Бытие 25 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Авраам женился во второй раз, и вторую жену его звали Хетурой.
2 Хетура родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.
3 Иокшан был отцом Шевы и Дедана, от Дедана же произошли ашуры, летуши и леюмы.
4 У Мадиана были сыновья: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все эти сыновья родились от брака Авраама и Хетуры.
5 Авраам отдал Исааку всё, чем владел.
6 И перед тем как ему умереть, Авраам одарил сыновей своих наложниц и отправил этих сыновей на восток, отделив их от Исаака.
7 Авраам дожил до 175 лет,
8 а потом ослабел и умер. Он прожил хорошую долгую жизнь, а после смерти соединился со своим народом.
9 Сыновья Исаак и Измаил похоронили его к востоку от Мамре, в пещере Махпела на поле Ефрона, сына Цохара,
10 в той самой пещере, которую Авраам купил у хеттов. Там похоронили Авраама с женой его Саррой.
11 После смерти Авраама Бог благословил Исаака. Исаак жил в Беэр-лахай-рои.
12 Вот родословная Измаила, сына Авраама и египтянки Агари, Сарриной служанки,
13 и вот имена сыновей Измаила: первенец Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам,
14 Мишма, Дума, Масса,
15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма.
16 Всё это имена сыновей Измаила, у каждого сына был свой стан, который потом стал небольшим городом, и эти двенадцать сыновей были князьями своих племён.
17 Измаил прожил 137 лет, а потом умер и соединился со своими предками.
18 Потомки Измаила поставили свои станы по всей пустыне от Хавилы до Сура, на границе с Египтом, и от Сура до самой Ассирии и часто нападали на народ его братьев.
19 Вот родословная Исаака: у Авраама был сын по имени Исаак.
20 Когда Исааку исполнилось 40 лет, он женился на Ревекке из Падан-арама, дочери арамеянина Вафуила и сестре арамеянина Лавана.
21 Жена Исаака не могла иметь детей, но когда Исаак помолился Господу за свою жену, то Господь, услышав молитву Исаака, сделал так, что Ревекка забеременела.
22 Во время беременности Ревекки дети часто бились у неё внутри, и она помолилась Господу и спросила: "Почему это со мной такое происходит?"
23 И ответил ей Господь: "У тебя во чреве два племени, от тебя родятся главы двух разных семей, и разделятся они: один сын будет сильнее другого, и старший сын будет служить младшему".
24 Когда пришло её время, Ревекка родила близнецов.
25 Первый родился весь красный, кожа у него была словно мохнатое одеяние, и потому назвали его Исавом.
26 Когда же родился второй, он крепко держался за пятку Исава, и потому его назвали Иаковом. Исааку было шестьдесят лет, когда они родились.
27 Мальчики выросли. Исав стал искусным охотником и любил проводить время в полях; Иаков же был тихим человеком, проводившим всё время в шатре.
28 Исаак любил Исава, потому что дичь, которую приносил Исав, была ему по вкусу, а Ревекка любила Иакова.
29 Однажды Исав пришёл домой с охоты усталый и обессилевший от голода. Иаков в это время готовил чечевичную похлёбку.
30 И сказал Исав Иакову: "Я обессилел от голода, дай мне немного этих красных бобов". (Потому и дали ему прозвище Едом. )
31 Но Иаков ответил: "Продай мне твоё право первородства".
32 "Я умираю от голода, и если я умру, то к чему мне богатство моего отца? Я отдам тебе мою долю", — сказал Исав.
33 Но Иаков сказал: "Сперва поклянись, что отдашь". Исав поклялся Иакову и продал ему свою долю богатства их отца,
34 и тогда Иаков дал Исаву еды и хлеба. Исав поел, попил и ушёл и пренебрёг своим правом первородства.

Новой Женевской Библии

25:1−18 Родословие, предшествующее повествованию о смерти Авраама (ст. 1−4; ст. 7−11), а также следующее за ним родословие Измаила (ст. 12−18) представляют собой родословные сыновей Авраама, рожденных по плоти. Эти родословия убедительно свидетельствуют о том, что только от Сарры произошло потомство, рожденное по обетованию; многочисленные же потомки Авраама, рожденные по плоти, никоим образом не могут претендовать на землю, обещанную в наследство Исааку (ст. 5−6). Избранные сыны связаны с плотскими сыновьями не духовными, а кровными узами. Сын Авраама, рожденный по обетованию, является его «единственным сыном» (22:2 и ком.).

25:1 взял... еще жену. Хеттура была наложницей Авраама (1Пар 1:32), поэтому Писание нигде больше не говорит о ее детях как о потомстве Авраама.

25:2−4 Некоторые из этих имен встречаются в качестве географических названий в районе Аравийской пустыни к востоку от реки Иордан.

25:5 отдал... все, что было у него, Исааку. См. 24:36. Авраам выслал потомков Хеттуры так же, как когда-то изгнал Измаила с Агарью (21:10 и ком.).

25:6 подарки. Это было их наследство.

еще при жизни своей. Сам Авраам закрепил законное право Исаака на наследование обещанной земли.

25:8 умер. Авраам умер, верой увидев исполнение обетования в будущем (Евр 11:10, 13 16).

в старости доброй. См. 15:15.

25:9 погребли... в пещере. См. гл. 23; 35:27 29; 49:29−32.

25:12 Вот родословие. См. 2:4 и ком.

25:13−15 Некоторые из этих имен являются арабскими, другие же, согласно небиблейским источникам, представляют собой названия северо-западных аравийских племен.

25:16 двенадцать князей племен. См. 17:20.

