Римлянам 9 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Ἀλήθειαν Истину 225 N-ASF
λέγω говорю 3004 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ, Христе, 5547 N-DSM
οὐ не 3739 PRT-N
ψεύδομαι, лгу, 5574 V-PNI-1S
συμμαρτυρούσης сосвидетельствующей 4828 V-PAP-GSF
μοι мне 3427 P-1DS
τῆς  3588 T-GSF
συνειδήσεώς совести 4893 N-GSF
μου моей 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι Духе 4151 N-DSN
ἁγίῳ, Святом, 40 A-DSN
2
ὅτι что 3754 CONJ
λύπη печаль 3077 N-NSF
μοί мне 3427 P-1DS
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
μεγάλη великая 3173 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀδιάλειπτος непрестанная 88 A-NSF
ὀδύνη боль 3601 N-NSF
τῇ  3588 T-DSF
καρδίᾳ [в] сердце 2588 N-DSF
μου. моём. 3450 P-1GS
3
ηὐχόμην Я молился 2172 V-INI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀνάθεμα [чтобы] анафемой 331 N-NSN
εἶναι был 1510 V-PAN
αὐτὸς сам 846 P-NSM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἀδελφῶν братьев 80 N-GPM
μου моих 3450 P-1GS
τῶν  3588 T-GPM
συγγενῶν родственников 4773 A-GPM
μου моих 3450 P-1GS
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα, плоти, 4561 N-ASF
4
οἵτινές которые 3748 R-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
Ἰσραηλῖται, Израильтяне, 2475 N-NPM
ὧν которых 3739 R-GPM
 1510 T-NSF
υἱοθεσία усыновление 5206 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
διαθῆκαι заветы 1242 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
νομοθεσία законодательство 3548 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
λατρεία служение 2999 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
ἐπαγγελίαι, обещания, 1860 N-NPF
5
ὧν которых 3739 R-GPM
οἱ  3588 T-NPM
πατέρες, отцы, 3962 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
ὧν которых 3739 R-GPM
 3588 T-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
τὸ  3588 T-ASN
κατὰ по 2596 PREP
σάρκα· плоти; 4561 N-ASF
 3801 T-NSM
ὢν сущий 3801 V-PAP-NSM
ἐπὶ над 1909 PREP
πάντων всеми 3956 A-GPN
θεὸς Бог 2316 N-NSM
εὐλογητὸς благословенный 2128 A-NSM
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας, века́, 165 N-APM
ἀμήν. аминь. 281 HEB
6
Οὐχ Не 3756 PRT-N
οἷον каковое 3634 K-NSN
δὲ же 1161 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκπέπτωκεν выпало 1601 V-RAI-3S
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ которые 3588 T-NPM
ἐξ из 1537 PREP
Ἰσραήλ, Израиля, 2474 N-PRI
οὗτοι эти 3778 D-NPM
Ἰσραήλ· Израиль; 2474 N-PRI
7
οὐδ᾽ и не 3761 CONJ-N
ὅτι потому что 3754 CONJ
εἰσὶν они есть 1510 V-PAI-3P
σπέρμα семя 4690 N-NSN
Ἀβραάμ, Авраама, 11 N-PRI
πάντες все 3956 A-NPM
τέκνα, дети, 5043 N-NPN
ἀλλ᾽, но, 235 CONJ
Ἐν В 1722 PREP
Ἰσαὰκ Исааке 2464 N-PRI
κληθήσεταί будет названо 2564 V-FPI-3S
σοι тебе 4671 P-2DS
σπέρμα. семя. 4690 N-NSN
8
τοῦτ᾽ Это 5124 D-NSN
ἔστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
οὐ не 3739 PRT-N
τὰ  3588 T-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
ταῦτα это 5023 D-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τῆς  3588 T-GSF
ἐπαγγελίας обещания 1860 N-GSF
λογίζεται засчитываются 3049 V-PNI-3S
εἰς в 1519 PREP
σπέρμα· семя; 4690 N-ASN
9
ἐπαγγελίας обещания 1860 N-GSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
οὗτος, это, 3778 D-NSM
Κατὰ Во 2596 PREP
τὸν  3588 T-ASM
καιρὸν время 2540 N-ASM
τοῦτον это 5126 D-ASM
ἐλεύσομαι приду 2064 V-FDI-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
τῇ  3588 T-DSF
Σάρρᾳ [у] Сарры 4564 N-DSF
υἱός. сын. 5207 N-NSM
10
οὐ Не 3739 PRT-N
μόνον только 3440 ADV
δέ, же, 1161 CONJ
ἀλλὰ но 235 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
Ῥεβέκκα Ревекка 4479 N-NSF
ἐξ из 1537 PREP
ἑνὸς одного 1520 A-GSM
κοίτην ложе 2845 N-ASF
ἔχουσα, имеющая, 2192 V-PAP-NSF
Ἰσαὰκ Исаака 2464 N-PRI
τοῦ  3588 T-GSM
πατρὸς отца 3962 N-GSM
ἡμῶν· нашего; 2257 P-1GP
11
μήπω ещё не 3380 ADV-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
γεννηθέντων рождённых 1080 V-APP-GPM
μηδὲ и не 3366 CONJ-N
πραξάντων сделавших 4238 V-AAP-GPM
τι что-нибудь 5100 X-ASN
ἀγαθὸν доброе 18 A-ASN
или 1510 PRT
φαῦλον, дурное, 5337 A-ASN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
 1510 T-NSF
κατ᾽ по 2596 PREP
ἐκλογὴν избранию 1589 N-ASF
πρόθεσις предустановление 4286 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
μένῃ, оставалось, 3306 V-PAS-3S
12
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐξ из 1537 PREP
ἔργων дел 2041 N-GPN
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
καλοῦντος, Призывающего, 2564 V-PAP-GSM
ἐρρέθη было сказано 4483 V-API-3S
αὐτῇ ей 846 P-DSF
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
μείζων Больший 3187 A-NSM-C
δουλεύσει будет служить 1398 V-FAI-3S
τῷ  3588 T-DSM
ἐλάσσονι· меньшему; 1640 A-DSM
13
καθὼς как 2531 ADV
γέγραπται, написано, 1125 V-RPI-3S
Τὸν  3588 T-ASM
Ἰακὼβ Иакова 2384 N-PRI
ἠγάπησα, Я полюбил, 25 V-AAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
δὲ же 1161 CONJ
Ἠσαῦ Исава 2269 N-PRI
ἐμίσησα. Я возненавидел. 3404 V-AAI-1S
14
Τί Что́ 5100 I-ASN
οὖν итак 3767 CONJ
ἐροῦμεν; скажем? 2046 V-FAI-1P
μὴ Не 3361 PRT-N
ἀδικία неправедность 93 N-NSF
παρὰ у 3844 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ; Бога? 2316 N-DSM
μὴ Не 3361 PRT-N
γένοιτο· пусть осуществится; 1096 V-2ADO-3S
15
τῷ  3588 T-DSM
Μωϋσεῖ Моисею 3475 N-DSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Ἐλεήσω Помилую 1653 V-FAI-1S
ὃν которого 3739 R-ASM
ἂν  302 PRT
ἐλεῶ, буду миловать, 1653 V-PAS-1S
καὶ и 2532 CONJ
οἰκτιρήσω пожалею 3627 V-FAI-1S
ὃν которого 3739 R-ASM
ἂν  302 PRT
οἰκτίρω. буду жалеть. 3627 V-PAS-1S
16
ἄρα То 686 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
τοῦ  3588 T-GSM
θέλοντος хотящего 2309 V-PAP-GSM
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
τοῦ  3588 T-GSM
τρέχοντος, бегущего, 5143 V-PAP-GSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
τοῦ  3588 T-GSM
ἐλεῶντος милующего 1653 V-PAP-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
17
λέγει Говорит 3004 V-PAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
 1510 T-NSF
γραφὴ Писание 1124 N-NSF
τῷ  3588 T-DSM
Φαραὼ фараону 5328 N-PRI
ὅτι что 3754 CONJ
Εἰς На 1519 PREP
αὐτὸ самое 846 P-ASN
τοῦτο это 5124 D-ASN
ἐξήγειρά Я поднял 1825 V-AAI-1S
σε тебя 4571 P-2AS
ὅπως чтобы 3704 ADV
ἐνδείξωμαι Я показал 1731 V-AMS-1S
ἐν в 1722 PREP
σοὶ тебе 4671 P-2DS
τὴν  3588 T-ASF
δύναμίν силу 1411 N-ASF
μου, Мою, 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
ὅπως чтобы 3704 ADV
διαγγελῇ было возвещено 1229 V-2APS-3S
τὸ  3588 T-NSN
ὄνομά имя 3686 N-NSN
μου Моё 3450 P-1GS
ἐν по 1722 PREP
πάσῃ всей 3956 A-DSF
τῇ  3588 T-DSF
γῇ. земле. 1093 N-DSF
18
ἄρα То 686 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
ὃν которого 3739 R-ASM
θέλει желает 2309 V-PAI-3S
ἐλεεῖ, милует, 1656 V-PAI-3S
ὃν которого 3739 R-ASM
δὲ же 1161 CONJ
θέλει желает 2309 V-PAI-3S
