Захария 1 глава

Книга пророка Захарии
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Ἐν В 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
ὀγδόῳ восьмой 3590 A-DSM
μηνὶ месяц 3376 N-DSM
ἔτους года 2094 N-GSN
δευτέρου второго 1208 A-GSN
ἐπὶ при 1909 PREP
Δαρείου Дарии   N-GSM
ἐγένετο сделалось 1096 V-2ADI-3S
λόγος слово 3056 N-NSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
πρὸς к 4314 PREP
Ζαχαριαν Захарии 2197 N-ASM
τὸν [который сын] 3588 T-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
Βαραχιου Варахии 914 N-GSM
υἱὸν сына 5207 N-ASM
Ἀδδω Аддо   N-ASM
τὸν   3588 T-ASM
προφήτην пророка 4396 N-ASM
λέγων говоря: 3004 V-PAP-NSM
2
Ὠργίσθη Разгневался 3710 V-API-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τοὺς   3588 T-APM
πατέρας отцов 3962 N-APM
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
ὀργὴν гневом 3709 N-ASF
μεγάλην. великим. 3173 A-ASF
3
καὶ И 2532 CONJ
ἐρεῖς [ты] скажешь 2054 V-FAI-2S
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς ним: 846 P-APM
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ Вседержитель: 3841 N-NSM
Ἐπιστρέψατε Обратитесь 1994 V-AAM-2P
πρός ко 4314 PREP
με, Мне, 3165 P-1AS
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιστραφήσομαι Я обращусь 1994 V-FPI-1S
πρὸς к 4314 PREP
ὑμᾶς, вам, 5209 P-2AP
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος. Господь. 2962 N-NSM
4
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
γίνεσθε делайтесь 1096 V-PNM-2P
καθὼς как 2531 ADV
οἱ   3588 T-NPM
πατέρες отцы 3962 N-NPM
ὑμῶν, ваши, 5216 P-2GP
οἷς которым 3739 R-DPM
ἐνεκάλεσαν говорили обличения 1458 V-AAI-3P
αὐτοῖς им 846 D-DPM
οἱ   3588 T-NPM
προφῆται пророки 4396 N-NPM
οἱ   3588 T-NPM
ἔμπροσθεν прежде 1715 ADV
λέγοντες говорящие: 3004 V-PAP-NPM
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ Вседержитель: 3841 N-NSM
Ἀποστρέψατε Обратитесь 654 V-AAD-2P
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν   3588 T-GPF
ὁδῶν путей 3598 N-GPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
τῶν   3588 T-GPF
πονηρῶν злых 4190 A-GPF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν   3588 T-GPN
ἐπιτηδευμάτων дел   N-GPN
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
τῶν   3588 T-GPN
πονηρῶν, злых, 4190 A-GPN
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
προσέσχον внимали 4337 V-AAI-3P
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
εἰσακοῦσαί услышать 1522 V-AAN
μου, Меня, 3450 P-1GS
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος. Господь. 2962 N-NSM
5
οἱ   3588 T-NPM
πατέρες Отцы 3962 N-NPM
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
ποῦ где 4226 ADV
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
προφῆται пророки 4396 N-NPM
μὴ не 3361 PRT-N
τὸν   3588 T-ASM
αἰῶνα [во] век 165 N-ASM
ζήσονται живут 2198 V-FDI-3P
6
πλὴν кроме 4133 ADV
τοὺς   3588 T-APM
λόγους слов 3056 N-APM
μου Моих 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
νόμιμά законов 3545 A-APN
μου Моих 3450 P-1GS
δέχεσθε, вами полученных, 1209 V-PMI-2P
ὅσα сколькие 3745 A-APN
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
ἐντέλλομαι указываю 1781 V-PNI-1S
ἐν в 1722 PREP
πνεύματί Духе 4151 N-DSN
μου Моём 3450 P-1GS
τοῖς   3588 T-DPM
δούλοις рабам 1401 N-DPM
μου Моим 3450 P-1GS
τοῖς   3588 T-DPM
προφήταις, пророкам, 4396 N-DPM
οἳ которые 3588 R-NPM
κατελάβοσαν постигли 2638 V-AAI-3P
τοὺς   3588 T-APM
πατέρας отцов 3962 N-APM
ὑμῶν. ваших. 5216 P-2GP
καὶ И 2532 CONJ
ἀπεκρίθησαν они ответили 611 V-ADI-3P
καὶ и 2532 CONJ
εἶπαν сказали: 3004 V-2AAI-3P
Καθὼς Как 2531 ADV
παρατέτακται определил   V-XMI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ Вседержитель 3841 N-NSM
τοῦ   3588 T-GSN
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
κατὰ согласно 2596 PREP
τὰς   3588 T-APF
ὁδοὺς путям 3598 N-APF
ὑμῶν вашим 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
κατὰ согласно 2596 PREP
τὰ   3588 T-APN
ἐπιτηδεύματα делам   N-NPN
ὑμῶν, вашим, 5216 P-2GP
οὕτως так 3779 ADV
ἐποίησεν Он сделал 4160 V-AAI-3S
ὑμῖν. вам. 5213 P-2DP
7
Τῇ   3588 T-DSF
τετράδι [В] четвёртый 5064 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
εἰκάδι двадцатый [день]   N-DSF
τῷ   3588 T-DSM
ἑνδεκάτῳ одиннадцатого 1734 A-DSM
μηνί- месяца 3376 N-DSM
οὗτός этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
  3588 T-NSM
μὴν месяц 3375 PRT
Σαβατ- Шебат   N-NSM
ἐν во 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSN
δευτέρῳ второй 1208 A-DSM
ἔτει год 2094 N-DSN
ἐπὶ при 1909 PREP
Δαρείου Дарии   N-GSM
ἐγένετο сделалось 1096 V-2ADI-3S
