Неемия 11 глава

Книга Неемии
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Теперь вожди народа Израиля жили в Иерусалиме. Остальной народ Израиля должен был бросать жребий, чтобы решить, кто будет жить там. Один из каждых десяти человек шёл жить в святой город Иерусалим. Остальные девять человек шли жить в свои родные города.
2 Люди дали своё благословение тем, кто добровольно остался жить в Иерусалиме.
3 Вот вожди страны, которые жили в Иерусалиме. (Некоторые из народа Израиля, священники, левиты, служители храма и потомки слуг Соломона жили в городах Иудеи. Эти люди жили в деревнях на своих, полученных по жребию землях.
4 Некоторые люди из колен Иуды и Вениамина жили в Иерусалиме.) Вот потомки Иуды, которые переселились в Иерусалим: Афаия, сын Уззии (Уззия был сыном Захарии, который был сыном Амарии, который был сыном Сафатии, который был сыном Малелеила, который был потомком Фареса),
5 и Маасея, сын Варуха (Варух был сыном Колхозея, который был сыном Хазаии, который был сыном Адаии, который был сыном Иоиарива, который был сыном Захарии, который был потомком Шилония).
6 Число всех потомков Фареса, живших в Иерусалиме, было четыреста шестьдесят восемь. Все они были храбрецами.
7 Вот потомки Вениамина, которые переселились в Иерусалим: Саллу, сын Мешуллама (Мешуллам был сыном Иоеда, который был сыном Федаии, который был сыном Колаии, который был сыном Маасеи, который был сыном Ифиила, который был сыном Исайи);
8 за ним следовали Габбай и Саллай. Всего там было девятьсот двадцать восемь человек.
9 Начальником над ними был Иоиль, сын Зихри. И Иуда, сын Сенуи, был начальником второго района города Иерусалима.
10 Вот священники, которые переселились в Иерусалим: Иедаия, сын Иоиарива, Иахин
11 и Сераия, сын Хелкии (Хелкия был сыном Мешуллама, который был сыном Садока, который был сыном Мераиофа, который был сыном Ахитува, который был начальником в храме Божьем);
12 их братья — восемьсот двадцать два человека, которые служили в храме;и Адаия, сын Иерохама (Иерохам был сыном Фелалии, который был сыном Амция, который был сыном Захарии, который был сыном Пашхура, который был сыном Малхии);
13 двести сорок два человека, которые были братьями Малхия (эти люди были вождями своих семей); Амашсай, сын Азариила (Азариил был сыном Ахзая, который был сыном Мешиллемофа, который был сыном Иммера);
14 и сто двадцать восемь братьев Иммера. Эти люди были храбрыми воинами. Начальником над ними был Завдиил, сын Гагедолима.
15 Вот левиты, которые переселились в Иерусалим: Шемаия, сын Хашшува (Хашшув был сыном Азрикама, который был сыном Хашавии, который был сыном Вунния);
16 Шования и Иозавад (эти двое были вождями левитови отвечали за внешние работы над храмом Божьим);
17 Матфания, сын Михи (Миха был сыном Завдия, сына Асафа, который был главным в хореи вёл народ в пении песен прославления и молитвы); Бакбукия (он был вторым ответственным над братьями); Авда, сын Шаммуя (Шаммуй был сыном Гадала, сына Идифуна).
18 Всего было двести восемьдесят четыре левита, которые переселились в святой город Иерусалим.
19 Вот привратники, которые переселились в Иерусалим: Аккув, Талмон и сто семьдесят два их брата. Они охраняли ворота города.
20 Остальные израильтяне и остальные священники и левиты жили во всех городах Иудеи. Каждый жил на земле, которой владели его предки.
21 Служители храма жили на возвышенности Офела. Начальниками над ними были Циха и Гишфа.
22 Начальником над левитами в Иерусалиме был Уззий. Уззий был сыном Вания, который был сыном Хашавии, который был сыном Матфании, который был сыном Михи. Уззий был потомком Асафа. Потомки Асафа были певцами, которые отвечали за службу в храме Божьем.
23 Там был указ от царя, который относился к этим певцам. Их ежедневные обязанности были записаны в царском указе.
24 Петахия был человеком, который докладывал непосредственно царю об этих людях. (Петахия был сыном Мешезавела, который был одним из потомков Зары, сына Иуды.)
25 Народ Иудеи жил в следующих городах: в Кириаф-Арбе и в маленьких городах вокруг него;в Дивоне и в маленьких городах вокруг него; в Иекавцеиле и в маленьких городах вокруг него;
26 в Иешуе, в Моладе, в Беф-Палете,
27 в Хацар-Шуале, в Вирсавии и в маленьких городах вокруг него;
28 в Секелаге, в Мехоне и в маленьких городах вокруг него;
29 в Ен-Риммоне, в Цоре, в Иармуфе,
30 в Заноахе и в Одолламе и в маленьких городах вокруг них; в Лахисе и на полях вокруг него; в Азеке и в маленьких городах вокруг него. Так народ Иудеи расселился от Вирсавии до долины Енномовой.
31 Потомки семьи Вениамина из Гевы жили в Михмасе, Гае, в Вефиле и в маленьких городах вокруг него,
32 в Анафофе, в Нове, в Анании,
33 в Гацоре, в Раме, в Гиффаиме,
34 в Хадиде, в Цевоиме, в Неваллате,
35 в Лоде, в Оно и в долине Харашиме.
36 Некоторые группы левитов переселились в землю Вениамина.

