1 Иоанна 5 глава

Первое соборное послание апостола Иоанна
Подстрочник Винокурова → Новый Библейский Комментарий

Подстрочник Винокурова

1
Πᾶς Всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
πιστεύων верующий 4100 V-PAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
γεγέννηται, родился, 1080 V-RPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
πᾶς всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
ἀγαπῶν любящий 25 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
γεννήσαντα Родившего 1080 V-AAP-ASM
ἀγαπᾷ любит 25 V-PAI-3S
[καὶ] и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
γεγεννημένον Рождённого 1080 V-RPP-ASM
ἐξ из 1537 PREP
αὐτοῦ. Него. 846 P-GSM
2
ἐν В 1722 PREP
τούτῳ этом 5129 D-DSN
γινώσκομεν узнаём 1097 V-PAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἀγαπῶμεν мы любим 25 V-PAI-1P
τὰ  3588 T-APN
τέκνα детей 5043 N-APN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ὅταν когда 3752 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
ἀγαπῶμεν мы любим 25 V-PAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
ἐντολὰς заповеди 1785 N-APF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ποιῶμεν. исполняем. 4160 V-PAS-1P
3
αὕτη Это 846 D-NSF
γάρ ведь 1063 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
τὰς  3588 T-APF
ἐντολὰς заповеди 1785 N-APF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τηρῶμεν· исполняли; 5083 V-PAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
ἐντολαὶ заповеди 1785 N-NPF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
βαρεῖαι тяжёлые 926 A-NPF
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰσίν, есть, 1510 V-PAI-3P
4
ὅτι потому что 3754 CONJ
πᾶν всякое 3956 A-NSN
τὸ  3588 T-NSN
γεγεννημένον рождённое 1080 V-RPP-NSN
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
νικᾷ побеждает 3528 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον· мир; 2889 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
νίκη победа 3529 N-NSF
 1510 T-NSF
νικήσασα победившая 3528 V-AAP-NSF
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον, мир, 2889 N-ASM
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
ἡμῶν. наша. 2257 P-1GP
5
τίς Кто 5100 I-NSM
[δέ] же 1161 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
νικῶν победившие 3528 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον мир 2889 N-ASM
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
 3588 T-NSM
πιστεύων верящие 4100 V-PAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ; Бога? 2316 N-GSM
6
Οὗτός Этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
ἐλθὼν пришедший 2064 V-2AAP-NSM
δι᾽ через 1223 PREP
ὕδατος воду 5204 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
αἵματος, кровь, 129 N-GSN
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
Χριστός· Христос; 5547 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὕδατι воде 5204 N-DSN
μόνον только 3440 ADV
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὕδατι воде 5204 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
αἵματι· крови́; 129 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμά Дух 4151 N-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
μαρτυροῦν, свидетельствующий, 3140 V-PAP-NSN
ὅτι потому что 3754 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμά Дух 4151 N-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἀλήθεια. истина. 225 N-NSF
7
ὅτι Потому что 3754 CONJ
τρεῖς три 5140 A-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
μαρτυροῦντες, свидетельствующие, 3140 V-PAP-NPM
8
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
ὕδωρ вода 5204 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
αἷμα, кровь, 129 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
τρεῖς трое 5140 A-NPM
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἕν одно 1722 A-ASN
εἰσιν. есть. 1510 V-PAI-3P
9
εἰ Если 1487 COND
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
τῶν  3588 T-GPM
ἀνθρώπων людей 444 N-GPM
λαμβάνομεν, принимаем, 2983 V-PAI-1P
 1510 T-NSF
μαρτυρία свидетельство 3141 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
μείζων больше 3187 A-NSF-C
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
ὅτι потому что 3754 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
μαρτυρία свидетельство 3141 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ὅτι что 3754 CONJ
μεμαρτύρηκεν свидетельствует 3140 V-RAI-3S
περὶ о 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сыне 5207 N-GSM
αὐτοῦ. Своём. 846 P-GSM
10
 3588 T-NSM
πιστεύων Верующий 4100 V-PAP-NSM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
ἑαυτῷ· себе самом; 1438 F-3DSM
 3588 T-NSM
μὴ не 3361 PRT-N
πιστεύων верующий 4100 V-PAP-NSM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
ψεύστην лжецом 5583 N-ASM
πεποίηκεν сделал 4160 V-RAI-3S
αὐτόν, Его, 846 P-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
πεπίστευκεν поверил 4100 V-RAI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
ἣν которым 3739 R-ASF
μεμαρτύρηκεν засвидетельствовал 3140 V-RAI-3S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
περὶ о 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сыне 5207 N-GSM
αὐτοῦ. Своём. 846 P-GSM
11
καὶ И 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
