1 Коринфянам 11 глава

Первое послание Коринфянам
Cовременный перевод WBTC → Толкования Августина

Cовременный перевод WBTC

1 Подражайте мне, как я следую примеру Христа.
2 Я возношу хвалу вам, ибо вы всегда помните меня и следуете моим поучениям в точности так, как я передал их вам.
3 Но я хочу, чтобы знали вы, что Христос — глава над каждым мужчиной, каждый мужчина — глава над женщиной, а Бог — глава над Христом.
4 Каждый мужчина, который молится или пророчествует с покрытой головой, принимает позор на свою голову.
5 Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову.
6 Если женщина не покрывает свою голову, то пусть острижётся. Но раз для женщины остричь волосы или обрить себе голову — позор, то она должна покрывать голову.
7 Но мужчина не должен покрывать голову, ибо он Божий образ и слава Его, женщина же — слава мужчины.
8 Ибо не мужчина произошёл от женщины, а женщина — от мужчины.
9 И не мужчина был создан для женщины, а женщина была создана для мужчины.
10 Вот почему женщина должна покрывать себе голову в знак того, что находится под властью. И ещё должна она делать это из-за ангелов.
11 Перед Господом, однако, женщина зависит от мужчины, а мужчина зависит от женщины, ибо точно так, как женщина произошла от мужчины, так и мужчина родился от женщины,
12 но все — от Бога.
13 Судите же сами, пристало ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?
14 Разве сама природа не учит вас, что бесчестие для мужчины носить длинные волосы,
15 а для женщины — почётно, если она носит длинные волосы, ибо волосы даны ей от природы как естественный покров.
16 Некоторые люди могут захотеть поспорить об этом, но мы не следуем их обычаю, как и церкви Божьи.
17 Хочу дать вам другой наказ: я не хвалю вас, ибо ваши собрания скорее приносят вам вред, чем пользу.
18 Прежде всего, я слышал, что когда вы собираетесь вместе, среди вас есть разделение, чему я отчасти верю.
19 В конце концов, между вами должно быть разделение, чтобы те, кто получил среди вас одобрение, могли выделиться.
20 Поэтому, когда вы собираетесь все вместе, то на самом деле не вкушаете вечерю Господню,
21 ибо когда вы едите, то каждый из вас ест свой собственный ужин, и один остаётся голоден, а другой — пьян.
22 Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить там? Или же вы презираете церковь Божью и пытаетесь унизить бедных? Что сказать вам? Должен ли я похвалить вас? В этом деле я вас не похвалю.
23 Ибо я получил от Господа то учение, которое передал вам. Господь Иисус в ту ночь, когда отдали Его убийцам,
24 взял ломоть хлеба и, вознеся благодарность, преломил его и сказал: "Вот Моё Тело для вас. Делайте так в память обо Мне".
25 Так же взял Он чашу вина после того, как съели они ужин, и сказал: "Эта чаша — новое соглашение, скреплённое Кровью Моею. Когда бы вы ни пили, делайте это в память обо Мне".
26 Всякий раз, когда едите вы этот хлеб и выпиваете чашу, вы возвещаете смерть Господа, пока не придёт Он.
27 И потому тот, кто ест хлеб Господний и выпивает чашу вина Господнего неподобающим образом, будет повинен в грехе против Тела и Крови Господней.
28 Но человек должен испытать себя, тогда может он вкусить от хлеба и испить от чаши.
29 Ибо тот, кто ест и пьёт, навлекает суд на себя, если ест и пьёт недостойно, не признавая значения Тела Господнего.
30 По этой причине есть среди вас много людей, кто слаб и болен, и многие умерли.
31 Но если бы мы сами испытывали себя, то не были бы мы подсудны.
32 Когда нас судит Господь, мы терпим наказание, чтобы не быть осужденными со всем миром.
33 Итак, братья мои, когда вы собираетесь вместе, чтобы поесть, не опережайте друг друга.
34 Если кто-то голоден, он может поесть дома, чтобы не были вы осуждены за ваши собрания. А остальные дела я устрою, когда приду.

Толкования Августина

Стих 3

Муж тогда настоящий глава жене, когда глава мужа — Христос, Который есть Премудрость Божия.

