Числа 15 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Господь сказал Моисею:
2 "Поговори с израильским народом и скажи им: Я даю вам землю, которая будет вашим домом. Когда вступите на эту землю,
3 принесите Господу священные жертвы огнём, благоухание их будет приятно Господу. Берите своих быков, овец и козлов для всесожжения, для жертв во исполнение обетов, в приношения содружества или в святые праздники.
4 Когда человек свершает своё приношение, пусть также приносит Господу и хлебное приношение: восемь чашек пшеничной муки, смешанной с одним литром елея.
5 Всякий раз, когда приносишь в жертву всесожжения ягнёнка, приготовь также и литр вина для возлияния.
6 Если приносишь в жертву барана, то приготовь также и хлебное приношение: шестнадцать чашек муки тонкого помола, смешанной с одним литром с четвертью елея,
7 и приготовь также один литр с четвертью вина для возлияния, благоухание его приятно Господу.
8 Если приготовишь молодого вола для всесожжения, или для приношения содружества, или во исполнение обета Господу,
9 то вместе с тельцом приноси также и хлебное приношение: двадцать четыре чашки пшеничной муки, смешанной с двумя литрами елея,
10 и приноси также два литра вина для возлияния. Это будет приношение огнём, благоухание его приятно Господу.
11 Делай так всякий раз, когда приносишь Господу вола, барана, ягнёнка или козлёнка.
12 Делай это с каждым приносимым животным.
13 Так должен делать каждый из народа Израиля, принося жертвы огнём, приятные Господу.
14 Если живущие среди вас иноплеменники будут приносить приношения огнём, приятные Господу, то они должны делать это так, как вы.
15 Законы для всех одни — для израильского народа и для живущих в вашей стране иноплеменников. Это — закон вечный: вы и живущие среди вас иноплеменники равны перед Господом.
16 Вы должны соблюдать одни и те же законы и правила. Эти законы и правила для тебя, народ израильский, и для других народов, живущих среди вас".
17 Господь сказал Моисею:
18 "Скажи израильскому народу вот что: Я поведу вас в другую землю,
19 и когда вы будете есть то, что породила та земля, отдавайте часть этой еды в приношение Господу.
20 Когда будете собирать зерно и перемалывать его в муку для теста, чтобы выпекать хлеб, то прежде всего отдайте часть этого теста в дар Господу, это будет хлебным приношением с гумна.
21 Это правило вечное, отдавайте часть этого теста в дар Господу.
22 Что следует делать, если вы допустите ошибку и забудете исполнить какую из заповедей, данных Господом Моисею?
23 Господь дал вам эти заповеди через Моисея, они от того дня, когда Господь дал их вам, и навсегда.
24 Так что же вам делать, если вы ошиблись и забыли исполнить все эти заповеди? Если весь народ совершил эту ошибку, то весь народ и должен пострадать. Пусть все вместе принесут Господу одного молодого вола во всесожжение, его благоухание будет приятно Господу. И не забудьте принести хлебное приношение и возлияние, которое должно быть принесено вместе с волом. И принесите также козла в приношение за грех.
25 Итак, пусть священник сделает положенное, чтобы очистить народ, пусть сделает это для всего израильского народа. Люди не знали, что грешат, когда же узнали, то принесли Господу дар, принесли приношение сожжением и приношение за грех,
26 и потому весь израильский народ и все другие народы, живущие среди них, будут прощены. Они будут прощены, ибо не знали, что грешат.
27 Если же лишь один человек согрешит или ошибётся, то пусть принесёт годовалую козу, она будет приношением за грех.
28 Пусть священник сделает, что положено, чтобы очистить того человека. Он ошибся и согрешил перед Господом, но священник очистил этого человека, и он будет прощён.
29 Это закон для каждого, кто ошибся или согрешил, для родившихся в семьях израильских и для живущих среди вас иноплеменников.
30 Но если человек согрешит, зная, что грешит, то тот человек против Господа и должен быть изгнан из среды своего народа, будь то человек, родившийся в израильской семье или живущий среди вас иноплеменник.
31 Тот человек не придал должного значения слову Господнему, нарушил заповедь Господа, и этого человека следует изгнать из среды народа. Он виновен и должен быть наказан".
32 Когда израильский народ ещё был в пустыне, один человек нашёл дрова для растопки и стал собирать их, хотя это был день субботний. Люди видели это,
33 и те, кто увидел, что он собирает дрова, привели его к Моисею и Аарону, и весь народ собрался вокруг них.
34 Человека не отпускали, ибо не знали, какое ему следует назначить наказание.
35 Тогда Господь сказал Моисею: "Этот человек должен умереть, пусть народ побьёт его камнями за пределами стана".
36 И вот люди вывели его за пределы стана и забросали камнями, сделав, как повелел Моисею Господь.
37 Господь сказал Моисею:
38 "Поговори с израильским народом, скажи им вот что: свяжите вместе несколько нитей и привяжите к полам своей одежды, в каждую кисть вплетите по голубой нити и носите их отныне и вовеки.
39 И когда посмотрите на эти кисти, то вспомните заповеди, данные вам Господом, и будете их соблюдать; и не согрешите, забыв о заповедях, поступая, как желают ваши тела и глаза.
40 Вы будете помнить и исполнять Мои наказы, и тогда станете избранным народом Божьим.
41 Я Господь, Бог ваш, Тот, Кто вывел вас из Египта. Я сделал это, чтобы быть вашим Богом, Я Господь, Бог ваш".

