Исаия 1 глава

Книга пророка Исаии
Cовременный перевод WBTC → Толкования Августина

Cовременный перевод WBTC

1 Вот видение Исайи, сына Амоса, в котором Бог открыл ему, что случится с Иудеей и Иерусалимом, и которое он видел во времена Озии, Иоафама, Азаха и Езекии, когда они царствовали в Иудее.
2 Слушайте, небеса и земля, что говорит Господь: "Я вырастил детей Моих, Я их воспитал, но они от Меня отвернулись.
3 Знают быки своего хозяина, и знает осёл, где его ясли, но народ Израиля не знает Меня, народ Мой не понимает".
4 Народ Израиля грешен, их вина — словно бремя, которое они должны нести. Эти люди, как дети из плохих семей, оставили Бога, презрели Святого Израилева, покинули Его и относились к Нему, как к страннику.
5 Господь говорит: "Почему Я вынужден продолжать вас наказывать, люди? Я наказал вас, но вы не изменились и продолжали восставать против Меня. И теперь больны каждое сердце и каждая голова.
6 От самых ног до темени изранены ваши тела, вам больно, ваши язвы открыты. Вам не было дела до грязных и неперевязанных ран.
7 Ваша земля опустошена, ваши города сожжены, ваши враги забрали землю, и чужие пожирают её, она опустела, словно разорённая чужеземцами!
8 Иерусалим, дочь Сиона, осталась, как пустой шатёр среди брошенного виноградника, как старый шалаш в огороде, как побеждённый город".
9 Если бы Господь Всемогущий не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, стали бы тем же, что Гоморра.
10 Слушайте весть от Господа, правители Содома! Слушай поучения Господа, народ Гоморры!
11 Господь говорит: "Почему вы продолжаете приносить Мне жертвы? Я пресыщен ими! С Меня довольно всех этих жертв баранов и бычьего жира. Кровь коров, овец и козлов не доставляет Мне удовольствия.
12 Кто просил вас, чтобы вы топтали всё на Моём дворе, когда приходите встретиться со Мной?
13 Не приносите Мне больше жертв, Мне отвратительны ваши воскурения, ненавистны ваши субботы и пиры новолуния. Я ненавижу зло, творимое вами на ваших святых сборищах!
14 Всей душой Своей Я ненавижу ваши новомесячные сборы и советы, они стали для Меня тяжким бременем.
15 Когда вы поднимаете руки в молитве, Я не вижу вас, и когда вы умножаете свои моления, Я их не слышу, ибо ваши руки в крови.
16 Омойте руки свои, омойтесь и очиститесь, удалите злые дела свои от взора Моего! Перестаньте творить зло!
17 Научитесь делать добро, ищите справедливости, наказывайте тех, кто угнетает других, охраняйте права сирот и вдов".
18 Господь говорит: "Приходите, и мы рассудим всё это. Если грехи ваши, как багряница, то побелеют они, словно снег! Если будут они пурпурно красные, то убелю их, как шерсть!
19 Если послушаете Меня и примете, что Я говорю, то получите блага земные.
20 Если же откажетесь слушать, то вы против Меня, и враги вас уничтожат". Так говорит Господь.
21 Господь говорит: "Взгляни на Иерусалим, город, который верил и следовал за Мной. Как сделался он блудницею? Она больше не следует за Мной. Иерусалим должен быть исполнен справедливости, и люди, живущие там, должны идти путями Бога. Но сейчас там живут убийцы.
22 Доброта, как серебро. Но в вашем серебре появились примеси. Ваше вино смешано с водой и разбавлено.
23 Ваши властители — законоотступники и сообщники воров. Все они любят взятки, ожидают платы и не ищут справедливости для сирот, потому дела вдов и не доходят до суда".
24 Поэтому Властитель, Господь Всемогущий, Могущественный Израиля говорит: "Я накажу вас, враги Мои, и вы больше не будете причинять бед.
25 Как щёлоком чистят серебро, так и Я вычищу всё, что неправильно в вас, и очищу вас от всякой примеси.
26 Я приведу обратно судей, какие были у вас прежде, ваши советники будут такими же, как были когда-то. И тогда вас станут называть "добрым и верным городом".
27 Господь добр и праведен, Он спасёт Сион и тех, кто обратится к Нему.
28 Отступники же и грешники будут уничтожены (все те, кто оставил Господа).
29 Им будет стыдно за сады и дубовые рощи, в которых они поклонялись.
30 Ибо вы станете, как дубы, чья листва умирает, и как сад, засыхающий без воды.
31 Сильные станут корою, а дела их — искрами, рождающими огонь, и будут они гореть, и никто не сможет погасить тот огонь.

Толкования Августина

Стих 3

Итак, Иисус, найдя молодого осла, сел на него (14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Ин 12:14). Под сыном ослицы, на котором никто не сидел1 , — упоминание о нем можно найти у других евангелистов, — мы понимаем народ язычников, не получивших закона Господня. А под ослицей (ведь оба этих животных были приведены Господу) мы понимаем Его людей, происходивших из народа израильского; а народ этот, разумеется, не был диким и необъезженным, но познал ясли Господина своего.

Трактат на Евангелие от Иоанна 51.5.2, Cl. 0278, 51.5.6.

