Евреям 7 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Οὗτος Этот 3778 D-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
Μελχισέδεκ, Мелхиседек, 3198 N-PRI
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
Σαλήμ, Салима, 4532 N-PRI
ἱερεὺς священник 2409 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ὑψίστου, высочайшего, 5310 A-GSM-S
 3588 T-NSM
συναντήσας встретивший 4876 V-AAP-NSM
Ἀβραὰμ Авраама 11 N-PRI
ὑποστρέφοντι возвращающегося 5290 V-PAP-DSM
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
κοπῆς избиения 2871 N-GSF
τῶν  3588 T-GPM
βασιλέων царей 935 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
εὐλογήσας благословивший 2127 V-AAP-NSM
αὐτόν, его, 846 P-ASM
2
которому 3739 R-DSM
καὶ и 2532 CONJ
δεκάτην десятину 1181 A-ASF
ἀπὸ от 575 PREP
πάντων всего 3956 A-GPN
ἐμέρισεν уделил 3307 V-AAI-3S
Ἀβραάμ, Авраам, 11 N-PRI
πρῶτον сначала 4412 ADV-S
μὲν ведь 3303 PRT
ἑρμηνευόμενος переводимый 2059 V-PPP-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
δικαιοσύνης праведности 1343 N-GSF
ἔπειτα затем 1899 ADV
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
Σαλήμ, Салима, 4532 N-PRI
которое 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
εἰρήνης, мира, 1515 N-GSF
3
ἀπάτωρ, не имеющий отца, 540 A-NSM
ἀμήτωρ, не имеющий матери, 282 A-NSM
ἀγενεαλόγητος, не имеющий родословной, 35 A-NSM
μήτε и не 3383 CONJ-N
ἀρχὴν нача́ла 746 N-ASF
ἡμερῶν дней 2250 N-GPF
μήτε и не 3383 CONJ-N
ζωῆς жизни 2222 N-GSF
τέλος конец 5056 N-ASN
ἔχων, имеющий, 2192 V-PAP-NSM
ἀφωμοιωμένος уподобившийся 871 V-RPP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
υἱῷ Сыну 5207 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
μένει остаётся 3306 V-PAI-3S
ἱερεὺς священник 2409 N-NSM
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
διηνεκές. постоянно. 1336 A-ASN
4
Θεωρεῖτε Видите 2334 V-PAM-2P
δὲ же 1161 CONJ
πηλίκος сколь велик 4080 A-NSM
οὗτος этот 3778 D-NSM
которому 3739 R-DSM
[καὶ] и 2532 CONJ
δεκάτην десятину 1181 A-ASF
Ἀβραὰμ Авраам 11 N-PRI
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
ἐκ из 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἀκροθινίων верхних куч 205 N-GPN
 3588 T-NSM
πατριάρχης. патриарх. 3966 N-NSM
5
καὶ И 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
μὲν ведь 3303 PRT
ἐκ из 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
Λευὶ Леви 3017 N-PRI
τὴν  3588 T-ASF
ἱερατείαν священство 2405 N-ASF
λαμβάνοντες берущие 2983 V-PAP-NPM
ἐντολὴν заповедь 1785 N-ASF
ἔχουσιν имеют 2192 V-PAI-3P
ἀποδεκατοῦν требовать десятину 586 V-PAN
τὸν  3588 T-ASM
λαὸν [с] народа 2992 N-ASM
κατὰ по 2596 PREP
τὸν  3588 T-ASM
νόμον, Закону, 3551 N-ASM
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
τοὺς  3588 T-APM
ἀδελφοὺς [с] братьев 80 N-APM
αὐτῶν, их, 846 P-GPM
καίπερ хотя 2539 CONJ
ἐξεληλυθότας вышедших 1831 V-2RAP-APM
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ὀσφύος бедра 3751 N-GSF
Ἀβραάμ· Авраама; 11 N-PRI
6
 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
γενεαλογούμενος происходящий 1075 V-PPP-NSM
ἐξ из 1537 PREP
αὐτῶν них 846 P-GPM
δεδεκάτωκεν получил десятину 1183 V-RAI-3S