Толкование Далласской семинарии

1. ОБИТАТЕЛИ ИЕРУСАЛИМА (11:1−24)

Неем 11:1−4а. Наряду с «начальниками народа», в Иерусалиме, названном здесь «святым городом» (сравните стих 18; Ис 52:1; Дан 9:24; Откр 11:2), должен был поселиться один из десяти израильтян, на которого падет жребий (Притч 16:33). Вероятно, прежде чем приступить к бросанию жребия, вызваны были (и нашлись) добровольцы; может быть, они избавляли других от невыгодного тем переселения и потому были благословлены народом (стих 2).

Вот главы страны (стих 3) означает «главы персидской провинции Иудея». Следующую фразу правильнее было бы начать не с «а», а с «и»: и в городах Иудеи жили. Список открывается с сыновей Иуды и… Вениамина, которые поселились в Иерусалиме.

Неем 11:4б−19. Потомки «начальников» различных родов и кланов, которые поселились в Иерусалиме, составляли четыреста шестьдесят восемь человек, принадлежавших к колену Иудину (стих 4б−6) и девятьсот двадцать восемь, принадлежавших к колену Вениаминову (стихи 7−9); кроме того, было 1192 священника (стихи 10−14), 284 левита (стихи 15−18) и 172 привратника (стих 19) — всего 3044 человека. Согласно 1Пар 9:3 потомки Ефрема и Манассии тоже жили в Иерусалиме.

Из числа занимавших разные начальственные посты в провинции Иудея («начальники страны» в 11:3), которые осели в Иерусалиме, были (из сыновей Иуды): Афаия — потомок Фареса, и Маасея — потомок Шелы (Шилония); стихи 4−5. Фарес и Шела были, как известно, сыновьями Иуды (Быт 38:2−5, 26−29). Но потомков третьего его сына, Зары (Быт 38:30), упоминаемых в 1Пар 9:6, Неемия в 11:4−6 не указывает (предполагают, что ко времени Неемии их никого не осталось в живых). Может быть, этим объясняется, что список переселенцев (из потомков Иуды) в 1-й Паралипоменон длиннее чем в книге Неемии (сравните 690 человек в 1Пар 9:6 с 468 в Неем 11:6).

Из потомков Вениамина Неемия указывает лишь на одну линию (стих 7), тогда как летописец называет переселенцев, происходивших от Вениамина по четырем линиям. Можно (с известным сомнением) допустить, что только этим объяснялось небольшое расхождение в числе вениамитян у Неемии и летописца (928 у первого и 956 (1Пар 9:9) — у второго). Вообще расхождения в цифрах здесь и в 1Пар 9 не всегда поддаются объяснению.

Священники происходили от шести глав семейных кланов; вот они (Неем 11:10−14): Иедаия; сын Иоиарива; Иахии; Сераия… Адаия и Амашсай. В 1Пар 9:10−13 названы те же лица, но порой они названы не одними и теми же именами, или в именах их имеются разнописания. Так, Сераия — то же, что Азария, а Амашсай — то же, что Маасай; сын Иоиарива — это Иоиариф. Трудно объяснить, почему общее число священников у Неемии 1192, а у летописца — 1760 (1Пар 9:13); может быть, ко дням Неемии оно просто сократилось.

При сравнении списков глав левитских семей в книге Неемии (11:15−18) и в 1Пар 9:14−16 находим разнописания, добавления и пропуски. Так, Бакбукия может быть тем же лицом что, Вакбакар, а Авда — тем же, что Овадия (сравните Неем 12:25). Летописец перечисляет Хереша, Галала и Берехию, которых нет у Неемии; Неемия, с другой стороны, называет Шавфаю и Иозавада (стих 16; они возглавляли левитские кланы, ответственные за «внешние дела» дома Божия (судя по 1Пар 26:29, люди этих кланов исполняли, среди прочего, работу писцов и судей), однако, в 1Пар 9 эти имена не приводятся).

Говоря о привратниках, Неемия называет глав двух их кланов, тогда как в 1Пар 9:17 приведены четыре. Возможно, поэтому число привратников у Неемии (11:19) сто семьдесят два, а в 1Пар 9:22 их 212.

Неем 11:20−24. Прочие Израильтяне… жили по всем городам Иудеи (стих 20), за исключением нефинеев (помощников священников), живших в Офеле (сравните 3:26), на южном выступе Храмовой горы в Иерусалиме. Уззий начальствовал над левитами (стих 22), и был он из сыновей Асафовых, из «певческого клана». Дается пояснение (стих 23), что храмовые певцы находились под особым покровительством царя (вероятно, имелся в виду Артаксеркс).

Петахия (стих 24; сравните 9:5) был чем-то вроде царского комиссара в Иерусалиме, в обязанности которого входило как докладывать царю о положении в провинции Иудея, так и доводить пожелания и распоряжения царя до сведения иудеев (здесь называемых общим названием — израильтянами). Не известно, пересекались ли и как служебные обязанности Петахии и областеначалъника (губернатора).

2. О СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЯХ ИЗ КОЛЕН ИУДИНА И ВЕНИАМИНОВА (11:25−36)

Неем 11:25−30. При Неемии многие иудеи, возвратившиеся из изгнания, осели в 17 городах и «зависивших» от них селах. Занятая ими территория простиралась от долины Енномовой, находившейся тотчас на юг от Иерусалима, и до Вирсавии, которая находилась километрах в 40 от столицы, южнее ее.

Кириаф-Арба — то же, что Хеврон (более старое название; Нав 14:15). Почти все местности, перечисленные в стихе 25:29, упоминаются как города Иудины уже в Нав 15.

Неем 11:31−35. На север от поселений Иуды осели в 15 поселениях вениамитяне. (Многие из их «городов» можно видеть на карте «Самария и Иудея в постссыльную» пору — в комментариях на Езд 2.) Долина Харашим, или долина Ремесленников, вероятно, находилась близ Лода и Оно.

Неем 11:36. Сказано, что левиты жили среди как Иуды, так и Вениамина.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.