σκληρύνει. ожесточает. 4645 V-PAI-3S
19
Ἐρεῖς Скажешь 2054 V-FAI-2S
μοι мне 3427 P-1DS
οὖν, итак, 3767 CONJ
Τί Что 5100 I-ASN
[οὖν] итак 3767 CONJ
ἔτι ещё 2089 ADV
μέμφεται; упрекает? 3201 V-PNI-3S
τῷ  3588 T-DSN
γὰρ Ведь 1063 CONJ
βουλήματι воле 1013 N-DSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τίς кто 5100 I-NSM
ἀνθέστηκεν; противостоит? 436 V-RAI-3S
20
О 3739 INJ
ἄνθρωπε, человек, 444 N-VSM
μενοῦνγε на самом-то деле 3304 PRT
σὺ ты 4771 P-2NS
τίς кто 5100 I-NSM
εἶ есть 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
ἀνταποκρινόμενος возражающий 470 V-PNP-NSM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ; Богу? 2316 N-DSM
μὴ Не 3361 PRT-N
ἐρεῖ скажет 2046 V-FAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
πλάσμα лепнина 4110 N-NSN
τῷ  3588 T-DSM
πλάσαντι, слепившему, 4111 V-AAP-DSM
Τί Что 5100 I-ASN
με меня 3165 P-1AS
ἐποίησας ты сделал 4160 V-AAI-2S
οὕτως; так? 3779 ADV
21
Или 1510 PRT
οὐκ [разве] не 3756 PRT-N
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
ἐξουσίαν власть 1849 N-ASF
 3588 T-NSM
κεραμεὺς горшечник 2763 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
πηλοῦ [над] глиной 4081 N-GSM
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
αὐτοῦ той же 846 P-GSN
φυράματος массы 5445 N-GSN
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
которое 3588 R-ASN
μὲν ведь 3303 PRT
εἰς в 1519 PREP
τιμὴν чести 5092 N-ASF
σκεῦος, сосудом, 4632 N-ASN
которое 3588 R-ASN
δὲ же 1161 CONJ
εἰς в 1519 PREP
ἀτιμίαν; непочтение? 819 N-ASF
22
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
θέλων желающий 2309 V-PAP-NSM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἐνδείξασθαι показать 1731 V-AMN
τὴν  3588 T-ASF
ὀργὴν гнев 3709 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
γνωρίσαι дать познать 1107 V-AAN
τὸ  3588 T-ASN
δυνατὸν сильное 1415 A-ASN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἤνεγκεν перенёс 5342 V-AAI-3S
ἐν во 1722 PREP
πολλῇ многом 4183 A-DSF
μακροθυμίᾳ долготерпении 3115 N-DSF
σκεύη сосуды 4632 N-APN
ὀργῆς гнева 3709 N-GSF
κατηρτισμένα налаженные 2675 V-RPP-APN
εἰς в 1519 PREP
ἀπώλειαν, гибель, 684 N-ASF
23
καὶ и 2532 CONJ
ἵνα чтобы 2443 CONJ
γνωρίσῃ Он дал познать 1107 V-AAS-3S
τὸν  3588 T-ASM
πλοῦτον богатство 4149 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐπὶ над 1909 PREP
σκεύη сосудами 4632 N-APN
ἐλέους, милости, 1656 N-GSN
которые 3739 R-APN
προητοίμασεν предуготовил 4282 V-AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
δόξαν, славу, 1391 N-ASF
24
οὓς которых 3775 R-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκάλεσεν призвал 2564 V-AAI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
οὐ не 3739 PRT-N
μόνον только 3440 ADV
ἐξ из 1537 PREP
Ἰουδαίων Иудеев 2453 A-GPM
ἀλλὰ но 235 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
ἐθνῶν; язычников? 1484 N-GPN
25
ὡς Как 5613 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Ὡσηὲ Осии 5617 N-PRI
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Καλέσω Назову 2564 V-FAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
οὐ не 3739 PRT-N
λαόν народ 2992 N-ASM
μου Мой 3450 P-1GS
λαόν народ 2992 N-ASM
μου Мой 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἠγαπημένην возлюбленную 25 V-RPP-ASF
ἠγαπημένην· возлюбленную; 25 V-RPP-ASF
26
καὶ и 2532 CONJ
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
τόπῳ месте 5117 N-DSM
οὗ где 3739 R-GSM
ἐρρέθη было сказано 4483 V-API-3S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
Οὐ Не 3739 PRT-N
λαός народ 2992 N-NSM
μου Мой 3450 P-1GS
ὑμεῖς, вы, 5210 P-2NP
ἐκεῖ там 1563 ADV
κληθήσονται будут названы 2564 V-FPI-3P
υἱοὶ сыновья́ 5207 N-NPM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ζῶντος. живущего. 2198 V-PAP-GSM
27
Ἠσαΐας Исаия 2268 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
κράζει кричит 2896 V-PAI-3S
ὑπὲρ за 5228 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Ἰσραήλ, Израиль, 2474 N-PRI
Ἐὰν Если 1437 COND
будет 1510 V-PAS-3S
 3588 T-NSM
ἀριθμὸς число 706 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
Ἰσραὴλ Израиля 2474 N-PRI
ὡς как 5613 ADV
 1510 T-NSF
ἄμμος песок 285 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
θαλάσσης, мо́ря, 2281 N-GSF
τὸ  3588 T-NSN
ὑπόλειμμα остаток 3005 N-NSN
σωθήσεται· будет спасён; 4982 V-FPI-3S
28
λόγον слово 3056 N-ASM
γὰρ ведь 1063 CONJ
συντελῶν оканчивающий 4931 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
συντέμνων отрезающий 4932 V-PAP-NSM
ποιήσει сделает 4160 V-FAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γῆς. земле. 1093 N-GSF
29
καὶ И 2532 CONJ
καθὼς как 2531 ADV
προείρηκεν прежде сказал 4280 V-RAI-3S
Ἠσαΐας, Исаия, 2268 N-NSM
Εἰ Если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
κύριος Господь 2962 N-NSM
Σαβαὼθ Саваоф 4519 HEB
ἐγκατέλιπεν оставил [бы] 1459 V-2AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
σπέρμα, семя, 4690 N-ASN
ὡς как 5613 ADV
Σόδομα Содом 4670 N-NPN
ἂν  302 PRT
ἐγενήθημεν мы были сделаны 1096 V-AOI-1P
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
Γόμορρα Гоморра 1116 N-NSF
ἂν  302 PRT
ὡμοιώθημεν. мы были [бы] уподоблены. 3666 V-API-1P
30
Τί Что́ 5100 I-ASN
οὖν итак 3767 CONJ
ἐροῦμεν; скажем? 2046 V-FAI-1P
ὅτι Что 3754 CONJ
ἔθνη народы 1484 N-NPN
τὰ  3588 T-NPN
μὴ не 3361 PRT-N
διώκοντα гонящиеся 1377 V-PAP-NPN
δικαιοσύνην [за] праведностью 1343 N-ASF
κατέλαβεν получили 2638 V-2AAI-3S
δικαιοσύνην, праведность, 1343 N-ASF
δικαιοσύνην праведность 1343 N-ASF
δὲ же 1161 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἐκ от 1537 PREP
πίστεως· веры; 4102 N-GSF
31
Ἰσραὴλ Израиль 2474 N-PRI
δὲ же 1161 CONJ
διώκων преследующий 1377 V-PAP-NSM
νόμον Закон 3551 N-ASM
δικαιοσύνης праведности 1343 N-GSF
εἰς в 1519 PREP
νόμον Закон 3551 N-ASM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔφθασεν. успел. 5348 V-AAI-3S
32
διὰ Из-за 1223 PREP
τί; чего? 5100 I-ASN
ὅτι Потому что 3754 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐκ из 1537 PREP
πίστεως веры 4102 N-GSF
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἐξ от 1537 PREP
ἔργων· дел; 2041 N-GPN
προσέκοψαν они споткнулись 4350 V-AAI-3P
τῷ  3588 T-DSM
λίθῳ [о] камень 3037 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSN
προσκόμματος, спотыкания, 4348 N-GSN
33
καθὼς как 2531 ADV
γέγραπται, написано, 1125 V-RPI-3S
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
τίθημι кладу 5087 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
Σιὼν Сионе 4622 N-PRI
λίθον камень 3037 N-ASM
προσκόμματος спотыкания 4348 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
πέτραν скалу 4073 N-ASF
σκανδάλου, падения, 4625 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
πιστεύων верящий 4100 V-PAP-NSM
ἐπ᾽ в 1909 PREP
αὐτῷ Него 846 P-DSM
οὐ не 3739 PRT-N
καταισχυνθήσεται. будет пристыжён. 2617 V-FPI-3S