Источник: О Книге Бытия против манихеев. 2.12.16 PL 34:205.

Стих 7

Не так, что одна часть человека принадлежит Богу, своему Творцу, а другая — тьме, как некоторые утверждают. Скорее, и часть, обладающая силой управлять, и та часть, которая управляема, — обе от Бога... [Манихеи] говорят: нельзя было позволять диаволу приближаться к жене его [Адама]. Но нет, это она должна была не позволить диаволу приблизиться к себе, ибо сотворена была такой, что, если бы не хотела, не подпустила его. Тогда они говорят: может, не нужно было ее творить. Но это означало бы, что не нужно было творить добро. Ведь нет сомнений, что женщина — добро, причем настолько, что апостол называет ее славой мужа: все — от Бога.

О Книге Бытия против манихеев 2.26.40−42 PL 34:217, 219

***

Этот образ, который соответствует образу Бога, не равен и не совечен Тому, чьим образом является; и не был бы таковым, даже если бы не согрешил. Надо понимать слова Бога в значении не единственного, а множественного числа: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Быт 1:26. Человек был сотворен не по образу только Отца, или только Сына, или только Духа Святого — но по образу Троицы.

Источник: О буквальном смысле Книги Бытия 61 CSEL 28.1:502

Стих 12

О поле мужчины и женщины что сказать может сын погибели1 ? Что два пола не от Бога, а от дьявола. А что об этом скажет сосуд избрания2 ? Что как жена от мужа, так и муж через жену, и все — от Бога. Что же скажет о плоти устами манихеев дух нечистый? Что это плохая субстанция, потому не творение Бога, а Его врага.

Примечания

  • 1 — Т.е. манихей
  • 2 — Т.е. Павел; ср. 13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; Деян 9:13.

О воздержании 10.24 CSEL 41:171.

Стих 14

Почему, удивляюсь я, мужчины носят длинные волосы прямо вопреки предписанию апостола? Или это для того, чтобы парикмахерам нечего было делать? Или, может, чтобы уподобиться птицам евангельским, которые боятся потерять оперение, потому что не смогут летать? Воздержусь более говорить об этом пороке из-за длинноволосых братьев, которых почти во всех других отношениях мы высоко почитаем. Но чем больше мы любим их во Христе, тем настойчивее и даем советы.

Источник: О делах монашеских.

Стих 18

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В святой Церкви есть много мужей, искусных пред Богом, но они не бывают явлены в нас, пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не созерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. Итак, будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрствующими и осторожными, защищая кафолическое учение от их козней, хотя бы самих их и не могли мы призвать к спасению

Источник: «Об истинной религии»

Стих 19

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В Церкви множество людей, испытанных Богом, но они не выделяются среди нас, покуда мы, занятые мраком своего невежества, предпочитаем спать, а не нести свет истины.

Об истинной религии 7.15 CCSL 32:197

Стих 25

Старое ушло и обновилось во Христе, так что алтарь уступил алтарю, меч — мечу, огонь — огню, хлеб — хлебу, жертва — Жертве, кровь — Крови.

Послания 36. CSEL 34.2:54

Стих 27

Что значит принять недостойно? — принять с насмешкой, принять с презрением.

Проповеди 227. SC 116:240

Стих 31

Действительно, многие грехи, похоже, остаются незамеченными и не воздаются наказанием, но наказание за них переносится на будущее. Ведь недаром тот день, когда придет Судия всем живущим и умершим, называется «судным днем». Поскольку же за некоторые грехи мы получаем наказание здесь и они отпускаются, мы можем быть уверены, что они не принесут нам вреда в веке будущем. Потому в отношении некоторых временных наказаний, выпадающих грешникам в этой жизни, апостол, обращаясь к тем, чьи грехи смываются и не оставляются на конец, говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Энхиридион 17:66 CCSL 46:85

Стих 34

Из этого следует понять, что всего было слишком много, чтобы он мог в послании изложить весь порядок устройства, которому должна следовать вселенская Церковь; установленное же им самим не должно изменяться.

Послания 54 CSEL 34.2:167



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.