Иуды 1 глава

Соборное послание апостола Иуды
Подстрочник Винокурова → Комментарии МакДональда

Подстрочник Винокурова

1
Ἰούδας Иуда 2455 N-NSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
δοῦλος, раб, 1401 N-NSM
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
Ἰακώβου, Иакова, 2385 N-GSM
τοῖς  3588 T-DPM
ἐν в 1722 PREP
θεῷ Боге 2316 N-DSM
πατρὶ Отце 3962 N-DSM
ἠγαπημένοις возлюбленным 25 V-RPP-DPM
καὶ и 2532 CONJ
Ἰησοῦ Иисусом 2424 N-DSM
Χριστῷ Христом 5547 N-DSM
τετηρημένοις сохранённым 5083 V-RPP-DPM
κλητοῖς· званым; 2822 A-DPM
2
ἔλεος милость 1656 N-NSN
ὑμῖν ваши 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
πληθυνθείη. пусть будет умножена. 4129 V-APO-3S
3
Ἀγαπητοί, Любимые, 27 A-VPM
πᾶσαν всякое 3956 A-ASF
σπουδὴν усердие 4710 N-ASF
ποιούμενος делающий 4160 V-PMP-NSM
γράφειν писать 1125 V-PAN
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
περὶ об 4012 PREP
τῆς  3588 T-GSF
κοινῆς общем 2839 A-GSF
ἡμῶν нашем 2257 P-1GP
σωτηρίας спасении 4991 N-GSF
ἀνάγκην необходимость 318 N-ASF
ἔσχον я возымел 2192 V-2AAI-1S
γράψαι написать 1125 V-AAN
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
παρακαλῶν просящий 3870 V-PAP-NSM
ἐπαγωνίζεσθαι бороться 1864 V-PNN
τῇ [за] 3588 T-DSF
ἅπαξ однажды 530 ADV
παραδοθείσῃ переданную 3860 V-APP-DSF
τοῖς  3588 T-DPM
ἁγίοις святым 40 A-DPM
πίστει. веру. 4102 N-DSF
4
παρεισέδυσαν Проникли 3921 V-AAI-3P
γάρ ведь 1063 CONJ
τινες некоторые 5100 X-NPM
ἄνθρωποι, люди, 444 N-NPM
οἱ  3588 T-NPM
πάλαι давно 3819 ADV
προγεγραμμένοι предписанные 4270 V-RPP-NPM
εἰς на 1519 PREP
τοῦτο этот 5124 D-ASN
τὸ  3588 T-ASN
κρίμα, приговор, 2917 N-ASN
ἀσεβεῖς, нечестивые, 765 A-NPM
τὴν  3588 T-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
χάριτα благодать 5485 N-ASF
μετατιθέντες обращающие 3346 V-PAP-NPM
εἰς в 1519 PREP
ἀσέλγειαν распущенность 766 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
μόνον единого 3440 A-ASM
δεσπότην Владыку 1203 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
κύριον Го́спода 2962 N-ASM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
ἀρνούμενοι. отрицающие. 720 V-PNP-NPM
5
Ὑπομνῆσαι Напомнить 5279 V-AAN
δὲ же 1161 CONJ
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
βούλομαι, хочу, 1014 V-PNI-1S
εἰδότας знающим 1492 V-RAP-APM
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
πάντα, всё, 3956 A-APN
ὅτι что 3754 CONJ
[ὁ]  3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἅπαξ однажды 530 ADV
λαὸν народ 2992 N-ASM
ἐκ из 1537 PREP
γῆς земли́ 1093 N-GSF
Αἰγύπτου Египта 125 N-GSF
σώσας спасший 4982 V-AAP-NSM
τὸ  3588 T-NSN
δεύτερον [во] второй [раз] 1208 A-NSN
τοὺς  3588 T-APM
μὴ не 3361 PRT-N
πιστεύσαντας поверивших 4100 V-AAP-APM
ἀπώλεσεν, погубил, 622 V-AAI-3S
6
ἀγγέλους ангелов 32 N-APM
τε  5037 PRT
τοὺς  3588 T-APM
μὴ не 3361 PRT-N
τηρήσαντας сохранивших 5083 V-AAP-APM
τὴν  3588 T-ASF
ἑαυτῶν своё 1438 F-3GPM
ἀρχὴν нача́ло 746 N-ASF
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἀπολιπόντας оставивших 620 V-2AAP-APM
τὸ  3588 T-ASN
ἴδιον собственное 2398 A-ASN
οἰκητήριον жилище 3613 N-ASN
εἰς на 1519 PREP
κρίσιν приговор 2920 N-ASF
μεγάλης великого 3173 A-GSF
ἡμέρας дня 2250 N-GSF
δεσμοῖς [в] узах 1199 N-DPM
ἀϊδίοις вечных 126 A-DPM
ὑπὸ под 5259 PREP
ζόφον мраком 2217 N-ASM
τετήρηκεν· сохранил; 5083 V-RAI-3S
7
ὡς как 5613 ADV
Σόδομα Содом 4670 N-NPN
καὶ и 2532 CONJ
Γόμορρα Гоморра 1116 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
περὶ вокруг 4012 PREP
αὐτὰς их 846 P-APF
πόλεις, города́, 4172 N-NPF
τὸν  3588 T-ASM
ὅμοιον подобным 3664 A-ASM
τρόπον образом 5158 N-ASM
τούτοις этим 5125 D-DPM
ἐκπορνεύσασαι предавшиеся разврату 1608 V-AAP-NPF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπελθοῦσαι ушедшие 565 V-2AAP-NPF
ὀπίσω за 3694 ADV
σαρκὸς плотью 4561 N-GSF
ἑτέρας, другой, 2087 A-GSF
πρόκεινται предлагаются 4295 V-PNI-3P
δεῖγμα примером 1164 N-ASN
πυρὸς огня 4442 N-GSN
αἰωνίου вечного 166 A-GSN
δίκην наказанию 1349 N-ASF
ὑπέχουσαι. подвергающиеся. 5254 V-PAP-NPF
8
Ὁμοίως Подобно 3668 ADV
μέντοι однако 3305 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
οὗτοι эти 3778 D-NPM
ἐνυπνιαζόμενοι грезящие во сне 1797 V-PNP-NPM
σάρκα плоть 4561 N-ASF
μὲν то 3303 PRT
μιαίνουσιν, оскверняют, 3392 V-PAI-3P
κυριότητα господство 2963 N-ASF
δὲ же 1161 CONJ
ἀθετοῦσιν, отвергают, 114 V-PAI-3P
