Иакова 1 глава

Соборное послание апостола Иакова
Подстрочник Винокурова → Новый Библейский Комментарий

Подстрочник Винокурова

1
Ἰάκωβος Иаков 2385 N-NSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
δοῦλος раб 1401 N-NSM
ταῖς  3588 T-DPF
δώδεκα двенадцати 1427 A-NUI
φυλαῖς племенам 5443 N-DPF
ταῖς  3588 T-DPF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
διασπορᾷ рассеянии 1290 N-DSF
χαίρειν. радоваться. 5463 V-PAN
2
Πᾶσαν Всякую 3956 A-ASF
χαρὰν радость 5479 N-ASF
ἡγήσασθε, сочтите, 2233 V-ADM-2P
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου, мои, 3450 P-1GS
ὅταν когда 3752 CONJ
πειρασμοῖς [в] искушения 3986 N-DPM
περιπέσητε попадаете 4045 V-2AAS-2P
ποικίλοις, различные, 4164 A-DPM
3
γινώσκοντες знающие 1097 V-PAP-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
δοκίμιον испытание 1383 N-NSN
ὑμῶν вашей 5216 P-2GP
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веры 4102 N-GSF
κατεργάζεται производит 2716 V-PNI-3S
ὑπομονήν· стойкость; 5281 N-ASF
4
 1510 T-NSF
δὲ же 1161 CONJ
ὑπομονὴ стойкости 5281 N-NSF
ἔργον дело 2041 N-ASN
τέλειον совершенное 5046 A-ASN
ἐχέτω, пусть будет, 2192 V-PAM-3S
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἦτε вы были 1510 V-PAS-2P
τέλειοι совершенны 5046 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ὁλόκληροι, цельны, 3648 A-NPM
ἐν в 1722 PREP
μηδενὶ ничём 3367 A-DSN-N
λειπόμενοι. имеющие недостаток. 3007 V-PPP-NPM
5
Εἰ Если 1487 COND
δέ же 1161 CONJ
τις кто 5100 X-NSM
ὑμῶν [из] вас 5216 P-2GP
λείπεται имеет недостаток 3007 V-PPI-3S
σοφίας, мудрости, 4678 N-GSF
αἰτείτω пусть просит 154 V-PAM-3S
παρὰ у 3844 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
διδόντος дающего 1325 V-PAP-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πᾶσιν всем 3956 A-DPM
ἁπλῶς просто 574 ADV
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
ὀνειδίζοντος, поносящего, 3679 V-PAP-GSM
καὶ и 2532 CONJ
δοθήσεται будет дано 1325 V-FPI-3S
αὐτῷ. ему. 846 P-DSM
6
αἰτείτω Пусть просит 154 V-PAM-3S
δὲ же 1161 CONJ
ἐν в 1722 PREP
πίστει, вере, 4102 N-DSF
μηδὲν ни [в] чём 3367 A-ASN-N
διακρινόμενος, сомневающийся, 1252 V-PMP-NSM
 3588 T-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
διακρινόμενος сомневающийся 1252 V-PMP-NSM
ἔοικεν подобен 1503 V-RAI-3S
κλύδωνι волне 2830 N-DSM
θαλάσσης мо́ря 2281 N-GSF
ἀνεμιζομένῳ гонимую ветром 416 V-PPP-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ῥιπιζομένῳ· швыряемую; 4494 V-PPP-DSM
7
μὴ не 3361 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
οἰέσθω пусть думает 3633 V-PNM-3S
 3588 T-NSM
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
ἐκεῖνος тот 1565 D-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
λήμψεταί получит 2983 V-FDI-3S
τι что 5100 X-ASN
παρὰ у 3844 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου, Го́спода, 2962 N-GSM
8
ἀνὴρ муж 435 N-NSM
δίψυχος, двоедушный, 1374 A-NSM
ἀκατάστατος неустойчивый 182 A-NSM
ἐν во 1722 PREP
πάσαις всех 3956 A-DPF
ταῖς  3588 T-DPF
ὁδοῖς путях 3598 N-DPF
αὐτοῦ. своих. 846 P-GSM
9
Καυχάσθω Пусть гордится 2744 V-PNM-3S
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
 3588 T-NSM
ταπεινὸς смиренный 5011 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὕψει высоте 5311 N-DSN
αὐτοῦ, его, 846 P-GSM
10
 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
πλούσιος богатый 4145 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ταπεινώσει унижении 5013 N-DSF
αὐτοῦ, его, 846 P-GSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἄνθος цветок 438 N-NSN
χόρτου травы 5528 N-GSM
παρελεύσεται. пройдёт. 3928 V-FDI-3S
11
ἀνέτειλεν Взошло 393 V-AAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
ἥλιος солнце 2246 N-NSM
σὺν со 4862 PREP
τῷ  3588 T-DSM
καύσωνι зноем 2742 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐξήρανεν высушило 3583 V-AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
χόρτον, траву, 5528 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
ἄνθος цветок 438 N-NSN
αὐτοῦ её 846 P-GSM
