4 Царств 17 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Осия, сын Илы, стал царём в Самарии над Израилем в двенадцатый год царствования Ахаза, царя Иудейского. И правил Осия девять лет.
2 Осия делал то, что Господь считал злом. Но он не совершал столько зла, сколько совершали цари Израильские, которые были до него.
3 Салманассар, царь Ассирийский, вышел, чтобы сразиться с Осией. Салманассар победил Осию, и Осия стал его слугой, и платил ему дань.
4 Царь Ассирийский узнал, что Осия составил против него заговор, так как Осия отправлял посланников к Сигору, царю Египетскому, и не платил ежегодной дани царю Ассирийскому, как делал прежде. Тогда царь Ассирийский взял его под стражу и посадил в темницу.
5 Царь Ассирийский атаковал землю по всему Израилю. Он подступил к Самарии и держал её в осаде три года.
6 Царь Ассирийский захватил Самарию в девятый год царствования Осии. Он переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Гозане, возле реки Хавор, и в других городах Мидийских.
7 Это произошло потому, что израильтяне согрешили против Господа, Бога своего, Который вывел их из земли Египетской из-под гнёта фараона, царя Египетского. Израильтяне стали поклоняться другим богам.
8 Они стали делать то же самое, что делали народы, которых Господь изгнал с их земли, когда пришли израильтяне. Израильтяне также выбрали, чтобы ими правили цари, а не Бог,
9 и тайно совершали злые дела против Господа, их Бога. Израильтяне построили высоты во всех своих городах — от сторожевой башни до укреплённого города.
10 Они установили у себя святые камни и столбы Ашеры на каждом высоком холме и под каждым развесистым деревом.
11 Они воскуряли фимиам на всех высотах, как делали народы, которых Господь изгнал с земли перед ними. Израильтяне творили зло и гневили Господа.
12 Они поклонялись идолам, и Господь сказал израильтянам: "Не делайте этого".
13 Господь предостерегал Израиль и Иуду через всех своих пророков и провидцев. Господь сказал: "Отвернитесь от зла, которое вы делаете. Подчиняйтесь Моим заповедям и уставам, которые Я дал вашим предкам, и послал вам через слуг Моих, пророков".
14 Но они не слушали. Они были упрямы, как их предки, которые не верили Господу, своему Богу.
15 Они отказались от законов Господа и от соглашения, которое Он заключил с их предками. Они отказались слушать предостережения Господа. Они поклонялись идолам, которые ничего не стоили, и сами перестали чего-либо стоить. Они жили так, как народы вокруг них, несмотря на то, что Господь предупреждал их: "Не делайте так, как они".
16 Народ перестал следовать всем заповедям Господа, Бога своего. Они сделали себе золотые изображения двух тельцов и столб Ашеры. Они поклонялись всем звёздам небесным и служили Ваалу.
17 Они приносили на огне в жертву своих сыновей и дочерей. Они занимались гаданием и колдовством. Они предавались тому, что Господь считал злом. Они делали это, чтобы гневить Господа.
18 И Господь сильно разгневался на израильтян, и отверг их от Себя, и не осталось никого, кроме племени Иуды!
19 И даже народ Иудеи не подчинялся заповедям Господа, Бога своего. Они жили так, как жили израильтяне.
