1 Петра 1 глава

Первое соборное послание апостола Петра
Подстрочник Винокурова → Лингвистический. Роджерс

Подстрочник Винокурова

1
Πέτρος Пётр 4074 N-NSM
ἀπόστολος апостол 652 N-NSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
ἐκλεκτοῖς выбранным 1588 A-DPM
παρεπιδήμοις постояльцам 3927 A-DPM
διασπορᾶς рассеяния 1290 N-GSF
Πόντου, Понта, 4195 N-GSM
Γαλατίας, Галатии, 1053 N-GSF
Καππαδοκίας, Кападокии, 2587 N-GSF
Ἀσίας, Азии, 773 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
Βιθυνίας, Вифинии, 978 N-GSF
2
κατὰ по 2596 PREP
πρόγνωσιν промыслу 4268 N-ASF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πατρός, Отца, 3962 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἁγιασμῷ освящении 38 N-DSM
πνεύματος, Духа, 4151 N-GSN
εἰς для 1519 PREP
ὑπακοὴν послушания 5218 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ῥαντισμὸν окропления 4473 N-ASM
αἵματος кровью 129 N-GSN
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ· Христа; 5547 N-GSM
χάρις благодать 5485 N-NSF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
πληθυνθείη. пусть будет умножен. 4129 V-APO-3S
3
Εὐλογητὸς Благословен 2128 A-NSM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
πατὴρ Отец 3962 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
 3588 T-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
πολὺ многой 4183 A-ASN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἔλεος милости 1656 N-ASN
ἀναγεννήσας возродивший 313 V-AAP-NSM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
εἰς для 1519 PREP
ἐλπίδα надежды 1680 N-ASF
ζῶσαν живущей 2198 V-PAP-ASF
δι᾽ через 1223 PREP
ἀναστάσεως воскресение 386 N-GSF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν, мёртвых, 3498 A-GPM
4
εἰς для 1519 PREP
κληρονομίαν наследства 2817 N-ASF
ἄφθαρτον нетленного 862 A-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἀμίαντον нескверного 283 A-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἀμάραντον, неувядаемого, 263 A-ASF
τετηρημένην сохранённого 5083 V-RPP-ASF
ἐν в 1722 PREP
οὐρανοῖς небесах 3772 N-DPM
εἰς для 1519 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
5
τοὺς  3588 T-APM
ἐν в 1722 PREP
δυνάμει силе 1411 N-DSF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
φρουρουμένους сторожимых 5432 V-PPP-APM
διὰ через 1223 PREP
πίστεως веру 4102 N-GSF
εἰς в 1519 PREP
σωτηρίαν спасение 4991 N-ASF
ἑτοίμην готовое 2092 A-ASF
ἀποκαλυφθῆναι быть открытым 601 V-APN
ἐν в 1722 PREP
καιρῷ время 2540 N-DSM
ἐσχάτῳ. последнее. 2078 A-DSM-S
6
ἐν В 1722 PREP
котором 3739 R-DSM
ἀγαλλιᾶσθε, ликуете, 21 V-PNI-2P
ὀλίγον немного 3641 A-ASN
ἄρτι сейчас 737 ADV
εἰ если 1487 COND
δέον надлежащее 1163 V-PAP-NSN
[ἐστὶν] есть 1510 V-PAI-3S
λυπηθέντες опечаленные 3076 V-APP-NPM
ἐν в 1722 PREP
ποικίλοις различных 4164 A-DPM
πειρασμοῖς, искушениях, 3986 N-DPM
7
ἵνα чтобы 2443 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
δοκίμιον испытанность 1383 N-NSN
ὑμῶν вашей 5216 P-2GP
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веры 4102 N-GSF
πολυτιμότερον многоценнейшей 4186 A-NSN-C
χρυσίου золота 5553 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
ἀπολλυμένου, гибнущего, 622 V-PMP-GSN
διὰ через 1223 PREP
πυρὸς огонь 4442 N-GSN
δὲ же 1161 CONJ
δοκιμαζομένου, испытываемого, 1381 V-PPP-GSN
εὑρεθῇ найдена 2147 V-APS-3S
εἰς для 1519 PREP
ἔπαινον похвалы 1868 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
δόξαν славы 1391 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τιμὴν чести 5092 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
ἀποκαλύψει открытии 602 N-DSF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
8
ὃν Которого 3739 R-ASM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἰδόντες увидевшие 1492 V-2AAP-NPM
ἀγαπᾶτε, лю́бите, 25 V-PAI-2P
εἰς в 1519 PREP
ὃν Которого 3739 R-ASM
ἄρτι сейчас 737 ADV
μὴ не 3361 PRT-N
ὁρῶντες видящие 3708 V-PAP-NPM
πιστεύοντες верящие 4100 V-PAP-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἀγαλλιᾶσθε веселитесь 21 V-PNI-2P
χαρᾷ радостью 5479 N-DSF
ἀνεκλαλήτῳ неизречённой 412 A-DSF
καὶ и 2532 CONJ
δεδοξασμένῃ, исполненной славы, 1392 V-RPP-DSF
9
κομιζόμενοι получающие 2865 V-PMP-NPM
τὸ  3588 T-ASN
τέλος завершением 5056 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веры 4102 N-GSF
[ὑμῶν] вашей 5216 P-2GP
σωτηρίαν спасение 4991 N-ASF
ψυχῶν. душ. 5590 N-GPF
10
Περὶ О 4012 PREP
ἧς котором 3739 R-GSF
σωτηρίας спасении 4991 N-GSF
