1 Иоанна 4 глава

Первое соборное послание апостола Иоанна
Подстрочник Винокурова → Новый Библейский Комментарий

Подстрочник Винокурова

1
Ἀγαπητοί, Любимые, 27 A-VPM
μὴ не 3361 PRT-N
παντὶ всякому 3956 A-DSN
πνεύματι духу 4151 N-DSN
πιστεύετε, верьте, 4100 V-PAM-2P
ἀλλὰ но 235 CONJ
δοκιμάζετε распознавайте 1381 V-PAM-2P
τὰ  3588 T-APN
πνεύματα ду́хов 4151 N-APN
εἰ если 1487 COND
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
ὅτι потому что 3754 CONJ
πολλοὶ многие 4183 A-NPM
ψευδοπροφῆται лжепророки 5578 N-NPM
ἐξεληλύθασιν вышли 1831 V-2RAI-3P
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον. мир. 2889 N-ASM
2
ἐν В 1722 PREP
τούτῳ этом 5129 D-DSN
γινώσκετε узнаете 1097 V-PAI-2P
τὸ  3588 T-ASN
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ· Бога; 2316 N-GSM
πᾶν всякий 3956 A-NSN
πνεῦμα дух 4151 N-NSN
который 3588 R-NSN
ὁμολογεῖ признаёт 3670 V-PAI-3S
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
ἐν в 1722 PREP
σαρκὶ плоти 4561 N-DSF
ἐληλυθότα пришедшего 2064 V-2RAP-ASM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
3
καὶ и 2532 CONJ
πᾶν всякий 3956 A-NSN
πνεῦμα дух 4151 N-NSN
который 3588 R-NSN
μὴ не 3361 PRT-N
ὁμολογεῖ признаёт 3670 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν· есть; 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
τοῦτό это 5124 D-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
ἀντιχρίστου, антихристов, 500 N-GSM
о котором 3588 R-NSN
ἀκηκόατε вы слышали 191 V-2RAI-2P-ATT
ὅτι что 3754 CONJ
ἔρχεται, приходит, 2064 V-PNI-3S
καὶ и 2532 CONJ
νῦν ныне 3568 ADV
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
κόσμῳ мире 2889 N-DSM
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
ἤδη. уже́. 2235 ADV
4
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐστε, есть, 1510 V-PXI-2P
τεκνία, детки, 5040 N-VPN
καὶ и 2532 CONJ
νενικήκατε побеждаете 3528 V-RAI-2P
αὐτούς, их, 846 P-APM
ὅτι потому что 3754 CONJ
μείζων больший 3187 A-NSM-C
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν вас 5213 P-2DP
чем 1510 PRT
 3588 T-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
κόσμῳ. миру. 2889 N-DSM
5
αὐτοὶ Они 846 P-NPM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κόσμου мира 2889 N-GSM
εἰσίν· есть; 1510 V-PAI-3P
διὰ из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κόσμου мира 2889 N-GSM
λαλοῦσιν говорят 2980 V-PAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
κόσμος мир 2889 N-NSM
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἀκούει. слушает. 191 V-PAI-3S
6
ἡμεῖς Мы 2249 P-1NP
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐσμεν· есть; 1510 V-PAI-1P
 3588 T-NSM
γινώσκων познавший 1097 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
ἀκούει слушает 191 V-PAI-3S
ἡμῶν, нас, 2257 P-1GP
ὃς который 3739 R-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἀκούει слушает 191 V-PAI-3S
ἡμῶν. нас. 2257 P-1GP
ἐκ Через 1537 PREP
τούτου это 5127 D-GSN
γινώσκομεν узнаём 1097 V-PAI-1P
τὸ  3588 T-ASN
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
ἀληθείας истины 225 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
πλάνης. заблуждения. 4106 N-GSF
7
Ἀγαπητοί, Любимые, 27 A-VPM
ἀγαπῶμεν будем любить 25 V-PAS-1P
ἀλλήλους, друг друга, 240 C-APM
ὅτι потому что 3754 CONJ
 1510 T-NSF
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
πᾶς всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
ἀγαπῶν любящий 25 V-PAP-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
γεγέννηται родился 1080 V-RPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
γινώσκει знает 1097 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
θεόν. Бога. 2316 N-ASM
8
 3588 T-NSM
μὴ Не 3361 PRT-N
ἀγαπῶν любящий 25 V-PAP-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔγνω познал 1097 V-2AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
ἐστίν. есть. 1510 V-PAI-3S
9
ἐν В 1722 PREP
τούτῳ этом 5129 D-DSN
ἐφανερώθη является 5319 V-API-3S
 1510 T-NSF
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν, нас, 2254 P-1DP
ὅτι что 3754 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τὸν  3588 T-ASM
μονογενῆ Единородного 3439 A-ASM
ἀπέσταλκεν послал 649 V-RAI-3S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον мир 2889 N-ASM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ζήσωμεν были живы 2198 V-AAS-1P
δι᾽ через 1223 PREP
αὐτοῦ. Него. 846 P-GSM
10
ἐν В 1722 PREP
τούτῳ этом 5129 D-DSN
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἀγάπη, любовь, 26 N-NSF
οὐχ не 3756 PRT-N
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ἠγαπήκαμεν полюбили 25 V-RAI-1P
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ὅτι потому что 3754 CONJ
αὐτὸς Он 846 P-NSM
ἠγάπησεν полюбил 25 V-AAI-3S
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
ἀπέστειλεν послал 649 V-AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
αὐτοῦ своего 846 P-GSM
ἱλασμὸν умилостивление 2434 N-ASM
περὶ относительно 4012 PREP
τῶν  3588 T-GPF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
ἡμῶν. наших. 2257 P-1GP
11
Ἀγαπητοί, Любимые, 27 A-VPM
εἰ если 1487 COND
οὕτως так 3779 ADV
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἠγάπησεν полюбил 25 V-AAI-3S