Ἀβραάμ, [от] Авраама, 11 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
ἔχοντα имеющего 2192 V-PAP-ASM
τὰς  3588 T-APF
ἐπαγγελίας обещания 1860 N-APF
εὐλόγηκεν. благословил. 2127 V-RAI-3S
7
χωρὶς Без 5565 ADV
δὲ же 1161 CONJ
πάσης всякого 3956 A-GSF
ἀντιλογίας противоречия 485 N-GSF
τὸ  3588 T-NSN
ἔλαττον худшее 1640 A-NSN
ὑπὸ  5259 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κρείττονος лучшим 2909 A-GSM-C
εὐλογεῖται. благословляется. 2127 V-PPI-3S
8
καὶ И 2532 CONJ
ὧδε здесь 5602 ADV
μὲν ведь 3303 PRT
δεκάτας десятины 1181 A-APF
ἀποθνῄσκοντες умирающие 599 V-PAP-NPM
ἄνθρωποι люди 444 N-NPM
λαμβάνουσιν, берут, 2983 V-PAI-3P
ἐκεῖ там 1563 ADV
δὲ же 1161 CONJ
μαρτυρούμενος свидетельствуемый 3140 V-PPP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ζῇ. живёт. 2198 V-PAI-3S
9
καὶ И 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἔπος слово 2031 N-ASN
εἰπεῖν, сказать, 2036 V-2AAN
δι᾽ через 1223 PREP
Ἀβραὰμ Авраама 11 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Λευὶ Левия 3017 N-PRI
 3588 T-NSM
δεκάτας десятины 1181 A-APF
λαμβάνων принимающий 2983 V-PAP-NSM
δεδεκάτωται, дал десятину, 1183 V-RPI-3S
10
ἔτι ещё 2089 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ὀσφύϊ бедре 3751 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
πατρὸς отца 3962 N-GSM
ἦν он был 3739 V-IAI-3S
ὅτε когда 3753 ADV
συνήντησεν встретил 4876 V-AAI-3S
αὐτῷ его 846 P-DSM
Μελχισέδεκ. Мелхиседек. 3198 N-PRI
11
Εἰ Если 1487 COND
μὲν ведь 3303 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
τελείωσις усовершенствование 5050 N-NSF
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
Λευιτικῆς Левитское 3020 A-GSF
ἱερωσύνης священство 2420 N-GSF
ἦν, было, 3739 V-IAI-3S
 3588 T-NSM
λαὸς народ 2992 N-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐπ᾽ при 1909 PREP
αὐτῆς нём 846 P-GSF
νενομοθέτηται, законоустроен, 3549 V-RPI-3S
τίς какая 5100 I-NSF
ἔτι ещё 2089 ADV
χρεία нужда 5532 N-NSF
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
τάξιν положению 5010 N-ASF
Μελχισέδεκ Мелхиседека 3198 N-PRI
ἕτερον другого 2087 A-ASM
ἀνίστασθαι вставать 450 V-PMN
ἱερέα священника 2409 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
τάξιν положению 5010 N-ASF
Ἀαρὼν Аарона 2 N-PRI
λέγεσθαι; говориться? 3004 V-PPN
12
μετατιθεμένης Перекладывающегося 3346 V-PPP-GSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
τῆς  3588 T-GSF
ἱερωσύνης священства 2420 N-GSF
ἐξ из 1537 PREP
ἀνάγκης необходимости 318 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
νόμου Закона 3551 N-GSM
μετάθεσις перекладывание 3331 N-NSF
γίνεται. делается. 1096 V-PNI-3S
13
ἐφ᾽ Относительно 1909 PREP
ὃν которого 3739 R-ASM
γὰρ ведь 1063 CONJ
λέγεται говорится 3004 V-PPI-3S
ταῦτα это 5023 D-NPN
φυλῆς племени 5443 N-GSF
ἑτέρας другого 2087 A-GSF
μετέσχηκεν, сделался часть, 3348 V-RAI-3S
ἀφ᾽ от 575 PREP
ἧς которого 3739 R-GSF
οὐδεὶς никто 3762 A-NSM-N
προσέσχηκεν занимался 4337 V-RAI-3S
τῷ  3588 T-DSN
θυσιαστηρίῳ· жертвенником; 2379 N-DSN
14
πρόδηλον наперёд ясно 4271 A-NSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
Ἰούδα Иуды 2455 N-GSM
