Числа 5 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Господь сказал Моисею:
2 "Повелеваю израильскому народу содержать свой стан так, чтобы в нём не было ни болезни, ни заразы. Вели народу отсылать из стана всех, у кого тяжёлое кожное заболевание, вели отсылать из стана всех, у кого выделения, и вели также отсылать из стана всякого, кто дотронется до мёртвого тела.
3 И мужчин и женщин отсылай прочь из стана, чтобы они не распространяли болезни или заразу в стане, где Я обитаю среди вас".
4 Народ повиновался Богу. Они отослали таких людей прочь из стана и сделали так, как Господь повелел Моисею.
5 Господь сказал Моисею:
6 "Скажи израильскому народу: если один человек причинит вред другому, он тем самым грешит против Бога и повиновен в преступлении.
7 Поэтому пусть тот человек расскажет людям о совершённом им грехе, а потом сполна заплатит за причинённый вред, и пусть прибавит к плате пятую часть её и заплатит всё это человеку, которому причинил вред.
8 Если у мёртвого нет близких родственников, чтобы принять плату, то причинивший вред отдаст плату Господу. Тот человек заплатит сполна священнику, священник же пусть принесёт в жертву барана очищения. Пусть этот баран будет принесён в жертву во искупление грехов согрешившего, остаток же платы священник может оставить себе.
9 Если кто из израильского народа принесёт священный дар, то священник, принимающий дар, может оставить его себе, это принадлежит ему.
10 Эти священные дары приносить не обязательно, но если человек приносит их, то дары принадлежат священнику".
11 И сказал Господь Моисею:
12 "Скажи израильскому народу вот что: если случится, что жена не верна мужу,
13 имеет сношения с другим мужчиной и скрывает это от мужа, и некому сказать мужу, что жена согрешила, то муж её может никогда не узнать о том, что она согрешила, она же сама может не сказать мужу о своём грехе.
14 Муж, однако, может начать подозревать, что жена согрешила против него, станет ревновать и думать, что она нечиста и неверна ему.
15 Пусть тогда отведёт жену к священнику и принесёт за неё в жертву 8 чашек ячменной муки, но пусть не кладёт в муку ни елея, ни ливана. Ячменная мука — приношение хлебное Господу, приношение ревности. Это приношение в знак того, что муж считает свою жену неверной.
16 Священник приведёт женщину и поставит её перед Господом,
17 потом возьмёт особую воду и нальёт в глиняный кувшин, а затем положит в воду немного земли с пола священного шатра.
18 После этого он велит женщине встать перед Господом, распустит ей волосы, вложит в руку хлебное приношение, ячменную муку, принесённую её мужем по причине ревности, у него же в руках будет глиняный кувшин с особой водой, наводящей на женщину проклятие.
19 Потом священник скажет женщине, чтобы она не лгала, и она должна пообещать сказать правду. Священник скажет ей: "Если ты не спала с другим мужчиной и не согрешила против мужа за время своего замужества, то эта вода, наводящая проклятие, не причинит тебе вреда.
20 Если же ты согрешила против мужа, если имела сношения с мужчиной, который тебе не муж, то ты осквернилась
21 и, выпив эту воду, ты будешь проклята: не сможешь иметь детей, а если сейчас беременна, то дитя умрёт. И тогда твой народ отречётся от тебя и проклянёт". Затем пусть священник велит женщине, чтобы она дала Господу клятву и сказала, что все эти беды случатся с ней, если она солжёт.
22 Пусть священник скажет: "Ты должна выпить эту воду, наводящую проклятие. Если ты согрешила, то не сможешь иметь детей, а если беременна, то дитя умрёт, не родившись". А женщина пусть скажет: "Согласна сделать, как ты говоришь".
23 Пусть священник напишет эти заклинания на свитке, а потом смоет слова в воду.
24 Пусть женщина выпьет эту воду, наводящую проклятие, и войдёт эта вода внутрь её и вызовет страшные муки.
25 Затем священник возьмёт у неё хлебное приношение, приношение в знак ревности, и вознесёт его перед Господом, а потом принесёт его к алтарю.
26 Священник возьмёт в руки часть зерна, положит его на алтарь и сожжёт его там, а после этого велит женщине выпить воду.
27 Если женщина согрешила против мужа, то вода наведёт на неё проклятие, войдёт в тело и вызовет у неё страшные муки. Если внутри у неё дитя, то оно умрёт, не родившись, и она больше никогда не сможет иметь детей, и весь народ будет против неё.
28 Если же женщина не согрешила против мужа, то священник скажет, что она невинна. С ней ничего не случится, и она сможет иметь детей.
29 Вот каков закон о ревности, вот что следует делать, если женщина согрешила против мужа во время замужества,
30 и что следует делать мужу, если он ревнует и подозревает, что жена согрешила против него. Пусть священник велит женщине встать перед Господом и сделает с ней всё по этому закону.
31 Муж не будет повинен ни в каком грехе, женщина же пострадает, если согрешила".

Толкование Далласской семинарии

В. Очищение и освящение (главы 5−6)

I. ЦЕРЕМОНИАЛЬНО НЕЧИСТЫЕ (5:1−4)

Чис 5:1−4. Господь напоминает народу о Своей святости и о том, что, поскольку они живут близ места Его обитания, то сами должны быть святы. Согласно Моисееву завету, духовная святость сообщества связывалась с телесной, физической, святостью его членов и надлежащими отношениями между ними, и они же служили символом ее. Отсюда, всякий, кто заболевал болезнью, делавшей его нечистым с церемониальной точки зрения, не мог общаться с Богом в скинии, не мог общаться и со своими соплеменниками.