Примечания

  • 1 — См. 30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; Лк 19:30 и далее.

Иное толкование

Тот, Кто наполняет Собою мир, не нашел места в гостинице1 ; положенный в яслях, Он сделался нашей пищей. Пусть подойдут к яслям двое животных, — два народа, ибо вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего. Взгляни на ясли — и не постыдись стать вьючным животным для Господа. Ты будешь нести на себе Христа и не заблудишься, идя по пути, — ибо на тебе восседает Путь.

Вы помните про того молодого осла2 , которого привели к Господу? Никто да не смущается, ибо это — мы. Пусть воссядет на нас Господь, пусть влечет нас, куда угодно Ему. Мы — Его вьючное животное, и идем мы в Иерусалим. Хотя Он восседает на нас, мы не отягощаемся, а возвышаемся; под Его водительством мы не заблудимся; к Нему идем мы, с Его помощью идем, — не погибнем.

Проповедь 189.4, Cl. 0284, 189, MiAg 1, 211.21.

Примечания

  • 1 — См. 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Лк 2:7.
  • 2 — См. 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Ин 12:14.

Возвещается пастухам Владыка и Пастух пастухов, и в яслях возлежит Он, как пища для верующих вьючных животных. Потому и воссел Он на молодого осла, когда входил в Иерусалим, сопровождаемый хвалением множества народа, встречающего Его и следующего за Ним1. И мы да познаем Господина своего, да приступим к яслям, да вкусим пищи, да понесем на себе нашего Господа и Руководителя, чтобы под водительством Его достичь нам Небесного Иерусалима.

Проповедь 190.3, Cl. 0284, 190.PL38.1008.38.

Примечания

  • 1 — См. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. Ин 12:12−19; 1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. 4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. 6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. 8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! Мф 21:1−9.

Иное толкование

В лице пастухов и волхвов начал вол познавать владетеля своего, и осел — ясли господина своего. От лица иудеев — животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников — животное длинноухое, ибо предсказано было: Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:44−45)1. Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу.

Проповедь 204.2, Cl. 0284, 204.BTT3.78.42.

Примечания

Вол — это об иудеях, осел — о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова.

Источник: Проповедь 375.1, Cl. 0284, 375. PL 39.1668.22.

***

Несомненно, были и среди того народа те, кто разумели, поскольку имели они веру, которая открылась позднее как относящаяся не к букве закона, но к благодати Духа. Ведь не без этой самой веры были те, кто смогли предузнать и предвозвестить ее будущее откровение во Христе; поскольку те ветхие таинства были прообразами грядущих таинств.

Толкование Псалмов 78 (77).2, Cl. 0283, SL 39.77.2.11.

Стих 9

Берегись, о христианин, берегись гордости! Даже если являешься ты подражателем святых, все всегда относи к благодати, поскольку благодать, а не твои заслуги, делает так, чтобы было в тебе нечто из небольшого остатка.

Проповеди 50 (100).4, Cl.0284.100, PL 38, 604.45.

Стих 12

Бог требует нас самих, а не чего-либо нашего. Но жертва христианина — милостыня, подаваемая бедному. Ибо благодаря этому Бог становится более милостивым к нашим грехам.

Проповеди 42.1, Cl. 0284, 42, SL 41.11.

Стих 15

Что делаешь ты, бесстыдный и жалкий? Зачем отягощаешь себя бременем еще больших грехов? Зачем, навлекая на себя скорейший гнев Его, протягиваешь ты к Богу свои оскверненные руки как свидетельство для своего наказания? Не взирает на них Тот, Кто повелел воздвигать к Нему лишь руки святые и непорочные. Зачем молишься ты Богу теми устами, которыми незадолго до этого ты говорил злое? Хотя бы и умножилось моление этих уст, оно ненавистно Богу.

О жизни христианской 11, Cl. 0730, 11, PL 40, 1041.67.

Стих 16

Лицо наше должно быть омыто от той грязи, которая препятствует созерцанию Бога.

Источник: О нагорной проповеди Господа 2.42, Cl. 0274, 2.42.938.

***

Итак, представьте себя как достойное тело для такой Главы, как достойную невесту для такого Жениха. Церковь есть невеста Христа, не имеющая пятна или порока (27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф 5:27). Желаешь не иметь пятна? Сделай то, что написано у пророка. Желаешь не иметь порока? Распни себя на кресте. Ибо нужно не только, чтобы ты отмылся, но и чтобы распростерся на кресте, дабы быть без пятна или порока. Ведь посредством омовения удаляются грехи, а благодаря распростиранию возникает стремление к будущему веку, ради стяжания которого и был распят Христос.

Проповеди 341.13, Cl. 0288, 22D (=341 auctus).21.573.489.

Стих 18

Что удивительного, если белоснежные одежды обозначают Церковь?

Источник: Проповеди 78.2, Cl. 0284, 78, PL 38, 491.10.

***

Для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верою, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего (5 Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя. Песн 8:5)1 ? Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если ни Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего (5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин 15:5).

О благодати и свободной воле 6, Cl. 0352, PL 44,889.54.

Примечания

« 8 глава ИсИсаия 1 глава WBTCCовременный WBTC AICАвгустин 2 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.