Откровение 1 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Ἀποκάλυψις Откровение 602 N-NSF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
ἣν которое 3739 R-ASF
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
 3588 T-NSM
θεός, Бог, 2316 N-NSM
δεῖξαι [чтобы] показать 1166 V-AAN
τοῖς  3588 T-DPM
δούλοις рабам 1401 N-DPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
которому 3739 R-APN
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
γενέσθαι случиться 1096 V-2ADN
ἐν в 1722 PREP
τάχει, скоре, 5034 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐσήμανεν дал знамение 4591 V-AAI-3S
ἀποστείλας пославший 649 V-AAP-NSM
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
ἀγγέλου ангела 32 N-GSM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τῷ  3588 T-DSM
δούλῳ рабу 1401 N-DSM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
Ἰωάννῃ, Иоанну, 2491 N-DSM
2
ὃς который 3739 R-NSM
ἐμαρτύρησεν засвидетельствовал 3140 V-AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
ὅσα сколькое 3745 K-APN
εἶδεν. увидел. 1492 V-2AAI-3S
3
μακάριος Блажен 3107 A-NSM
 3588 T-NSM
ἀναγινώσκων читающий 314 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἀκούοντες слышащие 191 V-PAP-NPM
τοὺς  3588 T-APM
λόγους слова́ 3056 N-APM
τῆς  3588 T-GSF
προφητείας пророчества 4394 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
τηροῦντες соблюдающие 5083 V-PAP-NPM
τὰ  3588 T-APN
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ нём 846 P-DSF
γεγραμμένα, написанное, 1125 V-RPP-APN
 3588 T-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
καιρὸς время 2540 N-NSM
ἐγγύς. близко. 1451 ADV
4
Ἰωάννης Иоанн 2491 N-NSM
ταῖς  3588 T-DPF
ἑπτὰ семи 2033 A-NUI
ἐκκλησίαις церквам 1577 N-DPF
ταῖς  3588 T-DPF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
Ἀσίᾳ· Азии; 773 N-DSF
χάρις благодать 5485 N-NSF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
ἀπὸ от 575 PREP
 3801 T-NSM
ὢν Сущего 3801 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἦν Бывшего 3739 V-IAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἐρχόμενος, Приходящего, 2064 V-PNP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἑπτὰ семи 2033 A-NUI
πνευμάτων ду́хов 4151 N-GPN
которые 3739 R-NPN
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престолом 2362 N-GSM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
5
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ от 575 PREP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
Который 3588 T-NSM
μάρτυς Свидетель 3144 N-NSM
 3588 T-NSM
πιστός, верный, 4103 A-NSM
 3588 T-NSM
πρωτότοκος Первенец 4416 A-NSM-S
τῶν  3588 T-GPM
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἄρχων Начальник 758 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
βασιλέων царей 935 N-GPM
τῆς  3588 T-GSF
γῆς. земли́. 1093 N-GSF
Τῷ  3588 T-DSM
ἀγαπῶντι Любящему 25 V-PAP-DSM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
λύσαντι освободившему 3089 V-AAP-DSM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
ἡμῶν наших 2257 P-1GP
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
αἵματι крови́ 129 N-DSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
6
καὶ и 2532 CONJ
ἐποίησεν сделал 4160 V-AAI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
βασιλείαν, царством, 932 N-ASF
ἱερεῖς священников 2409 N-APM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
πατρὶ Отцу 3962 N-DSM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
 1510 T-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
κράτος сила 2904 N-NSN
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας века́ 165 N-APM
[τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων]· веков; 165 N-GPM
ἀμήν. аминь. 281 HEB
7
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ἔρχεται приходит 2064 V-PNI-3S
μετὰ на 3326 PREP
τῶν  3588 T-GPF
νεφελῶν, облаках, 3507 N-GPF
καὶ и 2532 CONJ
ὄψεται увидит 3700 V-FDI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
πᾶς всякий 3956 A-NSM
ὀφθαλμὸς глаз 3788 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οἵτινες которые 3748 R-NPM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐξεκέντησαν, пронзили, 1574 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