Толкование Далласской семинарии

III. Переход равнинам Моава (15:1 — 22:1)

А. Повторение положений Завета (глава 15)

1. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (15:1−31)

Чис 15:1−16. Поскольку вся взрослая часть Израиля приговорена была встретить смерть в пустыне, для юного поколения народа крайне важно было понять требования, которые предъявлялись им в рамках Завета. А самым главным в этом плане было принесение жертв, потому что жертвы были данью, которую народ-вассал должен был приносить своему Сюзерену — в знак верности Ему в рамках Завета (Исх 23:14−19; Лев 1−7; Втор 12:1−13).

В таблице «Дополнительные хлебные приношения и возлияния» подводится итог приношениям, описанным в Чис 15:3−12. Эти жертвы всесожжения и от «усердия» не были приношениями за грех или вину, поскольку их форма и содержание оставались неизменными (Лев 4:1 — 6:7); в таблице отражены жертвы, которые приносились по обету, а также жертвы мирные, благодарения или хвалы (Лев 1−3).

Дополнительные хлебные приношения и возлияния:

Всесожжения и приношения «от усердия» Дополнительные приношения
Приношения всех видов 2 кварты муки, смешанные с 1 квартой елея
Агнец 1 кварта вина
Овен 4 кварты муки, смешанной с 1 и 1/4 квартами елея и 1/4 квартами вина
Телец 6 кварт муки, смешанной с 2 квартами елея, и 2 кварты вина

Примечание: Одна ефа равна 1/4 буша, или примерно 8 литрам. Один гин — около 4 литров.

Весь народ Израиля должен был приносить их, независимо от того, был ли человек рожден в этом народе или пришел со стороны (Чис 15:13−16).

Чис 15:17−21. Второй свод правил относился к принесению первого плода от урожая. Когда народ войдет в землю Ханаанскую и станет пользоваться тем, что она рождает, то должен будет, в знак своей преданности Господу, каждый раз приносить Ему лепешку, испеченную из зерна первого урожая.

Чис 15:22−29. Третий раздел установлений касался приношений за грех. Этими установлениями предусматривалось очищение тех, кто ненамеренно нарушали одну из заповедей Господних, т. е. нарушали заповеди по небрежности или оплошности. Когда все общество оказывалось виновным, им надо было принести молодого вола во всесожжение, вместе с предписанными на этот случай сопутствовавшими хлебным приношением и возлиянием, а также козла в жертву за грех.

Разница между установлениями здесь и теми, касавшимися жертвоприношений за грех, о которых читаем в Лев 4:13−21, — в том, что здесь речь идет о согрешениях по оплошности, а в книге Левит — о совершении проступка. Более того: в этих стихах в Числах содержится требование о принесении как тельца во всесожжение, так и козла — в жертву за грех, а в Левит упоминается лишь телец, приносимый за грех. Примирение этого «разногласия», возможно, в том, что в Числах телец предполагался как жертва за грех, а, кроме того, приносился другой телец — во всесожжение.

Козел упоминается здесь, наряду с тельцом, но только как приношение за грех в случае нечаянного совершения греха кем-то из «начальников» (прямо тут об этом не говорится). В книге Левит также предписывается принесение козла в жертву за грех, совершенный «начальником» (Лев 4:22−26), так что в сущности никакого разногласия и нет.

Что касается рядового члена общества, то за его согрешение по оплошности требовалось принести в жертву козу (Чис 15:27−29) — так же точно, как говорится об этом в книге Левит (4:27−31).

Чис 15:30−31. Последнее установление касается случая «дерзкого» согрешения, т. е. вполне сознательного. Такой грех определялся как богохульство, потому что соответствовал дерзкому неподчинению Богу, вызову самому господству Яхве и Его требованиям в рамках Завета. Человек, повинный в грехе такого рода, должен был быть истреблен из народа своего. Как и в любом другом месте, эта формулировка означала как изгнание из общества, так и смерть (сравните Быт 17:14; также толкование на Лев 7:20; 17:4).

2. СЛУЧАЙ СОЗНАТЕЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ ЗАВЕТА (15:32−36)

Чис 15:32−36. Как один из примеров дерзкого согрешения (сравните стихи 30−31) приводится эпизод с человеком, который собирал дрова в субботу. Поскольку в тот момент, когда его поймали за этим занятием, не было еще ясно, преднамеренно ли нарушил он закон о субботнем дне, посадили его под стражу — в ожидании Господнего решения. И Господь вынес Свой суд: должен умереть человек сей. Тогда виновного вывели из стана, и побили его камнями до смерти.

Из этого эпизода совершенно ясно, что понималось под «дерзким согрешением» (стихи 30−31), и что означало — «быть истребленным» из общества.

3. КИСТИ НА ОДЕЖДЕ КАК НАПОМИНАНИЕ О ЗАКОНЕ (15:37−41)

Чис 15:37−41. Чтобы помнить заповеди Господни, израильтяне должны были носить одежды, обрамленные по краям кистями с нитями из голубой шерсти в них. Эти кисти, будучи всегда у них перед глазами, напоминали евреям о необходимости подчиняться всем заповедям Господа.

Словом «кисть» переводится еврейское сисит, которое, возможно, происходило от корня со значением «цвет», «цветение». Может быть, эти кисти имели форму цветка или лепестков, которые по причинам, сегодня неясным, символизировали узы завета, связывавшие Господа с Его народом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.