4 Царств 12 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Иоас начал править в седьмой год царствования Ииуя, царя Израильского. Он царствовал в Иерусалиме сорок лет. Мать его звали Цивья из Вирсавии.
2 Иоас делал то, что Господь считал правильным. Он подчинялся Господу всю жизнь. Он делал так, как учил его священник Иодай.
3 Но он не уничтожил высоты, и народ продолжал приносить там жертвы и воскурять фимиам.
4 Иоас сказал священникам: "В храме Господа много денег. Народ приносил вещи в храм Господа, люди платили налоги, когда их пересчитывали, или давали деньги просто потому, что хотели дать.
5 Вы, священники, должны взять все эти деньги и починить храм Господа. Каждый священник должен пустить на это деньги, которые он получает от людей, которым служит. Он должен отдать эти деньги на починку каждого повреждения, которое найдётся в храме Господа".
6 Но и на двадцать третий год царствования Иоаса, священники всё ещё не исправили повреждений в храме.
7 Поэтому царь Иоас позвал священника Иодая и других священников, и спросил их: "Почему вы не исправляете повреждений в храме? Перестаньте брать деньги у людей, которым вы служите. Вы должны пустить эти деньги на ремонт храма".
8 Священники согласились больше не брать денег у народа. Но они также решили не ремонтировать храм.
9 Священник Иодай взял ящик и сделал в нём сверху отверстие. Затем он поставил ящик возле алтаря с правой стороны, где люди входили в храм Господа. Священники, которые стояли на страже у входа, брали деньги, которые люди приносили Господу, и клали их в этот ящик.
10 Когда они видели, что в ящике собралось много денег, приходили царский писец и первосвященник, забирали деньги из ящика, пересчитывали деньги, принесённые в храм Господа, и складывали их в мешки.
11 Они отдавали деньги людям, которые руководили работами в храме. А те платили плотникам и строителям, каменщикам и каменотёсам, работавшим в храме Господа.
12 Они тратили эти деньги на покупку деревьев и тёсаных камней, необходимых для ремонта храма и для всего остального.
13 Люди приносили деньги в храм Господа. Но священники не использовали эти деньги на то, чтобы делать серебряные блюда, щипцы для снятия нагара, чаши, трубы или другие золотые и серебряные сосуды.
14 Эти деньги отдавались рабочим, которые ремонтировали храм.
15 Никто не считал всех денег и не требовал отчёта у людей, которым отдавали деньги для уплаты рабочим, потому что им можно было доверять.
16 Люди давали деньги за жертвы о преступлении и за жертву о грехе, но эти деньги не вносились в дом Господа. Они принадлежали священникам.
17 В то время Азаил, царь Сирийский, пошёл войной против города Гефа и захватил его. И решил он напасть на Иерусалим.
18 Но Иоас, царь Иудейский, взял всё, что пожертвовали храму цари Иудейские, его предки — Иосафат, Иорам и Охозия. Он также взял всё то, что сам пожертвовал, и всё золото, найденное в сокровищницах храма Господа и в царских палатах. Затем Иоас послал всё это Азаилу, царю Сирийскому. И Азаил не напал на Иерусалим.
19 Все остальные дела, которые совершил Иоас, описаны в летописи царей Иудейских.
20 Слуги Иоаса составили заговор против него. Они убили Иоаса в доме Милло, на дороге к Силле.
21 Его убили слуги: Иозакар, сын Шимеаты, и Иегозавад, сын Шомеры. Иоас умер и был похоронен с его предками в городе Давида. Новым царём вместо него стал его сын, Амасия.

Толкование Далласской семинарии

2. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (12:4−16)

4Цар 12:4−8. Иоас задумал реставрационные работы в храме Соломона ввиду того, что в царствование нечестивой Гофолии он не только не ремонтировался, несмотря на нужду в этом, но, напротив, всячески был разоряем (2Пар 24:7). Для осуществления задуманного Иоас решил воспользоваться деньгами (серебром), которые стекались в храм от народа; имелся в виду «подушный выкуп» от каждого еврея, достигшего 20 лет и подлежавшего «исчислению» (серебро, вносимое за каждую душу по оценке; Исх 30:11−16), а также деньги от выкупа обетов (все серебро посвящаемое; Лев 27; Чис 30) и добровольные приношения.

Но выполнить то, что замыслил, царю не удалось. Вероятно, потому, что все перечисленное составляло регулярные источники храмового дохода, и его не хватало и на повседневные нужды, связанные со служением, и на поддержание жизни священников и левитов, и на ремонтные работы в храме. (Под «знакомыми» в стихе 5 и 7 понимались прихожане, обращавшиеся к священникам, хорошо им известным.) Царь Иоас вместе с тем объявил всенародный сбор средств на починку храма, и ответственность за это возложил на священников и левитов, но и это его начинание успеха не имело (сравните стих 7 с 2Пар 24:5).