ἐξέπεσεν опал 1601 V-2AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
εὐπρέπεια благообразие 2143 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSN
προσώπου вида 4383 N-GSN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἀπώλετο· погибло; 622 V-2AMI-3S
οὕτως так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
πλούσιος богатый 4145 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
πορείαις путях 4197 N-DPF
αὐτοῦ своих 846 P-GSM
μαρανθήσεται. будет угашен. 3133 V-FPI-3S
12
Μακάριος Блажен 3107 A-NSM
ἀνὴρ муж 435 N-NSM
ὃς который 3739 R-NSM
ὑπομένει выстаивает 5278 V-PAI-3S
πειρασμόν, искушение, 3986 N-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
δόκιμος пригодный 1384 A-NSM
γενόμενος сделавшийся 1096 V-2ADP-NSM
λήμψεται получит 2983 V-FDI-3S
τὸν  3588 T-ASM
στέφανον венок 4735 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς, жизни, 2222 N-GSF
ὃν который 3739 R-ASM
ἐπηγγείλατο Он пообещал 1861 V-ADI-3S
τοῖς  3588 T-DPM
ἀγαπῶσιν любящим 25 V-PAP-DPM
αὐτόν. Его. 846 P-ASM
13
μηδεὶς Никто 3367 A-NSM-N
πειραζόμενος искушаемый 3985 V-PPP-NSM
λεγέτω пусть говорит 3004 V-PAM-3S
ὅτι что: 3754 CONJ
Ἀπὸ От 575 PREP
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πειράζομαι· искушаюсь; 3985 V-PPI-1S
 3588 T-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἀπείραστός чуждый искушениям 551 A-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
κακῶν, зла, 2556 A-GPN
πειράζει искушает 3985 V-PAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
αὐτὸς Он 846 P-NSM
οὐδένα. никого. 3762 A-ASM-N
14
ἕκαστος Каждый 1538 A-NSM
δὲ же 1161 CONJ
πειράζεται искушается 3985 V-PPI-3S
ὑπὸ  5259 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἰδίας собственной 2398 A-GSF
ἐπιθυμίας страстью 1939 N-GSF
ἐξελκόμενος завлекаемый 1828 V-PPP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
δελεαζόμενος· приманиваемый; 1185 V-PPP-NSM
15
εἶτα затем 1534 ADV
 1510 T-NSF
ἐπιθυμία страсть 1939 N-NSF
συλλαβοῦσα зачавшая 4815 V-2AAP-NSF
τίκτει рождает 5088 V-PAI-3S
ἁμαρτίαν, грех, 266 N-ASF
 1510 T-NSF
δὲ же 1161 CONJ
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
ἀποτελεσθεῖσα совершённый 658 V-APP-NSF
ἀποκύει рождает 616 V-PAI-3S
θάνατον. смерть. 2288 N-ASM
16
Μὴ Не 3361 PRT-N
πλανᾶσθε, заблуждаетесь, 4105 V-PPM-2P
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου мои 3450 P-1GS
ἀγαπητοί. любимые. 27 A-VPM
17
πᾶσα Всякое 3956 A-NSF
δόσις дарение 1394 N-NSF
ἀγαθὴ доброе 18 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
πᾶν всякое 3956 A-NSN
δώρημα дарование 1434 N-NSN
τέλειον совершенное 5046 A-NSN
ἄνωθέν свыше 509 ADV
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
καταβαῖνον сходящее 2597 V-PAP-NSN
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
πατρὸς Отца 3962 N-GSM
τῶν  3588 T-GPN
φώτων, светил, 5457 N-GPN
παρ᾽ у 3844 PREP
Которого 3739 R-DSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔνι есть 1762 V-PAI-3S
παραλλαγὴ изменение 3883 N-NSF
или 1510 PRT
τροπῆς поворота 5157 N-GSF
ἀποσκίασμα. оттенок. 644 N-NSN
18
βουληθεὶς Захотевший 1014 V-AOP-NSM
ἀπεκύησεν Он породил 616 V-AAI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
λόγῳ словом 3056 N-DSM
ἀληθείας, истины, 225 N-GSF
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
εἶναι быть 1510 V-PAN
ἡμᾶς нам 2248 P-1AP
ἀπαρχήν начатком 536 N-ASF
τινα неким 5100 X-ASF
τῶν  3588 T-GPN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
κτισμάτων. созданий. 2938 N-GPN
19
Ἴστε, Знайте, 2467 V-RAM-2P
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου мои 3450 P-1GS
ἀγαπητοί. любимые. 27 A-VPM
ἔστω Пусть будет 1510 V-PAM-3S
δὲ же 1161 CONJ
πᾶς всякий 3956 A-NSM
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
ταχὺς быстрый 5036 A-NSM
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἀκοῦσαι, [то, чтобы] услышать, 191 V-AAN
βραδὺς медленный 1021 A-NSM
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
λαλῆσαι, говорение, 2980 V-AAN
βραδὺς медленный 1021 A-NSM