δόξας славы 1391 N-APF
δὲ же 1161 CONJ
βλασφημοῦσιν. хулят. 987 V-PAI-3P
9
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Μιχαὴλ Михаил 3413 N-PRI
 3588 T-NSM
ἀρχάγγελος, архангел, 743 N-NSM
ὅτε когда 3753 ADV
τῷ  3588 T-DSM
διαβόλῳ [с] диаволом 1228 A-DSM
διακρινόμενος ведущий разбирательство 1252 V-PMP-NSM
διελέγετο он рассуждал 1256 V-INI-3S
περὶ о 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Μωϋσέως Моисея 3475 N-GSM
σώματος, теле, 4983 N-GSN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐτόλμησεν осмелился 5111 V-AAI-3S
κρίσιν приговор 2920 N-ASF
ἐπενεγκεῖν вынести 2018 V-2AAN
βλασφημίας, хулы, 988 N-GSF
ἀλλὰ но 235 CONJ
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Ἐπιτιμήσαι Пусть запретит 2008 V-AAO-3S
σοι тебе 4671 P-2DS
κύριος. Господь. 2962 N-NSM
10
οὗτοι Эти 3778 D-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ὅσα сколькое 3745 K-APN
μὲν то 3303 PRT
οὐκ не 3756 PRT-N
οἴδασιν знают 1492 V-RAI-3P
βλασφημοῦσιν, хулят, 987 V-PAI-3P
ὅσα сколькое 3745 K-APN
δὲ же 1161 CONJ
φυσικῶς природно 5447 ADV
ὡς как 5613 ADV
τὰ  3588 T-NPN
ἄλογα бессмысленные 249 A-NPN
ζῷα животные 2226 N-NPN
ἐπίστανται, умеют, 1987 V-PNI-3P
ἐν в 1722 PREP
τούτοις этом 5125 D-DPN
φθείρονται. уничтожаются. 5351 V-PPI-3P
11
οὐαὶ Увы 3759 INJ
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
ὅτι потому что 3754 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
ὁδῷ путём 3598 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Κάϊν Каина 2535 N-PRI
ἐπορεύθησαν, пошли, 4198 V-AOI-3P
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
πλάνῃ [в] обмане 4106 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Βαλαὰμ Валаама 903 N-PRI
μισθοῦ [за] плату 3408 N-GSM
ἐξεχύθησαν, они разлились, 1632 V-API-3P
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
ἀντιλογίᾳ [в] противоречии 485 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Κόρε Корея 2879 N-PRI
ἀπώλοντο. они погибли. 622 V-2AMI-3P
12
οὗτοί Эти 3778 D-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
ἐν на 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἀγάπαις вечерях любви 26 N-DPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
σπιλάδες пятна 4694 N-NPF
συνευωχούμενοι вместе пирующие 4910 V-PNP-NPM
ἀφόβως, бесстрашно, 870 ADV
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-3APM
ποιμαίνοντες, пасущие, 4165 V-PAP-NPM
νεφέλαι облака́ 3507 N-NPF
ἄνυδροι безводные 504 A-NPF
ὑπὸ  5259 PREP
ἀνέμων ветром 417 N-GPM
παραφερόμεναι, уносимые, 3911 V-PPP-NPF
δένδρα деревья 1186 N-NPN
φθινοπωρινὰ позднеосенние 5352 A-NPN
ἄκαρπα бесплодные 175 A-NPN
δὶς дважды 1364 ADV
ἀποθανόντα умершие 599 V-2AAP-NPN
ἐκριζωθέντα, искоренённые, 1610 V-APP-NPN
13
κύματα во́лны 2949 N-NPN
ἄγρια дикие 66 A-NPN
θαλάσσης мо́ря 2281 N-GSF
ἐπαφρίζοντα вспенивающие 1890 V-PAP-NPN
τὰς  3588 T-APF
ἑαυτῶν свои 1438 F-3GPN
αἰσχύνας, гнусности, 152 N-APF
ἀστέρες звёзды 792 N-NPM
πλανῆται бродяги 4107 N-NPM
οἷς которым 3739 R-DPM
 3588 T-NSM
ζόφος мрак 2217 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSN
σκότους тьмы 4655 N-GSN
εἰς на 1519 PREP
αἰῶνα век 165 N-ASM
τετήρηται. сохранён. 5083 V-RPI-3S
14
Προεφήτευσεν Произнёс пророчество 4395 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
τούτοις этим 5125 D-DPM
ἕβδομος седьмой 1442 A-NSM
ἀπὸ от 575 PREP
Ἀδὰμ Адама 76 N-PRI
Ἑνὼχ Енох 1802 N-PRI
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ἦλθεν пришёл 2064 V-2AAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
ἁγίαις святых 40 A-DPF
μυριάσιν десятках тысяч 3461 N-DPF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
15
ποιῆσαι сотворить 4160 V-AAN
κρίσιν суд 2920 N-ASF
κατὰ против 2596 PREP
πάντων всех 3956 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐλέγξαι обличить 1651 V-AAN
πᾶσαν всякую 3956 A-ASF
ψυχὴν душу 5590 N-ASF
περὶ относительно 4012 PREP
πάντων всех 3956 A-GPN
τῶν  3588 T-GPN
ἔργων дел 2041 N-GPN
ἀσεβείας нечестия 763 N-GSF
αὐτῶν их 846 P-GPM
ὧν [в] которых 3739 R-GPN
ἠσέβησαν они нечестиво поступали 764 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
περὶ обо 4012 PREP
πάντων всем 3956 A-GPN
τῶν  3588 T-GPN
σκληρῶν жестоком 4642 A-GPN
ὧν которое 3739 R-GPN
ἐλάλησαν произнесли 2980 V-AAI-3P
κατ᾽ против 2596 PREP
αὐτοῦ Него 846 P-GSM
ἁμαρτωλοὶ грешные 268 A-NPM
ἀσεβεῖς. нечестивые. 765 A-NPM
16