ἡμᾶς, нас, 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ὀφείλομεν должны 3784 V-PAI-1P
ἀλλήλους друг друга 240 C-APM
ἀγαπᾶν. любить. 25 V-PAN
12
θεὸν Бога 2316 N-ASM
οὐδεὶς никто 3762 A-NSM-N
πώποτε никогда 4455 ADV
τεθέαται· видел; 2300 V-RNI-3S
ἐὰν если 1437 COND
ἀγαπῶμεν мы любим 25 V-PAS-1P
ἀλλήλους, друг друга, 240 C-APM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν нас 2254 P-1DP
μένει остаётся 3306 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν нас 2254 P-1DP
τετελειωμένη достигающая совершенства 5048 V-RPP-NSF
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S
13
Ἐν В 1722 PREP
τούτῳ этом 5129 D-DSN
γινώσκομεν узнаём 1097 V-PAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ Нём 846 P-DSM
μένομεν остаёмся 3306 V-PAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς Он 846 P-NSM
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν, нас, 2254 P-1DP
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος духа 4151 N-GSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
δέδωκεν дал 1325 V-RAI-3S
ἡμῖν. нам. 2254 P-1DP
14
καὶ И 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
τεθεάμεθα видели 2300 V-RNI-1P
καὶ и 2532 CONJ
μαρτυροῦμεν свидетельствуем 3140 V-PAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
πατὴρ Отец 3962 N-NSM
ἀπέσταλκεν послал 649 V-RAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
σωτῆρα спасителем 4990 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
κόσμου. миру. 2889 N-GSM
15
ὃς Который 3739 R-NSM
ἐὰν если 1437 COND
ὁμολογήσῃ признаёт 3670 V-AAS-3S
ὅτι что 3754 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
υἱὸς сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ нём 846 P-DSM
μένει пребывает 3306 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς он 846 P-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ. Боге. 2316 N-DSM
16
καὶ И 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ἐγνώκαμεν узнали 1097 V-RAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
πεπιστεύκαμεν поверили 4100 V-RAI-1P
τὴν  3588 T-ASF
ἀγάπην любовь 26 N-ASF
ἣν которую 3739 R-ASF
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν. нас. 2254 P-1DP
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
μένων остающийся 3306 V-PAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀγάπῃ любви 26 N-DSF
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Боге 2316 N-DSM
μένει остаётся 3306 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ нём 846 P-DSM
μένει. остаётся. 3306 V-PAI-3S
17
ἐν В 1722 PREP
τούτῳ этом 5129 D-DSN
τετελείωται достигла совершенства 5048 V-RPI-3S
 1510 T-NSF
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
μεθ᾽ с 3326 PREP
ἡμῶν, нами, 2257 P-1GP
ἵνα чтобы 2443 CONJ
παρρησίαν смелость 3954 N-ASF
ἔχωμεν имели 2192 V-PAS-1P
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
τῆς  3588 T-GSF
κρίσεως, суда, 2920 N-GSF
ὅτι потому что 3754 CONJ
καθὼς как 2531 ADV
ἐκεῖνός Тот 1565 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ἐσμεν есть 1510 V-PAI-1P
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
κόσμῳ мире 2889 N-DSM
τούτῳ. этом. 5129 D-DSM
18
φόβος Страх 5401 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀγάπῃ, любви, 26 N-DSF
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
 1510 T-NSF
τελεία совершенная 5046 A-NSF
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
ἔξω вон 1854 ADV
βάλλει помещает 906 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
φόβον, страх, 5401 N-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
φόβος страх 5401 N-NSM
κόλασιν наказание 2851 N-ASF
ἔχει, имеет, 2192 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
φοβούμενος боящийся 5399 V-PNP-NSM
οὐ не 3739 PRT-N
τετελείωται достиг совершенства 5048 V-RPI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀγάπῃ. любви. 26 N-DSF
19
ἡμεῖς Мы 2249 P-1NP
ἀγαπῶμεν, любим, 25 V-PAI-1P
ὅτι потому что 3754 CONJ
αὐτὸς Он 846 P-NSM
πρῶτος первый 4413 A-NSM-S
ἠγάπησεν полюбил 25 V-AAI-3S
ἡμᾶς. нас. 2248 P-1AP
20
ἐάν Если 1437 COND
τις кто 5100 X-NSM
εἴπῃ скажет 2036 V-2AAS-3S
ὅτι что 3754 CONJ
Ἀγαπῶ Люблю 25 V-PAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
ἀδελφὸν брата 80 N-ASM
αὐτοῦ своего 846 P-GSM
μισῇ, ненавидит, 3404 V-PAS-3S
ψεύστης лжец 5583 N-NSM
ἐστίν· есть; 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
ἀγαπῶν любящий 25 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
ἀδελφὸν брата 80 N-ASM
αὐτοῦ своего 846 P-GSM
ὃν которого 3739 R-ASM
ἑώρακεν, видит, 3708 V-RAI-3S-ATT
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
ὃν которого 3739 R-ASM
οὐχ не 3756 PRT-N
ἑώρακεν видел 3708 V-RAI-3S-ATT
οὐ не 3739 PRT-N
δύναται может 1410 V-PNI-3S
ἀγαπᾶν. любить. 25 V-PAN
21
καὶ И 2532 CONJ
ταύτην эту 3778 D-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἐντολὴν заповедь 1785 N-ASF
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
ἀπ᾽ от 575 PREP
αὐτοῦ, Него, 846 P-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
 3588 T-NSM
ἀγαπῶν любящий 25 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
ἀγαπᾷ любил 25 V-PAS-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
ἀδελφὸν брата 80 N-ASM
αὐτοῦ. своего. 846 P-GSM