Толкование Мэтью Генри

Открыто заявив и обстоятельно доказав, что оправдание и спасение достигаются исключительно верою, а не делами закона, через Христа, а не через Моисея, апостол теперь переходит, в этой и последующих главах, к обсуждению могущего возникнуть возражения. Если все это так, то что же будет с евреями, с евреями в целом как народом, и особенно с теми из них, кто не принял Христа и не уверовал в Евангелие? Что будет с обетованием, данным их отцам, согласно которому спасение должно принадлежать иудеям? Неужели это обетование отменяется и теряет свою силу? Это невозможно допустить в отношении слова Божия. Евреи могли сказать, что не могут принять учения, из которого вытекают такие следствия. Апостол соглашается, что отвержение неверующих иудеев действительно следует из его учения, но старается смягчить этот вывод, ст. 1−5. Однако отрицает, будто из этого можно вывести заключение о недействительности слова Божия (ст. 6), и доказывает свое отрицание в остальной части главы, служащей также иллюстрацией великой доктрины предопределения, уже упомянутой им, Рим 8:28.

Стихи 1−5. В этих стихах апостол Павел торжественно признается в своей озабоченности судьбой иудейского народа, в сердечной скорби по поводу того, что многие из них были врагами Евангелия и поэтому оказались вне спасения. Это причиняло ему великую... печаль и непрестанное мучение. Мудрость состоит в том, чтобы смягчать, в пределах возможного, те истины, которые звучат резко: смажьте гвоздь маслом, и его легче будет забить. Иудеи испытывали по отношению к Павлу более сильную вражду, чем к другим апостолам, как это явствует из книги Деяний Апостолов, и поэтому были склонны превратно понимать его; чтобы предотвратить это, он начинает свои дальнейшие рассуждения этим нежным и страстным признанием, чтобы они не подумали, будто он торжествует по поводу их отвержения или радуется ожидающим их бедствиям. Павел был очень далек от подобных настроений, поэтому резко возражает против них. И чтобы о нем не подумали, что он только притворяется, желая польстить и угодить им:

I. Торжественно заявляет, протестуя против такого подозрения (ст. 1): Истину говорю во Христе... «Я говорю как христианин, как принадлежащий к народу Божию, к детям Его, которые не хотят лгать и не умеют льстить». Или: «Я обращаюсь к Христу, испытующему сердца». Он обращается также и к собственной совести, могущей заменить тысячу свидетелей. То о чем он собирался заявить, было не только великим и важным, но также и сокровенным; это касалось его сердечной печали, о которой никто не мог засвидетельствовать, кроме Бога и его собственной совести. Что великая для меня печаль.., ст. 2. Он не говорит, о чем была его печаль, простое упоминание о ней уже было неприятно и тягостно для него. Однако ясно, что он имел в виду отвержение иудеев.