Οὗτοί Эти 3778 D-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
γογγυσταί, брюзгливые, 1113 N-NPM
μεμψίμοιροι, нытики, 3202 A-NPM
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἐπιθυμίας желаниям 1939 N-APF
ἑαυτῶν своим 1438 F-3GPM
πορευόμενοι, идущие, 4198 V-PNP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
στόμα уста 4750 N-NSN
αὐτῶν их 846 P-GPM
λαλεῖ говорят 2980 V-PAI-3S
ὑπέρογκα, сверхобъёмистое, 5246 A-APN
θαυμάζοντες льстящие 2296 V-PAP-NPM
πρόσωπα лицам 4383 N-APN
ὠφελείας пользы 5622 N-GSF
χάριν. ради. 5485 ADV
17
Ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δέ, же, 1161 CONJ
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
μνήσθητε вспомните 3415 V-APM-2P
τῶν  3588 T-GPN
ῥημάτων слова́ 4487 N-GPN
τῶν  3588 T-GPN
προειρημένων прежде сказанные 4280 V-RPP-GPN
ὑπὸ через 5259 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἀποστόλων апостолов 652 N-GPM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ· Христа; 5547 N-GSM
18
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἔλεγον говорили 3004 V-IAI-3P
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
[ὅτι] что 3754 CONJ
Ἐπ᾽ В 1909 PREP
ἐσχάτου последнее 2078 A-GSM-S
[τοῦ]  3588 T-GSM
χρόνου время 5550 N-GSM
ἔσονται будут 1510 V-FDI-3P
ἐμπαῖκται глумители 1703 N-NPM
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἑαυτῶν собственным 1438 F-3GPM
ἐπιθυμίας желаниям 1939 N-APF
πορευόμενοι идущие 4198 V-PNP-NPM
τῶν  3588 T-GPF
ἀσεβειῶν. нечестий. 763 N-GPF
19
Οὗτοί Эти 3778 D-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
ἀποδιορίζοντες, выделяющие [себя самих], 592 V-PAP-NPM
ψυχικοί, душевные, 5591 A-NPM
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
μὴ не 3361 PRT-N
ἔχοντες. имеющие. 2192 V-PAP-NPM
20
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δέ, же, 1161 CONJ
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
ἐποικοδομοῦντες усиливающие 2026 V-PAP-NPM
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-2APM
τῇ  3588 T-DSF
ἁγιωτάτῃ наисвятейшей 40 A-DSF-S
ὑμῶν вашей 5216 P-2GP
πίστει, верой, 4102 N-DSF
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι Духе 4151 N-DSN
ἁγίῳ Святом 40 A-DSN
προσευχόμενοι, молящиеся, 4336 V-PNP-NPM
21
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-2APM
ἐν в 1722 PREP
ἀγάπῃ любви 26 N-DSF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τηρήσατε, сохраните, 5083 V-AAM-2P
προσδεχόμενοι ожидающие 4327 V-PNP-NPM
τὸ  3588 T-ASN
ἔλεος милость 1656 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
εἰς в 1519 PREP
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
αἰώνιον. вечную. 166 A-ASF
22
καὶ И 2532 CONJ
οὓς которых 3775 R-APM
μὲν ведь 3303 PRT
ἐλεᾶτε милуйте 1653 V-PAM-2P
διακρινομένους, сомневающихся, 1252 V-PMP-APM
23
οὓς которых 3775 R-APM
δὲ же 1161 CONJ
σῴζετε спасайте 4982 V-PAM-2P
ἐκ из 1537 PREP
πυρὸς огня 4442 N-GSN
ἁρπάζοντες, выхватывающие, 726 V-PAP-NPM
οὓς которых 3775 R-APM
δὲ же 1161 CONJ
ἐλεᾶτε милуйте 1653 V-PAM-2P
ἐν в 1722 PREP
φόβῳ, страхе, 5401 N-DSM
μισοῦντες ненавидя 3404 V-PAP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
ἐσπιλωμένον запятнанную 4695 V-RPP-ASM
χιτῶνα. одежду. 5509 N-ASM
24
Τῷ  3588 T-DSM
δὲ Же 1161 CONJ
δυναμένῳ могущему 1410 V-PNP-DSM
φυλάξαι сохранить 5442 V-AAN
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἀπταίστους неспотыкающимися 679 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
στῆσαι поставить 2476 V-AAN
κατενώπιον перед 2714 ADV
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славой 1391 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἀμώμους безупречными 299 A-APM
ἐν в 1722 PREP
ἀγαλλιάσει, ликовании, 20 N-DSF
25
μόνῳ одному 3441 A-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
σωτῆρι Спасителю 4990 N-DSM
ἡμῶν нашему 2257 P-1GP
διὰ через 1223 PREP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
δόξα слава 1391 N-NSF
μεγαλωσύνη величие 3172 N-NSF
κράτος сила 2904 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐξουσία власть 1849 N-NSF
πρὸ до 4253 PREP
παντὸς всякого 3956 A-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
αἰῶνος ве́ка 165 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
νῦν ныне 3568 ADV
καὶ и 2532 CONJ
εἰς во 1519 PREP
πάντας все 3956 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας· века́; 165 N-APM
ἀμήν. аминь. 281 HEB