εἰς на 1519 PREP
ὀργήν· гнев; 3709 N-ASF
20
ὀργὴ гнев 3709 N-NSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀνδρὸς человека 435 N-GSM
δικαιοσύνην праведности 1343 N-ASF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐργάζεται. производит. 2038 V-PNI-3S
21
διὸ Потому 1352 CONJ
ἀποθέμενοι отложившие 659 V-2AMP-NPM
πᾶσαν всякую 3956 A-ASF
ῥυπαρίαν грязь 4507 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
περισσείαν изобилие 4050 N-ASF
κακίας злобы 2549 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
πραΰτητι кротости 4240 N-DSF
δέξασθε прими́те 1209 V-ADM-2P
τὸν  3588 T-ASM
ἔμφυτον вживлённое 1721 A-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
δυνάμενον могущее 1410 V-PNP-ASM
σῶσαι спасти 4982 V-AAN
τὰς  3588 T-APF
ψυχὰς ду́ши 5590 N-APF
ὑμῶν. ваши. 5216 P-2GP
22
Γίνεσθε Делайтесь 1096 V-PNM-2P
δὲ же 1161 CONJ
ποιηταὶ деятели 4163 N-NPM
λόγου сло́ва 3056 N-GSM
καὶ а 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
μόνον только 3440 ADV
ἀκροαταὶ слушателями 202 N-NPM
παραλογιζόμενοι обсчитывающими 3884 V-PNP-NPM
ἑαυτούς. самих себя. 1438 F-2APM
23
ὅτι Потому что 3754 CONJ
εἴ если 1536 COND
τις кто 1536 X-NSM
ἀκροατὴς слушатель 202 N-NSM
λόγου сло́ва 3056 N-GSM
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
ποιητής, деятель, 4163 N-NSM
οὗτος этот 3778 D-NSM
ἔοικεν подобен 1503 V-RAI-3S
ἀνδρὶ человеку 435 N-DSM
κατανοοῦντι рассматривающего 2657 V-PAP-DSM
τὸ  3588 T-ASN
πρόσωπον лицо 4383 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
γενέσεως происхождения 1078 N-GSF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἐσόπτρῳ· зеркале; 2072 N-DSN
24
κατενόησεν он рассмотрел 2657 V-AAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἑαυτὸν самого себя 1438 F-3ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἀπελήλυθεν отошёл 565 V-2RAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
εὐθέως тотчас 2112 ADV
ἐπελάθετο забыл 1950 V-2ADI-3S
ὁποῖος каков 3697 A-NSM
ἦν. был. 3739 V-IAI-3S
25
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
παρακύψας склонившийся 3879 V-AAP-NSM
εἰς в 1519 PREP
νόμον закон 3551 N-ASM
τέλειον совершенный 5046 A-ASM
τὸν  3588 T-ASM
τῆς  3588 T-GSF
ἐλευθερίας свободы 1657 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
παραμείνας, оставшийся, 3887 V-AAP-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἀκροατὴς слушатель 202 N-NSM
ἐπιλησμονῆς забывчивый 1953 N-GSF
γενόμενος сделавшийся 1096 V-2ADP-NSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
ποιητὴς деятель 4163 N-NSM
ἔργου, работы, 2041 N-GSN
οὗτος этот 3778 D-NSM
μακάριος блажен 3107 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ποιήσει деле 4160 N-DSF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἔσται. будет. 1510 V-FDI-3S
26
Εἴ Если 1487 COND
τις кто 5100 X-NSM
δοκεῖ кажется 1380 V-PAI-3S
θρησκὸς набожным 2357 A-NSM
εἶναι, быть, 1510 V-PAN
μὴ не 3361 PRT-N
χαλιναγωγῶν обуздывающий 5468 V-PAP-NSM
γλῶσσαν язык 1100 N-ASF
αὐτοῦ свой 846 P-GSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἀπατῶν обманывающий 538 V-PAP-NSM
καρδίαν сердце 2588 N-ASF
αὐτοῦ, своё, 846 P-GSM
τούτου этого 5127 D-GSM
μάταιος тщетна 3152 A-NSF
 1510 T-NSF
θρησκεία. набожность. 2356 N-NSF
27
θρησκεία Набожность 2356 N-NSF
καθαρὰ чистая 2513 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀμίαντος нескверная 283 A-NSF
παρὰ у 3844 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Бога 2316 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
πατρὶ Отца 3962 N-DSM
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
ἐπισκέπτεσθαι посещать 1980 V-PNN
ὀρφανοὺς осиротелых 3737 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
χήρας вдов 5503 N-APF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
θλίψει угнетении 2347 N-DSF
αὐτῶν, их, 846 P-GPM
ἄσπιλον незапятнанного 784 A-ASM
ἑαυτὸν самого себя 1438 F-3ASM
τηρεῖν соблюдать 5083 V-PAN
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κόσμου. мира. 2889 N-GSM

