Бытие 11 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 На земле были один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, люди нашли равнину в стране Сеннаар и поселились там.
3 И сказали люди: "Сделаем кирпичи из глины и обожжём их в огне, чтобы они стали твёрдыми". Они стали пользоваться кирпичами вместо камней, а дёгтем вместо извести.
4 Потом люди сказали: "Построим себе город и башню высотой до небес, прославимся этим и тогда не рассеемся во всей земле".
5 Господь сошёл вниз посмотреть на город и на огромной высоты башню, которую строили люди,
6 и сказал: "Все эти люди говорят на одном языке и объединились, чтобы сделать эту работу. И это лишь начало их дел; скоро они смогут делать всё, что задумают.
7 Сойдём же вниз и смешаем их язык, тогда они перестанут понимать друг друга".
8 И Господь рассеял людей по всей земле, так что они не закончили строительство города.
9 Там Господь смешал язык всей земли, и поэтому город этот называют Вавилон. Господь рассеял оттуда людей по всей земле.
10 Вот родословная семьи Сима. Через два года после потопа, когда Симу было 100 лет, у него родился сын Арфаксад.
11 После этого Сим жил 500 лет, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
12 Когда Арфаксаду было 35 лет, у него родился сын Сала.
13 После рождения Салы Арфаксад жил 403 года, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
14 Когда Сале было 30 лет, у него родился сын Евер.
15 После рождения Евера Сала жил 403 года, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
16 Когда Еверу было 34 года, у него родился сын Фалек.
17 После рождения Фалека Евер жил ещё 430 лет, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
18 Когда Фалеку было 30 лет, у него родился сын Рагав.
19 После рождения Рагава Фалек жил ещё 209 лет, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
20 Когда Рагаву было 32 года, у него родился сын Серух.
21 После рождения Серуха Рагав жил ещё 207 лет, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
22 Когда Серуху было 30 лет, у него родился сын Нахор.
23 После рождения Нахора Серух жил ещё 200 лет, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
24 Когда Нахору было 29 лет, у него родился сын Фарра.
25 После рождения Фарры Нахор жил ещё 119 лет, и за это время у него родились другие сыновья и дочери.
26 Когда Фарре было 70 лет, у него родились сыновья Аврам, Нахор и Аран.
27 Вот родословная семьи Фарры. У Фарры родились сыновья Аврам, Нахор и Аран. У Арана родился сын Лот.
28 Аран умер в своём родном городе Уре Халдейском ещё при жизни своего отца Фарры.
29 Аврам и Нахор женились, жену Аврама звали Сара, а жену Нахора — Милка. Милка была дочерью Арана, Аран же был отцом Милки и Иски.
30 Сара была бесплодна и потому не имела детей.
31 Фарра забрал свою семью и покинул Ур Вавилонский, чтобы идти в Ханаан. Он забрал с собой своего сына Аврама, внука Лота (сына Арана), свою невестку Сару, жену Аврама. Они добрались до города Харрана и решили там поселиться.
32 Фарра дожил до 205 лет и умер в Харране.

Новой Женевской Библии

11:1−9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших.

11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования.

одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова».

11:2 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10:10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций.

11:4 построим. См. Пс 126:1.

город. См. 4:17 и ком.

прежде нежели рассеемся. Или «чтобы не рассеяться». Подобно Каину, люди пошли по пути создания человеческой цивилизации, основанной на самоутверждении и бездуховности.

сделаем себе имя. Поскольку слово «имя» подразумевает утверждение, очевидно, что строители города пытались обрести славу и бессмертие своими собственными усилиями. Бог дает вечное имя (12:2) тем, кто возвеличивает Его имя (4:26; 12:8; Ис 63:12, 14).

11:5 сошел. Антропоморфное описание, которое не следует понимать буквально.

11:6 сказал Господь. См. ком. к 11:5.

11:7 сойдем же. См. ком. к 1:1.

11:8 рассеял. Вместо того чтобы обрести славу и бессмертие, люди оказались в отчуждении и рассеянии. В прошлом изгнание стало участью Адама, Евы (3:23) и Каина (4:12). Это осуждение было также и спасением: в изолированности друг от друга народы скорее могли обратиться к Богу (12:3; Деян 17:26−27).

11:9 Вавилон. Для вавилонян название города означало «ворота бога», а не «смешение».

11:10−26 В начале эта родословная избранных, как и 5:1 32, представляет собой единую линию, но в конце разделяется, упоминая трех сыновей. Она частично перекрывается 10:21 31 и образует переход от первобытной истории к истории Аврама, приводя родословную избранного рода от потопа к Авраму.

11:10 Вот родословие Сима. Родословие Сима выделено из общего родословия «сынов Ноевых» (см. 10:1).

11:16 Фалека. См. 10:25 и ком.

11:26 семьдесят лет. Если Аран был старшим сыном, тогда 135 лет, прошедшие между его рождением и смертью Фарры (11:32), представляют собой значительный промежуток времени, достаточный для того, чтобы Нахор мог жениться на своей племяннице.

Аврама. Это имя было распространено в Вавилонии. В письменных документах встречается имя Аби-рама, который жил задолго до Аврама.

Нахора. См. ст. 22, 20−24. В древности на Ближнем Востоке детей часто называли по имени деда.

11:27 — 25:11 Повествование начинается с имени Фарры, отца Аврама, поскольку именно Фарра был родоначальником семьи. Возможно, его семья поклонялась Луне (см. Нав 24:2, 15), поэтому имена Сара и Милка могли быть связаны с именами жены бога луны Сина Шаррату («царица») и его дочери Малка («царевна»).

Семья Авраама.

11:27−32 В этом введении к повествованию представлены главные действующие лица в жизни Аврама: отец, брат, жена, невестка и племянник.

Вот родословие Фарры. В дальнейшем его имя нигде больше не будет упомянуто, поскольку он не разделял веры Аврама.

11:28 умер Аран. Дальнейшая судьба детей Арана в этой тесно связанной родственными узами семье объясняется его преждевременной смертью. Аврам усыновил Лота (ст. 31; 12:4), сына Арана, а Нахор женился на Милке, дочери Арана.

в Уре Халдейском. Обычно Ур-Касдим (Ур Халдейский) отождествляют с Мугейром, городом на берегу Евфрата, недалеко от места слияния его с Тигром. Ур, упоминающийся в различных археологических документах под названием Уру, был одним из самых древних городов Вавилонии и являлся центром поклонения божеству Луны. На месте этого города неоднократно проводились археологические раскопки.

11:29 Сара. Она была дочерью Фарры, но не являлась сестрой Авраму по матери (20:2). Закон, запрещающий браки между сводными братьями и сестрами, не был известен во времена патриархов (Лев 18:9; Лев 20:17; Втор 27:22).

жены Нахоровой... дочь Арана. Закон не запрещал жениться на племяннице.

11:30 неплодна. Это решающий момент во всей истории Аврама; только чудесное потомство, дарованное Богом, продлит род Аврама и положит начало избранному народу Божию.

11:31 вышел ...из Ура. См. Неем 9:7.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.