II. Чтобы подкрепить это заявление, он выражает готовность принять на себя, из любви к иудеям, весьма серьезную клятву: Я желал бы... Он не говорит: «Я желаю», так как это не содействовало бы достижению поставленной цели, но: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих.., — он испытывал мучительную боль в связи с ревностью за своих единоплеменников и привязанностью к ним. Такой и должна быть любовь — смелой, самоотверженной, способной рисковать собственным благополучием. Славу благодати Божией, проявляющейся в спасении многих, следует предпочитать благополучию и блаженству одной личности, поэтому-то Павел готов был поступиться своим собственным счастьем ради счастья своего народа.

1. Он был согласен лишиться жизни самым позорным и ужасным образом — быть преданным анафеме. Они жаждали его крови, преследовали его как самого ненавистного человека в мире, как проклятие своего поколения, 1Кор 4:13; Деян 22:22. «Ради вашего блага, — говорит Павел, — я желаю вынести все это, и даже более того. Оскорбляйте и унижайте меня, как хотите, считайте меня и называйте, как вам угодно; ваше неверие и отвержение производит в сердце моем такую муку, которая настолько превосходит все эти страдания, что я готов смотреть на них не только как на терпимые, но как на желанные, чем смиряться с вашим отвержением».

2. Он был бы согласен с исключением себя из общества верных, с отлучением от церкви, с отделением от общества святых как язычника и мытаря, если бы это принесло им какую-то пользу. Он желал бы быть исключенным из числа святых, чтобы имя его было изглажено из церковных списков. Хотя он был великим основателем многих церквей, духовным отцом для многих тысяч, однако готов был, ради блага иудеев, быть отверженным церковью, лишенным всякого общения с нею, согласен был, чтобы имя его оказалось забытым или опозоренным.

3. Более того, как некоторые думают, он согласен был даже лишиться своей доли счастья во Христе, если бы это могло послужить к их спасению.

III. Апостол объясняет свою привязанность к евреям и озабоченность их судьбой следующими причинами:

1. Своим родством с ними: ...братья мои, родные мне по плоти. Хотя они всегда были весьма злобно настроены против него и жестоко, по-варварски обращались с ним, тем не менее он говорит о них с уважением. Это открывает в нем человека, исполненного духа прощения: ...впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой на род, Деян 28:19. Родные мне. Павел был еврей от евреев. Нам также следует особо заботиться о духовном благе наших родных. Мы несем особую ответственность за них и имеем больше возможностей делать им добро. И будем держать особый ответ за них, за то, как мы заботились о них и насколько были полезны для них.

2. Особенно их родством с Богом (ст. 4−5): ...Израильтяне.., семя Авраама, друга Божьего, и потомки Иакова, избранника Божьего; состоящие в завете с Ним и удостоенные привилегий видимой церкви, многие из которых здесь упомянуты:

(1) Усыновление. Имеется в виду не то усыновление, что спасает и дает вечную жизнь, но внешнее, прообразное, дающее право на владение землей Ханаанской. Израиль есть сын Мой.., Исх 4:22.

(2) И слава. Ковчег с крышкой, над которой, между херувимами, пребывал Бог, был славой Израиля, 1Цар 4:21. Многочисленные символы и знаки Божьего присутствия и водительства — облако, скиния, особые милости, дарованные им, — все это составляло их славу.

(3) И заветы: завет с Авраамом и заветы, часто возобновлявшиеся с потомками его по разным поводам. Это были: завет на Синае (Исх 24 гл.), на равнинах Моава (Втор 29 гл.), в Сихеме (Нав 24 гл.) и многие другие в последующее время. Они все еще принадлежат Израилю.

(4) И законоположение. Именно им были даны обрядовый и правовой законы, а также нравственный закон, изложенные в Писании. Это великое преимущество — иметь закон Божий, и именно так это следует расценивать, Пс 117:8−9.

(5) И богослужение. Израильтяне имели постановления относительно богослужения — о храме, о жертвеннике, о священниках, жертвоприношениях, праздниках — и соответствующие им уставы. В этом отношении они занимали весьма высокое положение: в то время как другие народы поклонялись и служили дереву, камню и бесам и не знали никакого иного бога, кроме изобретенных ими идолов, израильтяне служили истинному Богу по правилам, установленным Им Самим.

(6) И обетования — особые обетования как дополнение к общему завету и обетования, относящиеся к Мессии и евангельскому веку.

Заметьте: Введение закона и постановлений о богослужении дополняется обетованиями, ибо послушание закону и служение Богу должно сопровождаться утешениями, для чего и были предназначены обетования.

(7) Их и отцы... (ст. 5), то есть Авраам, Исаак и Иаков, знаменитые мужи, пользовавшиеся особым благоволением Бога. Иудеи были их родственниками, их детьми, и очень гордились этим: Авраам, отец наш. Ради отцов они были приняты в завет с Богом.

(8) Но самой великой честью для них было то, что от них произошел Христос по плоти, то есть по Его человеческой природе (Рим 11:28), ибо Он воспринял семя Авраамово, Евр 2:16. Что касается Его Божественной природы, Он есть Господь с неба, а что касается Его человеческой природы — Он от семени Авраамова. Это великое преимущество иудеев, что Христос был из их рода. Упомянув о Христе, Павел добавляет крайне важное определение о Нем, что Он сущий над всем Бог, благословенный во веки. Он выражается столь величественно о Христе с той целью, чтобы иудеи не думали непочтительно о Нем на том основании, что Он был из их рода. Это определение является очень полным доказательством божественности Христа: Он не только превыше всех как Посредник, но Он есть Бог, благословенный вовеки. Поэтому сколь тягчайшему наказанию были повинны они за отвержение Его! То, что Бог, благословенный вовеки, когда Ему надлежало стать человеком, стал именно иудеем, было великой честью для них и одновременно причиной того расположения, которое Павел испытывал к ним.

Стихи 6−13. В этих стихах Павел показывает, что отвержение иудеев, связанное с введением евангельского домостроительства, никак не обесценивает обетования, данного Богом их праотцам: Но не то, чтобы слово Божие не сбылось, ст. 6. Нам не следует считать недействительным никакого слова Бога: ничто из сказанного Им не падает и не может упасть на землю тщетно, Ис 55:10−11. И обетования, и предостережения Его обязательно исполнятся, и закон Его, тем или иным путем, будет возвеличен. Это особенно следует относить к тому обетованию Бога, которое, при некоторых обстоятельствах, может показаться для колеблющейся веры весьма сомнительным; однако оно не теряет и не может потерять своей силы, слово Его в конце концов сбудется и не обманет.

В таком случае встает трудная задача — примирение отвержения неверующих евреев с Божиим обетованием. Павел делает это четырьмя путями:

1. Путем объяснения истинного значения и цели обетования, ст. 6−13.

2. Путем утверждения и доказательства абсолютного суверенитета Бога, ст. 14−24.

3. Путем доказательства, что отвержение иудеев и принятие язычников было предсказано в Ветхом Завете, ст. 25−29.

4. Путем установления истинной причины отвержения евреев, ст. 30 и далее.

