Песнь Соломона 3 глава

Песнь Соломона
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 [Она говорит] Ночью на ложе моём я ищу того, кто мною любим, я искала его, но найти не могла.
2 Встану теперь я и пройду через город, на улицах и площадях я буду искать того, кто мною любим. Я искала его, но найти не могла.
3 Я спросила стражей, обходящих город: "Вы не встречали того, кто мною любим?"
4 Но едва я от них отошла, как нашла того, кого любит сердце моё, я его обняла и не отпустила, пока не привела в дом матери моей, в ту комнату, где родила она меня.
5 [Она говорит Женщинам] Дочери Иерусалима, клянитесь мне дикими оленями и газелями, что не станете будить любовь и возбуждать её не будете, покуда не возжелается.
6 [Он и его Невеста] Кто эта женщина, идущая из пустыни в окружении многих людей? Пыль над ними встаёт, как облака сожжённых мирры и фимиама и других благовоний.
7 Смотри! Вот паланкин Соломона, его охраняют шестьдесят воинов, сильнейших воинов Израиля.
8 Все они опытные бойцы, у каждого меч на боку, они готовы отразить любую опасность в ночи.
9 Царь Соломон сделал себе паланкин из ливанского дерева.
10 Столпы его из серебра, основанье из золота, сиденья его покрыты тканью пурпурной, он любовно украшен женщинами Иерусалима.
11 Женщины Сиона, пойдите и посмотрите на царя Соломона, на корону, которой его мать увенчала в день его свадьбы, в день его счастья.

Толкование Далласской семинарии

4. СТРАХ НЕВЕСТЫ ПОТЕРЯТЬ ВОЗЛЮБЛЕННОГО (3:1−4)

Песн 3:1−4. Многие комментаторы сходятся на мысли, что описанное в этих стихах переживается невестой во сне. Ее возлюбленный, царь, вероятно, возвратился в Иерусалим, оставив ее в родительском доме. Переживая разлуку, боясь потерять любимого, она засыпает тревожным сном и, вот, мечется на ложе своем, ища того, которого любит душа ее. Она ищет и не находит его и продолжает искать его в сновидении своем: она «выходит на улицы и площади» и «спрашивает о нем у городских стражей». Наконец она встретила любимого и ухватилась за него, и не отпустила… доколе не привела его в дом матери своей, чтобы там он остался с ней и более не покидал ее.

5. ПОВТОРЕНИЕ ЗАКЛИНАНИЯ (3:5)

Песн 3:5. Здесь этим заклинанием-рефреном отмечается начало нового раздела (3:6 — 5:1). О значении «мольбы», обращаемой невестой к «дочерям иерусалимским», в толковании на 2:7.

II. Бракосочетание (3:6 — 5:1)

А. Описание бракосочетания (3:6−11)

Брачные отношения, заключавшиеся в древности на Ближнем Востоке, по-видимому, рассматривались как акты гражданского, а не религиозного характера. Как о завете, заключенном «в присутствии Бога», о брачных контрактах в Ветхом Завете упоминается лишь в Притч 2:17 и в Мал 2:14. А вот образцы гражданских брачных контрактов, заключавшихся в еврейском сообществе, были обнаружены при раскопках на месте еврейской колонии в Элефантине (Египет), и относились они к 5 веку до Р. Х.

Брак, заключенный между Руфью и Воозом перед городскими старейшинами (Руфь 4:10−11), а не священниками, тоже говорит в пользу гражданского, а не религиозного характера свадебных церемоний. Не приходится таким образом удивляться, что брачные торжества происходили не в храме (или позднее — в синагогах), а в доме вступавших в брак.

Главным, событием свадебной церемонии являлось (как и многие столетия спустя в странах далеких от Палестины) шествие к дому невесты жениха, который затем торжественно сопровождал ее к своему дому. После этого начиналась собственно свадьба — торжество, продолжавшееся неделю или более, хотя в супружеские отношения жених и невеста вступали в первую же ночь.

Если описания свадебного празднества в Песне Песней нет, то торжественная свадебная процессия (3:6−11) и брачная ночь (4:1−5) описаны довольно подробно.

Песн 3:6. Автор говорит здесь как участник или свидетель происходившего. Он описывает шествие невесты, перед которой возжигают столбы благовоний (она как бы идет в них), окуривая ее миррою и фимиамом и всеми благоухающими травами, которые имелись у изготовителя благовоний (мироварника).

Песн 3:7−10. В этих стихах описание царского положения жениха, Соломона. Великолепие его вполне соответствует тому, что известно об этом царе из 3-й Царств и 2-Паралипоменои. Одр его — это его роскошные носилки, которыми окружают его телохранители, вероятно, шестьдесят наиболее знатных и «сильных» военачальников царя (сравните с «храбрыми» царя Давида; 2Цар 23:8). Они вооружены мечами.

Возможно, этот караван, прежде чем войти в Иерусалим, проделал немалый путь от «пустыни» (3:6), от дома невесты (в Ливане? 4:8, 15) — отсюда упоминание страха ночного в конце стиха 8: полагают, что речь может идти о разбойниках, нападавших в ночи; другое мнение: здесь подразумеваются ночные призраки, суеверным страхом перед которыми евреи страдали с глубокой древности. (Заметим, что и еврейские богословы давних времен и некоторые относительно современные христианские богословы склонны были видеть в описываемом тут бракосочетании Соломона аллегорию восхождения его на трон — заключения им «брачного завета» с израильским народом, причем в еврейской священной книге Мидраш Соломон в стихе 11 понимается как грядущий Мессия.) Столпцы «одра» — это серебряные столбы великолепных царских носилок, подробное описание которых дается в стихе 10.

Песн 3:11. В стихе 11 о бракосочетании Царя с его Невестой говорится как о факте уже совершившемся. Загадочно звучит фраза о том, что в день бракосочетания его… Соломона увенчала царским венцом (короной) мать его (Вирсавия). Объяснить ее можно как иносказание — если понимать описываемое тут бракосочетание как вступление Соломона в «брачный завет» с израильским народом (как говорилось выше), с учетом той роли, которую сыграла Вирсавия в восхождении сына на престол (именно ей, любимой своей жене, Давид обещал, что после него царствовать будет рожденный ею Соломон; 3Цар 1:13 и далее).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.