20 Поэтому Господь отверг весь израильский народ. Он принёс им много бед. Он отдавал их в руки грабителям и, наконец, отверг их от Себя с глаз долой.
21 Когда Господь отделил Израиль от дома Давида, израильтяне сделали Иеровоама, сына Навата, своим царём. Иеровоам увёл израильтян от Господа и ввёл их в великий грех.
22 Израильтяне следовали всем грехам Иеровоама. Они не переставали совершать эти грехи,
23 пока Господь не отверг их от Себя, как предупреждал через слуг Своих, пророков. И были израильтяне переселены из своей земли в Ассирию, где они и находятся до сегодняшнего дня.
24 Царь Ассирийский увёл израильтян из Самарии. Он привёл народы из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима. Он поселил их в городах Самарии вместо израильтян. Они овладели Самарией и стали жить в её городах.
25 Когда они только начали жить в Самарии, они не чтили Господа, и Господь посылал на них львов, которые их убивали.
26 И сказали царю Ассирийскому: "Люди, которых ты увёл и поселил в городах Самарии, не знают закона Бога этой страны. Бог посылает к ним львов, которые убивают их, потому что они не знают закона Бога этой земли".
27 Тогда царь Ассирийский приказал: "Возьмите одного из священников Самарии, которых я взял в плен, и отправьте его обратно в Самарию. Пусть он живёт там и научит людей закону Бога той земли".
28 И тогда один из священников, которых выселили из Самарии, пришёл жить в Вефиль. И учил он людей, как чтить Господа.
29 Но каждый народ сделал своих богов и поставил их на высотах в храмах, которые построили самаряне. Они сделали это в городах, где жили.
30 Люди из Вавилона сделали лжебога Суккот-беноф. Кутийцы сделали Нергала. Емафяне сделали Ашиму.
31 Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака. А люди из Сепарваима сжигали своих детей на огне в жертву Адрамелеху и Анамелеху, богам Сепарваимским.
32 Но они поклонялись и Господу. Они выбрали священников для высот из народа, и эти священники служили у них в храмах на высотах.
33 Они почитали Господа, но они также служили своим богам, богам, которым служили в тех странах, откуда они были привезены.
34 Даже сегодня эти люди соблюдают обычаи, которые соблюдали в прошлом. Они не почитают Господа, и не подчиняются уставам и обрядам, законам и заповедям, которые Господь дал потомкам Иакова, чьё имя Он изменил на Израиль.
35 Господь заключил соглашение с израильским народом. Он приказал им: "Вы не должны почитать других богов. Вы не должны поклоняться им, служить им, или приносить им жертвы.
36 Вы должны следовать только за Господом, Который Своей великой силой вывел вас из земли Египетской. Вы должны прославлять Господа, поклоняться Ему, и Ему приносить жертвы.
37 Вы всегда должны выполнять уставы и законы, учения и заповеди, которые Он написал для вас. Вы не должны прославлять лжебогов.
38 Не забывайте соглашения, которое Я заключил с вами, и не прославляйте других богов.
39 Прославляйте только Господа, Бога вашего! Тогда Он спасёт вас от руки всех ваших врагов".
40 Но израильтяне не послушали. Они делали то же, что делали раньше.
41 Эти народы прославляли Господа. Но они также служили и своим идолам. И до сего дня их дети и внуки поступают так же, как их предки. Езекия начинает своё правление над Иудеей.