Комментарии МакДональда

I. ПРИВЕТСТВИЕ (Ст. 1−2)

Ст. 1 Бог использовал праведного Иуду для обличения отступников, среди которых был еще один Иуда: Иуда Искариот. Все, что мы знаем наверняка о хорошем Иуде — это то, что он был рабом Иисуса Христа и братом Иакова.

В письме Иуда обращается к истинно верующим, давая им три названия. Они призванные, освященные Богом Отцом и сохраненные Иисусом Христом. Бог призвал их из мира через Благую Весть, чтобы они принадлежали Ему. Они избраны Богом, чтобы быть особым, святым народом Божьим. Они чудесным образом сохранены от опасности, вреда, скверны и проклятия вплоть до момента, когда смогут увидеть Царя в Его славе.

Ст. 2 Иуда желает своим читателям милости, мира и любви. Приветствие особо необходимо тем, кто претерпевает нападки от людей, пытающихся ниспровергнуть веру. Милость здесь — сострадательное утешение Божье и Его забота об осаждаемых со всех сторон святых Своих во времена вражды и нападок. Мир — это безмятежность и уверенность, основанные на доверии Слову Божьему и способности видеть за всеми обстоятельствами Того, Кто повелевает этими обстоятельствами для достижения Своих целей. Любовь — это незаслуженные объятья, в которые Бог заключает дорогих Ему людей, это особое расположение, которое должно проявлять и к другим.

Он желает, чтобы эти три благословения умножались. И измерялись не простым сложением, а умножением!

II. ОБЛИЧЕНИЕ ОТСТУПНИКОВ (Ст. 3−16)

Ст. 3 Первоначально Иуда намеревался писать о замечательном спасении, которое является общей собственностью всех верующих. Но Дух Божий так повел писца, что тот не мог противиться и изменил направление. У него пропало желание просто изложить вероучение; его письмо должно стать пылким обращением, которое укрепило бы читателей. Их надо призвать подвизаться за веру. Нападки на священные россыпи христианской истины продолжались, и уже предпринимались попытки умалить великие фундаментальные доктрины. Народ Божий должен бескомпромиссно отстаивать богодухновенность, непогрешимость, авторитет и достаточность святого Слова Божьего.

Однако, борясь за веру, верующий должен говорить и действовать как христианин. Ибо Павел писал: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2Тим 2:24). Он должен подвизаться, но не быть сварливым, и свидетельствовать, не разрушая свое свидетельство.

Мы подвизаемся за веру, однажды преданную святым. Обратите внимание на следующее: не «однажды в прошлом», но однажды и навсегда! Вероучение имеет всю полноту. Канон завершен. К нему больше нечего добавить. «Если это ново — значит, не истинно, а если истинно — значит, не ново». Когда некий учитель утверждает, что имеет откровение свыше, лежащее за пределами изложенного в Библии, мы полностью отклоняем его.

Мы приняли веру и не нуждаемся в чем-то еще, мы не обращаем внимания на другое. Это наш ответ лидерам лжекультов с их трудами, претендующими на равный авторитет со Священным Писанием.

Ст. 4 Характер угрозы объявлен в стихе 4. В христианское общество вторглись подрывные элементы. Некоторые люди вкрались незаметно. Это подпольное движение действовало обманом и хитростью.

Эти представители пятой колонны издревле предназначены к сему осуждению. Кажется, что здесь речь идет о том, что Бог избрал особых индивидуумов для осуждения и проклятия. Но смысл этих слов другой. Библия ни в коем случае не учит, что кто-то избирается на проклятие. Когда люди получают спасение, это происходит благодаря суверенной благодати Божьей. Но когда они навсегда погибают, это результат их собственного греха и неповиновения.

Приведенные слова говорят о том, что осуждение отступников определено заранее. Если люди избирают отступление от христианской веры, то их ожидает такое же осуждение, что и неверовавших израильтян в пустыне, мятежных ангелов и жителей Содома. Их падение не было заранее предопределено, но как только они по собственному выбору отступают от веры, они подпадают под наказание, предопределенное для всех отступников.

У нечестивых людей есть две яркие особенности: развращенное поведение и искаженная вера. Своим поведением они обращают благодать Бога нашего в повод к распутству. Они превращают христианскую свободу во вседозволенность и извращают свободу служить, превращая в свободу грешить. В своем учении они отвергают единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Слово «Бог» опущено в греческом критическом тексте. В оригинале даны два слова для обозначения Господа. В словосочетании «Господь Иисус» используется обычное слово «Kurios». В словосочетании «Владыка Бог» используется синоним «Despotes». (В нашем языке слово «деспот» имеет отрицательную коннотацию и потому не используется.) Оба слова означают «Господь», «Владыка» («Господин»), или «Владелец».)

Они отрицают Его абсолютное право управлять, Его Божество, Его искупительную смерть, воскресение — фактически они отвергают все существенные доктрины о Его Личности и делах. Пропагандируя чрезмерный либерализм в духовной сфере, они категорически и злобно настроены против Евангелия, ни во что не ставят драгоценную Кровь Христа и не признают Его как единственный путь к спасению.

Кто эти люди? Они — мнимые служители Евангелия. Они занимают лидирующее положение в христианском мире. Среди них есть епископы, члены церковного совета и профессора семинарий. Но всех их объединяет одно: они не признают библейского Христа и изобрели для себя либерального или неоортодоксального «Христа», лишив Его славы, величия, суверенности и власти. («Либеральный» означает «свободный», но в религии оно относится к тем, кто отрицает основные доктрины веры, как, например, богодухновенность, непорочное зачатие, Божество Христа и искупление Кровью. Так называемые либералы часто открыты для любой доктрины или религии, если это не ортодоксальное библейское учение. Нео — («новые») ортодоксы в действительности не ортодоксы. Они принимают некоторые учения Библии, но используют ортодоксальную терминологию для маскировки небиблейской ереси. Например, Библия «становится» Словом Божьим для неоортодокса тогда, когда «проговаривает ему». Для ортодоксального верующего Библия есть Слово Божье.)

