3 Иоанна 1 глава

Третье соборное послание апостола Иоанна
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
 3588 T-NSM
πρεσβύτερος Старец 4245 A-NSM-C
Γαΐῳ Гаию 1050 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
ἀγαπητῷ, возлюбленному, 27 A-DSM
ὃν которого 3739 R-ASM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἀγαπῶ люблю 25 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
ἀληθείᾳ. истине. 225 N-DSF
2
Ἀγαπητέ, Возлюбленный, 27 A-VSM
περὶ обо 4012 PREP
πάντων всём 3956 A-GPN
εὔχομαί молюсь 2172 V-PNI-1S
σε тебя 4571 P-2AS
εὐοδοῦσθαι преуспевать 2137 V-PPN
καὶ и 2532 CONJ
ὑγιαίνειν, быть здоровым, 5198 V-PAN
καθὼς как 2531 ADV
εὐοδοῦταί преуспевает 2137 V-PPI-3S
σου твоя 4675 P-2GS
 1510 T-NSF
ψυχή. душа́. 5590 N-NSF
3
ἐχάρην Я обрадовался 5463 V-2AOI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
λίαν очень 3029 ADV
ἐρχομένων приходящих 2064 V-PNP-GPM
ἀδελφῶν братьев 80 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
μαρτυρούντων свидетельствующих 3140 V-PAP-GPM
σου твоей 4675 P-2GS
τῇ  3588 T-DSF
ἀληθείᾳ, истине, 225 N-DSF
καθὼς как 2531 ADV
σὺ ты 4771 P-2NS
ἐν в 1722 PREP
ἀληθείᾳ истине 225 N-DSF
περιπατεῖς. ходишь. 4043 V-PAI-2S
4
μειζοτέραν Большей 3186 A-ASF-C
τούτων этой 5130 D-GPN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
χαράν, радости, 5479 N-ASF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἀκούω слышать 191 V-PAS-1S
τὰ  3588 T-APN
ἐμὰ своём 1699 S-1SAPN
τέκνα чаде 5043 N-APN
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀληθείᾳ истине 225 N-DSF
περιπατοῦντα. идущего. 4043 V-PAP-APN
5
Ἀγαπητέ, Возлюбленный, 27 A-VSM
πιστὸν верное 4103 A-ASN
ποιεῖς делаешь 4160 V-PAI-2S
которое 3588 R-ASN
ἐὰν если 1437 COND
ἐργάσῃ делаешь 2038 V-ADS-2S
εἰς в 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
ἀδελφοὺς братьев 80 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοῦτο это 5124 D-ASN
ξένους, чужеземцев, 3581 A-APM
6
οἳ другие 3588 R-NPM
ἐμαρτύρησάν засвидетельствовали 3140 V-AAI-3P
σου твою 4675 P-2GS
τῇ  3588 T-DSF
ἀγάπῃ любовь 26 N-DSF
ἐνώπιον перед 1799 ADV
ἐκκλησίας, церковью, 1577 N-GSF
οὓς которых 3775 R-APM
καλῶς хорошо 2573 ADV
ποιήσεις сделаешь 4160 V-FAI-2S
προπέμψας проводив 4311 V-AAP-NSM
ἀξίως достойно 516 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ· Бога; 2316 N-GSM
7
ὑπὲρ ради 5228 PREP
γὰρ ведь 1063 CONJ
τοῦ этого 3588 T-GSN
ὀνόματος имени 3686 N-GSN
ἐξῆλθον вышли 1831 V-2AAI-3P
μηδὲν ничто 3367 A-ASN-N
λαμβάνοντες берущие 2983 V-PAP-NPM
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἐθνικῶν. язычников. 1482 A-GPM
8
ἡμεῖς Мы 2249 P-1NP
οὖν итак 3767 CONJ
ὀφείλομεν должны 3784 V-PAI-1P
ὑπολαμβάνειν думаю 5274 V-PAN
τοὺς  3588 T-APM
τοιούτους, таковых, 5108 D-APM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
συνεργοὶ сотрудники 4904 A-NPM
γινώμεθα сделались 1096 V-PNS-1P
τῇ  3588 T-DSF
ἀληθείᾳ. истины. 225 N-DSF
9
Ἔγραψά Написал 1125 V-AAI-1S
τι нечто 5100 X-ASN
τῇ  3588 T-DSF
ἐκκλησίᾳ· церкви; 1577 N-DSF
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
