1 Фессалоникийцам 5 глава

Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии МакДональда

Подстрочник Винокурова

1
Περὶ О 4012 PREP
δὲ же 1161 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
χρόνων временах 5550 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
καιρῶν, обстоятельствах, 2540 N-GPM
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
οὐ не 3739 PRT-N
χρείαν нужду 5532 N-ASF
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
γράφεσθαι, писаться, 1125 V-PPN
2
αὐτοὶ сами 846 P-NPM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀκριβῶς точно 199 ADV
οἴδατε знаете 1492 V-RAI-2P
ὅτι что 3754 CONJ
ἡμέρα день 2250 N-NSF
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ὡς как 5613 ADV
κλέπτης вор 2812 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
νυκτὶ ночи́ 3571 N-DSF
οὕτως так 3779 ADV
ἔρχεται. приходит. 2064 V-PNI-3S
3
ὅταν Когда 3752 CONJ
λέγωσιν, будут говорить, 3004 V-PAS-3P
Εἰρήνη Мир 1515 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀσφάλεια, неколебимость, 803 N-NSF
τότε тогда 5119 ADV
αἰφνίδιος внезапная 160 A-NSM
αὐτοῖς их 846 P-DPM
ἐφίσταται предстанет 2186 V-PMI-3S
ὄλεθρος гибель 3639 N-NSM
ὥσπερ как 5618 ADV
 1510 T-NSF
ὠδὶν родовая му́ка 5604 N-NSF
τῇ  3588 T-DSF
ἐν в 1722 PREP
γαστρὶ утробе 1064 N-DSF
ἐχούσῃ, имеющей, 2192 V-PAP-DSF
καὶ и 2532 CONJ
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
ἐκφύγωσιν. избегнут. 1628 V-2AAS-3P
4
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δέ, же, 1161 CONJ
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐστὲ есть 1510 V-PAI-2P
ἐν во 1722 PREP
σκότει, тьме, 4655 N-DSN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
 1510 T-NSF
ἡμέρα день 2250 N-NSF
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ὡς как 5613 ADV
κλέπτης вор 2812 N-NSM
καταλάβῃ, схватил, 2638 V-2AAS-3S
5
πάντες все 3956 A-NPM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὑμεῖς вы 5210 P-2NP
υἱοὶ сыновья́ 5207 N-NPM
φωτός света 5457 N-GSN
ἐστε есть 1510 V-PAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
υἱοὶ сыновья́ 5207 N-NPM
ἡμέρας. дня. 2250 N-GSF
οὐκ Не 3756 PRT-N
ἐσμὲν есть мы 1510 V-PAI-1P
νυκτὸς но́чи [сыновья'] 3571 N-GSF
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
σκότους· тьмы; 4655 N-GSN
6
ἄρα то 686 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
καθεύδωμεν давайте будем спать 2518 V-PAS-1P
ὡς как 5613 ADV
οἱ  3588 T-NPM
λοιποί, остальные, 3062 A-NPM
ἀλλὰ но 235 CONJ
γρηγορῶμεν давайте будем бодрствовать 1127 V-PAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
νήφωμεν. давайте будем трезвы. 3525 V-PAS-1P
7
οἱ  3588 T-NPM
γὰρ Ведь 1063 CONJ
καθεύδοντες спящие 2518 V-PAP-NPM
νυκτὸς ночью 3571 N-GSF
καθεύδουσιν, спят, 2518 V-PAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
μεθυσκόμενοι пьянствующие 3182 V-PPP-NPM
νυκτὸς ночью 3571 N-GSF
μεθύουσιν· пьянствуют; 3184 V-PAI-3P
8
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
δὲ же 1161 CONJ
ἡμέρας днём 2250 N-GSF
ὄντες сущие 1510 V-PAP-NPM
νήφωμεν, давайте будем трезвы, 3525 V-PAS-1P
ἐνδυσάμενοι надевшие 1746 V-AMP-NPM
θώρακα панцирь 2382 N-ASM
πίστεως веры 4102 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀγάπης любви 26 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
περικεφαλαίαν шлем 4030 N-ASF
ἐλπίδα надежды 1680 N-ASF
σωτηρίας· спасения; 4991 N-GSF
9
ὅτι потому что 3754 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔθετο положил 5087 V-2AMI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
εἰς на 1519 PREP
ὀργὴν гнев 3709 N-ASF
ἀλλὰ но 235 CONJ
εἰς на 1519 PREP
περιποίησιν приобретение 4047 N-ASF
σωτηρίας спасения 4991 N-GSF
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
10
τοῦ  3588 T-GSM
ἀποθανόντος умершего 599 V-2AAP-GSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἡμῶν нас 2257 P-1GP
ἵνα чтобы 2443 CONJ
εἴτε и если 1535 CONJ
γρηγορῶμεν будем бодрствовать 1127 V-PAS-1P
εἴτε и если 1535 CONJ
καθεύδωμεν будем спать 2518 V-PAS-1P
ἅμα вместе 260 ADV
σὺν с 4862 PREP
αὐτῷ Ним 846 P-DSM
ζήσωμεν. мы начали жить. 2198 V-AAS-1P
11
Διὸ Потому 1352 CONJ
παρακαλεῖτε утешайте 3870 V-PAM-2P
ἀλλήλους друг друга 240 C-APM
καὶ и 2532 CONJ
οἰκοδομεῖτε обустраивайте 3618 V-PAM-2P
εἷς один 1519 A-NSM
τὸν  3588 T-ASM
ἕνα, одного, 1520 A-ASM
καθὼς как 2531 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ποιεῖτε. делаете. 4160 V-PAI-2P
12
Ἐρωτῶμεν Просим 2065 V-PAI-1P
