4 Царств 7 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Елисей сказал: "Послушайте слово Господа! Так говорит Господь: "Завтра в это время мера лучшей муки будет продаваться по сиклю, и две меры ячменя будут по сиклю у городских ворот Самарии"".
2 Тогда слуга, на руку которого царь опирался, сказал человеку Божьему: "Даже если Господь сделает окна в небесах, и тогда этого не случится!" И сказал Елисей: "Ты увидишь это своими глазами, но ничего из этого ты есть не будешь!"
3 У городских ворот находились четыре прокажённых человека. Они сказали друг другу: "Почему мы сидим здесь, ожидая смерти?
4 В Самарии нет еды. Если мы пойдём в город, мы умрём там. Если мы останемся здесь, мы тоже умрём. Давайте пойдём в сирийский лагерь. Если они оставят нас в живых, мы будем жить, если же они нас убьют, тогда умрём".
5 И вечером они пошли в сирийский лагерь. Они пришли к краю лагеря, но там не было ни одного человека!
6 Господь сделал так, чтобы сирийскому войску послышался стук колесниц, шум коней и большого войска. И сказали они друг другу: "Царь Израильский нанял против нас царей Хеттейских и Египетских, чтобы напасть на нас!"
7 Они встали и побежали в сумерках, оставив свои шатры, своих коней и ослов, и весь лагерь таким, каким он был, бежали, спасая свои жизни.
8 Когда те прокажённые пришли к краю лагеря, они зашли в один из шатров и стали есть и пить. Затем они взяли оттуда серебро, золото и одежды, вынесли всё это из лагеря и спрятали. Потом они вернулись и зашли в другой шатёр. И оттуда тоже взяли вещи, унесли их и спрятали.
9 И сказали они друг другу: "Не так мы делаем! Сегодня у нас есть хорошие новости, а мы молчим. Если мы будем дожидаться утреннего света, то будем наказаны. Давайте пойдём и расскажем обо всём в царских палатах".
10 Они пришли, позвали городского привратника и сказали ему: "Мы ходили в сирийский лагерь, но там нет ни человека, ни голоса человеческого, а кони и ослы всё ещё привязаны, и шатры стоят, как стояли".
11 Привратники прокричали новость, и её передали в царские палаты.
12 Царь встал ночью и сказал своим слугам: "Я скажу вам, что сирийцы делают с нами. Они знают, что мы голодаем. Они оставили лагерь, чтобы спрятаться в поле. Они думают: "Когда израильтяне выйдут из города, мы захватим их живыми и зайдём в город"".
13 Один из слуг царя сказал: "Пусть возьмут пять коней, ещё оставшихся в живых. Эти кони всё равно скоро умрут, как и все израильтяне, которые ещё остались в городе. Позволь нам послать их, чтобы узнать, что произошло".
14 И взяли они две колесницы, запряжённые конями. Царь послал их за сирийским войском. Он сказал им: "Идите и посмотрите, что произошло".
15 Они следовали за сирийским войском до самого Иордана. Вся дорога была усыпана одеждой и оружием, которое сирийцы поспешно побросали при побеге. Посланцы вернулись в Самарию и рассказали царю.
16 И пошёл народ в сирийский лагерь, и забрал оттуда всё ценное. И было так, как говорил Господь. Мера лучшей муки продавалась по сиклю, и две меры ячменя по сиклю.
17 Царь взял слугу, на руку которого опирался, и поставил его охранять городские ворота. Но народ сбил его с ног и растоптал в воротах, и он умер. Всё произошло так, как говорил Божий человек, когда царь приходил к нему в дом.
18 Елисей говорил: "Завтра в это время у ворот Самарии две меры ячменя будут продаваться по сиклю, и мера лучшей муки будет по сиклю".
19 Но тот слуга ответил тогда Божьему человеку: "Даже если Господь сделает окна в небесах, и тогда этого не случится!" И Елисей ответил: "Ты увидишь это своими глазами, но ничего из этого есть не будешь!"
20 Так и случилось с ним. Народ затоптал его в воротах, и он умер.

Толкование Далласской семинарии

4Цар 7:1−2. И тогда Елисей изрекает пророчество: в течение суток осада с Самарии будет снята, и еды станет сколько угодно: по обычным ценам у ворот будут продаваться и лучшая мука и ячмень.