ἐξεζήτησαν произвели изыскания 1567 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐξηραύνησαν произвели исследования 1830 V-AAI-3P
προφῆται пророки 4396 N-NPM
οἱ  3588 T-NPM
περὶ о 4012 PREP
τῆς  3588 T-GSF
εἰς в 1519 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
χάριτος благодати 5485 N-GSF
προφητεύσαντες, произнёсшие пророчества, 4395 V-AAP-NPM
11
ἐραυνῶντες исследующие 2045 V-PAP-NPM
εἰς в 1519 PREP
τίνα которое 5100 I-ASM
или 1510 PRT
ποῖον каковое 4169 I-ASM
καιρὸν время 2540 N-ASM
ἐδήλου являл 1213 V-IAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς них 846 P-DPM
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
προμαρτυρόμενον прежде свидетельствующий 4303 V-PNP-NSN
τὰ  3588 T-APN
εἰς о 1519 PREP
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
παθήματα страданиях 3804 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα этого 5023 D-APN
δόξας· славах; 1391 N-APF
12
οἷς которым 3739 R-DPM
ἀπεκαλύφθη было открыто 601 V-API-3S
ὅτι что 3754 CONJ
οὐχ не 3756 PRT-N
ἑαυτοῖς себе самим 1438 F-3DPM
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
δὲ же 1161 CONJ
διηκόνουν они служили 1247 V-IAI-3P
αὐτά, этим, 846 P-APN
которое 3739 R-APN
νῦν ныне 3568 ADV
ἀνηγγέλη было возвещено 312 V-2API-3S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
διὰ через 1223 PREP
τῶν  3588 T-GPM
εὐαγγελισαμένων благовозвестивших 2097 V-AMP-GPM
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
[ἐν] в 1722 PREP
πνεύματι Духе 4151 N-DSN
ἁγίῳ Святом 40 A-DSN
ἀποσταλέντι посланном 649 V-2APP-DSN
ἀπ᾽ с 575 PREP
οὐρανοῦ, неба, 3772 N-GSM
εἰς в 1519 PREP
которое 3739 R-APN
ἐπιθυμοῦσιν желают 1937 V-PAI-3P
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
παρακύψαι. склониться. 3879 V-AAN
13
Διὸ Потому 1352 CONJ
ἀναζωσάμενοι опоясавшие 328 V-AMP-NPM
τὰς  3588 T-APF
ὀσφύας бедра 3751 N-APF
τῆς  3588 T-GSF
διανοίας разума 1271 N-GSF
ὑμῶν, вашего, 5216 P-2GP
νήφοντες, пребывающие трезвые, 3525 V-PAP-NPM
τελείως окончательно 5049 ADV
ἐλπίσατε возымейте надежду 1679 V-AAM-2P
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
φερομένην несомую 5342 V-PPP-ASF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
χάριν благодать 5485 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
ἀποκαλύψει открытии 602 N-DSF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
14
ὡς Как 5613 ADV
τέκνα дети 5043 N-NPN
ὑπακοῆς, послушания, 5218 N-GSF
μὴ не 3361 PRT-N
συσχηματιζόμενοι сообразующиеся с 4964 V-PEP-NPM
ταῖς  3588 T-DPF
πρότερον прежде 4386 ADV-C
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀγνοίᾳ незнании 52 N-DSF
ὑμῶν вашем 5216 P-2GP
ἐπιθυμίαις, страстями, 1939 N-DPF
15
ἀλλὰ но 235 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
τὸν  3588 T-ASM
καλέσαντα призвавшему 2564 V-AAP-ASM
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἅγιον Святому 40 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
αὐτοὶ сами 846 P-NPM
ἅγιοι святые 40 A-NPM
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всем 3956 A-DSF
ἀναστροφῇ поведении 391 N-DSF
γενήθητε, будьте сделаны, 1096 V-AOM-2P
16
διότι потому что 1360 CONJ
γέγραπται написано 1125 V-RPI-3S
[ὅτι] что 3754 CONJ
Ἅγιοι Святые 40 A-NPM
ἔσεσθε, будьте, 1510 V-FDI-2P
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
ἅγιος святой 40 A-NSM
[εἰμι]. есть. 1510 V-PAI-1S
17
Καὶ И 2532 CONJ
εἰ если 1487 COND
πατέρα Отца 3962 N-ASM
ἐπικαλεῖσθε призываете 1941 V-PMI-2P
τὸν  3588 T-ASM
ἀπροσωπολήμπτως беспристрастно 678 ADV
κρίνοντα судящего 2919 V-PAP-ASM
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἑκάστου каждого 1538 A-GSM
ἔργον, делу, 2041 N-ASN
ἐν в 1722 PREP
φόβῳ страхе 5401 N-DSM
τὸν  3588 T-ASM
τῆς  3588 T-GSF
παροικίας поселения 3940 N-GSF
ὑμῶν вашего 5216 P-2GP
χρόνον время 5550 N-ASM
ἀναστράφητε, оставайтесь, 390 V-2APM-2P
18
εἰδότες знающие 1492 V-RAP-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
φθαρτοῖς, тленными, 5349 A-DPN
ἀργυρίῳ серебром 694 N-DSN
или 1510 PRT
χρυσίῳ золотом 5553 N-DSN
ἐλυτρώθητε вы были выкуплены 3084 V-API-2P
ἐκ от 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ματαίας суетного 3152 A-GSF
ὑμῶν вашего 5216 P-2GP
ἀναστροφῆς поведения 391 N-GSF
πατροπαραδότου, переданного от отцов, 3970 A-GSF
19
ἀλλὰ но 235 CONJ
τιμίῳ драгоценной 5093 A-DSN
αἵματι кровью 129 N-DSN
ὡς как 5613 ADV
ἀμνοῦ агнца 286 N-GSM
ἀμώμου безупречного 299 A-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἀσπίλου незапятнанного 784 A-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