ἀνατέταλκεν взошёл 393 V-RAI-3S
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἡμῶν, наш, 2257 P-1GP
εἰς в [отношении] 1519 PREP
ἣν которого 3739 R-ASF
φυλὴν племени 5443 N-ASF
περὶ о 4012 PREP
ἱερέων священниках 2409 N-GPM
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
Μωϋσῆς Моисей 3475 N-NSM
ἐλάλησεν. сказал. 2980 V-AAI-3S
15
καὶ И 2532 CONJ
περισσότερον чрезвычайнее 4053 A-NSN-C
ἔτι ещё 2089 ADV
κατάδηλόν совершенно ясно 2612 A-NSN
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
εἰ если 1487 COND
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ὁμοιότητα подобию 3665 N-ASF
Μελχισέδεκ Мелхиседека 3198 N-PRI
ἀνίσταται встаёт 450 V-PMI-3S
ἱερεὺς священник 2409 N-NSM
ἕτερος, другой, 2087 A-NSM
16
ὃς который 3739 R-NSM
οὐ не 3739 PRT-N
κατὰ по 2596 PREP
νόμον закону 3551 N-ASM
ἐντολῆς заповеди 1785 N-GSF
σαρκίνης плотской 4560 A-GSF
γέγονεν сделался 1096 V-2RAI-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
δύναμιν силе 1411 N-ASF
ζωῆς жизни 2222 N-GSF
ἀκαταλύτου, нерушимой, 179 A-GSF
17
μαρτυρεῖται свидетельствуется 3140 V-PPI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
Σὺ Ты 4771 P-2NS
ἱερεὺς священник 2409 N-NSM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
αἰῶνα век 165 N-ASM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
τάξιν положению 5010 N-ASF
Μελχισέδεκ. Мелхиседека. 3198 N-PRI
18
ἀθέτησις Отвержение 115 N-NSF
μὲν то 3303 PRT
γὰρ ведь 1063 CONJ
γίνεται делается 1096 V-PNI-3S
προαγούσης предыдущей 4254 V-PAP-GSF
ἐντολῆς заповеди 1785 N-GSF
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
αὐτῆς её 846 P-GSF
ἀσθενὲς слабости 772 A-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ἀνωφελές, бесполезности, 512 A-ASN
19
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐτελείωσεν усовершенствовал 5048 V-AAI-3S
 3588 T-NSM
νόμος, закон, 3551 N-NSM
ἐπεισαγωγὴ введение 1898 N-NSF
δὲ же 1161 CONJ
κρείττονος лучшей 2909 A-GSF-C
ἐλπίδος, надежды, 1680 N-GSF
δι᾽ через 1223 PREP
ἧς которую 3739 R-GSF
ἐγγίζομεν приближаемся 1448 V-PAI-1P
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ. Богу. 2316 N-DSM
20
Καὶ И 2532 CONJ
καθ᾽ по 2596 PREP
ὅσον скольку 3745 K-ASN
οὐ не 3739 PRT-N
χωρὶς без 5565 ADV
ὁρκωμοσίας, клятвы, 3728 N-GSF
οἱ которые 3588 T-NPM
μὲν то 3303 PRT
γὰρ ведь 1063 CONJ
χωρὶς без 5565 ADV
ὁρκωμοσίας клятвы 3728 N-GSF
εἰσὶν есть 1510 V-PAI-3P
ἱερεῖς священники 2409 N-NPM
γεγονότες, сделавшиеся, 1096 V-2RAP-NPM
21
Который 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
μετὰ с 3326 PREP
ὁρκωμοσίας клятвой 3728 N-GSF
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
λέγοντος Говорящего 3004 V-PAP-GSM
πρὸς к 4314 PREP
αὐτόν, Нему, 846 P-ASM
Ὤμοσεν Поклялся 3660 V-AAI-3S
κύριος, Господь, 2962 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
μεταμεληθήσεται, раскается, 3338 V-FOI-3S
Σὺ Ты 4771 P-2NS
ἱερεὺς священник 2409 N-NSM
εἰς во 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
αἰῶνα, век, 165 N-ASM
22
κατὰ по 2596 PREP
τοσοῦτο стольку 5118 D-ASN
[καὶ] и 2532 CONJ
κρείττονος лучшего 2909 A-GSF-C
διαθήκης завета 1242 N-GSF