κόψονται зарыдают 2875 V-FDI-3P
ἐπ᾽ о 1909 PREP
αὐτὸν Нём 846 P-ASM
πᾶσαι все 3956 A-NPF
αἱ  3588 T-NPF
φυλαὶ племена 5443 N-NPF
τῆς  3588 T-GSF
γῆς. земли́. 1093 N-GSF
ναί, Да, 3483 PRT
ἀμήν. аминь. 281 HEB
8
Ἐγώ Я 1473 P-1NS
εἰμι есть 1510 V-PAI-1S
τὸ  3588 T-NSN
Ἄλφα Альфа 1 N-LI
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
Ὦ, Омега, 3739 N-LI
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
 3588 T-NSM
θεός, Бог, 2316 N-NSM
 3801 T-NSM
ὢν Сущий 3801 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἦν Бывший 3739 V-IAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἐρχόμενος, Приходящий, 2064 V-PNP-NSM
 3588 T-NSM
παντοκράτωρ. Вседержитель. 3841 N-NSM
9
Ἐγὼ Я 1473 P-1NS
Ἰωάννης, Иоанн, 2491 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
ὑμῶν ваш 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
συγκοινωνὸς сообщник 4791 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
θλίψει угнетении 2347 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
βασιλείᾳ Царстве 932 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ὑπομονῇ стойкости 5281 N-DSF
ἐν в 1722 PREP
Ἰησοῦ, Иисусе, 2424 N-DSM
ἐγενόμην оказался 1096 V-2ADI-1S
ἐν на 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
νήσῳ острове 3520 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
καλουμένῃ называемом 2564 V-PPP-DSF
Πάτμῳ Патмос 3963 N-DSF
διὰ через 1223 PREP
τὸν  3588 T-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
Ἰησοῦ. Иисуса. 2424 N-GSM
10
ἐγενόμην Я оказался 1096 V-2ADI-1S
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι духе 4151 N-DSN
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
κυριακῇ Господень 2960 A-DSF
ἡμέρᾳ, день, 2250 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἤκουσα услышал 191 V-AAI-1S
ὀπίσω за 3694 ADV
μου мной 3450 P-1GS
φωνὴν голос 5456 N-ASF
μεγάλην сильный 3173 A-ASF
ὡς как 5613 ADV
σάλπιγγος трубой 4536 N-GSF
11
λεγούσης, говорящей, 3004 V-PAP-GSF
Которое 3588 R-ASN
βλέπεις видишь 991 V-PAI-2S
γράψον напиши 1125 V-AAM-2S
εἰς в 1519 PREP
βιβλίον книгу 975 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
πέμψον пошли 3992 V-AAM-2S
ταῖς  3588 T-DPF
ἑπτὰ семи 2033 A-NUI
ἐκκλησίαις, церквам, 1577 N-DPF
εἰς в 1519 PREP
Ἔφεσον Ефес 2181 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
Σμύρναν Смирну 4666 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
Πέργαμον Пергам 4010 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
Θυάτειρα Фиатиру 2363 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
Σάρδεις Сарды 4554 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
Φιλαδέλφειαν Филадельфию 5359 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
Λαοδίκειαν. Лаодикию. 2993 N-ASF
12
Καὶ И 2532 CONJ
ἐπέστρεψα я повернулся 1994 V-AAI-1S
βλέπειν видеть 991 V-PAN
τὴν  3588 T-ASF
φωνὴν голос 5456 N-ASF
ἥτις тот, который 3748 R-NSF
ἐλάλει говорил 2980 V-IAI-3S
μετ᾽ со 3326 PREP
ἐμοῦ· мной; 1700 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιστρέψας обратившийся 1994 V-AAP-NSM
εἶδον увидел 1492 V-2AAI-1S
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
λυχνίας подсвечников 3087 N-APF
χρυσᾶς, золотых, 5552 A-APF
13
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
μέσῳ середине 3319 A-DSN
τῶν  3588 T-GPF
λυχνιῶν подсвечников 3087 N-GPF
ὅμοιον подобного 3664 A-ASM
υἱὸν Сыну 5207 N-ASM
ἀνθρώπου, человека, 444 N-GSM
ἐνδεδυμένον одетого в 1746 V-RMP-ASM
ποδήρη до пят [одежду] 4158 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
περιεζωσμένον опоясанного 4024 V-RPP-ASM
πρὸς у 4314 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
μαστοῖς груди́ 3149 N-DPM
ζώνην поясом 2223 N-ASF
χρυσᾶν· золотым; 5552 A-ASF
14
 1510 T-NSF
δὲ же 1161 CONJ
κεφαλὴ голова 2776 N-NSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
τρίχες волосы 2359 N-NPF
λευκαὶ белы 3022 A-NPF
ὡς как 5613 ADV
ἔριον шерсть 2053 N-NSN
λευκόν, белая, 3022 A-NSN
ὡς как 5613 ADV
χιών, снег, 5510 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ὀφθαλμοὶ глаза́ 3788 N-NPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὡς как 5613 ADV
