Числа 14 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 В ту ночь поднялся среди народа в стане крик.
2 Народ роптал против Моисея и Аарона: "Лучше нам было умереть в Египте или в пустыне!
3 Неужели Господь привёл нас в эту новую страну, чтобы нас убили на войне? Враг убьёт нас, заберёт наших жён и детей. Лучше бы нам возвратиться обратно в Египет!"
4 И сказали друг другу люди: "Выберем себе другого предводителя и возвратимся в Египет!"
5 Моисей и Аарон пали ниц перед собравшимся там народом.
6 Иисус, сын Навина, и Халев, сын Иефонии, двое из обследовавших землю, очень огорчились
7 и сказали всему собравшемуся там народу: "Земля, которую мы видели, очень, очень хороша,
8 в ней всего в изобилии. Если мы угодны Господу, то Он приведёт нас в эту землю и даст её нам.
9 Так не восставайте же против Господа. Не бойтесь народа той земли, мы можем одолеть их, у них нет никакой защиты, никакого спасения, а с нами Господь. Не бойтесь их!"
10 Весь народ стал говорить, что Иисуса и Халева нужно забить камнями. Но Слава Господняя появилась над шатром собрания, где все могли видеть её.
11 Господь заговорил с Моисеем, сказав: "До каких пор этот народ будет восставать против Меня? Они показывают, что не верят Мне, не верят в Мою силу. Они отказываются верить Мне, даже после того, как Я им явил множество великих знамений! Я совершил среди них множество великих деяний.
12 Я поражу их всех страшным мором, уничтожу их и произведу от тебя другой народ, и твой народ будет многочисленнее и сильнее этого народа".
13 Тогда Моисей сказал Господу: "Египтяне услышат об этом. Они знают, что Ты вывел Свой народ из Египта Своей великой силой,
14 и расскажут об этом ханаанскому народу, который слышал, что Ты, Господь, находишься со Своим народом, и что народ видел Тебя. Тот народ знает о священном облаке, которое ведёт за собой Твой народ днём, а ночью становится огненным, чтобы вести за собой Твой народ.
15 Поэтому не губи этот народ, ибо, если погубишь его, все народы, слышавшие о Твоём могуществе, скажут:
16 "Господь не сумел вывести этот народ в ту землю, которую обещал им, и потому погубил их в пустыне".
17 Так покажи же теперь Свою силу, Господи! Покажи её, как обещал!
18 Ты сказал: "Господь не тороплив на гнев, Господь исполнен великой любви, Господь прощает тех, кто виновен и нарушил закон, но также и наказывает виновных. Господь наказывает тех людей, а также их детей, и внуков, и даже правнуков их наказывает за эти провинности".
19 Так покажи же Твою великую любовь этому народу. Прости им прегрешения их, прости, как прощал их с тех пор, как они ушли из Египта, и по сей день".
20 И ответил Господь: "Хорошо, Я прощу народ, раз ты просишь.
21 Но, истинно говорю, как верно то, что Я жив и силой Моей полнится земля, так верно и Моё обещание тебе:
22 ни один человек из тех, кого Я вывел из Египта, никогда не увидит земли Ханаанской! Те люди видели Мою славу и великие знамения, явленные Мною в Египте, видели и великие деяния, свершённые Мною в пустыне. Но они уже десять раз ослушивались Меня и испытывали Моё терпение.