γέγονεν сделался 1096 V-2RAI-3S
ἔγγυος поручитель 1450 A-NSM
Ἰησοῦς. Иисус. 2424 N-NSM
23
καὶ И 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
μὲν ведь 3303 PRT
πλείονές весьма многие 4119 A-NPM-C
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
γεγονότες сделавшиеся 1096 V-2RAP-NPM
ἱερεῖς священники 2409 N-NPM
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
θανάτῳ смерти 2288 N-DSM
κωλύεσθαι препятствовалось 2967 V-PPN
παραμένειν· оставаться; 3887 V-PAN
24
Который 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
μένειν оставаться 3306 V-PAN
αὐτὸν Его 846 P-ASM
εἰς во 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
αἰῶνα век 165 N-ASM
ἀπαράβατον ненарушимое 531 A-ASF
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
ἱερωσύνην· священство; 2420 N-ASF
25
ὅθεν откуда 3606 ADV
καὶ и 2532 CONJ
σῴζειν спасать 4982 V-PAN
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
παντελὲς совершенно 3838 A-ASN
δύναται может 1410 V-PNI-3S
τοὺς  3588 T-APM
προσερχομένους подходящих 4334 V-PNP-APM
δι᾽ через 1223 PREP
αὐτοῦ Него 846 P-GSM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ, [к] Богу, 2316 N-DSM
πάντοτε всегда 3842 ADV
ζῶν живущий 2198 V-PAP-NSM
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἐντυγχάνειν вступаться 1793 V-PAN
ὑπὲρ за 5228 PREP
αὐτῶν. них. 846 P-GPM
26
Τοιοῦτος Таковой 5108 D-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
καὶ и 2532 CONJ
ἔπρεπεν подобал 4241 V-IAI-3S
ἀρχιερεύς, первосвященник, 749 N-NSM
ὅσιος, святой, 3741 A-NSM
ἄκακος, незлой, 172 A-NSM
ἀμίαντος, нескверный, 283 A-NSM
κεχωρισμένος отделённый 5563 V-RPP-NSM
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἁμαρτωλῶν, грешных, 268 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ὑψηλότερος высший 5308 A-NSM-C
τῶν  3588 T-GPM
οὐρανῶν небес 3772 N-GPM
γενόμενος· сделавшийся; 1096 V-2ADP-NSM
27
ὃς который 3739 R-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
καθ᾽ каждый 2596 PREP
ἡμέραν день 2250 N-ASF
ἀνάγκην, необходимость, 318 N-ASF
ὥσπερ как 5618 ADV
οἱ  3588 T-NPM
ἀρχιερεῖς, первосвященники, 749 N-NPM
πρότερον прежде 4386 ADV-C
ὑπὲρ ради 5228 PREP
τῶν  3588 T-GPF
ἰδίων собственных 2398 A-GPF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
θυσίας жертвы 2378 N-APF
ἀναφέρειν, возносить, 399 V-PAN
ἔπειτα затем 1899 ADV
τῶν  3588 T-GPF
τοῦ [за] которые 3588 T-GSM
λαοῦ· народа; 2992 N-GSM
τοῦτο это 5124 D-ASN
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐποίησεν Он сделал 4160 V-AAI-3S
ἐφάπαξ разом 2178 ADV
ἑαυτὸν Самого Себя 1438 F-3ASM
ἀνενέγκας. вознёсший. 399 V-AAP-NSM
28
 3588 T-NSM
νόμος Закон 3551 N-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀνθρώπους людей 444 N-APM
καθίστησιν ставит 2525 V-PAI-3S
ἀρχιερεῖς первосвященников 749 N-APM
ἔχοντας имеющих 2192 V-PAP-APM
ἀσθένειαν, немощи, 769 N-ASF
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
τῆς  3588 T-GSF
ὁρκωμοσίας клятвы 3728 N-GSF
τῆς  3588 T-GSF
μετὰ после 3326 PREP
τὸν  3588 T-ASM
νόμον Закона 3551 N-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
αἰῶνα век 165 N-ASM
τετελειωμένον. совершенного. 5048 V-RPP-ASM