В данном разделе апостол объясняет истинный смысл и назначение обетования. Когда мы ошибаемся в толковании слова Божьего, неправильно понимаем Его обетование, то не удивительно, если мы начинаем пререкаться с Богом по поводу его исполнения; поэтому в первую очередь необходимо уяснить себе его смысл. Итак, Павел объясняет, что когда Бог сказал, что будет Богом Авраама и семени его, то Он имел в виду не всех потомков Авраама по плоти, но с определенным ограничением. С самого начала обетование относилось к Исааку, но не к Измаилу, к Иакову, но не к Исаву, и тем не менее слово Божие при этом не осталось бездейственным. Так и теперь то же самое обетование относится только к верующим евреям, принимающим Христа и христианство. И хотя оно отвергает множество тех, кто отвергает Христа, тем не менее это не ослабляет и не обесценивает обетования Бога, точно так же, как и прообразное отвержение Измаила и Исава не могло его нарушить.

I. Он утверждает, что не все те Израильтяне, которые от Израиля (ст. 6), и не все дети Авраама, которые от семени его.., ст. 7. Многие, происшедшие из чресл Авраама и Иакова и принадлежащие к народу, носящему имя Израиля, на самом деле были весьма далеки от истинных израильтян, получивших часть в спасающей благодати Нового завета. Не все те израильтяне, которые являются таковыми по названию и исповеданию. Благодать не передается по крови.

II. Он обосновывает это утверждение примерами, обнаруживающими не только то, что одни из семени Авраамова были избраны, а другие — нет, но также то, что Бог производил это согласно Своему собственному изволению, а не на основании закона заповедей, которого так упорно держались современные ему неверующие иудеи.

1. Он приводит пример Исаака и Измаила; оба из них были сынами Авраама, и все же только с Исааком Бог заключил завет Свой, а Измаил был отвержен. В подтверждение Павел цитирует Быт 21:12, ...в Исааке наречется тебе семя; там объясняется, почему Авраам должен был изгнать рабу и сына ее: потому что завет должен был быть заключен с Исааком, Быт 17:19. И тем не менее слово Бога о том, что Он будет Богом Авраама и семени его, не было нарушено, ибо Бог как Благодетель волен был избрать, на чью голову излить благословения, заключенные в этом обетовании, и Он излил их на Исаака, а Измаила отверг. Далее он поясняет это (ст. 8−9), показывая, чему Бог хотел научить нас через такое распределение.

(1) Что дети по плоти как таковые, имеющие плотское родство с Авраамом, не могут быть чадами Божиими только на этом основании, ибо тогда Измаил тоже мог бы претендовать на это сыновство. Это замечание касалось неверующих евреев, хвалившихся своим родством с Авраамом по плоти и искавших оправдания плотским путем, путем плотских постановлений, аннулированных Христом. Они надеялись на плоть, Флп 3:3. Измаил был сыном по плоти, зачатым Агарью, которая была молодой и вполне могла иметь детей. Ничего особенного, сверхъестественного не было в его зачатии, как в случае с Исааком. Он был рожден по плоти (Гал 4:29), олицетворяя собой тех, кто надеется достичь оправдания и спасения своими собственными силами, своей праведностью.

(2) Что дети обетования признаются за семя. Те, кто имеет честь и счастье почитаться за семя, обрели это не путем своих собственных заслуг или достоинств, но исключительно по обетованию. Исаак был сыном обетования, что апостол доказывает (ст. 9), цитируя Быт 18:10. Он был обетованным сыном (как и многие другие), а также был зачат и рожден силой обетования и согласно обетованию, став прототипом и прообразом тех, кто ныне почитается за семя, то есть истинно верующих, которые не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились.

2. Пример Иакова и Исава (ст. 10−13) еще более убедительно показывает, что не плотские потомки Авраама как таковые наследуют обетование, но только те из них, кого Бог предназначил согласно Своей суверенной воле. Между Измаилом и Исааком имелось различие еще до того, как Измаил был изгнан: Измаил был сыном рабы, рожденный намного раньше Исаака, был жестокого и грубого нрава, насмехался над Исааком, то есть гнал его. Но в случае Иакова и Исава ничего подобного не было: они оба были сынами Исаака от одной матери, были близнецами. Различие между ними было установлено Самим Богом еще до их появления на свет, прежде чем они успели совершить доброе или злое. Оба они боролись в утробе матери, когда было сказано: Больший будет в порабощении у меньшего.., чтобы изволение Божие в избрании происходило не от дел, добрых или злых, совершенных или предвиденных, чтобы могла быть установлена великая истина: Бог избирает одних и отвергает других по Своей абсолютной и суверенной воле. Различие между Иаковом и Исавом он далее поясняет цитатой из Мал 1:2−3, где говорится не лично об Иакове и Исаве, но об их потомках, идумеях и израильтянах: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел... С народом израильским был заключен завет, в то время как идумеи были отвергнуты. Господь установил различие между этими двумя народами, хотя оба они произошли из чресл Авраама и Исаака, как вначале Он установил его между их знаменитыми родоначальниками, Иаковом и Исавом. Так что все эти примеры избрания и отвержения были прообразными и предназначались для того, чтобы быть тенью будущего избрания и отвержения.

(1) Одни полагают, что избрание и отвержение относится к условиям, или основаниям, спасения. Как Бог избрал Исаака и Иакова и отверг Измаила и Исава, так Он избирает в качестве условия спасения веру и отвергает дела закона.

(2) Другие относят это к избранию и отвержению отдельных личностей — одних Бог возлюбил, а других возненавидел от вечности. Но апостол говорит об Иакове и Исаве не как о личностях, а как о родоначальниках двух народов — народа Иакова и народа Исава. Бог никакого человека не осуждает просто потому, что Ему так хочется, но в соответствии с тем, что он заслужил.

(3) Поэтому третьи понимают Божие избрание и отвержение как относящееся к народам в их совокупности. Апостол хочет оправдать Бога, Его милосердие и истину в том, что Он призывает язычников, принимает их в церковь и в завет с Собою и в то же время позволяет непокорным иудеям упорствовать в своем неверии и оставаться поэтому вне церкви. Избрание Иакова, младшего брата, предпочтение его перед Исавом, старшим братом, было (подобно перекладыванию рук) предзнаменованием того, что иудеи, хотя и являющиеся семенем Авраама, первенцами церкви, будут отвергнуты, а язычники, младшие по отношению к ним братья, будут приняты вместо них, получат первородство и вытекающие из него благословения. Евреи на протяжении многих веков были любимцами небес, царством священников, народом святым, они были удостоены чудесных явлений Бога, совершавшихся среди них и ради них. Но с тех пор как начало проповедоваться Евангелие и стали насаждаться христианские церкви, этот народ был оставлен; христианские церкви (а с течением времени и христианские народы) стали их преемниками в отношении Божьего благоволения и всех связанных с ним привилегий.