δὲ же 1161 CONJ
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
εἰδέναι знать 1492 V-RAN
τοὺς  3588 T-APM
κοπιῶντας трудящихся 2872 V-PAP-APM
ἐν у 1722 PREP
ὑμῖν вас 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
προϊσταμένους стоящих впереди 4291 V-PMP-APM
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
ἐν в 1722 PREP
κυρίῳ Господе 2962 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
νουθετοῦντας вразумляющих 3560 V-PAP-APM
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
13
καὶ и 2532 CONJ
ἡγεῖσθαι считать 2233 V-PNN
αὐτοὺς их 846 P-APM
ὑπερεκπερισσοῦ сверхчрезвычайно 4053 ADV
ἐν в 1722 PREP
ἀγάπῃ любви 26 N-DSF
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἔργον де́ла 2041 N-ASN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
εἰρηνεύετε Живите мирно 1514 V-PAM-2P
ἐν в 1722 PREP
ἑαυτοῖς. сами себе. 1438 F-3DPM
14
παρακαλοῦμεν Просим 3870 V-PAI-1P
δὲ же 1161 CONJ
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
νουθετεῖτε вразумляйте 3560 V-PAM-2P
τοὺς  3588 T-APM
ἀτάκτους, беспорядочных, 813 A-APM
παραμυθεῖσθε ободряйте 3888 V-PNM-2P
τοὺς  3588 T-APM
ὀλιγοψύχους, малодушных, 3642 A-APM
ἀντέχεσθε поддерживайте 472 V-PNM-2P
τῶν  3588 T-GPM
ἀσθενῶν, слабых, 770 A-GPM
μακροθυμεῖτε будьте долготерпеливы 3114 V-PAM-2P
πρὸς ко 4314 PREP
πάντας. всем. 3956 A-APM
15
ὁρᾶτε Смотри́те 3708 V-PAM-2P
μή не 3361 PRT-N
τις кто 5100 X-NSM
κακὸν зло 2556 A-ASN
ἀντὶ вместо 473 PREP
κακοῦ зла 2556 A-GSN
τινι кому 5100 X-DSM
ἀποδῷ, отдаст, 591 V-2AAS-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
πάντοτε всегда 3842 ADV
τὸ  3588 T-ASN
ἀγαθὸν [за] добрым 18 A-ASN
διώκετε гони́тесь 1377 V-PAM-2P
[καὶ] и 2532 CONJ
εἰς для 1519 PREP
ἀλλήλους друг друга 240 C-APM
καὶ и 2532 CONJ
εἰς для 1519 PREP
πάντας. всех. 3956 A-APM
16
Πάντοτε Всегда 3842 ADV
χαίρετε, радуйтесь, 5463 V-PAM-2P
17
ἀδιαλείπτως непрестанно 89 ADV
προσεύχεσθε, моли́тесь, 4336 V-PNM-2P
18
ἐν во 1722 PREP
παντὶ всём 3956 A-DSN
εὐχαριστεῖτε· благодарите; 2168 V-PAM-2P
τοῦτο это 5124 D-NSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
θέλημα воля 2307 N-NSN
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
εἰς для 1519 PREP
ὑμᾶς. вас. 5209 P-2AP
19
τὸ  3588 T-ASN
πνεῦμα Духа 4151 N-ASN
μὴ не 3361 PRT-N
σβέννυτε, гаси́те, 4570 V-PAM-2P
20
προφητείας пророчества 4394 N-APF
μὴ не 3361 PRT-N
ἐξουθενεῖτε· уничижайте; 1848 V-PAM-2P
21
πάντα всё 3956 A-APN
δὲ же 1161 CONJ
δοκιμάζετε, распознавайте, 1381 V-PAM-2P
τὸ  3588 T-ASN
καλὸν хорошее 2570 A-ASN
κατέχετε, удерживайте, 2722 V-PAM-2P
22
ἀπὸ от 575 PREP
παντὸς всякого 3956 A-GSN
εἴδους вида 1491 N-GSN
πονηροῦ злого 4190 A-GSN
ἀπέχεσθε. удерживайтесь. 567 V-PMM-2P
23
Αὐτὸς Сам 846 P-NSM
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
τῆς  3588 T-GSF
εἰρήνης мира 1515 N-GSF
ἁγιάσαι пусть освятит 37 V-AAO-3S
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ὁλοτελεῖς, целиком совершенных, 3651 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
ὁλόκληρον цельный 3648 A-NSN
ὑμῶν ваш 5216 P-2GP
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα дух 4151 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ψυχὴ душа́ 5590 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
σῶμα тело 4983 N-NSN
ἀμέμπτως безупречно 274 ADV
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
παρουσίᾳ пришествие 3952 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
τηρηθείη. пусть будет сохранено. 5083 V-APO-3S
24
πιστὸς Верный 4103 A-NSM
 3588 T-NSM
καλῶν Призывающий 2570 V-PAP-NSM
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
ὃς Который 3739 R-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ποιήσει. сделает. 4160 V-FAI-3S
25
Ἀδελφοί, Братья, 80 N-VPM
προσεύχεσθε моли́тесь 4336 V-PNM-2P
[καὶ] и 2532 CONJ
περὶ за 4012 PREP
ἡμῶν. нас. 2257 P-1GP
26
Ἀσπάσασθε Поприветствуйте 782 V-ADM-2P
τοὺς  3588 T-APM
ἀδελφοὺς братьев 80 N-APM
πάντας всех 3956 A-APM
ἐν в 1722 PREP
φιλήματι поцелуе 5370 N-DSN
ἁγίῳ. святом. 40 A-DSN
27
Ἐνορκίζω Заклинаю 3726 V-PAI-1S
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
τὸν  3588 T-ASM
κύριον Господом 2962 N-ASM
ἀναγνωσθῆναι быть прочитанным 314 V-APN
τὴν этому 3588 T-ASF
ἐπιστολὴν посланию 1992 N-ASF
πᾶσιν всем 3956 A-DPM
τοῖς  3588 T-DPM
ἀδελφοῖς. братьям. 80 N-DPM
28
 1510 T-NSF
χάρις Благодать 5485 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
μεθ᾽ с 3326 PREP
ὑμῶν. вами. 5216 P-2GP