φλὸξ пламя 5395 N-NSF
πυρός, огня, 4442 N-GSN
15
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
πόδες но́ги 4228 N-NPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὅμοιοι подобны 3664 A-NPM
χαλκολιβάνῳ ливанской меди 5474 N-DSN
ὡς как 5613 ADV
ἐν в 1722 PREP
καμίνῳ печи́ 2575 N-DSF
πεπυρωμένης, раскалённой, 4448 V-RPP-GSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
φωνὴ голос 5456 N-NSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὡς как 5613 ADV
φωνὴ голос 5456 N-NSF
ὑδάτων вод 5204 N-GPN
πολλῶν, многих, 4183 A-GPN
16
καὶ и 2532 CONJ
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
δεξιᾷ правой 1188 A-DSF
χειρὶ руке 5495 N-DSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἀστέρας звёзд 792 N-APM
ἑπτά, семь, 2033 A-NUI
καὶ и 2532 CONJ
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στόματος уст 4750 N-GSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ῥομφαία меч 4501 N-NSF
δίστομος двойной 1366 A-NSM
ὀξεῖα острый 3691 A-NSF
ἐκπορευομένη, исходящий, 1607 V-PNP-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ὄψις лицо 3799 N-NSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὡς как 5613 ADV
 3588 T-NSM
ἥλιος солнце 2246 N-NSM
φαίνει светит 5316 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
δυνάμει силе 1411 N-DSF
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
17
Καὶ И 2532 CONJ
ὅτε когда 3753 ADV
εἶδον увидел 1492 V-2AAI-1S
αὐτόν, Его, 846 P-ASM
ἔπεσα я пал 4098 V-2AAI-1S
πρὸς к 4314 PREP
τοὺς  3588 T-APM
πόδας ногам 4228 N-APM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὡς как 5613 ADV
νεκρός· мёртвый; 3498 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔθηκεν положил 5087 V-AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
δεξιὰν правую [руку] 1188 A-ASF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐπ᾽ на 1909 PREP
ἐμὲ меня 1691 P-1AS
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Μὴ Не 3361 PRT-N
φοβοῦ· бойся; 5401 V-PNM-2S
ἐγώ Я 1473 P-1NS
εἰμι есть 1510 V-PAI-1S
 3588 T-NSM
πρῶτος Первый 4413 A-NSM-S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἔσχατος, Последний, 2078 A-NSM-S
18
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ζῶν, Живущий, 2198 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐγενόμην оказался 1096 V-2ADI-1S
νεκρὸς мёртвый 3498 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ζῶν Живущий 2198 V-PAP-NSM
εἰμι есть 1510 V-PAI-1S
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας века́ 165 N-APM
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων, веков, 165 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
τὰς  3588 T-APF
κλεῖς ключи 2807 N-APF
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου смерти 2288 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τοῦ  3588 T-GSM
ᾅδου. ада. 86 N-GSM
19
γράψον Напиши 1125 V-AAM-2S
οὖν итак 3767 CONJ
которое 3739 R-APN
εἶδες ты увидел 1492 V-2AAI-2S
καὶ и 2532 CONJ
которое 3739 R-NPN
εἰσὶν есть 1510 V-PAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
которое 3739 R-NPN
μέλλει готовится 3195 V-PAI-3S
γενέσθαι случиться 1096 V-2ADN
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα. этого. 5023 D-APN
20
τὸ  3588 T-NSN
μυστήριον Тайна 3466 N-NSN
τῶν  3588 T-GPM
ἑπτὰ семи 2033 A-NUI
ἀστέρων звёзд 792 N-GPM
οὓς которых 3775 R-APM
εἶδες ты увидел 1492 V-2AAI-2S
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
δεξιᾶς правой [руке] 1188 A-GSF
μου, Моей, 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
ἑπτὰ семи 2033 A-NUI
λυχνίας подсвечников 3087 N-APF
τὰς  3588 T-APF
χρυσᾶς· золотых; 5552 A-APF
οἱ  3588 T-NPM
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
ἀστέρες звёзд 792 N-NPM
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
τῶν  3588 T-GPF
ἑπτὰ семи 2033 A-NUI
ἐκκλησιῶν церквей 1577 N-GPF
εἰσιν, есть, 1510 V-PAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
λυχνίαι подсвечников 3087 N-NPF
αἱ  3588 T-NPF
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
ἐκκλησίαι церквей 1577 N-NPF
εἰσίν. есть. 1510 V-PAI-3P

