царстве 932 N-DSF
Οζιου Озии 3604 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Ιωαθαμ Иоафама 2488 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Αχαζ Ахаза 881 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Εζεκιου, Езекии, 1478 N-GSM
οἳ которые 3588 R-NPM
ἐβασίλευσαν воцарились [над] 936 V-AAI-3P
τῆς   3588 T-GSF
Ιουδαίας. Иудеей. 2449 N-GSF
2
Ἄκουε, Слушай, 191 V-PAM-2S
οὐρανέ, небо, 3772 N-VSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐνωτίζου, внимай, 1801 V-PMD-2S
γῆ, земля, 1093 N-VSF
ὅτι потому, что 3754 CONJ
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐλάλησεν· сказал; 2980 V-AAI-3S
υἱοὺς сыновей 5207 N-APM
ἐγέννησα породил 1080 V-AAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
ὕψωσα, возвысил, 5312 V-AAI-1S
αὐτοὶ они 846 P-NPM
δέ же 1161 CONJ
με Меня 3165 P-1AS
ἠθέτησαν. отвергли. 114 V-AAI-3P
3
ἔγνω Узнал 1097 V-2AAI-3S
βοῦς бык 1016 N-NSM
τὸν   3588 T-ASM
κτησάμενον приобретшего [его] 2932 V-AMPAS
καὶ и 2532 CONJ
ὄνος осёл 3688 N-NSM
τὴν   3588 T-ASF
φάτνην ясли 5336 N-ASF
τοῦ   3588 T-GSM
κυρίου господина 2962 N-GSM
αὐτοῦ· его; 846 D-GSM
Ισραηλ Израиль 2474 N-PRI
δέ же 1161 CONJ
με Меня 3165 P-1AS
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔγνω, узнал, 1097 V-2AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
  3588 T-NSM
λαός народ 2992 N-NSM
με Меня 3165 P-1AS
οὐ не 3739 PRT-N
συνῆκεν. понял. 4920 V-AAI-3S
4
οὐαὶ Увы 3759 INJ
ἔθνος народ 1484 N-NSN
ἁμαρτωλόν, грешный, 268 A-ASM
λαὸς народ 2992 N-NSM
πλήρης полный 4134 A-NSM
ἁμαρτιῶν, грехов, 266 N-GPF
σπέρμα семя 4690 N-NSN
πονηρόν, злое, 4190 A-NSN
υἱοὶ сыновья́ 5207 N-NPM
ἄνομοι· беззаконные; 459 A-NPM
ἐγκατελίπατε оставили 1459 V-AAI-2P
τὸν   3588 T-ASM
κύριον Го́спода 2962 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
παρωργίσατε прогневили 3949 V-AAI-2P
τὸν   3588 T-ASM
ἅγιον святое 40 A-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
Ισραηλ. Израиля. 2474 N-PRI
5
τί Чего 5100 I-ASN
ἔτι ещё 2089 ADV
πληγῆτε ударяетесь 4141 V-APS-2P
προστιθέντες прибавляющие 4369 V-PAPNP
ἀνομίαν беззаконие 458 N-ASF
πᾶσα всякая 3956 A-NSF
κεφαλὴ голова 2776 N-NSF
εἰς в 1519 PREP
πόνον труд 4192 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
πᾶσα всякое 3956 A-NSF
καρδία сердце 2588 N-NSF
εἰς в 1519 PREP
λύπην. печаль. 3077 N-ASF
6
ἀπὸ От 575 PREP
ποδῶν ног 4228 N-GPM
ἕως до 2193 ADV
κεφαλῆς головы́ 2776 N-GSF
οὔτε и не 3777 CONJ-N
τραῦμα рана 5134 N-NSN
οὔτε и не 3777 CONJ-N
μώλωψ язва 3468 N-NSM
οὔτε и не 3777 CONJ-N
πληγὴ удар 4127 N-NSF
φλεγμαίνουσα, воспалившийся,   V-PAP-NSF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
μάλαγμα пластырь   N-ASN
ἐπιθεῖναι наложить 2007 V-2AAN
οὔτε и не 3777 CONJ-N
ἔλαιον масло 1637 N-ASN
οὔτε и не 3777 CONJ-N
καταδέσμους. повязки.   N-APN
7
  1510 T-NSF
γῆ Земля 1093 N-NSF
ὑμῶν ваша 5216 P-2GP
ἔρημος, пустынна, 2048 N-NSF
αἱ   3588 T-NPF
πόλεις города́ 4172 N-NPF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
πυρίκαυστοι· обгоревшие;   A-NPM
τὴν   3588 T-ASF
χώραν страну 5561 N-ASF
ὑμῶν вашу 5216 P-2GP
ἐνώπιον перед 1799 ADV
ὑμῶν вами 5216 P-2GP
ἀλλότριοι иноплеменные 245 A-NPM
κατεσθίουσιν поедают 2719 V-PAI-3P
αὐτήν, её, 846 P-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἠρήμωται опустошена 2049 V-ANI-3S
κατεστραμμένη опрокинутая 2690 V-RMPNS
ὑπὸ под 5259 PREP
λαῶν народами 2992 N-GPM
ἀλλοτρίων. чужаков. 245 A-GPM
8
ἐγκαταλειφθήσεται Останется 1459 V-FPI-3S
  1510 T-NSF
θυγάτηρ дочь 2364 N-NSF
Σιων Сиона 4622 N-PRI
ὡς как 5613 ADV
σκηνὴ шатёр 4633 N-NSF
ἐν в 1722 PREP
ἀμπελῶνι винограднике 290 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ὀπωροφυλάκιον амбар   N-NASN
ἐν в 1722 PREP
σικυηράτῳ, огороде,   N-DSN
ὡς как 5613 ADV
πόλις город 4172 N-NSF
πολιορκουμένη· осаждённый;   V-PMPP-NSF
9
καὶ и 2532 CONJ
εἰ если [бы] 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
κύριος Господь 2962 N-NSM
σαβαωθ Саваоф 4519 N-PRI
ἐγκατέλιπεν оставил 1459 V-2AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
σπέρμα, семя, 4690 N-ASN
ὡς как 5613 ADV
Σοδομα Содом 4670 N-PRI
ἂν уже́ 302 PRT
ἐγενήθημεν мы были сделаны 1096 V-AOI-1P
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
Γομορρα Гоморра 1116 N-NSF
ἂν уже́ 302 PRT
ὡμοιώθημεν. мы были [бы] уподоблены. 3666 V-API-1P
10
Ἀκούσατε Послушайте 191 V-AAM-2P
λόγον слово 3056 N-ASM
κυρίου, Го́спода, 2962 N-GSM
ἄρχοντες начальники 758 N-NPM
Σοδομων· Содома; 4670 N-PRI
προσέχετε удерживайте 4337 V-PAM-2P
νόμον Закон 3551 N-ASM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
λαὸς народ 2992 N-NSM
Γομορρας. Гоморры. 1116 N-GSF
11
τί Что́ [есть] 5100 I-ASN
μοι Мне 3427 P-1DS
πλῆθος множество 4128 N-NSM
τῶν   3588 T-GPF
θυσιῶν жертв 2378 N-GPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος· Господь; 2962 N-NSM
πλήρης полный 4134 A-NSF
εἰμὶ Я есть 1510 V-PAI-1S
ὁλοκαυτωμάτων всесожжений 3646 N-GPN
κριῶν баранов   N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
στέαρ жир   N-NASN
ἀρνῶν овец 704 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
αἷμα кровь 129 N-ASN
ταύρων быков 5022 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τράγων козлов 5131 N-GPM
οὐ не 3739 PRT-N
βούλομαι, хочу, 1014 V-PNI-1S
12
οὐδ᾽ даже не 3761 CONJ-N
ἐὰν если 1437 COND
ἔρχησθε придёте 2064 V-PMS-2P
ὀφθῆναί явиться 3708 V-APN
μοι. Мне. 3427 P-1DS
τίς Кто 5100 I-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐξεζήτησεν взыскал 1567 V-AAI-3S
ταῦτα эти 5023 D-APN
ἐκ из 1537 PREP
τῶν   3588 T-GPF
χειρῶν рук 5495 N-GPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
πατεῖν топтать 3961 V-PAN
τὴν   3588 T-ASF
αὐλήν двор 833 N-ASF
μου Мой 3450 P-1GS
13
οὐ не 3739 PRT-N
προσθήσεσθε· прило́жите; 4369 V-FMI-2P
ἐὰν если 1437 COND
φέρητε вы приносили 5342 V-PAS-2P
σεμίδαλιν, муку́, 4585 N-ASF
μάταιον· напрасный; 3152 A-ASN
θυμίαμα фимиам 2368 N-ASN
βδέλυγμά мерзость 946 N-NSN
μοί Мне 3427 P-1DS
ἐστιν· есть; 1510 V-PAI-3S
τὰς   3588 T-APF
νουμηνίας новомесячья 3561 N-GSF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-NPN
σάββατα субботы 4521 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
ἡμέραν день 2250 N-ASF
μεγάλην великий 3173 A-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἀνέχομαι· потерплю; 430 V-PMPI-1S
νηστείαν пост 3521 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἀργίαν отдых   N-ASF
14
καὶ и 2532 CONJ
τὰς   3588 T-APF
νουμηνίας новомесячья 3561 N-GSF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
τὰς   3588 T-APF
ἑορτὰς праздники 1859 N-APF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
μισεῖ ненавидит 3404 V-PAI-3S
  1510 T-NSF
ψυχή душа́ 5590 N-NSF
μου· Моя́; 3450 P-1GS
ἐγενήθητέ вы были сделаны 1096 V-AOI-2P
μοι Мне 3427 P-1DS
εἰς в 1519 PREP
πλησμονήν, пресыщение, 4140 N-ASF
οὐκέτι уже́ не 3765 ADV-N
ἀνήσω стерплю 447 V-FAI-1S
τὰς   3588 T-APF
ἁμαρτίας грехи 266 N-APF
ὑμῶν. ваши. 5216 P-2GP
15
ὅταν Когда 3752 CONJ
τὰς   3588 T-APF
χεῖρας ру́ки 5495 N-APF
ἐκτείνητε прострёте 1614 V-AAS-2P
πρός ко 4314 PREP
με, Мне, 3165 P-1AS
ἀποστρέψω отведу 654 V-FAI-1S
τοὺς   3588 T-APM
ὀφθαλμούς глаза́ 3788 N-APM
μου Мои 3450 P-1GS
ἀφ᾽ от 575 PREP
ὑμῶν, вас, 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
πληθύνητε увеличите 4129 V-PAS-2P
τὴν   3588 T-ASF
δέησιν, моление, 1162 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰσακούσομαι услышу 1522 V-FMI-1S
ὑμῶν· вас; 5216 P-2GP
αἱ   3588 T-NPF
γὰρ ведь 1063 CONJ
χεῖρες ру́ки 5495 N-NPF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
αἵματος крови́ 129 N-GSN
πλήρεις. полные. 4134 A-NPM
16
λούσασθε, Омойтесь, 3068 V-AMD-2P
καθαροὶ чистые 2513 A-NPM
γένεσθε, сделайтесь, 1096 V-2ADM-2P