Комментарии МакДональда

Д. День Господень (5:1−11)

5:1 Учителя закона Божьего часто сетуют на то, что Библия разбита на главы, и жалуются на разрывы, объясняя, что тема должна продолжаться не прерываясь. Но в данном случае разбивка на главы вполне уместна. Павел начинает новую тему. Он оставляет тему восхищения и обращается к теме дня Господня. Слова, переведенные как «О», «же», указывают на новую мысль, как это часто имеет место в 1 Коринфянам.

Для истинно верующих восхищение представляет собой утешительную надежду, но что оно будет значить для тех, кто далек от Христа? Для них это начало периода, о котором здесь сказано как о временах и сроках. Этот период носит прежде всего еврейский характер. В этот период Бог возобновит Свои отношения с народом израильским и произойдут те события последних времен, на которые указывали ветхозаветные пророки. На вопрос апостолов, когда Иисус установит Свое Царство, Он ответил, что не их дело знать времена и сроки (Деян 1:7). Создается впечатление, что времена и сроки охватывают период до установления Царства, а также период самого Царства.

Павел полагал, что нет нужды писать фессалоникийцам о временах и сроках. Прежде всего потому, что они не затронут христиан; святые будут взяты на небо еще до того, как начнется эта эпоха.

Кроме того, времена и сроки и день Господень — темы, которые можно найти в ВЗ. А восхищение — это таинство (1Кор 15:51), которое до эпохи апостолов никогда не было раскрыто.

5:2 Святые уже знали о дне Господнем. Они знали, что точное время его наступления неизвестно и что он придет тогда, когда его меньше всего будут ждать. Что понимает Павел под днем Господним? Это, конечно, не день, состоящий из 24 часов, а период времени с определенными характерными чертами.

В ВЗ этим термином обозначался любой период суда, опустошения и тьмы (Ис 2:12; Ис 13:9−16; Иоиль 2:1−2).

В их представлении это было время, когда Господь выступает против врагов Израиля и окончательно наказывает их (Соф 3:8−12; Иоиль 3:14−16; Авд 1: 15−17; Зах 12:8−9). Но это также всякий случай, когда Господь наказывает Свой народ за его грехи и отступление от веры (Иоиль 1:15−20; Ам 5:18; Соф 1:17−18). Это, в первую очередь, день суда за грех и день победы для тех, кто верен Господу (Иоиль 2:31−32), и несказанных благословений Его верному народу.