В число таких болезней входило всякое заразное кожное заболевание (не только проказа), а также любые выделения (например, менструальные или извержение семени); сюда же относилось и осквернение от прикосновения к трупу. (Полное описание различных видов нечистоты и поведения, предписывавшегося «нечистым», имеется в толковании на Лев 12−15 и Чис 19.)

2. ЗАКОН О ВОЗМЕЩЕНИИ (5:5−10)

Чис 5:5−10. В соответствии с духом закона, который рассматривал грех, содеянный против собрата, как грех, содеянный и против Бога (сравните Пс 50:6), Господь вводит здесь принцип возмещения. Тот, кто причинил вред другому человеку, должен так или иначе исповедать свой грех и, кроме того, дать потерпевшему полное возмещение, плюс еще 20 процентов. То, о чем идет здесь речь, явно относится к потерям, которые могли быть измерены в деньгах (подробности в Лев 6:1−7).

Но если того, кто понес урон, больше не было в живых, и у него не осталось близкого родственника, которому можно было бы выплатить возмещение, то возмещение следовало отдать Господу, вместе с бараном, которого требовалось принести как жертву за вину, для очищения (сравните Лев 5:15; 6:6; 7:1−10). Даяния этого рода обычно шли священнику в пищу (сравните Лев 7:6−7). Также и добровольные священные приношения, с которыми приходили израильтяне, предназначались лично священнику (Лев 2:9−10).

3. ОБВИНЕНИЕ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ (5:11−31)

Чис 5:11−15. В израильском сообществе завета прелюбодеяние, как сопряженное, с церемониальным осквернением и согрешением против соплеменника или соплеменницы, считалось и проявлением неверности по отношению к Господу. С прелюбодеянием, следовательно, нельзя было мириться — ни как с фактором нарушения отношений между мужем и женой (Исх 20:14), ни как с проявлением неверности завету (Иез 16).

Если мужчина подозревал свою жену в прелюбодеянии, то должен был привести ее к священнику, независимо от того, располагал он или нет доказательством ее вины (Чис 5:11−15). Поскольку прелюбодеяние было и грехом против Бога, соответствующее приношение, состоявшее из ячменной муки, следовало через священника предложить Господу. Целью этого было привлечь внимание к вине (стих 15). (О том, как это происходило, говорится в стихах 25−26.)

Чис 5:16−18. Приступая к ритуалу выявления вины, священник приводил женщину пред лице Господне (т. е. ставил ее перед скинией), брал воду, специально благословенную или отделенную для совершения таких ритуалов, и смешивал ее с землей, взятой с полу скинии. Затем он снимал с женщины головной убор, так что волосы ее рассыпались по плечам, и давал ячменное приношение ей в руки, а сам держал воду в кувшине…

Сцена как будто напоминает колдовские языческие ритуалы «испытания Божиим судом», а ведь колдовство само по себе недвусмысленно запрещено в Ветхом Завете (например Втор 18:9−13). Очевидно, данный ритуал надо понимать в плане символического значения его «составных частей». Так, мука — характерное приношение за вину, особенно когда она не смешана с благовонием или елеем (Чис 5:15; сравните Лев 2:1−2; 5:11−13). Вода, смешанная с землей, была святой (Чис 5:17), потому что содержалась в священном сосуде (возможно, в медном умывальнике, Исх 30:18).

Акт растворения земли в воде мог быть связан с тем обстоятельством, что землю ел змей, проклятый Господом в Едемском саду (Быт 3:14). И если вина женщины бывала доказана, она, подобно змею, подлежала проклятию Божию. Тот факт, что ей распускали волосы, не был знаком ее безнравственности (поскольку в тот момент таковая еще не была доказана), но тем не менее это говорило о серьезности предъявленного ей обвинения и ее предполагавшейся вине, о которой свидетельствовал «дух ревности», охвативший ее мужа (Чис 5:14).

Чис 5:19−31. Когда все было готово, священник говорил женщине, что она не будет проклята, если не виновна, а проклята будет в случае вины. Ей следовало ответить: Да будет так (аминь). Если она невиновна, то никаких физических последствий (вреда) от питья горькой воды, смешанной с землей, для нее не было. Но если была виновна, то «лоно» ее «опадало», а живот «опухал». Это было действием проклятия, приводившего к какому-то органическому нарушению, вследствие чего женщина становилась бесплодной (стихи 27−28).

После произнесения женщиной «аминь» (стих 22), чернила, которыми писались слова проклятия на свитке, смывались в кувшин с землей и водой (стих 23). То есть женщина должна была — символически — «съесть свои (с учетом ее «аминь») слова». Пока она пила этот напиток, священник приносил Господу ячменную муку (стихи 24−26). Если женщина была виновна, то страдала от проклятия. А если невинна, то никакого вреда от этого ритуала ей не было, и она сохраняла способность к деторождению (стихи 27−28).

В любом случае муж освобождался от ответственности — поскольку даже если жена оказывалась невинной, то ведь он действовал так, как действовал, потому, что был охвачен чувством ревности, над которым не имел контроля (стихи 29−31).

Происхождения «физических доказательств» вины не следует искать в каких-то особых свойствах священной воды, смешанной с землей, как не следует видеть в описанном ритуале элементов колдовства. Дело, скорее всего, было в психосоматической реакции, вызванной чувством подлинной вины или, напротив, сознанием своей невиновности; реакция эта пробуждалась под действием совести; у невинной совесть была спокойна, виноватую же — совесть и Святой Дух обличали.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.