ἀφέλετε сними́те 851 V-AAD-2P
τὰς   3588 T-APF
πονηρίας зло 4189 N-GSF
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν   3588 T-GPF
ψυχῶν душ 5590 N-GPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
ἀπέναντι перед 561 ADV
τῶν   3588 T-GPM
ὀφθαλμῶν глазами 3788 N-GPM
μου, Моими, 3450 P-1GS
παύσασθε сдержитесь 3973 V-AMD-2P
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν   3588 T-GPF
πονηριῶν лукавств 4189 N-GPF
ὑμῶν, ваших, 5216 P-2GP
17
μάθετε научитесь 3129 V-2AAM-2P
καλὸν хорошее 2570 A-ASM
ποιεῖν, делать, 4160 V-PAN
ἐκζητήσατε взыщи́те 1567 V-AAD-2P
κρίσιν, суд, 2920 N-ASF
ῥύσασθε избавьте 4506 V-AMD-2P
ἀδικούμενον, обижаемого, 91 V-PPP-ASM
κρίνατε рассуди́те 2919 V-AAM-2P
ὀρφανῷ сироте 3737 A-DSM
καὶ и 2532 CONJ
δικαιώσατε оправдайте 1344 V-AAD-2P
χήραν· вдову; 5503 N-ASF
18
καὶ и 2532 CONJ
δεῦτε идите 1205 V-PAM-2P
καὶ и 2532 CONJ
διελεγχθῶμεν, будем судиться,   V-AAS-1P
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος, Господь, 2962 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
ὦσιν были 1510 V-PAS-3P
αἱ   3588 T-NPF
ἁμαρτίαι грехи 266 N-NPF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
ὡς как 5613 ADV
φοινικοῦν, багрянец,   A-NSN
ὡς как 5613 ADV
χιόνα снег 5510 N-ASF
λευκανῶ, убелю, 3021 V-FAI-1S
ἐὰν если 1437 COND
δὲ же 1161 CONJ
ὦσιν были 1510 V-PAS-3P
ὡς как 5613 ADV
κόκκινον, алое, 2847 A-ASN
ὡς как 5613 ADV
ἔριον шерсть 2053 N-NSN
λευκανῶ. убелю. 3021 V-FAI-1S
19
καὶ И 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
θέλητε захотите 2309 V-PAS-2P
καὶ и 2532 CONJ
εἰσακούσητέ услышите 1522 V-AAS-2P
μου, Меня, 3450 P-1GS
τὰ   3588 T-APN
ἀγαθὰ доброе 18 A-APN
τῆς   3588 T-GSF
γῆς земли́ 1093 N-GSF
φάγεσθε· будете есть; 2068 V-FMI-2P
20
ἐὰν если 1437 COND
δὲ же 1161 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
θέλητε захотите 2309 V-PAS-2P
μηδὲ и не 3366 CONJ-N
εἰσακούσητέ услышите 1522 V-AAS-2P
μου, Меня, 3450 P-1GS
μάχαιρα меч 3162 N-NSF
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
κατέδεται· пожрёт; 2719 V-FMI-3S
τὸ   3588 T-ASN
γὰρ ведь 1063 CONJ
στόμα уста 4750 N-NSN
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἐλάλησεν произнесли 2980 V-AAI-3S
ταῦτα. это. 5023 D-APN
21
Πῶς Как 4459 ADV
ἐγένετο сделался 1096 V-2ADI-3S
πόρνη блудница 4204 N-NSF
πόλις город 4172 N-NSF
πιστὴ верный 4103 A-NSF
Σιων, Сион, 4622 N-PRI
πλήρης полный 4134 A-NSM
κρίσεως, приговора, 2920 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
котором 1510 R-DSF
δικαιοσύνη праведность 1343 N-NSF
ἐκοιμήθη спала 2837 V-API-3S
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ, нём, 846 P-DSF
νῦν теперь 3568 ADV
δὲ же 1161 CONJ
φονευταί. убийц] в нём].   N-NPM
22
τὸ   3588 T-ASN
ἀργύριον Серебро 694 N-NSN
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
ἀδόκιμον· негодное; 96 A-ASM
οἱ   3588 T-NPM
κάπηλοί трактирщики   N-NPM
σου твои 4675 P-2GS
μίσγουσι разбавляют 3396 V-PAI-3P
τὸν   3588 T-ASM
οἶνον вино 3631 N-ASM
ὕδατι· водой; 5204 N-DSN
23
οἱ   3588 T-NPM
ἄρχοντές начальники 758 N-NPM
σου твои 4675 P-2GS
ἀπειθοῦσιν, не покоряются, 544 V-PAI-3P
κοινωνοὶ сообщники 2844 N-NPM
κλεπτῶν, крадущих, 2813 N-GPM
ἀγαπῶντες любящие 25 V-PAPNP
δῶρα, дары, 1435 N-APN
διώκοντες преследующие 1377 V-PAP-NPM
ἀνταπόδομα, воздаяние, 468 N-ASN
ὀρφανοῖς не имущим 3737 A-DPM
οὐ не 3739 PRT-N
κρίνοντες судящие 2919 V-PAP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
κρίσιν судом 2920 N-ASF
χηρῶν вдов 5503 N-GPF
οὐ не 3739 PRT-N
προσέχοντες. занимающиеся. 4337 V-PAP-NPM
24
διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
τάδε это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
  3588 T-NSM
δεσπότης Владыка 1203 N-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
σαβαωθ Саваоф: 4519 N-PRI
Οὐαὶ Увы 3759 INJ
οἱ   3588 T-NPM
ἰσχύοντες сильные 2480 V-PAP-NPM
Ισραηλ· Израиля; 2474 N-PRI
οὐ не 3739 PRT-N
παύσεται прекратится 3973 V-FMI-3S
γάρ ведь 1063 CONJ
μου Мой 3450 P-1GS
  3588 T-NSM
θυμὸς гнев 2372 N-NSM
ἐν на 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPM
ὑπεναντίοις, неприятелей, 5227 A-DPM
καὶ и 2532 CONJ
κρίσιν суд 2920 N-ASF
ἐκ из 1537 PREP
τῶν   3588 T-GPM
ἐχθρῶν врагов 2190 A-GPM
μου Моих 3450 P-1GS
ποιήσω. Я сделаю. 4160 V-FAI-1S
25
καὶ И 2532 CONJ
ἐπάξω наведу 1863 V-FAI-1S
τὴν   3588 T-ASF
χεῖρά руку 5495 N-ASF
μου Мою́ 3450 P-1GS
ἐπὶ на 1909 PREP
σὲ тебя 4571 P-2AS
καὶ и 2532 CONJ
πυρώσω очищу 4448 V-FAI-1S
σε тебя 4571 P-2AS
εἰς в 1519 PREP
καθαρόν, чистое, 2513 A-ASM
τοὺς   3588 T-APM
δὲ же 1161 CONJ
ἀπειθοῦντας не покоряющихся 544 V-PAPAP
ἀπολέσω уничтожу 622 V-AAS-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἀφελῶ отниму 851 V-FAI-1S
πάντας всех 3956 A-APM
ἀνόμους беззаконных 459 A-APM
ἀπὸ от 575 PREP
σοῦ тебя 4675 P-2GS
καὶ и 2532 CONJ
πάντας всех 3956 A-APM
ὑπερηφάνους надменных 5244 A-APM
ταπεινώσω. смирю. 5013 V-FAI-1S
26
καὶ И 2532 CONJ
ἐπιστήσω поставлю 2186 V-FAI-1S
τοὺς   3588 T-APM
κριτάς судей 2923 N-APM
σου твоих 4675 P-2GS
ὡς как 5613 ADV
τὸ   3588 T-ASN
πρότερον прежде 4386 ADV-C
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς   3588 T-APM
συμβούλους советников 4825 N-APM
σου твоих 4675 P-2GS
ὡς как 5613 ADV
τὸ   3588 T-ASN
ἀπ᾽ от 575 PREP
ἀρχῆς· нача́ла; 746 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα этого 5023 D-APN
κληθήσῃ будешь назван: 2564 V-FPI-2S
Πόλις Город 4172 N-NSF
δικαιοσύνης, праведности, 1343 N-GSF
μητρόπολις столица 3390 N-NSF
πιστὴ верная 4103 A-NSF
Σιων. Сион. 4622 N-PRI
27
μετὰ С 3326 PREP
γὰρ ведь 1063 CONJ
κρίματος судом 2917 N-GSN
σωθήσεται будет спасено 4982 V-FPI-3S
  1510 T-NSF
αἰχμαλωσία пленение 161 N-NSF
αὐτῆς её 846 P-GSF
καὶ и 2532 CONJ
μετὰ с 3326 PREP
ἐλεημοσύνης· милосердием; 1654 N-GSF
28
καὶ и 2532 CONJ
συντριβήσονται истребятся 4937 V-FPI-3P
οἱ   3588 T-NPM
ἄνομοι беззаконные 459 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
ἁμαρτωλοὶ грешные 268 A-NPM
ἅμα, вместе, 260 ADV
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
ἐγκαταλείποντες оставившие 1459 V-PAP-NPM
τὸν   3588 T-ASM
κύριον Го́спода 2962 N-ASM
συντελεσθήσονται. уничтожатся. 4931 V-FPI-3P
29
διότι Потому что 1360 CONJ
αἰσχυνθήσονται устыдятся 153 V-FPI-3P
ἐπὶ при 1909 PREP
τοῖς   3588 T-DPN
εἰδώλοις идолах 1497 N-DPN
αὐτῶν, их, 846 D-GPM
которых 3739 R-APN
αὐτοὶ они 846 P-NPM
ἠβούλοντο, пожелали, 1014 V-AMI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐπῃσχύνθησαν постыдятся 1870 V-API-3P
ἐπὶ при 1909 PREP
τοῖς   3588 T-DPM
κήποις садах 2779 N-DPM
αὐτῶν, их, 846 D-GPM
которые 3739 R-APN
ἐπεθύμησαν· пожелали; 1937 V-AAI-3P
30
ἔσονται они будут 1510 V-FDI-3P
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὡς как 5613 ADV
τερέβινθος теребинт   N-NSF
ἀποβεβληκυῖα сбросивший 577 V-RAPNS
τὰ   3588 T-APN
φύλλα листья 5444 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
παράδεισος парк 3857 N-NSM
ὕδωρ воду 5204 N-NSN
μὴ не 3361 PRT-N
ἔχων· имеющий; 2192 V-PAP-NSM
31
καὶ и 2532 CONJ
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
  1510 T-NSF
ἰσχὺς могущество 2479 N-NSF
αὐτῶν их 846 D-GPF
ὡς как 5613 ADV
καλάμη солома 2562 N-NSF
στιππύου обугленная   N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
αἱ   3588 T-NPF
ἐργασίαι труды 2039 N-NPF
αὐτῶν их 846 D-GPF
ὡς как 5613 ADV
σπινθῆρες искры   N-NPM
πυρός, огня, 4442 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
κατακαυθήσονται сгорят 2618 V-FPI-3P
οἱ   3588 T-NPM
ἄνομοι беззаконные 459 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
ἁμαρτωλοὶ грешные 268 A-NPM
ἅμα, вместе, 260 ADV
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
  3588 T-NSM
σβέσων. гасящего. 4570 V-PAPNS

