Бытие 21 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Господь исполнил обещанное Сарре и сделал, что обещал ей:
2 она забеременела и родила Аврааму сына в старости его; и всё произошло так, как обещал Бог.
3 Сарра родила сына, Авраам назвал его Исааком,
4 и когда Исааку было восемь дней, Авраам сделал ему обрезание, как велел Бог.
5 Аврааму было 100 лет, когда у него родился сын Исаак.
6 Сарра сказала: "Бог осчастливил меня, и каждый, кто услышит об этом, будет радоваться вместе со мной.
7 Никто не думал, что я, Сарра, смогу иметь ребёнка от Авраама, но я родила Аврааму сына, хотя и стар он".
8 Исаак рос. Когда настало время отнять его от груди, Авраам устроил большой пир.
9 Сарра увидела игравшего Измаила, сына Агари, рабыни-египтянки, родившей Аврааму первенца.
10 "Избавься от этой рабыни и её сына, отошли их прочь! — сказала она Аврааму. — После нашей смерти наш сын Исаак получит всё, чем мы владеем, и я не хочу, чтобы сын этой рабыни разделил наследство с моим сыном Исааком!"
11 Авраам очень расстроился, беспокоясь о своём сыне Измаиле,
12 но Бог сказал ему: "Не беспокойся о мальчике и о рабыне! Сделай, как хочет Сарра. Исаак будет твоим единственным наследником,
13 но Я благословлю также и сына рабыни. Он твой сын, поэтому Я и от него произведу великий народ".
14 На следующее утро Авраам взял хлеба и немного воды, дал Агари, и та ушла вместе со своим мальчиком и пошла через пустыню Вирсавию.
15 Вскоре вода кончилась. Агарь посадила сына под куст
16 и, отойдя немного подальше, остановилась и села. Она думала, что её сын умрёт без воды, и не хотела видеть, как он умирает, поэтому она сидела и плакала.
17 Бог услышал плач мальчика, и Ангел Божий с небес воззвал к Агари: "Что случилось, Агарь? Не бойся! Господь услышал плач мальчика.
18 Пойди, помоги ему, возьми за руку и веди. Я сделаю его отцом многочисленного народа".
19 Бог дал Агари увидеть колодец с водой, она подошла к колодцу, наполнила мех водой и дала мальчику напиться.
20 Мальчик рос, и Бог был с ним. Измаил жил в пустыне, научился очень хорошо стрелять из лука и стал охотником.
21 Мать нашла ему жену египтянку, и они продолжали жить в пустыне Фаран.
22 Авимелех и Фихол, военачальник Авимелеха, сказали Аврааму: "Бог с тобой во всём, что ты делаешь.
23 Так поклянись мне перед Богом, обещай, что будешь справедлив ко мне и к моим детям. Обещай, что будешь милостив ко мне и к этой стране, в которой живёшь; и как я был милостив к тебе, так и ты будешь милостив ко мне".
24 Авраам ответил: "Обещаю обращаться с тобой так же, как ты обращался со мной".
25 Авраам пожаловался Авимелеху, что его слуги отняли колодец с водой.
26 Авимелех сказал: "Я не знаю, кто это сделал. Ты мне не говорил об этом до сегодняшнего дня!"
27 Тогда Авраам с Авимелехом заключили соглашение; Авраам дал Авимелеху овец и скот в доказательство соглашения,
28 и отдельно поставил перед Авимелехом ещё семь овечек.
29 "Зачем ты поставил передо мной отдельно семь овечек?" — спросил Авимелех.
30 "Если ты примешь от меня этих овечек, это будет свидетельством того, что я вырыл этот колодец", — ответил Авраам.
31 Поэтому тот колодец стали называть Вирсавия, он был назван так потому, что там они поклялись друг другу.
32 Авраам и Авимелех заключили союз около Вирсавии, и после этого Авимелех и его военачальник Фихол возвратились в землю Филистимскую.
33 Авраам посадил у Вирсавии дерево, у которого молился Господу, Богу вечному.
34 И оставался Авраам в стране Филистимской ещё долгое время.