В будущем день Господень займет приблизительно такой же период, как времена и сроки. Он начнется после восхищения и будет включать:

1. Время великой скорби, то есть время скорбей Иаковлевых (Дан 9:27; Иер 30:7; Мф 24:4−28; 2Фес 2:2; Откр 6:1 — 19:16).

2. Пришествие Христа с Его святыми (Мал 4:1−3; 2Фес 1:7−9).

3. Тысячелетнее Царство Христа на земле (Иоиль 3:18 [ср. ст. 14]; Зах 14:8−9 [ср. ст. 1]).

4. Окончательное разрушение неба и земли огнем (2Пет 3:7.10).

День Господень — это время, когда Иегова открыто вмешается в человеческие дела. Он будет характеризоваться судом над врагами Израиля и над отступившей частью народа израильского, избавлением Его народа, установлением Царства мира и процветания Христа и Его, Иеговы, славой.

Апостол напоминает своим читателям, что день Господень придет, как тать, то есть вор, ночью. Он грянет совершенно неожиданно и застанет людей врасплох. Мир окажется совершенно неподготовленным.

5:3 Также этот день наступит обманчиво, внезапно, разрушительно, неминуемо и неизбежно.

В мире будет царить атмосфера уверенности и безопасности. Тогда суд Божий внезапно обрушится с огромной разрушительной силой. Пагуба — это не лишение жизни или полное уничтожение; это лишение благополучия или полный крах, потеря цели и смысла существования человека. Она будет столь же неожиданна и неизбежна, как неизбежно мука родами постигает беременную женщину. Для неверующих не будет спасения от этого суда.

5:4 Важно отметить переход от местоимения «их» в предыдущем стихе, к «вы» и «мы» в следующих. День Господень будет днем гнева для неспасенного мира. Но что он будет значить для нас? Ответ таков: нам не грозит опасность, потому что мы не во тьме.

Этот день придет, как тать ночью (ст. 2). Он застанет всякого, как тать, но он захватит лишь тех, кто пребывает в ночи, то есть необращенных. Он вовсе не захватит верующих, потому что они не во тьме.

При первом чтении может сложиться впечатление, что день Господень застанет верующих, но не как тать. Однако это не так. Он вовсе не застанет их, потому что, когда тать придет в ночь этого мира, святые будут пребывать в вечном свете.

5:5 Христиане — сыны света и сыны дня; они не сыны ночи, ни тьмы. Именно поэтому они будут избавлены от суда, который Бог изольет на мир, отвергший Его Сына. Суды дня Господня направлены исключительно против тех, кто пребывает в моральной тьме и в духовной ночи, против тех, кто отчужден от Бога. Когда здесь говорится, что христиане — сыны дня, это не значит, что речь идет о дне Господнем. Быть сынами дня — значит быть народом, принадлежащим к царству моральной честности. День Господень — время суда над подданными царства моральной тьмы.

5:6 В следующих трех стихах Павел призывает верующих вести образ жизни, соответствующий их исключительному положению. Это подразумевает бдительность и трезвость. Мы должны бодрствовать, остерегаться искушений, лени, вялости и рассеянности. Безусловно, мы должны бодрствовать в ожидании возвращения Спасителя. Трезвость здесь означает не только трезвость в разговорах и вообще в манере вести себя, но и соблюдение умеренности в пище и в питье.

5:7 Обычно сон ассоциируется с ночью. Поэтому в духовной сфере беспечное безразличие характеризует сынов тьмы, то есть необращенных. Люди предпочитают устраивать свои пьяные оргии ночью. Они любят тьму более, чем свет, потому что их дела злы (Ин 3:19). Само название «ночной клуб» ассоциируется с пьянством и ночными кутежами.

5:8 Сыны света и сыны дня должны ходить в свете, подобно как Он в свете (1Ин 1:7). А это значит: осудить грех, покончить с ним и избегать всяких излишеств и крайностей. Также необходимо надеть христианские доспехи и не снимать их. Эти доспехи состоят из брони веры и любви и шлема надежды спасения. Другими словами, этими доспехами являются вера, любовь и надежда — три главных качества христианского характера. Нет необходимости буквально понимать броню и шлем. Апостол просто хочет сказать, что сыны света должны носить защитный покров последовательной благочестивой жизни. Что хранит нас от испорченности, которую сеет в мире похоть?

Вера, или доверие Богу. Любовь к Господу и друг к другу. Надежда на возвращение Христа.

Важные противопоставления, приведенные в пятой главе:

Неверующие Верующие
(«они») («вы»)
спящие бодрствующие
пьяные трезвые
во тьме не во тьме
сыны ночи сыны дня
И тьмы и света
застанет день Господень не застанет день Господень
внезапно, как тать ночью внезапно, как тать ночью
внезапная и неизбежная гибель, как мука родами постигает роженицу предназначены не испытать гнев, а обрести спасение.