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1 Приветствие

Иаков начинает с представления себя как автора и обращения к читателям. Себя он называет очень просто: раб Бога и Господа Иисуса Христа. Это, несомненно, очень почетное звание — «раб Господень» — постоянно сопровождает Моисея в Книге Иисуса Навина и в Откровении, так же как и самого Иисуса Навина в Книге Судей. В то же время это очень простое звание, доступное каждому христианину. Иаков перешагивает границы ветхозаветного титула раб Бога, добавляя к нему новую часть: и Господа Иисуса Христа. В этом проявляется тенденция ранней церкви к признанию равенства Христа с Богом.

Читателями послания являются двенадцать колен, находящихся в рассеянии. Выражение двенадцать колен, конечно, не означает, что все читатели были иудеями. Но Иаков всех их считает Божьими людьми, истинным Израилем, независимо от того, иудеи они или язычники (то же в Гал 6:16; 1Пет 2:9). Читатели послания так же разбросаны по всей земле, как были разбросаны иудеи во времена плена. Из этого следует, что что тогдашние читатели жили не на Святой Земле. В Первом послании Петра, однако, это же слово «рассеянные» используется в другом смысле, подразумевается, что для ставших христианами читателей-язычников их родная земля больше не является домом, а что настоящий их дом на небесах.

1:2−27 Вступительная часть

Обратившись к читателям, Иаков представляет основные темы своего произведения. Следуя греческой традиции построения послания, предназначенного к публикации, он повторно возвращается к вступлению и перечисляет все главные моменты сначала в 1:2−11, а затем (уже в более развернутой форме) в 1:12−27(ср.: 1 Ин. 1:1−4).

1:2−11 Часть первая:испытание, молитва, богатство

Ст. 2−4 Испытание. Христиане, к которым обращается Иаков, пребывали в условиях различных испытаний (в русской синодальной Библии — «различных искушений»). Подразумеваются не жестокие преследования (и, разумеется, не болезни, для чего использовалась другая терминология), а скорее преследования иного, более мягкого характера, такие, как социальная изоляция и экономический бойкот. Причина была одна — принадлежность к христианству. Хотя испытания были нелегкими, Иаков призывает верующих радоваться, но не потому, что боль приятна, а потому что у них есть перспектива, выходящая за пределы этой жизни и устремленная в вечное блаженство. Совершенная радость — это не просто ощущение счастья в данный момент, но это радость предвкушения будущего пребывания с Богом.