μαρτυρία, свидетельство, 3141 N-NSF
ὅτι что 3754 CONJ
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
αἰώνιον вечную 166 A-ASF
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
 3588 T-NSM
θεός, Бог, 2316 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
 1510 T-NSF
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
υἱῷ Сыне 5207 N-DSM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S
12
 3588 T-NSM
ἔχων Имеющий 2192 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
ζωήν· жизнь; 2222 N-ASF
 3588 T-NSM
μὴ не 3361 PRT-N
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τὴν  3588 T-ASF
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχει. имеет. 2192 V-PAI-3S
13
Ταῦτα Это 5023 D-APN
ἔγραψα написал 1125 V-AAI-1S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
ἵνα чтобы 2443 CONJ
εἰδῆτε знали 1492 V-RAS-2P
ὅτι что 3754 CONJ
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
αἰώνιον, вечную, 166 A-ASF
τοῖς  3588 T-DPM
πιστεύουσιν верующие 4100 V-PAP-DPM
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ὄνομα имя 3686 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
14
καὶ И 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
παρρησία уверенность 3954 N-NSF
ἣν которую 3739 R-ASF
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
πρὸς к 4314 PREP
αὐτόν, Нему, 846 P-ASM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐάν если 1437 COND
τι что 5100 X-ASN
αἰτώμεθα попросим 154 V-PMS-1P
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
θέλημα воле 2307 N-ASN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἀκούει слушает 191 V-PAI-3S
ἡμῶν. нас. 2257 P-1GP
15
καὶ И 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
οἴδαμεν знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἀκούει слушает 191 V-PAI-3S
ἡμῶν нас 2257 P-1GP
которое 3588 R-ASN
ἐὰν если 1437 COND
αἰτώμεθα, попросим, 154 V-PMS-1P
οἴδαμεν знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
τὰ  3588 T-APN
αἰτήματα просимое 155 N-APN
которое 3739 R-APN
ᾐτήκαμεν попросили 154 V-RAI-1P
ἀπ᾽ от 575 PREP
αὐτοῦ. Него. 846 P-GSM
16
Ἐάν Если 1437 COND
τις кто 5100 X-NSM
ἴδῃ увидит 1492 V-2AAS-3S
τὸν  3588 T-ASM
ἀδελφὸν брата 80 N-ASM
αὐτοῦ своего 846 P-GSM
ἁμαρτάνοντα согрешающим 264 V-PAP-ASM
ἁμαρτίαν грехом 266 N-ASF
μὴ не 3361 PRT-N
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον, смерти, 2288 N-ASM
αἰτήσει, попросит, 154 V-FAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
δώσει даст 1325 V-FAI-3S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ζωήν, жизнь, 2222 N-ASF
τοῖς  3588 T-DPM
ἁμαρτάνουσιν согрешающему 264 V-PAP-DPM
μὴ не 3361 PRT-N
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον. смерти. 2288 N-ASM
ἔστιν Есть 1510 V-PAI-3S
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον· смерти; 2288 N-ASM
οὐ не 3739 PRT-N
περὶ о 4012 PREP
ἐκείνης том 1565 D-GSF
λέγω говорю 3004 V-PAI-1S
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐρωτήσῃ. просили. 2065 V-AAS-3S
17
πᾶσα Всякая 3956 A-NSF
ἀδικία неправедность 93 N-NSF
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
οὐ не 3739 PRT-N
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον. смерти. 2288 N-ASM
18
Οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
πᾶς всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
γεγεννημένος родившийся 1080 V-RPP-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ἁμαρτάνει, согрешает, 264 V-PAI-3S
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
 3588 T-NSM
γεννηθεὶς родившийся 1080 V-APP-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τηρεῖ соблюдает 5083 V-PAI-3S
αὐτόν, себя, 846 P-ASM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
πονηρὸς злой 4190 A-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ἅπτεται касается 680 V-PMI-3S
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
19
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐσμεν, мы есть, 1510 V-PAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
κόσμος мир 2889 N-NSM
ὅλος весь 3650 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
πονηρῷ зле 4190 A-DSM
κεῖται. лежит. 2749 V-PNI-3S
20
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
δὲ же 1161 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἥκει, пришёл, 2240 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
δέδωκεν дал 1325 V-RAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
διάνοιαν разумение 1271 N-ASF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
γινώσκωμεν знали 1097 V-PAS-1P
τὸν  3588 T-ASM
ἀληθινόν· Истинного; 228 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἐσμὲν мы есть 1510 V-PAI-1P
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἀληθινῷ, Истинном, 228 A-DSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
υἱῷ Сыне 5207 N-DSM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
Χριστῷ. Христе. 5547 N-DSM
οὗτός Этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
ἀληθινὸς истинный 228 A-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
αἰώνιος. вечная. 166 A-NSF
21
Τεκνία, Детки, 5040 N-VPN
φυλάξατε сохраняйте 5442 V-AAM-2P
ἑαυτὰ себя 1438 F-2APN
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPN
εἰδώλων. идолов. 1497 N-GPN

