2 Петра 2 глава

Второе соборное послание Апостола Петра
Cовременный перевод WBTC → Комментарии Давида Стерна

Cовременный перевод WBTC

1 Однако, были среди людей Божьих и лжепророки, как и среди вас будут лженаставники. Они будут высказывать пагубные мнения и отрицать Господа, Кто купил им свободу. Тем самым они навлекут на себя самих погибель.
2 И многие будут подражать им в вожделениях своих, из-за них оклеветан будет путь истинный.
3 В жадности своей они будут наживаться на вас через свои выдуманные учения. Погибель их неизбежна, ибо Бог давно осудил их.
4 Ибо Бог не пощадил ангелов, которые грешили, и сослал их в подземелья Тартара, чтоб они оставались там до суда.
5 Он не пощадил древнего мира, но защитил Ноя, который проповедовал праведную жизнь и был спасён вместе с семью, когда Он наслал потоп на мир, полный неблагочестия.
6 Он осудил на разрушение города Содом и Гоморру, обратя их в пепел и сделав примером того, что случится с нечестивыми.
7 Но Бог спас Лота, доброго человека, которого мучило бесстыдное поведение беззаконных.
8 Этот добрый человек, живя среди них день за днём, чувствовал, что его праведная душа изнывает от беззаконных поступков.
9 Знает Господь, как уберечь благочестивых от испытаний, и как сохранить неблагочестивых для испытаний до судного дня,
10 особенно тех, кто повинуется развратным страстям своей греховной натуры и не признаёт воли Божьей. Они хвастливы и упрямы, не боятся поносить славных ангелов,
11 хотя ангелы, превосходящие людей силой и мощью, не клевещут на этих лженаставников перед Господом!
12 Эти лженаставники поносят то, в чём невежественны. Они подобны неразумным животным, которые повинуются природе и рождены для того, чтобы их поймали или убили. И подобно этим животным, они также будут уничтожены.
13 Им воздается злом за зло, которое они причинили. Их представление об удовольствиях — повседневная роскошь. Они подобны скверне среди вас и предаются обманным удовольствиям, когда присоединяются к вам на ваших празднествах.
14 При виде женщины они думают только о прелюбодеянии, и не могут удержаться от такого греха, и склоняют к греху людей нестойких; их сердца приучены к стяжательству: они — дети проклятия.
15 Они сошли с истинного пути и отреклись от него, последовав по пути, избранному Валаамом, сыном Восора, который радовался плате, получаемой за неправедные поступки,
16 но обличён был в причинённом зле: ослица, не имевшая дара речи, заговорила человеческим голосом и предотвратила безумство пророка.
17 Эти лженаставники подобны безводным источникам и облакам, гонимым бурей. Для них сохранено место в самой кромешной тьме.
18 Они похваляются впустую и, взывая к желаниям человеческой греховной натуры, соблазняют тех, кто только начинает отходить от живущих в заблуждении.
19 Эти лженаставники обещают им свободу, но сами не свободны, ибо рабы пагубных привычек также, как человек — раб того, что подчинило его себе.
20 И если те люди, кто ушёл от мирской нечистоты, познав Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, теперь покорены и снова запутались в мирской нечистоте, то их положение ещё хуже, чем прежде.
21 Ибо для них было бы лучше и вообще не узнать пути истинного, чем узнать его и отречься от святой заповеди, данной им.
22 О том, что случилось с ними, сказано в пословице: "Пёс возвращается к своей блевотине", и ещё: "Как ни мой свинью, она всегда валяется в грязи".

Комментарии Давида Стерна

1 Однако были среди людей и лжепророки, как и среди вас будут лжеучителя. Обманным путём они введут пагубные ереси, отвергнув даже Господина, выкупившего их, и таким образом навлекут на себя скорую погибель.

Однако были среди людей и лжепророки. Кефа продолжает начатую им в 1:20 параллель между своим временем и временем Пророков.

2 Многие последуют их разврату, и из-за них истинный Путь подвергнется злословию. 3 В своей алчности они будут злоупотреблять вашим доверием при помощи вымышленных историй. Приговор, вынесенный им уже давно, не замедлит; погибель их не дремлет!

Вымышленных историй. См. 1:16.

4 Ибо Бог не пощадил согрешивших ангелов, но ввергнул их в мрачные темницы, находящиеся под Шеолом, где они заточены до суда.

Согрешивших ангелов, то есть бней-гаэлогим («сынов Божьих» или «сынов ангелов», Бытие 6:2), также называемых нефилим («падшие»; Бытие 6:4). Эти ангелы пали с небес, с того места, «где им следовало находиться» (Йегуды 6), и «стали входить к дочерям человеческим» (Бытие 6:2, 4). Теперь же это «духи, находящиеся в заточении» (1 Кеф. 3:19 и ком.), которых Бог «держит во тьме, сковав их вечными оковами до наступления Суда Великого Дня» (Йегуды 6). В своих описаниях Кефа и Иегуда основываются не на собственном богатом воображении, а на более ранних еврейских источниках, расширявших повествование Книги Бытия, таких как 1 Еноха (составлена в первом веке до н.э):

'Стражи позвали меня и сказали мне: «Енох, писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жён: "Вы вызвали великое разрушение на земле. И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов"»... И пошёл Енох и сказал: «Азазель, не будет у тебя мира: суровое наказание вышло против тебя, дабы связать тебя оковами».

И вновь сказал Господь Рафаэлю: «Свяжи Азазеля по рукам и ногам, и брось его во мрак: и сделай яму в пустыне, которая в Дудаэле, и брось его туда. И брось на него неотесанные и острые камни, и покрой его мраком, и пусть он пребывает там вечно, и покрой лицо его, чтобы он не мог видеть света. А в день великого суда будет он брошен в огонь».' (1 Еноха 12:4 — 13:1, 10:4−6).