Толкование Мэтью Генри

Первый стих данной главы задуман как заглавие книги в целом, и, вероятно, это первая проповедь, которую пророку было определено обнародовать и приложить в письменном виде (такой, по мнению Кальвина, был обычай у пророков) к дверям храма (подобно тому как у нас в публичных местах развешиваются воззвания), чтобы все могли прочесть (Авв 2:2), а для желающих переписать священники некоторое время спустя помещали и хранили подлинник среди рукописей храма. Проповедь, содержащаяся в данной главе, включает в себя:

(I) Серьезное обвинение, выдвинутое именем Господа против иудейской Церкви и народа: (1) за их неблагодарность (ст. 2−3), (2) за их неисправимость (ст. 5), (3) за повальную порочность и деградацию всего народа (ст. 4, 6, 21−22), (4) за извращение правосудия правителями народа (ст. 23).

(II) Горькое сетование о судах Божьих, которые иудеи навлекли на себя своими грехами и которые привели их к почти полному разорению (ст. 7−9).

(III) Справедливое отвержение показной религиозности и обрядов, которых они придерживались, невзирая на всеобщее вероотступничество и измену (ст. 10−15).

(IV) Настоятельный призыв к покаянию и исправлению, к выбору между жизнью и смертью: жизнь если покорятся призыву, смерть если нет (ст. 16−20).

(V) Угроза об истреблении не желающих исправляться (ст. 24, 28−31).

(VI) Обетование о счастливом исправлении в конце и о возвращении к исходной чистоте и преуспеванию (ст. 25−27). Все это нам надлежит применять и к себе, не только к общинам, членами которых мы являемся, и к их авторитету в обществе, но и к состоянию наших собственных душ.

Стих 1

Здесь:

I. Имя пророка Исаия или Иесахьяху (ибо так оно звучит на иврите), что соответствует новозаветному (в англ. пер. Библии, например, Рим 15:12 и др.). Его имя означает спасение от Господа подходящее имя для любого пророка, посредством которого Бог дает уразуметь народу Его спасение, в особенности для этого пророка, который так много пророчествует об Иисусе Спасителе и о великом спасении, Им совершенном. О пророке сказано, что он сын Амосов, однако не пророка Амоса (на иврите написание имени пророка Амоса отличается от написания имени отца Исаии), но, как думают евреи, Амоса брата или сына Амасии, царя иудейского; сомневаться в правдивости предания можно так же, как и в предлагаемом нам правиле, что если упоминается отец пророка, то таковой тоже был пророком. Ученики и последователи пророков на самом деле зачастую назывались их сыновьями, но у нас мало примеров (если таковые вообще имеются), чтобы собственные сыновья пророков были их последователями.

II. Природа пророчества. Это видение, откровение в видении, данное в состоянии бодрствования: слышал слова Божии и видел видения Всемогущего (как говорит Валаам, Чис 24:4), хотя, наверное, сначала видение не было таким впечатляющим, как впоследствии (Ис 6:1). Пророков называли прозорливцами или ясновидцами, поэтому их пророчества вполне уместно называются видениями. Это то, что пророк увидел глазами разума и предвидел посредством Божьего откровения так же ясно, и был в этом столь же уверен, полностью осведомлен и получил такое же впечатление, как если бы увидел своими телесными глазами. Следует заметить:

(1) Божьи пророки видели то, 0 чем говорили, знали о том, что сказали, и требовали от нас веры лишь в то, во что сами верили и в чем были уверены (Ин 6:69; 1Ин 1:1).

(2) Они не могли молчать о том, что видели, потому что осознавали, насколько увиденное ими касалось всех окружающих (Деян 4:20; 2Кор 4:13).

III. Предмет пророчества. Предметом было то, что пророк видел об Иудее и Иерусалиме, о стране двух колен и о городе, который был их столицей; в пророчестве мало что относится к остальным десяти коленам или Ефрему, о котором так много сказано в пророчестве Осии. В книге есть главы, касающиеся Вавилона, Египта, Тира и других соседних народов; но заглавие она берет от основной своей сути, и поэтому сказано, что она об Иудее и Иерусалиме, о других народах говорится постольку, поскольку иудеи имели с ними деловые отношения. Исаия особым образом доносит до них (1) наставление; ибо для Иудеи и Иерусалима привилегия то, что к ним относятся слова Божии.

(2) Обличение и угрозу; ибо если в Иудее, где Бог ведом, и в Салиме, где Его имя велико, найдется беззаконие, то они скорее, чем кто-либо другой, поплатятся за это.

(3) Утешение и ободрение в тяжелые времена; ибо дети Сиона возрадуются о Царе своем.