5:9 Восхищение имеет два аспекта: спасение и гнев. Для верующего оно означает окончательное завершение его спасения на небесах. Для неверующего это вступление в период гнева на земле.

Поскольку мы сыны дня, Бог определил нас не на гнев, который Он изольет в период великой скорби, а, наоборот, к спасению в полнейшем смысле — к вечной свободе от присутствия греха.

Некоторые богословы понимают под гневом наказание, которое неверующие будут терпеть в аду. Конечно, это правда, что Бог не предназначил нас для этого, но такая мысль здесь ничем не обоснована. Павел говорит не об аде, а о грядущих на землю бедствиях. Здесь речь идет о дне Господнем — величайшем периоде гнева в истории человечества (Мф 24:21). Нас же ожидает свидание не с палачом, а со Спасителем.

Некоторые богословы говорят, что период великой скорби — время гнева сатаны (Откр 12:12), а не Бога. Они говорят, что Церковь испытает на себе гнев сатаны, но будет избавлена от гнева Божьего при втором пришествии Христа. Однако в следующих стихах говорится о гневе Бога и Агнца, и это на фоне периода великой скорби: Откр 6:16−17; Откр 14:9−10, 19; Откр 15:1, 7; Откр 16:1, 19.

5:10 В стихе 10 подчеркнута та огромная цена, которую заплатил наш Господь Иисус Христос за то, чтобы избавить нас от гнева и обеспечить наше спасение: умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

Есть две трактовки фразы «бодрствуем ли, или спим». Некоторые богословы понимают, что она значит: живые или мертвые в момент восхищения. Они указывают на то, что в тот период будут две категории верующих — умершие во Христе и находящиеся в живых. Таким образом, мысль сводится к следующему: независимо от того, будем мы во время возвращения Христа среди живых или среди мертвых, мы будем жить вместе с Ним.

Умирающие христиане ничего не теряют. Господь объяснил это Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет [то есть христианин, умерший до восхищения], оживет [будет воскрешен из мертвых]; и всякий живущий и верующий в Меня [верующий, который во время восхищения будет среди живых] не умрет вовек» (Ин 11:25−26).

Другая точка зрения сводится к тому, что «бодрствуем ли, или спим» подразумевает бдительных или увлеченных мирской суетой. Другими словами, Павел якобы говорит, что, независимо от того, бодрствуем мы духовно или безразличны к духовным вещам, мы будем восхищены, чтобы встретить Господа. Согласно этому мнению, вечное спасение не зависит от нашего духовного усердия в последние моменты пребывания на земле. Если мы истинно обращенные, мы будем жить вместе с Ним, когда Он придет опять, независимо от того, с трепетом ли мы ожидали Его или пребывали в полудремотном состоянии. От нашего духовного состояния будут зависеть награды, но наше спасение зависит исключительно от веры в Христа.

Богословы, придерживающиеся этой точки зрения, ссылаются на то, что слово, переведенное как бодрствуем, то же, что и в стихе 6. А слово, переведенное как спим, в стихах 6 и 7 означает «равнодушие к Божественному и согласие с мирским» (Вайн).

Но в стихах 4:13,14,15 в значении «смерть» используется не это слово. (В оригинале «бодрствуем» в 5:10 и 5:6 — gregoreo (в оригинале это означает мужское имя Грегори, или «наблюдающий»). Слово «спать» в 5:6−7 используется вместо katheudo, которое может в прямом смысле обозначать сон или духовную леность и равнодушие.)

5:11 В предвидении такого великого спасения, из любви к такому великому Спасителю и в свете Его скорого возвращения мы должны увещевать друг друга учением, ободрением и примером и укреплять друг друга Словом Божьим и любящей заботой. Именно потому, что мы будем вместе пребывать с Ним, мы должны жить в согласии друг с другом сейчас.

Е. Различные призывы и увещания святым (5:12−22)

5:12 По-видимому, пресвитеры фессалоникийской церкви укоряли тех, кто оставил работу и стал жить за счет других. И, конечно же, тунеядцы не очень-то внимали их упрекам! Этим и объясняется такой призыв, обращенный как к пастырям, так и к членам церкви.

Призывая уважать трудящихся у вас, Павел имеет в виду уважение духовных руководителей и послушание им. Это ясно из слов «предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». Пресвитеры — пастухи для Божьих овец. На них возложена ответственность за учение, управление и предостережение.