Толкование Мэтью Генри

Эта глава представляет собой общее введение ко всей книге и содержит в себе:

I. Обращение к читателям, в котором указываются происхождение и цель этой книги (ст. 1−2).

II. Благословение, которое апостол провозглашает всем, кто с должным вниманием отнесется к содержанию этой книги (ст. 3−8).

III. Славное видение, или явление, Господа Иисуса Христа апостолу Иоанну (ст. 9−20).

Стихи 1−2. Здесь мы читаем:

I. Ту часть книги, которую можно назвать ее родословием.

1. Она есть откровение Иисуса Христа. Вся Библия является откровением Иисуса Христа, ибо все откровения даны чрез Него и сосредоточены на Нем, и особенно в последние дни сии Бог говорил нам в Сыне и о Сыне. Христос как Царь Своей церкви соблаговолил открыть ей, какими методами и средствами Он будет осуществлять Свое правление; как пророк церкви Он предсказывает нам то, чему надлежит быть вскоре.

2. Это откровение, которое дал Ему Бог. Хотя Христос Сам является Богом и имеет в Самом Себе свет и жизнь, однако, осуществляя роль Посредника между Богом и человеком, Он получает наставления от Отца. Человеческая природа Христа, хотя и была наделена в высшей степени проницательностью и разумением, однако не могла путем рассуждений открыть эти великие события, не являющиеся следствием естественных причин, но полностью зависящих от воли Божией, поэтому они могли быть только объектом божественного предвидения и должны были открыться человеческому разуму только через откровение. Наш Господь Иисус является великим Поверенным, Которому вручено это божественное откровение. Именно Ему обязаны мы знанием того, что можем ожидать от Него, и того, что Он ожидает от нас.

3. Это откровение Христос послал через Ангела Своего. Заметьте здесь замечательный порядок божественного откровения. Бог дал его Христу, а Христос — ангелу, чтобы он передал его церкви. Ангелы суть Божии посланники, они служебные духи, посылаемые на служение наследникам спасения. Они суть слуги Христа, все начальства и власти покоряются Ему, все ангелы Божии обязаны поклоняться Ему.

4. Ангел показал оное Апостолу Иоанну. Как ангелы являются посланниками Христа, так служители — посланниками церкви; все, что служители получают свыше, они должны передать церкви. Иоанн был апостолом, избранным для этого служения. Некоторые полагают, что к тому времени только он остался в живых, а остальные уже запечатлели свое свидетельство собственной кровью. Это была последняя книга божественного откровения, поэтому должна была быть передана церкви через последнего апостола. Иоанн был возлюбленным учеником и рабом Христа; он был тем же в эпоху Нового Завета, кем был Даниил в эпоху Ветхого, — мужем желаний. Он был рабом Христа, апостолом, евангелистом и пророком, он служил Христу в трех превосходных видах церковного служения. Иаков был апостолом, но не был ни евангелистом, ни пророком. Матфей был апостолом и евангелистом, но не был пророком, Лука был только евангелистом, но не был ни апостолом, ни пророком. А Иоанн был и тем, и другим, и третьим, поэтому Христос называет его Своим рабом.

