2 Иоанна 1 глава

Второе соборное послание апостола Иоанна
Подстрочник Винокурова → Комментарии МакДональда

Подстрочник Винокурова

1
 3588 T-NSM
πρεσβύτερος Старец 4245 A-NSM-C
ἐκλεκτῇ избранной 1588 A-DSF
κυρίᾳ госпоже 2959 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
τοῖς  3588 T-DPN
τέκνοις детям 5043 N-DPN
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
οὓς которых 3775 R-APM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἀγαπῶ люблю 25 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
ἀληθείᾳ, истине, 225 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγὼ я 1473 P-1NS
μόνος один 3441 A-NSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
ἐγνωκότες познавшие 1097 V-RAP-NPM
τὴν  3588 T-ASF
ἀλήθειαν, истину, 225 N-ASF
2
διὰ через 1223 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἀλήθειαν истину 225 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
μένουσαν остающуюся 3306 V-PAP-ASF
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν, нас, 2254 P-1DP
καὶ и 2532 CONJ
μεθ᾽ с 3326 PREP
ἡμῶν нами 2257 P-1GP
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
εἰς на 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
αἰῶνα. век. 165 N-ASM
3
ἔσται Будет 1510 V-FDI-3S
μεθ᾽ с 3326 PREP
ἡμῶν нами 2257 P-1GP
χάρις благодать 5485 N-NSF
ἔλεος милость 1656 N-NSN
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
παρὰ у 3844 PREP
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πατρός, Отца, 3962 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
παρὰ у 3844 PREP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
πατρός, Отца, 3962 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἀληθείᾳ истине 225 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀγάπῃ. любви. 26 N-DSF
4
Ἐχάρην Я обрадовался 5463 V-2AOI-1S
λίαν очень 3029 ADV
ὅτι что 3754 CONJ
εὕρηκα я нашёл 2147 V-RAI-1S
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPN
τέκνων детей 5043 N-GPN
σου твоих 4675 P-2GS
περιπατοῦντας ходящих 4043 V-PAP-APM
ἐν в 1722 PREP
ἀληθείᾳ, истине, 225 N-DSF
καθὼς как 2531 ADV
ἐντολὴν заповедь 1785 N-ASF
ἐλάβομεν взяли 2983 V-2AAI-1P
παρὰ у 3844 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
πατρός. Отца. 3962 N-GSM
5
καὶ И 2532 CONJ
νῦν ныне 3568 ADV
ἐρωτῶ прошу 2065 V-PAI-1S
σε, тебя, 4571 P-2AS
κυρία, госпожа, 2959 N-VSF
οὐχ не 3756 PRT-N
ὡς как 5613 ADV
ἐντολὴν заповедь 1785 N-ASF
καινὴν новую 2537 A-ASF
γράφων пишущий 1125 V-PAP-NSM
σοι тебе 4671 P-2DS
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἣν которую 3739 R-ASF
εἴχομεν имели 2192 V-IAI-1P
ἀπ᾽ от 575 PREP
ἀρχῆς, нача́ла, 746 N-GSF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἀγαπῶμεν мы любили 25 V-PAS-1P
ἀλλήλους. друг друга. 240 C-APM
6
καὶ И 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἀγάπη, любовь, 26 N-NSF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
περιπατῶμεν мы ходили 4043 V-PAS-1P
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἐντολὰς заповедям 1785 N-APF
αὐτοῦ· Его; 846 P-GSM
αὕτη это 846 D-NSF
 1510 T-NSF
ἐντολή заповедь 1785 N-NSF
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
καθὼς как 2531 ADV
ἠκούσατε вы услышали 191 V-AAI-2P
ἀπ᾽ от 575 PREP
ἀρχῆς, нача́ла, 746 N-GSF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ ней 846 P-DSF
περιπατῆτε. вы ходили. 4043 V-PAS-2P
7
ὅτι Потому что 3754 CONJ