Это один из многих стихов НЗ, свидетельствующих о том, что в апостольской церкви не было единоначалия. В каждой общине была группа пресвитеров, выполнявших пастырские обязанности. Как объясняет Денни, «в Фессалонике не было единого руководителя, священника, как сегодня понимаем мы, на котором лежала бы в некотором смысле исключительная ответственность; руководство находилось в руках группы людей». (James Denney, The Epistles to Thessalonians, p. 205.)

Однако отсутствие единоначалия вовсе не означает, что начальник — каждый. Собрание должно быть не демократией, а аристократией, когда руководят наиболее способные к этому.

5:13 Пресвитеры выступают как представители Господа. Их работа — это работа Божья. Поэтому к ним должно относиться с большим уважением и любовью. (Более подробно о пресвитерах см. комментарий к 1 Тимофею 3:1−7 и Титу 1:5−9.) Наказ быть в мире в отношениях между собою — не случайная вставка. Самая важная проблема христиан — как ладить друг с другом. В каждом христианине достаточно плотского, чтобы разделить и разрушить любую поместную церковь. Лишь исполненные Духа, мы можем проявлять и совершенствовать любовь, смирение, терпение, сдержанность, милость, мягкосердечность и прощение, неразрывно связанные с миром. Возможно, говоря о мире, Павел предостерегает от опасности образования замкнутых групп, клик вокруг лидеров.

15:14 Этот стих, по-видимому, обращен к духовным лидерам общины. В нем говорится о том, как нужно поступать с трудными братьями.

1. Вразумляйте бесчинных — тех, которые никак не хотят идти в ногу, а своим безответственным поведением нарушают мир в церкви. Здесь под бесчинными подразумеваются нежелающие работать. Они же описаны во 2 Фессалоникийцам 3:6−12 как те, кто бесчинствует, ничего не делает, но суетится.

2. Утешайте малодушных — тех, которых нужно постоянно увещевать, чтобы они поднимались над своими трудностями и твердо следовали за Господом.

3. Поддерживайте слабых, то есть оказывайте поддержку тем, кто духовно, морально и физически слаб. Возможно, прежде всего это должна быть духовная и моральная поддержка тех, кто слаб в вере, хотя мы также не должны исключать и финансовую помощь.

4. Будьте долготерпеливы ко всем — проявляйте любезное долготерпение, когда другие склонны раздражаться и сердиться.

5:15 Обращаясь теперь ко всем христианам, Павел запрещает им всякую мысль о мести. Естественная реакция человека на удар — дать сдачи, ответить ударом на удар. Но христианин должен быть столь близок с Господом Иисусом, чтобы реагировать противоестественно. Другими словами, он инстинктивно проявит доброту и любовь по отношению к другим верующим, а также к неспасенным.

5:16 Христианин может всегда ощущать радость, даже в совершенно неблагоприятных обстоятельствах, потому что источником и предметом его радости является Христос, Который направляет все обстоятельства. Между прочим, «всегда радуйтесь» — самый короткий стих в греческом НЗ, тогда как в английской Библии самый короткий стих — Иоанна 11:35: «Иисус прослезился».

5:17 Молитва должна быть постоянным состоянием христианина; нет, он не должен забросить все свои обыденные дела и обязательства и полностью предаться молитве. Он молится в определенно установленное время и спонтанно, когда это потребуется, и получает наслаждение от постоянного общения с Господом в молитве.

5:18 Благодарение Богу должно быть присущим христианину чувством. Если стих из Римлянам 8:28 справедлив, мы должны обладать способностью благодарить Господа во всякое время, во всех обстоятельствах и за все, если только мы при этом не извиняем грех. Эти три хорошие привычки получили название постоянно действующих наказов церкви. Для нас они представляют собой волю Божью во Христе Иисусе. Слова «во Христе Иисусе» напоминают нам о том, что Он учил нас этим вещам во время Своего земного служения и что Он был живым воплощением того, чему учил. Своим учением и Своим примером Он открыл нам волю Бога относительно радости, молитвы и благодарения.

5:19 Следующие четыре стиха, повидимому, касаются поведения на собрании.

Угашать Духа — значит подавлять Его действие в нашей среде, ограничивать Его и мешать Ему. Грех угашает Духа. Традиции угашают Духа. Рукотворные человеческие правила и регламентации общественного богослужения угашают Его. Разлад угашает Его.

Кто-то сказал: «Холодные взгляды, презрительные слова, молчание, показное пренебрежение — все это в значительной степени угашает Духа. То же делает черствый, антипатичный дух критики». Райри говорит, что Духа угашают всегда, когда стесняют Его служение в человеке или в церкви.

5:20 Если соединить этот стих с предыдущим, можно прийти к выводу, что мы угашаем Духа, когда уничижаем пророчество. Когда, например, какой-либо молодой брат сделает нетактичное замечание во время общего богослужения, а мы своей критикой вынуждаем его стыдиться своего свидетельства о Христе — мы угашаем Духа.