Основанием для их радости является то, что эти испытания порождали стойкость, или терпение. Терпение — важное христианское качество, часто упоминаемое Иисусом (Лк 8:15; 21:19; ср.: Мф 10:22) и Павлом (Рим 5:3−4; 8:25; 2Кор 6:4; 12:12). Люди, знавшие Писание, — а одним из них, несомненно, был Иаков, — хорошо понимали значимость этого качества, поскольку первым человеком, подвергнувшимся испытанию, согласно Писанию, был Авраам (Быт 22:1), и Бог вознаградил его верность. Кроме того, сатана испытывал Иова, рассказы о котором были очень популярны в иудаистской среде I в. и который всегда был для иудеев замечательным примером совершенного терпения. Такие христиане также, несомненно, могли быть уверены в своей будущей награде.

Терпение имеет свое действие. Представим себе тонкое лезвие стального меча, который держат в огне до полного закаливания. Этот меч есть верующая душа, испытуемая и «закаливаемая» в огне, после чего она становится зрелой и совершенной, не имеющей ни в чем недостатка (4) (в русской синодальной Библии — «совершенной во всей полноте без всякого недостатка»). Греческий эквивалент прилагательного «зрелый» часто переводят как «совершенный». Именно это качество продемонстрировал Ной в Быт 6:9 (NIV предлагает перевод «непорочный»; в русской синодальной Библии так же). К этому призывает Своих учеников Иисус, говоря им: «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Имеется в виду уподобление характеру Бога. Такой уровень зрелости достигается в результате неколебимости веры и христианского благочестия, сохраненных в огне испытаний. В этом огне выжигаются вся нечистота человеческого характера, а конечным результатом является не просто зрелость, но совершенство как символ полноты воплощения Божьего характера. Если это так, то, несмотря на все возможные тяготы, для радости действительно есть основания.

С точки зрения построения рассматриваемые стихи представляют собой «цепочку мыслей» (когда «а» переходит в «б», а оно в свою очередь — в «в» и т. д.). Этот прием традиционен для церковных посланий, ибо мы находим его и в Рим 5:3−6, и в 1Пет 1:6, 7.

Вступительная часть. Обратившись к читателям, Иаков представляет основные темы своего произведения. Следуя греческой традиции построения послания, предназначенного к публикации, он повторно возвращается к вступлению и перечисляет все главные моменты сначала в 1:2−11, а затем (уже в более развернутой форме) в 1:12−27 (ср.: 1Ин 1:1−4).

Ст. 5−8 Молитва. Но что же делать людям, у которых нет ни «зрелости», ни «совершенства»? Что если кто-то боится не пройти испытание? Павел ответил бы таким людям рекомендацией жить по Духу (напр., Гал 5:16−18, 25). Иаков же дает свой ответ на этот вопрос: просить у Господа мудрости, потому что Божественная мудрость противостоит злу в человеческой жизни. Такая молитва не будет бессмысленной, ибо Бог щедр на даяния. Щедрость Его так велика, что мы никогда не услышим обращенного к нам укоризненного возгласа вроде: «Что такое? Опять вы за свое! А где все то, что Я дал вам в прошлый раз?» Ничего подобного мы не услышим от нашего Бога, Который просто раз за разом дает каждому просящему.

Есть, однако, одно требование, которое предъявляется к просящим мудрости: прошение должно проистекать из веры в Бога. Он ждет нашей полной отдачи и преданности. «Сомневающийся», о котором говорит Иаков, это не тот, кто вопрошает себя, ответит или не ответит Бог на его конкретную просьбу, и не тот, кто погружен в нелегкую духовную борьбу. Нет, это человек с двоящимися мыслями, из тех, о ком в Пс 11:1, 2 сказано: «нет верных между сынами человеческими». Речь идет о качестве, противоположном полному и абсолютному доверию Богу от всего сердца (Втор 6:5; 8:3). Другими словами, такой «сомневающийся» не предан Богу полностью, а занимается игрой в молитву «на всякий случай». Круг его интересов ограничен этим миром, но ему хочется получить Божье благословение прямо сейчас и попасть на небеса после смерти. Такой человек не способен ни принять мудрость, говорит Иаков, ни вообще получить что-либо от Бога.