 3588 T-NSM
φιλοπρωτεύων любящий первенствовать 5383 V-PAP-NSM
αὐτῶν у них 846 P-GPF
Διοτρέφης Диотреф 1361 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπιδέχεται принимает 1926 V-PNI-3S
ἡμᾶς. нас. 2248 P-1AP
10
διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο, этого, 5124 D-ASN
ἐὰν если 1437 COND
ἔλθω, приду, 2064 V-2AAS-1S
ὑπομνήσω напомню 5279 V-FAI-1S
αὐτοῦ ему 846 P-GSM
τὰ  3588 T-APN
ἔργα дела́ 2041 N-APN
которые 3739 R-APN
ποιεῖ, делает, 4160 V-PAI-3S
λόγοις словами 3056 N-DPM
πονηροῖς злыми 4190 A-DPM
φλυαρῶν понося 5396 V-PAP-NSM
ἡμᾶς· нас; 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
ἀρκούμενος удовлетворяющийся 714 V-PPP-NSM
ἐπὶ при 1909 PREP
τούτοις этом 5125 D-DPM
οὔτε и не 3777 CONJ-N
αὐτὸς сам 846 P-NSM
ἐπιδέχεται принимает 1926 V-PNI-3S
τοὺς  3588 T-APM
ἀδελφοὺς братьев 80 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
βουλομένους хотящим 1014 V-PNP-APM
κωλύει препятствует 2967 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐκκλησίας церкви 1577 N-GSF
ἐκβάλλει. изгоняет. 1544 V-PAI-3S
11
Ἀγαπητέ, Возлюбленный, 27 A-VSM
μὴ не 3361 PRT-N
μιμοῦ подражай 3401 V-PNM-2S
τὸ  3588 T-ASN
κακὸν злу 2556 A-ASN
ἀλλὰ но 235 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
ἀγαθόν. добру. 18 A-ASN
 3588 T-NSM
ἀγαθοποιῶν Добро делать 17 V-PAP-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐστιν· есть; 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
κακοποιῶν делающий зло 2555 V-PAP-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ἑώρακεν видел 3708 V-RAI-3S-ATT
τὸν  3588 T-ASM
θεόν. Бога. 2316 N-ASM
12
Δημητρίῳ О Димитрии 1216 N-DSM
μεμαρτύρηται засвидетельствовано 3140 V-RPI-3S
ὑπὸ  5259 PREP
πάντων всеми 3956 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ὑπὸ  5259 PREP
αὐτῆς его 846 P-GSF
τῆς  3588 T-GSF
ἀληθείας· истине; 225 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
δὲ же 1161 CONJ
μαρτυροῦμεν, свидетельствуем, 3140 V-PAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
οἶδας знаешь 1492 V-RAI-2S
ὅτι что 3754 CONJ
 1510 T-NSF
μαρτυρία свидетельство 3141 N-NSF
ἡμῶν наше 2257 P-1GP
ἀληθής истинно 227 A-NSF
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S
13
Πολλὰ Многое 4183 A-APN
εἶχον имел 2192 V-IAI-1S
γράψαι написать 1125 V-AAN
σοι, тебе, 4671 P-2DS
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
θέλω хочу 2309 V-PAI-1S
διὰ через 1223 PREP
μέλανος чернила 3188 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
καλάμου тростью 2563 N-GSM
σοι тебе 4671 P-2DS
γράφειν· писать; 1125 V-PAN
14
ἐλπίζω надеюсь 1679 V-PAI-1S
δὲ же 1161 CONJ
εὐθέως тотчас 2112 ADV
σε тебя 4571 P-2AS
ἰδεῖν, увидеть, 1492 V-2AAN
καὶ и 2532 CONJ
στόμα уста 4750 N-ASN
πρὸς к 4314 PREP
στόμα устам 4750 N-ASN
λαλήσομεν. говорить. 2980 V-FAI-1P
15
εἰρήνη Мир 1515 N-NSF
σοι. тебе. 4671 P-2DS
ἀσπάζονταί Приветствуют 782 V-PNI-3P
σε тебя 4571 P-2AS
οἱ  3588 T-NPM
φίλοι. друзья. 5384 A-NPM
ἀσπάζου Приветствуй 782 V-PNM-2S
τοὺς  3588 T-APM
φίλους друзей 5384 A-APM
κατ᾽ по 2596 PREP
ὄνομα. имени. 3686 N-ASN