λόγος слово 3056 N-NSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
πρὸς к 4314 PREP
Ζαχαριαν Захарии 2197 N-ASM
τὸν [который сын] 3588 T-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
Βαραχιου Варахии 914 N-GSM
υἱὸν сына 5207 N-ASM
Ἀδδω Аддо   N-ASM
τὸν   3588 T-ASM
προφήτην пророка 4396 N-ASM
λέγων говоря: 3004 V-PAP-NSM
8
Ἑώρακα Я увидел 3708 V-RAI-1S-ATT
τὴν   3588 T-ASF
νύκτα ночью 3571 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἀνὴρ муж 435 N-NSM
ἐπιβεβηκὼς взошедший 1910 V-RAP-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
ἵππον коне 2462 N-ASM
πυρρόν, рыжем, 4450 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
οὗτος этот 3778 D-NSM
εἱστήκει стоял 2476 V-LAI-3S
ἀνὰ по 303 PREP
μέσον середине [между] 3319 A-ASN
τῶν   3588 T-GPN
δύο двух 1417 A-NUI
ὀρέων гор 3735 N-GPN
τῶν   3588 T-GPN
κατασκίων, тенистых,   A-GPN
καὶ и 2532 CONJ
ὀπίσω за 3694 ADV
αὐτοῦ ним 846 D-GSM
ἵπποι кони 2462 N-NPM
πυρροὶ рыжие 4450 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ψαροὶ пятнистые   A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ποικίλοι пегие 4164 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
λευκοί. белые. 3022 A-NPM
9
καὶ И 2532 CONJ
εἶπα [я] сказал: 2036 V-2AAI-1S
Τί Что́ 5100 I-NSN
οὗτοι, эти, 3778 D-NPM
κύριε Господи? 2962 N-VSM
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρός ко 4314 PREP
με мне 3165 P-1AS
  3588 T-NSM
ἄγγελος ангел 32 N-NSM
  3588 T-NSM
λαλῶν говорящий 2980 V-PAP-NSM
ἐν   1722 PREP
ἐμοί мне: 1698 P-1DS
Ἐγὼ Я 1473 P-1NS
δείξω покажу 1166 V-FAI-1S
σοι тебе 4671 P-2DS
τί что́ 5100 I-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ταῦτα. это. 5023 D-NPN
10
καὶ И 2532 CONJ
ἀπεκρίθη ответил 611 V-ADI-3S
  3588 T-NSM
ἀνὴρ муж 435 N-NSM
  3588 T-NSM
ἐφεστηκὼς стоящий 2186 V-XAP-NSM
ἀνὰ по 303 PREP
μέσον середине [между] 3319 A-ASN
τῶν   3588 T-GPN
ὀρέων гор 3735 N-GPN
καὶ и 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρός ко 4314 PREP
με мне: 3165 P-1AS
Οὗτοί Эти 3778 D-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
οὓς которых 3775 R-APM
ἐξαπέσταλκεν послал 1821 V-RAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
περιοδεῦσαι обойти   V-AAN
τὴν   3588 T-ASF
γῆν. землю. 1093 N-ASF
11
καὶ И 2532 CONJ
ἀπεκρίθησαν они ответили 611 V-ADI-3P
τῷ   3588 T-DSM
ἀγγέλῳ ангелу 32 N-DSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
τῷ   3588 T-DSM
ἐφεστῶτι стоящему 2186 V-XAP-DSN
ἀνὰ по 303 PREP
μέσον середине [между] 3319 A-ASN
τῶν   3588 T-GPN
ὀρέων гор 3735 N-GPN
καὶ и 2532 CONJ
εἶπον сказали: 2036 V-AAD-2S
Περιωδεύκαμεν Мы обошли   V-XAI-1P
πᾶσαν всю 3956 A-ASF
τὴν   3588 T-ASF
γῆν, землю, 1093 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
πᾶσα вся 3956 A-NSF
  1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
κατοικεῖται населена 2730 V-PMPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἡσυχάζει. спокойна. 2270 V-PAI-3S
12
καὶ И 2532 CONJ
ἀπεκρίθη ответил 611 V-ADI-3S
  3588 T-NSM
ἄγγελος ангел 32 N-NSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
εἶπεν сказал: 2036 V-2AAI-3S
Κύριε Господи 2962 N-VSM
παντοκράτωρ, Вседержитель, 3841 N-NSM
ἕως до 2193 ADV
τίνος которого [времени] 5100 I-GSM
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
ἐλεήσῃς милуешь 1653 V-AAS-2S
τὴν   3588 T-ASF
Ιερουσαλημ Иерусалим 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
τὰς   3588 T-APF
πόλεις города́ 4172 N-APF
Ιουδα, Иуды, 2455 N-PRI
ἃς [над] которыми 3739 R-APF
ὑπερεῖδες гневаешься 5246 V-AAI-2S
τοῦτο этот 5124 D-ASN
ἑβδομηκοστὸν семидесятый   A-ASN
ἔτος год? 2094 N-ASN
13
καὶ И 2532 CONJ
ἀπεκρίθη ответил 611 V-ADI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ Вседержитель 3841 N-NSM
τῷ   3588 T-DSM
ἀγγέλῳ ангелу 32 N-DSM
τῷ   3588 T-DSM
λαλοῦντι произносящему 2980 V-PAP-DSM
ἐν   1722 PREP
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
ῥήματα слова́ 4487 N-APN
καλὰ хорошие 2570 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
λόγους слова́ 3056 N-APM
παρακλητικούς. утешения.   A-APM
14
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρός ко 4314 PREP
με мне 3165 P-1AS
  3588 T-NSM
ἄγγελος ангел 32 N-NSM
  3588 T-NSM
λαλῶν говорящий 2980 V-PAP-NSM
ἐν   1722 PREP
ἐμοί мне: 1698 P-1DS
Ἀνάκραγε Провозгласи 349 V-AAD-2S
λέγων говорящий: 3004 V-PAP-NSM
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ Вседержитель: 3841 N-NSM
Ἐζήλωκα Я возревновал [о] 2206 V-RAI-1S
τὴν   3588 T-ASF
Ιερουσαλημ Иерусалиме 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
τὴν   3588 T-ASF
Σιων Сионе 4622 N-PRI