Новый Библейский Комментарий

4:1−6 Дух истины и дух заблуждения

Как верующие могут отличить тех, кто действительно вдохновлен Богом, от тех, кто ложно утверждает, что Дух в них? Проблема эта не нова, лжепророки были во времена Ветхого Завета, и вновь Павлу приходится давать указания по поводу тех, кто говорит «Духом Святым» (1Кор 12:3).

Ст. 1 Много лжепророков появилось в мире (см.: Мф 7:15; 24:11, 24; Деян 13:6). Для античных религий было обычным делом превозносить людей, имеющих власть над духами, но Иоанн предупреждает, что не всякий, кто утверждает, что говорит по вдохновению, должен восприниматься, как действительно истинно вдохновленный. Верующие не должны принимать любое притязание на вдохновение от Бога, они должны испытывать духов. То, что множество лжепророков появилось, может означать также, что они были членами церкви, но отошли от нее (2:9).

Ст. 2 Проверить можно по их отношению к Иисусу Христу. Если Дух Божий присутствует в претендующем на вдохновение от Бога, то он будет исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Точнее, он будет «признавать Иисуса, как Христа, пришедшего в теле»; человеческая природа Иисуса имеет не меньшее значения, чем божественная природа Христа. Фраза во плоти подчеркивает реальность воплощения; это означает, что Иисус принял не просто человеческую природу, а плоть (см.: Ин 1:14; 2Ин 7). Дух, исповедующий Иисуса Христа, пришедшего таким образом, есть от Бога. Это не человеческое открытие, это то, что показывает Бог.

Ст. 3 Но бывает такой дух, который не исповедует Иисуса Христа, т. е. дух, который не признает, «что Иисус Христос пришел во плоти» (2); отрицать воплощение означает отвергать Иисуса. Дух, который отказывается от этого исповедания, не есть от Бога. Фактически, это дух антихриста. Иоанн уже упоминал о множестве антихристов (2:18) и вносил некоторую определенность: «он отвергает Отца и Сына» (2:22). Здесь раскрывается похожая мысль: самое существенное в личности антихриста — это его отказ признавать, что Иисус является Христом, «пришедшим во плоти» (2). Возможно, читатели Иоанна воспринимали приход антихриста как предсказание о будущем, но Иоанн рассматривает его как реальность, присутствующую в настоящем; его слова теперь, уже и в мире объединены, чтобы подчеркнуть настоящее время.