πολλοὶ многие 4183 A-NPM
πλάνοι обманщики 4108 A-NPM
ἐξῆλθον вышли 1831
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον, мир, 2889 N-ASM
οἱ  3588 T-NPM
μὴ не 3361 PRT-N
ὁμολογοῦντες признающие 3670 V-PAP-NPM
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
ἐρχόμενον приходящего 2064 V-PNP-ASM
ἐν в 1722 PREP
σαρκί· плоти; 4561 N-DSF
οὗτός этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
πλάνος обманщик 4108 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἀντίχριστος. антихрист. 500 N-NSM
8
βλέπετε Смотри́те 991 V-PAM-2P
ἑαυτούς, за собою, 1438 F-2APM
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
ἀπολέσητε погубили 622 V-AAS-2P
которое 3739 R-APN
εἰργασάμεθα наработали 2038 V-ADI-1P
ἀλλὰ но 235 CONJ
μισθὸν плату 3408 N-ASM
πλήρη полную 4134 A-ASM
ἀπολάβητε. получили. 618 V-2AAS-2P
9
πᾶς Всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
προάγων подготавливаемый 4254 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
μένων остающийся 3306 V-PAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
διδαχῇ учении 1322 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχει· имеет; 2192 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
μένων остающийся 3306 V-PAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
διδαχῇ, учении, 1322 N-DSF
οὗτος этот 3778 D-NSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
πατέρα Отца 3962 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
ἔχει. имеет. 2192 V-PAI-3S
10
εἴ Если 1487 COND
τις кто 5100 X-NSM
ἔρχεται приходит 2064 V-PNI-3S
πρὸς к 4314 PREP
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
καὶ и 2532 CONJ
ταύτην это 3778 D-ASF
τὴν  3588 T-ASF
διδαχὴν учение 1322 N-ASF
οὐ не 3739 PRT-N
φέρει, несёт, 5342 V-PAI-3S
μὴ не 3361 PRT-N
λαμβάνετε принимайте 2983 V-PAM-2P
αὐτὸν его 846 P-ASM
εἰς в 1519 PREP
οἰκίαν дом 3614 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
χαίρειν радоваться 5463 V-PAN
αὐτῷ ему 846 P-DSM
μὴ не 3361 PRT-N
λέγετε· говорите; 3004 V-PAM-2P
11
 3588 T-NSM
λέγων говорящий 3004 V-PAP-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτῷ ему 846 P-DSM
χαίρειν радоваться 5463 V-PAN
κοινωνεῖ имеет общение 2841 V-PAI-3S
τοῖς  3588 T-DPN
ἔργοις [с] делами 2041 N-DPN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
τοῖς  3588 T-DPN
πονηροῖς. злыми. 4190 A-DPN
12
Πολλὰ Многое 4183 A-APN
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
γράφειν писать 1125 V-PAN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐβουλήθην захотел 1014 V-AOI-1S
διὰ через 1223 PREP
χάρτου папирус 5489 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
μέλανος, чернила, 3188 A-GSN
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἐλπίζω надеюсь 1679 V-PAI-1S
γενέσθαι оказаться 1096 V-2ADN
πρὸς у 4314 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
καὶ и 2532 CONJ
στόμα уста 4750 N-ASN
πρὸς к 4314 PREP
στόμα устам 4750 N-ASN
λαλῆσαι, поговорить, 2980 V-AAN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
 1510 T-NSF
χαρὰ радость 5479 N-NSF
ἡμῶν наша 2257 P-1GP
πεπληρωμένη исполнена 4137 V-RPP-NSF
ᾖ. была. 1510 V-PAS-3S
13
Ἀσπάζεταί Приветствуют 782 V-PNI-3S
σε тебя 4571 P-2AS
τὰ  3588 T-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τῆς  3588 T-GSF
ἀδελφῆς сестры 79 N-GSF
σου твоей 4675 P-2GS
τῆς  3588 T-GSF
ἐκλεκτῆς. избранной. 1588 A-GSF