ζῆλον ревностью 2205 N-ASM
μέγαν великой 3173 A-ASM
15
καὶ и 2532 CONJ
ὀργὴν гневом 3709 N-ASF
μεγάλην великим 3173 A-ASF
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
ὀργίζομαι негодую 3710 V-PMI-1S
ἐπὶ на 1909 PREP
τὰ   3588 T-APN
ἔθνη народы 1484 N-APN
τὰ которые 3588 T-APN
συνεπιτιθέμενα собрались для атаки   V-PMPP-APN
ἀνθ᾽ вместо 473 PREP
ὧν которого 3739 R-GPM
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
μὲν ведь 3303 PRT
ὠργίσθην прогневался 3710 V-API-1S
ὀλίγα, немного, 3641 A-APN
αὐτοὶ они 846 P-NPM
δὲ же 1161 CONJ
συνεπέθεντο сложились 4934 V-2AMI-3P
εἰς во 1519 PREP
κακά. зло. 2556 A-APN
16
διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
τάδε это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь: 2962 N-NSM
Ἐπιστρέψω Возвращусь 1994 V-FAI-1S
ἐπὶ на 1909 PREP
Ιερουσαλημ Иерусалим 2419 N-PRI
ἐν с 1722 PREP
οἰκτιρμῷ, милосердием, 3628 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
  3588 T-NSM
οἶκός дом 3624 N-NSM
μου Мой 3450 P-1GS
ἀνοικοδομηθήσεται соорудится 456 V-FPI-3S
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ, нём, 846 P-DSF
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ, Вседержитель, 3841 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
μέτρον мера [для измерений] 3358 N-ASN
ἐκταθήσεται протянется 1614 V-FPI-3S
ἐπὶ на 1909 PREP
Ιερουσαλημ Иерусалим 2419 N-PRI
ἔτι. ещё. 2089 ADV
17
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρός ко 4314 PREP
με мне 3165 P-1AS
  3588 T-NSM
ἄγγελος ангел 32 N-NSM
  3588 T-NSM
λαλῶν говорящий 2980 V-PAP-NSM
ἐν со 1722 PREP
ἐμοί мной: 1698 P-1DS
Ἀνάκραγε Возгласи 349 V-AAD-2S
λέγων говорящий: 3004 V-PAP-NSM
Τάδε Это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ Вседержитель: 3841 N-NSM
Ἔτι Ещё 2089 ADV
διαχυθήσονται переполнятся   V-FPI-3P
πόλεις города́ 4172 N-NPF
ἐν с 1722 PREP
ἀγαθοῖς, добро́м, 18 A-DPN
καὶ и 2532 CONJ
ἐλεήσει утешит 1653 V-FAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἔτι ещё 2089 ADV
τὴν   3588 T-ASF
Σιων Сион 4622 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
αἱρετιεῖ изберёт 140 V-FAI-3S
ἔτι ещё 2089 ADV
τὴν   3588 T-ASF
Ιερουσαλημ. Иерусалим. 2419 N-PRI
18
Καὶ И 2532 CONJ
ἦρα я поднял 142 V-AAI-1S
τοὺς   3588 T-APM
ὀφθαλμούς глаза́ 3788 N-APM
μου мои 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
τέσσαρα четыре 5064 A-APN
κέρατα. ро́га. 2768 N-APN
19
καὶ и 2532 CONJ
εἶπα [я] сказал 2036 V-2AAI-1S
πρὸς к 4314 PREP
τὸν   3588 T-ASM
ἄγγελον ангелу 32 N-ASM
τὸν   3588 T-ASM
λαλοῦντα говорящему 2980 V-PAP-ASM
ἐν со 1722 PREP
ἐμοί мной: 1698 P-1DS
Τί Что́ 5100 I-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ταῦτα, эти, 5023 D-NPN
κύριε господин? 2962 N-VSM
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν он сказал 2036 V-2AAI-3S
πρός ко 4314 PREP
με мне: 3165 P-1AS
Ταῦτα Эти 5023 D-NPN
τὰ   3588 T-NPN
κέρατα рога́ 2768 N-NPN
τὰ которые 3588 T-NPN
διασκορπίσαντα разбрасывали 1287 V-AAPNP
τὸν   3588 T-ASM
Ιουδαν Иуду 2455 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν   3588 T-ASM
Ἰσραηλ. Израиля. 2474 N-PRI
20
καὶ И 2532 CONJ
ἔδειξέν показал 1166 V-AAI-3S
μοι мне 3427 P-1DS
κύριος Господь 2962 N-NSM
τέσσαρας четырёх 5064 A-APM
τέκτονας. рабочих. 5045 N-APM
21
καὶ И 2532 CONJ
εἶπα [я] сказал: 2036 V-2AAI-1S
Τί Что́ 5100 I-ASN
οὗτοι эти 3778 D-NPM
ἔρχονται приходят 2064 V-PNI-3P
ποιῆσαι сделать? 4160 V-AAN
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
πρός ко 4314 PREP
με мне: 3165 P-1AS
Ταῦτα Эти 5023 D-NPN
τὰ   3588 T-NPN
κέρατα рога́ 2768 N-NPN
τὰ которые 3588 T-NPN
διασκορπίσαντα разбрасывали 1287 V-AAPNP
τὸν   3588 T-ASM
Ιουδαν Иуду 2455 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν   3588 T-ASM
Ἰσραηλ Израиля 2474 N-PRI
κατέαξαν, они сломали, 2608 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
οὐδεὶς никто 3762 A-NSM-N
αὐτῶν [из] них 846 D-GPM
ἦρεν поднял 142 V-AAI-3S
κεφαλήν· голову; 2776 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
εἰσῆλθον вошли 1525 V-2AAI-3P
οὗτοι эти 3778 D-NPM
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
ὀξῦναι заострить   V-AAN
αὐτὰ их 846 D-APN
εἰς в 1519 PREP
χεῖρας руках 5495 N-APF
αὐτῶν их 846 D-GPM
τὰ   3588 T-APN
τέσσαρα четыре 5064 A-APN
κέρατα ро́га 2768 N-APN
τὰ   3588 T-APN
ἔθνη язычников 1484 N-APN
τὰ которые 3588 T-APN
ἐπαιρόμενα подняли 1869 V-PMPP-APN
κέρας рог 2768 N-ASN
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν   3588 T-ASF
γῆν землю 1093 N-ASF
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
διασκορπίσαι рассеять 1287 V-AAN
αὐτήν. её. 846 P-ASF