20
προεγνωσμένου предузнанного 4267 V-RPP-GSM
μὲν же 3303 PRT
πρὸ до 4253 PREP
καταβολῆς основания 2602 N-GSF
κόσμου, мира, 2889 N-GSM
φανερωθέντος явленного 5319 V-APP-GSM
δὲ же 1161 CONJ
ἐπ᾽ в 1909 PREP
ἐσχάτου последнем 2078 A-GSM-S
τῶν  3588 T-GPM
χρόνων времени 5550 N-GPM
δι᾽ через 1223 PREP
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
21
τοὺς  3588 T-APM
δι᾽ через 1223 PREP
αὐτοῦ Него 846 P-GSM
πιστοὺς верных 4103 A-APM
εἰς для 1519 PREP
θεὸν Бога 2316 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
ἐγείραντα воскресившего 1453 V-AAP-ASM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
δόξαν славу 1391 N-ASF
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
δόντα, давшего, 1325 V-2AAP-ASM
ὥστε так чтобы 5620 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν вера 4102 N-ASF
ὑμῶν ваша 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
ἐλπίδα надежда 1680 N-ASF
εἶναι была 1510 V-PAN
εἰς на 1519 PREP
θεόν. Бога. 2316 N-ASM
22
Τὰς  3588 T-APF
ψυχὰς Ду́ши 5590 N-APF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
ἡγνικότες очистившие 48 V-RAP-NPM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ὑπακοῇ послушании 5218 N-DSF
τῆς  3588 T-GSF
ἀληθείας истине 225 N-GSF
εἰς в 1519 PREP
φιλαδελφίαν братолюбии 5360 N-ASF
ἀνυπόκριτον, нелицемерном, 505 A-ASF
ἐκ от 1537 PREP
[καθαρᾶς] чистого 2513 A-GSF
καρδίας се́рдца 2588 N-GSF
ἀλλήλους друг друга 240 C-APM
ἀγαπήσατε полюби́те 25 V-AAM-2P
ἐκτενῶς, усердно, 1619 ADV
23
ἀναγεγεννημένοι возрождённые 313 V-RPP-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐκ от 1537 PREP
σπορᾶς семени 4701 N-GSF
φθαρτῆς тленного 5349 A-GSF
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἀφθάρτου, нетленного, 862 A-GSF
διὰ через 1223 PREP
λόγου слово 3056 N-GSM
ζῶντος живущего 2198 V-PAP-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
μένοντος· остающегося; 3306 V-PAP-GSM
24
διότι потому что 1360 CONJ
πᾶσα вся 3956 A-NSF
σὰρξ плоть 4561 N-NSF
ὡς как 5613 ADV
χόρτος, трава, 5528 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
πᾶσα вся 3956 A-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
αὐτῆς её 846 P-GSF
ὡς как 5613 ADV
ἄνθος цветок 438 N-NSN
χόρτου· травы; 5528 N-GSM
ἐξηράνθη была засушена 3583 V-API-3S
 3588 T-NSM
χόρτος, трава, 5528 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
ἄνθος цветок 438 N-NSN
ἐξέπεσεν· опал; 1601 V-2AAI-3S
25
τὸ  3588 T-NSN
δὲ же 1161 CONJ
ῥῆμα слово 4487 N-NSN
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
μένει остаётся 3306 V-PAI-3S
εἰς на 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
αἰῶνα. век. 165 N-ASM
τοῦτο Это 5124 D-NSN
δέ же 1161 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
ῥῆμα слово 4487 N-NSN
τὸ  3588 T-NSN
εὐαγγελισθὲν благовозвещённое 2097 V-APP-NSN
εἰς в 1519 PREP
ὑμᾶς. вас. 5209 P-2AP

Лингвистический. Роджерс

1 ἀπόστολος (G652) апостол, официальный представитель, избранный и облеченный властью пославшего его (TDNT*; Best*; TLNT*; EDNT*; 1Кор 1:1). Об отсутствии артикля при всех существительных этого стиха как стереотипе эпистолярного вступления см.* BD*, 137.
ἐκλεκτός (G1588) избранный. Отглагольное adj.* от гл.* ἐκλέκτω со значением «выбирать, избирать» (RWP*). Это слово используется в папирусе в значении выбор (Beare*).
παρεπίδημος (G3927) тот, кто живет рядом; временный гость, живущий временно в каком-л. месте; пребывающий вне родины (BAGD*; TLNT*; GELTS*, 358). Это слово обозначало временных обитателей, не постоянных жителей местности, у которых были привязанности и права в другом районе (Beare*). Это слово обозначает как национальную чуждость, так и временность проживания (Stibbs*; Hort*, 154−56; BS*, 149; NIDNTT*; TDNT*; TLNT*; TDOT*, 2:443−48, DCH*, 2:372−73; NIDOTTE*, 1:836−39; ZPEB*, 2:119−22).
διασπορά (G1290) рассеяние, диаспора. Иудейская диаспора образовалась за счет депортации и добровольного переселения в чужие земли. Люди обычно жили в отдельных поселениях или районах чужой страны, но оставались жизненно связанными с Палестиной, Иерусалимом и его храмом. Всегда сохранялась эсхатологическая надежда на объединение рассеянных. Петр обозначает этим термином верующих, рассеянных по миру, но имеющих общее небесное отечество и надежду на воссоединение в родной земле (Goppelt*; SB*, 2:490; TDNT*; RAC*, 3:972−82; DLNT*, 287−300; JPF*, 1:177−215; HJP*, 3, i:1−176; BAFCS*, 5).
