2 Царств 15 глава

Вторая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 После этого Авессалом завёл себе колесницу, лошадей и пятьдесят человек, которые бежали перед ним.
2 Он вставал рано утром и становился у городских ворот, и когда кто-нибудь приходил со своей тяжбой к царю на суд, Авессалом подзывал его и спрашивал: "Откуда ты?". Человек отвечал: "Я из такого-то колена Израилева".
3 Тогда Авессалом говорил этому человеку: "Твои слова правильные и честные, но у царя некому выслушать тебя".
4 А потом Авессалом добавлял: "О, если бы меня поставили судьёй в этой земле! Я бы смог помочь каждому, кто пришёл ко мне со своими делами, и судил бы его справедливо".
5 А если кто-то подходил к нему поклониться, Авессалом протягивал к человеку руки, удерживал его и целовал.
6 Авессалом вёл себя так со всеми, кто приходил к царю за правосудием, и так завоёвывал сердца израильтян.
7 Через четыре года Авессалом сказал царю Давиду: "Позволь мне пойти в Хеврон и исполнить обет, который я дал Господу.
8 Я, раб твой, живя в Гессуре, дал обет: "Если Господь вернёт меня в Иерусалим, я буду служить Господу"".
9 Царь сказал ему: "Иди с миром". И Авессалом пошёл в Хеврон.
10 Он разослал лазутчиков во все колена израильские, чтобы сказать им: "Когда вы услышите звуки труб, то говорите: "Авессалом воцарился в Хевроне!""
11 С Авессаломом из Иерусалима пошли двести человек, которых он пригласил. Они пошли по простоте своей, не зная в чём дело.
12 Во время жертвоприношения Авессалом призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давида, из города Гило. Заговор Авессалома продолжал набирать силу, и вокруг него собиралось всё больше и больше народу.
13 К Давиду пришёл вестник и сказал: "Израильтяне стали поддерживать Авессалома".
14 Тогда Давид сказал всем слугам, которые были с ним в Иерусалиме: "Мы должны бежать! Или никто из нас не спасётся от Авессалома. Мы должны бежать немедленно, пока Авессалом не захватил нас, не разрушил город и не убил всех людей мечом".
15 И сказали ему царские слуги: "Мы сделаем всё, что ты скажешь".
16 Царь вышел и весь дом его вышел следом за ним. Царь оставил десять наложниц, чтобы они присматривали за домом.
17 Он отправился с людьми, следовавшими за ним, и через некоторое время они остановились на привал у последнего дома.
18 Все слуги проходили мимо царя. Все хелефеи, все фелефеи и около шестисот гефян, которые пришли с ним из Гефа, прошли мимо царя.
19 Царь сказал Еффею Геффянину: "Зачем и ты идёшь с нами? Возвращайся и оставайся с царём Авессаломом. Ты — чужеземец, изгнанный из своей земли.
20 Только вчера ты пришёл к нам. Должен ли ты сейчас скитаться со мной с места на место? Возвратись и возьми с собой своих братьев. Пусть милость и преданность сопутствуют тебе".
21 Но Еффей ответил царю: "Как жив Господь, и как жив господин мой царь, где бы ни был ты, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой!"
22 И сказал Давид Еффею: "Тогда пойдём". И Еффей Гефеянин и все его люди с детьми пошли вместе.
23 Все люди громко рыдали, когда они проходили. Царь Давид перешёл поток Кедрон, и весь народ пошёл по направлению к пустыне.
24 Садок и все левиты, бывшие с ним, несли ковчег завета Божьего. Они поставили ковчег Божий и Авиафар стал молиться, пока весь народ не вышел из Иерусалима.
25 И сказал царь Садоку: "Возьми ковчег Божий и отнеси его обратно в город. Если Господь доволен мной, Он возвратит меня и позволит мне снова увидеть Его и Его шатёр.
26 А если Он скажет, что недоволен мной, то пусть тогда делает со мной всё, что захочет".
27 И ещё царь сказал Садоку священнику: "Ты пророк, не правда ли? Возвратись в город с миром. И возьми с собой сына своего Ахимааса, а также Ионафана, сына Авиафара.
28 Я буду ждать возле того места, где люди переходят через реку в пустыню. Я буду ждать там, пока ко мне не придёт известие от вас".
29 И возвратили Садок и Авиафар ковчег Божий в Иерусалим и остались там.
30 А Давид продолжал подниматься на Елеонскую гору. Он шёл и плакал. Голова его была покрыта, а ноги босы. И все люди, бывшие с ним, покрыли себе головы и шли, плача.
31 Давиду сказали: "Ахитофел находится среди заговорщиков с Авессаломом". И сказал Давид: "Господи, сделай совет Ахитофела бесполезным".
32 Когда Давид взошёл на вершину горы, где люди обычно молились Богу, навстречу ему вышел Хусий Архитянин. Одежда на нём была разодрана, и голова посыпана пылью.
33 Давид сказал Хусию: "Если ты пойдёшь со мной, то будешь мне в тягость.
34 Но если ты вернёшся в Иерусалим, то сможешь сделать совет Ахитофела бесполезным. Скажи Авессалому: "Царь, я — раб твой. Раньше я был рабом отца твоего, а теперь я буду твоим рабом".
35 Священники Садок и Авиафар будут с тобой. Расказывай им всё, что услышишь в доме царя.
36 Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара, будут с ними. Ты пошлёшь их рассказать мне всё, что услышишь".
37 Хусий, друг Давида, добрался до Иерусалима в то время, когда Авессалом вступал в город.