5. Иоанн должен был передать это откровение церкви, всем Его рабам, ибо откровение предназначалось не только для служителей, особых рабов Божиих, но для всех Его рабов, для всех членов церкви. Они все имеют право знать предсказания Божии, и все заинтересованы в них.

II. Здесь изложена суть откровения, а именно: события, которым надлежит быть вскоре. Евангелисты дают нам описание того, что произошло в прошлом, пророки предсказывают то, что произойдет в будущем. Эти будущие события представлены не в таком ясном свете, в каком Бог мог бы их дать, но в таком, в каком Ему благоугодно было это сделать, какой Он счел более подходящим с точки зрения Своих мудрых и святых целей. Если бы Он предсказал их с предельной ясностью, во всех подробностях, то такое предсказание могло бы воспрепятствовать их осуществлению; их предсказание туманно, дабы произвести в нас благоговение перед писанием, завладеть нашим вниманием и возбудить в нас желание познания. Откровение дает нам общее представление о методах божественного промысла и управления в церкви и вне ее, и мы получаем в нем много полезных уроков для себя. Здесь подчеркивается, что описываемые события не только обязательно произойдут, но произойдут вскоре, то есть их исполнение начнется вскоре и завершится в короткое время. Ибо мы живем в последний период мировой истории.

III. Дается также удостоверение в подлинности этого пророчества, ст. 2. Оно было дано Иоанну, который записал слово Божие, свидетельство Иисуса Христа, и все, что он видел. Примечательно, что исторические книги Ветхого Завета не всегда сообщают имена историков, написавших их, как например, книги Судей, Царств, Паралипоменон, но в пророческих книгах всегда указываются имена пророков, как например, Исаия, Иеремия и т.д. Так и в Новом Завете, хотя имя Иоанна не указывается в его первом послании, но в этом пророчестве оно приведено в знак того, что он готов подтвердить и отвечать за истинность его; причем указывается не только имя, но и служение его. Он был тем, кто свидетельствовал слово Божие вообще и свидетельство Иисуса, в частности, а также о всем, что видел. Он был очевидцем и не скрыл ничего из того, что видел. Ничто, записанное в этом откровении, не было его собственным изобретением или плодом его воображения, но все было словом Божиим и свидетельством Иисуса, он ничего не прибавил к этому и ничего не убавил из Божиих намерений.

Стихи 3−8. В этих стихах апостол благословляет тех, кто отнесется с должным вниманием к этому божественному откровению. Это благословение содержит общую часть и более частную.

I. Общее благословение, относящееся ко всем читающим или слушающим слова пророчества сего. Это благословение было провозглашено, кажется, с той целью, чтобы вдохновить нас на изучение этой книги, чтобы нас не отвратила неясность многих мест в ней от исследования ее; она щедро вознаградит наши усилия, затраченные на тщательное и внимательное чтение ее. Заметьте:

1. Обладать Божиим словом — это благословенная привилегия. В этом состояло одно из главных преимуществ евреев перед язычниками.

2. Изучать Писание это благословенное дело. Кто его изучает, тот занимается весьма хорошим делом.

3. Блажен не только тот, кто сам читает Писание, но и тот, кто слушает, как его читают другие, способные объяснить и довести до нашего разумения его смысл и значение.

4. Однако одного чтения и слушания Слова недостаточно, для того чтобы быть истинно блаженным, необходимо также исполнять написанное в нем. Мы должны хранить Слово в своей памяти, в своем сердце и претворять в практику жизни, и тогда будем поистине блаженны.

5. Чем ближе мы подходим к исполнению Писаний, тем более внимательны должны быть к ним. Время близко, и мы должны быть тем более внимательны, чем более усматриваем приближение дня оного.

II. Более частное благословение, относящееся к семи церквам, находящимся в Асии, ст. 4. Эти семь церквей перечислены в ст. 11, и к каждой из них в последующих главах адресовано отдельное послание. Апостол выражает особое благословение этим церквам, потому что они были ему ближе всех остальных; находясь теперь на острове Патмос, он имел, вероятно, о них особое попечение и нес особую ответственность, что не исключает попечение остальных апостолов, если они в то время были еще живы. Заметим здесь:

1. Какое благословение провозглашает апостол всем верным этих церквей: ...благодать вам и мир... святость и утешение. Благодать — это Божие благоволение к нам и действие Его благодати в нас. Мир — это сладостная уверенность в этой благодати. Не может быть истинного мира там, где нет истинной благодати, а где благодать идет впереди, там последует и мир за ней.

