Захария 1 глава

Книга пророка Захарии
Cовременный перевод WBTC → Толкования Августина

Cовременный перевод WBTC

1 Захария, сын Варахиин, внук Адды, получил слово Господнее. Это произошло в восьмой месяц второго года правления персидского царя Дария. Вот это послание:
2 Господь очень прогневался на твоих предков.
3 Поэтому ты должен сказать этим людям вот что: "Господь говорит: "Вернитесь ко Мне, и Я обращусь к вам"". Так сказал Господь.
4 Господь сказал: "Не будьте такими, как ваши предки. В прошлом пророки взывали к ним и говорили, что Всемогущий Господь хочет, чтобы они изменили свою грешную жизнь и прекратили творить зло. Но предки твои не послушали Меня и не обратили никакого внимания на Мои слова". Так говорит Господь.
5 "Где же теперь твои прадеды? Твои предки умерли, да и пророки те не жили вечно.
6 Пророки были Моими слугами, и Я велел им рассказать вашим предкам о Моих законах и учениях. В конце концов они покаялись и сказали: "Господь Всемогущий сделал так, как сказал. Мы сделали много плохого, и Он наказал нас за это". И они вернулись к Богу".
7 На двадцать четвёртый день одиннадцатого месяца (это месяц Шеват) второго года правления царя Персии Дария к пророку Захарии пришло ещё одно слово Господа. Вот оно:
8 Видел я ночью человека, скачущего на рыжем коне. В долине он остановился среди миртовых кустов, а позади него были рыжие, бурые и белые лошади.
9 "Для чего стоят здесь эти лошади, господин мой?" — спросил я. Тогда Ангел, говоривший со мной, сказал: "Я покажу тебе, почему они здесь".
10 И тот человек, стоящий среди миртовых кустов, сказал: "Господь послал этих лошадей обойти землю".
11 И заговорили лошади с Ангелом Господним, стоящим среди кустов. "Мы обошли землю, всё тихо и спокойно", — сказали они.
12 Тогда Ангел Господа сказал: "Всемогущий Господь, долго ли ещё Ты не будешь проявлять милости Своей к Иерусалиму и к городам Иудеи? Ты гневаешься на них вот уже 70 лет".
13 И ответил Господь Ангелу, который говорил со мной. Господь сказал добрые, утешительные слова.
14 И тогда Ангел велел мне передать людям такие слова: Всемогущий Господь говорит: "Я сильную любовь питаю к Иерусалиму и Сиону.
15 И негодую на народы, которые живут в покое. Я, рассердившись, их избрал, чтоб наказать народ Мой. Они же нанесли ущерба слишком много".
16 Тогда сказал Господь: "В Иерусалим вернусь Я и город успокою". Всемогущий Господь сказал: "Вновь Иерусалим поднимется, и дом Мой будет там воздвигнут".
17 И сказал Ангел: Скажи людям, что говорит Господь Всемогущий: "Мои города будут снова богаты. Я утешу Сион и снова изберу Иерусалим Своим городом".
18 Затем я поднял глаза и увидел четыре рога.
19 Тогда я спросил Ангела, говорившего со мной: "Что означают эти роги?" И он ответил мне: "Это роги, которые вынудили народ Израиля, Иудеи и Иерусалима уйти в чужие страны".
20 А потом показал мне Господь четырёх ремесленников,
21 и я спросил Господа: "Что они будут здесь делать?" А Он ответил: "Эти люди пришли, чтобы разбить роги. Роги эти представляют народы, которые напали на народ Иуды и вынудили его уйти в чужие страны, и никому не было пощады. Но четыре ремесленника пришли, чтобы устрашить и сбросить эти роги с народов".

Толкования Августина

Стих 3

Представляется, что когда говорит Бог: обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам (3 и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Зах 1:3), — то одно из двух (то есть чтобы мы к Нему обратились) принадлежит к нашей воле, другое же (чтобы и Он тоже к нам обратился) — к Его благодати. И могут думать пелагиане, что тут возобладало собственное их мнение, каковым руководствуясь, говорят они, будто благодать Божия по заслугам нашим дается. Хотя сам Пелагий это не дерзнул утверждать, когда на Востоке, то есть в провинции Палестинской, где град Иерусалим, внимали ему епископы. Ведь среди прочего, что было выставлено против него, было и то, что говорил он, будто благодать Божия по заслугам нашим подается. Это кафолическому учению столь чуждо и благодати Христа столь враждебно, что если не предал он анафеме это выставленное против него, то сам должен быть анафеме преданным. Но что анафематствовал он лицемерно, на то указывают позднейшие его книги, в каковых всячески защищает он то именно, что, дескать, Божия благодать по заслугам нашим дается. Посему выбирают они из Писания подобное приведенному мною чуть раньше: Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, — чтобы выходило, будто за заслугу обращения нашего к Богу подается Его благодать, в каковой Он к нам и Сам обращается.

И не верящим в то, что, если бы само наше к Богу обращение не было бы тоже даром Божиим, скажем, что иначе не говорилось бы к Нему: Боже сия! восстанови нас (8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Пс 79:8), и неужели снова не оживишь нас? (7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе? Пс 84:7), и прочее в том же роде, что припоминать слишком долго. Ведь и прийти ко Христу — не есть ли это то же самое, что с верою к Нему обратиться? И однако, Он рек: Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. Ин 6:65).

О благодати и свободе воли 10. С1. 0352, 887.43.

Стих 8

Кто может объяснить, с какими телами ангелы являлись людям, так что были не только видимы, но и осязаемы? С другой стороны, ангелы показывают некоторые видения не в подлинной телесности — но духовной силой, и не телесным очам — но духовным, или умным. Или говорят что-нибудь не извне в ухо — но внутри, в душе x человека, находясь и сами там же. Как написано в книге пророков: и сказал мне Ангел, говоривший во мне (LXX; 9 и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. Зах 1:9); не сказал: говоривший со мною, но — во мне. Или они являются во сне и разговаривают так, как в сновидениях. В Евангелии мы читаем: се, ангел Господень явился ему во сне и сказал (20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Мф 1:20).

Этими способами явления ангелов как бы показывают, что они не имеют осязаемых тел и поднимают весьма трудный вопрос: каким образом патриархи могли омывать их ноги? или каким образом Иаков боролся с ангелом, так тесно прикасаясь к нему1 ? Когда это делается предметом исследования и когда кто-нибудь строит догадки, то это не будет бесполезным упражнением умственных способностей, коль скоро рассуждение ведется осторожно и думающие не приписывают себе тех знаний, каковых у них нет. Нужно, чтобы это и тому подобное утверждалось или отрицалось, или определялось доказательно, так как без доказательства оно не познается.

Энхиридион 15. С1. 0295, 15.66.

Примечания

  • 1 — Cр. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, Быт 18:2, 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Быт 19:2, 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; Быт 32:24.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.