6 Евангелие. Вкратце эту великую тему можно изложить следующим образом:
I. Само слово «евангелие» означает: «благая весть» — благовестие.
II. Следует различать четыре вида Евангелия:
1) Евангелие Царства. Это благая весть о том, что Бог намерен во исполнение завета, который заключил с Давидом (2Цар 7:16) учредить на земле Царство — как некий политический и духовный феномен, Израильское и вместе вселенское по характеру своему, которого Царем станет Божий Сын, наследник Давида; оно будет существовать тысячу лет, демонстрируя Божию праведность в жизни и делах человеческих. См. Мф 3:2, примеч.
Два периода проповеди Царства упоминаются в Св. Писании: один в прошлом, начавшийся служением Иоанна Крестителя и продолженный служением Иисуса Христа и Его учеников, который окончился отвержением Царя иудеями. Второй — еще впереди (Мф 24:14), он начнется с началом «великой скорби», непосредственно предшествующей явлению Царя во славе.
2) Евангелие благодати Божией. Это благая весть о том, что отвергнутый Царь, Иисус Христос, умер на кресте за грехи мира, что Он воскрес из мертвых для нашего оправдания, и что в Нем все верующие в Него получают оправдание во всем. Этот вид Евангелия многообразно определяется в разных местах Писания. Это — «благовестие Божие» (Рим 1:1), потому что оно проистекает из Его любви; «благовествование Христово» (2Кор 10:14), потому что исходит из Его жертву и потому что только Он один — Предмет Евангельской веры; это «Евангелие благодати Божией» (Деян 20:24), потому что оно спасает тех, кого закон проклял; слово «о славе Христа» (1Тим 1:11; 2Кор 4:4), потому что говорит о Том, Кто во славе и Кто приводит «многих сынов в славу» (Евр 2:10); это — «благовествование о нашем спасении» (Еф 1:13), потому что оно есть «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16); это — «благовестие для необрезанных: (Гал 2:7), потому что спасает независимо соблюдения каких бы то ни было форм и постановлений; это — «благовестие мира» (Еф 6:15), потому что через Христа совершает примирение между грешником и Богом и дарует внутренний мир.
3) Вечное Евангелие (Откр 14:6). Оно будет проповедано живущим на земле в период «великой скорби», непосредственно перед судом над народами (Мф 25:31, ссылки), Это не Евангелие Царства и не Евангелие благодати. Хотя оно возвещает суд, а не спасение, тем не менее, является Благой Вестью для Израиля и для тех, кто примет спасение в период великой скорби (Откр 7:9−14; Лк 21:28; Пс 95:11−13; Ис 35:4−10).
4) То, что апостол Павел называет «благовествование моё» (Рим 2:16). Это Евангелие благодати Божией в ее предельном развитии, но оно включает и откровение о последствиях этого благовествования, выразившихся в зарождении Церкви, в ее нравственных достижениях, преимуществах, обязанностях и ответственности. «Благовествование Павла» соответствует истине, которая особенно чувствуется в его Посланиях к Ефесянам и Колоссянам, однако пронизывает в той или иной мерё все Послания апостола.
III. Есть «Иное благовестие» (Гал 1:6; 2Кор 11:4), «которое, впрочем, не иное», а – искажение истинного Евангелия благодати, и потому нас предостерегают в отношении него. Это «благовестие» провозглашалось во многих формах, но свою неистинность неизменно проявляло в одном и том же — оно отрицало и отрицает достаточность только благодати в деле спасения, сохранения и совершенствования верующих; оно всегда «дополняет» благодать теми или иными человеческими заслугами. Из Послания к Галатам узнаем, что это было исполнение закона, из Послания к Колоссянам — что «заслугой» почитался фанатизм (Кол 2:18, и т. д.). Но в какой бы форме ни распространяли свои доктрины лжеучители, все они будут преданы Богом анафеме.