Толкование Мэтью Генри

В данной главе после вступления (ст. 1) звучит:

(I) Побуждающий призыв к греховным людям покаяться в их грехах и вернуться к Богу (ст. 2−6).

(II) Великое ободрение надеяться на милость (1) благодаря видению о лошадях (ст. 7−11).

(2) Благодаря молитве ангела об Иерусалиме и ответу на эту молитву (ст. 12−17).

(3) Благодаря видению о четырех плотниках, которые были задействованы в отпиливании четырех рогов, разбросавших Иудею и Иерусалим (ст. 18−21).

Стихи 1−6. В данных стихах:

I. Приводится основание служения Захарии; он был поставлен на это служение божественной властью: «Было слово Господне к Захарии». Он принял божественное поручение быть устами Божьими для народа, а также наставление, что говорить. Он принял от Господа то, что должен был передать . Было слово Господне к Захарии; оно пришло, сопровождаемое подтверждением и демонстрацией Духа, как реальная вещь, а не фантазия. Для подтверждения этого в данных стихах нам представлено:

(1) Время, когда слово Господне впервые пришло к нему, или когда к нему пришло следующее за этим слово. Это был второй год Дария. До периода пленения пророки датировали свои писания годами правления царей Иудеи и Израиля, а во время плена — годами царствования царей Персии, подданными которых они являлись. Такую печальную перемену в их обстоятельствах произвел грех. Зоровавель не решился датировать гражданские события годами своего правления, и в вопросах подобного рода пророки, как и следует, соблюдали обычаи своего времени и, не сомневаясь, отсчитывали время годами царствования языческих царей, как Даниил (Дан 7:1; Дан 8:1). Захария произнес свою первую проповедь в восьмом месяце второго года Дария, а Аггей свою — в шестом месяце того же года (Агг 1:1). Люди с готовностью повиновались слову Господнему из уст Аггея, и Бог благословил их еще одним пророком, ибо имеющему и правильно использующему одно, будет дано больше.

(2) Имя и семья пророка, к которому пришло слово Господне. Его звали Захария, он был сыном Варахиина, сыном Адда и пророком, как Аггей, которого называли пророком (Агг 1:1), ибо хотя в давние времена был один пророк Адда (2Пар 12:15), но у нас нет оснований полагать, что Захария был его потомком или был назван им. Образованный г-н Пэмбл (Pernble) твердо придерживается мнения, что данный Захария, сын Варахиина, является тем самым пророком, который, по словам нашего Спасителя, был убит между храмом и жертвенником, возможно, много лет спустя после восстановления храма (Мф 23:35), и что наш Спаситель не имел в виду (как чаще всего полагают) Захарию, сына Иодая, ибо тогда почему Иодая назвали Варахиином? Он полагает, что манера, в которой Христос описывает это событие, убеждает нас так думать, ибо, перечисляя невинную кровь, пролитую иудеями, Он начинает с Авеля, а заканчивает последними днями святых пророков, в то время как после Захарии, сына Иодая, много пророков и праведных людей было предано ими смерти. Правда, что ни в какой истории не упоминается, каким образом был убит этот Захария, но Иосиф Флавий мог старательно скрывать этот позор своего народа. Возможно, то, что Захария говорил в своих пророчествах о Христе — о том, что он будет продан, ранен в доме друзей и об избитом пастыре, — касалось его самого, и в этом он стал прообразом Христа. Возможно, подвергнувшись атакам со стороны своих преследователей, он скрылся в святилище, находящемся во дворе священников (некоторые думают, что он сам был священником) и таким образом был убит между притвором и жертвенником.

II. Описаны первые плоды служения Захарии. Вначале он проповедовал простые и практические истины и лишь затем приступил к видениям и откровениям и начал провозглашать свои пророческие речи, ибо лучше начинать с простого. Прежде чем опубликовать обетования о милости, он опубликовал призывы к» покаянию, ибо именно так нужно готовить путь Господу. Вначале нужно проповедовать закон, а потом — Евангелие.

1. В данных стихах он напоминает им о противостоянии; Бога их отцам (ст. 2): «Прогневался Господь на отцов ваших великим гневом, и: они ощутили, на себе знаки Его недовольства. Вы слушали это своими ушами, и ваши отцы рассказывали вам об этом; вы видели собственными глазами бедственные последствия всего этого. Бог уже долгое время борется с вами, и поэтому настало время вам подумать, как это остановить». Отметьте: суды Божьи, обрушившиеся на других, мы должны воспринимать как предостережения для нас, чтобы мы не шли их путями, как призыв к покаянию, чтобы мы могли обрубить наследственное проклятие и обратить его в благословение.

2. Он призывает их во имя Бога вернуться к Нему и заключить с Ним мир (ст. 3). Через пророка Бог говорит этому отступническому народу то же, что часто говорил через Своих слуг пророков: «Обратитесь ко Мне верой и покаянием, исполняйте свой долг и будьте послушны, и Я обращусь к вам с благоволением и милостью, миром и примирением». Пусть мятежники опять станут верными подданными, и они вновь окажутся под защитой государства и насладятся всеми привилегиями верных подданных. Пусть изменят Свой путь — и Бог изменит Свой (см. Мал 3:7). Здесь следует обратить внимание на то, что Бог трижды назван Господом Саваофом (Господом воинств): «Так говорит Господь Саваоф. Именно Он обращается к вам, и вы должны обратить внимание на Его слова». «Обратитесь ко Мне, — говорит Господь Саваоф (это подразумевает власть и необходимость повиноваться этой заповеди, — и Я обращусь к вам», — говорит Господь Саваоф; эти слова подразумевают аргументированность и ценность обетования, а следовательно, это не напрасное повторение. Отметьте: размышления о всемогущей силе Бога и Его неограниченном владычестве должны побудить и ободрить грешников покаяться и обратиться к Нему. Желательно, чтобы Господь Воинств был нашим другом и очень опасно иметь Его своим врагом.

3. Он предостерегает их не упорствовать в своей нераскаянности, как делали их отцы (ст. 4): «Не будьте такими, как отцы ваши». Вместо того чтобы ожесточаться на своих злых греховных путях, следуя примеру отцов, пусть лучше оставят их, испугавшись постигшего их наказания. Мы склонны руководствоваться предшествующим опытом, а хорошо или плохо мы руководствуемся, можно судить по тому, как используем этот опыт. Одни и те же примеры для одних являются благоуханием жизни к жизни, а для других — запахом смертоносным к смерти. Одни рассуждали так: «Разве можем мы быть мудрее наших отцов? Они никогда не прислушивались к пророкам, так почему мы должны быть внимательными к ним? Они издавали законы против них, так почему мы должны терпеть их?» Но в данных стихах их учат, как они должны рассуждать: «Наши отцы не слушали пророков, и за это. Бог был очень недоволен ими, поэтому давайте более внимательно прислушаемся к тому, что говорит Бог нам через Своих пророков». Пересмотрите прошлое и подумайте:

(1) Какое послание отправлял Бог через Своих пророков вашим отцам: «Бывшие пророки взывали к вашим отцам, взывали громко, не щадили ни себя, ни ваших отцов; они восклицали ревностно как люди, которые хотят быть услышанными; они говорили не от себя, а от имени Господа Саваофа, И вот какова суть ими сказанного, припев каждой песни и тема каждой проповеди: «Отвратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших», то же самое мы говорим вам сейчас. Согласитесь с нами и оставьте ваши грехи, примите решение никогда больше не возвращаться к ним. Скорая реформация — единственный путь предотвратить приближающуюся гибель. Отвратитесь немедленно от греха к Богу.

