4 Царств 6 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Молодые пророки сказали Елисею: "Место, где мы живём здесь, слишком тесно для нас.
2 Позволь нам пойти к реке Иордан. Каждый из нас возьмёт там по бревну, и мы построим себе место, где жить". Елисей ответил: "Хорошо, идите".
3 Тогда один из них сказал: "Сделай милость, пойдём с нами". Елисей сказал: "Хорошо, я пойду с вами".
4 И Елисей пошёл с ними. Придя к Иордану, они стали рубить и валить деревья.
5 Но, когда один из них рубил дерево, его железный топор упал в воду. "Ах, господин мой, я одолжил этот топор!" — закричал этот человек.
6 Тогда Божий человек спросил: "Где он упал?" Человек показал Елисею место. Елисей отрубил кусок дерева, бросил его в воду, и топор всплыл.
7 Елисей сказал: "Возьми топор". Человек протянул руку и взял его.
8 Царь Сирийский вёл войну против Израиля и, советуясь со своими слугами, он сказал: "Я расположу свой лагерь в таком-то и таком-то месте".
9 Но Божий человек послал к царю Израильскому сказать: "Будь осторожен! Не проходи мимо того места! Сирийцы расположились там лагерем!"
10 И царь Израильский послал предупредить своих людей о том месте, о котором говорил ему Божий человек. И так было не один раз и не два раза, а много раз.
11 Царь Сирийский был этим очень раздосадован. Он созвал своих слуг и сказал им: "Скажите мне, кто шпионит для царя Израильского?"
12 И сказал один из его слуг: "Никто из нас, господин мой царь. Елисей, пророк из Израиля, может пересказывать царю Израильскому слова, которые ты говоришь у себя в спальне".
13 И сказал царь Сирийский: "Найдите Елисея, а я пошлю людей, чтобы взяли его". Слуги сказали ему: "Елисей находится в Дофаиме!"
14 Тогда царь Сирийский послал коней, колесницы и большое войско в Дофаим. Они пришли туда ночью и окружили город.
15 В то утро слуга Елисея встал рано. Он вышел и увидел войско с конями и колесницами вокруг города. И спросил он Елисея: "Ах, господин мой, что нам делать?"
16 Елисей сказал: "Не бойся! Войско, которое сражается за нас, больше войска, которое с ними!"
17 Елисей молился и говорил: "О Господи, открой глаза моему слуге, чтобы он смог увидеть". И Господь открыл глаза слуге, и тот увидел гору вокруг Елисея, наполненную конями и огненными колесницами.
18 Когда враги подошли к Елисею, он помолился Господу и сказал: "Сделай так, чтобы эти люди ослепли". И Господь сделал то, что просил Елисей. Он сделал так, что сирийцы ослепли.
19 И сказал им Елисей: "Это не та дорога и не тот город. Идите за мной. Я провожу вас к человеку, которого вы ищете". И повёл их Елисей в Самарию.
20 Когда они пришли в Самарию, столицу Израиля — врага Сирии. Елисей сказал: "Господи, открой глаза этим людям, чтобы они могли видеть". Господь открыл им глаза, и они увидели, что находятся в Самарии.
21 Когда царь Израильский увидел их, он спросил у Елисея: "Отец мой, должен ли я убить их?"
22 Елисей ответил: "Нет, не убивай их. Ты бы не убил людей, которых пленил мечом твоим и луком. Дай им хлеба и воды. Пусть они едят и пьют, а потом отпусти их домой к их господину".
23 И приготовил им царь Израильский много еды, и сирийцы ели и пили. Затем царь Израильский отправил их домой, и они вернулись к своему господину. И перестали сирийские войска ходить в землю Израильскую.
24 После того, как это произошло, Венадад, царь Сирийский, собрал всё своё войско, пошёл и окружил Самарию.
25 Воины не позволяли людям вносить еду в город. И в Самарии был такой большой голод, что ослиная голова продавалась за восемьдесят сиклей серебра. И одна четвёртая часть каба голубиного помёта продавалась за пять сиклей серебра.
26 Царь Израильский как-то проходил по городской стене. И одна женщина закричала ему: "Господин мой, царь, помоги мне!"
27 И ответил царь: "Если Господь не помогает тебе, как же я могу тебе помочь? Мне нечего дать тебе: нет ни зерна с гумна, ни вина с давильного пресса".
28 Затем царь спросил женщину: "В чём дело?" И она ответила: "Эта женщина сказала мне: "Отдай своего сына, и мы съедим его сегодня, а завтра мы съедим моего сына".
29 И мы сварили моего сына, и съели его. На следующий день я сказала ей: "Отдай своего сына, и мы съедим его". Но она спрятала своего сына!"
30 Когда царь услышал слова женщины, он разодрал на себе одежды и, когда он проходил по стене, народ видел, что под одеждой царя на теле его была траурная одежда.
31 И сказал царь: "Пусть накажет меня Господь, если голова Елисея, сына Сафата, останется у него на плечах сегодня!"
32 Царь отправил посланника к Елисею. Елисей сидел в своём доме, и с ним сидели старейшины. Прежде, чем пришёл посланец, Елисей сказал старейшинам: "Видите, этот сын убийцы посылает людей, чтобы снять с меня голову! Когда придёт посланец, закройте дверь! Держите дверь и не впускайте его. Я слышу топот ног господина его, идущего за ним!"
33 Елисей ещё говорил со старейшинами, когда пришёл посланец и сказал: "Это бедствие пришло от Господа! Почему я должен ждать Господа?"

