4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Ахаз, сын Иоафама, стал царём в Иудее в семнадцатый год царствования Факея, сына Ремалии.
2 Ахазу было двадцать лет, когда он стал царём. Он правил в Иерусалиме шестнадцать лет. Он не делал то, что Господь считал правильным. Он не подчинялся Господу, Богу своему, как его предок Давид.
3 Ахаз жил, как жили цари Израильские. Он даже своего сына принёс в жертву на огне, следуя страшным грехам народов, которых Господь прогнал из страны, когда пришли израильтяне.
4 Он совершал жертвоприношения и воскурял фимиам на высотах, на холмах и под каждым зелёным деревом.
5 Тогда Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалии, царь Израильский, пошли, чтобы воевать против Иерусалима. Они окружили Ахаза, но не могли одолеть его.
6 В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф. Он выгнал из Елафа всех иудеев. Сирийцы вселились в Елаф и живут там и сегодня.
7 Ахаз отправил послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: "Я — твой слуга. Я тебе как сын. Приди и спаси меня от царя Сирийского и от царя Израильского, которые напали на меня".
8 И взял Ахаз серебро и золото, которое было в храме Господа и в сокровищницах царских палат, и отправил его в дар царю Ассирийскому.
9 И послушался царь Ассирийский Ахаза, и пошёл воевать против Дамаска. Он захватил Дамаск и выселил его жителей в Кир, а Рецина убил.
10 Затем царь Ахаз отправился в Дамаск, чтобы встретиться с Феглаффелласаром, царём Ассирийским. Ахаз увидел алтарь в Дамаске и послал священнику Урии набросок алтаря с детальным планом его устройства.
11 Священник Урия построил алтарь по образцу, который прислал из Дамаска царь Ахаз, ещё до того, как царь Ахаз вернулся из Дамаска.
12 Когда царь вернулся из Дамаска, он увидел алтарь, подошёл к нему и принёс на нём жертвы.
13 На алтаре он принёс свои жертвы всесожжения и хлебные приношения. Он совершил возлияние и окропил стороны алтаря кровью приношений содружества.
14 Ахаз взял медный алтарь, который стоял перед Господом с передней стороны храма между новым алтарём и храмом Господа, и поставил его с северной стороны от своего нового алтаря.
15 Затем царь Ахаз приказал священнику Урии: "На большом алтаре сжигай утренние всесожжения и вечерние хлебные приношения. Также сжигай на нём жертвы всесожжения от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от простых людей, и хлебное приношение от них, и приношения возлиянием от них. Также сжигай на этом алтаре утренние всесожжения, вечерние хлебные приношения и другие приношения, и возлияния от царя, и от простых людей. Окропляй большой алтарь кровью жертв всесожжения и кровью других жертв. А медным алтарём я буду пользоваться для того, чтобы вопрошать Господа".
16 Священник Урия сделал всё, что приказал ему царь Ахаз.
17 Царь Ахаз срезал ободки с передвижных подстав и снял с них умывальницы, в которых священники мыли руки. Он снял резервуар с медных волов, которые поддерживали его, и поставил его на каменный пол.
18 В храме было построено крытое место для субботних встреч. Но Ахаз убрал это крытое место. Ахаз также убрал и наружный царский вход. Ахаз сделал это ради царя Ассирийского.
19 Остальные дела, которые совершил Ахаз, описаны в летописи царей Иудейских.
20 Ахаз умер и был похоронен со своими предками в городе Давида. Новым царём, вместо него, стал его сын Езекия.

Толкование Далласской семинарии

У. Нечестивое правление Ахаза в Иудее (глава 16)

I. ДЕЛА АХАЗА В ОЦЕНКЕ АВТОРА (16:1−4)

4Цар 16:1−2а. Семнадцатый год правления Факея в Израиле приходился на 735 г. до Р. Х. Но шестнадцатилетнее царствование Ахаза началось не в 735, а в 732 г. и продолжалось до 715 г. до Р. Х. Как видно из таблицы «Цари Иуды и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» (помещенной рядом с толкование на 3Цар 12:25−33), отец Ахаза, Иоафам, тоже царствовал 16 лет (2Пар 27:1) — с 750 по 735 г. до Р. Х. А умер он, повторяем, в 732 году. Очевидно, в эти четыре года (735−732) ни Иоафам, ни Ахаз не были полновластными правителями, но правили Иудеей как «сорегенты». Предполагают, что вместе с отцом Ахаз начал править даже не с 735, а с 744 года (4Цар 17:1 и комментарий на этот стих).

4Цар 16:2б−4. Если многие из царей Иудеи были хотя бы сопоставимы с Давидом, то этого никак нельзя сказать об Ахазе. Пренебрегая волей Господа, он во всем подражал нечестивым царям израильским и зашел так далеко, что даже сына своего принес как всесожжение в жертву языческому идолу (очевидно, Молоху). Омерзительный этот грех (сравните 17:17) имел широкое распространение в среде аммонитам и других ханаанских народов, которых при Иисусе Навине евреи изгнали (к сожалению, не до конца) из земли обетованной.

Жертвы и курения Ахаз приносил и на высотах и под всяким тенистым деревом. Здесь гипербола, цель которой показать, как много и в Иудее было — в нарушение Моисеева закона — этих «священных мест». Существенно, что Ахаз (к тому же) приносил на них жертвы не Иегове, а чужим богам (сравните 17:10).