(2) Как мало внимания обратили ваши отцы на это послание: они не слушали и не были внимательны к их словам. «Они повернулись глухим ухом к этим призывам и не внимали Мне, — говорит Господь, — они не желали исправляться, не хотели руководствоваться словом, которое Я послал им; поэтому не говорите, что будете поступать, как ваши отцы, ибо они ошибались» (см. Иер 44:17). Отметьте: мы не должны следовать примеру наших дорогих отцов, если они не были дорогими чадами Божьими, если они не были обязательными и послушными Ему.

(3) Что стало с вашими отцами и пророками, которые проповедовали им? Все они умерли и ушли (ст. 5).

[1] Отцы ваши — где они? Все это поколение сметено с лица земли, и их места никто не знает. Отметьте: когда мы думаем о своих предках, которые прошли через этот мир и покинули его до нас, то должны задумываться: «Где они?» Они жили здесь, в городах и деревнях, где мы живем, ходили по тем же улицам, жили в тех же домах, торговали в тех же магазинах и базарах, поклонялись Богу в тех же церквах. Но где они сейчас? Они где-то находятся; когда они умерли, то им не настал конец. Они в вечности, в мире духов, в неизменном мире, к которому мы быстро приближаемся. Где они? Те, которые жили и умерли в грехе, пребывают в мучениях, и мы предупреждены Моисеем и пророками, Христом и Его апостолами быть осторожными, чтобы не прийти в это место мучений (Лк 16:28−29). Те, которые жили и умерли во Христе, пребывают в раю; и если мы живем и умираем, как они, То скоро окажемся с ними в вечности.

[2] Да и пророки, — будут ли они вечно жить? Нет, они тоже ушли. Сокровище вложено в земные сосуды, а вода жизни — в земные кувшины, которые часто разбиваются и в конце попадают домой сокрушенными. Христос — пророк, живущий вечно, а все остальные пророки служили лишь в течение определенного времени. Отметьте: (служители — смертные люди и не живут вечно в этом мире, а поэтому они должны следить за собой и проповедовать соответственно, как те, которые вскоре будут вынуждены замолчать, не зная, какая из проповедей будет последней. И люди должны смотреть на них как на людей смертных и слушать их соответственным образом, как тех, с которыми на малое время есть свет, которые могут жить и трудиться, пока есть свет. О, если бы этим весомым размышлениям о том; что мы являемся смертными служителями, имеющими дело со смертными людьми, и при этом касаемся бессмертных душ и вечности, стоя на ее краю, было уделено должное внимание! Мы должны думать об ушедшие пророках, которые были прежде нас (Иер 28:8). Они были славой людей, засохли и опали, но слово Господне пребывает вовек (1Пет 1:24−25). Некоторые читают так: «Нынешние пророки живут ли вечно?», нет, Аггей и Захария недолго будут с вами, да и само пророчество скоро умолкнет. В ином мире и наши пророки, и мы будем жить вечно, и наша главная задача в этом мире должна заключаться в том, чтобы приготовить себя к нему.

(4) Каковы были последствия слова, которое Бог изрек для них через Своих пророков (ст. 6). Проповедники умерли, и слушатели умерли, но слово Бога не умерло; оно произвело действие, и ни одна его йота не осталась неисполненной. Как дождь и снег с неба, так и слово не возвращается тщетным (Ис 55:11). Он взывал к ним, и [1] они очень хорошо знали, что суды, которыми Бог угрожал, обрушились на их отцов. И им пришлось прочувствовать на себе то, чему они не верили и чего не боялись: «Определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, заповеди, вместе с наказаниями, которые Я поручил передать вам, разве не постигли отцов ваших?» Хотя Божьи пророки не могли навязать им свои обличения, но бедствия, которыми им угрожали, обрушились на них, и они не могли ни сбежать, ни оказаться вне пределов их достижимости. Слова Божьи завладели ими, подобно тому как судебный пристав арестовывает должника и приговаривает его к наказанию за нарушение норм права. Отметьте: неверие человека не может сделать угрозы Слова Божьего недейственными, ибо рано или поздно они исполнятся, если только не будут приняты предписанные меры, чтобы предотвратить наказание. Гнев Божий несомненно постигнет тех, на кого не действует Его власть, ибо когда Бог судит, то побеждает.

[2] Они сами не могут не признать, что слово Божье, возвещенное им, исполнилось в судах, обрушившихся на них, и при всем этом Он был праведен и не причинил им никакого вреда. Они обращались и говорили (они изменили свою точку зрения и признали, когда уже было слишком поздно предотвратить гибель своего народа): «Как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, то есть наказать нас за них, так и поступил с нами. Мы же должны признать, что Он справедлив в Своих поступках, и обвинять во всем только себя, но не возлагать вину за случившееся на Него» Sero sapuint Phryges — Будет поздно, когда фригийцы станут мудрыми. Эта запоздалая мудрость доказывает не только истинность Бога, но и безрассудство человека, который смотрит не далее того, что может увидеть. Их невозможно убедить вовремя сказать: «Бог будет так же благ, как и Его слово, ибо Он верен; Он поступит с нами соответственно нашим делам, ибо Он праведен». Но теперь, когда приговор приведен в исполнение, они достаточно четко увидят это; теперь тот, кого это коснулось, может отметить точное соответствие между нынешними провидениями и прежними их предсказаниями, которыми в то время пренебрегли — точное соответствие между нынешним наказанием и прежними грехами, в которых они упорствовали. Теперь они не смогут не сказать: «Праведен Господь» (Дан 9:11−13).