Толкование Мэтью Генри

Учение о первосвященническом служении Христа так превосходно само по себе и составляет такую существенную часть христианского вероисповедания, что апостол любит задерживаться на нем. Для иудеев ничто не было так дорого в левитском служении, как служение первосвященника, они высоко чтили его, и, несомненно, это было священное и превосходнейшее служение. Очень страшной угрозой было для них пророчество Осин (Ос 3:4) о том, что сыны Израилевы долгое время будут оставаться без царя и без князя, или священника, без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. И вот апостол уверяет евреев в том, что, приняв Христа, они будут иметь гораздо лучшего первосвященника, первосвященство более высокого чина и, следовательно, лучшее домостроительство, лучший закон и лучший завет. Он показывает это в данной главе, где содержится:

I. Более подробная характеристика Мелхиседека, ст. 1−3.

II. Описание превосходства его священства над священством Аарона, ст. 4−10.

III. Применение всего сказанного к Христу с целью доказать превосходство Его личности, Его служения и Его завета, ст. 11−28.

Стихи 1−10. Предыдущая глава закончилась повторением цитаты из Пс 109:4, уже неоднократно приводившейся выше: ... Иисус, сделавшись первосвященником навек по чину Мелхиседека. Данная глава представляет собой проповедь на этот стих. Здесь апостол предлагает евреям кусочек той самой твердой пищи, о которой говорил раньше, надеясь, что они, приложив побольше старания, смогут усвоить ее.

I. Большой вопрос, который напрашивается первым, — кто был Мелхиседек? Все, что мы можем прочитать о нем в Ветхом Завете, записано в Быт 14:18 и в Пс 109:4. Многое о нем для нас остается сокрытым; Бог посчитал необходимым оставить нас в неведении о Мелхиседеке, чтобы он мог быть более живым прообразом Того, Чей род неизъясним.

1. Наиболее достойными нашего внимания являются следующие три мнения относительно Мелхиседека:

(1) Раввины и большинство иудейских писателей считают, что это был Сим, сын Ноя, который, подобно другим патриархам, был царем и священником для праотцев иудеев; однако маловероятно, чтобы он изменял свое имя. Кроме того, в Библии ничего не написано о его поселении в Ханаане.

(2) Большинство христианских писателей считают, что это был Сам Иисус Христос, оказавший особую милость и привилегию Аврааму и явившийся ему во плоти под именем Мелхиседек, что очень хорошо соответствует Христу и сказанному в Ин 8:56: Авраам, Отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался. Много может быть высказано в защиту этого мнения, и ни к какому простому человеку нельзя как будто отнести сказанного уст.. Но в таком случае Христос становится прообразом Себя Самого, что представляется весьма странным.

(3) Наиболее распространенным является мнение, что Мелхиседек был ханаанским царем, который правил в Салиме и исповедовал веру в истинного Бога и поклонялся Ему; что он был воздвигнут как прообраз Христа и что Авраам почитал его как такового.

2. Но мы оставим все эти предположения и догадки и постараемся понять, насколько сможем, что сказано здесь апостолом о Мелхиседеке и как представлен в нем Христос, ст. 1−3.

(1) Мелхиседек был царем, и Господь Иисус тоже Царь, помазанный Богом, владычество на раменах Его, и Он правит всеми ко благу Своего народа.

(2) Мелхиседек был царем правды, его имя означает праведный царь. Иисус Христос есть полноправный и праведный Царь, полноправный по Своему назначению и праведный по Своему правлению. Он есть оправдание наше, Он исполнен всякой правды и принес вечную правду, Он любит правду и праведников и ненавидит беззаконие.

(3) Мелхиседек был царем Салима, то есть царем мира, сначала царем правды, а потом царем мира. Также и наш Господь Иисус. Праведностью Своею Он приобрел мир, мир есть плод правды. Христос говорит о мире, творит мир, Он есть наш Миротворец.

(4) Мелхиседек был священником Бога Всевышнего, уполномоченный и помазанный экстраординарным образом на служение священника Божия среди язычников. Так и Господь наш Иисус Христос. Он есть священник Бога Всевышнего, и язычники приходят к Богу через Него. Только посредством Его священства мы можем получить примирение и прощение грехов.

(5) Мелхиседек был без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, ст. 3. Это следует понимать не буквально, но в том смысле, что Писание представляет Мелхиседека как необыкновенную личность, ничего не говоря о его происхождении, чтобы он был более точным прообразом Христа: Христос как человек не имел отца, а как Бог не имел матери; Его священство не перешло к Нему от кого-то и от Него ни к кому не перешло, но является Его личным и вечным.

(6) Мелхиседек встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей. Этот инцидент описан в Быт 14:18 и далее. Он вынес хлеб и вино для подкрепления Авраама и его рабов, когда они были утомлены; он одарил их как царь и благословил как священник. Так и наш Господь Иисус встречает Своих детей, утомленных в духовной борьбе: Он подкрепляет их, обновляет их силы и благословляет.

(7) Которому и десятину отделил Авраам от всего... (ст. 2), то есть, как далее объясняет апостол, из лучших добыч своих. Этим самым Авраам выразил Мелхиседеку благодарность за то, что он сделал для него, — либо в знак своего почтения и покорности ему как царю, либо как приношение, обещанное и посвященное Богу и представленное Ему через Его священника. Так и мы обязаны воздавать Господу Иисусу любовью и благодарностью за все Его царские, щедрые благодеяния к нам, воздавать Ему почтением и покорностью как Царю и вручать Ему все наши приношения, чтобы Он представил их Отцу как благоухание Своей собственной жертвы.