Πόντου, Γαλατίας, Καππαδοκίας, Ἀσίας καὶ Βιθυνίας Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния. Это были римские провинции Малой Асии, они перечислены в том порядке, в каком, должно быть, посетил их доставляющий письмо (Hort*; Davids*; Michaels*; GAM*, 89−426; DNP*, 2:698−702; ABD*, 1:750−53; 1:870−71; 2:870−72; 5:401−2). Годы спустя после написания Петром этого послания, Плиний Младший, попечению которого была поручена Вифиния, написал императору Траяну о христианах (Christiani). Он пытался заставить их силой принять языческих 6огов, склониться перед изображением императора и проклясть (maledixerunt) Христа. Некоторые сделали это, другие нет, поэтому Плиний просит совета. Он пишет: «Мне кажется, что необходимо просить совета, потому что сейчас многие, независимо от возраста и общественного положения, мужчины и женщины, находятся в опасности и будут в опасности впредь. Чума суеверия распространилась по нашим городам, по полям и селам, но я верю, что ее распространение может быть прекращено» (Pliny the Younger, Letters, Book 10, Letter 16).
2 πρόγνωσις (G4268) знание заранее, предвидение. Предвидение Бога — это не просто знание о том, что произойдет в будущем; оно включает, как это отражено в Септ.* (см.* Септ.* с aor.* ind.* act.* «Он знает (знал)...» в Чис 16:5; Суд 9:6; Ам 3:2), Его фактический выбор (Kelly*; Michaels*; Рим 8:28−29).
ἁγιασμός (G38) святость, освящение. С предл.* ἐν (G1722) в роли instr.*
πνεῦμα (G4151) дух. Это слово может обозначать человеческий дух, но, по аналогии с другими случаями, относится к Духу Святому (Hort*). Субъектный gen.* здесь означает, что освящение исходит от Духа (Michaels*).
ὑπακοή (G5218) повиновение.
ῥαντισμός (G4473) окропление. Это, вероятно, ссылка на Исх 24:3−8 (Best*).
πληθυνθείη aor.* opt.* pass.* от πληθύνω (G4129) умножать. Opt.* выражает желание (MT*, 120f). Петр молится об умножении благодати и мира, чтобы испытания, через которые суждено пройти христианам Асии, привели к многократному росту благодати и мира (Hort*).
3 εὐλογητός (G2128) благословенный (см.* Еф 1:3).
ἀναγεννήσας aor.* act.* part.* от ἀναγεννάω (G313) возрождаться, рождаться заново. Идея начала новой жизни посредством рождения заново через принятие божественной жизни была широко распространена в древнем мире. Она присутствовала в мистериальных культах и иудаизме. Новообращенный иудей считался новорожденным (Best*; RAC*, 9:153−55; Schelkle*; Goppelt*; SB*, 3:763; о параллелях из свитков Мертвого моря см.* 1QH3, 19−23). Part.* обозначает причину, почему Бог благословен (Schelkle*).
ζῶσαν praes.* act.* part.* (adj.*) от ζάω (G2198) жить. Жизнь является качеством или отличительной особенностью надежды, о которой идет речь, а не ее объектом (Hort*). Praes.* обозначает непреходящее качество. Живая надежда никогда не прекратится по непонятной причине, подобно свежей живой воде, текущей из вечного источника (Selwyn*).
4 κληρονομία (G2817) наследство. Это слово может обозначать уже полученную собственность, а также ожидаемое наследство. Здесь верующий уже обладает наследством, не на земле, но на небе, это другое название спасения, которое готово проявиться (Bigg*; Hort*; Kelly*).
ἄφθαρτος (G862) непреходящий, нетленный (Beare*). Слово имеет основное значение «поврежденный, испорченный», относится к опустошению земель вражеской армией (Hort*).
ἀμίαντος (G283) незапятнанный, неоскверненный; здесь: неоскверненный злом (Beare*).
ἀμάραντος (G263) неувядающий. Это слово относится к цветам и обозначает сверхъестественную красоту, над которой не властно время. Три отглагольных прилагательных обозначают наследство как неподвластное смерти, незапятнанное злом и нетронутое временем. Оно бессмертно, чисто и прекрасно (Beare*).
τετηρημένην perf.* pass.* part.* (adj.*) от τηρέω (G5083) стеречь, хранить, заботиться, беречь. Perf.* обозначает условие или состояние и подчеркивает тот факт, что наследие уже существует и хранится для того, о ком идет сейчас речь, ст. 5 (Best*).
5 φρουρουμένους praes.* pass.* part.* от φρουρέω (G5432) хранить, стеречь. Это военный термин, обозначающий охрану. Praes.* подчеркивает необходимость постоянной защиты в непрекращающейся битве души. Их хранит могущество Бога, гарантия окончательной победы (Beare*; Stibbs*; Grudem*).
σωτηρία (G4991) спасение. Это слово обозначает избавление или сохранность, дарованные Богом, а точнее, избавление от Его гнева на конечном суде (Kelly*). Здесь этот термин обозначает спасение в самом широком смысле (TDNT*; NIDNTT*).
ἕτοιμος (G2092) готовый, подготовленный.
ἀποκαλυφθῆναι aor.* pass.* inf.* от ἀποκαλύπτω (G601) раскрывать. (BAGD*). Pass.* может быть богословским, обозначающим, что действие выполняет Бог. Inf.* выражает цель. Aor.* указывает на специфическое действие.
