Филимону 1 глава

Послание к Филимону апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Лингвистический. Роджерс

Подстрочник Винокурова

1
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
δέσμιος узник 1198 N-NSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Τιμόθεος Тимофей 5095 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
Φιλήμονι Филимону 5371 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
ἀγαπητῷ любимому 27 A-DSM
καὶ и 2532 CONJ
συνεργῷ сотруднику 4904 A-DSM
ἡμῶν нашему 2257 P-1GP
2
καὶ и 2532 CONJ
Ἀπφίᾳ Апфии 682 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
ἀδελφῇ сестре 79 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
Ἀρχίππῳ Архиппу 751 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
συστρατιώτῃ соратнику 4961 N-DSM
ἡμῶν нашему 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
κατ᾽ по 2596 PREP
οἶκόν дому 3624 N-ASM
σου твоему 4675 P-2GS
ἐκκλησίᾳ· церкви; 1577 N-DSF
3
χάρις благодать 5485 N-NSF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
ἀπὸ от 575 PREP
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πατρὸς Отца 3962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
4
Εὐχαριστῶ Благодарю 2168 V-PAI-1S
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Бога 2316 N-DSM
μου моего 3450 P-1GS
πάντοτε всегда 3842 ADV
μνείαν упоминание 3417 N-ASF
σου [о] тебе 4675 P-2GS
ποιούμενος делающий 4160 V-PMP-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῶν  3588 T-GPF
προσευχῶν молитвах 4335 N-GPF
μου, моих, 3450 P-1GS
5
ἀκούων слышащий 191 V-PAP-NSM
σου [о] твоей 4675 P-2GS
τὴν  3588 T-ASF
ἀγάπην любви 26 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν вере 4102 N-ASF
ἣν которую 3739 R-ASF
ἔχεις имеешь 2192 V-PAI-2S
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
κύριον Господу 2962 N-ASM
Ἰησοῦν Иисусу 2424 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
εἰς для 1519 PREP
πάντας всех 3956 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἁγίους, святых, 40 A-APM
6
ὅπως чтобы 3704 ADV
 1510 T-NSF
κοινωνία общность 2842 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
πίστεώς веры 4102 N-GSF
σου твоей 4675 P-2GS
ἐνεργὴς действенная 1756 A-NSF
γένηται сделалась 1096 V-2ADS-3S
ἐν в 1722 PREP
ἐπιγνώσει познании 1922 N-DSF
παντὸς всякого 3956 A-GSN
ἀγαθοῦ добра 18 A-GSN
τοῦ которое 3588 T-GSN
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν нас 2254 P-1DP
εἰς для 1519 PREP
Χριστόν· Христа; 5547 N-ASM
7
χαρὰν радость 5479 N-ASF
γὰρ ведь 1063 CONJ
πολλὴν многую 4183 A-ASF
ἔσχον я возымел 2192 V-2AAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
παράκλησιν утешение 3874 N-ASF
ἐπὶ при 1909 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀγάπῃ любви 26 N-DSF
σου, твоей, 4675 P-2GS
ὅτι потому что 3754 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
σπλάγχνα внутренности 4698 N-NPN
τῶν  3588 T-GPM
ἁγίων святых 40 A-GPM
ἀναπέπαυται упокоены 373 V-RPI-3S
διὰ через 1223 PREP
σοῦ, тебя, 4675 P-2GS
ἀδελφέ. брат. 80 N-VSM
8
Διό, Потому, 1352 CONJ
πολλὴν многое 4183 A-ASF