IV. Время пророчества. Исаия пророчествовал во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии. Отсюда явствует, что (1) он пророчествовал долго, в особенности если (как говорят иудеи) в конце Манассия приговорил его к смерти, к жестокой смерти к расчленению, на что, существует мнение, ссылается апостол (Евр 11:37). Со времени смерти царя Озии (Ис 6:1) и до болезни и выздоровления Езекии прошло сорок семь лет; сколько Исаия пророчествовал до и после того, неизвестно. Одни считают, что шестьдесят, другие что восемьдесят лет в целом. Честью для него и блаженством для его страны было то, что он так долго оставался полезным; и следует предположить, что он начал молодым и выстоял до преклонных лет; ибо у пророков не было, как у священников, возрастных ограничений относительно начала или завершения служения.

(2) Он прошел через разные времена. Иоафам был добрым царем, Езекия еще лучше, несомненно, они поощряли и принимали советы от этого пророка, покровительствовали ему, а он был их тайным советником; но в промежутках между их правлениями и в разгар служения Исаии царствовал весьма нечестивый и злой Ахаз; тогда, несомненно, Исаию при дворе осуждали и, вероятно, вынуждали скрываться. Добрым людям и добрым служителям не следует удивляться, если они переживают тяжелые времена в этом мире, и нужно готовиться к ним. Религия пришла в такой упадок, что двери дома Господня были заперты и жертвенники идолам были устроены по всем углам в Иерусалиме. И Исаия со всем своим божественным красноречием и с посланиями непосредственно от Самого Господа не смог этому помешать. Лучшие люди, лучшие служители не могут совершать в мире то благо, которое хотели бы.

Стихи 2−9. Мы лелеем надежду увидеть более радостную и приятную картину, прежде чем дочитаем эту книгу до конца; но, воистину, здесь, в начале книги, все, что касается Иудеи и Иерусалима, выглядит весьма плачевно, весьма мрачно. Какова же пустыня этого мира, если Церковь, виноградник, имеет такой унылый вид?

I. Пророк, хотя и говорит именем Господа, но, отчаявшись собрать слушающих из сынов Его народа, обращается к небесам и земле и просит их внимания: Слушайте, небеса, и внимай, земля! (ст. 2). Скорее услышит бездушная тварь, подчиняющаяся закону и отвечающая цели своего сотворения, нежели эти неразумные и бесчувственные люди. Пусть свет небес пристыдит их темное невежество, а плодовитость земли их бесплодие, и строгость в соблюдении времени каждым из них распущенность людей. Так начинал свою речь и Моисей (Втор 32:1), на что ссылается здесь пророк, подразумевая, что теперь наступили те времена, которые Моисей предсказывал (Втор 31:29). Или же здесь звучит воззвание к небесам и земле, к ангелам, а затем обитателям вышнего и нижнего мира. Пусть они рассудят Бога с виноградником Его; может ли кто-нибудь из них явить пример такой неблагодарности? Следует заметить, что Бог будет оправдан в Своих словах, и небеса, равно как и земля, провозгласят правду Его (Мих 6:1; Пс 49:6).

II. Он обвиняет людей в подлой неблагодарности, в тяжелейшем преступлении. Назови человека неблагодарным и ничего хуже не придумаешь. Пусть небеса и земля услышат и изумятся (1) милостивому отношению Господа к такому капризному и раздражающему народу: «Я кормил и воспитывал их, как детей; они были сыты и научены» (Втор 32:6); «Я возвеличил и возвысил их (существует такое мнение) не только взрастил их, но и сделал их великими; не только поддерживал их, но и отдал им предпочтение; не только обучал их, но и возвысил». Следует заметить, что продолжительностью и благами своей жизни и всеми своими достижениями мы обязаны отеческой заботе о нас и доброте Бога.

(2) Грубому поведению народа по отношению к Господу, Который был столь нежен с ними: «Они возмутились против Меня; или: они отвернулись от Меня (существует такое чтение); они дезертиры, нет предатели Моей короны и достоинства». Следует заметить: все примеры милости по отношению к нам Бога, Бога нашего естества и Бога, воспитывающего нас, усугубляют нашу вину в случае предательства и отступничества от Него, а также в любом нашем своевольном противлении Ему; дети, но все же какие непокорные!

III. Пророк приписывает это невежеству и нерассудительности людей: Вол знает... а Израиль не знает (ст. 3). Примите во внимание (1) благоразумие вола и осла, которые являются не только грубыми тварями, но и одними из самых тупых; тем не менее у вола такое чувство долга, что он знает своего владельца и служит ему, преклоняется под его ярмо и тащит его; у осла такое чувство выгоды, что он знает ясли, или кормушку, своего господина, где он кормится и где обитает, и сам туда пойдет, если окажется непривязанным. До чего же докатился человек, если может быть пристыжен ведением и разумением даже этих глупых животных и не только отправлен к ним поучиться (Притч 6:6−7), но и поставлен на порядок ниже их (Иер 8:7), научен более скотов земных (Иов 35:11), однако знает меньше!

(2) Глупость и бесчувственность Израиля. Господь его владелец и собственник. Он создал нас, и мы Ему принадлежим в большей мере, чем нам принадлежит наш скот; Бог нас прекрасно обеспечивает; провидение это ясли нашего Господина; тем не менее многие, называющиеся народом Божьим, не знают и не желают учитывать этого, но спрашивают: « Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? Он нам не владелец, и что пользы прибегать к Нему? У него нет яслей, чтобы нам кормиться из них». Пророк уже сетовал на упрямое своеволие иудеев: Они возмутились против Меня (ст. 2). Теперь он приводит причину: «Они потому возмутились, что не знают и не рассуждают». Их разум помрачился, и поэтому вся душа отчуждена от жизни Божией (Еф 4:18). «Израиль не знает, хотя их земля земля света и ведения; ведом в Иудее Бог, однако из-за того, что народ не живет согласно тому, что знает, на деле получается, как будто бы не знает. Иудеи ведают, но их знание не приносит им пользы, потому что не рассуждают о том, что знают, не применяют знания в жизни, не прилагают к ним свой разум». Следует заметить: [1] даже среди называющих себя народом Божьим и имеющих преимущества и обязательства, возложенные на Его народ, много таких, кто весьма беспечно относится к собственной душе. [2] Нерассудительность в отношении того, что мы знаем, становится нам таким же серьезным врагом в религии, как и неведение о том, что нам следует знать. [3] Люди потому отворачиваются от Бога и возмущаются против Него, что не знают и не рассуждают о своих обязательствах перед Господом, о своем долге, благодарности и выгоде.

IV. Пророк скорбит о повальной порочности и развращении иудейской церкви и царства. Болезнь греха носит эпидемический характер, и люди всех рангов и сословий были заражены ею. Увы, народ грешный (ст. 4). Пророк плачет о тех, кто сам о себе плакать не желает: увы о них! Горе им! Он говорит об их деградации со святым негодованием и со страхом перед последствиями. Здесь обратите внимание:

1. Каким тяжким он представляет их грех и показывает всю его пагубность (ст. 4).

(1) Нечестие было повальным. Они были греховным народом. Большинство людей порочны и богохульствуют. Это наблюдалось в национальных масштабах. Проявлялось при заключении и выполнении договоров за рубежом и при отправлении правосудия дома: они вели себя безнравственно. Следует заметить: дела народа совсем плохи, если грех приобретает национальные масштабы.

(2) Нечестие было огромным и отвратительным по своей природе. Люди были обременены беззакониями; вина в беззакониях и проклятие, вытекающее из этой вины, лежали на них тяжким грузом. Против них было выдвинуто серьезное обвинение, такое, в котором они никогда не смогли бы оправдаться, нечестие лежало на них куском свинца (Зах 5:7−8). Грех людей, поскольку он с легкостью преградил им путь и они были к нему склонны, лежал на них бременем (Евр 12:1).

(3) Они происходили из плохого рода, будучи племенем злодеев. Предательство было у них в крови, оно было у них родовым, что делало их состояние еще более тяжелым, досадным и безнадежным. Они восстали вместо своих отцов и шли по их стопам, чтобы исполнить меру их беззаконий (Чис 32:14). Они были родом и племенем мятежников.

(4) Буйные прилагали все усилия, чтобы склонить к буйству других. Они были не только растленными детьми, порочными от рождения, но и сынамирастлителями (англ. пер., ст. 4), распространявшими порок и заражавшими им других; не только грешниками, но и искусителями; не только жертвами подстрекательства сатаны, но и его посланниками. И если называющиеся детьми, чадами Божьими, которых считают членами Его семьи, столь злы и порочны, их пример оказывает самое пагубное влияние.

(5) Их грех состоял в предательском отступничестве от Бога. Они пренебрегли верностью: «Оставили Господа, с Которым связали себя, повернулись назад, отдалились или отделились от Бога, повернулись к Нему спиной, ушли из-под Его знамен, оставили свою службу». Когда их призывали идти вперед, они бежали назад, как телец неукротимый, как упрямая телица (Ос 4:16).

(6) Они бросили Господу дерзкий и бесстыдный вызов: раздражали Святого Израилева на гнев (англ. пер. ст. 4) упрямо и преднамеренно; они знали, что может Его рассердить и делали именно это. Следует заметить: отступничество исповедовавших религию и притязавших на отношения с Богом по-особому раздражает Его.