Ст. 4 Но для христиан нет повода бояться. Особо подчеркнуто вы; верующие противопоставляются антихристам. Верующие — от Бога, и они победили. В этом коротком послании слово «побеждать» встречается шесть раз, больше, чем в какой-либо другой книге в Новом Завете, за исключением Откровения (семнадцать раз); здесь особым образом выдвигается мысль о победе. Глагол стоит в совершенном виде, и это указывает на то, что победа — это больше, чем некий проходящий этап; она имеет решающее значение и продолжает существовать. Это происходит потому, что Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. Первое Тот может быть любой ипостасью Троицы; единственное, что можно сказать, так это то, что эти слова относятся к личности Божественного происхождения. Второе же не может быть не кем иным, как дьяволом. Иоанн говорит, что Бог много сильнее дьявола, и тот, в ком пребывает Бог, живет, побеждая зло.

Ст. 5 Снова Иоанн для усиления использует повтор; мир — последнее слово в ст. 4, и оно трижды встречается здесь. Именно с миром ассоциируются его противники: они от мира, они говорят то, что хочет дьявол, и он собирает для них слушателей.

Ст. 6 Христиане не должны удивляться, что такие люди не слушают их. Они на другой стороне. Но и у христиан есть свои слушатели. Слово мы подчеркнуто и подразумевает тех, кто, в отличие от остальных, — от Бога. Существует также некоторое различие в слушателях: те, кто от Бога, ставятся выше тех, кто не от Бога. Поскольку таким образом узнаются дух истины и дух заблуждения, напрашивается справедливый вывод, что эти духи обитают в людях, о которых сказано выше.

Ст. 7−21 Бог есть любовь

Любовь очень важна для Иоанна, и он особо подчеркивает это в течение всего послания. Здесь он уделяет внимание тому, что любовь проистекает от Бога, который в действительности является любовью.

Ст. 7−12 Любовь друг ко другу . Ст. 7 Иоанн усиливает призыв будем любить друг друга, напоминая, что любовь от Бога. Любовь в христианском понимании не является человеческим достижением, она имеет божественное происхождение, это подарок от Бога.

Ст. 8 Суть подчеркивается отрицанием: Кто не любит, тот не познал Бога. В основе этого лежит величайшее утверждение всей Библии: Бог есть любовь. Это не просто «любящий Бог» или Бог, Который любит время от времени. Он любит не потому, что находит достойные объекты для Своей любви, а потому, что Его природа — любовь. Его любовь зависит не от того, кем являемся мы, а от того, Кем является Он. Он любит нас потому, что Он именно такой Бог, потому что Он есть любовь.

Ст. 9 Такой любви не найти где-либо еще, вернее, где-либо среди людей. Мы познали ее, потому что она открылась через Бога, когда Он послал в мир единородного Сына Своего. Его целью было дать нам жизнь. Жизнь в полном смысле этого слова приходит к нам только через Него.

Ст. 10 Истинное значение любви и истинный источник жизни ясно были показаны на кресте тем, что не мы возлюбили Бога. Мы никогда не поймем этой любви по-человечески (мы — усиление; не мы возлюбили). Мы находим ее в том, что Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Чтобы увидеть до конца, что означает та любовь, нужно осознать себя грешниками и, таким образом, объектами Божьего гнева, а также теми, за кого умер Христос. «Не находя никакого противоречия между любовью и милостью, апостол выражает мысль о любви, указывая на умилостивление» (J. Denney, The Death of Christ [Hodder and Stoughton, 1905], p. 276). Один из самых известных парадоксов Нового Завета заключается в том, что именно Божья любовь отвращает Божий гнев от нас, и именно в этом мы видим, что есть истинная любовь.

Ст. 11 Это имеет свои последствия. Когда мы видим, как любит Бог, то и мы (это слово подчеркнуто) должны любить друг друга. Источник нашей любви к другим — Божественная любовь, явленная нам в искупительной жертве Христа. Христиане любят не потому, что все, с кем они встречаются, очень привлекательные люди, а потому, что Божья любовь изменила их и сделала любящими. Теперь они, будучи христианами, любят потому, что для них естественно любить.