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
παρρησίαν право 3954 N-ASF
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
ἐπιτάσσειν приказывать 2004 V-PAN
σοι тебе 4671 P-2DS
τὸ  3588 T-ASN
ἀνῆκον, подходящее, 433 V-PAP-ASN
9
διὰ из-за 1223 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἀγάπην любви 26 N-ASF
μᾶλλον более 3123 ADV
παρακαλῶ, прошу, 3870 V-PAI-1S
τοιοῦτος таковой 5108 D-NSM
ὢν сущий 5607 V-PAP-NSM
ὡς как 5613 ADV
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
πρεσβύτης, старец, 4246 N-NSM
νυνὶ теперь 3570 ADV
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
δέσμιος узник 1198 N-NSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
Ἰησοῦ· Иисуса; 2424 N-GSM
10
παρακαλῶ прошу 3870 V-PAI-1S
σε тебя 4571 P-2AS
περὶ за 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
ἐμοῦ моего 1700 P-1GS
τέκνου, ребёнка, 5043 N-GSN
ὃν которого 3739 R-ASM
ἐγέννησα я породил 1080 V-AAI-1S
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
δεσμοῖς узах 1199 N-DPM
Ὀνήσιμον, Онисима, 3682 N-ASM
11
τόν  3588 T-ASM
ποτέ когда-то 4218 PRT
σοι тебе 4671 P-2DS
ἄχρηστον бесполезного 890 A-ASM
νυνὶ теперь 3570 ADV
δὲ же 1161 CONJ
[καὶ] и 2532 CONJ
σοὶ тебе 4671 P-2DS
καὶ и 2532 CONJ
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
εὔχρηστον, весьма полезного, 2173 A-ASM
12
ὃν которого 3739 R-ASM
ἀνέπεμψά я отослал 375 V-AAI-1S
σοι, тебе, 4671 P-2DS
αὐτόν, его, 846 P-ASM
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὰ  3588 T-NPN
ἐμὰ мои 1699 S-1SNPN
σπλάγχνα· внутренности; 4698 N-NPN
13
ὃν которого 3739 R-ASM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἐβουλόμην хотел 1014 V-INI-1S
πρὸς у 4314 PREP
ἐμαυτὸν меня самого 1683 F-1ASM
κατέχειν, удерживать, 2722 V-PAN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ὑπὲρ за 5228 PREP
σοῦ тебя 4675 P-2GS
μοι мне 3427 P-1DS
διακονῇ он служил 1247 V-PAS-3S
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
δεσμοῖς узах 1199 N-DPM
τοῦ  3588 T-GSN
εὐαγγελίου, благовестия, 2098 N-GSN
14
χωρὶς без 5565 ADV
δὲ же 1161 CONJ
τῆς  3588 T-GSF
σῆς твоего 4674 S-2SGSF
γνώμης мнения 1106 N-GSF
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
ἠθέλησα пожелал 2309 V-AAI-1S
ποιῆσαι, сделать, 4160 V-AAN
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
ὡς как 5613 ADV
κατὰ по 2596 PREP
ἀνάγκην необходимости 318 N-ASF
τὸ  3588 T-NSN
ἀγαθόν доброе 18 A-NSN
σου твоё 4675 P-2GS
было 1510 V-PAS-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
ἑκούσιον. волеизъявлению. 1595 A-ASN
15
τάχα Скорее 5029 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
διὰ из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
ἐχωρίσθη он был удалён 5563 V-API-3S
πρὸς до 4314 PREP
ὥραν часа 5610 N-ASF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
αἰώνιον вечно 166 A-ASM
αὐτὸν его 846 P-ASM
ἀπέχῃς, ты удерживал, 568 V-PAS-2S
16
οὐκέτι уже́ не 3765 ADV-N
ὡς как 5613 ADV
δοῦλον раба 1401 N-ASM
ἀλλὰ но 235 CONJ
ὑπὲρ свыше 5228 PREP
δοῦλον, раба, 1401 N-ASM
ἀδελφὸν брата 80 N-ASM
ἀγαπητόν, любимого, 27 A-ASM