2. Откуда должно прийти это благословение? Чьим именем апостол благословляет церковь? — Именем Бога, всей Святой Троицы. Благословение — это акт поклонения, а Бог есть единственный, достойный поклонения, и служители церкви должны благословлять ее только Его именем.

(1) Первым назван Отец, Бог Отец, Которого можно понимать как Бога по существу, Бога как Бога, или как первую Личность благословенной Троицы, Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа. Он представлен как Иегова (Сущий): ...Который есть и был и грядет... вечный и неизменный, Тот же самый для ветхозаветной церкви, которая была, для новозаветной церкви, которая есть, и для торжествующей церкви, которая грядет.

(2) Святой Дух, названный здесь как семь духов, не в смысле количества, но в смысле бесконечного совершенства Духа Божьего, в Котором содержится все многообразие даров и действий. Он находится перед престолом Божиим, ибо как Бог все сотворил Духом Святым, так и управляет всем через Своего Духа.

(3) Господь Иисус Христос. Апостол упоминает Его после Духа, так как намерен более подробно остановиться на личности Христа как Бога, явившегося во плоти. Раньше он видел Его живущим на земле, а теперь увидел в прославленном виде. Заметьте, как описывается здесь Христос, ст. 5.

[1] Он есть свидетель верный. Он от вечности был свидетелем всех Божиих планов (Ин 1:18) и во временном мире был свидетелем откровений воли Бога, говорящего нам ныне в Сыне Своем. Мы можем твердо полагаться на Его свидетельство, ибо Он есть верный свидетель, Которого нельзя обмануть и Который не может обмануть нас.

[2] Он есть первенец из мертвых, или родоначальник воскресения, Он Сам Своей собственной силой воскрес из мертвых и этой же силой воскресит Свой народ из тления к вечной славе, так как Он возродил их Своим воскресением из мертвых к упованию живому.

[3] Он есть владыка царей земных, от Него они получают свою власть, Его силой ограничивается их власть, и обуздывается их гнев, Он контролирует их планы, и Ему они подотчетны. Это является великим утешением для церкви и верным доказательством божественности Христа, Который есть Царь царей и Господь господствующих.

[4] Христос — великий друг Своей церкви и Своих людей, сделавший для них весьма великое, причем исключительно из чистой бескорыстной любви к ним. Он возлюбил их и, движимый этой любви, во-первых, омыл их от грехов их Кровию Своею. Грех оставляет пятна на душе, пятна вины и осквернения. Ничто не может удалить их, кроме Крови Христа; Христос предпочел добровольно пролить Свою кровь, чтобы не оставить их неомытыми, чтобы приобрести для них как прощение, так и очищение. Во-вторых, Он соделал их царями и священниками Богу и Отцу Своему. Оправдав и освятив их, Он сделал их царями для Своего Отца, то есть в очах Своего Отца, с Его одобрения и к славе Его. Как цари, они управляют своим собственным духом, побеждают сатану, имеют право превозмогать в молитвах своих перед престолом Божиим и некогда будут судить мир. Он сделал их священниками, открыв им доступ к Богу, дав право входить во Святое Святых для принесения духовных жертв, и для всего этого помазал их святым помазанием. За эти высокие почести, за это благоволение мы обязаны воздавать Ему славу и державу во веки веков.

[5] Христос будет Судией мира: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око... ст. 7. Книга Откровение начинается и заканчивается пророчеством о втором пришествии Господа Иисуса Христа. Мы должны настроить себя на частые размышления о втором пришествии Христа, держать его постоянно в поле зрения нашей веры и надежды. Иоанн говорит об этом так, как если бы он видел этот день: «Се, грядет, — так уверенно, как если бы вы созерцали Его своими собственными глазами. Он грядет с облаками, представляющими собой Его колесницу и Его скинию. Он грядет явно для всех: ...и узрит Его всякое око... око Его народа, око Его врагов, каждое око, ваше и мое». Он грядет к ужасу тех, которые пронзили Его и не раскаялись; к ужасу всех тех, которые оскорбляли и распинали Его снова и снова своим отступлением от Него; Он грядет к изумлению всего неверующего мира. Ибо Он грядет, чтобы воздать всем, не познавшим Бога, а также всем, не покорившимся Евангелию Его.