Ст. 12 Любовь к людям очень важна, потому что это следствие любви к Богу и показатель, что Бог в нас пребывает. То, что Бога никто никогда не видел (см.: Ин 1:8), не опровергает видений в Ветхом Завете (напр.: Исх 24:11). Но эти видения были частичными и неполными. Именно во Христе мы видим Бога. И когда мы любим, Бог обитает в нас. Действительно, любовь Его совершенна (т. е. достигает своей цели) в нас есть. Какое головокружительное утверждение!

Ст. 13−16 Жизнь в любви . Ст. 13 Иоанн уже говорил, что именно «по духу» мы узнаем, что «Он пребывает в нас» (3:24). Теперь он добавляет еще и мысль о том, что мы пребываем в Нем. Обе мысли важны, и обе особенно подчеркнуты в этом послании.

Ст. 14 Как и в 1:2, автор обращается к тому, что мы видели. Мысль о свидетельстве все больше вырисовывается по мере приближения к концу послания. Глагол «свидетельствовать» встречается в 1:2, здесь и четыре раза в главе 5, а существительное «свидетельство» мы находим в главе 5 шесть раз. Суть свидетельства заключается в том, что Бог послал Сына Спасителем миру (это выражение встречается в Новом Завете в этом месте и в Ин 4:42). Слово Спаситель отражает все аспекты деятельности Христа для грешников, а мир — объединяет в себе все народы. Это великое спасение.

Ст. 15 Но спасаются не все. Искупительная жертва Христа достаточна для всего мира, но для того чтобы получить это спасение, необходимо исповедовать, что Иисус есть Сын Божий. И потом только начинаются взаимоотношения Бога и верующего.

Ст. 16 Нигде больше мы не читаем о «познании» любви и о «вере» в любовь (в NIV греч. pepisteukamen переведено как полагаться на, но основное его значение — «мы уверовали»). Честно говоря, мысль о «познании» любви еще можно найти, например, в ст. 10, но выражение «уверовать в любовь Божью к нам» — очень необычно. Любовь Бога никогда не проявляется таким образом, чтобы ее можно было увидеть мирским умом. Именно верующие люди, и только они, могут видеть ее. Иоанн повторяет величайшую мысль из ст. 8: Бог есть любовь, и подводит итог: жить в любви — значит жить в Боге. В любви к грешникам нет ничего человеческого, и наличие такой любви указывает на Божье присутствие.

Ст. 17−21 Совершенство любви. Ст. 17 Присутствие в нас Бога приводит к тому, что любовь «становится совершенной среди нас» (NRSV). Все это для того, чтобы иметь дерзновение в день суда, и это — основа доверия. В мире сем, как Он: мы дети Отца и Иисус — образец для нас. Мир не приветствовал Христа, он не приветствует и его последователей. Но в день суда Судья покажет все в истинном свете.

Ст. 18 Мысль о доверии развивается в отрицании страха. Это слово трижды встречается в этом стихе и один раз используется слово боящийся. Нигде в послании оно больше не повторяется; здесь делается особый акцент на страхе. Для верующих нет необходимости бояться, так как совершенная любовь изгоняет страх. Страх и любовь — несовместимы, в страхе, продолжает Иоанн, есть мучение, но совершенная любовь Бога успокаивает нас. Его любовь убеждает нас, что мы спасены, а не наказаны. Если мы боимся, то тем самым показываем, что мы не совершенны в любви (совершенство любви приводит к доверию даже в день суда; ст. 17).

Ст. 19 Будем любить, в смысле особенной христианской любви, любви безусловной, которая естественно проистекает от Любящего и не зависит от достоинства того, кого Он любит, любит только потому что Он прежде возлюбил нас. Некоторые читают: «Будем любить Его [Бога]», но это, хотя и верно, все же не подходит по смыслу к этому отрывку. Иоанн говорит о том, что мы должны любить всех, а не о том, чтобы любить Бога.

Ст. 20 Говорить: «я люблю Бога», в то время как ты ненавидишь брата (брата-христианина? брата-человека?), означает, что ты — лжец. Любовь к Богу проявляется в любви к людям; если ее не хватает для последних, то тем более не хватит для Создателя. Иоанн говорит даже больше того: всякий не любящий брата своего, не может любить Бога. Он проводит отличие между братом, которого видишь, и Богом, Который невидим. Утверждать, что любишь невидимое, тогда как не можешь любить видимого, — всего лишь тешить свое воображение.

Ст. 21 Иоанн завершает этот раздел напоминанием о заповеди, которую мы имеем от Него, где от Него — относится как к Богу, так и к Христу. Как обычно, Иоанн здесь не делает четкого разделения. Он уже говорил о заповеди любви (3:23) и теперь вновь напоминает нам о том, что любовь — это не наш выбор. Это вполне определенное повеление.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.