Комментарии МакДональда

I. ПРИВЕТСТВИЕ АПОСТОЛА: БЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР

(Ст. 1−3)

Ст. 1 Во Втором послании апостол Иоанн представляется как старец. Это слово может означать как возраст, так и официальное положение в церкви.

Что касается возраста, то Иоанн последний из апостолов общался с Господом Иисусом. По официальному положению он, конечно, был епископом, или блюстителем. Таким образом, нет нужды выбирать одно из объяснений — оба правильны.

Слова «избранной госпоже» не так легко объяснить. Обычно выдвигаются три точки зрения. (1) Одни полагают, что избранная госпожа — это церковь, в другом месте упомянутая как Невеста Христа, или отдельная поместная церковь. (2) Иные думают, что письмо адресовано «избранной Кирии», то есть женщине по имени Кирия. Это имя — греческий эквивалент арамейского Марта (оба означают «госпожа»). (Маловероятно, чтобы греческое слово «избранная» (Еklekte) могло означать имя собственное в сочетании со словом «госпожа» — «госпожа Избранная».) (3) Некоторые считают, что Иоанн пишет неназванной госпоже христианке, которая со всеми другими верующими избрана Богом — избрана во Христе прежде основания мира.

Мы склоняемся к последней точке зрения и считаем особенно существенным то, что предупреждение против антихристианских учителей содержится в письме, адресованном женщине. Грех изначально пришел в мир через Еву, обманутую дьяволом. «...Жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим 2:14). Павел говорит о лжеучителях, которые специально обращаются к женщинам; они входят в дома и обольщают легковерных «женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями», которые готовы слушать любого и все же никогда не могут «дойти до познания истины» (2Тим 3:6−7). Даже сегодня представители лжекультов посещают дома в дневное время, когда мужчина, хозяин дома, обычно на работе. Детей также нужно предупреждать о лжеучителях.

Иоанн заявляет, что любит эту избранную госпожу и детей ее по истине.

Спасенные всегда находят замечательное общение, любя других так, как никогда не любили бы, если бы их не объединяла общая любовь к истине Божьей. Именно истина Божья объединяет сердца, сердца всех, кто познал истину.

Ст. 2 Слова «ради истины» имеют два возможных объяснения. Они могут указывать как на мотив для любви ко всем святым, так и на причину, побудившую Иоанна написать это письмо.

Допустимы оба толкования. Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Здесь истина может относиться: 1) к Господу Иисусу Христу. Он сказал: «Я есть ...истина» (Ин 14:6); 2) к Святому Духу: «...Дух есть истина» (1Ин 5:6; см. Ин 14:16−17) или 3) к Библии: «...слово Твое есть истина» (Ин 17:17). Как не восхищаться тем, что все три истины поддерживают нас и пребудут с нами вовек!

Ст. 3 Приветствие Иоанна звучит так: «Да будет с вами благодать, милость, мир...». В греческом критическом тексте и большинстве манускриптов читаем «нами». Греческие слова вы/мы, вами/нами и вашими/нашими отличаются только одной буквой, следовательно, при переписывании послания могла быть допущена ошибка (См., напр., ст. 8, где, согласно критическому тексту, надо читать «вам», а не «нам».)

Благодать — незаслуженное благоволение к тем, кто заслуживает противоположного. Милость — сострадание, проявляемое к тем, кто виновен и ни на что не годен. Мир — гармоничные отношения, которые вытекают из Божьей благодати и милости.

Все три благословения исходят от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа. Отец — Источник, а Сын — Путь. Кроме того, они оба в истине и любви и никогда не за счет любого из этих качеств.

II. РАДОСТЬ АПОСТОЛА: ПОСЛУШНЫЕ ДЕТИ (Ст. 4)

Теперь Иоанн выражает свою радость, услышав, что некоторые из детей избранной госпожи ходят в истине. Истина — это не только то, во что верят умом, но то, с чем живут и что отражается в повседневном поведении. Господь Иисус был живым воплощением истины, поэтому Он ожидает, что и наша жизнь будет свидетельством истины.

III. ПРОСЬБА АПОСТОЛА: ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА (Ст. 5−6)

Ст. 5 В стихах 5−9 апостол, по всей видимости, приводит краткое резюме своего Первого послания. Там он перечислил критерии, по которым следует проверять жизнь. В этих стихах он повторяет по крайней мере три из них: проверка на любовь (ст. 5), проверка на повиновение (ст. 6) и анализ вероучения (ст. 7−9).

