Притчи 15 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Кроткий ответ смиряет гнев, но грубый ответ его разжигает.
2 Когда говорит мудрый, его хотят слушать, но глупец говорит только глупости.
3 Господь видит всё, что кругом происходит. Он смотрит и на добрых, и на злых.
4 Добрые слова, словно дерево жизни, но лживые слова разрушают дух человека.
5 Глупый пренебрегает советами отца, но мудрый внимателен, когда его поучают.
6 Добрый человек многим богат, но всё, чем обладает злой, ведёт его к несчастью.
7 Уста мудрых распространяют знание, о глупых же такого не скажешь.
8 Господь ненавидит жертвы злых, но счастлив услышать Он молитвы доброго.
9 Господь ненавидит пути злых, но Он любит идущих путём добра.
10 Тот, кто живёт недостойно, будет наказан, и тот, кто ненавидит наставления, будет уничтожен.
11 Господу всё известно, даже то, что в обители смерти, потому сердца и мысли людей для Господа не тайна.
12 Глупец ненавидит тех, кто его поучает, такой человек отказывается от советов мудрых.
13 На лице счастливого — радость, но если в его сердце грусть, то это также отразится на лице его.
14 Мудрый стремится увеличить свои знания, глупый ищет только глупости.
15 Всё время грустит тот, кто беден, но для людей счастливых сердцем, жизнь — празднество.
16 Лучше быть бедным и почитать Бога, чем быть богатым, но иметь несчастья.
17 Лучше есть суп там, где любовь, чем есть нежное мясо там, где ненависть.
18 Вспыльчивый приносит беды, но терпеливый человек — основа мира.
19 Ленивого ждут несчастья везде, но для искренних — жизнь легче.
20 Мудрый сын отцу приносит счастье, глупый — позор своей матери.
21 Глупец счастлив глупыми поступками, но мудрец всегда осторожен в своих поступках.
22 Не сбудутся планы человека, не получающего советов, но сбудутся планы того, кто прислушивается к мудрым советам.
23 Счастлив человек, чей ответ правилен, и слово, сказанное вовремя, помогает.
24 Все дела мудрого ведут к успеху и хранят его от смерти.
25 Господь разрушит дом гордеца, но охранит дом вдовы.
26 Злые мысли Господь ненавидит, но счастлив словами доброго.
27 Лгущий ради корысти, приносит семье своей несчастья, но честного не коснутся беды.
28 Добрые люди думают, прежде чем дать ответ, но злые говорят раньше, чем успевают подумать, и это приносит им несчастья.
29 Господь от злых людей далёк, но слышит Он всегда молитвы добрых.
30 Тот, кто улыбается, делает счастливыми других, и от добрых новостей люди чувствуют себя лучше.
31 Мудр тот, кто прислушивается к тем, кто его критикует.
32 Кто отказывается от поучений, тот причиняет вред себе. Тот, кто прислушивается к осуждающим, обретает ещё большую мудрость.
33 Почитающий Господа учится мудрости, и смирение должно придти прежде, чем вера в Бога.

Толкование Далласской семинарии

Притч 15:1−2. В этих и еще в нескольких стихах («притчах») главы 15 (стих 4, 7, 14б, 23, 28б) вновь возникает тема, которой столь часто касаются притчи: это тема добрых и злых слов (языка). В обстановке, когда угрожает взрыв гнева с чьей-то стороны, лишь примиряющее, кроткое слово, доброе, обдуманное, призывающее к терпению, может «взрыв» предотвратить. Слово же, звучащее оскорбительно, — что «масло в огонь ярости». Почти идентично звучат стихи 2 и 7.

Притч 15:3. Этот стих, построенный по принципу синтетического параллелизма (вторая часть его развивает и дополняет первую), как бы предостерегает злых (глупых) и поощряет добрых (мудрых), напоминая и тем и другим, что Господь — вездесущ и всевидящ.