Толкование Далласской семинарии

ж. Всплытие топора (6:1−7)

4Цар 6:1−4а. В следующем эпизоде участвует целая пророческая община. Вероятно, число таких общин, которыми руководил Елисей, возрастало по мере роста его известности. И стало ученикам одной из Елисеевых школ тесно — в том месте, где они жили при нем. Возможно, имеется в виду пророческая школа в Иерихоне (близко расположенном от р. Иордан, куда отправились за строительным материалом пророки и где они намеревались обосноваться на новое жительство). Свой план они согласовали с Елисеем, который принял его и сам пошел с ними.

4Цар 6:4б−7. Когда они рубили деревья, то у одного из пророков топор сорвался с топорища и упал в воду. Он вскрикнул в смятении, обернувшись к Елисею: остался, мол, без топора, который к тому же был не его, а одолженный. Тогда Елисей бросил в указанное дровосеком место кусок дерева, и железный топор чудесным образом всплыл. Незадачливому ученику Елисея осталось лишь протянуть руку и подобрать его. Так группе верных последователей Иеговы было явлено еще одно доказательство того, что Он в силах исполнить любую их нужду, и сверхъестественное для Него столь же «в порядке вещей», сколь и естественное!

з. Ослепление сирийских воинов (6:8−23)

4Цар 6:8−16. Как уже упоминалось, в дни служения Елисея сирийцы и израильтяне находились то в состоянии войны, то в состоянии мира. Хронологически эти периоды не определены, так как автору важна не последовательность событии, а то, что совершал Елисей на службе у Господа. Было время (судя по характеру дальнейшего повествования, это время предшествовало исцелению Неемана Елисеем), когда сирийцы предприняли ряд успешных, в силу их внезапности, набегов на территорию Израиля.

Царь Сирийский, по всей вероятности, все тот же Венадад II. Но, примечательно, что, описывая этот случай, автор называет по имени лишь Елисея, видимо, желая сосредоточить внимание читателя на Господе и Его пророке. Итак, готовя очередную военную провокацию, Венадад планировал расположиться лагерем где-то у израильской границы, откуда мог бы ударить неожиданно.

Бог, однако, «объявил» (сравните 4:27) Елисею относительно этого места, а пророк передал об этом царю Израильскому (Иораму). И послал туда царь разведчиков и убедился в верности полученной им информации. И принял предостережение Елисея к сведению. Внезапность нападения была сорвана. Такое происходило не раз и не два.

4Цар 6:11−14. Раздосадованный серией этих неудач, Венадад решил, было, что кто-то из его приближенных в сношении с царем Израильским. Но один из его офицеров, наслышанный о сверхъестественных прозрениях и удивительных делах Елисея, сказал Венададу, что причина их неудач в этом израильском пророке, которому известно и то, что царь говорит в своей спальне. Венадад решил схватить Елисея и, узнав, что он теперь в городе Дофаиме (километрах в 18 на север от Самарии), послал туда много войска и даже коней и колесницы.

Не удивительно ли, что, зная теперь о том, что Елисею и обо всех передвижениях сирийских войск было известно, Венадад думал захватить его врасплох! Видимо, в сверхъестественный характер способностей Елисея он не верил, как не верил и в то, что истинным Богом является лишь Иегова. Ему предстояло убедиться в этом.

4Цар 6:15−17. Если предположить, что под «служителем человека Божия» здесь подразумевался Гиезий, то этим подтверждается, что исцелению Неемана еще предстояло произойти. Встав поутру и увидев, что город их окружен войсками, конями и колесницами, служитель перепугался и бросился к Елисею: что нам делать? Елисей, однако, оставался спокоен. Слуге он заметил, что им бояться нечего, ибо за ними — сила, бесконечно превосходящая силы сирийцев.

