4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Жена одного человека из братства пророков с рыданием говорила Елисею: "Слуга твой, мой муж, умер. Ты знаешь, что он почитал Господа. Но сейчас человек, которому он должен был деньги, пришёл, чтобы забрать обоих моих мальчиков и сделать их своими рабами".
2 Елисей ответил ей: "Как я могу тебе помочь? Скажи мне, что есть у тебя в доме?" Женщина сказала: "У меня в доме ничего нет, кроме кувшина с оливковым маслом".
3 Тогда Елисей сказал: "Пойди и попроси пустые сосуды у всех своих соседей. Попроси много сосудов.
4 Затем зайди в свой дом и запри двери. Только ты и твои сыновья будете в доме. Налей масло во все сосуды, наполни их и поставь отдельно".
5 Женщина ушла от Елисея домой и заперла двери. В доме были только она и её сыновья. Сыновья приносили ей сосуды, а она наполняла их маслом.
6 Она наполнила много сосудов. Наконец она сказала сыну: "Подай мне другой сосуд". Но все сосуды были наполнены, и сын сказал ей: "Нет больше сосудов". Тогда масло перестало литься.
7 Женщина пошла к Божьему человеку и рассказала ему обо всём. А он сказал ей: "Пойди продай масло и заплати свои долги. А ты и твои сыновья будете жить на деньги, которые останутся".
8 Однажды Елисей пришёл в Сонам. Там жила одна богатая женщина. Она упросила Елисея остановиться и поесть у неё в доме. И каждый раз, когда Елисей проходил мимо того места, он останавливался там поесть.
9 И сказала женщина своему мужу: "Я знаю, что этот человек, который часто проходит мимо нашего дома, святой Божий человек.
10 Давай сделаем небольшую комнату на крыше и поставим там кровать, стол, стул и светильник. Тогда он сможет останавливаться там, когда будет приходить к нам".
11 Однажды Елисей пришёл туда. Он пошёл в эту комнату и лёг там отдохнуть.
12 Он сказал слуге своему Гиезию: "Позови эту сонамитянку. " Слуга позвал её, и она пришла к Елисею.
13 Елисей сказал слуге: "Скажи ей: "Ты пошла на все эти неудобства из-за нас. Что нам для тебя сделать? Хочешь, мы поговорим о тебе с царём или с военачальником?"" Но женщина ответила: "Мне хорошо живётся здесь, среди своего народа".
14 И спросил Елисей Гиезия: "Что же мы можем сделать для неё?" Гиезий ответил: "Я знаю! У неё нет сына, а муж её стар".
15 Тогда Елисей сказал: "Позови её". Гиезий позвал её. Она пришла и остановилась в дверях.
16 И сказал ей Елисей: "В это время следующей весной ты будешь держать на руках сына". Женщина сказала: "Нет, господин мой! Не обманывай меня, о Божий человек!"
17 Но женщина забеременела. И весной она родила сына, как говорил ей Елисей.
18 Мальчик подрос. Однажды он пошёл в поле к отцу, который был со жнецами.
19 Мальчик сказал отцу: "Голова моя! Голова моя болит!" И сказал тот слуге своему: "Отнеси его к матери".
20 Слуга отнёс мальчика к его матери. Мальчик просидел у матери на коленях до полудня, а потом умер.
21 Женщина поднялась и положила мальчика на постель Божьего человека. Затем она закрыла дверь и вышла.
22 Она позвала своего мужа и сказала: "Пожалуйста, пришли мне одного слугу и осла. Тогда я смогу быстро добраться до Божьего человека и вернуться назад".
23 Муж её сказал: "Зачем тебе сегодня ехать к Божьему человеку? Сегодня же не новый месяц и не суббота. " Она сказала: "Не волнуйся. Всё будет хорошо".
24 Затем, она оседлала осла и сказала своему слуге: "Поехали, и торопись. Не останавливайся, пока я не скажу тебе".