μάλιστα наиболее 3122 ADV-S
ἐμοί, [для] меня, 1698 P-1DS
πόσῳ скольким 4214 Q-DSN
δὲ же 1161 CONJ
μᾶλλον более 3123 ADV
σοὶ [для] тебя 4671 P-2DS
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
σαρκὶ плоти 4561 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
κυρίῳ. Господе. 2962 N-DSM
17
Εἰ Если 1487 COND
οὖν итак 3767 CONJ
με меня 3165 P-1AS
ἔχεις имеешь 2192 V-PAI-2S
κοινωνόν, сообщника, 2844 N-ASM
προσλαβοῦ забери к себе 4355 V-2AMM-2S
αὐτὸν его 846 P-ASM
ὡς как 5613 ADV
ἐμέ. меня. 1691 P-1AS
18
εἰ Если 1487 COND
δέ же 1161 CONJ
τι что 5100 X-ASN
ἠδίκησέν он сделал неправедно 91 V-AAI-3S
σε тебе 4571 P-2AS
или 1510 PRT
ὀφείλει, имеет долг, 3784 V-PAI-3S
τοῦτο это 5124 D-ASN
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
ἐλλόγα· засчитывай; 1677 V-PAM-2S
19
ἐγὼ я 1473 P-1NS
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
ἔγραψα написал 1125 V-AAI-1S
τῇ  3588 T-DSF
ἐμῇ моей 1699 S-1SDSF
χειρί, рукой, 5495 N-DSF
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἀποτίσω· уплачу; 661 V-FAI-1S
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
λέγω говорил я 3004 V-PAS-1S
σοι тебе 4671 P-2DS
ὅτι что 3754 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
σεαυτόν тебя самого 4572 F-2ASM
μοι мне 3427 P-1DS
προσοφείλεις. остаёшься должен. 4359 V-PAI-2S
20
ναί, Да, 3483 PRT
ἀδελφέ, брат, 80 N-VSM
ἐγώ я 1473 P-1NS
σου тобой 4675 P-2GS
ὀναίμην давай воспользуюсь 3685 V-2ADO-1S
ἐν в 1722 PREP
κυρίῳ· Господе; 2962 N-DSM
ἀνάπαυσόν успокой 373 V-AAM-2S
μου мои 3450 P-1GS
τὰ  3588 T-APN
σπλάγχνα внутренности 4698 N-APN
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ. Христе. 5547 N-DSM
21
Πεποιθὼς Убеждённый 3982 V-2RAP-NSM
τῇ  3588 T-DSF
ὑπακοῇ [в] послушании 5218 N-DSF
σου твоём 4675 P-2GS
ἔγραψά написал 1125 V-AAI-1S
σοι, тебе, 4671 P-2DS
εἰδὼς знающий 1492 V-RAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ὑπὲρ сверх 5228 PREP
которого 3739 R-APN
λέγω говорю 3004 V-PAI-1S
ποιήσεις. сделаешь. 4160 V-FAI-2S
22
ἅμα Одновременно 260 ADV
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἑτοίμαζέ приготовляй 2090 V-PAM-2S
μοι мне 3427 P-1DS
ξενίαν, гостеприимство, 3578 N-ASF
ἐλπίζω надеюсь 1679 V-PAI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
διὰ из-за 1223 PREP
τῶν  3588 T-GPF
προσευχῶν молитв 4335 N-GPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
χαρισθήσομαι буду дарован 5483 V-FPI-1S
ὑμῖν. вам. 5213 P-2DP
23
Ἀσπάζεταί Приветствуют 782 V-PNI-3S
σε тебя 4571 P-2AS
Ἐπαφρᾶς Эпафр 1889 N-NSM
 3588 T-NSM
συναιχμάλωτός сопленник 4869 A-NSM
μου мне 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ, Иисусе, 2424 N-DSM
24
Μᾶρκος, Марк, 3138 N-NSM
Ἀρίσταρχος, Аристарх, 708 N-NSM
Δημᾶς, Димас, 1214 N-NSM
Λουκᾶς, Лука, 3065 N-NSM
οἱ  3588 T-NPM
συνεργοί сотрудники 4904 A-NPM
μου. мои. 3450 P-1GS
25
 1510 T-NSF
χάρις Благодать 5485 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
μετὰ с 3326 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος духом 4151 N-GSN
ὑμῶν. вашим. 5216 P-2GP

Лингвистический. Роджерс

1 δέσμιος (G1198) пленник (CIC*).
