Числа 21 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Ханаанский царь по имени Арада, живший в Негеве, узнал, что израильский народ идёт по дороге на Афарим, выступил против израильского народа, напал на них и захватил в плен несколько человек.
2 Тогда израильский народ сказал Господу: "Господи, просим Тебя, помоги нам победить этот народ. Если поможешь, мы полностью разрушим и отдадим Тебе их города".
3 Господь услышал израильский народ и помог им победить хананеев. Израильский народ полностью уничтожил хананеев и их города, и назвал то место Хорма.
4 Израильский народ отправился от горы Ор по дороге, ведущей к Красному морю, чтобы обойти страну Едом стороной. Люди стали терять терпение
5 и начали снова роптать против Бога и Моисея. "Зачем ты вывел нас из Египта? — говорили они. — Мы умрём в этой пустыне, ибо нет ни хлеба, ни воды, и нам опротивела эта отвратительная пища!"
6 И тогда Господь послал на народ ядовитых змей, и они жалили их, и умерло множество израильского народа.
7 Народ пришёл к Моисею и сказал: "Мы знаем, что согрешили, ропща против Господа и тебя. Помолись Господу, попроси Его убрать этих змей". Моисей помолился за народ,
8 и Господь сказал Моисею: "Сделай медного змея и прикрепи его на шест. Тот, кого ужалит змея, пусть посмотрит на медного змея на шесте, и тогда останется жив".
9 Моисей исполнил повеление Господа, сделал медного змея и прикрепил на шест, и когда кого-то жалила змея, тот человек смотрел на медного змея на шесте и оставался жив.
10 Израильский народ ушёл с того места и поставил стан в Овофе,
11 затем они ушли из Овофа и поставили стан при Ийе-Авариме в пустыне к востоку от Моава.
12 Уйдя оттуда, они поставили стан в долине Заред,
13 а потом перешли на другое место и поставили стан в пустыне у реки Арнон, начинавшейся у границы аморреев, так что её долина находилась между Моавом и аморреями.
14 Потому и сказано в книге войн Господних: "Вагеб в Суфе и долины Арнона,
15 и горы над долинами, ведущими в город Ар, — всё у границы Моава".
16 Израильский народ оставил это место и отправился в Беэр, то самое место, о котором Господь сказал Моисею: "Собери сюда весь народ, и Я дам им воды".
17 И тогда израильский народ запел песню: "Наполнись водой, колодец! Воспойте его!
18 Великие люди выкопали этот колодец, вожди выкопали этот колодец, выкопали этот колодец жезлами и дорожными посохами своими, это — дар в пустыне". Из пустыни они отправились в Матанну.
19 Из Матанны народ отправился в Нахалиил, а из Нахалиила в Вамоф.
20 Из Вамофа народ отправился в долину Моава, на то место, где гора Фосга обращена к пустыне.
21 Израильский народ послал несколько человек к Сигону, царю аморреев, чтобы они сказали царю:
22 "Позволь нам пройти через твою страну. Мы не пойдём ни через поля, ни через виноградники, не будем пить воду из твоих колодцев, только пройдём по царской дороге и будем оставаться на ней, пока не пройдём через твою страну".
23 Но царь Сигон не разрешил израильскому народу пройти через свою страну, а собрал армию и выступил в пустыню, чтобы сразиться с израильским народом, и сразился с ними при Иааце.
24 Но израильский народ убил царя, а потом забрал себе его землю от реки Арнон до реки Иавок. Они захватили землю до самой границы аммонитян и остановились у этой границы, ибо аммонитяне надёжно защищали её.
25 Израиль захватил все города аморреев и стал там жить. Они одолели даже город Есевон и все небольшие города вокруг него.
26 Есевон был городом, где жил Сегона, царь аморреев. В прошлом Сегон сражался с царём Моава и захватил земли до самой реки Арнон.
27 Потому-то и поют певцы такую песню: "Есевон, да будет отстроен город Сегона!
28 В Есевоне начался пожар, этот пожар начался в городе Сегона. Пожар уничтожил город Ар-Моав и сжёг холмы над рекой Арнон.
29 Горе тебе, Моав! Народ Хамоса уничтожен, сыны его бежали, дочери взяты в плен Сегоном, царём аморреев.
30 Но мы победили аморреев, разрушили их города от Есевона до Дивона, от Насима до Нофы близ Медевы".
31 И вот израильский народ поставил стан на земле аморреев.
32 Моисей послал несколько человек с разведкой в город Иазер, и израильский народ захватил его. Они захватили также небольшие города вокруг него и заставили живших там аморреев уйти оттуда.
33 Потом израильский народ отправился по дороге на Васан. Ог, царь Васана, собрал армию, выступил навстречу израильскому народу и сразился с ним при Едрее.
34 Но Господь сказал Моисею: "Не бойся этого царя. Я позволю тебе победить его, и ты захватишь всю его армию и всю его страну. Поступи с ним, как поступил с Сигоном, царём аморреев, жившим в Есевоне".
35 И израильский народ победил Ога и его армию, они убили его самого, его сыновей и всю его армию, а потом захватили и всю его землю.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Продвижение к Моаву (21:1 — 22:1)