25 Женщина отправилась к Божьему человеку, к горе Кармил. Божий человек издалека увидел приближающуюся женщину. Он сказал своему слуге Гиезию: "Смотри, это сонамитянка!
26 Побеги ей навстречу и спроси её: "Здорова ли ты? Здоров ли твой муж? Здоров ли твой ребёнок?"" Гиезий спросил её, и она ответила: "Всё хорошо".
27 Когда же сонамитянка поднялась на холм к Божьему человеку, то ухватилась за его ноги. Гиезий подошёл, чтобы оттолкнуть её, но Божий человек сказал ему: "Оставь её в покое! Она очень огорчена, но Господь не сказал мне об этом. Господь скрыл это от меня".
28 И сказала сонамитянка: "Господин мой, я не просила у тебя сына. Я говорила тебе: "Не обманывай меня!""
29 Тогда Елисей сказал Гиезию: "Соберись в дорогу. Возьми мой посох и иди. Не останавливайся, и не говори ни с кем. Если ты встретишь кого-либо, то даже не здоровайся. Если же кто поздоровается с тобой, не отвечай. И положи мой посох на лицо ребёнка".
30 Но мать ребёнка сказала: "Как верно то, что жив Господь и ты жив, я не уйду без тебя!" И он встал и пошёл за сонамитянкой.
31 Гиезий пришёл раньше Елисея и женщины. Он положил посох на лицо мальчика. Но мальчик не говорил и не подавал никаких признаков жизни. Тогда Гиезий вышел навстречу Елисею и сказал ему: "Ребёнок не просыпается!"
32 Елисей зашёл в дом. Там на его постели лежал умерший ребёнок.
33 Елисей зашёл в комнату и закрыл дверь. В комнате был только он и ребёнок. Елисей помолился Господу,
34 подошёл к постели и лёг на ребёнка. Он приложил свой рот ко рту ребёнка, свои глаза к его глазам, свои ладони к его ладоням. Елисей распростёрся на ребёнке, и тело ребёнка согрелось.
35 Елисей встал и прошёлся по комнате взад и вперёд. Затем он подошёл к постели и снова распростёрся на ребёнке. Тогда ребёнок чихнул семь раз и открыл глаза.
36 Елисей позвал Гиезия и сказал: "Позови сонамитянку". Гиезий позвал её. Когда она пришла, Елисей сказал: "Возьми своего сына".
37 Женщина вошла, упала ему в ноги и поклонилась ему до земли. Затем она взяла своего сына и вышла.
38 Елисей возвратился в Галгал. В той земле был голод. Братство пророков сидело перед Елисеем. Елисей сказал своему слуге: "Поставь большой котёл на огонь и свари суп для пророков".
39 Один из них вышел в поле собирать овощи. Он нашёл дикое вьющееся растение — горлянку, собрал с него плоды и положил их в свою одежду. Вернувшись, он накрошил эти дикие плоды горлянки и положил их в котёл с супом. Никто из пророков не знал, какие это были плоды.
40 Затем они налили людям немного супа, но как только они начали есть, все закричали: "Божий человек, здесь яд в котле!" И не могли они есть.
41 Но Елисей сказал: "Принесите немного муки". Он насыпал её в котёл и сказал: "Очисти суп, чтобы люди могли его есть". И не стало в супе ничего вредного.
42 Один человек из Ваалшалиши пришёл и принёс Божьему человеку хлеб от первого урожая. Он принёс в своей сумке двадцать булок ячменного хлеба и свежую пшеницу. И сказал Елисей: "Отдай это людям, пусть едят".
43 Слуга Елисея сказал: "Здесь недостаточно для ста человек". Но Елисей ответил: "Отдай эту еду людям. Пусть едят. Господь говорит: "Они будут есть, и ещё останется"".
44 Тогда слуга Елисея поставил еду перед молодыми пророками. И ели они, и ещё осталось. И всё произошло так, как говорил Господь.

