Евреям 5 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Πᾶς Всякий 3956 A-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀρχιερεὺς первосвященник 749 N-NSM
ἐξ из 1537 PREP
ἀνθρώπων людей 444 N-GPM
λαμβανόμενος берущийся 2983 V-PPP-NSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἀνθρώπων людей 444 N-GPM
καθίσταται становится 2525 V-PPI-3S
τὰ  3588 T-APN
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Богу, 2316 N-ASM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
προσφέρῃ он приносил 4374 V-PAS-3S
δῶρά дары 1435 N-APN
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
θυσίας жертвы 2378 N-APF
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἁμαρτιῶν, грехи, 266 N-GPF
2
μετριοπαθεῖν сострадать 3356 V-PAN
δυνάμενος могущий 1410 V-PNP-NSM
τοῖς  3588 T-DPM
ἀγνοοῦσιν не знающим 50 V-PAP-DPM
καὶ и 2532 CONJ
πλανωμένοις, заблуждающимся, 4105 V-PPP-DPM
ἐπεὶ поскольку 1893 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς сам 846 P-NSM
περίκειται находится 4029 V-PNI-3S
ἀσθένειαν, [в] немощи, 769 N-ASF
3
καὶ и 2532 CONJ
δι᾽ из-за 1223 PREP
αὐτὴν неё 846 P-ASF
ὀφείλει имеет долг 3784 V-PAI-3S
καθὼς как 2531 ADV
περὶ о 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
λαοῦ народе 2992 N-GSM
οὕτως так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
περὶ о 4012 PREP
αὐτοῦ нём 846 P-GSM
προσφέρειν приносить 4374 V-PAN
περὶ о 4012 PREP
ἁμαρτιῶν. грехах [жертву]. 266 N-GPF
4
καὶ И 2532 CONJ
οὐχ не 3756 PRT-N
ἑαυτῷ собой самим 1438 F-3DSM
τις кто-либо 5100 X-NSM
λαμβάνει получает 2983 V-PAI-3S
τὴν эту 3588 T-ASF
τιμήν, честь, 5092 N-ASF
ἀλλὰ но 235 CONJ
καλούμενος призываемый 2564 V-PPP-NSM
ὑπὸ  5259 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Богом, 2316 N-GSM
καθώσπερ как 2531 ADV
καὶ и 2532 CONJ
Ἀαρών. Аарон. 2 N-PRI
5
Οὕτως Так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ἑαυτὸν Себя самого 1438 F-3ASM
ἐδόξασεν прославил 1392 V-AAI-3S
γενηθῆναι быть сделанным 1096 V-AON
ἀρχιερέα, первосвященником, 749 N-ASM
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
 3588 T-NSM
λαλήσας произнёсший 2980 V-AAP-NSM
πρὸς к 4314 PREP
αὐτόν, Нему, 846 P-ASM
Υἱός Сын 5207 N-NSM
μου Мой 3450 P-1GS
εἶ есть 1487 V-PAI-2S
σύ, Ты, 4771 P-2NS
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
σήμερον сегодня 4594 ADV
γεγέννηκά породил 1080 V-RAI-1S
σε· Тебя; 4571 P-2AS
6
καθὼς как 2531 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ἑτέρῳ друго́м [месте] 2087 A-DSM
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Σὺ Ты 4771 P-2NS
ἱερεὺς священник 2409 N-NSM
εἰς на 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
αἰῶνα век 165 N-ASM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
τάξιν положению 5010 N-ASF
Μελχισέδεκ. Мелхиседека. 3198 N-PRI
7
ὃς Который 3739 R-NSM
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις дни 2250 N-DPF
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
δεήσεις прошения 1162 N-APF
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
ἱκετηρίας моления 2428 N-APF
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
δυνάμενον Могущему 1410 V-PNP-ASM
σῴζειν спасать 4982 V-PAN
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐκ от 1537 PREP
θανάτου смерти 2288 N-GSM
μετὰ с 3326 PREP