Толкование Далласской семинарии

4Цар 17:1−2. Осия, умертвивший Факея (15:30), стал царем Израиля в 732 г. до Р. Х., на двенадцатом году правления Ахаза в Иудее. Из этого следует, что Ахаз действительно стал править (вместе с отцом, Иоафамом) в 744 г. до Р. Х. (толкование на 16:1−2а); в общей сложности он был «сорегентом» при Иоафаме 13 лет (744−732 г. до Р. Х.) и шестнадцать лет правил единовластно (732−715 г. до Р. Х.). Осия свое девятилетнее правление начал «в двадцатый год Иоафама» (15:30), царя иудейского, т. е. в 732 г. до Р. Х.

Видимо, не случайно «грехи Иеровоама» в связи с Осией не упоминаются. Благочестивым царем Осия не был, но, согласно раввинским преданиям, он разрешал израильтянам ходить в Иерусалим, чтобы поклоняться Господу, т. е. не настаивал на поклонении их золотым тельцам в Дане и Вефиле.

4Цар 17:3−6. Тиглат-Палассара III сменил на ассирийском троне его сын Салманассар V (727−722 гг. до Р. Х.). Вероятно, Осия решил воспользоваться этим и ослабить свою зависимость от Ассирии. Он попробовал наладить союзнические отношения с фараоном Египта Сигором (по другим источникам Осорконом IV, или Сабаконом; видимо, под всеми тремя именами подразумевается один и тот же фараон, правивший примерно в 727−716 г. до Р. Х.). Салманассару Осия перестал платить дань ежегодно, как это было при Тиглат-Палассаре. Все это побудило царя Ассирийского пойти на Израиль войною и осадить Самарию.

Искать поддержки в Египте было со стороны Осин неразумно — фараон не мог ему помочь, да и не стал бы портить отношения с могущественной Ассирией из-за Израильского царства. Узнав об измене Осии, Салманассар взял его и заключил в тюрьму. А затем пошел на всю землю, т. е. овладел всей остававшейся еще свободной от ассирийцев территорией Северного царства (Галилея и Трансиордания, т. е. северная и западная части его, были опустошены еще Тиглат-Палассаром; 15:29).

Три года длилась осада расположенной в горах и труднодоступной Самарии; она пала на девятом году правления Осии (722 г до Р. Х.), после чего Израильтяне были переселены в разные области и города Ассирийской империи. Халах — область, лежавшая севернее Ниневии и на юг от озера Ван; Гозан был городом, а не рекой, а вот Хавор, или Хабор, — название реки, впадающей в Евфрат (на Хаворе и стоял Гозан; очевидно, евреи были рассеяны по берегам обеих рек); местом обитания израильтян стали и города Индийские — на северо-востоке от Ниневии.

X. Пленение Израиля (17:7−41)

Так, по прошествии двух веков Северное (Израильское) царство прекратило свое существование (931−722 г. до Р. Х.). Семь из двадцати его царей погибли насильственной смертью. И все они были нечестивцами, подлежавшими Божьему осуждению.

1. ПРИЧИНЫ ПЛЕНЕНИЯ ИЗРАИЛЯ (17:7−23)

4Цар 17:7−13. Окончательное поражение и выселение Израиля в чужие земли произошло потому, что народ и его цари не переставали грешить пред Господом, Богом своим. И это было тем более непростительно, что Господь чудесным образом освободил этот народ из египетского рабства. И нет ли иронической ноты в том, что последний царь Осия искал помощи именно у Египта (стих 4), откуда за 724 года до того (в 1446 г до Р. Х.) Бог вывел евреев, чтобы взять их под Свое покровительство!

Сыны Израилевы не вовсе оставили Господа, но, наряду с Ним, они поклонялись и «богам иным», служили идолам (стих 13; сравните Исх 20:3). Они постоянно вступали в разного рода компромиссы со своими соседями-язычниками и поступали по обычаям тех народов, которых прогнал Господь от лица их; простые люди следовали при этом порочному примеру своих царей, неверных Господу (особую роль в духовном падении израильского народа сыграл Иеровоам I, который ввел в стране крепко укоренившийся культ золотых тельцов; 3Цар 12:28−30). Из того, как передан стих 8 на английском языке, следует, что дела неугодные Господу сыны Израилевы (стих 9) делали втайне, но тайное их было явно для Него.

По всей земле и во всех городах построены были высоты (выражение от сторожевой башни до укрепленного города означает «повсеместно»; сравните 18:8) для богопоклонения, хотя Господь ясно выразил народу Свою волю на этот счет, волю, направленную на его же благо (Втор 12:2−7, 13−14). Более того: израильтяне поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом (стих 10; сравните 18:4).

И стали там совершать курения в надежде расположить к себе богов тех народов, которые населяли эту землю прежде и которых изгнал от них Господь. Поклоняясь идолам, евреи делали худые дела, постоянно навлекая на себя гнев Господа (13:3; 17:17). Но не тотчас настигала их кара Божия, ибо Он периодически и неоднократно предостерегал и Израиля и Иуду через пророков своих и через тех, кому дал прозревать будущее; через этих избранных Им людей Бог напоминал народу о том, что ему следовало помнить и знать, имея заповеди Его (стихи 12−13).