(8) Мелхиседек, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Он носил образ Божий в своем благочестии и в своей власти и отмечен на страницах Писания как бессмертный первосвященник, как древний прообраз Того, Кто является вечным и единородным от Отца, Кто пребывает священником навсегда.

II. Теперь посмотрим (как советует апостол), как велик был Мелхиседек и насколько выше был чин его священства по сравнению с чином Аарона (ст. 4−10): Видите, как велик тот, и далее. Величие этого человека и его священства видно из того, что:

1. Авраам дал ему десятину от своей добычи, а в лице Авраама, как правильно замечено, сам Левий уплатил ему десятину, ст. 9. Левий получил священническое служение от Бога и должен был брать десятины от народа, и тем не менее он уплатил десятину Мелхиседеку как священнику более высокого чина, чем он сам. Следовательно, Первосвященник, кому надлежало явиться впоследствии и прообразом кого был Мелхиседек, должен намного превосходить любого из левитских священников, уплативших в лице Авраама десятину Мелхиседеку.

2. Мелхиседек благословил Авраама, имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим, ст. 6−7. Обратим здесь внимание:

(1) На великое достоинство и блаженство Авраама, состоявшее в том, что он имел обетования. Он был единственный, с кем Бог заключил завет и дал ему великие и драгоценные обетования. Поистине богат и блажен человек, чье имущество в чеках, заверенных собственной рукой и печатью Бога. Это обетования жизни настоящей и будущей; кто принимает Иисуса, в Ком все обетования Божии да и аминь, тот поистине имеет великую честь.

(2) На то, что Мелхиседек имел более великую честь — ему была дана привилегия благословить Авраама, а что меньший благословляется большим — это неоспоримая истина. Тот, кто дает благословение, больше того, кто получает его. Следовательно, Христос, первообраз Мелхиседека, Даятель и Посредник всех благословений для сынов человеческих, должен быть выше всех священников чина Ааронова.

Стихи 11−28. Заметьте, для чего необходима была перемена левитского священства и сопряженного с ним закона, для чего надо было восставать иному священнику, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона, — для того чтобы посредством его могло быть достигнуто совершенство, какое не могло быть достигнуто левитским священством, ст. 11−12 и дальше. Итак здесь:

I. Утверждается, что совершенство не могло быть достигнуто посредством левитского священства и сопряженного с ним закона. Они не могли привести тех, кто обращался к ним, к совершенному наслаждению теми благами, на которые указывали им; они могли только показать им путь.

II. Следовательно, должен был восстать другой священник, по чину Мелхиседека, чтобы посредством Его и Его закона веры все повинующиеся Ему могли достигнуть совершенства. Да будет благословен Бог за то, что, согласно Евангелию, мы можем иметь через Христа в завете благодати совершенную святость и совершенное блаженство, ибо мы совершенны в Нем.

III. Утверждается далее, что перемена священства требовала и перемены закона; так как между священством и законом существо вала тесная связь, то при новом священстве не могло сохраниться прежнее домостроительство. Новое священство должно руководствоваться новым уставом, управляться правилами, соответствующими его сущности и его чину.

IV. Это не только утверждается, но и доказывается, что священство и закон должны были измениться, ст. 13−14. Священство и закон, посредством которых не могло быть достигнуто совершенство, устраняются, и на место их восстает священник и вводится домостроительство, посредством которых истинные верующие могут стать совершенными. Что эта перемена имеет место, очевидно из следующего:

1. Переменилось колено, из которого восстает священник, ст. 14. Прежде это было колено Левиино, а наш Первосвященник воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. Перемена колена указывает на действительную перемену закона о священстве.

2. Изменились форма и порядок назначения священников. Прежде, в левитском священстве, священники ставились по закон заповеди плотской, а наш великий Первосвященник восстал по силе жизни непрестающей. Согласно прежнему закону служение священника переходило по смерти отца к его старшему сыну, по порядку плотского, или естественного, происхождения; ни один из священников Ветхого завета не был без матери или отца и без потомков: они не имели в себе жизни непрестающей. Они имели начало дней и конец жизни, поэтому плотская заповедь, или принцип первородства, определяли преемственность священников, подобно гражданским законам о праве и наследстве. Но Христос был поставлен священником по чину Мелхиседека по закону силы жизни непрестающей. Право на священство было дано Христу жизнью и бессмертием, которые Он имел в Себе Самом, а не происхождением от священника. Именно это делает большую разницу в священстве и в связанном с ним домостроительстве и обуславливает бесконечное превосходство Христа и Евангелия. Сам закон, которым было введено левитское священство, предполагал, что священники — слабые, немощные, смертные создания, не могущие сохранить свою естественную жизнь и вынужденные довольствоваться жизнью в своих потомках по плоти; еще менее могли они, своей силой и властью, сообщить духовную жизнь и блаженство тем, кто приходил к ним. А Первосвященник исповедания нашего, совершающий Свое служение посредством присущей Ему силы жизни непрестающей, не только сохраняет Свою собственную жизнь, но и сообщает духовную и вечную жизнь всем тем, кто уповает на Его жертву и посредничество. Некоторые думают, что под законом заповеди плотской подразумеваются внешние ритуалы посвящения и совершаемые при этом плотские жертвоприношения, а под силой жизни непрестающей — духовные живые жертвы, а также духовные и вечные привилегии, приобретенные Христом, Кто был посвящен вечным Духом жизни, Которого Он имел без меры.