κραυγῆς криком 2906 N-GSF
ἰσχυρᾶς сильным 2478 A-GSF
καὶ и 2532 CONJ
δακρύων слезами 1144 N-GPN
προσενέγκας принёсший 4374 V-AAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
εἰσακουσθεὶς услышанный 1522 V-APP-NSM
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
εὐλαβείας, благоговения, 2124 N-GSF
8
καίπερ хотя 2539 CONJ
ὢν сущий 5607 V-PAP-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
ἔμαθεν Он научился 3129 V-2AAI-3S
ἀφ᾽ от 575 PREP
ὧν которого 3739 R-GPN
ἔπαθεν Он претерпел страдание 3958 V-2AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
ὑπακοήν· послушанию; 5218 N-ASF
9
καὶ и 2532 CONJ
τελειωθεὶς совершённый 5048 V-APP-NSM
ἐγένετο Он сделался 1096 V-2ADI-3S
πᾶσιν [для] всех 3956 A-DPM
τοῖς  3588 T-DPM
ὑπακούουσιν слушающих 5219 V-PAP-DPM
αὐτῷ Его 846 P-DSM
αἴτιος Виновник 159 A-NSM
σωτηρίας спасения 4991 N-GSF
αἰωνίου, вечного, 166 A-GSF
10
προσαγορευθεὶς названный 4316 V-APP-NSM
ὑπὸ  5259 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Богом 2316 N-GSM
ἀρχιερεὺς первосвященник 749 N-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
τάξιν положению 5010 N-ASF
Μελχισέδεκ. Мелхиседека. 3198 N-PRI
11
Περὶ О 4012 PREP
οὗ Котором 3739 R-GSM
πολὺς многое 4183 A-NSM
ἡμῖν [у] нас 2254 P-1DP
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
δυσερμήνευτος труднообъяснимое 1421 A-NSM
λέγειν, [чтобы] говорить, 3004 V-PAN
ἐπεὶ поскольку 1893 CONJ
νωθροὶ тугие 3576 A-NPM
γεγόνατε вы сделались 1096 V-2RAI-2P
ταῖς  3588 T-DPF
ἀκοαῖς. [на] уши. 189 N-DPF
12
καὶ И 2532 CONJ
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὀφείλοντες имеющие долг 3784 V-PAP-NPM
εἶναι быть 1510 V-PAN
διδάσκαλοι учители 1320 N-NPM
διὰ из-за 1223 PREP
τὸν  3588 T-ASM
χρόνον, времени, 5550 N-ASM
πάλιν опять 3825 ADV
χρείαν нужду 5532 N-ASF
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
τοῦ  3588 T-GSN
διδάσκειν учить 1321 V-PAN
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
τινὰ каким-нибудь 5100 X-ASM
τὰ  3588 T-NPN
στοιχεῖα частицам 4747 N-NPN
τῆς  3588 T-GSF
ἀρχῆς нача́ла 746 N-GSF
τῶν  3588 T-GPN
λογίων слов 3051 N-GPN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
γεγόνατε вы сделались 1096 V-2RAI-2P
χρείαν нужду 5532 N-ASF
ἔχοντες имеющие 2192 V-PAP-NPM
γάλακτος, [в] молоке, 1051 N-GSN
[καὶ] а 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
στερεᾶς [в] твёрдой 4731 A-GSF
τροφῆς. пище. 5160 N-GSF
13
πᾶς Всякий 3956 A-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
μετέχων приобщающийся 3348 V-PAP-NSM
γάλακτος молоку 1051 N-GSN
ἄπειρος неопытен 552 A-NSM
λόγου [в] слове 3056 N-GSM
δικαιοσύνης, праведности, 1343 N-GSF
νήπιος младенец 3516 A-NSM
γάρ ведь 1063 CONJ
ἐστιν· он есть; 1510 V-PAI-3S
14
τελείων совершенных 5046 A-GPM
δέ же 1161 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
στερεὰ твёрдая 4731 A-NSF
τροφή, пища, 5160 N-NSF
τῶν  3588 T-GPM
διὰ из-за 1223 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἕξιν овладения [опытом] 1838 N-ASF
τὰ  3588 T-APN
αἰσθητήρια чувства 145 N-APN
γεγυμνασμένα наупражнявшиеся 1128 V-RPP-APN
ἐχόντων имеющих 2192 V-PAP-GPM
πρὸς к 4314 PREP
διάκρισιν различению 1253 N-ASF
καλοῦ хорошего 2570 A-GSN
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
κακοῦ. плохого. 2556 A-GSN