В том смысле, в каком этот термин используется в НЗ, «пророчествовать» — значит говорить Слово Божье.

Высказывания пророков, вдохновленные Духом, сохранились для нас в Библии. В другом смысле пророчествовать — значит объяснять Божьи истины, как они открыты в Библии.

5:21 Мы должны оценивать все, что слышим, и держаться хорошего, подлинного и истинного. Эталон, по которому мы должны оценивать всякую проповедь и всякое учение, — Слово Божье. Там, где Дух время от времени пользуется свободой говорить через различных братьев, будут иметь место и злоупотребления. Но угашать Духа — это не средство борьбы с такими злоупотреблениями.

Как писал доктор Денни:

«Общее собрание, свобода пророчествовать, молитвенное собрание, во время которого каждый может говорить так, как внушает ему Дух, — это одна из вопиющих потребностей современной церкви». (Denney, Thessalonians, p. 244.)

5:22 Повеление удерживаться от всякого рода зла, возможно, обращено к людям, выдававшим себя за говорящих языками, или подразумевает лжепророчества, лжеучения или зло вообще.

А. Т. Пиерсон обращает наше внимание на то, что в стихах 16−22 представлены семь различных расположений духа человека:

1. Хвалебное расположение духа (ст. 16) — считать все деяния Бога необыкновенно грандиозными.

2. Молитвенное расположение (ст. 17). Молитва никогда не может быть неуместной или неподобающей.

3. Благодарственное расположение (ст. 18). Даже в обстоятельствах, не очень приятных для плоти.

4. Духовное расположение (ст. 19). Дух должен иметь полную свободу в нас, мы ни в чем не должны стеснять его.

5. Расположение духа, способное к восприятию учения (ст. 20) любым способом, который изберет Бог.

6. Рассудительное, беспристрастное расположение (ст. 21) всех испытывать Словом Божьим. Ср. с 1 Иоанна 4:1.

7. Освящающее расположение (ст. 22).

Если в ваши намерения закрадывается злая мысль, избегайте ее. (Arthur T. Pierson, более полных данных нет.)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ (5:23−28)

5:23 Теперь Павел молится об освящении христиан. Источником этого освящения является Бог мира. Сфера и степень освящения определены словами «во всей полноте», что означает «каждую частичку вашего естества». Некоторые приспособили этот стих для доказательства доктрины «святости» всего освящения, считая, что верующий может стать безгрешно совершенным в этой жизни. Но это вовсе не то, что имел в виду Павел, когда молился: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте». Павел молится не о полном искоренении греховной природы, а о том, чтобы освящение распространилось на каждую частичку существа верующих — на их дух, душу и тело.

ОСВЯЩЕНИЕ

В НЗ говорится о четырех фазах освящения — до обращения, по занимаемому положению, практическое, или прогрессирующее, и совершенное.

1. Еще до того, как человек спасен, он отделен и поставлен в чисто внешнее привилегированное положение. Так, в 1 Коринфянам 7:14 мы читаем, что неверующий муж освящается своей верующей женой. Это освящение до обращения.

2. Человек, родившийся свыше, освящен по занимаемому положению благодаря единению с Христом. Это значит, что он отделен от мира для Бога. Об этом говорится в таких отрывках, как Деяния 26:18; 1Кор 1:2; 1Кор 6:11; 2Фес 2:13; Евр 10:10, 14.

3. За этим следует прогрессирующее освящение. Это отделение верующего для Бога от мира, от греха и от собственного «я». Прогрессирующее освящение — процесс, в ходе которого верующий становится все более похожим на Христа. Вот об этом освящении Павел и просит здесь для фессалоникийцев. Об этом также идет речь в 1Фес 4:3−4; 2Тим 2:21. Оно совершается Святым Духом, если мы послушны Слову Божьему (Ин 17:17; 2Кор 3:18). Практическое освящение — это процесс, который должен продолжаться все время, пока верующий пребывает на земле. Он никогда не достигнет совершенства или безгрешного состояния на земле, но всегда должен стремиться к этой цели. 4. Совершенное освящение касается окончательного состояния верующего на небесах. Когда он придет туда, чтобы пребывать с Господом, он, как и Господь, будет полностью и окончательно отделен от греха (1Ин 3:1−3).

Апостол также молится о сохранении фессалоникийцев. Это сохранение должно включать всего человека — его дух, его душу и его тело. Обратите внимание на последовательность. Люди обычно говорят: тело, душа, дух.

Бог всегда говорит: дух, душа и тело. В истории творения первоначально дух по важности занимал самое первое месте, тело — последнее. Грех нарушил этот порядок; человек живет для тела и пренебрегает духом. Молясь друг о друге, мы должны следовать библейскому порядку, ставя духовное благо выше физических потребностей.