Толкование Далласской семинарии

б. Масло для вдовы пророка (4:1−7)

4Цар 4:1. Место, где жила эта вдова, не указано, но, по всей вероятности, это произошло в одном из городов, где имелись пророческие общины, или школы (возможно, в Вефиле, Галгале или Иерихоне). Из того, что у пророка была жена, явствует, что общины эти не были по своему характеру монашескими. Вдова обратилась к Елисею в час горькой нужды, сославшись на то, что ее покойный муж был человеком верным Господу. Брать в рабство за долги было довольно распространенным обычаем на древнем Востоке; держались его и евреи (Исх 21:2; Лев 25:39).

4Цар 4:2−7. Чаще чем пророк Илия Елисей совершал чудеса в ответ на просьбы людей о той или иной конкретной нужде. Елей, или оливковое масло (ничего другого в доме у вдовы не было), употреблялось в пищу и в качестве горючего. Очевидно, Елисей не хотел, чтобы чудо наполнения елеем множества порожних кувшинов из одного полного произошло на глазах у всех — потому и велел вдове «запереть дверь за собою». Непосредственными свидетелями этого чуда должны были стать лишь те, ради кого оно совершалось. Но, надо думать, позднее, со слов вдовы и ее сыновей, о чудесном благодеянии Иеговы в отношении тех, кто хранил Ему верность, узнали их соседи и друзья.

Елисей назван здесь человеком Божьим; так нередко называли пророков (толкование на 1:9).

в. История сонамитянки (4:8−37)

Женщины на Ближнем Востоке почитались существами низшего порядка. Однако из этой, как и из предыдущей истории (а также из многих других, записанных на страницах Библии), видно, как чутко относится к их нуждам и переживаниям Бог.

4Цар 4:8−10. 1) Господний дар (4:8−16). В отличие от предыдущей истории, здесь речь идет о состоятельной женщине, имевшей мужа. Город Сонам, где она жила, находился неподалеку от Изрееля, и Елисей, по-видимому, пользовался ее гостеприимством всякий раз на пути в Самарию, Изреель и другие города. О вере этой женщины в Иегову свидетельствует ее горячо доброжелательное отношение к Его пророку. В духовном плане она, видимо, была человеком более чутким, чем ее муж (толкование на стих 23). Однако и он согласился на предложение жены выстроить для Елисея специальную гостевую комнату на кровле (горницу), чтобы он всегда мог пользоваться ею.

4Цар 4:11−13. Захотелось и Елисею воздать этой паре добром за добро. Из его предложения сонамитянке замолвить о ней слово у власть имущих видно, что, несмотря на свое непримиримое противостояние религиозной политике Иорама, известным влиянием при дворе пророк все-таки пользовался. Однако женщина ни в чем не нуждалась и всем была довольна: среди своего народа я живу, отвечает она.

4Цар 4:14−16. Слуга пророка Гиезий, когда женщина вышла из комнаты, заметил своему господину, что сына нет у их гостеприимной хозяйки и едва ли будет, потому что муж ее стар. И снова велел Елисей позвать женщину. А когда она пришла и стала в дверях, сообщил ей, что через год, в это время родит она сына. Иметь много детей было вопросом чести для каждой израильтянки; родить сына было бы для нее великой радостью. Сонамитянка о такой радости уже и не мечтала. О сильном волнении, охватившем ее при словах Елисея, свидетельствует ее реакция на них: нет, не обманывай рабы твоей, не сули мне пустые надежды!

4Цар 4:17−23. 2) Рождение и смерть ребенка. Обещание Елисея сонамитянке было дано по воле Божьей, и, подобно Саре (сравните Быт 18:12−13; 21:2), которая родила Исаака по обетованию Божью, родила сына и Сонамитянка. По прошествии нескольких лет, когда ребенок был еще, видимо, совсем маленьким, отправился он в дни жатвы к отцу своему на поле. Стояла сильная жара, и у мальчика внезапно разболелась голова. Его отнесли домой, к матери. Но облегчение не наступило; вероятно, у ребенка случился солнечный удар, и через несколько часов он умер.