Сановник, на руку которого царь опирался (т. е. его ближайший помощник; сравните 5:18), не поверил этому пророчеству: полно, такое и Господь сотворить не в силах — вот смысл его слов в стихе 2. Но Елисей повторил, что так и будет, и все это он увидит своими глазами, однако, за неверие свое будет наказан: лично ему не придется вкусить от этого благословения.

4Цар 7:3−4. 3) Открытие, сделанное прокаженными (7:3−9). Возможно, за стеной города у этих прокаженных были какие-то лачуги, и они сидели недалеко от ворот. Как известно, прокаженные в Израиле считались отверженными, контактов с ними избегали. Эти четверо верно рассудили, что и в городе и за стенами его их ожидает верная смерть от голода. Не лучше ли пойти им в стан Сирийский? Может быть, там им дадут поесть? А убьют, так убьют.

4Цар 7:5−7. Дождавшись, когда стемнеет, прокаженные отправились к сирийцам и, придя к краю стана, обнаружили, что он пуст. Автор объясняет причину, по которой сирийцы бежали: Господь поразил их массовой слуховой галлюцинацией: со всех сторон стал им слышаться стук колесниц и ржание коней, характерный шум, производимый большим войском.

И решили они, что Иорам нанял против них хеттеев (которые пришли в Палестину с территории, теперь называемой Турцией; в то время на севере Палестины жило сильное племя их; жили они отдельными этническими «вкраплениями» и на сирийской земле) и египтян. И вот в сумерки воины Венадада побежали на восток, в Сирию, спасая себя, и, бросив шатры свои со всем, что в них было, и коней и ослов.

4Цар 7:8−9. Войдя в покинутый сирийцами лагерь, четверо прокаженных первым делом наполнили свои желудки и карманы, и кое-какие сокровища, взятые в шатрах, спрятали, чтобы потом воспользоваться ими. Но в конце-концов в них заговорило чувство долга по отношению к соплеменникам, и возобладало чувство здравого смысла; они рассудили, что если не уведомят своих о том, что произошло, теперь же, то утром это все равно откроется, и на них падет вина, что скрыли от голодающего населения Самарии необъяснимое отступление врага.

4Цар 7:10−12. 4) Разведка в покинутый стан (7:10−15). Вернувшись в Самарию, прокаженные все рассказали городской страже. Радостная весть молниеносно распространилась по городу и достигла царского дворца. Но Иорам заподозрил в этом военную хитрость. Сирийцы, решил он, задумали таким образом выманить самарян из города, чтобы захватить их живыми, а самим вторгнуться в город, который не сумели взять осадой.

4Цар 7:13−15. Тогда один из царских приближенных посоветовал послать во вражеский стан разведчиков. Из его слов видно, что большая часть израильского ополчения (конников) к тому времени погибла. Суть сказанного им о всадниках на пяти конях в том, что если, посланные на разведку, они погибнут от рук сирийцев, то смерть их будет лишь ускорена, так как они, как и все остальные самаряне, асе равно обречены.

Иорам одобрил этот план, и в сирийский стан были посланы всадники на колесницах, правда, не пять, а четыре. И проехали они до самого Иордана (около 40 км) дорогой, которая была устлана одеждами и вещами, брошенными сирийцами. Стало ясно, что враги ушли за Иордан и были теперь далеко. И возвратились посланные и донесли царю.

4Цар 7:16−20. 5) Исполнение пророчества Елисея. Царь, видимо, распахнул ворота перед охваченными волнением толпами, которые устремились в брошенный лагерь за пищей и добычей. Те, кто добрались туда первыми, стали потом продавать добытое, в частности, муку и ячмень, именно по такой цене, которую Господь возвестил через Елисея (сравните стих 1). На дороге, ведущей в город, и в воротах его возникла такая давка, что упомянутый прежде сановник (стих 2 и толкование на 5:18), поставленный царем у ворот для поддержания порядка, был раздавлен и умер. Этот человек усомнился в Божией способности сделать то, что Он сказал, сделает (стих 2). И судьба, предсказанная ему Елисеем, постигла его.

Чудесное избавление Богом самарян, казалось бы, должно было заставить Иорама покаяться перед Иеговой и вновь обратиться к Нему. Суровые меры воздействия, которые Бог применял к израильтянам и в дальнейшем, лучше могут быть поняты в свете их «забывчивости», пренебрежения ими многих милостивых и чудных дел, которые Он совершил для их блага.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.