Притч 15:4. Уместно сказанное слово (кроткий язык) действует целительно на человеческую душу и потому сравнивается с «древом жизни» (сравните 3:18; 11:30; 13:12). Язык же необузданный, т. е. злые, оскорбительные слова, напротив, подавляют, вызывают душевную боль (сокрушение духа).

Притч 15:5. Часто повторяющаяся в Притчах мысль о том, что лишь глупый пренебрегает наставлением старшего (отца), благоразумен же тот кто внимает обличениям (сравните 12:1; 13:1, 13, 18).

Притч 15:6. Тоже часто повторяющееся обобщенное (т. е. знающее исключения) представление о том, что праведники живут благополучной, материально обеспеченной жизнью (сравните 3:16; 8:18, 21; 14:24; 22:4), тогда как нечестивому и «прибыток» в конце-концов принесет несчастье.

Притч 15:7. Та же мысль выражена в стихе 2.

Притч 15:8−9. Здесь взаимосвязь «жертвы нечестивых» и поведения («пути») их. Господь не приемлет ни их поведения ни предлагаемой ими (лицемерно) жертвы: второе вытекает из первого, и то и другое — мерзость пред Ним (сравните Ис 1:11; Ам 5:22). Ему… благоугодна… молитва праведных (которая рассматривается в Библии как своего рода «бескровная жертва»), потому что идущего путем праведности (или стремящегося к правде) Он любит (сравните 15:29). Предложение жертвы понимается Соломоном как внешнее действие, не могущее заместить собой праведный образ жизни.

Притч 15:10−12. Все три притчи построены по принципу синтетического параллелизма — вторая часть стиха развивает и дополняет первую. В стихе 10 имеется в виду, что «уклоняющегося от праведного пути» ждет в час свой злое наказание. Во второй его части та, часто повторяющаяся мысль, что человека, отвергающего обличение, не ждет ничего хорошего (сравните 13:13; 13:18). Преисподняя (шеол) и Аваддон (стих 11; сравните Притч 27:20 и Иов 26:6) — таинственная область гибели и смерти; собственно, символами их являются здесь и то и другое (сравните Иов 28:22).

Но «покрывалом таинственности» они скрыты лишь от глаз людских; пред всеведущим Господом они открыты. Тем более ведомо Ему все, что происходит в сердцах человеческих (15:3; сравните Пс 37:10; Иер 17:9−10). Стих звучит таким образом как предостережение против злых дел и нежелания слушать «обличения». В следующем стихе (стих 12) — печальная констатация того факта, что обличающих его… не любит распутный, который к мудрым не пойдет.

Притч 15:13−15. В этих стихах речь о характере человека и особенностях, присущих ему от рождения, о внутреннем его состоянии, обозначенном словом сердце. Если человек обладает «веселым сердцем» (стих 13), то и лицо его, как правило, весело; напротив, тот, кто видит вещи в преимущественно мрачном свете, уныл духом. Другими словами, характер человека в большей степени определяет его эмоциональное состояние чем его обстоятельства.

Оттого-то схожие трудности и боль неодинаково переносятся разными людьми. В стихе 14 говорится о человеке, от природы любознательном, склонном познавать мир (он ищет знания); в этом смысле и названо сердце его «разумным». Вторая часть стиха, содержащая противопоставление (антитетический параллелизм), — о том, кто к познанию не склонен; он довольствуется собственной глупостью («питается» ею). Стих 15 созвучен по смыслу стиху 13 (под «несчастным» здесь понимается пессимист человек унылого склада характера).

Притч 15:16−17. Оба стиха содержат в себе оборот лучше… нежели, указывающий на превосходство нравственных достоинств и душевного мира над материальным изобилием, если ему не сопутствует страх Господень в сердце богатого человека. При наличии этого страха и любви к окружающим и немногому радуется человек (сравните 1Тим 6:6): блюдо зелени приносит ему больше радости чем откормленный бык тому, чье сердце снедаемо ненавистью или тревогой.