[6] Это описание Христа подтверждается Им Самим, ст. 8. Здесь наш Господь Иисус справедливо приписывает Себе те же самые честь и власть, какие выше приписывались Богу Отцу, ст. 4. Он есть начало и конец, все от Него и для Него; Он есть Вседержитель, Он вечный и неизменный. Всякий, кто осмелится вычеркнуть хоть одну черту из этого имени Христа, безусловно, заслуживает того, чтобы его имя было изглажено из книги жизни. Прославляющий Его будет прославлен, а презирающий Его будет презрен.

Стихи 9−20. Мы приблизились теперь к славному видению Господа Иисуса Христа, какое имел апостол, когда Он пришел дать ему это откровение. Заметим здесь:

I. Описание лица, удостоившегося этого видения. Он описывает сам себя:

1. Свое состояние и положение, в каком находился в то время. Он был брат ...и соучастник церкви в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа. В то время он, как и остальные истинные христиане, был преследуем, гоним и, вероятно, заключен в темницу за верность Христу. Это был их брат, хотя и апостол. Он более хвалился, кажется, своими братскими отношениями с ними, чем своим авторитетом у них; Иуда Искариот был апостолом в семье Божиих детей, но не был их братом. Он был их соучастником; дети Божии должны отдавать предпочтение общению друг с другом. Иоанн был их соучастником в скорби. Гонимые слуги Божии не страдают в одиночку, в тех же самых страданиях участвуют и другие. Он был их соучастником в терпении, он не только переносил вместе с ними те же страдания, но и участвовал в той же благодати терпения. Если мы имеем терпение святых, то не должны сетовать, когда встречаемся с испытаниями. Он был их братом и соучастником в терпении царства Христова, страдальцем за дело Христово, за утверждение Его царствования над церковью и миром, за приверженность царству Христа против всех посягавших на Его власть. Говоря о своем положении, он признает своей обязанностью сострадать им, старается утешить их и дать совет, а также возбудить в них более серьезное внимание к тому, что собирается возвестить им от имени Христа, их общего Господа.

2. Место, где ему было дано видение: он был на острове, называемом Патмос. Он не сообщает, кто его изгнал на этот остров. Христианам подобает очень осторожно и скромно говорить о своих собственных страданиях. Патмос — это остров в Эгейском море, один из островов, называемых Киклады, протяженностью около тридцати пяти миль. В заточении апостола утешало то, что он страдал не как злодей, а за свидетельство об Иисусе Христе, за то, что свидетельствовал о Нем как об Эммануиле, Спасителе. Ради этого стоило страдать, и Дух Божий, Дух славы почивал на гонимом апостоле.

3. День, когда апостол видел это видение: это было в день воскресный, в первый день недели, чтимый в память о воскресении Христа. Пусть каждый, называющий Христа своим Господом, чтит Его в Его день, день, сотворенный Господом, в который мы должны радоваться.

4. Состояние, в каком находилась его душа в тот день: Он был в духе. Он был в экстазе не только во время видения, но еще до него; он был в серьезном, духовном, небесном настроении, под славным, благословенным влиянием Духа Святого. Обычно, когда Бог хочет явить Себя человеку особым образом, Он подготавливает его посредством оживляющего и освящающего воздействия Своего Духа. Тот, кто хочет наслаждаться общением с Богом в день воскресный, должен постараться оторвать свои мысли и желания от плоти и всего плотского, всецело предавшись духовным помышлениям.

II. Апостол говорит о том, что он услышал, находясь в духе. Ему был подан сигнал, похожий на звук трубы, и он услышал громкий голос, как бы трубный. Это был голос Христа, Который представился как первый и последний и повелел апостолу записать то, что ему будет показано, и немедленно передать все церквам, находящимся в Асии, перечисленным поименно. Наш Господь Иисус, вождь нашего спасения, известил апостола о Своем славном явлении как бы трубным звуком.

III. Описание того, что он увидел. Он обратился, чтобы увидеть, чей голос... чей и откуда он исходит, и тогда его глазам открылось славное видение.