καιρῷ ἐσχάτῳ (G2549; G2078) в последнее время. Слово καιρῷ обозначает подходящее время или момент (Bigg*). Слово ἐσχάτῳ («последний») обозначает просто «последний по времени» (Bigg*).
6 ἐν ᾧ (G1722; G3739) в котором, в данных обстоятельствах, посему. Об антецеденте rel.* pron.* см.* Selwyn*; Brox*; Michaels*.
ἀγαλλιᾶσθε praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἀγαλλιάομαι (G21) ликовать, радоваться. Этот гл.* почти всегда обозначает ликование религиозного характера, радость от созерцания Бога или сознания божественного спасения (Beare*; TDNT*; Hort*; Kelly*).
ὀλίγος (G3641) недолгий, немногий, в течение краткого промежутка времени (Kelly*).
δέον praes.* act.* part.* от δεῖ (G1163) необходимо. Part.* используется с усл.* частицей εἰ (G1487), которая может быть истолкована как прид.* уступки («несмотря на то, что» [Beare*]), или как cond.* 1 типа, граничащее с прид.* причины («так как» [BD*, 189; Kelly*]).
λυπηθέντες aor.* pass.* part.* от λυπέω (G3076) причинять боль, печалить, огорчать. Это слово обозначает не страдание, но его влияние на ум (Hort*). Part.* может быть уступительным, «хотя».
ποικίλος (G4164) разнообразный, многоликий, многогранный.
πειρασμός (G3986) испытание. Это слово может обозначать незаслуженное страдание, причиненное внешними причинами (Bigg*). О преследованиях см.* DLNT*, 907−15.
7 δοκίμιον (G1381) испытанный, одобренный после испытания, подлинный. Подлинность их веры испытывается в ходе процесса, который сродни проверке подлинности металла, а вера более драгоценна, чем драгоценный металл (Selwyn*; см.* также Иак 1:3; BS*, 259f; TLNT*).
πίστις (G4102) вера. Объектн. gen.* здесь обозначает объект проверки (Michaels*), или это может быть атрибутивный gen.*, «подлинная вера» (GGBB*, 90).
πολυτιμότερον comp.* от πολύτιμος (G4186) ценный, драгоценный; comp.* более драгоценный, более стоящий.
χρυσίου (G5553) золото. В древнем мире золото было ценнейшим и редчайшим из металлов. Оно использовалось в поклонении богам, и его очень ценили в Иерусалимском храме, в котором молились истинному Богу. Императоры и герои щедро пользовались золотом. Во времена Августа и Нерона римская золотая монета, aureus, была равна по стоимости 45 динариям (римский солдат зарабатывал 225 динариев в год, один динарий был дневной платой наемного работника [RAC*, 11:895−930; KP*, 2:841−42; RE*, 190−227; Pliny, NH*, 33:4−94; NW*, 2, ii:1343−49]). Это значит, что подлинная, испытанная вера чрезвычайно ценна! Ценность золота, о которой говорится здесь, была всем известна, а подлинная вера еще дороже (GGBB*, 112). Gen.* сравнения.
ἀπολλυμένου praes.* med.* (dep.*) part.* от ἀπόλλυμι (G622) разрушать, уничтожать, погибать.
πυρός (G4451) огонь. Плиний описывает, как металл добывали, очищали от примесей, помещали в огонь, толкли в пыль и затем помещали в плавильную печь. Шлак (scoria) снова измельчали и снова подвергали действию огня: «тигли для этого изготовлены из таскония, белого материала, напоминающего глину. Никакой другой материал не может выдержать воздействие воздуха, огня и раскаленной массы» (Pliny, NH*, 33:69).
δοκιμαζομένου praes.* pass.* part.* от δοκιμάζω (G1381) одобрять после исследования (TLNT*).
εὑρεθῇ aor.* conj.* pass.* от εὑρίσκω (G2147) находить. Conj.* с ἵνα (G2443) используется для выражения цели.
ἀποκάλυψις (G602) раскрытие, откровение. С предлогом ἐν (G1722) используется во временном значении: «при откровении Иисуса Христа».
Ἰησοῦ Χριστοῦ (G2424; G5547) Иисуса Христа, gen.* sing.* Obj.* gen.*, означающий, что Он откроет Себя.
8 ἰδόντες aor.* act.* part.* от ὁράω (G3708) видеть. О варианте прочтения см.* TC*, 687. Aor.* указывает на завершенное действие, логически предшествующее действию основного гл.* Part.* является уступительным («хотя»). Это слово здесь обозначает физическое зрение (Selwyn*).
ἀγαπᾶτε praes.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить (TDNT*; TLNT*; EDNT*). Praes.* обозначает длительное и одновременное действие.
ὁρῶντες praes.* act.* part.* от ὁράω (G3708) видеть. Praes.* указывает на длительность действия. Уступительное part.* («хотя»). Первое утверждение (ἰδόντες) обозначает, что Христос и спасение, которое Он несет, не видны до откровения; второе утверждение (ὁρῶντες) обращает внимание на разнообразные испытания, которым подвергаются сейчас Петр и читатели (Michaels*).
πιστεύοντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от πιστεύω (G4100) верить. Отр. μή (G3361) используется с part.* и здесь введено как выражающее гипотезу, только для того, чтобы обозначить все могущество веры (Hort*; Selwyn*).
ἀγαλλιᾶσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от ἀγαλλιάομαι (G21) ликовать (см.* ст. 6).