Из этого и других стихов ясно, что наше естество состоит из трех частей. Наш дух — та часть, которая дает нам возможность общаться с Богом. Наша душа связана с нашими эмоциями, желаниями, чувствами и пристрастиями (Ин 12:27). Наше тело — это дом, в котором обитает наша личность (2Кор 5:1).

Все части нашего тела должны сохраниться во всей целости, то есть все вместе и здоровыми. Один комментатор так охарактеризовал то, что необходимо сохранять в человеке:

1. Дух от всего, что: а) может развратить и осквернить его (2Кор 7:1); б) мешает свидетельствовать Святому Духу об отношениях святых с Богом (Рим 8:16); в) мешает поклоняться Богу так, как Он того ищет (Ин 4:23; Флп 3:3).

2. Душу от: а) злых помыслов (Мф 15:18−19; Еф 2:3); б) плотских влечений, которые борются против нее (1Пет 2:11); в) споров и раздоров (Евр 12:15).

3. Тело от: а) осквернения (1Фес 4:3−8); б) злоупотребления своими членами (Рим 6:19). Некоторые отрицают, что у неспасенных есть дух. Возможно, при этом они основываются на том, что неспасенные духовно мертвы (Еф 2:1). Однако тот факт, что неспасенные духовно мертвы, не означает, что у них нет духа. Они мертвы постольку, поскольку это касается общения с Богом. Их дух может быть очень живым, когда это касается, например, контактов с оккультным миром, но они мертвы для Бога.

Ленски предостерегает:

«Многие довольствуются частичным христианством, некоторые сферы их жизни носят еще мирской характер. Апостольские наставления глубоко затрагивают все уголки нашего естества, так что никто не может избежать очищения». (R.C.H. Lenski, The Interpretation of St. Paul's Epistles to the Colossians, to the Thessalonians, to Timothy, to Titus, and Philemon, p. 364.)

Далее Павел молится о том, чтобы Божье освящение и охрана так охватили все составляющие личности фессалоникийских верующих, чтобы они были без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Это, очевидно, указание на судилище Христа, которое последует за восхищением. Тогда жизнь, служение и свидетельство каждого христианина подвергнется испытанию, и он получит награду или понесет урон.

5:24 Как мы узнали в 4:3, наше освящение — это воля Божья. Он призвал нас к тому, чтобы мы в конечном счете предстали перед Ним без порока. Бог начал в нас эту работу, и Он приведет ее к завершению (Флп 1:6). Призывающий нас верен Своему обетованию.

5:25 Заканчивая послание, Павел просит святых молиться о нем. Он никогда не считал, что не нуждается в молитвах других, и нам это тоже необходимо. Не молиться о верующих собратьях — грех.

5:26 Далее Павел просит приветствовать всех братьев лобзанием святым.20 В то время поцелуй был общепринятой формой приветствия. В некоторых странах и теперь принято, чтобы мужчины целовали мужчин, а женщины женщин. А в других культурах мужчины целуют женщин и наоборот. Но это часто приводило к злоупотреблениям, и от этого пришлось отказаться.

Господь не постановил, чтобы поцелуй был обязательной формой приветствия, да и апостолы не учили, что это обязательно. Библия мудро допускает другие формы приветствия в культурах, где поцелуй может вести к половой распущенности. Дух Божий стремится охранить людей от распущенности, настаивая на том, чтобы поцелуй был святым.

5:27 Апостол торжественно повелевает прочитать это послание всем святым братиям. (В критическом тексте опущено слово «святым».) Здесь надо отметить два момента:

1. Павел наделяет послание авторитетом Слова Божьего. ВЗ читался публично в синагогах. А теперь это послание будет читаться в церквах во всеуслышание.

2. Библия принадлежит всем христианам, а не какому-то узкому кругу или привилегированному классу. Все ее истины предназначены для всех святых.

Денни мудро настаивает на том, что:

«нет таких достижений в мудрости или добродетели, которые Евангелие делало бы недоступным для какого-либо человека. И нет более веского доказательства неверия и предательства в церкви, чем следующее: если она постоянно держит своих членов в положении незрелых учеников, отговаривая от свободного использования Священного Писания и следя за тем, чтобы всем братьям не читалось все, что в нем написано». (Denney, Thessalonians, рр. 263−264.)

Обратите внимание на то, что в стихах 25−27 даны три ключа успешной христианской жизни: 1) молитва (ст. 25); 2) любовь к верующим братьям, свидетельствующая о чувстве братства (ст. 26); и 3) чтение и изучение Слова (ст. 27).

5:28 И наконец, характерное для Павла заключение. Он начал свое Первое послание к Фессалоникийцам с благодати и заканчивает его этой же темой. Для апостола Павла христианство является благодатью от начала до конца. Аминь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.