1. Он увидел церковь, представленную в виде семи золотых светильников, как это поясняется в последнем стихе главы. Церкви сравниваются с подсвечниками, потому что они распространяют свет Евангелия в мире. Церкви это не свечи, потому что нашим светом является Христос, а Евангелие — это наша лампа. Церкви получают свой свет от Христа и Евангелия и передают его другим. Они суть золотые подсвечники, ибо они должны быть драгоценными и чистыми, подобно чистому золоту; не только служители церкви, но и члены ее должны быть таковыми. Их свет должен сиять перед людьми так, чтобы они могли прославить Отца их небесного.

2. Посреди семи светильников он увидел образ Господа Иисуса Христа, ибо Он обещал быть среди Своих церквей до скончания века, чтобы наполнять их светом, жизнью и любовью, так как Он есть душа церкви, оживляющая и просвещающая ее. Здесь мы можем наблюдать:

(1) Величественный вид, в котором явился Христос Иоанну, описанный довольно подробно.

[1] Он был облечен в подир, длинную одежду, в одежду царей и священников, означавшую праведность и честь.

[2] Он был по персям опоясан золотым поясом, подобным наперснику первосвященника, на котором были выгравированы имена двенадцати колен Израилевых. Он препоясался, чтобы быть готовым совершать всякий труд Искупителя.

[3] Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег. Он был Ветхий днями, но Его белая голова была не признаком старения, а венцом славы.

[4] Очи Его — как пламень огненный, проникающие в сердце и во внутренность человека, сеющие ужас среди Его противников.

[5] Ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, сильные, чтобы поддерживать интересы Его царства и покорять Его врагов, сокрушать и попирать их.

[6] Голос Его — как шум вод многих, или многих рек, соединенных вместе. Он может и хочет быть услышанным как теми, кто далеко, так и теми, кто близко. Его Евангелие — это мощный поток, питаемый горними источниками бесконечной мудрости и ведения.

[7] Он держал в деснице Своей семь звезд... то есть служителей семи церквей, которые находятся под Его управлением, от Него получают свои познание и авторитет, Им сохраняются и оберегаются.

[8] Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч... — Его слово, которым Он и ранит, и исцеляет, поражает грех как с правой стороны, так и с левой.

[9] Лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей, слишком яркое и ослепляющее для смертных глаз, чтобы они могли созерцать его.

(2) Впечатление, произведенное явлением Христа на апостола Иоанна (ст. 17): он пал к ногам Его, как мертвый. Он был подавлен величием славы и блеском явившегося ему Христа, хотя прежде был чрезвычайно близок к Нему. Как хорошо, что Бог разговаривает с нами через людей, подобных нам, чей вид не может устрашить нас, ибо никто не может увидеть Бога и остаться живым.

(3) Снисходительная благость Господа Иисуса к Своему ученику: Он положил на него десницу Свою, ст. 17. Он поднял его, Он не обратил против него Свою могучую силу, но укрепил его и сказал ему добрые слова.

[1] Слова утешения и ободрения: ...не бойся... Он повелевает рабскому страху отступить от Своего ученика.

[2] Слова поучения, объясняющие ему, Кем был Тот, Кто явился ему таким образом. Он сообщил Иоанну:

Во-первых, о Своей божественной природе: ...Я есмъ первый и последний.

Во-вторых, о Своих прежних страданиях: ...и был мертв. Это тот самый, Кого ученики Его видели умирающим на кресте за грехи человеческие.

В-третьих, о Своем воскресении и жизни: « ... и живый... и се, жив во веки веков, Я победил смерть, вышел из тления и теперь приобщился к вечной жизни».

В-четвертых, о Своем достоинстве и власти: «Я имею ключи ада и смерти, верховную власть над невидимым миром. Я открываю, и никто не затворит, Я закрываю, и никто не может открыть». Он открывает врата смерти, когда Ему угодно, и врата вечного блаженного мира, как Судия всех, приговор Которого не может быть отменен.

В-пятых, о Своей воле: ...напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

В-шестых, о значении семи звезд, что они суть служители семи церквей, и семи светильников, что они суть семь церквей, которым Христос собирается теперь послать через него конкретные послания, каждой церкви отдельно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.