Ст. 5 Нет никакого сомнения в том, как Бог относится к этим отступникам. Он показал это на ряде событий ВЗ. Иуда хочет напомнить своим читателям три таких примера: неверующие израильтяне, согрешившие ангелы и жители Содома и Гоморры.

Первый пример — израильский народ в пустыне: Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил (см. Чис 13:14; 1Кор 10:5−10). Бог обещал людям землю Ханаанскую. Это обещание включало все блага, в которых они нуждались. Но они восприняли худую молву ходивших на разведку в Кадес и возроптали против Господа. В результате все вышедшие из Египта в возрасте двадцати лет и больше погибли в пустыне, за исключением Халева и Иисуса Навина (см. Евр 3:16−19).

Ст. 6 Второй пример восстания и измены — падшие ангелы. Все, что мы знаем о них наверняка — это то, что они не сохранили дарованное им достоинство, отказались от своих жилищ и теперь заключены в вечные узы, под мраком, и ожидают заключительного суда.

В Священном Писании описаны, по крайней мере, два отступничества ангелов. Первое произошло тогда, когда пал Люцифер и, по-видимому, вовлек в свое восстание множество других ангелов. Эти падшие ангелы не связаны в настоящее время. Дьявол и его демоны активно ведут войну против Господа и Его народа.

Второе отступничество ангелов находим у Иуды и Петра (2Пет 2:4). Случай, упомянутый здесь, вызывает среди богословов значительные разногласия. Мы предлагаем свою точку зрения, но не догматическое утверждение факта.

Мы полагаем, что Иуда ссылается на событие, записанное в Бытие 6:1−7. Сыновья Божьи оставили надлежащие им, как ангелам, жилище, спустились на землю в человеческом облике и женились на дочерях человеческих. Эти брачные союзы противоречили Божьему установлению и были омерзительны в Его глазах. Из стиха 4 можно предположить, что в результате этих неестественных браков на свет появлялись потомки, обладающие огромной силой и исполненные зла. Так это или нет, ясно одно: Бог был чрезвычайно разгневан человеческим развращением в те времена и решил уничтожить землю потопом.

Эта точка зрения вызывает следующие возражения: 1) в этих стихах не упоминается слово «ангелы», а лишь «сыны Божьи»; 2) ангелы бесполы; 3) ангелы не вступают в брак.

Верно, что ангелы здесь открыто не упомянуты, но также верно и то, что в семитских языках термин «сыны Божьи» подразумевает ангелов (см. Иов 1:6; Иов 2:1).

Нигде в Библии не сказано, что ангелы бесполы. Иногда ангелы являлись на землю в человеческом облике и имели такие же потребности, что и люди (Быт 18:2, 22; ср. 19:1, 3−5).

В Библии говорится не о том, что ангелы не вступают в брак, но что лишь на небесах они не женятся и не выходят замуж (Мф 22:30).

Какое бы историческое событие ни лежало в основе стиха 6, важно то, что эти ангелы отказались от предназначенного им Богом места и теперь в узах и во мраке соблюдаются до того времени, когда будут окончательно приговорены к погибели.

Ст. 7 Третье отступничество, упоминаемое Иудой, связано с Содомом и Гоморрой и окрестными городами (Быт 18:16 — 19:29). Первое слово «как» показывает, что грех жителей Содома во многом был сходен с грехопадением ангелов. Это была вопиющая безнравственность, крайне противоречившая природе и отвратительная Богу.

Особый грех извращения описан Павлом в Римлянам: «...женщины их заменили естественное употребление противоестественным. Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1:26−27). Жители Содома, Гоморры, Адмы и Цевоима были увлечены гомосексуализмом. Грех здесь описан как блудодейство и хождение за иною плотию, которое крайне противоречит естественному порядку, установленному Богом.

Простое ли это совпадение, что многие современные отступники выступают в авангарде тех, кто публично защищает гомосексуализм и участвует в кампании за его легализацию, если подобные отношения взаимосогласованы взрослыми партнерами?

За свою распущенность города Содом и Гоморра поставлены в пример, подвергшись казни огня вечного. Выражение «огонь вечный» не означает, что огонь, уничтоживший растленные города, вечен. Скорее всего здесь имеется в виду основательность и необъятность всепожирающей мощи огня, символизирующего вечное наказание, которое падет на всех мятежников.

Ст. 8 Иуда возвращается к теме современных отступников и описывает их грехи, обвинения против них, их аналоги в природе, их погибель и их безбожные слова и дела (ст. 8−16).

Прежде всего речь идет об их грехах. Мечтая, они оскверняют плоть. Их мысли грязны. Живя в мире непристойных фантазий, они в конечном счете воплощают свои мечты в жизнь, предаваясь половым извращениям, как и жители Содома.

Они отвергают начальства. Они восстают против Бога и против правительственных учреждений. Зависеть от них — значит быть сторонником беззакония и анархии. Их имена внесены в списки членов тех организаций, которые борются за ниспровержение правительств.

Они злословят высокие власти. Слова: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13,l) для них ничего не значат.

Они презирают Божью заповедь: «...начальника в народе твоем не поноси» (Исх 22:28). Они высокомерно и злобно выступают против любой власти: и Божественной, и ангельской, и человеческой.

Ст. 9 В этом отношении они позволяют себе вольности, которые не мог себе позволить даже Михаил архангел. Когда он говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, он не смел произнести укоризненного суда, а лишь сказал: «Да запретит тебе Господь!» Здесь Иуда рассказывает нам событие, о котором нигде в Библии больше не упоминается. Возникает естественный вопрос: где он получил эти сведения?

Некоторые говорят, что эти сведения передавались по традиции. Это может быть и так и не так.

Более удовлетворяющее объяснение таково: сведения были сверхъестественным образом открыты Иуде Тем же Духом Святым, Который подвиг его на написание послания.