Стихи 14−24. Определив истинное значение обетования, теперь апостол переходит к утверждению и доказательству абсолютного суверенитета Бога в Его делах с сынами человеческими в вопросе их вечной участи. Бога следует рассматривать не как покровителя или правителя, распределяющего награды и наказания в соответствии с обнародованными им законами и уставами, но как Владыку и Благодетеля, распределяющего Свою благодать и благоволение среди сынов человеческих согласно Своему тайному и извечному изволению.

Итак, эта часть его рассуждения отвечает на два возражения.

I. Можно было бы возразить: Неужели неправда у Бога? Если Бог, имея дело с людьми, поступает таким произвольным образом, избирая одних и отвергая других, то нельзя ли предположить, что у Него есть неправда? Апостолу страшно от такой мысли: Никак! Мы не должны давать места таким мыслям: Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт 18:25). Апостол отвергает такое заключение и доказывает обратное.

1. В отношении тех, кому Бог являет милость, ст. 15−16. Апостол цитирует отрывок из Писания, чтобы показать Божий суверенитет в распределении Своего благоволения (Исх 33:19): ...кого помиловать, помилую... Все основания для Своего милосердия Бог черпает в Самом Себе. Все сыны человеческие, находясь в одинаковом состоянии греха и погибели, одинаково виноваты пред Богом и заслуживают Его гнева; Бог совершенно независимым образом выбирает из падшего отступнического человечества некоторых, чтобы сделать их сосудами благодати и славы. Он раздает Свои дары тем, кому хочет, не объясняя нам причины, почему так поступает: согласно Своему благоволению Он определяет некоторых быть памятниками милосердия и благодати, проходя в то же время мимо других. Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Это очень сильное выражение и повторение еще более усиливает его. Оно подчеркивает совершенный абсолютизм Божией воли: Он делает, что хочет, никому ни в чем не давая отчета. Как великие слова Я есмь Сущий (Исх 3:14) выражают абсолютную независимость Его бытия, так эти слова кого помиловать, помилую выражают абсолютный суверенитет Его воли. Чтобы защитить праведность Божию в оказании милости тому, кому Он хочет, апостол апеллирует к словам самого Бога, в которых Он претендует на суверенную власть и свободу. Бог есть компетентный Судия и в том, что касается лично Его: Кого миловать, помилую... То есть, кого Я начал миловать, буду миловать до конца. Следовательно, милость Божия продолжается всегда, так как источник ее находится в Нем Самом; поэтому-то дары и призвания Его непреложны. Отсюда апостол делает заключение (ст. 16): ...помилование зависит не от желающего... Все доброе нисходит от Бога к человеку, и похвала за это не должна быть приписываема ни самому сильному человеческому желанию, ни самому ревностному усердию человека, но исключительно и полностью независимой благодати и милости Божией. В случае Иакова оно не зависело ни от желания его, ни от подвизания. Не настойчивое желание Ревекки обеспечило Иакову благословение, не его поспешность в стремлении получить его (ибо он вынужден был бежать из-за этого), но только милость и благодать Божия. Счастливый святой народ Божий отличается от прочих народов, и делают эту разницу Бог и Его благодать.

Причина того, что недостойные и не заслуживающие спасения язычники призываются и принимаются в церковь, в то время как большая часть евреев оставлена погибать в неверии, кроется не в том, что язычники больше заслужили или более достойны этой любви, но в том, что по Своей свободной воле и благодати Бог положил различие между язычниками и иудеями. Таков метод Божией благодати по отношению ко всем, кто имеет в ней часть, ибо Он открылся не вопрошавшим о Нем, Ис 65:1. Поэтому глаз наш не должен быть завистлив от того, что Он добр, но за всю благодать, какую имеем мы или другие, слава должна принадлежать Ему одному. Не нам, Господи, не нам.., Пс 113:9.

2. В отношении тех, кто погибает, ст. 17. Божий суверенитет, проявляющийся в погибели грешников, открывается здесь на примере фараона; цитируется Исх 9:16.

Заметьте:

(1) Что Бог сделал с фараоном. Он поставил его, сделал его знаменитым, дал ему царство и силу — поставил его как предупредительный знак на видном месте, как намеченную цель для всех Своих казней, Исх 9:14. Он ожесточил его сердце, то есть лишил его смягчающей благодати, предоставил его себе самому, позволил сатане действовать против него и окружил его ожесточающими обстоятельствами. Так Бог возвышает грешников для Своих целей, обеспечивая им внешнее благополучие и временные привилегии (Мф 11:23) и удерживая от них Свою милость.

(2) Каковы были Его намерения в этом: ...чтобы показать над тобою силу Мою... Во всех Своих делах с фараоном Бог хотел прославить имя Свое и возвеличить власть Свою над гордостью и наглостью этого великого дерзкого тирана, бросавшего вызов самим небесам и попиравшего все справедливое и святое на земле. Если бы фараон не был столь высок и могуществен, столь смел и упорен, то власть Божия не так ярко проявилась бы в низложении его; низвержение же царя, который так дерзко вел себя, действительно прославило Бога как величественного святостью, досточтимого хвалами Творца чудес, Исх 15:11.

(3) Вывод, который делает апостол из обоих примеров (ст. 18): Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Различное обращение Бога с людьми, когда Он делает разницу между одними и другими, должно рассматриваться в свете Его абсолютного суверенитета. Он не является должником человека, Его благодать — это Его собственность, Он может дать или удержать ее, как Ему угодно. Никто из нас не заслужил ее, более того, мы все тысячу раз заслужили того чтобы быть лишенными ее. Дело нашего спасения устроено так замечательно, что те, кто спасен, должны благодарить за это одного лишь Бога, а те, что погибают, — только самих себя, Ос 13:9. Мы обязаны (так как Бог обязал нас) делать все возможное с нашей стороны ради спасения всех, с кем имеем дело. Бог же обязан лишь в той мере, в которой Ему угодно обязать Себя Своими собственными заветом и обетованием, выражающими Его волю, которая состоит в том, что всякий приходящий к Христу будет принят, а не отвержен Им. Но привлечение душ к Христу есть действие направляющего, избирающего благоволения Божьего. Бог явил милость к язычникам? — Это потому, что Он хотел помиловать их. Он ожесточил иудеев? — Так было угодно Ему: лишить их смягчающей благодати и предать собственному их неверию, которое они сами избрали. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение, Лк 10:21.