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−5 Победа веры

От любви Иоанн переходит к взаимоотношениям с Богом, а затем — к победе. Любовь и вера тесно связаны (см.: 4:16), и верующий побеждает мир.

Ст. 1 Вера полагается на то, что Иисус есть Христос (эта истина красной нитью проходит через все послание), — и верующий, который имеет такое упование, от Бога рожден. Исповедание Иисуса Христом — результат не человеческого понимания, а Божественного действия (см.: 1Кор 12:3). И это же Божественное действие производит любовь к ближним — верующим, так как любовь к Родившему подразумевает и любовь к рожденному от Него.

Ст. 2 Иоанн продолжает настаивать на том, что любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны. Обычно он говорит о том, что любовь к Богу проявляется в любви к людям, а здесь, наоборот: мы любим детей Божиих тогда, когда любим Бога. Любовь к Богу и любовь к людям идут бок о бок и связаны воедино. Практический склад ума Иоанна не позволяет ему просто остановиться на мысли о любви к Богу, и он идет дальше, добавляя: когда мы соблюдаем заповеди Его. Истинная любовь проявляется в исполнении Божьей воли.

Ст. 3 На самом деле Иоанн может просто сказать, что любовь к Богу в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Иоанн не формалист, но он осознает, что любовь — это действие; она естественно выражается в том, чтобы делать приятное тому, кого любишь, а что можно найти лучше, чем заповеди Его? Когда Иоанн добавляет: заповеди Его не тяжки (см.: Мф 11:20), он не имеет в виду, что это очень просто выполнять наши обязательства перед Богом. Скорее всего, он говорит здесь о том, что заповеди Божьи не являются тяжким бременем. Они могут быть трудными, но они приносят радость.

Ст. 4 Это приводит к победе. Местоимение всякий придает данному утверждению всеобщий характер (см.: 1:1). Слова вера наша (существительное вера встречается только один раз здесь, в 1 Ин.; его нет ни в Евангелии от Иоанна, ни во Втором или Третьем посланиях Иоанна) стоят на последнем месте, чтобы усилить акцент. Победившая — означает окончательную победу, совершенную в прошлом, когда Иисус умер, преодолев зло, и победу каждого верующего, когда он приходит к вере в Него.

Ст. 5 Риторический вопрос акцентирует наше внимание на вере. Победа приходит к тому, кто верует, что Иисус есть Сын Божий. Еще раз здесь уделяется внимание истинному пониманию Его личности. Здесь мы снова замечаем привычку Иоанна подчеркивать сказанное, используя прием повторения; в этих двух стихах он трижды говорит о победе над миром. Нельзя пропустить этот важный момент.

Ст. 6−12 Свидетельство о Сыне

Поскольку верный взгляд на Иисуса значит так много, важно, чтобы он был подтвержден свидетельством. Иоанн цитирует некоторые свидетельства, которые говорят о том, кем является Иисус.

Ст. 6 То, что Иисус пришел водою, относится к Его крещению, тогда как кровию — к Его смерти. Во время Своего крещения Он слышал голос с неба и торжественно приступил к выполнению задачи всей Его жизни. Некоторые еретики придерживались мнения, что божественный Христос вошел в Иисуса при Его крещении и оставил Его перед смертью. Иоанн оспаривает это, делая акцент на крови: не водою только, но водою и кровию. Это было (и есть) самое сердце Евангелия. По-видимому, не было никаких сомнений по поводу воды, но кровь — являлась камнем преткновения; еретики не считали возможной смерть божественного Христа. Иоанн выдвигает тот факт, что вода не стоит отдельно. Вода и кровь идут вместе. Далее, Дух свидетельствует (настоящее время глагола указывает на продолжающееся действие). Он приводит отличный довод: потому что Дух есть истина (как и Иисус; Ин 14:6).