25:18 поселились пред лицем всех братьев своих. См. 16:12.

25:19−35:29 История Исаака представляет собой историю соперничества между Исааком и Ревеккой (ст. 28; гл. 27), между Иаковом и Исавом (25:19−34; гл. 27; 32−33), Иаковом и Лаваном (гл. 29−31), Лией и Рахилью (29:31−30:24), а в конечном итоге между Иаковом и Ангелом Господним (32:22−32). Краеугольным камнем этой истории является обетование, данное Аврааму (24:7) и переданное затем Исааку и Иакову (28:3, 4, 13−15; 35:11−12). Обетование включает в себя Божие покровительственное Присутствие (28:15; 31:42; 32:9, 12; 35:3). Суверенная Божия воля в действии это то, что связывает всю историю воедино (Рим 9:10−12): Бог отверз неплодную утробу Ревекки, утвердил превосходство Иакова над Исавом, противоречащее человеческому праву первородства, а также отверг патриархальную власть Исаака, общественное положение Лавана и военную силу Исава. Согласно Божию выбору, дар веры получил Иаков, а не Исав (25:27−34).

25:19−26 Борьба за главенство между Иаковом и Исавом в утробе матери и верховный выбор Господа дают начало этому родословию и определяют его дальнейший характер.

25:19 Вот родословие. См. 2:4 и ком.

Исаака, сына Авраамова. Эта история охватывает время, когда Исаак был патриархом с момента его женитьбы и до самой смерти. Однако вся она посвящена Иакову (Введение: Содержание). Исаак попытался воспротивиться тому, чтобы Божие благословение досталось Иакову (гл. 27), и поэтому о нем больше не упоминается вплоть до самой его смерти (35:27−29).

25:20 Арамеянина. См. Втор 26:5. Это прелюдия к бегству Иакова в Месопотамию и его конфликту с Лаваном (гл. 28−31).

из Месопотамии. Букв.: «из Падан-Арама». Падан-Арам является еще одним названием Арам-Нагара (24:10).

25:21 молился. См. 20:7. Жена Исаака и его потомство были вымолены у Бога (24:12). Хотя близнецы были рождены по обетованию, лишь один из них обладал даром веры.

неплодна. Следующему поколению также следовало знать, что его потомство было потомством по обетованию, а не по плоти (11:30; 17:15−16; 18:1−15; 21:1−7) и что Бог Своей верховной властью избрал его (ст. 23).

25:22 для чего мне это? Ответом на этот вопрос, волнующий человечество на протяжении всей его истории, является принятие той истины, что за всеми событиями стоит воля Божия (Нав 7:7).

25:23 Господь сказал ей. Через пророчества, произнесенные в преддверии тех или иных событий, Бог обнаруживал Свое всевластное руководство в жизни Адама и Евы (3:15), потомков Ноя (9:25, 27), Авраама (12:1−3), Иакова и Исава, а также в истории Иосифа и его братьев (37:1−11).

больший. Это древнееврейское слово, означающее «старший сын», встречается только в родственном древнееврейскому аккадском языке, относящемся к середине второго тысячелетия до Р.Х.

будет служить меньшему. Иаков обязан своим первородством верховному (суверенному) Божиему избранию, а не природному праву (Втор 21:15−17). Вся слава принадлежит Богу, Который «творит все, что хочет» (Пс 113:11). Это пророчество исполнялось на протяжении всей истории Израиля (2Цар 8:13). Ирод Великий был одним из потомков Исава.

25:25 косматый. В древнееврейском языке это слово «сеир» созвучно названию горы, где поселился Исав (36:8).

25:26 Иаков. Иаков оправдывает свое имя, пытаясь нечестным путем приобрести Божие благоволение (27:33; Ос 12:3−4).

25:27−34 Исав представляет собой мирского человека грубого «человека полей», который недальновидно пренебрег Божественным обетованием ради того, чтобы утолить свой голод. Иаков же благодаря своей вере смог увидеть и по достоинству оценить это обетование.

25:27 человеком кротким. Букв.: «цельным», «совершенным».

25:28 Исаак любил... Ревекка любила. Родительские пристрастия привели в дальнейшем к разладу в семье. Любовь Исаака основывалась на природных чувствах, а любовь Ревекки на духовных ценностях (гл. 27). Божия всевластная благодать должна была возобладать над плотскими склонностями Исаака, тем более, что именно Исааку по закону принадлежала власть передавать семейное благословение (24:36; 25:5).

25:30 дай мне поесть красного, красного этого. Букв.: «залей мне в горло». Глагол, использованный здесь, служит для создания образа животной жадности и несдержанности.

25:31 продай мне. Иаков воспользовался слабостью Исава. Его отношение к брату резко отличается от отношения Авраама к Лоту (гл. 13), однако впоследствии оно изменится (гл. 33). В сущности, Иаков просит у Исава то, чем сам Исав не дорожит; в описанной ситуации нет обмана со стороны Иакова.

первородство. Первородный сын имел право быть основным наследником семейного состояния (27:33; Втор 21:17; 1Пар 5:1−2). В семье завета к такому состоянию, кроме всего прочего, относилось и обещание Господа даровать потомство в обетованной земле.

25:32 вот, я умираю. Исав не имел веры в Бога Авраама и жил сиюминутными переживаниями.

25:34 он ел и пил, и встал и пошел. Отрывочный стиль повествования характеризует Исава как грубого и не склонного к размышлениям человека.

пренебрег... первородство. См. Евр 12:16−17. Богу ненавистны те, кто пренебрегает Его обетованиями (Мал 1:3).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.