2. Каким образом пророк иллюстрирует это, прибегая к сравнению с немощным, пораженным болезнью телом, полностью покрытым язвами, или, подобно телу Иова, проказою лютою (ст. 5−6).

(1) Болезнь поразила жизненно важные органы и угрожает летальным исходом. Самые опасные заболевания недуги сердца и головы; и вот голова вся голова поражена болезнью, и сердце все сердце исчахло. Иудеи развратились в своих суждениях: в их головах проказа. Они были совершенно нечисты, их любовь к Богу и религии охладела и ушла, а оставшееся было близко к смерти (Откр 3:2).

(2) Распространившись по всему телу, язвы стали слишком отвратительными: от подошвы ноги до темени головы, от самого ничтожного крестьянина до величайшего вельможи нет здорового, нет добрых нравов, нет религии (ибо в ней заключается здоровье души) ничего, кроме язв и пятен, вины и развращения, печальных следствий адамова грехопадения, отвратительного для святого Бога и болезненного для чувствительной души; таковыми они были и для Давида, когда он сетовал: смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс 37:6; см 31:3−4). Никаких попыток исправиться не предпринимали, а если и предпринимали, то таковые оказались безуспешными: язвы неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Пока грех остается без покаяния раны не осмотрены, не промыты, гордая плоть из них не вырезана, и, следовательно, все это время грех остается без прощения, раны не заживают и не закрываются, и ничего не делается для их лечения и предотвращения фатальных последствий.

V. Пророк горько плачет о судах Божьих, которые иудеи навлекли на себя своими грехами, и о неисправимости людей под этими судами.

1. Царство иудеев почти разорено (ст. 7). Такими несчастными были они, когда и города и земли опустошались, и все же такими неразумными, что им еще нужно говорить обо всем этом и показывать! «Посмотрите и увидите: земля ваша опустошена; почва не обрабатывается из-за нехватки населения, деревни опустели (Суд 5:7). И таким образом поля и виноградники уподобляются пустыне, все это заросло терном (Притч 24:31). Города ваши сожжены огнем, это сделали вторгшиеся к вам враги (меч и огонь обычно идут вместе); что же касается плодов вашей земли, которым надлежало бы пойти в пищу вашим семьям, то их съедают чужие; и к еще большей вашей досаде, все это происходит у вас на глазах, и вы ничему не можете помешать, вы голодаете, в то время как ваши враги едят до отвала то, чему следовало стать вашим пропитанием. Поражение вашей страны подобно поражению пришельцев; захватчики им воспользовались, как могли бы воспользоваться пришельцы». Сам Иерусалим, который был как бы дочерью Сиона (возведенный на Сионе храм был матерью, кормящей матерью Иерусалима), или сам Сион, святая гора, который был Богу дорог, как дочь, оказался теперь заброшенным, покинутым и незащищенным, как шатер в винограднике, в котором, когда сбор винограда заканчивается, никто не живет и о котором никто не заботится, а посему выглядит он жалким и презренным, как шалаш или лачуга в огороде; и все боятся подходить к нему и благоразумно забирают из него свое имущество, как если бы это был осажденный город (ст. 8). И существует мнение, что больное тело символизирует бедственное состояние царства (ст. 6). Вероятно, эта проповедь прозвучала во время правления Ахаза, когда в Иудею вторгались цари Сирии и Израиля, идумеяне и филистимляне, которые многих убили и многих захватили в плен (2Пар 28:5, 17−18). Следует заметить, что нечестие и безнравственность в национальных масштабах приводит к разорению государства. И Ханаан слава всех земель, и гора Сион радость всей земли, стали поношением и руинами; таковыми сделал их грех, этот великий смутьян.

2. Тем не менее не все исправились, и поэтому Бог угрожает принять повторные меры: «Во что вас бить еще, если надеешься, что это принесет вам пользу, но чем больше вас укоряешь, тем непокорнее вы становитесь? Вы, как и раньше, продолжаете свое упорство» (ст. 5); как, в частности, делал Ахаз, который и в тесное для себя время продолжал беззаконно поступать пред Господом (2Пар 28:22). Подобным же образом и врач, когда видит, что у больного случай безнадежный, не беспокоит его более врачеванием; и отец решает не исправлять дальше свое чадо, увидев, что оно ожесточилось, а просто лишает его наследства. Следует заметить:

(1) Есть люди, которые становятся только хуже от методов, которые Господь использует им во благо; чем больше их бьет, тем сильнее они бунтуют; их порочность, вместо того чтобы омертветь, от скорбей раздражается и приходит в ярость, а сердце еще больше ожесточается.

(2) Бог подчас, верша праведный суд, прекращает исправлять тех, кто долго не исправляется, и поэтому решает их погубить. Негодное серебро будет брошено не в плавильную печь, а вместе с нечистотами вон (Иер 6:29−30; см. Иез 24:13; Ос 4:14). Кто нечист, да останется нечистым.

VI. Пророк утешает себя размышлением об остатке, которому надлежит стать памятником Божьей благодати и милости, несмотря на всеобщее развращение и запустение (ст. 9). Здесь обратите внимание:

(1) Как близки были иудеи к полному искоренению. Они почти уподобились Содому и Гоморре и в том, что касается греха, и в том, что касается разрушения; дела были столь плохи, что там не нашлось бы и десяти праведников, и были близки к такому бедствию, когда никто не остался бы в живых, но вся страна превратилась бы в серное озеро. Божья Справедливость сказала: «Поступи с ними, как с Адамою, сделай им, что Севоиму»; но Милость ответила: «Поступлю ли так?» (Ос 11:8−9).

(2) Что спасло иудеев: Господь Саваоф оставил им небольшой остаток, таковые содержались в чистоте от общего отступничества и были сохранены и остались живы во время общего бедствия. Данный стих приводит апостол (Рим 9:27) и применяет к тем немногим представителям иудейского народа, которые в его время приняли Христианство (когда в большинстве своем иудеи отвергли его) и в них исполнились обетования, данные отцам. Следует заметить: [1] в наихудшие времена находится остаток, убереженный от беззакония и сохраненный для милости, как, например, Ной и его семья во время потопа, Лот и его домашние во время разрушения Содома. Божья благодать торжествует, проводя различие действием суверенной власти. [2] Этот остаток зачастую очень мал по сравнению с несметным числом взбунтовавшихся и истребленных грешников. Многочисленность не является признаком истинной церкви. Стадо Христово невелико. [3] Дело освящения и спасения одних принадлежит Богу, тогда как другие остаются погибать в своей нечистоте. Это дело Его власти как Господа Саваофа. Если бы Он не оставил нам того остатка, не осталось бы никого; растлители (ст. 4) сделали бы все возможное, чтобы совратить всех, а разорители чтобы разрушить все (ст. 7), и они добились бы своего, если бы Сам Бог не вмешался, чтобы уберечь Себе остаток, который обязан воздать Ему всю славу. [4] Народу, спасенному от полного уничтожения, полезно оглянуться назад и увидеть, как близко они к нему были, на самой на грани, увидеть, сколь многим они обязаны тем нескольким добрым людям, которые закрыли собою пропасть, и понять, что всем обязаны доброму Богу, Который оставил им этих добрых людей. По милости Господа мы не исчезли.

Стихи 10−15. В данных стихах:

I. Бог призывает людей (но призывает тщетно) услышать Его слово (ст. 10).

1. Пророк весьма странно называет их: князья Содомские, народ Гоморрский. Это свидетельствует, что Господь вправе уподобить их Содому и Гоморре, если говорить о разрушении (ст. 9), потому что сами уподобились Содому и Гоморре, если говорить о грехе. Жители Содома были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). Такими же были жители Иудеи. Если правители плохи, то чего же ждать от людей? Порок подавил добродетель, ибо на его стороне были правители, люди с положением в обществе; порок получил больше голосов в свою пользу, ибо на его стороне был народ, большинство. Сила толпы была весьма велика не меньше той, что понадобилась Господу Саваофу для защиты остатка (ст. 9). Пророк здесь смело выступает против правителей, называя их князьями содомскими, ибо он не умел раздавать лестные звания. Иудейское предание гласит, что много позже из-за этого против него выдвинули обвинение и лишили жизни за то, что проклинал богов и злословил начальствующего в народе своем.

2. Требование пророка к народу звучит весьма обоснованно: «Слушайте слово Господне... и внимайте закону Бога нашего; внемлите тому, что хочет сказать вам Господь, и пусть Его слово будет для вас законом». Следующее ниже заявление о неприятии их жертв своего рода новый закон для иудеев, хотя на самом деле это было лишь разъяснением старого закона; однако надлежит отнестись к нему с особым вниманием, подобное предупреждение уже звучало (Пс 49:7−8). «Услышь это и трепещи, услышь и внемли предостережению».