Χριστοῦ Ἰησοῦ «Иисуса Христа». Gen.* может обозначать причину, намерение или обладание (CIC*, 151−57). Poss.* gen.* обозначает, кому принадлежит Павел, и указывает, что данное послание должно расцениваться не просто как частное письмо, но как послание, которому получатели обязаны подчиняться (Lohse*). Это значит также, что Павел — «добровольный пленник», он отказался от своей свободы сам (CIC*, 155−57).
ἀγαπητός (G27) возлюбленный.
συνεργός (G4904) сотрудник. Павел часто обозначает этим словом своих коллег-проповедников. Как именно Филимон работал с Павлом, неизвестно (Martin, NCB*).
2 ἀδελφῇ (G79) dat.* sing.* сестра. Так как в те времена домашними делами занимались женщины, для нее было важно узнать то, что Павел сообщает о рабе Онисиме (Stuhlmacher*; Lohse*; см.* Тит 2:5; DPL*, 881−83).
συστρατιώτης (G4961) соратник; тот, кто участвует в тех же битвах, встречается с теми же опасностями, сражается за те же цели, тот, кто верен и не покидает своего поста, независимо от обстоятельств, с которыми он может столкнуться (CIC*, 164−70, 172−74; TDNT*).
τῇ κατ᾽ οἶκόν σου ἐκκλησίᾳ церкви в твоем доме. О домашних церквях см.* Кол 4:15; Harris*; Stuhlmacher*, 70−75.
3 χάρις (G5485) благодать (EDNT*; CPP*); незаслуженная помощь Бога.
ὑμῖν dat.* pl.* от σύ (G4771) вам; здесь: «для вас». Dat.* преимущества.
4 εὐχαριστῶ praes.* ind.* act.* от εὐχαριστέω (G2168) благодарить. Для эллинистических писем было характерно выражение хвалы богам за то, что адресаты находятся в добром здравии и хорошо живут, также автор письма уверял получателя, что возносит молитвы за него. Павел придает этой формуле отчетливое христианское содержание, описывая причину своей благодарности (Martin, NCB*; Lohse*; LAE*, 184f; P. T. O’Brien, Introductory Thanksgivings in the Letters of Paul [Leiden: E. J. Brill, 1977]).
πάντοτε (G3842) всегда.
μνεία (G3417) упоминание, напоминание.
ποιούμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от ποιέω (G4160) делать. Этот оборот значит «упоминать в молитве» (Moule*; см.* 1Фес 1:2).
5 ἀκούων praes.* act.* part.* от ἀκούω (G191) слышать. Part.* может быть причинным («потому что я слышал») и указывать на причину благодарности Павла (Vincent*; O’Brien*).
πίστις (G4102) вера, верность, преданность (Bruce*).
ἔχεις praes.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Praes.* указывает на текущее длительное владение.
πρός (G4314) по направлению к. Предлог обозначает направленность. Здесь имеется в виду вера, которая устремлена к Христу (Lightfoot*; Vincent*; Ellicott*).
εἰς πάντας τοὺς ἁγίους ко всем святым. Предлог обозначает прибытие и, таким образом, контакт (Lightfoot*, но см.* также MT*, 256).
6 ὅπως (G3704) чтобы, затем чтобы. Эта частица вводит цель или замысел молитвы Павла (Lightfoot*) или же просто передает ее содержание (Lohse*; Bruce*; O’Brien*).
κοινωνία (G2842) содружество, общение. Это слово может обозначать щедрость или участие; основная идея — вера Филимона должна проявиться в любящем служении (Martin, NCB*; TDNT*; NIDNTT*; RAC*, 9:1100−45).
πίστεως (G4102) gen.* sing.* вера. Gen.* здесь может быть объектным. О разных проблемах и толкованиях см.* Moule*; Stuhlmacher*.
ἐνεργής (G1756) активный, эффективный, продуктивный. (TDNT*; MNTW*, 46−54).
γένηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
ἐπίγνωσις (G1922) осознание, признание, знание.