χαρά (G5479) радость. Здесь instr.* dat.*
ἀνεκλάλητος (G412) неизреченный, невыразимый, непередаваемый, adj.* vb.* Это слово определяет божественную тайну, которая превосходит способности человеческой речи и мысли (Beare*; Davids*). Эта радость превышает все человеческие усилия понять или объяснить ее (Michaels*). Радость основана на ожидании будущего избавления.
δεδοξασμένῃ perf.* pass.* part.* от δοξάζω (G1392) славить; pass.* славиться. Здесь имеется в виду слава, нисходящая свыше (Selwyn*, 253−58; TDNT*; NIDNTT*; EDNT*; TLNT*).
9 κομιζόμενοι praes.* med.* part.* от κομίζω (G2865) med.* получать, приобретать.
τέλος (G5056) цель.
ψυχῶν gen.* pl.* от ψυχή (G5590) душа. Объектн. gen.*, «спасение ваших душ». Душа здесь не часть человека, но обозначает человека целиком; это скорее иудейское, чем греч.* или современное использование слова (Best*).
10 ἐξεζήτησαν aor.* ind.* act.* от ἐκζητέω (G1567) искать. Предложное сочетание усилительное.
ἐξηραύνησαν aor.* ind.* act.* от ἐξεραυνάω (G1830) отыскивать. Поиск — более общий термин, отыскивание же обозначает тщательный, скрупулезный процесс работы мысли и исследования, которые сопровождают поиск (Hort*). Эти два гл.* используются вместе, чтобы передать идею усердия, с которым ищется озарение (Beare*; MH*, 310).
προφητεύσαντες aor.* act.* part.* (adj.*) от προφητεύω (G4395) предсказывать, говорить наперед, пророчествовать (TDNT*; EDNT*; DLNT*, 670−76).
11 ἐραυνῶντες praes.* act.* part.* от ἐραυνάω (G2045) искать. Part.* образа действия.
τίνα acc.* sing.* от τίς (G5101) кто? какой?
ποῖος (G4169) какого рода. Indef.* pron.* предполагает определенный период, почти что точную дату, в то время как это слово обозначает общие внешние обстоятельства, которых следует ожидать (Beare*; BS*, 155). По поводу мнения, что эти слова следует перевести как «какой человек или время», см.* Grudem*.
ἐδήλου impf.* ind.* act.* от δηλόω (G1213) прояснять, объяснять. Хотя это слово часто обозначало устные заявления, оно часто используется и для обозначения сообщений другого рода (Hort*). Impf.* указывает на длительное действие в прошлом.
προμαρτυρόμενον praes.* med.* (dep.*) part.* от προμαρτύρομαι (G4303) свидетельствовать заранее (Selwyn*).
τὰ εἰς Χριστὸν παθήματα (G1519; G5547; G3804) страдания для Христа; то есть страдания, уготованные для Христа (Kelly*). Возможно, это ссылка на слова, которые вспоминаются в Лк 24:26−27 (Bigg*). Об указаниях на слова Христа в 1 Петра и доказательствах авторства послания и подлинности фрагментов Писания, см.* R. H. Gundry, “‘Verba Christi’ in 1 Peter: Their Implications Concerning the Authorship of 1 Peter and the Authenticity of the Gospel Tradition”, NTS* 13 (1967): 336−50; R. H. Gundry, “Further Verba on ‘Verba Christi’ in 1 Peter”, Bib* 55 [1974]: 211−32.
πάθημα (G3804) страдание. О страдании как теме 1 Петра см.* DLNT*, 1135−38.
δόξα (G1391) слава; pl.* славные дела, триумфы (Selwyn*).
12 ἀπεκαλύφθη aor.* ind.* pass.* от ἀποκαλύπτω (G601) раскрывать (Selwyn*, 250ff). Богосл.* pass.* озрачает, что.откровение идет от Бога.
διηκόνουν impf.* ind.* act.* от διακονέω (G1247) служить, прислуживать, оказывать услуги, помогать, исполняя определенные обязанности (LN*, 1:460). Это может обозначать передачу послания (Michaels*). Impf.* указывает на длительное или привычное действие в прошлом.
ἀνηγγέλη aor.* ind.* pass.* от ἀναγγέλλω (G312) сообщать, выдвигать, рассказывать, провозглашать, объявлять (Selwyn*; NIDNTT*).
εὐαγγελισαμένων aor.* med.* part.* от εὐαγγελίζω (G2097) провозглашать благую весть, благовествовать, проповедовать евангелие (TDNT*; TLNT*; EDNT*).
ἀποσταλέντι aor.* pass.* part.* (subst.*) dat.* sing.* от ἀποστέλλω (G649) посылать как полномочного представителя (TDNT*; NIDNTT*; EDNT*; TLNT*).
ἐπιθυμοῦσιν praes.* ind.* act.* от ἐπιθυμέω (G1937) желать, хотеть, стремиться. Это сильный гл.*, обозначающий еще не выполненное стремление (Kelly*). Praes.* обозначает длительное действие, которое не достигло выполнения.
ἄγγελος (G32) ангел, небесный посланник, небесное создание.
παρακύψαι aor.* act.* inf.* от παρακύπτω (G3879) выглядывать, в особенности в окно или дверь, иногда заглядывать внутрь, но чаще наружу. Это слово обозначает также наклоняться над чем-л., чтобы посмотреть, и предполагает беглый взгляд; «глядеть украдкой», «посматривать» (Hort*; Kelly*). Основная идея этого фрагмента: пристальный интерес к происходящему и ограниченность их сил и знаний (Michaels*).