Дело было, видимо, в том, что священники и левиты не были настроены «отрывать от себя», т. е. все поступавшие в храм деньги они предпочитали расходовать на нужды служения и свои личные нужды, а не на ремонтные работы в доме Господнем. Тогда Иоас повелел им вовсе не брать серебра из регулярных приношений (у знакомых своих, стих 7), ибо отныне он учреждал новый порядок. Подробно об этом рассказано ниже, а также в 2Пар 24:8−14.

4Цар 12:9−16. У входа в дом Господень был установлен ящик — специально для сбора пожертвований. И полагали туда священники все серебро, приносимое в дом Господень. На первосвященника и царского писца была возложена ответственность за пересчет собранных денег и раздачу их производителям работ, а те, в свою очередь, оплачивали плотников и строителей.

Поначалу на изготовление священных предметов (прежние были разворованы Гофолией и другими почитателями Ваала) этих денег не тратили (стих 13), но впоследствии, поскольку собранного оказалось в избытке, «серебро» стали расходовать и на это (2Пар 24:14). Отмечено, что с тех, кто изымал серебро из ящика и пересчитывал его, а затем отдавал производителям работ (т. е. с первосвященника и писца) отчета не требовали, так как они действовали честно. Обращают на себя внимание эти ревностность и честность иудеев, вновь утверждавшихся в Господе. Особо сказано о том, что денежные пожертвования в уплату за вину (преступление) и грех по прежнему оставлялись священникам и левитам (на поддержание их жизни); из них на ремонт храма не брали (стих 16).

В царствование Иоаса произошло несколько событий, не записанных в 4-й Царств; о них рассказано в 2-й Паралипоменон.

Первосвященник Иодай прожил необычайно долгую жизнь — 130 лет, как сказано в 2Пар 24:15−16. Но после его смерти Иоас стал прислушиваться к советам некоторых официальных в Иудее лиц, в результате чего все более отдалялся от Господа. И тогда Бог стал посылать пророков, чтобы предостеречь народ (2Пар 24:17−19). С пророческим предостережением царю и народу выступил и Захария, сын Иодая, ставший первосвященником после своего отца. Против него составлен был заговор, поддержанный царем, и Захарию побили камнями (2Пар 24:20−22).

3. ИОАС ОТКУПАЕТСЯ ОТ АЗАИЛА (12:17−18)

4Цар 12:17−18. Азаил, царь Сирийский, неоднократно наносил поражения израильским царям — Ииую и Иоахазу (13:3, 22). Продвигаясь на юг, вдоль побережья, его войска подошли к границе Иудеи и вторглись в страну. Сирийцы захватили Геф, филистимский город, который прежде был взят иудеями (2Пар 11:8). И вознамерился Азаил идти на Иерусалим. И, судя по 2Пар 24:23, сирийские отряды ворвались в столицу Иудеи и «истребили всех князей народа», т. е. множество сановников, приближенных царя.

Тогда Иоас решил откупиться от сирийца и отдал ему из сокровищниц храма все, что жертвовали туда его предшественники и он сам, и все, какое там нашлось золото. Взяв эту «цену», Азаил отступил от Иерусалима. В 2Пар 24:24 прямо сказано, что сирийцев было немного, по сравнению с военной силой иудеев, но «Господь предал (их) в руку» (врагов) за отступление от Него Иоаса.

4. СМЕРТЬ ИОАСА (12:19−21)

4Цар 12:19−21. Иоас был тяжело ранен сирийцами (2Пар 24:25). Может быть, из дома Милло (крепость на территории Иерусалима; толкование на 3Цар 9:15) он отправился в Силлу (местонахождение не известно) залечивать раны. Но по дороге туда, во время одной из остановок, он был убит, пав жертвой заговора, который составили против него несколько приближенных. В 2Пар 24:25 сказано, что причиной заговора было убийство, с одобрения царя, Захарии, сына первосвященника Иодая (2Пар 24:20−22). Убит Иоас был в своей постели.

Его убийцы названы по именам. В 2Пар 24:26 читаем, что матерью Иозакара была аммонитянка, а матерью Иегозавада — моавитянка (толкование на этот стих) Иоас был похоронен в городе Давидовом (Иерусалиме), однако, не в царских гробницах (2Пар 24:25), не удостоившись этой высокой чести. Ему наследовал Амасия, сын его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.