II. Господь справедливо отказывается слышать молитвы иудеев и принимать их служение, жертвы и всесожжения, их тук и кровь (ст. 11); посещение дворов Господа (ст. 12), дары, курение и праздничные собрания (ст. 13), новомесячия и праздники (ст. 14), сердечнейшие обращения (ст. 15) все это отвергается, потому что руки людей были полны крови. Теперь примите во внимание:

1. Есть много людей, чуждых силе религии, более того, ее врагов, которые, тем не менее, кажутся весьма ревностными в ее обрядовой и формальной стороне. Этот греховный народ, это племя злодеев, эти князья содомские и народ гоморрский приносили не к алтарям лжебогов (в этом их здесь не обвиняют), но к жертвеннику Бога Израилева жертвы в весьма большом количестве сколько требовалось по закону и еще намного больше не только жертвы мирные, в которых они сами тоже имели долю, но всесожжения, которые полностью сжигались в честь Господа; они приносили отнюдь не растерзанное, хромое или больное, но откормленных животных, их тук, лучших в своем роде. Они не посылали кого-то принести за них жертву, но сами являлись перед лицом Бога. Они придерживались постановлений относительно места (не на высотах или в дубравах, но в самих дворах Божьих) и времени новомесячия и субботы, установленные праздники ничто из таковых не пропускалось. Более того, по-видимому, они устраивали внеочередные собрания и проводили богослужения для религиозного поклонения, помимо определенных Господом. И это было еще не все: они взывали к Богу не только во время обрядов и церемоний, но и просто проявляя свою набожность. Они молились, молились часто и много, думая, что в многословии своем будут услышаны; более того, в молитвах они были усердны и настойчивы и весьма старательно простирали вверх руки. Итак, следовало бы предположить, что речь идет (и, вне сомнения, так думали они сами) о благочестивых и религиозных людях; однако они были далеки от этого, ибо (1) в их сердцах не было истинной преданности. Они приходили являться перед Богом (ст. 12), чтобы их видели перед Ним (написано на полях); они успокоились на внешней стороне долга; их интересовало только то, как они выглядят в глазах людей, и шли они не дальше того, что могут увидеть люди.

(2) Их руки были полны крови. Они были виновны в убийствах, грабежах и притеснении под прикрытием закона и справедливости. Народ проливал кровь, а правители не наказывали его за это; правители проливали кровь, а народ способствовал и подстрекал, как Изреельские старейшины поддержали Иезавель в пролитии крови Навуфея. С Божьей точки зрения, злоба это убийца, притаившийся в сердце; ненавидящий брата своего в сердце, в сущности, обагрил свои руки кровью.

2. Когда грешники попадают под суды Божии, их легче побудить к возвышенным религиозным обрядам, нежели к оставлению своих грехов и к изменению образа жизни. Теперь страна иудеев была опустошена, их города сожжены (ст. 7), что пробудило их к жертвоприношениям Богу с большим, чем прежде, постоянством, как будто они захотели подкупить Всемогущего Бога, чтобы Он устранил кару и дал им разрешение и далее пребывать во грехе. Когда Он убивал их, они искали Его (Пс 77:34). Господи! в бедствии он искал Тебя (Ис 26:16). Многих, кто охотно расстался бы с приносимым в жертву, не так-то легко убедить расстаться со своими грехами.

3. Самые пышные и дорогостоящие религиозные обряды нечестивых людей, сердце и жизнь которых не претерпели серьезных изменений, настолько далеки от того, чтобы быть угодными Богу, что на самом деле являются мерзостью для Него. Именно здесь с использованием множества разнообразных речевых оборотов показано, что послушание лучше жертвы; более того, жертва без послушания это насмешка, провокация и выпад против Бога. Относительное пренебрежение тем, что Бог здесь определяет как соблюдение церемоний, подразумевало то, к чему иудеи придут в конце, когда их всех уничтожит смерть Христа. То, что сейчас значило так мало, в должное время не будет значить ничего. «Жертвы и приношения и молитвы на их основании Ты не восхотел; и тогда Я сказал: Се, гряду». Жертвы иудеев здесь описаны:

(1) Как напрасные и несущественные: к чему Мне множество жертв ваших? (ст. 11). Они дары тщетные (ст. 13). Но тщетно чтут Меня (Мф 15:9). Забота иудеев о Божьих установлениях была напрасным трудом и ни на что доброе не годилась, ибо [1] Господь не рассматривал это как деяние долга и послушания Себе: кто требует от вас? (ст. 12). Не то чтобы Бог отрекался от Своих установлений или отказывался от соблюдения собственных предписаний, но в том, что иудеи делали, они не помышляли о Господе, Который требовал этого, к тому же Его требования относились не к тем, чьи руки были полны крови и кто упорно не желал покаяться. [2] Жертвы не снискали им Божьей благосклонности. Господь не находил радости в крови жертвенных животных, ибо не считал, что они приносят Ему честь. [3] Жертвы не принесли бы им никакого утешения. Иудеи молятся, но Господь не хочет слышать, потому что они видят беззаконие в своем сердце (Пс 65:18); Он не желает помочь им, ибо, несмотря на множество молитв, ни одна из них не исходит из правого сердца. Все их религиозное служение превратилось в нечто бесполезное. Более того:

(2) Как гнусные и неприятные. Бог не только не принимал эти жертвы, но и гнушался ими, испытывая отвращение. «Это ваши жертвы, ко Мне они не имеют никакого отношения; Я ими пресытился до тошноты». Господь в них не нуждался (Пс 49:10), Он их не желал, у Него было достаточно, более чем достаточно. Приход иудеев в Его дворы Господь называет топтанием, или попранием; само присутствие иудеев на Его таинствах вызвало презрение к ним. Их курение, каким бы ароматным оно ни было, стало для Господа мерзостью, ибо сжигалось с притворством и со злым умыслом. Господь не мог терпеть их праздничных собраний, не мог терпеливо созерцать их, не мог вынести нанесенного Ему публично оскорбления. Беззаконие и празднование! Само по себе собрание беззаконием не являлось, но если учесть, как его проводили иудеи, оно становилось таковым. Бог испытывает досаду (есть и такое чтение) и раздражение, когда таким вот образом извращаются Его установления не просто нечестивыми людьми, но и с нечестивыми намерениями: «...ненавидит душа Моя: они бремя для Меня, тяжкая ноша, затруднение; они Мне совершенно надоели, Мне тяжело нести их». Господь никогда не устает слышать молитвы праведных, но быстро утомляется от дорогостоящих жертв нечестивых. Он прячет глаза от их молитв, как от того, что вызывает отвращение и гнев. Из всего этого делаем выводы: [1] грех очень ненавистен Господу, настолько ненавистен, что даже молитвы человека и его религиозное служение становятся ненавистными. [2] Притворная набожность это беззаконие вдвойне. Лицемерие в религии самое отвратительное из всего для Бога небес. Иероним применяет данный отрывок к иудеям времен Христа, изображавшим великую ревность о законе и о храме, но сделавшим самих себя и все свое служение мерзостью для Бога, наполнив руки Кровью Христа и Его апостолов и исполнив таким образом меру своих беззаконий.

Стихи 16−20. И хотя Бог отверг служение иудеев как недостаточное для искупления их грехов, пока они упорствуют в таковых, тем не менее Он не отвергал народ в состоянии безнадежности, но призвал людей оставить свои грехи, которые мешали Ему принять их служение, и тогда все было бы хорошо. Пусть они не говорят, что Бог выискивал повод для ссоры с ними; нет, Он предлагает путь к примирению. Здесь примите во внимание:

1. Призыв к покаянию и исправлению: «Если вы желаете, чтобы ваши жертвы были приняты, а на молитвы был ответ, то вы должны приступить к делу с правильного конца: обратитесь к закону Моему (так начинается это увещевание в халдейском парафразе), не пренебрегайте заповедями второй скрижали, в противном случае не рассчитывайте, что ваши религиозные обряды будут приняты». Подобно тому как справедливость и благотворительность никогда не искупят безбожия и нечестия, так же молитвы и жертвоприношения никогда не искупят мошенничества и притеснения; ибо праведность по отношению к людям такая же важная составляющая истинной веры, как и вера в Бога составляющая всесторонней праведности.

1. Иудеи должны удалить злые деяния, не приносить более вреда, не проливать невинной крови. Вот что подразумевается под призывом омойтесь, очиститесь (ст. 16). Это не только сожаление о совершенном грехе, но и прекращение совершения его в будущем и умерщвление всех порочных страстей и наклонностей, побуждающих ко греху. Грех оскверняет душу. Поэтому наше дело омыться от него покаянием и обращением от него к Богу. Мы, удерживаясь от совершения серьезных грехов, должны удалить не только те злые деяния, которые предстают пред очами мира, но и те, которые предстоят пред очами Бога корень и привычку греха, находящиеся в нашем сердце; таковые надлежит сокрушить и умертвить.

2. Иудеи должны научиться делать добро. Это было необходимо для доведения покаяния до конца. Следует заметить: просто прекратить злые деяния не достаточно, но нам надлежит научиться поступать хорошо.

(1) Мы должны действовать, а не просто перестать совершать зло и оставаться праздными.

(2) Мы должны делать добро, то добро, которого требует от нас Господь Бог и которое пойдет на пользу.

(3) Мы должны делать его хорошо, надлежащим образом и с надлежащей целью.