Стихи 7−17. Мы приступаем к видениям и откровениям Господа, ибо такой способ Бог избрал, чтобы говорить через Захарию; Его цель — пробудить внимание народа, вселить в них смиренное благоговение — перед словом, а также пробудить смиренный интерес к нему и больше сконцентрировать на нем их разум и память. Большая часть следующих видений, похоже, предназначена для утешения иудеев, только что вернувшихся из плена, и ободрения их продолжать строительство храма. Цель данного видения, которое является вступлением к остальным, — заверить иудеев в том,, что Бог заботится о них и что глаз Его провидения наблюдает за ними во благо им сейчас, в их нынешнем положении, когда они, похоже, оставлены и их ситуация отчаянная. Это видение датировано (ст. 7) двадцать четвертым днем одиннадцатого месяца, три месяца спустя после того, как пророк произнес эту проповедь (ст. 1) в которой призывал их к покаянию, основываясь на размышлениях о судах Божьих; Обнаружив, что его проповедь привела к хорошим результатам и что они вернулись к Богу и своему долгу, он подтверждает данные им ранее заверения в том, что Бог обратится к ним с милостью. Здесь обратите внимание:

I. Что увидел пророк и как он это пояснил.

1. Он увидел миртовую рощу, темную тенистую рощу, сокрытую прилегающими холмами так, что ее можно было увидеть, только оказавшись в ней. Это символизировало презренное, мрачное, уединенное и печальное положение иудейской Церкви в то время. Все соседние народы превосходили их, и они были погребены в безвестности; друзья, которых они имели, были сокрыты, и они сами не получали ни помощи, ни облегчения. Отметьте: Церковь не всегда была видимой, а иногда сокрытой, как жена в пустыне (Откр 12:6).

2. Он увидел мужа, возвышавшегося на рыжем коне и стоявшего посреди этой миртовой рощи. Этот муж был никем иным, как самим мужем Иисусом Христом — Тем, Который явился Иисусу Навину с обнаженным мечом в руке как вождь воинства Господня (Иисус Нав 5:13−14) и Иоанну — с луком и венцом (Откр 6:2). Хотя Церковь была в презренном положении, но в ней пребывал Христос. Она была спрятана холмами? Он был намного тщательнее сокрыт миртовой рощей, хотя и находился в ней, как в засаде, готовый своевременно выступить, чтобы помочь Своему народу и тем самым приятно удивить его. Сравните Ис 45:15: «Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев и Спаситель в то же время, Святый Израилев посреди них». Он ехал верхом на коне, как воин, как муж в спешке, Который по небесам принесся на помощь Своему народу (Втор 33:26). Он ехал на рыжем коне то ли естественного цвета, то ли окрашенном в красный цвет кровью, пролитой на войне; Тот же победоносный владыка явился в червленых ризах (Ис 63:1−2). Красный цвет очень яркий, означающий, что Он взревновал по Иерусалиму (ст. 14) и очень разгневан на его врагов. Христос по закону явился на красном коне; это символизировало ужас той диспенсации, когда Он был готов сражаться до крови. Но, по Евангелию, Он является на белом, коне (Откр 6:2 и вновь Откр 19:11); это означало, что теперь Он одержал победу и едет верхом на коне с ликованием, вывесив белый, а не кровавый флаг.

3. Он увидел, что всадника сопровождало стадо коней, готовое принимать и выполнять его приказы: «Позади него кони рыжие, пегие и белые — ангелы, сопровождавшие Господа Иисуса, задействованные Им для служения Своей Церкви: одни — чтобы вершить суд, другие — оказывать милость, третьи — для разных поручений». Отметьте: Царь Церкви имеет ангелов в Своем распоряжении не только для того, чтобы славить Его, но и чтобы служить на благо тем, кто Ему принадлежит.

4. Пророк спросил о значении этого видения. Помимо того, что он видел в видении, с ним в качестве инструктора разговаривал ангел; также было у Иезекииля (Иез 40:3) и Даниила (Дан 8:16). Захария спросил его (ст. 9): «Кто они, Господин мой? Похоже, ангелом, говорившим с ним, был Сам Христос — муж на рыжем коне, которого сопровождали остальные; и непосредственно к нему обращается Захария. Чтобы познать тайны царства небесного, мы должны обращаться с вопросом не к ангелам (они сами являются учащимися), а к самому Христу, Который единственный достоин взять книгу и снять с нее печати (Откр 5:9). Вопрос пророка подразумевает смиренное признание его собственного невежества и ревностное желание узнать истину. О, позволь мне узнать, кем они являются! Он желал этого не для удовлетворения собственного любопытства, а для того, чтобы обладать всем необходимым для утешения и ободрения народа Божьего в его нынешнем бедственном положении.

5. Он принял от ангела, говорившего с ним (ст. 9), и от мужа, который стоял между миртами (ст. 10), толкование этого видения. Отметьте: Иисус Христос готов наставить тех, кто смиренно желает познать истины Божьи. Он сразу ответил: «Я покажу тебе, кто они». Мы в долгу перед Христом за то знание о мире духов, которое имеем или можем иметь. Он получает объяснение: «Это те, которых Господь послал обойти землю; они — Его посланники, Его представители, назначенные (то же самое сказано о Его очах, 2Пар 16:9) обозреть, облететь или быстро обойти землю, чтобы посмотреть, что на ней сделано ради исполнения божественных повелений». Бог не нуждается в них, но Ему нравится использовать их, а мы нуждаемся в утешении, вытекающем из доктрины их управления.

II. Что пророк услышал, и какие при этом ему были даны инструкции. Вера приходит от слышания, и данным видением ему было что-то сказано.

1. Он услышал доклад или описание нынешнего состояния мира, представленный ангелами Христу (ст. 11). Они побывали повсюду, как стремительные гонцы, которые отправились быстро с царским повелением (Есф 3:15) и, вернувшись, предоставили такой отчет Ангелу, стоявшему между миртами (ибо сами ангелы подотчетны Господу Иисусу): «Обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна». Нас учат молиться, чтобы воля Божья исполнялась людьми на земле, как она исполняется ангелами на небесах; и здесь мы видим, насколько необходимо, чтобы мы молились об этом, ибо все обстоит совсем не так.

(1) На данном примере мы видим, что мир ангелов очень занят делами. Те, которые заняты служением у престола, не отдыхают ни днем ни ночью, прославляя Бога, ибо в этом заключается их служение; те, которые заняты служением в нижнем мире, не бездельничают и не теряют времени, а восходят и нисходят к Сыну Человеческому (Ин 1:51), как в видении лестницы Иакова (Быт 28:12); они продолжают обходить землю. Таким же активным и усердным является сатана, причиняя зло (Иов 1:7). Для нас хорошо, что добрые ангелы побуждают себя к добрым делам, что здесь, на земле, мы имеем стражей, которые постоянно ищут возможность оказать нам услугу; мы также имеем противников, которые, как рыкающие львы, ходят, ища, кого поглотить. Хотя на этой земле ангелы сталкиваются со многими вещами, которые им неприятны, но, пока они исполняют поручение Бога, они, не колеблясь, обходят ее. Их собственная обитель, которая не нравилась тем, которые пали, будет нравиться им больше, когда они вернутся.