5 Также не пощадил Он древний мир, но уберёг Ноаха, глашатая праведности, и вместе с ним ещё семерых, и навёл Потоп на мир нечестивых людей. 6 Он также осудил города Сдом и Амора, превратив их в пепел и руины, в знак предупреждения для будущих нечестивцев; 7 при этом спас Лота, праведника, который страдал из-за разврата этих безнравственных людей; 8 так как нечестивые дела, которые видел и слышал праведник, живя среди них, день ото дня доставляли невыносимое мучение его праведному сердцу.

Стихи 4−8. Ср. Йег. 5−7, также 1 Кеф. 3:19−20.

9 Потому Господь знает, как избавить благочестивых людей от испытаний и как сохранить нечестивых до Дня Суда, не переставая наказывать их,

Стихи 5−9. О Потопе см Бытие 6−9, о Сдоме, Аморе и Лоте см. Бытие 19, также ср. 7 главу письма Йегуды.

Говоря своим слушателям о необходимости быть бдительными и готовыми к приходу Дня Суда, Йешуа также использовал в качестве предостережения пример Потопа (Мат. 24:37−39), Содом и Гоморру (Мат. 10:15, 11:23−24; Лук. 10:12), и всё вместе (Лук. 17:26−30). Кефа вновь приводит пример Потопа в 3:3−7 ниже; в 1 Кеф. 3:20 и Евр. 11:7 содержится упоминание о нём. Ни в одном из этих отрывков достоверность этого события не подвергается сомнению.

10 в особенности тех, кто, следуя своему старому естеству, стремятся ко всякой мерзости и презирают власть. Будучи самонадеянными и своевольными, эти лжеучителя без трепета оскорбляют ангелоподобных существ; 11 в то время как ангелы, будучи сильнее и могущественнее, не выдвигают против них оскорбительных обвинений перед Господом. 12 Эти же люди, поступающие бездумно, подобно животным, лишённым разума и рождённым только для того, чтобы быть пойманными и истреблёнными, оскорбляют то, о чём они не знают. Они истребятся, и истребление это будет окончательным — 13 им воздастся за всё то зло, которое они совершают. Они находят удовольствие в том, что открыто предаются пьянству; они пятна и пороки, которые упиваются своей ложью, разделяя с вами пищу,

Стихи 10−13. См. письмо Йегуды 8−10, ком. к Йег. 9.

14 их глаза всегда выискивают женщин, готовых прелюбодействовать, глаза, не перестающие грешить; сердце их приучено к алчности; они обольщают колеблющихся. Это дети проклятия! 15 Эти люди свернули с прямого пути и заблудились, идя по стопам Бильама Бен-Беора, который любил [получать] награду за причиняемый вред, 16 но был обличён за свой грех — немое вьючное животное проговорило человеческим голосом и остановило безумие пророка!

Стихи 15−16. Когда израильтяне были на пути в Землю Обетованную, Балак, царь Моава, нанял Бильама Бен-Беора (Валаама, сына Беора), чтобы «проклясть Иакова и вызвать гнев против Израиля» (Числа 22:6, 23:7). Однако Бильам был обличён за свой грех Богом, Который проговорил к нему устами ослицы (Числа 22:22 и далее). Бильам произнёс благословение на Израиль, которое включало в себя мессианское обещание: «Взойдёт звезда от Яакова» (Числа 24:17; см. выше, ком. к 1:19). Согласно Мишне:

'Злой глаз [т.е. жадность, алчность; см. Мат. 6:22−23 и ком.], высокомерный дух и алчная душа характеризуют талмидим Бильама злонамеренного... [Они] наследуют Гей-Гином и сходят в преисподнюю.' (Авот 5:19)

Больше о Бильаме см. в примечании к Отк. 2:14.

17 Они безводные источники, дымка, уносимая порывом ветра; для них приготовлен беспросветный мрак.

Ср. письмо Йегуды 12−13.

Безводные источники многое обещают, но на деле оказываются бесполезными. Они тешат нас обманчивыми надеждами, но ничего доброго не приносят. Ср. Книгу Иеремии 2:13:

'Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды' (Синод. пер.).

18 Произнося напыщенные, но ничего не значащие слова, они, подыгрывая желаниям старого естества, пытаются склонить к разврату тех людей, которые только начали отдаляться от живущих в заблуждении. 19 Они обещают им свободу, при этом сами порабощены растлению, поскольку человек является рабом того, чем он побеждён. 20 В самом деле если некогда они избежали всех скверн этого мира, благодаря тому, что познали нашего Господа и Избавителя, Мессию Йешуа, а затем вновь попались в их сети и были побеждены ими, то последнее их состояние хуже, чем прежнее.

Последнее их состояние хуже, чем прежнее. Ср. Мат. 12:43−45, Евр. 6:4−8.

21 Лучше было бы им вовсе не познавать Путь праведности, чем, познав во всей полноте, отвернуться от святой заповеди, переданной им.

См. ком. к Отк. 1:3 и ссылки.

22 То, что с ними случилось, напоминает правдивую пословицу: "Пёс возвращается на блевотину свою". 23 Поистине, "Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!"

Стихи 1−23. В первом веке, как и сейчас, безнравственные и алчные люди, взяв на себя роль учителей, вводили в заблуждение Божий народ, нанося непоправимый урон морали и репутации Мессианской Общины. Ср. письмо Йегуды 4−16.

«Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!» Должно быть, это пословица, хорошо известная читателям Кефы. Сравните с еврейской поговоркой: «войти в микву, [все ещё] касаясь трупа». Хотя ритуальное омовение может удалить ритуальную нечистоту, оно не будет эффективно, если человек по-прежнему держится за источник осквернения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.