6 «...Николаитов». От никао — «побеждать» и лаос — «народ» или «миряне». Никакими древними авторитетами существование особой секты Николаитов не подтверждается. Если это слово — символ, то оно выражает самое раннее представление о священническом сане, или о «духовенстве», волей которого позднее произошло разделение равноправного братства (Мф 23:8) на «священников» и «мирян». То, что в Ефесе было «делами», в Пергаме стало «учением» (Откр 2:15).
14 Валаамово «учение» (ср. 2Пет 2:15, примеч.; и Иуд 1:11, примеч.) — это его совет Валаку совратить народ, который нельзя было проклясть (Чис 31:15−16; Чис 22:5; Чис 23:8), соблазнив сынов его жениться на моавитянках и тем опорочить свою «отделенность для Бога», отказаться от своего положения «странников» в мире. Вот этот-то союз мира с церковью и есть «вражда против Бога» (Иак 4:4). Пергам утратил свой характер «странника» и «жил» там, где «престол сатаны» (ст. 13), то есть в мире (Ин 12:31; Ин 14:30; Ин 16:11).