1. ПОБЕДА НАД АРАДОЙ У ХОРМЫ (21:1−3)

Чис 21:1−3. Арада был крупным хананейским городом, примерно в тридцати двух километрах на восток-северо-восток от Беер-Шивы (карту «Возможного маршрута Исхода», там, где толкование на 33:6−8). Может быть, царь Арада воспринял продвижение евреев от Кадеса к горе Ор как угрозу собственной безопасности. Он напал на израильтян и взял какое-то число пленных.

Тогда дал Израиль обет Господу, что если Он «предаст в руки» Израиля Хананеев, то евреи сотрут их города с лица земли (полностью разрушат их — именно словом «разрушить» передается на ряде языков, в том числе на английском, еврейское слово харам, которое в русском тексте Библии звучит как положу заклятие. Это «положить заклятие», собственно, означает «посвятить Богу»: города хананеев предлагались таким образом Господу как некое приношение или дань; «дающие» их ничего не оставляли от них ни себе, ни другим (сравните толкование на родственное существительное герем в Нав 6:21).

Господь ответил, и израильтяне разрушили многие хананейские города. В память верности Бога завету они назвали эту территорию Хорма, что значит «разрушение» (в русском тексте «заклятие»). Вероятно, упоминание о Хорме в Чис 14:45 как-то связано с этим эпизодом.

2. ЯДОВИТЫЕ ЗМЕИ (21:4−9)

Чис 21:4−5. Снова Моисей убедился в невозможности проникнуть в Ханаан с юга. По-видимому, он даже отказался от своего плана войти туда с севера, через Арабах, и, ведомый Господом, пошел кружным путем, обходя Едом с востока. В этом — объяснение, почему отправились они путем Чермного моря, т. е. побережьем Акабского залива. Должно быть, обескураженный изменением маршрута, народ стал роптать не только по этому поводу, но и из-за долгого пребывания в пустыне, недостатка воды и «этой негодной пищи» (т. е. манны).

Чис 21:6−9. В гневе послал Господь на народ ядовитых змей, и умерло множество людей от их укусов. Тогда они стали просить Моисея заступиться за них перед Богом, что он и сделал. И получил Повеление от Господа, чтобы все ужаленные устремили взгляд на медного змея, которого следовало отлить и поднять высоко, «выставив на знамя». Поступившие так исцелялись. Ибо глядели на змея с верой (сравните Ин 3:14−15).

3. КРУЖНОЙ ПУТЬ НА МОАВ (21:10−20)

Чис 21:10−13. Восстановить маршрут, каким шел Израиль, — трудно, потому что многие из названных в Библии мест сегодня не представляется возможным идентифицировать. Где находился Овоф, можно определить на основании более сложного маршрута, прослеживаемого в 33 главе. Там Салмон и Пунон названы между Ором и Овофом (33:41−43).

Создается впечатление, что маршрут Израиля пролегал на восток от Едома, потому что Пуноном (или Фейнаном), по-видимому, называлось расположенное в том районе месторождение меди. Евреям было из чего отлить медного змея, и это также свидетельствует, что маршрут их пролегал близ залежей меди.

Овоф скорее всего находился на северной оконечности Арабаха, севернее Пунона. Это подтверждается тем фактом, что племена повернули на север после того, как проделали часть пути параллельно Едомской горной стране в южном направлении (Втор 2:1−3). Следующим из упоминаемых мест является Ийе-Аварим (Чис 21:11; сравните 33:44), расположенное в пустыне на восточной стороне Моава, но ничего более конкретного о нем сказать нельзя. Оттуда они направились к долине Заред, которая в то время образовывала естественную границу между Моавом и Едомом. Река Заред впадает, повернув на юго-восток, в Мертвое море.

Далее евреи шли на север по территории Моава — к реке Арнон, пограничной между территориями моавитян и аморрев (21:13). Пересекая восточное побережье Мертвого моря примерно посредине, р. Арнон впадает в него.

Чис 21:14−15. Успешное продвижение Израиля по территории Моава до этого пункта было воспето в поэме, которая была в свое время обнаружена в списках, на сегодняшний день не существующих, это так называемая «Книга браней Господних». Смысл первой строки поэмы не ясен, кроме того, что Вагеб — это название места.