2. ВРАГИ АХАЗА (16:5−9)

4Цар 16:5−6. Как уже говорилось выше (14:37), Рецин и Факей заключили между собой союз с целью отпора ассирийской агрессии, и хотели, чтобы Ахаз присоединился к ним. Но Ахаз «доброй ссоре» с Ассирией предпочитал «худой мир» с ней, и попытки израильского и сирийского царей сделать его участником их союза не увенчались успехом.

Как бы в скобках автор замечает (стих 6), что Рецин вновь овладел Елафом, городом у северной оконечности Акабского залива, который царь Азария незадолго перед этим «возвратил Иуде» (14:22 и толкование на этот стих). Более иудеям не удалось овладеть этим важным портовым городом. Изначально принадлежавший идумеям, он опять, будучи завоеван сирийцами, стал местом их обитания.

4Цар 16:7−9. Вместо того, чтобы присоединиться к Рецину и Факею, Ахаз обратился за помощью к Феглаффелласару. Он просил его защитить Иудею от ее беспокойных соседей и ради этого готов был сделаться вассалом Ассирии (я раб твой, говорит он ассирийскому царю). Получив от Ахаза богатые дары (серебро и золото из дома Господня и сокровищниц царских), пошел царь Ассирийский в Дамаск и взял его.

Теперь уже сирийцам ничего не оставалось, как снять осаду с Иерусалима: им надо было защищать собственную территорию. Результатом этой военной кампании было умерщвление Рецина и переселение жителей Дамаска (по обычаю ассирийцев переселять побежденные народы — сравните 15:29; 17:23) в Кир (на территорию Ассирии).

Решение Ахаза обратиться за помощью к ассирийцам было явно неразумным (Ис 7). Мало того, что множество иудеев погибло при осаде Иерусалима израильтянами (Факеем; 2Пар 28:5−8). теперь, по инициативе иудейского царя, в Палестину вторглись ассирийцы. Автор 2-й Паралипоменон пишет и об успешных вторжениях в Иудею (в то же самое время) идумеев и филистимлян (2Пар 28:17−19). Огромными потерями, которые он понес, Ахаз в конечном счете был обязан своему отступничеству от Господа (2Пар 28:19).

3. ПОДРОБНО ОБ ОТСТУПНИЧЕСТВЕ АХАЗА (16:10−18)

4Цар 16:10−11. Ахаз отправился в Дамаск, где временно пребывал Тиглат-Палассар III, чтобы лично засвидетельствовать ему о своей покорности. Там он увидел большой (стих 15) жертвенник, сирийской или, скорее, ассирийской работы, который произвел на него впечатление своей конструкцией. Ахаз приказал сделать изображение жертвенника и чертеж его и отправить их в Иерусалим первосвященнику Урии, чтобы он построил такой же к возвращению царя из Дамаска.

4Цар 16:12−18. Повеление Ахаза Урия, может быть, неохотно, но исполнил. Вернувшись в Иерусалим, царь приказал передвинуть медный жертвенник для всесожжении Господу, занимавший центральное положение во дворе храма, чтобы освободить место для нового жертвенника. На нем он приказал совершать все регулярные жертвоприношения, а жертвенник, сделанный еще при царе Соломоне, «оставить на его усмотрение». (Видимо, Ахаз хотел понаблюдать за реакцией иудеев на его нововведение, прежде чем решиться на последующие в согласии с языческими культами, к которым этот царь питал особое пристрастие.).

Не объясняется, с какой целью обломал царь ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и сделал все остальное, о чем сказано в стихе 17. Ясно только, что он сознательно нарушил волю Господа, воплотившуюся в создании этих предметов, которые были изготовлены по образцу тех, что стояли в скинии. Поклоняясь чужим богам в расчете на их милостивое отношение к нему (о смешении в царствование Ахаза культа Иеговы, религии богооткровения, с многообразными элементами язычества читаем и в 2-й Паралипоменон и в книге Исаии) и способствуя тем самым все более глубокому духовному падению Иудеи, царь и в политическом плане добровольно «встал под руку» язычника Тиглат-Палассара. Так Иудея оказалась в унизительной вассальной зависимости от ассирийца, которому Ахаз всячески стремился угодить.

В стихе 18 читаем, что ради царя Ассирийского он отменил крытый субботний ход при храме, и внешний царский вход к дому Господню; речь, вероятно, идет об особо оборудованных для царя и его свиты путях и выходах к храму, в частности, о крытой (защищенной от солнца) колоннаде. Не заботившийся о торжественной красоте храма Господня, Ахаз разрушал его, может быть, желая принести какие-то особо ценные части в дар своему ассирийскому покровителю, а, может быть, боясь вызвать у него раздражение видом всего этого благолепия.

4. СМЕРТЬ АХАЗА (16:19−20)

4Цар 16:19−20. По смерти Ахаз был похоронен в Иерусалиме, но не в царских гробницах, не вблизи благочестивых царей Иудеи (2Пар 28:27). Это свидетельствует о том, что и в его царствование в стране оставались влиятельные люди, не одобрявшие политики Ахаза. Ф. Нечестивое правление Осии в Израиле (17:1−6)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.