Толкование Мэтью Генри

В этой главе апостол продолжает свою беседу о первосвященстве Христа, о дорогом его сердцу предмете, с которым ему не хотелось слишком быстро расставаться.

I. Он объясняет характер первосвященнического служения вообще, ст. 1−3.

II. Необходимость особого призвания к этому служению, ст. 4−6.

III. Какие требуются качества для исполнения этого труда, ст. 7−9.

IV. Особый чин первосвященства Христа; оно было не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека, ст. 6−7, 10.

V. Укоряет евреев за то, что они не достигли того совершенства в познании, которое могло бы сделать их способными проникать в более сокровенные и мистические части Писания, ст. 11−14.

Стихи 1−9. В этих стихах описывается характер первосвященнического служения вообще, но с применением и к Господу Иисусу Христу. Здесь говорится о том:

I. Какого рода личностью должен быть первосвященник. Он должен избираться из среды людей, он должен быть человеком, как один из нас, костью от нашей кости, плотью от нашей плоти и духом от нашего духа, быть причастником нашего естества и образцом среди десяти тысяч. Это означает, что:

1. Человек согрешил.

2. Бог не позволяет грешному человеку приходить к Нему непосредственно, одному, но только через первосвященника, который должен быть избран из среды людей.

3. Богу угодно было избрать одного из людей, чтобы они через него могли приближаться к Нему с надеждой и чтобы Он мог принимать их с честью.

4. Теперь каждый может приближаться к Богу, если приходит к Нему через этого первосвященника.

II. Для кого избирается первосвященник: ...для человеков поставляется на служение Богу, для славы Божией и для блага людей, чтобы стать между Богом и человеком. Таковым является Христос, поэтому не будем никогда пытаться приближаться к Богу по мимо Христа или ожидать благоволения Божия иначе, как только через Него.

III. Для какой цели избирается первосвященник: ...чтобы приносить дары и жертвы за грехи.

1. Чтобы он мог приносить дары, или добровольные пожертвования, представляемые ему для славы Божией и в знак признания того, что все, чем мы располагаем, принадлежит Богу и исходит от Него. Мы не имеем ничего, кроме того, что Ему угодно дать нам, и из Его собственности мы приносим Ему жертвы благодарности. Из этого следует:

(1) Что все, приносимое нами Богу, мы должны приносить добровольно, без принуждения; это должен быть дар, он должен быть отдан и не может быть востребован назад.

(2) Что все, приносимое нами Богу, должно проходить через руки первосвященника как великого посредника между Богом и человеком.

2. Чтобы он мог приносить жертвы за грехи, то есть жертвы, предназначенные для искупления, чтобы грех мог быть прощен, а грешник — принят. Христос был поставлен первосвященником как для той, так и для другой цели. Он должен представлять Богу наши добрые дела, чтобы как они, так и мы могли быть приемлемыми для Него, а наши злые дела должны быть искуплены Его жертвой, чтобы они не осудили и не погубили нас.

IV. Какими качествами должен обладать первосвященник, ст. 2.

1. Он должен быть могущим снисходить к двум категориям людей:

(1) К невежествующим, или к виновным в грехах неведения. Он должен испытывать в своем сердце жалость к ним и ходатайствовать за них перед Богом, должен иметь желание учить малоспособных к познанию.

(2) К заблуждающим, то есть к сбившимся с пути истины, долга и блаженства. Он должен быть достаточно снисходительным, для того чтобы вернуть их с окольных путей заблуждения, греха и погибели на путь правды; для этого потребуется великое терпение и сострадание, сострадание Божие.

2. Он должен быть обложен немощами, чтобы мог на самом себе прочувствовать наши немощи и сочувствовать нам. Именно таковым был Христос. Он взял на Себя наши безгрешные немощи, и это дает нам великое дерзновение обращаться к Нему во всех наших страданиях, ибо Он сострадает Своему народу во всех его страданиях.

V. Как первосвященник должен быть призван Богом. Он должен иметь как внутреннее, так и внешнее призвание к этому служению: И никто сам собою не приемлет этой чести... (ст. 4), то есть никакой человек не должен этого делать и никто не может этого сделать законным путем; если же кто это сделает, то его следует считать за самозванца и соответственно относиться к нему. Заметим здесь:

1. Служение первосвященника было великой честью. Стоять между Богом и человеком, представлять в своем лицо Бога и открывать волю Его людям, с одной стороны, а с другой — представлять дело человека Богу, улаживая между ними вопросы высочайшей важности, касающиеся чести Бога и счастья человека, — это очень почетное служение.