Возможно, в четверостишии говорилось, что Господь дал Израилю силу захватить Вагеб, расположенный в Суфе, вместе с частью реки Арнон и системой пересохших русел речек, впадавших в нее, вдоль Моавитской границы. Ар (или эль Миша) был городом в северной части Моава, примерно в шестнадцати километрах на юг от Арнона (22:36; сравните Втор 2:9, 18).

Чис 21:16−20. Выйдя из восточной части долины Арнон, люди двинулись на Беэр (что значит «колодец»); место это было названо так потому, что Бог чудесным образом устроил там колодезь для них. Об этом благословении лирически повествуется в поэме о колодце (стихи 17−18). Все еще продвигаясь на север по краю пустыни (стих 18 б), они пришли в Матанну, затем в Нагалиил и потом в Вамоф (примерно в тринадцати километрах на юг от Хешбона); наконец они достигли подножья Фасги. Эта гора располагалась в нескольких километрах на восток от северо-восточной оконечности Мертвого моря, почти у равнин Моава — напротив Иерихона.

Наконец-то перед Израилем расстилалась Обетованная земля, и он, казалось, был на пороге ее завоевания.

4. ПОРАЖЕНИЕ СИГОНА (21:21−32)

Чис 21:21−25. Равнины Моава являлись, должно быть, спорной территорией (стих 26), т. к. в то время, к которому относится повествование, находились, по всей видимости, под контролем аморреев, хотя вообще-то принадлежали Моаву. Так или иначе, но Моисей обратился к Сигону, царю Аморрейскому, за разрешением евреям пройти через его страну путем царским. Он обещал Сигону, так же, как до того царю Едома (сравните 20:17), что переход будет мирным, и что они не воспользуются ни пищей, ни водой аморреев (сравните Втор 2:26−29).

Сигон, однако, отказал им (сравните Втор 2:30) и даже напал на Израиль у Иаацы, в нескольких километрах на юго-восток от Фасги. В завязавшейся битве Израиль нанес аморреям поражение (сравните Втор 2:31−37) и захватил всю территорию, принадлежавшую Сигону от Арнона на юге до Иавока на севере. На юго-восток от Иавока продолжались владения аморреев, тогда как на восток от него простирались в направлении пустыни владения Аммонитян. В их землю евреи не вошли — и потому, что границы аммонитян были хорошо укреплены (стих 24), и потому, что те были родственниками Израиля по линии Лота (сравните Быт 19:36, 38, Втор 2:19).

Итак, Израиль взял города аморреев, включая Есевн, столицу Сигона, расположенную приблизительно в сорока километрах от Иерихона.

Чис 21:26−32. В этом поражении, нанесенном Сигону, восторжествовала справедливость, потому что вся эта земля на юг от Арнона вначале принадлежала моавитянам, и Сигоном была отнята у них. Стихи 27−30 свидетельствуют, что победы, одержанные Сигоном прежде, были воспеты в стихах (приточники значит «сказители притч»). В них говорилось о разрушении им Ар-Моава и, очевидно, о восстановлении Есевона, который царь сделал своим главным городом.

Затем он пошел против аммонитян на юг и разогнал и взял в плен людей Хамоса (имя главного бога моавитян). Все было разрушено Сигоном — от Есевона на севере до Дивона на юге, включая города, расположенные между ними, такие, как Нофа (местоположение в настоящее время — неизвестно) и Медева (примерно в одиннадцати километрах на юг от Есевона).

Судя по этому контексту, Моисей иронически пересказывает какую-то аморрейскую поэму — в свете того разрушения, которое учинил среди Аморреев Израиль. Другими словами, хвастливая песнь аморреев, в которой воспета была их победа над злополучными моавитянами, теперь иронически исполнялась, Израилем — в ознаменование его победы над аморреями.

За главной победой Израиля последовало изгнание им аморреев из Иазера (Кербет-Джаззира), примерно в двадцати четырех километрах на северо-запад от Есевона. Итак, Израиль осел на земле аморрейской.

5. ПОРАЖЕНИЕ ОГА (21:33 — 22:1)

Чис 21:33 — 22:1. Земля, простиравшаяся на север от реки Иавок, была во владении Ога, другого царя аморрейского. Местность эта — с юга на север — была также известна под названием Гилеад и Васан. Когда Ог услышал о продвижении евреев к северу, то встретил их у Едреи, крупного города примерно в шестидесяти четырех километрах на восток-юго-восток от Киннеретского моря.

Но Господь вновь выступил на стороне Своего народа, и Ог и его войска потерпели сокрушительное поражение (сравните Втор 3:1−11). Итак, Израиль захватил и взял под свой контроль всю Трансиорданию между горой Ермон (Втор 3:8) и р. Арнон, а на востоке — до самой аммонитской земли. После этого евреи беспрепятственно двинулись к равнинам Моава, готовясь к нападению на Ханаан.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.