23 Я дал обещание их предкам, обещал, что дам им эту землю. Но никто из восставших против Меня никогда не вступит на эту землю!
24 Только слуга Мой Халев отличается от них и повинуется Мне безоговорочно, за это Я приведу его в ту землю, которую он уже видел, и его народ получит её!
25 Амаликитяне и хананеи живут в долине; завтра покиньте эти края и возвращайтесь обратно в пустыню по дороге, ведущей к Красному морю".
26 Господь сказал Моисею и Аарону:
27 "Долго ли ещё этот злой народ будет роптать на Меня? Я слышал их жалобы и ропот.
28 Так скажи им: "Господь говорит, что наверняка сделает с вами всё то, на что вы жалуетесь. Вот что случится с вами.
29 Вы погибнете в этой пустыне, всякий, кому двадцать лет или больше и кто был пересчитан в числе Моего народа, умрёт. Вы роптали против Меня, Господа,
30 и потому ни один из вас никогда не войдёт в землю, которую Я обещал вам, и не будет жить на ней. Только Халев, сын Иефоннии, и Иисус, сын Навина, войдут в эту землю.
31 Вы испугались и стали жаловаться, что ваши враги в этой новой земле отнимут у вас ваших детей. Я же говорю вам, что приведу этих детей в эту землю, и они будут иметь всё то, что вы отказались принять.
32 А вы погибнете в пустыне.
33 Ваши дети сорок лет будут пастухами в этой пустыне и будут страдать из-за того, что вы не были Мне верны. Они должны будут страдать до тех пор, пока вы все не ляжете мёртвыми в этой пустыне.
34 Сорок лет вы будете страдать за грехи ваши, по одному году за каждый из сорока дней, в которые вы обследовали эту землю. И тогда вы узнаете, что значит, если Я против вас".
35 Я, Господь, говорю и обещаю, что так и сделаю со всем этим нечестивым народом. Эти люди восстали против Меня, и потому все умрут в этой пустыне".
36 Те, кого Моисей послал обследовать новую землю, возвратившись обратно, стали поднимать ропот среди всего израильского народа. Это они сказали, что народ недостаточно силён, чтобы вступить на ту землю.
37 Люди эти были повинны в том, что среди народа поднялось волнение, и потому Господь навёл на них болезнь, от которой они умерли.
38 Но Господь спас двоих из тех, кто был послан обследовать землю: Иисуса, сына Навина, и Халева, сына Иефоннии, и они не заболели болезнью, от которой умерли остальные десять человек.
39 Моисей рассказал всё это израильскому народу, и народ был очень огорчён.
40 И вот рано утром на следующий день люди стали подниматься в горы, говоря: "Мы согрешили и раскаиваемся, что не доверились Богу. Мы пойдём на то место, которое Господь обещал нам".
41 Но Моисей сказал: "Почему вы не слушаете повеления Господнего? Всё это будет безуспешно.
42 Не ходите в ту землю. Господь не с вами, и враги легко одолеют вас.
43 Амаликитяне и хананеи будут там сражаться с вами. Вы отвернулись от Господа, и потому Он не будет с вами во время битвы, и вы все будете убиты в сражении".
44 Но народ не поверил Моисею и люди стали подниматься в горы, Моисей же и ковчег соглашения Господнего остались в стане.
45 Жившие в горах амаликитяне и хананеи спустились вниз, напали на израильский народ, разбили их и гнали до самой Хормы.