3. Произошло также изменение эффективности священства. Прежнее священство было немощным и бесполезным, оно ничего не довело до совершенства. А священство Христа принесло с собой лучшую надежду, посредством которой мы приближаемся к Богу, ст. 18−19. Левитское священство ничего не довело до совершенства: оно не могло оправдать человека, снять с него вину греха, оно не могло освятить его, омыть от внутренней испорченности, не могло очистить совесть от мертвых дел. Все, что оно могло сделать, это указать человеку на первообраз. Но священство Христа несет в себе и приносит с собой лучшую надежду, оно дает истинное основание для нашей надежды на Бога в вопросе прощения грехов и спасения; оно более ясно раскрывает великие предметы нашей надежды и производит в нас более сильную и живую надежду на примирение с Богом. Эта надежда дает нам дерзновение приближаться к Богу, вступать в завет с Ним и жить жизнью постоянного общения с Ним. Теперь мы можем приближаться с искренним сердцем, с полною верою, очистив сердца свои от порочной совести. Прежнее же священство, наоборот, держало человека на расстоянии в оковах духа рабства.

4. Метод действий Бога в этом священстве также иной. Он клялся Христу, чего никогда не делал в отношении священников по чину Аарона. Он никогда не давал им заверения в том, что они будут священниками навек, никогда не связывал Себя клятвой или обещанием, что их священство никогда не отменится, и, следовательно, не давал им никакого повода надеяться на это, скорее, наоборот, у них были все основания смотреть на свое служение как на временное установление. Христос же был поставлен священником с клятвой Бога: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, ст. 21. Бог дал клятву в том, что священство Христа будет неизменным, превосходным, эффективным и вечным.

5. Произошла перемена и в завете, для которого священство было поручительством, а священник — поручителем, а именно: перемена в домостроительстве этого завета. Евангельское домостроительство более полное, свободное, ясное, духовное и действенное, чем домостроительство закона. Христос в евангельском завете является нашим поручителем перед Богом и поручителем Бога перед нами, чтобы наблюдать за соблюдением условий завета обеими сторонами. Он как поручитель соединил в Самом Себе божественную и человеческую природу, обеспечив этим самым примирение; Он как поручитель соединил Бога и человека узами вечного завета. Он умоляет людей сохранять завет с Богом и умоляет Бога исполнить Свои обещания людям, и Бог всегда готов делать это путем, соответствующим Его величию и славе, то есть через Посредника.

6. Существует также замечательная разница в количестве священников между этими двумя чинами священства. В священстве по чину Аарона было много священников и первосвященников, не одновременно, но последовательно, а в священстве по чину Христа всегда действует один и тот же священник. Причина ясна: левитских священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному. Их служение, каким бы ни было оно высоким и почетным, не избавляло их от смерти. Когда один умирал, другой должен был заменить его, а этот должен был уступить место третьему, и таким образом число их становилось весьма большим. Но наш Первосвященник пребывает вечно и Его священство непреходящее, оно не переходит от одного к другому, как прежнее. В этом священстве не может быть перерыва ни на один час, ни на одно мгновение, в течение которого народ оставался бы без Священника, ходатайствующего на небе об их духовных нуждах. Такой перерыв был бы очень опасным и пагубным для них, но их безопасность и блаженство в том, что их вечно пребывающий Первосвященник может спасать всегда — во всякое время, во всех случаях и обстоятельствах, всех, приходящих через Него к Богу, ст. 25.