Мы не знаем, почему именно возник спор между Михаилом и дьяволом о теле Моисеевом. Мы знаем, что Моисей был похоронен Богом на горах Моава. Вполне вероятно, что дьявол хотел знать это место, чтобы воздвигнуть там святыню. Тогда Израиль вернулся бы к идолопоклонству, поклоняясь праху Моисея. Как представитель народа израильского (Дан 10:21), архангел Михаил стремился уберечь людей от этой формы идолопоклонства, храня в тайне место погребения.

Здесь важно другое. Михаил — тот архангел, которого Бог определил для низвержения дьявола с небес (Откр 12:7−9), но даже он не позволял себе говорить укоризненно с тем, кто правит в демоническом царстве. Право делать выговор он оставил Богу.

Ст. 10 Своевольные и наглые, отступники непочтительно злословят то, в чем несведущи. Они не понимают, что в любом упорядоченном обществе должна быть власть и подчинение этой власти. Они же затевают волнения и бахвалятся самонадеянным бунтарством.

Их осведомленность распространяется на единственную сферу — сферу естественных инстинктов и удовлетворения чувственных вожделений. С бездумностью бессловесных животных они отдаются половым удовольствиям и постепенно растлевают и уничтожают себя.

Ст. 11 Им объявлен резкий обвинительный акт. Горе им! Из-за своего упрямого и нераскаянного сердца они навлекут на себя гнев в день гнева и откровения праведного Божьего суда (Рим 2:5).

Их жизненный путь описан как резкое падение со все возрастающей скоростью. Сначала они пошли путем Каина. Затем они предались обольщению мзды, как Валаам. Наконец, они погибают в упорстве, как Корей. Заблуждение и отступление никогда не стоят на месте. Они шаг за шагом ведут людей к пропасти, а затем ввергают в погибель.

Путь Каина — это, по сути, отказ от спасения посредством крови закланной жертвы (Быт 4). Это попытка угодить Богу человеческими усилиями. Ч. Г. Макинтош говорит: «Божье средство, способное очистить, отвергнуто, и вместо него предложены усилия человеческие, способные лишь улучшить. Это и есть «путь Каина»». Однако надежда на человеческие усилия естественно ведет к ненависти, направленной на благодать и объекты благодати.

А эта ненависть в конечном счете ведет к преследованию и даже убийству (1Ин 3:15).

Обольщение Валаама заключалось в том, что он хотел обогатиться, делая бизнес на Божьем служении. Валаам утверждал, что был Божьим пророком, но из-за жадности хотел продавать свой пророческий дар за деньги (Чис 22−24). Пять раз Валак платил ему за то, чтобы он проклинал Израиль. Валаам был более чем готов сделать это, но Бог насильственно останавливал его. Многое из сказанного Валаамом было истинным и красивым, но, несмотря на все это, он был наемным пророком. Он не смог проклясть мужей израильских, но в конечном счете добился цели, соблазнив их блудодействовать с дочерями Моава (Чис

25:1−5).

Подобно Валааму, нынешние лжеучителя вкрадчивы и убедительны. Они могут говорить «одновременно обоими углами рта». Они замалчивают правду, чтобы увеличить свой доход. Главное то, что они жадны и стремятся превратить дом Божий в дом торговли. Сегодня христианский мир заквашен на грехе симонии. (Симония — продажа и купля церковных должностей.) Если бы можно было устранить этот источник получения дохода, многое из того, что проходит под видом христианской работы, резко бы остановилось. C. A. Коутс предупреждает:

«Человек столь низок, что хочет извлекать для себя выгоду из того, что Божье. Крайняя черта человеческой испорченности состоит в том, что он стремится заработать на Божьих вещах. У Господа есть на этот счет определенное мнение. Мы видим, что этот грех заполонил христианский мир, и должны блюсти себя, чтобы этот грех не проник в нас». (C. A. Coates, An Outline of Mark's Gospel and other Ministry, p. 125.)

Третья причина, по которой Иуда пророчит этим лжеучителям горе, та, что они погибают в упорстве, как Корей. Вместе с Дафаном и Авироном Корей восстал против лидерства Моисея и Аарона и пожелал войти в число священников (Чис 16). Тем самым все трое взбунтовались против Господа. За свое неповиновение они были заживо погребены во время страшного землетрясения. Таким образом Бог показал особое негодование против упорствующих по отношению к тем, кого Он назначил Своим представителем.

Ст. 12 Затем, рисуя характер и судьбу отступников, Иуда приводит пять аналогий из мира природы. Моффатт говорит, что «для иллюстрации характера этих людей поиски велись в небе, на земле и в море».

Такие люди бывают соблазном на вечерях любви, которые практиковались среди первых христиан в связи с Вечерей Господней. (Они называли вечерю aгапе, буквально «любовь».) Они не боятся ни Бога, ни людей и заботятся о себе, а не о стаде. Они поощряют других порочить веру.

Это безводные облака, которые обещают выжженной земле влагу, но уносятся ветром, оставляя разочарование и крушение иллюзий. (Лучше читать «унесенные» или «уносимые», как дается в самом старом тексте (NU), а также в большинстве манускриптов. «Носимые» имеет слабую поддержку.)

Они — осенние деревья, лишенные листьев и плодов. Слова «дважды умершие», возможно, использованы для усиления значения «совершенно мертвые» или означают «мертвые как в корне, так и в побегах». Они также исторгнуты с корнями, словно вырванные из земли сильным ветром; последних не осталось даже пня как возможного будущего источника жизни и роста.

Ст. 13 Они — свирепые морские волны, неуправляемые, неистовые и разъяренные. Несмотря на весь производимый шум и суету, им нечего показать, кроме пены позора. Они бахвалятся тем, чего должны стыдиться, и лишают сущности и ценности все, с чем соприкасаются.

Наконец, они подобны блуждающим звездам, которым блюдется мрак тьмы навеки. Блуждающие звезды — это астрономические тела, которые не двигаются по постоянной орбите. Как навигационные ориентиры они бесполезны. Какое правдивое описание лжеучителей! Эти религиозные метеоры, падающие звезды и кометы, ярко вспыхивающие на мгновение, а затем слабо шипящие в темноте, подобно фейерверку, не могут указать духовное направление.