Новой Женевской Библии

21:1−7 Повествование о рождении Исаака завершает собой историю, начавшуюся с известия о бесплодии Сарры в 11:27−32. Вновь просматривается структура завета: Бог выполняет Свое обещание, даровав Аврааму сына от Сарры (ст. 1−2; 17:1−6, 15−16; 18:1−15), а Авраам повинуется Богу, назвав сына Исааком (ст. 3; 17:16) и обрезав его (ст. 4:5; 17:9−14), Сарра также воздает хвалу Господу (ст. 6−7). Радостная весть о чудесном рождении Исаака является прообразом божественной вести о рождении Иисуса Христа (Ис 9:6; Лк 2:10−11).

21:1 призрел. Букв.: «посетил». Другими словами, Бог вмешался в дальнейшую судьбу Сарры. Это же древнееврейское слово используется в 50:24.

21:2 в старости его во время, о котором говорил ему Бог. См. 17:17, 24; 18:11−14. Все происходит во времена и сроки, определенные Господом.

21:4 обрезал. См. 17:9−12 и ком.

21:6 рассмеется. До рождения Исаака Сарра рассмеялась по причине своего неверия, но после его рождения от переполнявшей ее радости.

21:8−11 С изгнанием Агари и Измаила уже ничто не угрожает праву Исаака на наследство. Рождение Исаака и изгнание Измаила соединены игрой слов «смех» и «насмехается» и, что еще более важно, словами Господа, подтверждающими рождение Исаака (ст. 1) и его исключительное право наследования (ст. 12). И вновь Авраам отвечает на Божие обетование своим беспрекословным послушанием (ст. 14).

21:9 насмехается. См. ком. к 21:6. Сын рабыни гнал сына свободной женщины (Гал 4:29).

21:10 выгони. Т.е. «лиши прав наследования» (25:5−6).

21:11 показалось это Аврааму весьма неприятным. Переживания Авраама были вызваны как отцовской любовью, так и существовавшими в то время законами (16:6 и ком.; 17:18).

21:12 в Исааке наречется тебе семя. Божии обетования обретут свое исполнение через сверхъестественное потомство, а не через плотское (Рим 9:7−8). Вечное благословение относится только к рожденным по обетованию (17:7 и ком.).

21:13 от сына рабыни. Это же древнееврейское слово употребляется в ст. 10; оно отличается от слова, переведенного как «служанка» в 16:1.

великий народ. По великой Божией любви к Аврааму даже его плотские дети получают благословение на земле, хотя они и не имеют части в искупительном Царстве, грядущем на землю с небес (17:6 и ком.).

21:17−19 Действие Божией благодати не ограничивается только Исааком и его потомством.

21:17 услышал Бог. См. 16:11.

21:19 Бог открыл глаза ее. Выражение «открыть глаза» часто используется в Писании в переносном смысле и имеет значение «выйти на качественно новый уровень мышления, обрести понимание» (см. 3:7). В данном случае «глаза» Агари «открыл» Сам Бог, что указывает на характер этого нового понимания.

21:21 в пустыне Фаран. См. 14:6.

из земли Египетской. См. 16:1.

21:22 в то время. Визит филистимского царя служит еще одним подтверждением того, что именно Исаак станет наследником обетовании.

Авимелех. Предыдущая встреча Авраама с Авимелехом имела отношение к обетованному семени (20:1−18); новая встреча связана с землей.

21:23 теперь поклянись мне. Царь и его военачальник по достоинству оценили то чудесное благословение, которым Бог одарил Авраама, чужеземного пастуха, поэтому они искали вечного мира с ним (14:13; 23:6).

Богом. Обе стороны поклялись именем Бога (ст. 31, 33).

21:30 возьми от руки моей. Приняв этот дар, Авимелех должен был признать право Авраама на колодец. Этот договор необходимо было подтвердить клятвой в присутствии свидетелей (ст. 31).

21:33 насадил... рощу. Дословно: «посадил тамариск». Это небольшое деревце, посаженное в земле Негеб, вероятно, служило свидетельством Божией благодати и залогом того, что Авраам будет жить в этой земле, а также символизировало собой Божие присутствие, живительное, как тень дерева в пустыне.

21:34 жил... как странник. Это древнееврейское выражение, которое можно перевести и как «жил временно», говорит о том, что Авраам оставался пришельцем и странником в той земле.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.