Толкование Мэтью Генри

Стихи 1−2. В этих стихах сообщается:

I. О святом авторе, написавшем и отправившем данное послание; он не называется по имени, но дается только общая характеристика его: Старец, то есть старший по возрасту и по опыту служения; он заслуживает почета и уважения по той и по другой причине. Некоторые сомневаются, Иоанн ли написал это послание, однако в нем ясно просвечивает дух Иоанна и его слог. Те, кто любимы Христом, будут любить ради Него братьев. Гаий не сомневался, от кого он получил это послание. Апостол мог бы здесь перечислить много более славных титулов, но служителям Христа не пристало любить высокопарные звания. Он почти сравнял себя с обычными пасторами церквей, называя себя старцем. Или: Возможно, к тому времени большинство из апостолов уже умерли и этот святой, оставшийся в живых, хотел поддержать установленное пастырское служение, присваивая себе более общее звание — старец (пастырь). Пастырей (англ. старцев. — Прим. переводчика) ваших умоляю я, сопастырь.., 1Петр 5:1.

II. О человеке, которому апостол оказал честь своим посланием. Прежнее послание было адресовано избранной госпоже, а это — избранному господину; подобные личности достойны чести и уважения. О нем сообщается следующее:

1. Его имя — Гаий. В Священном Писании мы читаем о нескольких личностях с таким именем, одного из них апостол Павел крестил в Коринфе, и, возможно, именно он оказывал там гостеприимство апостолу, Рим 16:23; если это не тот самый Гаий, то его брат по имени, по духу и по положению.

2. Добрые высказывания апостола о нем: Возлюбленный и которого я люблю по истине. Любовь, выраженная в словах, обычно воспламеняет ответную любовь. Любить своих друзей ради истины — вот истинная любовь, благочестивая, евангельская.

III. Приветствие, содержащее в себе молитв — и начинающееся с нежного обращения Возлюбленный, ты возлюблен во Христе. Служитель, желающий приобрести любовь, должен проявлять ее и сам. Здесь:

1. Апостол выражает доброе мнение о своем друге — его душа преуспевает. Это самое великое благословение, какое можно иметь под небом. Оно предполагает наличие возрождения и внутренний запас духовной жизни; этот запас увеличивается, духовные сокровища совершенствуются, и душа идет верным путем к царству славы.

2. Он желает своему другу, чтобы его тело здравствовало и преуспевало во всем, как и его душа. Благодать и здоровье — два прекрасных попутчика: благодать улучшает здоровье, а здоровье использует благодать. Довольно часто случается, что богатая душа помещается в слабом, больном теле; благодать (возрожденная свыше душа. — Прим. переводчика) должна упражняться в покорности такому уделу. Однако мы можем желать преуспевающим душам и молиться за них, чтобы они были здоровы и телом; тогда их благодать будет сиять в более обширной сфере деятельности.

Стихи 3−8. В этих стихах мы находим:

I. Доброе известие, полученное апостолом о своем друге: ...Пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине, ст. 3; они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви.., ст. 6. Здесь мы можем заметить:

1. Свидетельство о Гаие или то, о чем было это свидетельство, — его верность, истинность его веры, искренность его благочестия и преданности Богу; это все доказывалось его любовью, включающей в себя любовь к братьям, доброту к нищим, странноприимство к христианам-странникам и готовность содействовать им в служении Евангелию. Вера должна действовать любовью; она светит в делах любви и посредством них, побуждая других прославлять ее чистоту.

2. Свидетели братья, пришедшие от Гаия и принесшие это доброе свидетельство. Добрый отзыв — это долг, требуемый от получивших доброе. Хотя доброе имя — это всего лишь небольшая награда за дорогостоящее служение, однако оно лучше, чем драгоценная мазь, чистосердечный и благочестивый не откажется от нее.

3. Слушатели, или судьи, перед которыми было дано это свидетельство, — церковь.

Вероятно, это была та церковь, где в то время находился Иоанн. Мы не знаем, что это была за церковь; в связи с чем эти братья свидетельствовали о его вере и любви пред церковью, мы тоже не можем сказать. Может быть от полноты сердца говорили их уста; они не могли не засвидетельствовать о том, что видели и пережили. Возможно, они побудили церковь молиться о продлении жизни и полезной деятельности этого благодетеля, чтобы он мог преуспевать во всем, как преуспевала душа его.

II. Свидетельство, данное о нем самим апостолом, снова сопровождаемое нежным обращением: Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников, ст. 5.

1. Он был гостеприимен и добр к братьям, в том числе к странникам; для Гаия было достаточной рекомендацией то, что они принадлежали Христу. Или: он был добр к братьям той же самой церкви, к которой принадлежал сам, а также к приходящим издалека; он радушно принимал всех членов христианской семьи.

2. Он обладал вселенским духом, мог не замечать незначительных различий между искренними христианами и был общителен со всеми, кто нес в себе образ Христа и совершал Его дело.