Новой Женевской Библии

15:1 колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. См. ком. к 8:4.

15:4 и я судил бы его по правде. См. ком. к 13:21.

15:7 По прошествии сорока лет. (В большинстве древних манускриптов — «четырех», что более вероятно). Отсчет, по-видимому, ведется от момента сомнительного примирения между Авессаломом и Давидом (см. ком. к 14:33). Следовательно, со времени возвращения Авессалома из Гессура прошло шесть лет (14:28).

в Хевроне. См. ком. к 2:1. Хеврон был родным городом Авессалома (3:2−3) и, что более важно, местом, где Давид был помазан на царство сначала над Иудеей (2:4), а затем и над всем Израилем (5:3).

15:8 Гессуре. См. ком. к 13:23.

15:9 иди с миром. Хотя это выражение и является вполне общепринятым (напр., 1Цар 1:17; 1Цар 20:42; 1Цар 29:7), в свете предстоящих событий (ст. 10) оно звучит в устах Давида несколько двусмысленно.

15:10 Авессалом воцарился в Хевроне. См. ком. к ст. 7.

15:12 Ахитофела Гилонянина. См. ком. к 11:3.

Гило. Город в горных районах Иудеи (Нав 15:48, 51), возможно, недалеко от Хеврона.

15:18 все Хелефеи, и все Фелефеи. См. ком. к 1Цар 30:14.

до шестисот человек. Это выражение часто употребляется в контексте повествования о военных действиях (напр., Суд 3:31; Суд 18:11; Суд 20:47; 1Цар 13:15) и, возможно, является обозначением определенного рода подразделения.

пришедшие... из Гефа. По всей видимости, Давид установил добрые отношения с жителями Гефа еще во время своего пребывания у гефского царя Анхуса (1Цар 27:1−12).

15:19 Еффею Гефянину. Этот чужестранец в скором времени станет одним из доверенных военачальников Давида наряду с Исавом и Авессой (ст. 21−22; 18:2, 5, 12).

15:20 вчера. Это нужно понимать, видимо, в условно-фигуральном смысле (см. ком. к ст. 18).

15:21 там будет и раб твой. Преданность, выказываемая иноземцем Давиду, особенно замечательна на фоне измены своему царю многих израильтян.

15:23 поток Кедрон. Протекающий с севера на юг поток Кедрон отделял Иерусалим от Елеонской горы.

по дороге к пустыне. В Септуагинте это место, древнееврейский текст которого допускает некоторые разночтения, переведено как «масличный путь в пустыне».

15:24 Садок... Авиафар. См. ком. к 8:17.

ковчег Божий. См. ком. к 1Цар 3:3; 1Цар 4:3.

15:25 возврати ковчег Божий. Давиду (в противоположность старейшинам Израиля в 1Цар 4:3) явно чуждо магическое толкование чудесной силы ковчега.

15:26 пусть творит со мною, что Ему благоугодно. Давид смиренно принимает всевышнюю волю Господа (ср. слова Илии в 1Цар 3:18; также 10:12 и ком.), но это не мешает ему принимать практические меры для спасения своей жизни (ст. 27−28, 32−36).

15:27 возвратись в город с миром. Садок, Авиафар и его сыновья окажут Давиду ощутимую помощь в борьбе с Авессаломом (17:15−21).

15:28 на равнине в пустыне. Предположительно имеется в виду местность поблизости от реки Иордан (17:16).

15:30 гору Елеонскую. См. ком. к ст. 23.

голова у него была покрыта; он шел босой. Выражение скорби и печали (Есф 6:12; Ис 20:2−4; Иер 14:3−4).

15:31 разрушь совет Ахитофела. Давид молит Господа о том, чтобы тот покарал изменившего друга за предательство. Измена Ахитофела нашла свое отражение в горестных словах Пс 40:10, которые в НЗ применены к предательству Иудой величайшего из сынов Давида (Ин 13:18). См. также Пс 3, называемый «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего».

15:32 Хусий. После молитвы Давида Господь посылает ему того, кому предназначено было расстроить планы восставших. Имя Хусий встречается также в 3Цар 4:16 и в 1Пар 27:33, где, как и в данной главе, он назван другом царя Давида.

Архитянин. Архитяне, согласно Быт 10:15−17, были потомками хананеев и занимали земли к западу от Вефиля (Нав 16:2).

15:37 Хусий, друг Давидов. См. ком. к ст. 32.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.