13 διό (G1352) следовательно. Обычная частица для перехода от утверждения к выводу (Selwyn*).
ἀναζωσάμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* от ἀναζώννυμι (G328) подвязывать, перепоясывать, подбирать. Это слово указывает на привычку восточных народов быстро подбирать и перепоясывать свои свободные одеяния поясом, когда они спешат или готовятся отправиться в путь, потому что длинная развевающаяся одежда могла помешать движениям, если не была подобрана поясом (RWP*; Best*; BBC*; Michaels*). Один работник описывает, как владельцы таверн работали у входа с высоко подвязанными туниками (DC*, 72:2).
ὀσφύας acc.* pl.* от ὀσφῦς (G3751) чресла.
διάνοια (G1271) ум. Не интеллектуальные способности, но то, что направляет поведение (Best*). Автор призывает читателей быть начеку и сохранять готовность к духовной и умственной деятельности (Kelly*).
νήφοντες praes.* act.* part.* от νήφω (G3525) быть трезвым. В НЗ это слово обозначает самоконтроль и ясность ума (Kelly*; см.* 2Тим 4:5; 1Фес 5:6).
τελείως (G5049) adv.* совершенно, неограниченно. Adv.* скорее всего относится к основному гл.* ἐλπίσατε (Selwyn*).
ἐλπίσατε aor.* imper.* act.* от ἐλπίζω (G1679) надеяться, возлагать надежды на что-л.
φερομένην praes.* pass.* part.* от φέρω (G5342) нести, приносить. Praes.* part.* изображает процесс: «то, что приносится» (RWP*). Хотя praes.* part.* может обозначать будущее, здесь эта форма используется в соответствии с убеждением автора, что объект веры уже виртуально находится в пределах досягаемости для читателей (Kelly*).
χάρις (G5485) благодать (TDNT*; EDNT*). Это слово здесь имеет конкретно эсхатологический смысл (Beare*).
ἀποκαλύψει Ἰησοῦ Χριστοῦ (G602; G2424; G5547) при откровении Иисуса Христа (см.* ст. 7).
14 ὑπακοή (G5218) послушание, покорность (Brox*). Gen.* описания, «послушные дети», очень ценная черта (BBC*).
συσχηματιζόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от συσχηματίζομαι (G4964) образовывать вместе, соответствовать (см.* Рим 12:2). Med.* может быть прямым med.*, «не сообразуйтесь» (RWP*). Med.* может также быть разрешительным med.*, «не позволяйте себя настроить». Part.* используется, чтобы передать повеление и соответствует раввинистическим евр.* нормам использования part.* для передачи правил поведения и даже религиозных предписаний (Kelly*; об этом использовании part.* со значением imper.* см.* David Daube in Selwyn*, 467−88; GI*, 165−68; MT Style*, 128f; VANT*, 386).
πρότερον (G4387) бывший, предыдущий.
ἄγνοια (G52) невежество; это моральный и религиозный недостаток, бунт против Бога (Hort*; Michaels*).
ἐπιθυμία (G1939) сильное желание, похоть (TDNT*; DNP*, 2:542−44).
15 κατά (G2596) в соответствии чем-л., с acc.*
καλέσαντα aor.* act.* part.* от καλέω (G2564) звать.
ἅγιος (G40) отдельный, отмеченный, святой. Это слово обозначает проявление характера Бога, совершенные качества Которого отделяют Его от Его творения (Kelly*; NIDNTT*; TDNT*). Praed.* adj.* используется в прид.*: «подобно тому, кто призвал вас, вы святы».
πᾶς (G3956) всякий. Все включено, все аспекты жизни.
ἀναστροφῇ (G391) поведение, жизнедеятельность. Это слово обозначает общественную деятельность, отношения с другими людьми. Они святы и являются частью святого народа, поэтому должны проявлять свою святость во всех отношениях с людьми (Beare*; Hort*; BS*, 194).
γενήθητε aor.* imper.* pass.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться. Aor.* может быть воспринят как inch.*: начинать быть (Beare*; RWP*).
16 διότι (G1360) следовательно.
γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* подчеркивает длительный результат: «остается написанным». Это относится к документам закона, ценность которых сохраняется (MM*).
ἔσεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть. Fut.* здесь имеет волитивное значение и используется как imper.* (RWP*; BG*, 94).
ὅτι (G3754) причины, потому что.
ἅγιος (G40) святой. Это божественное качество тоже должно характеризовать жизнь верующего.
17 ἐπικαλεῖσθε praes.* ind.* med.* от ἐπικαλέω (G1941) звать, призывать, взывать (Selwyn*).
ἀπροσωπολήμπτως (G678) adv.*, непристрастно, никого не отличая, не имея любимчиков (Bigg*).
κρίνοντα praes.* act.* part.* (adj.*) от κρίνω (G2919) судить. Слово без артикля подчеркивает качество.
ἔργον (G2041) работа; здесь: поступок.
παροικία (G3940) временное место жительства, временное жилье. Это слово обозначает пребывание в каком-л. месте без получения прав гражданина (Kelly*; Hort*; см.* 1:1; TDNT*; EDNT*; GELTS*, 360).
ἀναστράφητε aor.* imper.* pass.* от ἀναστρέφω (G390) вести образ жизни (см.* ст. 15).
18 εἰδότες perf.* act.* part.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* perf.* со значением praes.* Part.* может быть причинным. Христианское поклонение основано на знании об искуплении, здесь перечислены четыре аспекта этого знания:
1) цена его — смерть Христа;
2) его сверхъестественное происхождение;
3) его гарантия — воскресение Христа;
4) его плод — вера церкви в Бога и надежда на Него (Selwyn*).