Мысли матери немедленно обратились к Елисею: только он мог помочь ей. Судя по всему, от мужа женщина смерть ребенка скрыла (стих 21), возможно, потому, что если бы он узнал об этом, то не отпустил бы ее к Елисею. Желание жены отправиться к человеку Божью удивило его: сегодня ведь не религиозный праздник, возразил он; можно предположить, что духовные потребности этого человека были поверхностными и ограничивались совершением необходимых ритуалов. Хорошо, произнесла жена, видимо, в значении «ну ладно, оставь «, дабы не пускаться в дальнейшие объяснения и не тратить времени зря.

4Цар 4:24−26. 3) Мольба матери (4:24−31). Примечательно, что женщина знала, где искать пророка, и отправилась на ослице, в сопровождении слуги, прямо к горе Кармил, высившейся в нескольких километрах от Сонама. Узнав ее, еще издали, Елисей послал ей навстречу Гиезия, чтобы спросил, все ли здоровы в ее семье. Не желая терять время на объяснения со слугой, она ответила, что все здоровы. Ей нужен был Елисей. Только на него, как на человека Божья, была ее надежда.

4Цар 4:27−28. Подойдя к Елисею, она упала перед ним и ухватилась за ноги его (жест смирения и вместе — отчаяния). Видя, каким глубоким горем охвачена душа сонамитянки, Елисей сказал, что на этот раз Господь скрыл от него и не объявил ему то, чему должно было случиться с ней. Довольно характерно для человека, пережившего потрясение, начинать не с того, что именно произошло, а с того, что он чувствует в связи с происшедшим. Смысл слов сонамитянки (стих 28) в том, что надежды, казалось бы, сбывшиеся, все-таки обманули ее, и лучше бы ей вовсе не родить этого сына, чем теперь потерять его.

4Цар 4:29−31. Пророк понял, что ребенок сонамитянки умер. Он послал, было, слугу Гиезия, с посохом своим (символом своей власти как пророка Господнего), велев ему положить посох на лице ребенка. Возможно, Елисей не исключал, что Бог явит Свою силу и в случае, если посохом воспользуется его слуга, но, более вероятно, хотел преподать некий урок... Обращает на себя внимание его наставление Гиезию никого не приветствовать по дороге и не отвечать ни на чьи приветствия (на Востоке в те времена на долгие и витиеватые приветствия при встрече тратилось очень много времени).

Мать сказала, однако, что не отступится от Елисея, пока он не пойдет с нею. (О «форме клятвы», к которой она прибегает в стихе 30, в ком., на 3Цар 17:1.) И тогда Елисей вошел за нею. Но Гиезий опередил их и, придя в дом сонамитянки, положил посох пророка на лице ребенка, как тот велел ему. Результата не последовало, и Гиезий поспешил навстречу своему господину, чтобы сообщить ему об этом.

4Цар 4:32−35. 4) Пророк совершает чудо (4:32−37). Сцена воскрешения Елисеем умершего ребенка напоминает сцену воскрешения Илией сына сарептской вдовы (3Цар 17:19−23), но отнюдь не идентична ей. Елисей остался в горнице наедине с умершим, он даже запер за собою дверь, видимо, нуждаясь в предельной сосредоточенности в молитве.

От тесного физического контакта с пророком, но по действию Божией благодати в ответ на его молитву, тело ребенка начало согреваться. Тогда Елисей встал и прошел по горнице взад и вперед, изливая (как это можно предположить) душу в горячей настойчивой молитве. И снова простерся на оживающем уже маленьком теле. И тогда жизнь полностью возвратилась в него; воздух наполнил легкие, и ребенок стал чихать, а потом открыл глаза.

4Цар 4:36−37. Позванная в горницу Сонамитянка с чувством безграничной благодарности приняла из рук Елисея своего воскресшего сына.