Притч 15:18. Вспыльчивый человек накаляет атмосферу вокруг себя, вследствие чего вспыхивают споры и ссоры, человек же мягкого характера (терпеливый) способствует примирению.

Притч 15:19. Терновый плетень — образ проблем и препятствий, с трудом поддающихся преодолению; в жизни ленивого они возникают неизбежно. Под «праведными» здесь понимаются люди трудолюбивые, прилежные; их жизненный путь, как правило, более гладок чем у бездельников.

Притч 15:20−21. стих 20 звучит в унисон со стихами 10:1 и 17:25. Но в отличие от этих стихов, здесь обращается внимание не на огорчение, которое причиняет глупый человек своей матери, а на то, что, лишь будучи глупцом, можно неуважительно относиться к матери (подразумевается, не ценить ее любви и добрых советов), «пренебрегать ею». «Малоумный», не сознавая своей глупости, доволен собой; противопоставление (вторая часть стиха) подразумевает тут, что «пути» глупца — «кривы» и сомнительны.

Притч 15:22. Четырежды обращается в книге Притчей внимание на важность дорожить разумным советом тех, кто может дать его, и без такого совета не предпринимать ничего серьезного (сравните 11:14; 20:18; 24:6).

Притч 15:23. Случай синтетического параллелизма (вторая часть стиха дополняет первую); в первой части подразумевается не всякий ответ, а умный, во время произнесенный; такой ответ радует не только получающего, но и дающего его.

Притч 15:24. В этом, а также в каждом из стихов 26−27 и 29−33, содержатся прямые или косвенные ссылки на свойства, присущие людям благочестивым; это мудрость (стих 24), смирение (стих 33), непорочность (стих 26), честность (стих 27), ответственность, осторожность (стих 28), молитвенность (стих 29), радостный настрой (стих 30), готовность выслушать наставление, совет (стихи 31−32), благоговейное отношение к Господу (стих 33). В стихе 24 видят как мысль о том, что «мудрый» («благочестивый») проживет долгую жизнь на земле, так и намек на загробную жизнь в небесах; путь, или образ жизни, мудрого ведет его вверх, служит как бы «залогом» того, что он не попадет «вниз», в шеол, чтобы навсегда остаться там.

Притч 15:25−26. Здесь о реакции Господа на свойства человеческой натуры. Противопоставление «надменным» вдовы в стихе 25 — это противопоставление им смирения. «Межа» (стих 25), или граница земельного надела, была очень важным фактором в хозяйственной жизни древнего Израиля, поскольку земля была самым ценным достоянием израильтян (Втор 19:14; сравните Притч 22:28; 23:10−11).

Защитником смиренных и беспомощных («вдов») перед лицом сильных, грабителей, выступает Сам Господь. Слова людей честных и искренних угодны Господу (стих 26), Который, однако, слышит не только слова, произносимые нами, но знает и неизреченные наши мысли; и мерзостны Ему злые помышления человеческие.

Притч 15:27. Еврейское слово, переведенное как корыстолюбивый, подразумевает человека, который возвел дом свой ценой несправедливых действий или прямого насилия. Домашних такого человека, утверждает Соломон ждет в конце-концов разорение. Подарки тут следует понимать как «взятки» Ненавидящий их «приравнивается» праведнику, который будет долго жить.

Притч 15:28. Ответственному подходу праведного к словам, которые он произносит, противопоставляются нарочито злобные слова нечестивых.

Притч 15:29. О степени близости Господа к праведникам, в отличие от нечестивых, свидетельствует то, что молитву первых Он слышит (сравните Пс 33:16; Притч 15:8; 1Пет 3:12).

Притч 15:30. Светлый взгляд символизирует способность человека вселять оптимизм в сердце ближнего; образ «здоровых («тучных») костей» выражает мысль об эмоциональном здоровье (толкование на 3:8).

Притч 15:31−33. В этих стихах характерная для Притчей мысль о пользе учения, наставления, обличения и более всего — страха Господня, который невозможен без смирения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.