φθαρτός (G5349) тленный, смертный.
ἀργύριον (G694) серебро; здесь instr.* dat.* или dat.* средства (Beare*).
χρυσίον (G5553) золото; instr.* dat.* или dat.* средства. Золото и серебро — деньги, за которые выкупали рабов на свободу (BAGD*; RWP*). В Римской империи раб стоил от 700.000 до 200 сестерциев; работник в Риме мог заработать 3 сестерция в день (ERE*, 348−50, 354).
ἐλυτρώθητε aor.* ind.* pass.* от λυτρόω (G3084) освобождать, выкупать, избавлять, уплатив цену; искупать. Для иудеев лучшим примером искупления было освобождение из египетского плена. Для не иудеев лучшим примером был выкуп раба (Hort*; Beare*; TDNT*; NIDNTT*; GW*, 70f; APC*; NTW*, 76−83; LAE*, 319−27; NTRJ*, 268−84; LDC*; ABD*, 6:71−72; TLNT*; NDIEC*, 3:72−75; GELTS*, 286).
μάταιος (G3152) пустой, тщетный. Это нечто нереальное (Beare*).
ἀναστροφή (G391) образ жизни (см.* ст. 15).
πατροπαράδοτος (G3970) то, что передается от отцов, наследие.
19 τίμιος (G5093) ценный, драгоценный.
ἀμνός (G286) ягненок.
ἄμωμος (G299) безупречный.
ἄσπιλος (G784) незапятнанный, чистый. Возможно, Петр имеет в виду пасхального агнца (Hort*). Жертвенное животное должно было быть совершенным.
20 προεγνωσμένου perf.* pass.* part.* adj.* от προγινώσκω (G4267) знать заранее, предвидеть (см.* 1:2).
καταβολή (G2602) основание.
κόσμος (G2889) мир.
φανερωθέντος aor.* pass.* part.* (adj.*) от φανερόω (G5319) прояснять, объявлять, проявлять.
ἐπ᾽ ἐσχάτου τῶν χρόνων (G1909; G2078; G5550) в последние времена.
δι᾽ ὑμᾶς (G1223; G4771) из-за вас, ради вас.
21 ἐγείραντα aor.* act.* part.* (adj.*) от ἐγείρω (G1453) поднимать. Aor.* указывает на специфическое завершенное действие.
δόντα aor.* act.* part.* от δίδωμι (G1325) давать, дарить.
ὥστε (G5620) с inf.* может выражать ожидаемые или наблюдаемые результаты (Selwyn*; BD*, 197). Так как книга рассказывает о странствиях и преследованиях верующего на земле, с акцентом на вере и эсхатологической надежде, это предложение некоторым образом является кульминацией всего фрагмента (William J. Dalton, “So That Your Faith May Also Be Your Hope”, RH*, 262−74; см.* особ. 272f).
τὴν πίστιν ὑμῶν καὶ ἐλπίδα — «ваша вера и надежда»; может быть истолковано как субъект inf.*: «так, чтобы ваша вера и надежда могли быть в Боге» — или слово ἐλπίδα может рассматриваться как сказуемое: «так, чтобы ваша вера была также вашей надеждой на Бога» (Dalton, RH*, 272).
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510) быть. Inf.* используется для выражения ожидаемого результата.
22 ἡγνικότες perf.* act.* part.* от ἁγνίζω (G48) очищать, чистить. В Септ.* это слово имеет в основном обрядовое значение, но может также относиться к моральному очищению (GELTS*, 4; TDNT*; EDNT*). Perf.* подчеркивает завершенное состояние или условие (Selwyn*; Beare*).
ὑπακοή (G5218) покорность. Dat.* с ἐν (G1722) обозначает область действия очищения, или, скорее, является instr.*, указывающим на средство.
ἀλήθεια (G225) истина. Здесь объектн. gen.*, «покорность истине».
φιλαδελφία (G5360) братская любовь.
ἀνυπόκριτος (G505) нелицемерный, без притворства.
ἀγαπήσατε aor.* imper.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить (TLNT*; TDNT*). Aor.* imper.* призывает к специфическому действию с оттенком срочности.
ἐκτενῶς (G1619) adv.* преданно. Основная идея — искренность, рвение: делать что-л. не легкомысленно и из-под палки, а вкладывая все усилия (Hort*; TLNT*).
23 ἀναγεγεννημένοι perf.* pass.* part.* от ἀναγεννάω (G313) возрождать (см.* ст. 3).
σπορά (G4701) семя. Человеческое семя, которое порождает тленную человеческую жизнь, противопоставляется божественному семени, порождающему жизнь вечную (Best*).
φθαρτός (G5349) тленный, подверженный упадку и разрушению (BAGD*).
ἄφθαρτος (G862) нетленный (см.* ст. 4).
ζῶντος praes.* act.* part.* от ζάω (G2198) жить (см.* ст. 3).
μένοντος praes.* act.* part.* от μένω (G3306) пребывать.
24 χόρτος (G5528) трава.
ἄνθος (G438) цветок.
ἐξηράνθη aor.* ind.* pass.* от ξηραίνω (G3583) высушивать; pass.* сохнуть.
ἐξέπεσεν aor.* ind.* act.* от ἐκπίπτω (G1601) опадать. Aor.* выразительно описывает быстрое цветение и опадение цвета (Kelly*).
25 εὐαγγελισθέν aor.* pass.* part.* от εὐαγγελίζω (G2097) провозглашать благую весть.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.