(2) Мы видим, что в данное время мир человеческий весьма беспечен: «Вся земля населена и спокойна, в то время как Церковь пребывает в беспокойстве, бросаемая бурею и безутешная». Те, которые не принадлежат Церкви, спокойны, и ее враги добиваются успеха. Халдеи и персы спокойны, в то время как бедные иудеи постоянно в тревоге; так же было, когда и царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении. Сыны человеческие веселы и беспечны, но никто не скорбит о страданиях детей Божьих. Отметьте: печально думать о том, какой дух дремоты охватил практически все человечество, в какой глубокий сон ввергнут этот мир, который пребывает под гневом Бога и во власти сатаны и в то же время остается беззаботным и спокойным! Они наполняли землю и были спокойны (см. Лк 17:26 и далее).

2. Он услышал ходатайство Христа о Своей страдающей Церкви перед Своим Отцом (ст. 12). Ангелы описали положение дел в нижнем мире, но мы не читаем, чтобы ими была вознесена хоть какая-то молитва о возмещении скорбей. Нет, Ангел, стоявший между миртами, является великим Ходатаем. Услышав отчет ангелов, он сразу обратился к небесам и сказал: «Господи! Доколе Ты не умилосердишься над Своей Церковью?»

(1) Он ходатайствует о милости, как и в Пс 84:8: «Яви нам, Господи, милость Твою!» Отметьте: Божья милость является главным основанием для утешения Церкви; и мы можем надеяться обрести эту милость благодаря посредничеству Христа.

(2) Он жалуется на то, что эта милость откладывается: «Доколе Ты не умилосердишься!» Он знает, что милость Бога — от века и до века (Пс 89:2), но думает, что она уже долго откладывается.

(3) Объектами сострадания для божественной милости представлены: Иерусалим, святой город, и другие города Иудеи, лежащие в руинах, ибо Бог гневался вот уже семьдесят лет. Он упоминает семьдесят лет, так как этот период указан в божественных планах для продолжительности плена; так долго Бог гневался, и хотя теперь, по малом времени, даровано им помилование от Господа Бога нашего, чтобы дать им ожить немного (Езд 9:8), но шрамы от семидесяти лет плена все еще оставались такими глубокими и болезненными, что божественный гнев на протяжении этих семидесяти лет оставался главной темой их песен. «Д-р Лайтфут полагает, что хотя семьдесят лет плена отсчитывают от четвертого года царствования Иоакима и заканчивают первым годом царствования Кира, но эти семьдесят лет следует отсчитывать от одиннадцатого года царствования Седекии, когда были сожжены Иерусалим и храм, приблизительно девятнадцать лет спустя после первого пленения, и заканчивать вторым годом царствования Дария Истаспа, по прошествии семнадцати лет после воззвания Кира, так как семьдесят лет, упомянутые в главе 5 (ст. 7), наступили примерно девятнадцать лет спустя; пленение подходило к концу так же, как и пришло — постепенно. «Господи, мы все еще под бременем семидесяти лет гнева, так не будешь ли гневаться на нас вечно?»

3. Он услышал положительный ответ на ходатайство Христа о Своей Церкви; это было убедительное ходатайство, благоприятное, ибо Отец всегда слышит Его (ст. 13): «Тогда в ответ Ангелу — этому ангелу завета — изрек Господь слова благие, обещая милость и избавление, исполняя то, что начал делать из милости к ним». Это были утешительные слова, предназначенные для Христа, Который печалился, видя страдания Церкви, утешительные для всех скорбящих с Сионом. Бог часто отвечает на молитвы словами благими, когда Он не приступает сразу к великим делам; и эти благие слова являются реальным ответом на молитву. Добрые слова людей не напитают тело (Иак 2:16), а благие слова Бога напитают веру, ибо для Него слова и дела — одно и то же, хотя у нас все обстоит по-другому.

4. Он услышал ответ, данный Ангелу и повторенный для него, вместе с поручением возвестить сынам его народа для утешения. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, Он показал рабу Своему Иоанну, и через него — церквам (Откр 1:1, 4). Так все благие и утешительные слова Евангелия мы принимаем от Иисуса Христа, а Он принимает их от Отца в ответ на молитву о Своей Крови и Своих служителях, которые определены, чтобы проповедовать их всему миру. Теперь, когда Бог захотел сказать слова утешительные Иерусалиму, Захария стал гласом вопиющего в пустыне, возвещающим: «Приготовьте путь Господу». Голос говорит: «Возвещай, возвещай». Теперь пророки должны так же громко возвещать, показывая народу Божьему его утешение, как раньше показывали их грехи (Ис 40:2−3, 6). И если он спрашивает: «Что должен я возвещать?», то в данных стихах его наставляют:

(1) Что он должен возвещать гнев Божий, который хранится для врагов Иерусалима. Бог возревновал о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою (ст. 14). Он считает, что вред и оскорбления, нанесенные Его Церкви, в высшей степени публично унизили Его, хотя ранее благодаря им был найден в Своей Церкви. Земля была населена и спокойна (ст. 11), не шла на уступки и не демонстрировала никакого раскаяния, ибо все зло причинила Иерусалиму и была похожа на братьев Иосифа, которые, продав его, сели есть хлеб. Бог очень плохо воспринял это (ст. 15): «Я великим негодованием негодую на народы, живущие в покое, которых не волнуют страдания Церкви». Еще больше Он будет недоволен беспечными на Сионе (Ам 6:1), сыновьями Сиона, которые не сочувствовали ему в его скорбях. Но это еще не все: они не только не переживали о нем, но и были настроены против него: «Я мало прогневался на Свой народ и решил умеренно наказать его, но те, которые были задействованы в качестве инструментов, отбросили всякое сожаление и с величайшей яростью и злобностью усилили зло, преследуя тех, кого Бог поразил (Пс 68:27), и обижая тех, кого Он беспокоил (см. Ис 47:6; Ис 10:5; Иез 25:12, 15). Отметьте: Бог недоволен теми, кто добавляет страданий страдающим справедливо, ибо в таком случае истинная гуманность — это лучшее божественное качество.

(2) Он должен возвестить о милости, которую Бог хранит для Иерусалима и городов Иудеи (ст. 16). Он должен возвещать: «Так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием. Я уходил во гневе, а сейчас возвращаюсь с — любовью. Еще провозгласи и скажи» (ст. 17). Там должно быть правило на правило, чтобы они получили утешение, как раньше делалось для их обличения. Господь Саваоф заверяет их:

[1] Что теперь будет построен храм, который они начали. Хотя они и сталкиваются с большими огорчениями, но то хорошее дело, которое они начали, будет закончено; они будут иметь знаки Божьего присутствия, возможность общаться с Ним и поклоняться Ему, как раньше. Отметьте: безусловно, благой вестыо для любого места можно назвать известие о том, что Бог построит в нем Свой дом.