2. Первосвященство — это такое служение и такая честь, которые никакой человек не может присвоить сам себе; если кто-то решится на это, то он не может рассчитывать ни на успех в служении, ни на награду за него, кроме как только от себя самого. Это самозванец, а не призванный Богом, как Аарон. Заметим:

(1) Бог является источником всякой чести, особенно истинной духовной чести. Он есть источник истинного авторитета, призывает ли Он кого на первосвященство особым путем, как было в случае с Аараном, или обычным путем, как имело место в случае преемников Аарона.

(2) Только призванные Богом могут ожидать поддержки от Него и Его одобрения, Его присутствия и благословения на себя и на свое служение, остальные же могут рассчитывать не на благословение, а на поражение.

VI. Как это применяется к Христу: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу... ст. 5. Хотя Христос считал большой честью для Себя быть первосвященником, тем не менее Он не присваивал эту славу Себе. Он поистине мог сказать: ...не ищу Моей славы, Ин 8:50. Как Бог, Он не нуждался ни в какой дополнительной славе, а как человек и Посредник, Он не делал ничего, не будучи посланным, и если Он не делал этого, то тем более другие должны опасаться так поступать.

VII. Апостол отмечает превосходство Христа над Аароном как в призвании Его, так и в Его личной святости.

1. В призвании на служении, когда Бог сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (цитируется Пс 2:7). Аарону Бог никогда не говорил таким образом. Другое выражение, какое употребил Бог, призывая Христа, мы находим в Пс 119:4: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, ст. 6. Бог Отец назначил Его на священство более высокого чина, чем чин Аарона. Священство Аарона было временным, а священство Христа — непреходящим: священство Аарона было преемственным, оно передавалось от отца к детям, а священство Христа, по чину Мелхиседека, было личным; Он бессмертный первосвященник, не нуждающийся в преемниках как не имеющий ни начала дней, ни конца их, что более подробно описывается в седьмой главе.

2. Христос превосходит Аарона также святостью Своей личности. Другие первосвященники должны были приносить жертвы о грехах как за народ, так и за себя, ст. 3. Но Христос не нуждался ни в какой жертве за Себя лично, ибо Он не сделал греха и не было лжи в устах Его, Ис 53:9. Таков и должен быть у нас Первосвященник.

VIII. Как Христос исполнил Свое служение Первосвященника и каковы были последствия этого, ст. 7−9.

1. Исполнение Христом Своего первосвященнического служения (ст. 7): Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления, и далее. Заметим здесь:

(1) Он принял на Себя плоть и обитал в ней в течение некоторого времени; Он стал смертным человеком и исчислял дни жизни Своей на земле, чтобы дать нам пример, как мы должны исчислять свои дни. Если бы мы исчисляли свою жизнь днями, то это побуждало бы нас стараться исполнить работу каждого дня в свой день.

(2) Христос во дни плоти Своей был послушен до смерти. Он голодал, был искушаем, истекал кровью и умирал на кресте! Его тело теперь на небесах, но это духовное, прославленное тело.

(3) Бог Отец мог спасти Его от смерти. Он мог предотвратить Его смерть, но не захотел этого сделать, ибо в таком случае Его мудрый и благодатный план спасения людей рухнул бы. Что было бы с нами, если бы Бог спас Христа от смерти? Иудеи, насмехаясь, говорили: Пусть теперь избавит Его, если Он Ему угоден, Матф 27:43. Но из милосердия к нам Бог не позволил той горькой чаше миновать Христа, ибо иначе нам пришлось бы испить ее до дна и навеки погибнуть.

(4) Христос во дни плоти Своей приносил молитвы и моления Своему Отцу как залог Своего будущего ходатайства на небесах. Мы знаем очень много примеров Его молитв. Здесь говорится о Его молитве во время борения (Матф 26:39 и 27:46), а также накануне этого борения (Ин 17), когда Он молился за учеников и за всех верующих в Него по слову их.

(5) Свои молитвы и моления Христос возносил с сильным воплем и со слезами, этим самым оставляя нам пример, что надо не просто молиться, но молиться горячо и настойчиво. Как много у нас сухих молитв, и как мало мы возносим к Богу молитв со слезами!