II. Можно было бы возразить: «...за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?» (ст. 19). Если бы апостол только защищал Божий суверенитет в вопросе определения условий принятия и спасения грешников, то для этого возражения не было бы ни малейшего повода, так как Бог всегда может обвинить человека, отказывающегося принять спасение на предлагаемых ему условиях: спасение так велико, что условия его не могут быть слишком жесткими. Но если Бог, даруя действительную благодать одним, отказывает в ней другим, то почему же Он винит тех, кому отказывает? Если Он отверг иудеев, скрыл от глаз их то, что могло бы послужить к миру их, то почему же ставит им в вину их слепоту? На это возражение он дает подробный ответ:

1. Укоряя возражающего (ст. 20): А ты кто, человек? Не подобает твари возражать Творцу, не пристало человеку перечить Богу. Обратите внимание, с каким презрением он говорит о человеке, вступающему в словопрение с Богом, своим Создателем: «Кто ты, такой неразумный, слабый, близорукий, такой некомпетентный, чтобы судить о Божиих определениях? Можешь ли ты измерить такую глубину, рассуждать о таком деле, проследить путь Божий в море, стезю Его в великих водах?» Что споришь с Богом? Нам следует подчиняться Ему, а не возражать, смиряться под крепкую руку Его, а не бросать Ему вызов, не обвинять Его безрассудно. Бог является нашим Господином, а мы — Его рабы, рабам же не подобает прекословить своим господам, Тит 2:9.

2. Приводя все к суверенитету Бога. Мы — творение рук Его, и Он образователь наш; нам не подобает бросать вызов или обвинение Его мудрости за то, что мы устроены по тому или иному образцу. Грубая, бесформенная масса вещества не может претендовать на ту или иную форму, она формируется по желанию того, кто обрабатывает ее. Хорошей иллюстрацией Божьего суверенитета над нами является власть горшечника над глиной. В Иер 18:6 с помощью такой аналогии Бог заявлял о Своей власти над народом иудейским, когда намеревался, разрушая его руками Навуходоносора, явить величие Своей справедливости.

(1) Павел приводит сравнение с глиной, ст. 21. Горшечник из одного и того же комка глины властен произвести сосуд как для почетного, так и для низкого употребления, действуя в этом исключительно по своему произволу.

(2) Применение этого сравнения, ст. 22−24. Из громадной массы материала, падшего человечества, Бог формирует две разновидности сосудов:

[1] Сосуды гнева — сосуды, наполненные гневом, подобно тому как винные сосуды наполняются вином, Ис 51:20. Через эти сосуды Бог хочет показать Свой гнев, то есть справедливость наказания и ненависть к греху. Он также хочет явить на них Свою силу. Ради этого Бог с великими долготерпением щадил сосуды гнева — обнаруживал большую терпимость в отношении их, позволяя им наполнять меру беззаконий своих, расти, пока не созреют для жатвы, пока не станут готовы к погибели по причине своего греха и самоожесточения. Господствующие в душе растление и беззаконие свидетельствуют о ее готовности к аду: душа становится как бы горючим материалом, годным для пламени ада. Когда Христос сказал иудеям (Мф 23:32, 35): Дополняйте же меру отцов ваших, [...] да придет на вас вся кровь праведная.., — то хотел этим сказать, что Он щадил их с великим долготерпением, чтобы они могли своим сознательным упорством в грехе приготовить себя к погибели.

[2] Сосуды милосердия — сосуды, наполненные милосердием. Блаженство, изливаемое на спасенный остаток, это плод не их заслуг, но исключительно милосердия Божьего. Источником радости и славы неба является вечная милость Божия. Сосуды для почетного употребления в течение всей вечности должны будут признавать, что являются сосудами милосердия.

Заметьте:

Во-первых, чего Бог намеревается достичь через эти сосуды: Явить богатство славы Своей, то есть Своей благости, ибо Божия благость есть Его величайшая слава, особенно когда она сочетается с величайшим суверенитетом. Бог являет Свою славу, то есть благость Свою, оберегая Свое творение и проявляя заботу о нем: земля полна Его благости. Но когда Он захотел явить богатство Своей благости, неисследимое богатство, то достиг этого через спасение святых, чтобы сделать их в вечности славными памятниками Своей благодати.

Во-вторых, что Он делает для них — Он готовит их к славе. Освящение есть приготовление души к славе, к тому, чтобы ей стать наследницей святых во свете. Это Божий труд. Мы можем основательно разрушить себя, но спасти себя мы не в состоянии. Грешники готовят себя для преисподней, а святых для неба готовит Бог; и всех тех, кого Бог предназначил для неба, Он готовит сейчас для него: На сие самое и создал Он их, 2Кор 5:5. Ты хотел бы знать, кто же эти сосуды милосердия? Это те, кого Он призвал (ст. 24), ибо кого Он предопределил, того и призвал, и не только из евреев, но и из язычников. Евреи теперь находятся на одном уровне с язычниками, и вопрос уже не в том, происходят они от семени Авраамова или нет, а в том, призваны они или нет согласно Божьему предначертанию.

Стихи 25−29. Объяснив значение обетования и доказав божественный суверенитет, апостол теперь показывает, что как отвержение евреев, так и принятие язычников было предсказано в Ветхом Завете и, следовательно, вполне согласуется с обетованием, данным их отцам. Иудеи, несомненно, чрезвычайно охотно примут ссылки на ветхозаветное Писание, вверенное им. И вот он доказывает им, что то, чего они никак не могли вместить, предсказано в этом Писании.

I. Через пророка Осию, который говорит о принятии великого множества язычников, Ос 2:23 и Ос 1:10. Язычники не были народом Божиим: «Но, — говорит Бог, — Я назову их Моим народом, сделаю Своим народом и признаю таковым, несмотря на все их недостоинство». Благословенная перемена! Прежнее недостоинство — не преграда для Божией милости и благодати. И не возлюбленную — возлюбленною. Тех, кого Бог называет Своим народом, Он называет и возлюбленными: Он любит тех, кого признал Своими. И чтобы не могло возникнуть предположение, будто язычники должны стать народом Божиим путем прозелитства, то есть принятия иудейской религии и присоединения к иудейскому народу, он добавляет, цитируя Ос 1:10: И на том месте, где сказано им ...., там названы будут. Им не нужно присоединяться к иудеям, идти в Иерусалим для поклонения, но всюду, где бы они ни были рассеяны по лицу земли, Бог признает их Своими. И заметьте, какой высокой чести удостаиваются святые, что называются сынами Бога живого, причем это звание действительно делает их таковыми. Какая любовь! И этой чести удостоены все святые.

II. Через пророка Исаию, который дважды говорит об отвержении множества евреев.

1. Ис 10:22−23. Здесь говорится о спасении остатка. Хотя это пророчество относится к сохранению остатка иудеев от нашествия Сеннахирима с его армией, тем не менее его следует понимать также и в отношении будущего; оно является хорошим доказательством того, что нет ничего странного, когда Бог, предавая на разорение великое множество из семени Авраамова, в то же время сохраняет Свое обетование, данное Аврааму, в полной силе, действительным. Подразумевается при этом, что число детей Израилевых было как песок морской, что составляло часть обетования, данного Аврааму, Быт 22:17. И тем не менее только остаток будет спасен, ибо много званых, а мало избранных. Спасением этого остатка (ст. 28), как говорит пророк:

(1) Бог завершит Свое дело: Ибо дело оканчивает... Если Бог начинает, то Он обязательно и закончит, будь то дело осуждения или дело милосердия. Отвержение неверующих иудеев Бог закончил руками римлян, которые вскоре после этого совершенно разорили их страну и низложили их как нацию. Принятие христианских церквей и распространение Евангелия среди других народов также являются делом, которое Бог тоже закончит и будет известен под Своим именем ИЕГОВА. Дело Божие является совершенным. Согласно другой версии: Он окончит учет. Бог, в Своих вечных предначертаниях, ведет учет сынов человеческих, назначив им определенные условия существования и определенную долю привилегий; когда они приходят в этот мир, Он обращается с ними соответственно с этими предначертаниями. И Он окончит этот учет, заполнит мистическое тело, призовет в него всех принадлежащих к избранию благодати, и тогда учет закончится.