Ст. 14 Гибель отступников предсказал Енох, седьмой от Адама в родословной. Это пророчество приводится только в послании Иуды. Некоторые думают, что оно взято из апокрифической книги Еноха, но нет никакого доказательства, что эта поддельная книга существовала во времена Иуды.

Келли сказал:

«По всем признакам эта книга [Еноха] написана после разрушения Иерусалима [и поэтому после того, как было написано послание Иуды] и написал ее иудей, который все еще восторженно надеется, что Бог защитит Свой народ». (William Kelly, «Lectures on the Epistle of Jude», The Serious Christian, I:123.)

Мы не знаем, как Иуда узнал об этом древнем пророчестве, хотя можем дать простое и правдоподобное объяснение: Дух Святой открыл Иуде эти слова точно так же, как руководил в написании остальной части послания.

Пророчество начинается словами: «Се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих». Это предсказание предварительно и частично исполнится при возвращении Господа Иисуса на землю после великой скорби, когда Он уничтожит Своих противников и воцарится. Полностью и окончательно оно исполнится в конце Тысячелетнего Царства, когда умершие грешники предстанут на Суд у великого белого престола.

Ст. 15 Христос грядет, чтобы сотворить суд над всеми. Последующая часть стиха показывает, что слово «все» здесь означает всех нечестивцев. Истинно верующие не входят в это число. Через веру в Христа они освобождены от суда, как обещано в Ев. от Иоанна 5:24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Весь суд был передан Сыну Человеческому, поэтому Господь Иисус сотворит суд над всеми и обличит всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники. Три раза в этом стихе мы встречаем слово «нечестивые». Люди — нечестивы, их дела нечестивы, методы, которые они используют, — нечестивы, и проявляют они свое безбожие богохульством против Господа. Он обвинит их во всех нечестивых делах, и они не только будут глубоко постыжены, но им будет вынесен приговор, поскольку их вина будет доказана.

Ст. 16 Здесь их нечестивые слова и дела описаны более подробно. Они — ропотники, жалующиеся на провидение Божье вместо того, чтобы благодарить за Его милости. Бог ненавидит такое сетование, и это доказано тем, как Он наказал израильский народ в пустыне.

Они всегда ищут, в чем бы обвинить Господа. Почему Он допускает войны и страдания? Почему Он не положит конец всякой социальной несправедливости? Если Он всесилен, почему ничего не предпримет, чтобы устранить беспорядок, царящий в мире? Они также придираются к детям Божьим, обвиняя их в однобоком подходе к вере и пуританском поведении.

Они погрязли в похотях, потворствуют плотским страстям и громче всех кричат, защищая вседозволенность в сексуальной сфере.

Их высокомерные речи рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание. В средствах массовой информации широко освещается их полная поддержка политического, экономического и социального экстремизма. Их наглый, бесстыдный отказ от основных христианских доктрин типа утверждения о том, что Бог мертв, приносит им определенную известность среди либеральных богословов.

Наконец, они владеют искусством лести, завоевывая таким образом последователей и тем самым увеличивая свои доходы.

Этот портрет истинен и точен. Он почти каждый день подтверждается средствами массовой информации.

III. РОЛЬ ВЕРУЮЩЕГО СРЕДИ ОСТУПНИЧЕСТВА (Ст. 17−23)

Ст. 17 Теперь Иуда от отступников переходит к обязанностям верующих, живущих среди наемных пастырей. Сначала он напоминает верующим, что они уже предупреждены о приближающейся опасности. Затем вдохновляет их поддерживать в себе твердый дух. Наконец, он рекомендует им быть проницательными в служении тем, кто был обманут отступниками.

Апостолы предсказывали появление лжеучителей. Эти предсказания можно найти в служении Павла (Деян 20:29−30; 1Тим 4:1−5; 2Тим 3:1−9), Петра (2Пет 2:1−22; 2Пет 3:1−4) и Иоанна (1Ин 2:18−19).

Ст. 18−19 Суть их предупреждений состоит в том, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. К этому свидетельству Иуда присоединяет сведения о трех отличительных чертах, присущих этим циникам.

Это душевные люди, то есть думающие и действующие как невозрожденные люди. Это люди, отделяющие себя от единства веры, перетягивая других на свою сторону и, возможно, разделяя их на различные группировки в зависимости от прогресса в отступничестве. Они не имеют Духа. Они никогда не были рождены от Него и поэтому совершенно неспособны понимать Божественные вещи.

Ст. 20 Чтобы сохранять духовную силу, верующим обязательно нужно быть ближе к Господу и жить в неразрывном общении с Ним. Но как этого достичь? Иуда перечисляет четыре шага.

Первый шаг — через назидание себя на святейшей вере вашей, то есть на христианской вере. Мы назидаем себя, изучая Библию и повинуясь ей. Постоянное общение со Словом направляет нас по пути праведности и предупреждает об опасностях на этом пути.

«Люди могут критиковать вероучение, — говорит Х. Пикеринг, — но именно вера формирует характер, а не характер — веру».

Второй шаг — молясь Духом Святым. Молиться Святым Духом — значит молиться под руководством Духа согласно воле Божьей, как показано в Библии или как Дух подсказывает каждому верующему и ведет его. Молитва Духом Святым отличается от молитв, которые произносятся механически или бесконечно повторяются без какого-либо реального участия Духа.

Ст. 21 Третий шаг — верующие должны сохранять себя в любви Божьей. Здесь любовь Божью можно сравнить с сиянием солнца. Солнце сияет всегда. Но когда что-то становится между нами и солнцем, мы не пребываем в солнечном свете. Точно так же происходит и с любовью Божьей. Она всегда изливает на нас своей свет. Но если между нами и Господом становится грех, то мы, по сути, больше не наслаждаемся Его любовью. Сохранять себя в Его любви мы можем, прежде всего живя святой и благочестивой жизнью. А если между нами вдруг станет грех, мы должны исповедать его и тут же оставить. Наша задача — не позволять ничему становиться между нами и Богом.