(6) Христос был услышан, потому что благоговел. Как? Да, ведь Он получил ответ на молитву в виде поддержки во время борения в саду, а также когда проходил через смерть и когда был избавлен от нее путем славного воскресения: Он был услышан за Свое благоговение. Он пережил ужасное ощущение гнева Божия, испытал тяжесть бремени греха. Его человеческая природа готова была пасть под этим тяжелым бременем, и пала бы, если бы Он полностью лишился поддержки и утешения от Бога. Но Он был услышан в этих переживаниях, Он получил поддержку в смертельной борьбе. Он прошел через смерть, Он был не избавлен от смерти, но благополучно проведен через нее. Мы можем неоднократно избавляться от болезней, но мы никогда не избавимся от смерти, пока не пройдем через нее. И кто таким образом спасается от смерти, тот полностью освободится от нее в последний день через славное воскресение, залогом и первым плодом которого было воскресение Христа.

2. Последствия исполнения Христом Его первосвященнического служения, ст. 8−9 и дальше.

(1) Своими страданиями Он научился послушанию: Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, ст. 8. Заметим здесь:

[1] Преимущество Христа: Он был Сын, единородный Сын Отца. Можно подумать, что это должно было избавить Его от страданий, но нет, Он не был от них избавлен. Пусть же никто из детей Божиих, ставших таковыми через усыновление, не рассчитывает на полную свободу от страданий. Есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец?

[2] Христос усовершился через страдания. Путем пассивного послушания Он навык активному послушанию, то есть упражнялся, проходя этот великий урок, и доказал, что хорошо и в совершенстве усвоил его. Хотя Он никогда не был непослушным, тем не менее Он никогда прежде не совершал такого акта повиновения, как послушание до смерти и смерти крестной. Этим Он оставил нам пример, чтобы мы научились во всех своих страданиях смиренно покоряться воле Божией. Мы нуждаемся в страданиях, чтобы научиться послушанию.

(2) Своими страданиями Он усовершился и стал виновником спасения вечного для всех послушных Ему, ст. 9.

[1] Страданиями Своими Христос был посвящен на служение, посвящен Его собственной кровью.

[2] Своими страданиями Он совершил ту часть Своего служения, которая должна была быть исполнена на земле, принеся жертву умилостивления за грех; в этом смысле и сказано о Нем, что Он совершился, то есть стал совершенной жертвой умилостивления.

[3] В результате Он стал виновником спасения вечного для людей; Своими страданиями Он купил полное освобождение от греха и погибели и приобрел полноту святости и блаженства для Своих детей. Об этом спасении Он возвестил в Евангелии, предложил его в Новом завете и через посланного Им Духа Святого сделал людей способными принять это спасение.

[4] Это спасение даруется только тем, кто покоряется Христу. Недостаточно иметь лишь некоторое богословское познание о Христе, или только исповедовать веру в Него, но необходимо внимать Его слову и быть послушными Ему. Он был поставлен Царем, чтобы управлять нами, а не только Спасителем, чтобы спасать нас; и Он будет Спасителем только для тех, для кого будет и Царем, кто захочет, чтобы Он царствовал над ними. Остальных Он посчитает Своими врагами и соответственно будет обращаться с ними. А для тех, кто послушен Ему, кто посвятил себя Ему, отрекшись себя, взяв свой крест и следуя за Ним, Он будет виновником спасения вечного, и они будут вечно признавать Его таковым.

Стихи 10−14. Здесь апостол вновь возвращается к тому, о чем он говорил в ст. 6, цитируя Пс 109, относительно особого чина первосвященства Христова, то есть чина Мелхиседека.

I. Он заявляет, что мог бы много сказать им об этой таинственной личности, называемой Мелхиседеком, чье священство было вечным, а, следовательно, и спасение, полу чаемое через это священство, тоже должно быть вечным. Более подробно говорится о Мелхиседеке в гл. 7. Некоторые думают, что под трудно поддающимся истолкованию апостол подразумевает касающееся не столько личности самого Мелхиседека, сколько личности Христа, Которого Мелхиседек прообразно представлял. Несомненно, апостол много имел сказать о личности Христа таинственного, трудного для истолкования. В личности и служении Искупителя сокрыта огромная тайна; христианство — это великая тайна благочестия.