Ст. 9−11 Богатство. Коснувшись такого качества, как безусловная преданность Богу и обретение радости в испытаниях, Иаков обращается к рассуждению о человеке, обладающем этим качеством. Такой брат униженный имеет настолько чудесное ободрение в Господе, что может хвалиться высотою своею. Мир видит в таком человеке нищего (слово «униженный» восходит своим значением к иудейскому взгляду на унижение как угнетаемую бедность). Однако Бог называет таких людей богатыми, а так как Его слово истинно, то они могут иметь радость, даже если их внешние обстоятельства еще не изменились.

С другой стороны, богатый должен хвалиться унижением своим. В этом утверждении, возможно, есть доля иронии. Термин «богатый» (греч. piousios) у Иакова приложим только к неверующим. Он знает нескольких богатых христиан (2:2; 4:13), но он не называет их «богатыми». Возможно, смысл этого стиха в том, что богач может гордиться своим, обретенным в Боге смирением и общением на равных с христианами-бедняками, однако более вероятен другой вариант: если богач посмотрит на свое будущее глазами «униженного» брата, то единственное, чем он сможет гордиться, — это собственным «унижением», то есть смертью. В преклонном возрасте богатый человек обычно пожинает лавры уважения и почитания (как в Пс 72) и находится на вершине славы, но Бог видит его жизнь иначе. Если даже ему уготован долгий век, вся его жизнь и вся его внешняя слава так же недолговечны, как цветок, распустившийся в сумерках и увядший под полуденным солнцем. И ничего больше не остается. (Эта картина позаимствована из Ис 40:6−8.) К теме падения через богатство Иаков возвращается вновь в 5:1−6.

Тема «оборотной стороны судьбы» весьма характерна для иудейской литературы (напр., 1Цар 2:1−10; Лк 1:46−55). Когда начинает действовать Бог, униженные возвышаются, а вознесенные на вершину падают с нее. Так был вознесен из тюремного плена Иосиф, а Навуходоносор был низвергнут с трона, чтобы питаться травой в поле. Когда Бог утверждает Свои ценности, человеческие ценности превращаются в ничто. Таким будет финал в конце времен, и Иаков мечтает о том, чтобы это обетование стало радостью и утешением для его читателей.

1:12−27 Часть вторая: испытание, дары, слушание и делание

Во второй половине вступительной части три уже названные темы рассматриваются повторно, однако на более глубоком уровне. Иаков находит новые аспекты в каждой из них.

1:12−15 Испытание. Разговор об испытаниях Иаков начинает с обетования: Блажен человек, который смиряет себя в скорби (в русской синодальной Библии — «Блажен человек, который переносит искушение»). Но можно ли назвать человека в таких обстоятельствах счастливым? С точки зрения человеческой — конечно нет; у Бога же все как раз наоборот. Бог обещает венец жизни, то есть истинную жизнь (как, напр., в Откр 2:10) тому, кто преданно любит Его, доказав это своей стойкостью в огне испытания. Таким был Авраам, полностью смиривший себя перед лицом тяжких искушений и получивший как награду Божье обетование (Быт 22:15−18), ибо после всего ангел сказал ему: «Боишься ты Бога» (Быт 22:12).

Но не каждому удается сохранить свою верность в тяжелых обстоятельствах. Те, кто не выдерживают и готовы отступить, начинают обвинять Бога: «Бог искушает меня» (в греческом языке для таких понятий как «испытание» и «искушение» существует одно слово). Именно в таком состоянии находился Израиль в пустыне, жалуясь и обвиняя Бога (Исх 17:2, 7). В Книге Чисел говорится о том, что Израиль неоднократно — не менее десяти раз — роптал на Бога (Чис 14:22). Верующие, к которым обращается Иаков, не должны так поступать, потому что, во-первых, Бог не может быть испытуем грешными людьми! (Последняя фраза гораздо предпочтительнее существующего варианта перевода: Бог не искушается злом.) Именно это назидание было обращено к Израилю во Втор 6:16.