Ничто не станет между моей душой и Спасителем —
Ни одно из нереальных мирских мечтаний,
Ничто из того, что может помешать получить малейшую из Его милостей.
Пусть путь будет чистым, пусть ничто не станет между нами.

(Чарльз А. Тиндлей)

Наконец, мы должны с готовностью ожидать милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Здесь милость от Господа нашего относится к Его неизбежному возвращению, когда Он возьмет Свой народ домой на небеса. В дни мрака и отступничества мы должны сохранять свет благословенной надежды, горящий в наших сердцах. Он будет давать нам утешающую и очищающую надежду (1Фес 4:18; 1Ин 3:3).

Ст. 22 Определенная духовная проницательность необходима тогда, когда мы имеем дело с жертвами отступничества. Священное Писание делает различие между тем, как мы должны относиться к активным пропагандистам лжекультов и к тем, кто обманут ими. Что касается лидеров и пропагандистов, наше отношение к ним должно основываться на 2 Иоанна 10−11: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Но в общении с теми, кто обманут лжеучителями, Иуда рекомендует поступать иначе и дает два различных направления действий. (Здесь текстуальные варианты усложняются из-за того, что греческий глагол diakrinomai может означать «сомневаться в» или «отличать».)

И к одним мы должны быть милостивы. Мы должны проявлять к ним сострадательный интерес и стараться вывести их из сомнений и споров и помочь обрести твердое убеждение в Божественной истине.

Ст. 23 Есть и те, кто стоит на краю пропасти, готовый сорваться в огонь отступления. Их мы должны спасать сильным, решительным предупреждением и наставлением, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

В ВЗ одежда прокаженного считалась оскверненной, и ее нужно было сжигать (Лев 13:47−52). Сегодня, имея дело с людьми, погрязшими в сексуальных грехах, мы должны помнить, что материальные вещи, например, такие как одежда, часто возбуждают страсти. Видя эти вещи или чувствуя их, мы мысленно ассоциируем их с определенными грехами. Поэтому, имея дело с оскверненными людьми, мы должны проявлять осторожность и избегать того, что могло бы стать искушением в нашей личной жизни. Неизвестный автор выразил это следующим образом:

«Одежда, принадлежащая человеку, ассоциируется с заразой греха и инфекцией зла. Если мы хотим защититься от инфекции и заразительного влияния этой уничтожающей души болезни, следует выбросить и отвергнуть все, что связано с грехом. Дж. Б. Мэйор предупреждает, что «христианин обязан проявлять жалость к грешнику и молиться за него, но он должен ненавидеть все, что носит на себе следы греха». (J. B. Mayor, The Epistle of St. Jude and the Second Epistle of St. Peter, p. 51.)

IV. КРАСИВОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (Ст. 24−25)

Ст. 24 Иуда завершает послание красивым благословением. В нем выражены хвала и поклонение Всемогущему. Он может спасти (Евр 7:25), утвердить (Рим 16:25), помочь (Евр 2:18), покорить (Флп 3:21) и может соблюсти. Он может хранить нас в совершенном мире (Ис 26:3), Он может сохранить залог наш на оный день (2Тим 1:12), Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем (Еф 3:20) и Он может соблюсти нас от падения. (В большинстве текстов читаем «их» вместо «вас», что подразумевает грешников из предыдущих стихов, которых духовные христиане стремятся спасти.)

Это последнее обетование особенно актуально в дни отступничества, на которые ссылается Иуда.

Но обещания Его на этом не заканчиваются. Он может поставить нас пред славою Своею непорочными в радости.

Это поистине замечательно! Когда мы вспоминаем, кем мы были — мертвыми из-за прегрешений и грехов; когда мы думаем о том, кем мы стали теперь — жалкими, немощными, неловкими слугами; а затем подумаем, что однажды мы предстанем абсолютно непорочными перед троном Всемогущего, радуясь великой радостью, — какая же это благодать!

Ст. 25 Он не только наш Хранитель и Совершитель, Он — Бог Спаситель наш. (Текст НЗ (в значительной степени Александрийский) очень склонен к сокращениям «путем опущения» в отличие от традиционного текста и большинства других. Следовательно, когда в нем добавлено что-то, это вызывает особый интерес. В стихе 25 сделаны три дополнения, так что мы читаем: «Единому Богу Спасителю нашему Через Иисуса Христа Господа нашего, Слава и величие, Сила и власть Прежде всех веков» и далее. Здесь, однако, опущено слово «премудрому». Возможно, широко известное в прежние времена благословение Иуды цитировалось в этой более длинной форме в египетских церквах.)

Как чудесно, что мы настолько не безразличны Богу, что Он стал нашим Спасителем в том смысле, что предопределил в Своем плане отдать на заклание непорочного Агнца — Своего безгрешного Сына. Он — единый Премудрый, ибо в конечном счете вся мудрость исходит от Бога (ср. Иак 1:5).

Свою мудрость мы можем почерпнуть лишь из источника мудрости — единого мудрого Бога.

Бог и Спаситель наш достоин славы и величия, силы и власти. Слава — наивысшая честь, которой Он заслуживает за все, что Он есть, и за все, что сделал для нас. Величие — достоинство и великолепие, которыми Он наделен как Вседержитель вселенной. Сила — бесспорное господство, являющееся Его суверенным правом. И власть, или авторитет, — могущество и исключительное право управлять всем, что сотворено Его руками.

Он был достоин хвалы в прошлом, Он достоин ее в настоящее время, Он будет достоин ее во всей вечности.

Отступники и лжеучителя будут стараться лишить Его славы, умалить Его величие, роптать против Его силы и оспаривать Его власть. Но все истинные верующие будут всегда прославлять Его и наслаждаться Им ныне и во все веки. Аминь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.