(2) Бог не только окончит дело, но скоро решит его. В эпоху Ветхого завета Бог, кажется, медлил, совершал более длительную и утомительную часть Своего дела. Колеса двигались в направлении к эпохе церкви, но очень медленно. Теперь же Он оканчивает дело и совершает решительное дело на земле. Новообращенные из язычников летят, как облака. Однако, решая дело скоро, Он решает его по правде, то есть мудро и справедливо. Когда люди решают скоро свои дела, то они ошибаются, но когда Бог решает скоро, то это всегда бывает правильно. Так понимают это место отцы церкви. Другие же относят его к евангельскому завету, который ввел и утвердил на земле Христос: Он совершил дело, положив конец прообразам и обрядам Ветхого завета. Христос сказал: Совершилось, и завеса в храме разодралась, как бы откликаясь на слово, сказанное Им на кресте. И Он скоро решит дело. В ветхозаветную эпоху дело было очень длительным; существовала длинная цепь установлений, обрядов, условий. Но сейчас все совершается скорее. Теперь, в век Евангелия, сумма наших обязанностей гораздо меньше, чем было в период закона, все сведено к меньшему объему. Причем все совершается по правде: по благоволению к нам и по справедливости относительно Его собственных требований и предначертаний. Когда мы что-то сокращаем, то это приводит к запутыванию дела, но в данном случае не так. Хотя дело сокращается, но остается простым и ясным и, благодаря сокращению, становится более легким.

2. Затем цитируется Ис 1:9, где пророк показывает, как среди всеобщего бедствия и разрушения Бог сохраняет семя. Это место цитируется с той же целью, что и первое: с целью показать, что ничего странного нет в том, когда Бог наибольшую часть народа иудейского предает на разорение и сохраняет для Себя только малый остаток. Так Он поступал и раньше, как свидетельствуют о том их пророки, поэтому им не следовало бы удивляться, что и сейчас Он действует так же.

Заметьте:

(1) Кто есть Бог. Он есть Господь Саваоф, то есть Господь воинств. Все воинства небес и земли находятся в Его распоряжении и подчинении. Когда Бог сохраняет для Себя семя среди развращенного отступнического мира, Он действует как Господь Саваоф. Это есть акт всемогущей силы и бесконечного суверенитета.

(2) Что представляет собой народ Его. Это есть семя, то есть малое количество. Количество зерна, сохраняемое для будущего посева, довольно-таки мало по сравнению с тем количеством, которое съедается и тратится на другие нужды в течение года. Но это небольшое количество представляет собой семя, сущность будущего поколения, Ис 6:13. То, что многие погибают, никак не может быть поводом для сомнения в Божией справедливости и праведности, а то, что погибают не все, но некоторые спасаются — это чудо Его силы и милости. Ибо даже те, которые сохраняются как семя, тоже погибли бы, если бы Бог поступал с ними соответственно с их грехами.

Стихи 30−33. Здесь апостол наконец определяет истинную причину принятия язычников и отвержения иудеев. Разница в путях искания привела их к разным успехам, хотя, прежде всего, независимая благодать Божия сделала разницу между ними. Апостол делает заключение, как истинный оратор: Что же скажем? Каков итог нашего диспута?

I. Относительно язычников.

1. Они были чужды праведности: они не искали ее. Они не сознавали своей вины и бедственного положения и поэтому совсем не заботились об избавлении от него. В обращении язычников особенно возвеличилась предупреждающая благодать Божия: Бог открылся не вопрошавшим Его.., Ис 65:1. В самих язычниках не было ничего, достойного такого благоволения, ничего, кроме того, что благодать Божия произвела в них. Богу благоугодно распределять Свою благодать суверенным путем, путем абсолютной власти.

2. Несмотря на это, они все-таки достигли праведности, праведности по вере. Не путем принятия иудейской религии и подчинения обрядовому закону, но путем принятия Христа, уверования в Него и подчинения Евангелию. Они достигли праведности кратчайшим путем искренней веры во Христа, в то время как иудеи долго и тщетно ходили вокруг да около.

II. Относительно иудеев:

1. Они не достигли своей цели. Они искали закона праведности (ст. 31): много толковали об оправдании и святости, казалось, очень стремились быть детьми Божиими и возлюбленными неба, но не достигли этого, то есть наибольшая часть из них не достигла. Они упорно держались своих древних иудейских принципов и обрядов, искали счастья в соблюдении их, гоняясь за тенью, в то время как уже пришла сама сущность, поэтому и не достигли примирения с Богом, Он не признал их Своими детьми, и они не пошли в дом свой оправданными.

2. Они ошиблись в избран ном ими пути, и это было причиной того, что они не достигли цели, ст. 32−33. Они искали, но неправильным путем, не путем смирения, не тем путем, которой установил Бог. Искали не в вере — не путем принятия Христа, упования на заслуги Его, не путем подчинения условиям Евангелия, которые составляли сущность и конец закона. Но искали... в делах закона, надеясь соблюдением заповедей и обрядов закона Моисеева достичь праведности. Это и был тот камень преткновения, о который они преткнулись. Они не могли преодолеть своего неверного представления, будто закон был дан им с той целью, чтобы соблюдением его и послушанием ему они могли оправдаться перед Богом. Поэтому они никак не могли согласиться с учением Христа, которое уводило их от этого представления и побуждало ожидать оправдания через заслуги Другого. Для некоторых Сам Христос был камнем преткновения, поэтому Павел цитирует Ис 8:14; Ис 28:16. Печально, что Христос должен был послужить к падению многих в Израиле, но именно так и случилось, Лк 2:34; что из бальзама Галаада был извлечен яд; что камень, бывший источником воды, стал для некоторых камнем преткновения, а скала спасения — скалой соблазна. Таковым Он был для многих, таковым Он был для неверующих иудеев, отвергших Его, потому что Он положил конец обрядовому закону. Но сохранился остаток, те, кто уверовал во Христа, и таковые не постыдятся, то есть не разочаруются в своих надеждах и уповании на оправдание через Христа, как разочаровались возлагавшие свои надежды на закон. Так что, в целом, неверующие евреи не имели никакого основания обижаться на Бога за то, что Он отверг их; им были предложены праведность, жизнь и спасение на условиях Евангелия, но они им не понравились, и они не захотели прийти. Поэтому если они погибнут, то могут благодарить за это только самих себя: кровь их на головах их.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.