(4) Мы должны научиться делать добро; нам следует приложить усилия и узнать, в чем состоит наш долг, спрашивать о нем, беспокоиться о нем и сделать его привычным для себя, чтобы наши руки охотно принялись за работу и мы стали мастерами этого святого искусства совершения добра. Пророк призывает людей особенно к тем добрым делам и поступкам, которыми они пренебрегали, к обязательствам второй скрижали: «Ищите правды, стремитесь узнать о том, что правильно, чтобы вам так и поступать; будьте внимательны и следите, чтобы находиться на пути долга, а не болтаться без дела. Ищите возможности делать добро: спасайте угнетенного, освободите тех, кого вы сами угнетали, облегчите их бремя (Пс 57:7). Вы, власть предержащие, воспользуйтесь ею, чтобы помочь людям, которых притесняют другие, ибо это ваше дело. Отомстите за невинно пострадавших, особо заботясь о сиротах и вдовах, которых, из-за их слабости и беспомощности, гордые попирают и унижают; заступайтесь за них в суде, в парламенте, где представится случай. Вставайте на защиту тех, кто сам не может за себя постоять и у кого нет денег, чтобы отблагодарить вас за вашу доброту». Следует заметить: мы воистину почитаем Бога, когда творим добрые дела в мире; деяния справедливости и благотворительности приятны Ему более, нежели все жертвоприношения и всесожжения.

II. Доказательство справедливости Божьих действий по отношению к иудеям путем открытого обсуждения: «Тогда придите и рассудим (ст. 18); пока ваши руки полны крови, Я не хочу иметь с вами дела, даже если вы принесете мне множество жертв; но если вы омоетесь и очиститесь, тогда добро пожаловать ко Мне, приходите и обсудим этот вопрос». Следует заметить: тот, и только тот, кто разрушит свой союз с грехом, будет приглашен в завет и к общению с Господом; Он говорит: «Тогда придите...» людям, которым прежде вход в Его дворы был заказан (см. Иак 4:8). Или, скорее, среди них были оскорбленные пренебрежением Бога по отношению ко множеству их жертв; например, они говорят: «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» (Ис 58:3). Они представляли Бога жестоким господином, которому невозможно угодить. «Придите, говорит Господь, давайте честно обсудим это дело и, не сомневаюсь, придем к выводу, что Мой путь прав, а ваши пути неправы» (Иез 18:25). Следует заметить: на стороне религии здравый смысл; на то есть все в мире основания, чтобы мы поступали так, как хочет от нас Бог. Господь небес снисходит до того, чтобы обсуждать дело с теми, кто противоречит Ему и придирается к Его действиям; ибо Он праведен в приговоре Своем (Пс 50:6). Стоит лишь правильно изложить дело (как здесь очень честно), и оно само за себя скажет. Бог здесь показывает, на каких условиях они выстоят (так же как и в Иез 18:21−24; Иез 33:18−19), и предоставляет им самим рассудить разве эти условия не справедливы и не разумны?

1. В соответствии со здравым смыслом, ожидать чего-то большего, если покаются и исправятся, иудеи и не могли. Господь вернет им Свою благосклонность, невзирая на то что в былом они раздражали Его. «На это вы можете надеяться, и это большое благо. Кто имеет дерзновение желать того же на каких-либо других условиях?»

(1) Требуется весьма мало: «Только чтобы вы захотели и послушались, чтобы согласились слушаться (существует и такое чтение), чтобы вы подчинили свою волю воле Божьей, уступили ей и предоставили себя в полное распоряжение Того, Кто бесконечно мудр и благ». Никакого наказания за былое упрямство и никакого утяжеления бремени и ужесточения ярма на их шеи; только: «Несмотря на то что вы до сего момента были развращенными и непокорными и не соглашались с тем, что пошло бы вам на пользу, будьте теперь сговорчивыми и податливыми». Он не говорит: «Если вы будете совершенно послушными», но: «Если вы захотите этого», ибо принято будет идущее от добровольного желания.

(2) Обещанное на данных условиях весьма велико: [1] все грехи иудеев будут им прощены и уже не припомнятся против них. «Даже если будут багряными и красными, как пурпур, даже если на них будет кровь, тем не менее после покаяния даже это простится вам, и вы предстанете пред Божьим взором белыми как снег». Следует заметить, что величайшие грешники, если они истинно покаются, то обретут прощение грехов, так что их совесть очистится и умиротворится. Даже если наши грехи были багряными и красными, как пурпур, интенсивной окраски, двойной окраски сначала на шерсти первородного тления, а потом на множестве нитей фактических преступлений, даже если мы подвергались многократному погружению многими отступлениями в грех, и даже если мы долго лежали, пропитываясь им, подобно ткани в багряной краске, тем не менее прощение тщательно удалит пятна, и будучи им очищены, как иссопом, мы будем чисты (Пс 50:9). Если мы очищаемся покаянием и исправлением (ст. 16), Бог сделает нас белыми полным прощением. [2] У них будет полное блаженство и утешение, которого они только могут пожелать. «Только захотите и будьте послушными и вы будете вкушать блага земли, земли обетованной, у вас будут все благословения нового завета, Небесного Ханаана, все блага той земли». Кто и далее станет грешить, тот, даже и поселившись в новой земле, не сможет со всяким утешением вкушать ее блага, вина придает всему горечь; но если грех будет прощен, то и земные блага станут истинными благами.

2. В соответствии со здравым смыслом, если иудеи и далее упорствовали бы в своем непослушании, то ожидать чего-то иного, кроме того как быть преданными на разорение и свершение над ними приговора закона, они не могли; что может быть справедливее? «Если же отречетесь и будете упорствовать (ст. 20), если и далее будете противостоять Божьему правлению и отказываться от предлагаемой вам Божьей благодати, то меч пожрет вас, меч ваших врагов, которым будет поручено уничтожить вас мечом Божьей справедливости, Его гнева и отмщения, которое навлечете на себя; ибо это именно то, что уста Господни говорят, и Бог поступит правильно ради сохранения собственной чести». Следует заметить: не желающих быть руководимыми Божьим жезлом непременно и заслуженно пожрет Его меч. «И вот жизнь и смерть, добро и зло предложены вам таким образом. Придите и рассудим. Какие возражения вы можете выдвинуть против справедливости этого и против согласия на Божьи условия?»

Стихи 21−31. Здесь:

1. Горько оплакивается ужасная деградация Иудеи и Иерусалима. Видите, (1) каким раньше был царский город, верный город, верный Богу и интересам Его Царства среди людей, верный государству и интересам его народа. Иерусалим был исполнен правосудия; правосудие отправлялось должным образом на установленных в нем престолах суда, престолах дома Давидова (Пс 121:5). Люди обычно честно вели свои дела и гнушались поступать несправедливо. Правда обитала в нем, была постоянным жильцом во дворцах и во всех жилищах, не так, чтобы сначала ее приглашали, а потом давали от ворот поворот нет, праведность была там как дома. Следует заметить: ни святые города, ни стольные, ни места, заявляющие о своей религии, ни правительственные места не остаются верными своей вере, если в них не обитает религия.

(2) Каким он стал теперь. Эта прелестная и добродетельная жена развратилась и стала прелюбодейкою; праведность больше не обитает в Иерусалиме (terras Astraea reliquit — Астрея покинула землю); даже убийцы не карались и жили там безмятежно; мало того, сами правители были такими жестокими и деспотичными, что стали не лучше, чем убийцы; невинному человеку легче было защитить себя от банд грабителей или убийц, нежели от коллегии таких судей. Следует заметить: нечестие любой семьи или народа усугубляется тем обстоятельством, что их предки славились своей добродетельностью и неподкупностью; и таким вот образом деградировавшие оказываются обычно самыми нечестивыми из всех людей. Corruptio optimi est pessima — Бывшее изначально наилучшим становится при разложении наихудшим (Лк 11:26; Еккл 3:16; см. Иер 22:15−17).

Деградация Иерусалима проиллюстрирована [1] уподоблением: серебро твое стало изгарью (ст. 22). Такая деградация судей, чей характер был прямо противоположен характеру их предшественников, стала большим позором и ущербом для царства, подобно обесцениванию денег и превращению серебра в окалину. Праведные правители и праведные города как серебро для казначейства, а неправедные как шлак для навозной кучи. Как потускло золото! (Плач 4:1). Вино твое испорчено водою и поэтому стало выдохшимся и кислым. Некоторые толкователи понимают обе части стиха буквально: вино, которое продавали иудеи, было поддельным, наполовину разбавленным водой; деньги, которыми расплачивались иудеи, были фальшивыми, и таким образом они обманывали всех, с кем имели дело. Но скорее всего, это следует воспринимать образно: их правители извращали правосудие, священники же лишили простоты религию и Слово Божие, поставив на службу своим прихотям. Окалина может сиять, подобно серебру, и вино, смешанное с водой, может сохранить цвет вина, но ни то ни другое ничего не стоят. Так иудеи сохранили внешнее, показную добродетельность и справедливость, но ни в той ни в другой не было истинного смысла.