Толкование Далласской семинарии

4. ОТВЕТ НАРОДА (14:1−10а)

Чис 14:1−4. К сожалению, народ послушался мнения большинства. И стали они с плачем роптать на Моисея, говоря, что лучше им было бы умереть — в Египте или в пустыне, чем погибнуть от рук хананеев. Да и теперь еще не поздно, говорили они, выбрать нового вождя и возвратиться во главе с ним в Египет.

Чис 14:5−10а. Услышав такое, пали Моисей и Аарон на лица свои (сравните 16:4, 22, 45; 20:6; 22:31), несомненно, взывая о помощи к Богу. А Иисус, сын Навин, и Халев продолжали тем временем расхваливать землю и убеждать народ, что Господь отдаст ее и живущих на ней людей в их руки. Все это, однако, не возымело действия, и народ уже хотел побить их камнями.

5. РЕАКЦИЯ ГОСПОДА (14:10б−12)

Чис 14:10б−12. В разгар этой критической ситуации слава Господня явилась в скинии (стих 10б). Господь спросил, долго ли еще терпеть Ему неуважение и неверие со стороны этого народа. И сказал Бог… истреблю его, и произведу от тебя (Моисея) народ многочисленнее и сильнее его.

6. МОЛИТВА МОИСЕЯ (14:13−19)

Чис 14:13−19. Сколь заманчивым ни показалось бы предложение Господа (стих 12) кому-нибудь другому, любовь Моисея к своему народу и к непогрешимости репутации Господа заставила его отвергнуть это предложенье и просить Бога, чтобы простил народ. Он рассуждал логично, убеждая Бога, что Египтяне, мол, увидят в истреблении Израиля неспособность Господа сдержать свое обещание — освободить его и дать ему землю во владение.

Более того, египтяне станут говорить об этом хананеям и другим народам, и те тоже усомнятся в могуществе Господа. Так что единственное, что Господь мог бы сделать, сказал Моисей, — это явить Свою великую силу в прощении народа, хотя бы тому и пришлось так или иначе пострадать в наказание. Пусть Он простит Израиль по великой милости Своей (в других переводах — «по великой любви»; в оригинале здесь евр. слово хэсэд что значит «верность Завету» или «верность любви»).

7. РЕШЕНИЕ И СУД ГОСПОДА (14:20−45)

Чис 14:20−25. Божии обещания — верны и непоколебимы, а Он обещал спасти Израиль и отдать ему Ханаан в вечное владение (Исх 6:6−8). Отсюда явствует, что целью Его угрозы истребить Израиль и начать все заново с Моисея, было скорее испытание Его слуги, посредника Завета, чем что-либо другое.

Итак, Бог обещал простить народ, но при этом заявил, что никто из взрослых, которые вышли из Египта и были свидетелями всех величайших знамений и чудес, явленных Им, не увидят земли Обетованной.

Десять раз они искушали… и не слушали Его, сказал Господь (Чис 14:22). Может быть, это надо понимать буквально, но скорее как — «множество раз» (сравните толкование на Иов 19:3). Исключение составили Халев (Чис 14:24) и Иисус Навин (стих 30), которые безоговорочно подчинились Господу. Не случайно сам Моисей не упомянут в этой связи: всезнающий Господь предвидел его ослушание в будущем (20:12).

Затем, во исполнение части наказания. Господь повелел Моисею и Израилю выйти из Кадеса, однако, не идти к долинам, где жили Амаликитяне и Хананеи. Теперь им предстоял долгий окружной путь в направлении Чермного моря, который в конце-концов приведет их к равнинам Моава, восточнее Иерихона. Под Чермным (Красным) морем подразумевается здесь восточный «рукав» его, известный сегодня как Акабский залив.

Чис 14:26−35. Но на этом суд Господень не закончился, и сказал Господь, что исполнит желание израильтян — они действительно умрут в пустыне (стих 29, 35; сравните стих 2). Дети их, однако, будут спасены и вместе с Халевом и Иисусом Навином войдут в Ханаан (стихи 30−32). Но и они не войдут туда до истечения сорока лет, потому что понесут наказание за грехи отцов (стих 34). Этим наглядно подтверждается то обстоятельство, что грех может быть прощен, но последствия его придется выстрадать, так как грех отодвигает исполнение обещанных Богом благословений.

Далее: порой детям приходится страдать от последствий тех грехов, которые совершили их родители (стих 33; сравните Исх 20:5; Втор 24:16). И это не противоречит сказанному у Иезекииля (18:1−3, 13−18), потому что Моисей имел в виду последствия, так сказать, материального, физического характера, тогда как Иезекииль говорил о личной ответственности и повинности в грехе и о вытекающих отсюда духовных последствиях.

Чис 14:36−45. В знак неотвратимости надвигающегося наказания десять лазутчиков, которые, вернувшись, возмущали народ против того, чтобы идти в землю Обетованную, и подорвали его моральный дух, умерли, быв поражены пред Господом. Это произвело на всех такое впечатление, что люди решили, отбросив свои страхи, идти на завоевание Ханаана немедленно (стихи 39−40). Было, однако, слишком поздно, так как они не могли более уповать на присутствие Господа и Его защиту (стихи 41−43).

Но с характерным для них упорством израильтяне отвергли совет Моисея, и без него, и ковчега предприняли нападение на горную страну (стих 44). Неудивительно, что Амаликитяне и Хананеи, бросившись в контратаку, нанесли Израилю жестокое поражение (сравните Втор 1:41−46) и гнали их до Хормы, расположенной примерно в тринадцати километрах на юго-восток от Беер-Шивы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.