παντὸς ἀγαθοῦ (G3956; G18) всякого добра. Эти слова могут относиться к угодному воле Божьей и обычно обозначают добрые дела (Moule*; Stuhlmacher*).
7 ἔσχον aor.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь, aor.* доставать, получать (M*, 110). Aor.* выражает момент радости, которую испытал Павел, услышав хорошие вести о Филимоне (EGT*).
παράκλησις (G3874) ободрение, утешение.
σπλάγχνον (G4698) внутренние органы, сердце. Этот термин используется для обозначения всего человека целиком и его личности на глубочайшем уровне (Martin, NCB*; Lohse*; TLNT*; TDNT*).
ἀναπέπαυται perf.* med.* (dep.*) inf.* от ἀναπαύομαι (G373) покоить, освежать. Это слово обозначает отдых, расслабленность как подготовку к возобновлению трудов и страданий (Lightfoot*). Гостеприимство было обязательной добродетелью (BBC*).
ἀδελφέ voc.* от ἀδελφός (G80) брат. Положение этого слова делает его эмфатичесним (EGT*).
8 διό (G1352) следовательно.
παῤῥησία (G3954) свобода речи, открытость, смелость, откровенность, пыл (TLNT*; TDNT*; O’Brien*).
ἔχων praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь. Уступительное part.*, «хотя» (IBG, 102).
ἐπιτάσσειν praes.* act.* inf.* от ἐπιτάσσω (G2000) повелевать. Инфинитив-дополнение к предшествующему part.* Когда раб убегал, его искали с помощью объявлений, и если кто-л. узнавал его и ловил, этот человек должен был отвести раба к хозяину, который мог наказать раба, как захочет. В таком случае человек мог также выступить посредником между хозяином и рабом. Примеры и ссылки см.* в Lohse*; см.* также John M. G. Barclay, “Paul, Philemon and the Dilemma of Christian Slave-Ownership”, NTS* 37 (1991): 161−86. О тексте, где рассказывается о двух беглых рабах, см.* Moule*, 34ff; о двух подобных письмах, написанных от имени раба, см.* NW*, 2, ii:1059−60; Pliny, Letters, 9:21; 24. По поводу текстов о распятии раба, проклятии беглого раба и преследовании правительством беглых рабов см.* NDIEC*, 8:1−46. О тексте, подобном посланию Павла к Филимону, за исключением того факта, что раб должен быть пойман, закован по рукам и ногам и возвращен владельцу, см.* NDIEC*, 8:24−26. Может быть, однако, что Онисиим не беглый раб (fugitivus), а кто-л., обратившийся к Павлу как другу своего хозяина (amicus domini), с просьбой о посредничестве (Peter Lampe, “Keine ‘Sklavenflucht’ des Onesimus”, ZNW* 76 [1985]: 135−37; Brian M. Rapske, “The Prisoner Paul in the Eyes of Onesimus”, NTS* 37 [1991]: 187−203; см.* также Dunn*; Sara C. Winter, “Paul’s Letter to Philemon”, NTS* 33 [1987]: 1−15).
ἀνῆκον praes.* act.* part.* от ἀνήκω (G433) заниматься, принадлежать; то, что требуется, то, что подобает; то есть, свои обязанности (Martin, NCB*).
9 μᾶλλον (G3123) скорее.
παρακαλῶ praes.* ind.* act.* от παρακαλέω (G3870) побуждать, молить. Этот гл.* обозначает просьбу (TDNT*; Lohse*).
τοιοῦτος (G5108) подобный. О строении этого раздела см.* Lightfoot*; O’Brien*; Harris*.
ὤν praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть. Причинное part.*, «потому что я».
πρεσβύτης (G4246) старик, посол. Суть здесь в том, что Павел говорит о своей власти посланника (Martin, NCB*; O’Brien*; Bruce*; Harris*), или же взывает к своему положению «старца», то есть человека, зависящего от других, и в то же время имеющего право на уважение и почет (CIC*, 157−64).
νυνί (G3570) теперь.
δέσμιος (G1198) пленник.