3. Он был добросовестен во всем, что делал: «Ты как верный поступаешь в том, что делаешь; ты делаешь это, как верный слуга, и можешь ожидать награду от Господа Христа». Такие верные души могут выслушивать похвалу в свой адрес, не превозносясь при этом; похвала за то доброе, что есть в нас, предназначается не для того, чтобы мы гордились, а для нашего ободрения, чтобы мы оставались и совершенствовались в нем.

III. Радость апостола, как о добром известии, так и о том, что было основанием его: Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали, и далее, ст. 3. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине, по предписаниям христианской веры. Самым лучшим доказательством того, что мы познали истину, является наше хождение в истине. Добрые люди весьма радуются духовному преуспеванию других, они рады слышать о благодати, дарованной другим, и их добродетельности. Любовь не завидует, а радуется доброй славе других. Как для добрых родителей, так и для добрых служителей радостно видеть, как дети их доказывают искренность своей веры и являются украшением своего исповедания.

IV. Указания апостола своему другу относительно того, как ему следует в дальнейшем поступить с братьями, которые были у него: Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога. Вероятно, в те дни любви существовал обычай сопровождать путешествующих служителей и христиан, по крайней мере, на каком-то отрезке их пути, 1Кор 16:6. Это доброе дело — сопровождать странника на его пути, и для путешественников очень приятно иметь подходящую компанию. Это дело должно делаться как должно ради Бога, достойным Бога образом или соответственно тому почтению, которое мы питаем к Богу и нашему родству с Ним. Христиане должны помышлять не только о том, что они должны делать, но и о том, что они могут сделать, чтобы сделанное ими могло заслужить наибольшую честь и похвалу: честный и мыслит о честном. Даже обыденные житейские дела христиане должны делать как должно ради Бога, служа Ему и Его славе.

V. Причины предписанного апостолом поведения; их две:

1. Ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников. Очевидно, эти братья были служителями, они пошли проповедовать Евангелие и распространять христианство; возможно, они были посланы самим апостолом и пошли обращать в христианскую веру язычников. Это было замечательное служение: они пошли ради Бога и во имя Его. Высшей целью служителя и его главным мотивом, движущей силой в служении должно быть — собирать и созидать народ во имя Его. Они пошли, неся Евангелие даром, распространяя его безвозмездно повсюду, куда приходили: Не взявши ничего от язычников. Таковые достойны сугубой чести. Есть люди, которые сами не призваны проповедовать Евангелие, но они могут, тем не менее, содействовать его распространению. Евангелие ничего не должно стоить тем, кому оно проповедуется впервые. Те, которые не знают его, не могут еще оценить его; Церковь и любящие ее христиане должны содействовать распространению святой веры в языческих странах; щедрость их должна соответствовать их возможностям. Тех, кто безмездно несет Евангелие Христово, должны поддерживать те, кто носит кошельки.

2. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине, то есть истинной вере. Христианская вера есть истинная вера, о ней засвидетельствовал Сам Бог. Те, которые истинно принадлежат к ней и верны ей, ревностно желают распространения учения Христа в мире, молятся об этом и содействуют этому. Многими путями можно помогать истине — кто сам не может возвещать ее, может, однако, принимать, сопровождать и поддерживать делающих это.

Стихи 9−11. I. Здесь приводится совершенно другой пример и совершенно другой характер служителя церкви, не такого великодушного и общительного, какими были первые христиане.

1. Имя его — языческое: Диотреф, и ему соответствует нехристианский дух.

2. Нрав его — гордый и честолюбивый, это человек, любящий первенствовать. Эта закваска рано появилась и произвела свое действие. Христианскому служителю не подобает любить первенствовать, председательствовать в церкви Божией.

3. Его пренебрежение к авторитету апостола, к его посланиям и друзьям.

(1) К авторитету апостола: Посему... напомню о делах, которые он делает, противясь нашим постановлениям, понося нас злыми словами. Удивительно, как высоко может подниматься дух пренебрежения! Но честолюбие порождает злобу против тех, кто противодействует ему. Злоба и недоброжелательство, живущие в сердце, ищут выхода через уста. Надо бодрствовать как над сердцем, так и над устами.

(2) К апостольским посланиям: «Я писал церкви (ст. 9), рекомендуя принять тех или других братьев, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, не принимает ни наших посланий, ни нашего свидетельства в них». Это была, по-видимому, та церковь, где Гаий был членом. Евангельская церковь представляется таким обществом, которому писались и отправлялись послания. Евангельские церкви ожидали рекомендаций от странников, желавших быть допущенными в их среду. Апостол, видимо, писал об этих братьях и с ними передавал свои послания. Для честолюбивого и властного характера очень мало значит авторитет апостола или его посланий.