II. Причину того, почему он не мог им сказать о Христе, нашем Мелхиседеке, все го, что хотел, и почему это было трудно ему истолковать им, Павел приписывает неспособности евреев, которым писал: ...вы сделались неспособны слушать. Существуют вопросы, трудные сами по себе, много бывает и служителей Евангелия, которые не могут ясно объяснить их, но, в основном, препятствие лежит в слушателях. Люди, не способные слушать, очень затрудняют дело благовестия, даже многие из тех, кто имеет некоторую веру, неспособны слушать, неспособны понимать и медлительны в вере; их разумение слабо, и они не воспринимают духовных вещей, память их тоже слаба, и они не запоминают их.

III. Апостол настаивает на том, что они были виновны в этой неспособности. Это была не просто природная, но греховная не способность, и они были более виновны в этом, чем другие, поскольку имели особые привилегии для познания Христа: Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, ст. 12. Заметим здесь:

1. Каких успехов следовало ожидать от этих евреев — они должны были уже так хорошо знать евангельское учение, чтобы быть учителями для других. Из этого можно сделать вывод:

(1) Бог замечает, сколько времени и какие средства мы имели для познания Писания.

(2) От тех, кому много дано, много и ожидается.

(3) Те, кто хорошо разумеет слово Божие, должны поучать других, если не в общем собрании, то частным образом.

(4) Никто не должен брать на себя права учить других, кроме тех, кто сам усовершенствовался в духовном познании.

2. Заметьте печальное разочарование в этих справедливых ожиданиях: ...но вас снова нужно учить первым началам слова Божия и далее. Обратите внимание:

(1) В слове Божием существуют первые начала учения, они просты для понимания, и их необходимо знать.

(2) Существуют также глубокие и величественные тайны, в них должны вникать те, что уже хорошо знакомы с началами учения, чтобы стать совершенными в познании воли Божией.

(3) Некоторые из христиан, вместо того чтобы преуспевать в познании Христа, забывают первые начала христианского учения, в которых давно были наставлены.

(4) Грех и позор тем, которые, будучи мужами по возрасту и по положению в церкви, остаются детьми и младенцами в духовном разумении.

IV. Апостол показывает, что различным категориям верующих следует преподавать различные доктрины Евангелия. В церкви существуют младенцы и совершеннолетние (ст. 12−14), а в Евангелии есть пища молочная и твердая. Заметьте:

1. Младенцев, несведущих в слове правды, следует питать молоком, то есть самыми простыми истинами и в самой доступной форме: заповедь на заповедь... правило на правило, тут немного и там немного, Исаия 28:10. Христос не пренебрегает Своими младенцами, но обеспечивает их подходящей для них пищей. Хорошо быть младенцами во Христе, но нельзя всегда оставаться в таком состоянии, надо стараться выходить из детского состояния; на зло мы должны всегда оставаться детьми, но в разумении должны достигать зрелого возраста.

2. Для совершенных существует твердая пища, ст. 14. Более глубокие тайны принадлежат тем, кто принадлежит к высшему классу Христовой школы, кто изучил первые начала и хорошо применяет их, благодаря чему его чувства навыкли различать добро и зло, истину и заблуждение, что грех и что не грех. Заметьте:

(1) В христианской семье всегда есть дети, юноши и отцы.

(2) Каждый истинный христианин, познавший первые начала духовной жизни, нуждается в питании для поддержания этой жизни.

(3) Слово Божие является пищей и питанием для духовной жизни.

(4) Мудрость служителей состоит в том, чтобы правильно распределять слово истины и каждому преподавать его долю — молоко младенцам и твердую пищу совершеннолетним.

(5) Наряду с природными чувствами существуют и духовные — духовные глаза, духовный аппетит, духовный вкус; душа, как и тело, имеет свои ощущения; хотя они в значительной мере разрушены грехом, но благодать восстанавливает их.

(6) Эти чувства совершенствуются при их употреблении и упражнении, делаются более живыми и сильными, способными различать сладость того, что есть добро и истина, и горечь того, что ложь и зло. Не только разумом и верой, но и духовными чувствами человек научается различать между тем, что угодно и что не угодно Богу, что полезно и что вредно его собственной душе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.