[2] Несколькими примерами (ст. 23). «Твои князья, которые должны держать других в преданности Богу и в подчинении Его закону, сами непокорны и с пренебрежением относятся к Богу и к Его закону». Те, кому надлежит обуздывать воров (гордые и богатые притеснители наихудшие из грабителей, умышленно обманывающие своих заимодавцев, которые не лучше), сами приятели ворам, потворствующие тому, что те делают, и поступающие точно так же, только с меньшим риском и с большим успехом, потому что они князья, и в их руках власть; они входят в долю с ворами, которых защищают в их незаконной наживе (Пс 49:18) и жребий свой бросают вместе с ними (Притч 1:13−14).

(а) Все, к чему они стремятся, это к извлечению выгоды от своего места, чтобы получить максимальную прибыль всеми правдами и неправдами. Они любят подарки и стремятся к наградам; они всем сердцем прикипели к жалованию, гонорарам и привилегиям, которые им дает их должность, они алчут таковых, им никогда не бывает достаточно; мало того, они готовы сделать что угодно, даже если это противоречит закону и правосудию, за дар, приносимый втайне. Подарки и мзда могут ослепить им глаза в любое время и побудить к превратному суду. Это они любят и всячески того добиваются (Ос 9:1).

(б) Они нисколько не беспокоятся о должностных обязанностях. Им надлежит защищать потерпевших, проводить расследование по их искам; для чего же еще они заняли такое высокое положение? Но они не защищают сироты, им нет никакого дела до оставшихся без отца, и дело вдовы не доходит до них, потому что у бедной вдовы не из чего давать мзду, которая открыла бы ей двери и дала бы ход ее делу. За многое придется ответить тому, кто, будучи поставленным заступником угнетенным, сам является злейшим угнетателем.

II. Принимается решение о возмещении обиды: посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев, имеющий власть осуществить сказанное, в Чьем подчинении целые воинства для исполнения Его намерений и Чья сила задействована для Его Израиля: о, принесу Себе облегчение, избавившись от противников Моих (англ. пер., ст. 24). Примите во внимание:

1. Нечестивые люди, в особенности нечестивые правители, жестоко угнетающие других, являются врагами Господа, Его противниками; таковыми Он их считает и соответственно тому с ними поступит. Если святое семя развращается, то становится недругом в собственном доме.

2. Они бремя для Бога небес, что подразумевает желание Бога облегчить Себя, избавившись от них. Сильный Израилев, Который может вынести все что угодно, более того, держит все, сетует на то, что отягощен беззакониями людей (Ис 43:24; Ам 2:13).

3. Бог найдет время и способ облегчить Себя от этого бремени, поквитавшись с теми, кто лежит тяжким грузом на Его терпении. Здесь Он говорит, как бы торжествуя в предвкушении этого: о, принесу Себе облегчение. Он избавит землю от бремени, под которым она стенает (Рим 8:21−22), избавит Свое собственное имя от тяжести упреков. Господь избавится от противников, отомстив врагам Своим; Он извергнет их из уст Своих и таким образом принесет Себе облегчение (Откр 3:16). Он с радостью говорит о дне мщения в сердце Его (Ис 63:4). Если люди, называющиеся именем Господа, не сообразуются с образом Святого Израилева (ст. 4), они ощутят на себе тяжесть руки Сильного Израилева: Его сила, ранее задействованная за них, обратится против них. Бог избавится от этой обиды двумя путями:

(1) Преобразовав Свою Церковь и восстановив хороших судей вместо тех развращенных. Несмотря на то что в Церкви много изгари, она не будет выброшена вон, но очищена: «Очищу с тебя примесь (ст. 25). Я исправлю все негодное. Подавлю порок и нечестие и вызову к таковым неодобрение, смещу угнетателей и лишу их власти творить зло». Каким бы плохим ни было состояние дел, Бог способен его исправить и привести к полному преобразованию; когда Он начинает, то доведет до конца, Он удалит все свинцовое.

Примите во внимание: [1] преобразование народа это дело Самого Бога, и если таковому предстоит свершиться, то осуществит его Господь: «Иобращу на тебя руку Мою; Я сделаю для возрождения религии то, что сделал с самого начала для ее зарождения». Господь совершит это с легкостью, взмахом руки, но весьма результативно, ибо кто сможет противостоять, когда откроется мышца Господня?

[2] Господь совершит это, благословив народ хорошими судьями и хорошим правительством: «И опять буду поставлять тебе судей, как прежде (ст. 26), чтобы они приводили в исполнение законы, направленные против злодеев, и поставлю советников, чтобы вели государственные дела, как вначале», либо тех же людей, которых ранее отвергли, либо других, подобных им.

[3] Господь совершит это, восстановив у иудеев справедливость и праведность (ст. 27), внушив людям принципы справедливости и управляя их жизнью посредством этих принципов. Сдерживанием людей извне можно добиться многого, но Бог влияет намного действеннее посредством Своего Духа, Духа правосудия (Ис 4:4; Ис 28:6; см. Пс 84:11−12).

[4] Преобразованием народа станет его искупление и обращение, ибо грех наихудшее рабство, а самым великим и вечным спасением будет то, когда Господь избавит Израиля от всех беззаконий его (Пс 129:8), а Избавителем является Тот, Кто отвратит нечестие от Иакова (Рим 11:26) и спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:21). Все искупленные Господом обратятся, их обращение это их искупление: «Обратившиеся сыны его, или возвратившиеся (написано на полях), будут искуплены праведностью». Бог совершает наше избавление, готовя нас к таковому судом и правдою.

[5] Возрождение добродетельности народа станет восстановлением его чести: тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная», то есть, во-первых, ты будешь таковым; преобразование судейской коллегии правильный шаг на пути к преобразованию города, а также страны. во-вторых, тебя будут за это хвалить; и нет большей похвалы для города, чем та, когда его называют городом правды и возвращается былая слава, которая была утеряна, когда сделалась блудницею верная столица (ст. 21).

(2) Истребив не желающих исправляться, чтобы они не стали позором или западней для верного города.

[1] Здесь звучит угроза о полном уничтожении. Таковые будут погублены и истреблены, а не просто подвергнуты наказанию и исправлению. Их ликвидация необходима для искупления Сиона.

[2] Речь идет о глобальном уничтожении, включающем и отступников, и грешников, то есть откровенных богохульников, которые совершенно отбросили всякую религию, и лицемеров, ведущих нечестивый образ жизни под прикрытием религиозности, и те и другие будут истреблены, ибо они в равной степени мерзость для Господа как противоречащие религии, так и противоречащие самим себе, притворяясь религиозными. И оставившие Господа, к Которому ранее примкнули, истребятся и исчезнут, как исчезает вода в пропускной трубе, отрезанной от источника.

[3] Речь идет о неминуемом уничтожении; его невозможно избежать. Во-первых, их идолы не смогут им помочь: дубравы, которые столь вожделенны для них, и сады, которые они избрали себе, то есть образы бренных богов, которым они поклонялись в дубравах и в зелени деревьев, к которым относились с преданностью и обожанием и ради которых оставили истинного Бога, которым поклонялись, уединяясь в собственных садах, даже когда идолопоклонство публично осуждалось. «Так поступали отступники и грешники; но они будут стыдиться этого не от раскаяния, а от отчаяния (ст. 29). У них появится причина стыдиться своих идолов, ибо после оказанного тем почтения они не найдут в них никакой пользы, но идолы сами пойдут в плен» (Ис 46:1−2). Следует заметить: надеющиеся на тварь только вводят себя в заблуждение. Вы обожали дубравы и сады, но сами вы будете, (а) «как дуб, которого лист опал, усохший и развалившийся, лишенный всей своей красы». Поистине, нет листьев у того, кто не приносит плода, как смоковница, которую проклял Христос. (б) «Как сад, в котором нет воды, то есть на который не проливался дождь и который не поливали при помощи ног (Втор 11:10), в котором нет источника (Песн 4:15), и, следовательно, он высохший, и все его плоды обречены на увядание». Таковыми будут надеющиеся на идолов или делающие плоть своею опорою (Иер 17:5−6). Но уповающие на Бога никогда не сравнят Его ни с пустыней, ни с неверною водою (Иер 2:31). Во-вторых, они сами не смогут себе помочь: «И сильный будет отрепьем (ст. 31) не только сокрушенным и разорванным на клочки, но и легковоспламеняющимся; и его дело (написано на полях), которым он надеется укрепить и обезопасить себя, будет как искра для его собственного отрепья и подожжет его, и тогда он сгорит вместе со своим делом. Его советы станут для него погибелью; собственная кожа загорится в огне Божьего гнева, который будет жечь до ада преисподнего и никто не потушит». Когда грешник уподобляет себя отрепью и соломе, а Бог становится для него огнем поядающим, то сможет ли что-либо помешать уничтожению грешника? Итак, все это можно применить (1) к благословенному делу исправления, совершенному в дни Езекии после отвратительного растления в царствование Ахаза. Тогда возвысили благочестивых людей, а лица нечестивцев покрылись позором.

(2) К возвращению иудеев из вавилонского плена, который основательно излечил их от идолопоклонства.

(3) К евангельскому царству и излиянию Духа, благодаря которому Новозаветная Церковь станет Новым Иерусалимом, городом праведности.

(4) Ко второму пришествию Христа, когда Он очистит гумно Свое, Свое поле, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.