4Цар 17:14−15. Но сыны Израилевы не слушали Божьих посланцев, являя в своем непослушании поразительное упорство (ожесточили выю свою), и в этом отношении были подобны отцам своим, т. е. тем своим предшественникам, которые жили в неразделенном еще царстве. Причина трагедии народа коренилась в недостаточности его веры в Иегову, Бога своего. Потому и пренебрегали они повелениями Его и заветом, который Он заключил с отцами их, и откровения Его и предостережения как бы проходили мимо них. Впрочем, они, как уже говорилось, не полностью отреклись от Господа, однако, постоянно искали «поддержки» и у чужих богов (сравните стих 12).

Суетными, т. е. тщетными, были эти искания и надежды.

4Цар 17:16−17. В нарушение заповедей Господних были, по приказанию Иеровоама I, отлиты два золотых тельца, которым жители Израиля поклонялись в Дане и Вефиле (3Цар 12:28−29; сравните Втор 4:15−18). В столице, Самарии, местом языческого поклонения была «священная роща» (дубрава) Астарты (13:6). Широкое распространение получили культ поклонения звездам (всему воинству небесному: 21 23:4−5; сравните Втор 4:19) И Ваалу, ближневосточному божеству плодородия, служили сыны Израилевы.

И во всем следуя примеру своего языческого окружения, совершали грех человеческих жертвоприношений, особо отвратительных в глазах Иеговы: проводили сыновей своих и дочерей через огонь, т. е. приносили их во всесожжение идолам (16:3; сравните Втор 18:10). Колдовство и гадания всякого рода, посредниками в которых являются духи зла, вошли у них в повседневную практику (Втор 18:10−11). Из всего этого видно, как далеко отошли евреи 9−8 веков до Р. Х. от заповеданного им Богом через Моисея.

4Цар 17:18−20. И тогда Господь отверг Израильтян от лица Своего, другими словами, изгнал их из Своего присутствия, т. е. из земли, где Он обещал пребывать с ними (сравните стих 23). Переселение их ассирийцами было одним из судов Божьих; Бог предупреждал Свой народ, что кара эта настигнет его в случае упорного ослушания (Втор 28:45−48). Осталось в обетованной земле лишь колено Иудино (стих 18). Хотя часть Южного царства составляло и колено Вениаминово, оно, по малому своему размеру, чаще всего не упоминается, наряду с Иудой.

Однако и Иуда не соблюдал заповедей Господа и поступал по обычаям Израильтян. По этой причине Бог покарал и Южное царство. Он подвергал иудеев многим бедствиям от рук народов, окружавших их, а в конце-концов и их обрек на изгнание. (Сказанное в стихах 18−20 — авторская вставка, сделанная после того, как Иуда тоже был уведен в плен.)

4Цар 17:21−23. Израиль был отторгнут Богом от Иуды, т. е. от дома (династии) Давида, за грехи царя Соломона (3Цар 11:9−13), в дни сына его Ровоама. И сделали израильтяне царем своим Иеровоама I, который увел и все далее уводил народ от Господа, ибо вовлек его в великий грех поклонения золотым тельцам (4Цар 17:16). Эта форма поклонения Иегове, неугодная Ему, пустила столь глубокие корни в Израиле, что держалась в веках, доколе Господь не изгнал израильтян из земли обетованной.

Итак, по причинам упорного идолопоклонства, постоянного неповиновения Иегове, человеческих жертвоприношений, поклонения звездам и увлечения черной магией Израиль был переселен в Ассирию, где оставался и в те дни, когда писалась 4 книга Царств.

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛЕНЕНИЯ (17:24−41)

а. Непосредственные результаты его (17:24−33)

4Цар 17:24. Царь Ассирийский здесь — это, по всей вероятности, Саргон II (722−705 г. до Р. Х.). Салманассар V умер во время осады Самарии или вскоре после того.