[2] Что Иерусалим вновь будет устроенный как город, слитый в одно, что раньше было его славой (Пс 111:3). Землемерная вервь протянется по Иерусалиму, чтобы восстановить его с максимальной точностью и единообразием.

[3] Что народ вновь станет многочисленным и богатым, хотя сейчас его численность уменьшается и он беднеет. Не только Иерусалим, но и другие города, которые ныне уменьшились и ослабели, переполнятся или расширятся; их пригороды протянутся очень далеко, и они будут основывать свои колонии; причиной этого будет их процветание (в англ. пер.): они будут такими перенаселенными и богатыми, что не будет хватать места и жители будут жаловаться: «Тесно для меня место» (Ис 49:20). Из-за своих бедствий они рассеялись по разным странам, а теперь причиной их рассеяния будет процветание. Пусть разливаются источники твои (Притч 5:16). Бог называет Своими города, которые подобным образом разрастутся; они будут благословлены Им, будут плодиться и размножаться и наполнять землю.

[4] Что все их нынешние печали не только будут возмещены, но и навсегда умолкнут благодаря божественному утешению: утешит Господь Сион. Хотя его беды и скорби могут долго длиться, но Бог хранит утешения для Сиона и всех скорбящих о нем.

[5] Все это будет результатом Божьего избирательного и предупреждающего благоволения: Он снова изберет Иерусалим, Он обновит Свой выбор, Свой завет и явит, что избрал Иерусалим. Как вначале Он сформировал из них народ, когда вывел их из Египта, так и теперь вновь сформирует, когда выведет из Вавилона, но не потому что они обладают какими-то достоинствами, а следуя собственному выбору (Втор 7:7−8). Иерусалим — город, который Он избрал, и Бог не откажется от него.

Стихи 18−21. Церковь может утешиться и ликовать на том основании, что если враг придет как река, со всей силой и яростью, то дуновение Господа прогонит его (Ис 59:19), и в данном видении (втором видении, полученном пророком) это иллюстрируется. Дух Божий занимает определенное положение и поднимает голову против грозной силы врагов Церкви.

I. В данных стихах представлены враги Церкви, дерзкие и смелые, грозящие погубить ее и истребить имя Израиля. Совсем недавно народ Божий подвергался нападкам: «Поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога» (ст. 18), значение которых объясняет ст. 19. Это роги, которые разбросали Иуду, Израиль и Иерусалим, то есть иудеев в городе и во всей стране, так как они были Израилем Божьим. Они разметали их (в некоторых переводах), как яростные быки своими рогами разбрасывают добычу, на которую набросились. Они разбросали их так, что никто не мог поднять головы своей (ст. 21). Ни один человек не осмеливался показать свое лицо из страха перед ними, тем более оказать им какое-то сопротивление и поднять против них голову. Это роги, и данное слово подразумевает их высокое положение и владычество — роги превознесенные, — равно как их силу, власть и жестокость. Этих рогов четыре, и иудеи окружены ими со всех сторон; если они спасаются от одного рога, который толкает их, то натыкаются на другой. Мужи Иудеи и жители Иерусалима и многие из присоединившихся к ним приступили к строительству храма, но враги, противящиеся этому делу, со всех сторон притесняли их и отвлекали. Рехум, Шимшай и другие самаряне, противящиеся строительству храма, были этими рогами (Езд 4:8). Ими были Санаваллат и Товия, Аравитяне и Аммонитяне, восставшие против строительства стены (Неемия 4:7). Отметьте: враги Церкви имеют рога и используют их, чтобы препятствовать всякому доброму делу. Великий враг новозаветной Церкви имеет семь голов и десять рогов (Откр 17:3), и поэтому те, которые стараются оказать какую-либо услугу Церкви, должны быть готовы к тому, что их будут притеснять.

II. Здесь говорится о друзьях Церкви, активных и господствующих. Пророк возвел глаза и увидел четыре рога, их вид был настолько угрожающим, что он начал сомневаться в безопасности всех благочестивых людей и успешности всякого доброго дела. Но Господь показал ему четырех рабочих, плотников или кузнецов, которым была дана сила сбить эти роги (ст. 20−21). Глазами разума мы видим врагов Церкви; это демонстрирует мир, куда бы мы ни посмотрели. Но глазами веры мы видим ее защищенной, несмотря ни на что. Это показывает нам Господь так же, как открыл глаза слуге пророка, чтобы тот увидел войско ангелов, окружившее его господина (4Цар 6:17). Обратите внимание: кем были те, кому должно было вступить в сражение, сокрушить роги язычников и сбить их.

1. Это были рабочие, плотники или кузнецы (ибо некоторые полагают, что именно их символизируют роги железные): люди, обладающие умением и способные сделать это, занимавшиеся подобным делом, разбиравшиеся в нем и имеющие необходимые инструменты. Отметьте: Бог призывает служить интересам Своей Церкви тех, кого считает пригодными для этого или делает таковыми. Если против Церкви выступают роги, которые символизируют силу и ярость диких животных, то появляются рабочие, которые символизируют мудрость и предвидение людей, выступающие на ее защиту, с помощью которых определяются способы управления самыми сильными животными, ибо всякое естество зверей укрощается и укрощено естеством человеческим (Иак 3:7).

2. Рабочих было четверо: сколько рогов, столько и рук, чтобы сбить их. Отметьте: с какой стороны ни угрожали бы Церкви, какая бы оппозиция ни противилась ее интересам, Бог найдет пути и средства, чтобы обуздать их силу и гнев, и обернет все к Своей славе. Некоторые полагают, что этими четырьмя рабочими были Зоровавель и Иисус, Ездра и Неемия, которые совершали дело Божье, несмотря на противоставшую им оппозицию. Эти рогатые звери ворвались в Божий виноградник, чтобы вытоптать его, но благочестивые гражданские власти и служители, поставленные Богом, хотя и не имели силы, чтобы сломать роги нечестивых (как это сделал Давид, Пс 74:6, 11), но напугали и выгнали их. Отметьте: когда Бог намеревается совершить дело, то Он поставит служителей, которые сделают это, равно как и других, которые будут защищать и охранять их.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.