Ст. 7 KJV включает дополнительный материал, который в NIV опущен. Эти слова используются в более позднем латинском тексте и, очевидно, не являются частью оригинала.

Ст. 8 Фактически, здесь приведены три, которые свидетельствуют. Дух стоит первым, может быть, потому, что он только что упоминался, может, потому, что Он является личностью и, таким образом, более ясно свидетельствует, чем вода или кровь. Но в любом случае, свидетельство гармонично. Внутреннее свидетельство Духа и все, что задействовано в крещении Христа и Его смерти, — не являются тремя отдельными понятиями. Вместе они указывают на великое действие Бога во Христе, произведенное для нашего спасения.

Ст. 9 Иоанн обращается к общеизвестному факту человеческого доверия. Мы принимаем свидетельства других людей и тем более должны принимать то свидетельство, о котором говорит Иоанн, так как это свидетельство Божие, а свидетельство Божие — больше. В данном случае речь идет о свидетельстве о Сыне Его. Теперь свидетельство совершилось, т. е. это значит, что Бог заключил Себя в Христе; Он свидетельствовал о том, каков Он есть.

Ст. 10 Тот, кто верит в Сына Божьего, имеет свидетельство в себе самом, это показывает, что свидетельство Духа (6, 7) является свидетельством для духа верующего. Верующий в Сына Божия и не верующий Богу — противоположности, которые показывают, что Иоанн не видит различия между верой в кого-то и просто верой, или между верой в Сына Божьего и верой в Бога. Для него Иисус Христос — воплощение Бога, поэтому верить в Христа — значит верить в Бога. Не верить — значит представлять Его лживым (см.: 1:10). Форма глагола представляет указывает на продолжительность действия. Неверующий занимает позицию постоянного заблуждения относительно Бога.

Ст. 11 Суть свидетельства может показаться несколько неожиданной, так как оно сводится к тому, что Бог сделал, а не к тому, что Он сказал: он даровал нам жизнь венную. Вечная жизнь — это акт самого Бога и Его подарок. Рассматривая это, мы видим Божье откровение. Дополнение и сия жизнь в Сыне Его — имеет большое значение. Мы не можем размышлять о вечной жизни отдельно от Сына и не можем думать о свидетельстве без Него (см.: ст. 9). Жизнь вечная — это жизнь с Христом и во Христе.

Ст. 12 Все это подчеркивается в ясно выраженном двустишии. Жизнь и Сын стоят вместе. Одно невозможно без другого.

Ст. 13−21 Знание вечной жизни

Евангелие от Иоанна было написано таким образом, чтобы его читатели могли уверовать и через это иметь жизнь (Ин 20:31). Это послание, напротив, обращено к тем читателям, которые уже уверовали, для того чтобы дать им уверенность в том, что они имеют вечную жизнь. Ближе к концу послания Иоанн дает эти пояснения.

Ст. 13−15 Уверенность. Ст. 13 Это послание написано вам, верующим (Ин 20:31); это не евангелизационный трактат, а письмо, обращенное к христианам. До этого очень много было сказано о знании, и теперь Иоанн говорит, что все это было написано, дабы вы знали, что вы имеет жизнь вечную. Уверенность в спасении очень важна, важна настолько, что стала причиной написания целого послания. Это единственное место в данном тексте, где автор говорит о вере во имя Иисуса, т. е. о вере в Личность целиком, во все, что стоит за этим именем (похожая формулировка встречается в 3:23, которая дословно в переводе с греческого означает «верить имени»).

Второе утверждение затрагивает вопрос происхождения верующих; они — от Бога. Напротив же, «весь мир находится под властью зла», буквально, лежит во зле. Этот необычный для данного текста глагол может указывать на бессилие мира, лежащего во власти сатаны; так же, возможно, на его инертность, отказ от самозащиты против произвола своего хозяина.