И помолился Елисей, чтобы Господь дал его слуге увидеть сонмы невидимых духов (ангелов), всегда готовых исполнить Божии распоряжения (сравните Быт 32:1−2). И по действию Господа служителю Елисея действительно стали, видимы огненные кони и колесницы (сравните 4Цар 2:11), заполнившие гору у Дофаима. Итак, армия Венадада была окружена невидимым ей воинством небесным и находилась под его контролем.

4Цар 6:18−20. Далее Елисей взывает к Господу, чтобы ослепил сирийцев, пришедших за ним, и Господь поразил их слепотою. И сказал им Елисей, что он проводит их к тому человеку, которого они ищут. Они пошли за ним, покорные и беспомощные, и пришли в столицу Израиля — Самарию. Могла ли целая израильская армия мечтать о таком успехе, которого Бог достиг посредством одного человека, и при том без пролития крови? Затем, по просьбе Елисея, Господь открыл глаза сирийским воинам, и они поняли, что оказались в плену у царя Израиля.

4Цар 6:21−23. Можно себе представить неимоверную радость Иорама! В этой ситуации он, обращаясь к Елисею, почтительно называет его «отцом». И спрашивает у него совета, не избить ли ему пленных. Елисей отвращает царя от намерения бессмысленного убийства и предлагает, накормив беспомощных врагов, отпустить их к их государю.

Так и было сделано. Сказано, что те полчища Сирийские в землю Израилеву более не ходили. Это, видимо, надо понимать в том смысле, что на какое-то время между Израилем и Сирией установился мир. Едва ли можно сомневаться, что в обеих странах сердца многих исполнились страхом перед Господом после этой удивительной победы!

и. Голод в Самарии (6:24 — 7:20)

Однако ни Иорам, ни народ израильский в целом так и не обратились к Господу. И тогда Бог, чтобы вразумить их, поставил их в ситуацию несравненно более тяжелую.

4Цар 6:24−25. 1) Отчаянное положение (6:24−31). После того (некоторое время спустя после описанного события) Венадад II начал открытую войну против Израиля. Отдельных набегов на территорию соседей его отряды более не совершали, ибо царь собрал все войско свое и осадил Самарию. Когда запасы истощились, в городе начался страшный голод; дело дошло до того, что ослиную голову (наименее питательную и самую невкусную часть туши этого животного, которое к тому же считалось нечистым) продавали, чуть ли не за килограмм серебра, а голубиный помет (который в этих условиях использовался, вместо соли) шел примерно по 60 гр. серебра (примерно за пол-литра).

4Цар 6:26−27. Из ответа Иорама возопившей к нему женщине (стих 27) видно, что в сердце его кипела злоба против Господа, допустившего такое бедствие в Самарии. Между тем, Бог предупреждал Израиль, что если он отвернется от Него, именно бедствия такого рода (включая голод и людоедство — Лев 26:29; Втор 28:53, 57) постигнут его.

Женщине царь помочь не мог — ни хлебом с гумна, ни вином из виноградного точила. В ситуации, когда Господь не хочет помочь им, с горечью признается в своем бессилии и царь.

4Цар 6:28−31. И все-таки он согласен выслушать женщину. И узнает, что впавшие в безумие матери едят собственных детей! В отчаянии царь раздирает на себе одежды и облачается во вретище (одежду грубой ткани, сотканной из черной козьей шерсти, — символ скорби и покаяния). Однако покаяние Иорама трудно совместить со вспыхнувшей в нем злобой по отношению к слуге Божию Елисею. Вместо того, чтобы увидеть причину кары Господней там, где ее следовало увидеть, — в собственном отступничестве, Иорам решил, что во всем виноват Елисей, хотя тот всего лишь объяснял Израилю, что ждет его, и, предостерегая царя и народ, призывал их одуматься.

4Цар 6:32. 2) Пророчество о снятии осады (6:32 — 7:2). Старцы, сидевшие с Елисеем в доме у него, были, видимо, какими-то официальными лицами в стране. Возможно, они пришли к пророку, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Предупрежденный Богом, Елисей объявил им, что Иорам, сын убийцы Ахава, послал кого-то покончить с ним. В ярости своей Иорам не хотел признать, что в Елисее — не источник беды, а ключ к ее устранению. Пророк не велит старцам впускать в дом того, кто послан царем, может быть, с тем, чтобы не дать повода к вспышке насилия.

4Цар 6:33. Посланный, тем не менее, появился; может быть, он, стоя у двери, слышал то, что возвестил Елисей «старцам» (7:1). Прежде, однако, он дает знать Елисею: царь убежден, что все это бедствие от Господа. Чего мне впредь ждать от Него? — дерзко спрашивает царь пророка через своего посланца. Допускают, что и сам Иорам стоял в эти минуты у дверей Елисеева дома (окончание стих 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.