10 παρακαλῶ praes.* ind.* act.* от παρακαλέω (G3870) молить. Здесь используется с предлогом в значении просьбы за кого-л. (Lohse*; Stuhlmacher*).
ἐγέννησα aor.* ind.* act.* от γεννάω (G1080) вынашивать, производить на свет. Здесь — метафора отцовства: «инструментом обращения которого я явился» (Vincent*; Moule*). О метафоре духовного отцовства в свитках Мертвого моря и раввинистических трудах см.* Stuhlmacher*; SB*, 3:340f; TDNT*; BBC*.
11 ποτέ (G4218) прежде.
ἄχρηστος (G890) бесполезный, бессмысленный.
εὔχρηστος (G2173) полезный, ценный, выгодный. Возможно, игра слов, основанная на латинском имени Онисим.
12 ἀνέπεμψα aor.* ind.* act.* от ἀναπέμπω (G375) посылать снова, отправлять назад (BAGD*; Moule*). Эпистолярный aor.*, который переводится формой настоящего времени. Это значит, что Онисим был подателем письма (Lightfoot*; Stuhlmacher*; BD*, 172).
σπλάγχνον (G4698) внутренние органы, сердце, «мое собственное сердце» (Lightfoot*; см.* ст. 7; см.* Флп 2:1).
13 ἐβουλόμην impf.* ind.* med.* (dep.*) от βούλομαι (G1011) желать, хотеть. Это слово обозначает замысел, стремление, делание, мечту (Lightfoot*; TDNT*).
κατέχειν praes.* act.* inf.* от κατέχω (G2722) удерживать, хранить. Хотя это слово может употребляться в разных значениях, идея оборота «оставлять при себе» (Lohse*; LAE*, 331; TDNT*; Stuhlmacher*).
διακονῇ praes.* conj.* act.* от διακονέω (G1247) прислуживать, проповедовать, служить (TDNT*).
εὐαγγέλιον (G2098) благая весть, евангелие. Gen.* здесь может быть субъектным, узы, вызванные евангелием (Lohmeyer*), или может значить «мои узы ради евангелия» (Moule*).
14 χωρίς (G5565) с gen.* без.
γνώμη (G1106) мнение, согласие. Это слово часто употреблялось в папирусах в этом значении (Stuhlmacher*; Dibelius*; Preisigke*; MM*).
ἠθέλησα aor.* ind.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть. Aor.* описывает определенное завершенное действие (Lightfoot*; EGT*).
ποιῆσαι aor.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать.
ἀνάγκη (G318) давление, необходимость, принуждение.
ἀγαθόν σου (G18; G4771) польза от тебя; то есть благо, которое я смогу получить от долгого присутствия Онисима, которым он будет обязан тебе (Lightfoot*).
praes.* conj.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
ἑκούσιος (G1595) добровольный. Используется здесь с предлогом: «по собственному желанию» (BAGD*; GELTS*, 139).
15 τάχα (G5029) может быть.
ἐχωρίσθη aor.* ind.* pass.* от χωρίζω (G5563) отделять, удаляться (убегать). Pass.* может быть богословски пассивом, евр.* способом выражения того, что действие выполнено Богом (Martin, NCB*).
αἰώνιος (G166) вечный. В данном контексте значит постоянно, надолго (Moule*).
ἀπέχῃς praes.* conj.* act.* от ἀπέχω (G568) иметь. Коммерческий термин, получать сумму денег полностью и давать расписку в получении. Здесь имеется в виду «хранить», «хранить для себя» (BAGD*; Ellicott*).
16 οὐκέτι (G3765) больше не.
ὑπὲρ δοῦλον (G1401) больше, чем раб (RWP*).
ἀγαπητός (G27) возлюбленный (см.* ст. 1).
μάλιστα (G3122) особенно.
πόσῳ δὲ μᾶλλον (G4214; G1161; G3123) насколько больше. Сначала говорит: «больше всего для меня», потом делает следующий шаг: «а еще больше для тебя» (Lightfoot*).