Ст. 14 Иоанн переходит к уверенности в молитве. Он считает, что у молитвы достаточно широкая сфера деятельности, потому что говорит, что мы можем просить чего-либо, хотя тут же уточняет: по воле Его. Молитва — это не инструмент, заставляющий Бога изменять Свои намерения и делать, что нам хочется. Для того чтобы она была эффективной, она должна соответствовать Его воле. И тогда Бог слушает нас. В других местах говорится, что молитва должна быть с верой (Мк 11:24), во имя Иисуса (Ин 14:14), происходить от того, кто пребывает во Христе (Ин 15:7), кто прощает обижающих (Мк 11:25), она должна сопровождаться смирением (1Ин 3:22), и не должна служить для удовлетворения собственных желаний (Иак 4:3). Все это характеризует молитву по воле Бога.

Ст. 15 От мысли, что Бог слышит нас, мы переходим к следующей: Он позволяет нам просить.

Ст. 16−17 Молитва за нечестивых. Ст. 16 Здесь происходит резкий переход к прощению греха, которое может быть получено через ходатайственную молитву. Иоанн проводит разделение между грехом к смерти и грехом не к смерти (хотя он не уточняет, в чем именно заключается отличие). Он говорит нам, что когда мы видим брата согрешающего грехом не к смерти, мы должны молиться за него. Бог услышит молитву и даст ему жизнь. Если существовала необходимость дать ему жизнь, значит, он не был до этого христианином. Он не жил, но был мертвым «по преступлениям и грехам» (Еф 2:1), и в ответ на молитву Бог дает ему жизнь. Грех к смерти нам следует рассматривать больше как состояние, чем как действие; в Писании ни разу не упоминается такого поступка, который вел бы к смерти, но существует греховное состояние — восстание против Бога, которое Иоанн в другом месте называет пребыванием в смерти (3:14). Иисус предупреждал, что тому, кто оскорбит Духа, «не простится» (Лк 12:10)— и это именно то, что здесь имеется в виду. Иоанн добавляет, что верующие не должны молиться о грехе, ведущем к смерти (хотя он не говорит конкретно, что нельзя молиться об этом). Это не означает, что мы должны пытаться вычислить, когда нам можно молиться за других, а когда нет.

Ст. 17 Всякая неправда есть грех. Нельзя относиться ко греху легкомысленно. Но верующий может совершать грех, который не вычеркнет его из категории спасенных.

Ст. 18−21 Знание верующего. Ст. 18 Далее следуют три утверждения, вытекающие из фразы мы знаем. Первое — всякий, рожденный от Бога, не грешит — снова привычное утверждение. Все дело в том, что рожденный от Бога хранит себя. Соответственно, лукавый не прикасается к нему, не имеет действенного общения с ним.

Ст. 19 Второе утверждение затрагиваетвопрос происхождения верующих; они — от Бога. Напротив же, «весь мирнаходится под властью зла», буквально, лежит во зле. Этот необычный дляданного текста глагол может указывать на бессилие мира, лежащего во властисатаны; так же, возможно, на его инертность, отказ от самозащиты противпроизвола своего хозяина.

Ст. 20 Третье утверждение указывает нам на воплощение: Сын Божий пришел. Особо подчеркивается истинность Его прихода (греч. hekei передает «идею прихода в прошлом и существование по сей день», R. E. Brown, The Epistles of John [Doubleday, 1982], p. 623). Сын дал нам разум. Христианская вера не является помехой интеллектуальной деятельности, но оказывается стимулом к праведному мышлению. Цель заключается в словах: да познаем (Бога) истинного, и не только познаем, но и будем в истинном свете Его, т. е. как далее проясняется — в Иисусе Христе. И снова, как свойственно этому посланию, Отец и Сын рассматриваются в очень близкой взаимосвязи. Пребывать «в» Отце — означает быть «в» Сыне. Иоанн, продолжая, говорит: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Снова трудно понять, кто же имеется в виду: Отец или Сын, но они настолько близки, что разница едва различима. У людей в древности существовало множество богов. Но Иоанн называет всех их лживыми богами. Нет другого истинного Бога, и мы имеем в нем жизнь вечную.

Ст. 21 В заключение Иоанн снова ласково обращается к своим читателям: Дети! (букв, «маленькие»). В свете всего повествования вряд ли нам следует понимать идолов в значении изображений, используемых в службах. Этот термин означает «ложных богов». Читатели Иоанна получили много даров от Бога, включая и «разум» (20). Поэтому им следует хранить себя от лжебогов.

Leon Morris



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.