Итак, поручая Гиезию испытать действие пророческого посоха на умершем ребенке, Елисей, скорее всего, имел в виду преподать урок тем, кто узнают о происшедшем, и посрамить при этом Ваала. Вечно живой Бог не прибегает к «волшебной палочке» и не действует посредством фетишей (каковым сам по себе мог бы считаться посох Елисея), но отвечает на просьбы тех, кто истинно и глубоко веруют в Него (сравните 3Цар 17:21−22). Потому и не ожил ребенок, когда слуга пророка просто положил на него посох своего господина, т. е. как бы коснулся его «волшебной (магической) палочкой». К магии прибегали идолопоклонники, в частности, почитатели Ваала; не в силу благодати свыше верили они, а в силу ритуальных действий.

г. Ядовитая похлебка (4:38−41)

4Цар 4:38−41. Как-то во время пребывания Елисея в Галгале, в обществе сынов пророческих, которыми он руководил, возникла ситуация, наглядно подтвердившая то, чему Елисей учил. Важное значение имеет, что случилось это во время голода (возможно, того самого, ссылки на который встречаем и позднее в 6:25; 7:4; 8:1). (Заметим, что все эти истории, иллюстрирующие служение Елисея, излагаются не в хронологическом порядке, но подобраны автором в определенной последовательности на основании общей темы, сходных выводов, какие следовали из них, географической общности действия и т. п.). Итак, придя к своим ученикам в дни голода, Елисей готовился накормить их тем, что удастся раздобыть, и велел Гиезию (или другому слуге) поставить большой котел для похлебки.

Одни из пророков отправился в поле собрать, что найдет, и попались ему дикорастущие плоды, которых он не знал. (На основании употребленного здесь еврейского слова полагают, что это были несъедобные дикие огурцы, по виду напоминавшие, однако, обычные, любимые в тех местах.) И, возвратившись, накрошил их в котел с похлебкою, но когда пророки стали ее есть, то содрогнулись от отвратительного вкуса. Возможно, их тут же стало тошнить, рвать.

И решили они, что отравились, и подняли крик. Тогда Елисей добавил в похлебку муки. Наверное, в то голодное время у него было ее совсем немного, но благоприятное действие на похлебку она оказала не количеством и даже не пищевыми свойствами своими, а благодатью, проявившейся через человека Божия, который кинул муку в котел.

В дни Елисея люди, отвернувшиеся от Господа и Его закона, более всего страдали от голода духовного. Пытаясь «насытиться», они впитывали в себя яд лжерелигий, центральной фигурой которых был Ваал. Поклонение ему казалось им безвредным и даже притягательным, так как сулило «насыщение», однако, всякая лжерелигия таит в себе смерть. В древнем Израиле Божий пророки препятствовали распространению идолопоклонства; ревностной проповедью слова Господнего они снижали его смертоносный эффект.

д. Умножение хлеба (4:42−44)

4Цар 4:42−44. Город Ваалшалиша находился неподалеку от Галгала, и эпизод, описываемый здесь, мог иметь место вскоре после предыдущего в дни голода. Законных священников и левитов в Северном царстве в то время не было (3Цар 12:31); очевидно, поэтому некто, веровавший в Иегову, желая в соответствии с законом (Чис 18:13; Втор 18:4) — принести плоды своего первого урожая (хлебный начатки) Богу, принес их Елисею, человеку Божию. Елисей же велел своему слуге накормить двадцатью ячменными хлебцами и сырыми зернами множество людей.

По словам слуги, их было сто (речь, по всей вероятности, шла об общине сынов пророческих; сравните 4:38). Этого же мало на всех! — возразил слуга, но Елисей повторил ему, чтобы роздал хлебцы и зерна людям: Господь, мол, говорит ему: «насытятся и останется». Так и вышло: малым количеством пищи насытились сто человек, и еще осталось, по слову Господню. Слухи об этом чуде распространились по всей стране (сравните 3Цар 17:7−16).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.