ἐν σαρκί (G1722; G4561) во плоти; то есть «как человек» (Martin, NCB*).
17 ἔχεις praes.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Ind.* в cond.* 1 типа, в котором предполагается реальность условия.
κοινωνός (G2844) сообщник. Это слово обозначает человека, разделяющего с кем-л. общие интересы, чувства и работу (Lightfoot*; см.* ст. 6).
προσλαβοῦ aor.* med.* imper.* от προσλαμβάνω (G4355) med.* брать к себе, принимать в свой дом, общество, круг общения (BAGD*).
18 ἠδίκησεν aor.* ind.* act.* от ἀδικέω (G91) поступать несправедливо, обижать кого-л., оскорблять.
ὀφείλει praes.* ind.* act.* от ὀφειλέω (G3784) быть должным кому-л.
ἐλλόγα praes.* imper.* act.* от ἐλλογάω (G1677) заносить на чей-л. счет. Imper.* выражает вежливую просьбу. Это слово — коммерческий термин: «записывать как чей-л. долг» (MM*; Preisigke*; BAGD*; Dibelius*; Lohse*; O’Brien*; BBC*).
19 ἔγραψα aor.* ind.* act.* от γράφω (G1125) писать. Эпистолярный aor.* («я пишу»).
ἀποτίσω fut.* ind.* act.* от ἀποτίθημι (G661) возвращать, отдавать. Это юридический термин, который употребляется в долговых обязательствах (Lohse*; LAE*, 331f).
λέγω (G3004) praes.* conj.* act.* говорить. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
προσοφείλεις praes.* ind.* act.* от προσοφειλέω (G4359) быть должным, добавлять к долгу (Ellicott*).
20 ναί (G3483) да.
ὀναίμην aor.* opt.* med.* (dep.*) от ὀνίνημι (G3685) пользоваться, иметь выгоду. Opt.* здесь выражает пожелание; используется в обороте: «да получу я радость, пользу или выгоду», а лицо или предмет в gen.* указывает на источник радости или выгоды (BAGD*; MM*).
ἀνάπαυσον praes.* imper.* act.* (G373) (см.* ст. 7).
21 πεποιθώς perf.* act.* part.* (причины) от πείθω (G3982) убеждать, perf.* быть убежденным, доверять (Dunn*; см.* Флп 1:6).
ὑπακοῇ (G5218) dat.* sing.* послушание, повиновение.
ἔγραψα aor.* ind.* act.* от γράφω (G1125) писать.
εἰδώς perf.* act.* part.* (причины) от οἶδα (G3608) знать. Def.* perf.* со значением praes.* (Harris*).
ποιήσεις fut.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать. О рабстве в античном мире и в особенности о рабах, получивших свободу, см.* FCS*; Lohse*; Stuhlmacher*, 42−48; DC*, 1−15; Seneca, Letters to Lucilus, 47; DGRA*, 1034−42; KP*, 5:230−34; CC*, 109−112; SCA*, 27−46; также 1Кор 7:21).
22 ἅμα (G260) в то же время, кроме того.
ἑτοίμαζε praes.* imper.* act.* от ἑτοιμάζω (G2090) готовить, готовить комнат для гостей (Stuhlmacher*). Imper.* выражает вежливую просьбу.
ξενία (G3578) жилье, место жительства. Это может быть комната в гостинице или комната частного дома (Lightfoot*).
ἐλπίζω (G1679) praes.* ind.* act.* надеяться.
χαρισθήσομαι fut.* ind.* pass.* от χαρίζομαι (G5483) давать милостиво, дарить кому-л. что-л. (Lightfoot*; Moule*). Pass.* предполагает, что только Бог может даровать Павлу освобождение, хотя Павел уповает на молитвы христиан, которые будут просить Бога об этой милости (Martin, NCB*).
23 ἀσπάζεται praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἀσπάζομαι (G782) приветствовать.
συναιχμάλωτος (G4869) друг по заключению.
24 συνεργός (G4904) сотрудник (см.* ст. 1). О домашних церквях в античном христианском мире см.* ст. 2.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.