Постоянной политикой Ассирии в отношении побежденных народов было изгнание или переселение их (точнее, переселение всех сколько-нибудь именитых и имевших то или иное значение жителей покоренных земель и городов) и поселение на их месте других ассирийских подданных. В данном случае Саргон перевел на земли Израиля людей из Вавилова Кути (последняя находилась на северо-восток от города Вавилона, на территории современного Ирака), Аввы (город, находившийся вблизи р. Хабор; стих 6 и толкование на него), Емафа (города нар. Оронт, в Сирии) и Сепарваима (тоже, по-видимому, сирийского города); переселенцы стали жить в Самарии и окрестных городах. Так Самария, столица Израиля, и прилегающие к ней земли, образовали еще одну ассирийскую провинцию. Следует заметить, что подобные выселения из Израиля и заселения его новыми жителями происходили неоднократно, при нескольких ассирийских царях.

4Цар 17:25−28. Бедствием для новых поселенцев на земле Израиля стали львы, которых, сказано, Господь посылал на них, потому что они не чтили Его. Львы и раньше водились в этих местах в немалом числе, и порой они становились орудием наказания в руках Божьих (3Цар 13:23−26; 20:36), но в процессе сокращения населения их поголовье, очевидно, множилось, и случаи умерщвления ими людей учащались. В глазах язычников-ассирийцев это было наказанием местного божества, которое им следовало умилостивить.

Не зная, как это сделать, они обратились за помощью к царю. И повелел царь Ассирийский возвратить в Израиль одного из священников Бога той земли, чтобы он научил новых ее жителей закону Иеговы и поклонению Ему. Судя по тому, что возвратившийся из Ассирии священник поселился в Вефиле, он, скорее всего, был одним из служителей культа тельцов.

4Цар 17:29−33. Каждая из перечисленных тут этнических групп поклонялась своим идолам, которых новые поселенцы установили в капищах высот, во множестве оставшихся от израильтян. Мало что известно об этих языческих богах; полагают, что Нергал был вавилонским богом подземного царства. Упоминается языческая практика человеческих жертвоприношений. Характерно, что исповедовавшие многобожие новые жители Самарии без колебаний присоединили к пантеону своих богов и Иегову.

Не имея особой священнической касты, подобной левитам у евреев, они стали назначать для служения Господу священников из среды своей. Автор подчеркивает то обстоятельство (дважды упоминая о нем в стихе 32 и 33), что они чтили и Господа, наряду с собственными богами. Между тем, подобный синкретизм был Иеговой запрещен (Исх 20:3).

Из 4Цар 17:24−33 можно понять происхождение самарян как особой этнической группы. Они возникли от смешения израильтян с представителями различных народов древнего Востока; по этой причине чистокровные евреи презирали самарян (Ин 4:9). И все-таки они-то и являлись действительными потомками тех израильтян, что оставались еще в земле обетованной (не все они были уведены в Ассирию).

б. Последствия совершившегося в долгосрочном плане (17:34−41)

4Цар 17:34−41. До сего дня (стих 41), т. е. до дней, когда создавалась 4-й Царств, и столетия спустя самаряне держались своих обычаев. Они не боятся Господа, пишет автор, и это не противоречит сказанному им в стихах 32−33, потому что слово «чтили» не употреблено в них в значении поклонения с любовью, от сердца; ибо тому образу служения Иегове, которое было Им заповедано, самаряне не следовали. И законом, который Он дал сынам Иакова, не руководствовались. Между тем, Иаков получил от Бога новое имя — Израиль, в ознаменование того, что ему и его потомкам предстояло сделаться особым народом в мире. Эта-та «особость», постоянно нарушавшаяся евреями, самарянами и вовсе была отвергнута. О ней нарочито напоминается в стихах 35−39 посредством свободного цитирования нескольких положений Моисеева закона (сравните Исх 6:6; 20:4−5, 23; Втор 4:23, 34; 5:6, 15, 32; 6:12; 7:11, 25 и т. д.). Подчеркнуто звучат слова стих 40. Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям, т. е. в сменявших друг друга поколениях продолжали поклоняться и Господу и многочисленным языческим божествам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.