Во-вторых, верующий человек не может обвинять Бога потому, что Бог не искушает никого. Как же мог Иаков писать такое, если в Быт 22:1 говорится: «Бог искушал Авраама»? Дело в том, что начиная со времен Ветхого Завета и в продолжение всей истории иудаизма между двумя заветами, в истолкованиях ситуаций, подобных Авраамовой, совершенно не учитывался истинный источник всех тягот и испытаний, то есть дьявол (напр. во 2Цар 24:1 говорится, что Бог «возбудил... Давида», тогда как в 1Пар 21:1 мы читаем: «сатана... возбудил Давида»). Поэтому в апокрифической Книге Юбилеев эпизод с Авраамом, описанный в Быт 22, перестроен в подобие истории Иова. В связи с этой традицией Иаков, буквально цитирующий в 2:21 стих из Быт 22, имел основание сказать, что настоящая причина искушений не в Боге. Ветхозаветная история правдива, но она упрощает действительность.

Однако Иаков не разделяет готовность людей свалить всю вину на дьявола (хотя последний упоминается в 4:7), но призывает их решительно взять ответственность на себя. Желание (в русской синодальной Библии — «похоть») — вот корень зла и источник всех искушений. То, что иудеи называли «злым помыслом», психологи называют «мотивировками», а апостол Павел в Рим 7 — «грехом», это всего лишь обычное «Я хочу». Подобно продажной женщине, оно соблазняет и порождает грех, а грех всегда заканчивается смертью. Установив цепочку «желание — грех — смерть», автор переходит к следующей части.

Ст. 16−18 Дары. В противоположность злу, порождаемому желанием человеческого сердца, Бог дает чудесный и совершенный дар. Примером такого благословенного дара является упомянутая в ст. 5 мудрость. В ст. 17 Бог назван Отцом светов, то есть Творцом вселенной. Но, в отличие от луны и других небесных источников света, Им созданных, Сам Бог остается неизменным. Он всегда один и тот же. Поэтому, если сегодня Он дарует благо, то завтра Он не может творить зло. Благость Его проявляется в том, что Он восхотел (не случайно!) родить нас, то есть «родить заново», Своим благовестием (словом истины). Цель Его была в том, чтобы сделать нас начатками всего творения. Первые плоды («начатки») всегда были лучшими из всего урожая, поэтому Бог видит в искупленных человеческих душах вершину всего творения. И здесь выстраивается другая цепочка: Бог — слово истины — рождение. Желание сердца вместе с дьяволом ведут к смерти. Бог же, напротив, созидает жизнь.

Ст. 19−27 Слушание и делание. Каков же результат следования этим путем Божьей мудрости? Контроль над своим языком — вот что мы получаем в результате. Человеческий гнев, каким бы «праведным» он ни назывался, никогда не творит Божью праведность. Поэтому мудрый человек медлен на слова и на выражение своего гнева. Да, утверждает Иаков, смиренное принятие Благой вести (насаждаемого слова) свидетельствует о том, что человек близок к освобождению от всякой раздражительности (как показано в 3:9 и 4:1, 2, речь идет о внешнем проявлении гнева, а не о внутреннем чувстве) и от всех других грехов, легко приживающихся в этом мире.

Переходя к третьей теме своих рассуждений, Иаков замечает, что недостаточно просто знать Писание или Божественные заповеди. Знание само по себе бесполезно, а то и вредно, ибо человек, думающий, что знание Библии приближает к Богу, обманывается. Только исполнение слова Божьего уподобляет человека Богу. В чем видит Иаков источник Божественного научения? Закону совершенному, закону свободы — вот чему нужно подчиняться, что исполнять; это то, что включает в себя истолкованный Иисусом ветхозаветный закон в сочетании с Его собственными заповедями. Как сказал Иисус, не слышание, но исполнение Его слов является залогом благословений (Мф 7:24−27).

Это значит, что истинно Божьих людей можно узнать по их образу жизни. Если люди не контролируют свой язык (и поэтому часто гневаются и ссорятся), вся их религиозная деятельность ничего не стоит. В глазах Бога истинная святость обладает двумя свойствами, представляющими в своей сущности две стороны одной медали. Во-первых, она заботится о бедных, особенно о сиротах и вдовах (две из четырех категорий бедных, которых выделяет Ветхий Завет); во-вторых, она хранит себя неоскверненной от мира, то есть не ищет преуспевания, к которому благоволит мир, поскольку она не привязана к миру и свободна от власти денег. Поэтому благочестивые люди готовы отдавать щедро и свободно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.