7. Замечательна также и разница в нравственных качествах священников. Священники по чину Аарона были не только смертными, но и грешными людьми, они имели свои немощи, не только естественные, но и греховные. Они нуждались в том, чтобы приносить жертвы сначала за свои собственные грехи, а потом уже за грехи народа. А наш Первосвященник, поставленный с клятвою, должен приносить жертвы только за народ так как Сам совершенно не нуждается в этом, ибо Он имеет не только непреходящее священство, но и непреходящую святость. Он такой Первосвященник, какой и должен быть у нас: святый, непричастный злу, непорочный и далее, ст. 26−28. Заметим:

(1) Будучи грешниками, мы нуждаемся в первосвященнике, который мог бы принести выкуп и ходатайствовать за нас пред Богом.

(2) Ни один священник не мог примирить нас с Богом, кроме абсолютно праведного своей личной праведностью. Он должен быть сам праведным, иначе не сможет принести выкупа за наши грехи или быть нашим ходатаем пред Отцом.

(3) Наш Господь Иисус является именно таким Первосвященником, в котором мы нуждаемся, ибо Он обладает личной святостью, и эта святость абсолютно совершенна. Обратим внимание на то, как описывается личная святость Христа в каких выражениях; некоторыми учеными богословами они все рассматриваются как относящиеся к Его совершенной чистоте.

[1] Он свят, совершенно свободен от всяких греховных привычек или принципов, не имеет ни малейшей склонности ко греху в Своей природе. В Нем не обитает никакой грех, находящий место даже в самых лучших из христиан.

[2] Он непричастен злу, совершенно свободен от всякого действительного преступления, никогда не прибегал к насилию, никогда не было обмана в Его устах, Он никогда не причинял зла ни Богу, ни человеку.

[3] Он непорочен, никогда не участвовал ни в чьих грехах. Человеку очень трудно сохранить себя чистым, остаться невиновным в соучастии в чужих грехах, либо в содействии им, либо в уклонении от противодействия. Христос же был непорочен; хотя Он взял на Себя вину наших грехов, однако никогда не был замешан и никогда не был виновен в них.

[4] Он отделен от грешников, не только в смысле Его настоящего положения (когда Он вошел как наш Первосвященник во Святое Святых, куда ничто нечистое не может войти), но и в смысле Его личной чистоты: Он не имел такого союза с грешниками, природного или происходящего из объединения с ними, который мог бы приобщить Его к первородному греху. Нам этот грех передается вследствие нашего природного союза и добровольного объединения с первым Адамом, вследствие нашего естественного происхождения от него. Но Христос, путем непорочного зачатия от девы, отделил Себя от грешников; хотя Он и воспринял истинно человеческую природу, тем не менее сверхъестественный способ Его зачатия отделил Его от всего остального человечества.

[5] Он превознесен выше небес. Большинство толкователей понимают эти слова как относящиеся к вознесению Спасителя на небеса, где Он сидит одесную Бога, чтобы осуществлять задачу Своего священства. Но д-р Гудвин (Goodwin) полагает, что это вполне справедливо можно отнести к личной святости Христа, более высокой и совершенной, чем святость воинств небесных, то есть святых ангелов, которые, хотя и свободны от греха, но не свободны от вероятности совершить его. Поэтому мы читаем: Вот, Он и слугам Своим не доверяет, и в Ангелах усматривает недостатки (Иов 4:18), то есть немощи и подверженность греху. Они могут сегодня быть ангелами, а завтра — демонами, что и случилось со многими из них. И то, что ангелы сейчас не падают, обусловлено не безгрешностью их природы, но избранием Бо-жиим; это избранные ангелы. Вполне вероятно, что такое объяснение слов превознесенный выше небес может показаться слишком странным, что эти слова следует относить к достоинству положения Христа, а не к совершенству Его личной святости, и что, скорее всего, именно поэтому сказано, что Он был превознесен выше небес. Однако совершенно очевидно, что это слово употреблено в нейтральном смысле, как в выражении: Да будет верен Бог. Так как другие достоинства Христа, описываемые в рассматриваемом стихе, явно относятся к Его личной совершенной святости, противопоставляемой греховным немощам левитских священников, то представляется вполне естественным и это достоинство относить к Его личности; такое толкование даже более вероятно, поскольку достоинство и превосходство священства Христа в ст. 27 связывается именно с его беспристрастием и бескорыстием; Он не нуждался в том, чтобы приносить жертву за Себя; Он ходатайствовал о милости для других, Сам же в ней не нуждался. Если бы Он нуждался в ней Сам, то был бы заинтересованной стороной и не мог бы быть Посредником, был бы преступником и не мог бы быть ходатаем за грешников.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.