Ст. 6 Сначала он напоминает своим читателям о заповеди любить своих братьев-христиан. По сути любовь здесь — бескорыстное служение другим. Она выражается не в вопросе: «Что я смогу иметь от этого человека?» — но: «Что я могу сделать для этого человека?» Итак, любовь состоит в том, чтобы поступать по заповедям Его. Мы не сможем любить по-настоящему, в Божественном смысле, если не будем повиноваться Господу и истине Божьей.

IV. БЕСПОКОЙСТВО АПОСТОЛА: АНТИХРИСТЫ И ОБОЛЬСТИТЕЛИ (Ст. 7−11)

Ст. 7 Здесь речь идет о проверке вероучения. Главный вопрос звучит так: «Действительно ли Бог стал Человеком в Личности Иисуса Христа?» Ответ: однозначное «Да»! Гностики полагали, что Божественный Христос сошел на Иисуса Назарянина на некоторое время. (См. «Введение» к Колоссянам, где говорится о гностицизме.) Но Иоанн настаивает, что Иисус Христос был, есть и всегда будет Богом.

Ст. 8 Поэтому он предупреждает читателей: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду». Иными словами, твердо придерживайтесь истины о Господе Иисусе Христе, чтобы наш труд среди вас не был напрасным и чтобы мы (апостолы и их последователи) получили полную награду.

Ст. 9 Говоря «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем», Иоанн подразумевает лжеучителей. Преступать учение — значит выходить за границы дозволенного. Именно так поступают различные секты: они утверждают, что получили новое откровение и распространяют то, чего нет в Слове Божьем. Они не хотят оставаться в пределах границ христианского откровения или пребывать в учении Христовом, под которым, вероятно, имеется в виду учение, принесенное Самим Христом. Возможно, преступать учение — отвергать то, чему Библия учит о Христе. В этом стихе апостол подчеркивает, что сектанты уверены в своем знании о Боге, но, не веря в то, что Господь Иисус — совершенный Богочеловек, они не имеют Бога вообще. Бога можно познать только через Его Сына. «...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).

Ст. 10−11 Здесь изложена суть послания. Апостол дает нам ценный совет, как относиться к лжеучителям, приходящим в наши дома. Иоанн имеет в виду не случайных посетителей, а антихристианских пропагандистов.

Нужно ли приглашать их? Или угостить кофе? Помочь им материально? Купить у них литературу? Ответ таков: мы не должны ни принимать, ни приветствовать их. Эти люди — враги Христа. Оказать им гостеприимство — значит стать на их сторону против нашего Спасителя. Возможно, когда-нибудь мы могли бы впустить в свой дом такого человека, не зная, что он отвергает Господа.

В таком случае эти стихи не применимы. Но если мы точно знаем, что этот человек — лжеучитель, то, оказывая ему дружескую поддержку, мы предаем Христа. Эти стихи не относятся к посетителям вообще. Мы часто приглашаем в гости неверующих, чтобы привлечь их ко Христу. Но здесь речь идет именно о религиозных учителях, которые отрицают Богочеловека Иисуса Христа.

С. Ф. Хогг объясняет:

«Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы создалось впечатление, что нападки на Христа допустимы, нельзя также позволять отступнику оказывать влияние на других». (С. F. Hogg, What Saith the Scripture?, p. 143.)

V. НАДЕЖДА АПОСТОЛА: ЛИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ (Ст. 12−13)

Ст. 12 Иоанн хотел бы еще многое сказать избранной госпоже. Но здесь он прекращает писать в надежде вскоре лично посетить ее, чтобы говорить устами к устам. Насколько приятнее говорить лично с человеком, чем писать на бумаге чернилами! И насколько замечательней увидеть в будущем Спасителя лицом к лицу, а не глазами веры, как в настоящее время! Тогда наша радость будет действительно полной!

Ст. 13 Итак, Иоанн завершает послание словами: «Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной». Мы не знаем, кто они, но однажды встретим их и будем наслаждаться общением с ними и с любимым апостолом Иоанном, написавшим это письмо, а больше всего — с Самим Спасителем. Аминь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.