(3) К его друзьям, к братьям, рекомендованным им: ...сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви, ст. 10. Между языческими и иудейскими христианами могли быть некоторые разногласия или различия в обычаях. Пастыри должны серьезно исследовать, какие разногласия допустимы. Пастырю не дана абсолютная свобода, он не господин над Божиим наследием. Когда сам не делаешь добра — это плохо, но препятствовать желающим делать его — еще хуже. Властью церкви и ее правом судить часто злоупотребляют. Многие, кого следовало бы приветливо и радушно принять, изгоняются из церкви. Но горе тем, кто изгоняет братьев, которых Господь Иисус принимает в общение с Собою и в Свое Царствие!

4. Угроза апостола в адрес этого гордого и властного человека: Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает... (ст. 10), напомню с целью порицания их. Вероятно, здесь есть намек на апостольскую власть. Однако апостол, по-видимому, не прибегал к епископскому суду, куда должен бы быть вызван Диотреф, но собирался рассмотреть это дело в церкви, к которой тот принадлежал. Проявления господства и тирании в церковных делах должны быть наказываемы. Лучше согласиться с тем, кому принадлежит власть!

II. Совет апостола относительно этой личности, предостережение, чтобы не подражать такому примеру и вообще всякому злу: Возлюбленный! не подражай злу, но добру.., ст. 11. Не подражай таким нехристианским злым поступкам, но стремись к противоположному к добру, мудрости, чистоте и любви. Советы и предостережения не излишни и для добродетельных христиан. Вероятнее всего, что те советы и предостережения будут приняты, которые приправлены любовью. Возлюбленный! не подражай злу. Совет и предостережение дополняются объясняющими их причинами.

1. Совет: Подражай добру, ибо кто делает добро (естественно и искренно, находя в этом удовлетворение), тот от Бога, рожден от Бога. Делание добра доказывает наше счастливое сыновнее родство с Богом.

2. Предостережение: Не подражай злу, ибо делающий зло (имеющий склонность к деланию зла) не видел Бога. Делающие зло напрасно претендуют или хвалятся, что знают Бога.

Стихи 12−14. Здесь содержатся:

I. Характеристика другого человека, некоего Димитрия, не известного ничем иным. Но имя его будет жить. Имя, записанное в евангелии, известность в церкви лучше, чем имена сыновей и дочерей. Его характер был его похвалой. Похвала эта была:

1. Всеобщей — О Димитрии засвидетельствовано всеми... О немногих отзываются хорошо все люди. И иногда это бывает плохим признаком. Однако непорочность во всем и доброта достойны (и иногда достигают) всеобщего одобрения.

2. Заслуженной и хорошо обоснованной: ...и самою истиною.., ст. 12. Некоторые имеет доброе свидетельство, но не от самой истины. Блаженны те, чей дух и поведение заслуживают им похвалу перед Богом и людьми.

3. Подтверждена свидетельством апостола и его друзей: Свидетельствуем также и мы, — затем идет обращение к знанию самого Гаия об этом, — и вы (ты и твои друзья) знаете, что свидетельство наше истинно. Вероятно, этот Димитрий был хорошо известен той церкви, где теперь находился апостол, и той, где был Гаий. Хорошо иметь добрую известность, то есть быть известным добрыми делами. Мы должны быть готовы засвидетельствовать о добрых людях, и хорошо для тех, кого хвалят, когда хвалящий их может апеллировать к совести тех, кто знает их лучше всех.

II. Заключение послания, где мы можем отметить следующее:

1. Некоторые вопросы Иоанн оставляет для личной беседы: Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам, ст. 13−14. Многие вещи лучше обсуждать в непосредственной беседе, чем в письме. Небольшие личные совещания могут сэкономить затраты времени и материальных средств, переживания, связанные с перепиской; к тому же добрые христиане всегда рады встретиться друг с другом.

2. Благословение: Мир тебе, будь счастлив. Кто добр и счастлив сам, желает того же и другому.

3. Общее приветствие, посланное Гаию: Приветствуют тебя друзья. Кто является другом распространения христианства, заслуживает всеобщего привета. И эти благочестивые люди выказывают свое расположение как к христианству, так и к Гаию.

4. Личное приветствие апостола христианам церкви Гаия или окрестных церквей: Приветствуй друзей поименно. Сомневаюсь, чтобы таковых было не очень много, кто заслуживал личного приветствия. Но мы должны учиться смирению так же, как и любви. Должно приветствовать и самого слабого члена Церкви Христовой. Те могут хорошо приветствовать друг друга на земле, кто надеется вместе жить на небе. И апостол, возлежавший у груди Христа, принимал в свое сердце друзей Христовых.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.